Факторы развития личности | Студент-Сервис
Ребенок появляется на свет как индивид — единичный представитель вида homo sapiens, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества, обладающий психофизиологическими задатками, которые дадут ему возможность стать личностью, способной мыслить, трудиться, ставить и реализовывать цели и планы деятельности, осознавать себя членом общества, выполнять гражданские и семейные функции.
Под личностью в психолого-педагогической науке понимается человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Личность — это социальная сущность человека. Социальные качества приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. У личности есть интересы, убеждения, идеалы, в которых проявляют себя потребности человека.
Одновременно с социальными чертами личность приобретает черты индивидуальности, отличающие ее от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Интересно
Превращение индивида в личность — это сложный и долгий процесс развития — количественных и качественных изменений в организме, интеллекте, психике и духовной сфере человека, что обусловлено влиянием многих факторов.
Фактор (нем. Faktor от лат. factor — делающий, производящий) — это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты.
На процесс становления человека воздействуют биологические и социальные факторы. Ученые издавна спорят о том, какая группа факторов оказывает наибольшее влияние на человека, можно ли учитывать и регулировать это влияние.
Выделяют три ведущие концепции развития личности, по-разному толкующие процесс ее становления.
Сущность биологического направления.Личность — сугубо природное существо. Поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Они могут окультуриваться, замещаться, однако им принадлежит решающая роль в становлении человека.
Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Сущность социологического направления.
Хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми общается. Воспитание способно корректировать влияние среды на человека.
Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения и т. п.
Сущность биосоциального направления.
Не только физиологические процессы, но и часть психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, реагирование на опасность и др.) имеют биологическую природу, а направленность, мышление, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Взгляды современной науки на личность.
Личность — единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т. е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.).
Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в различных ситуациях и видах общения с другими людьми.
К ведущим факторам развития личности относят наследственность, среду и воспитание.
Наследственность (неуправляемый фактор развития личности) — это свойство организма передавать детям от родителей определенные качества и особенности (телосложение, цвет глаз, волос, кожи, некоторые болезни, физиологические параметры и др.).
По наследству в соответствии со своей биологической природой человек обладает способностью к социальному развитию — прямохождению, овладению речью, развитию мышления и самосознания, творчеству, труду и т. д.
Человек от рождения наделен природными задатками — предпосылками к тому или иному виду деятельности. Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека — его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки, а даровитые люди, наоборот, могут погубить свои таланты.
При упорстве, трудолюбии человек может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.
Среда (полууправляемый фактор развития личности) — реальная действительность и условия, в которых растет ребенок; социальная, материальная, экономическая среда, общественный строй, которые создают условия для развития ребенка; малая социальная среда — родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка.
Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.
Окружающая среда — это природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.
Частью окружающей среды являются:
- среда географическая — определенный территориальный ландшафт, климат, животный и растительный мир, природные условия, экологические условия;
- среда социальная — окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Среда является источником и главным условием социализации растущей личности (приобщение ребенка к нормам и требованиям социальной жизни).
Выделяют разновидности социальной среды:
- дальняя: социальные отношения и институты, средства СМИ, которые в своей совокупности формируют тип личности определенной страны и определенной эпохи;
- ближняя (социально-культурные условия региона, семья, ближайшее окружение) формирует личностные качества, ценностные установки и ориентации, мотивы и интересы;
- микросреда (магнитные воздействия, микроволны) влияет на развитие нервных тканей, головного мозга человека.
Влияние среды во многом определяется отношением человека, зависит от его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. Среда может оказывать на личность как позитивное, так и негативное влияние.
Воспитание (управляемый фактор развития личности) планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности, направляет влияние всех других факторов и является главным средством, обеспечивающим полноценное личностное развитие и формирование человека.
Именно поэтому воспитание выступает в качестве ведущего, определяющего фактора ее развития.Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек — творец самого себя.
При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в т. ч. физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Воспитание:
- использует положительные средовые влияния и соответственно организует жизнедеятельность ребенка;
- нейтрализует и преобразует негативные средовые влияния;
- выявляет склонности и задатки растущей личности и обеспечивает их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека;
- влияет на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным условиям жизнедеятельности.
Можно говорить о силе (педагогическом потенциале) и слабости (ограничениях) воспитания. Сила (эффективность) воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематическом и квалифицированном руководстве развитием растущей личности.
Слабость воспитания состоит в том, что она основывается на сознательности человека и требует его активного участия в собственном развитии и формировании.
Часто среди факторов развития личности выделяют еще один важнейший фактор — активность, деятельность самой личности.
Педагогическая практика и научные исследования показывают, что с точки зрения влияния на ребенка наследственности, среды и воспитания невозможно объяснить, почему в одних и тех же условиях воспитания, обучения и развития дети с одинаковой наследственностью (2-3 ребенка в семье) вырастают разными.
Или почему выросшие в худших условиях и явно не выделяющиеся природными задатками дети нередко в жизни добиваются больших успехов, чем те, кто имел лучшие бытовые и природные стартовые возможности.
В педагогике первым ответил на эти вопросы К. Д. Ушинский (1824-1870). Он высказал мнение о том, что человек сам принимает участие в формировании своего характера, своей личности.
Участвуя в различных видах деятельности (умственной, трудовой, общественной, техническо-творческой и т. д.), человек преобразует окружающую действительность и самого себя.
Интересно
Для педагогической практики это положение имеет чрезвычайно важное значение: если педагог хочет обучить или воспитать ребенка, он должен привлечь его к соответствующей учебной, трудовой, художественно-эстетической и т. д. деятельности. Деятельность может быть активной и пассивной.
Из глубины веков до нас дошло высказывание: «Сколько пота — столько и успеха». Это означает, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько собственное напряжение (умственное или физическое), собственные усилия, собственная активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.
Следовательно, ребенок (ученик, воспитанник) в воспитательном процессе является не столько объектом воздействий и усилий педагога, сколько субъектом — активным участником собственного развития, формирования, т. е. собственного воспитания.
Понимание этого привело педагогическую науку к необходимости ответить на вопрос: когда ребенок становится субъектом воспитания и что необходимо для формирования субъектности (активности) растущей личности.
Ученые выяснили, что активность личности имеет избирательный характер. Из этого следует, что развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а тех из них, которые находят положительный отклик во внутренней эмоциональной сфере ребенка (чувства, переживания), выражают его собственные потребности и стимулируют его к активной работе над собой, т. е. к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию.
Это явление в педагогике принято называть персонификацией воспитания (греч. «persona» — личность, «face» — делать). Из этого следует, что процесс развития личности по существу является процессом саморазвития, а все воспитательные и средовые воздействия — лишь средство, механизм запуска этой активности.
Факторы, влияющие на формирование личности: наследственность, среда и воспитание
Тип работы:
Реферат
Бесплатно: Антиплагиат
Объем: 7 страниц
В избранное:
Бұл жұмысты терминал арқылы сатып алуға болады немесе Telegram арқылы.
Министерство Высшего образования и науки Республики Казахстан
Таразский региональный университет М.Х. Дулати
Институт `’Ұстаз»
Реферат
«Факторы ,влияющие на формирование личности: наследственность, среда и воспитание»
Выполнила: Худайкулова Лола
Группа: Дов-22-2
Проверила: Азимбекова Разиша Султановна
Тараз-2022
План
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 1
Факторы влияющие на формирование личности … … … … … … 2
Наследственность, среда и воспитание-это . .. … … … … . … … … … … …
Заключение … … … … … … . … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ..
Введение
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, ее развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией, педагогикой и др.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Но все теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развивают
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
Факторы влияющие на формирование личности
Формирование личности — сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы — биологические и социальные факторы развития. На развитие человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние; биологические и социальные факторы.
Виды факторов влияющих на развитие личности
Классификация.
1. Биологический фактор — наследственность.
2. Социальные факторы — среда и воспитание.
Классификация.
1) Внутренние факторы- относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении; наследственность.
2)Внешние факторы -относятся среда природная и социальная, воспитание в широком социальном смысле, а так же в широком и узком педагогическом смысле.
Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности. Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств.
В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.
Личность — конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.
В широком, традиционном смысле личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.
В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности — ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
Наследственность, среда и воспитание это?
Основные понятия для рассмотрения влияния отдельных факторов на развитие личности необходимо рассмотреть каждый фактор в отдельности и дать ему соответствующее четкое определение. Развитие — сложный в своем единстве биосоциальный процесс, сопровождающийся количественными и качественными преобразованиями.
Наследственность-передача от одного поколения другому особенностей вида и последовательности их развития. Носитель наследственности -ген.
Среда- система внешних обстоятельств, оказывающих влияние на развитие человека.
Среда может рассматриваться как целостный фактор или как часть системы, специфически влияющая на развитие. Например, можно отдельно рассматривать социальную, географическую или информационную среды.
Воспитание — целенаправленный процесс развития и формирования личности.
Основой воспитательного процесса является сознание человека. Воспитание требует … продолжение
Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.
5.1: Развитие личности — K12 LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 3479
Задачи
- Проанализировать основные факторы, влияющие на развитие личности.
- Объясните влияние изоляции в детстве на развитие.
- Обсудите дискуссию о том, что больше всего определяет человеческое поведение: «природа» или «воспитание», и приведите доказательства, которые лучше всего подтверждают каждую позицию.
- Объясните, почему социализация важна для полноценного существования человека.
Универсальные обобщения
- Личность человека находится под влиянием природы и воспитания.
- Черты личности человека определяют, как человек приспосабливается к окружающей среде и как он реагирует в конкретных ситуациях.
- Личность людей продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
- Некоторые черты личности остаются неизменными на протяжении всей жизни, в то время как другие претерпевают значительные изменения.
Наводящие вопросы
- Какие основные факторы влияют на развитие личности?
- Как изоляция в детстве влияет на детство?
- Как природа влияет на развитие личности?
- Как воспитание влияет на развитие личности?
Природа против воспитания
Для некоторых социологов личность представляет собой структурированный набор привычек, черт, отношений и идей индивидуума, поскольку они организованы извне в роли и статусы, а внутренне связаны с мотивацией, целями и различными аспектами самости. . www.sociologyguide.com/personality/meaning-of-personality.php Именно наша личность диктует, как мы изменяем наше окружение и как мы реагируем на определенные ситуации. Нет двух людей с одинаковым характером. Личность человека продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
Природа против Воспитания — это дебаты о влиянии биологического и социального влияния на социализацию. Социологи уже давно обсуждают вопрос о том, что определяет личность: природа или воспитание. Некоторые ученые считают, что это наследственность — генетическая передача генетики от родителя к ребенку. Другие утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике. Согласно этому убеждению, наши темпераменты, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения то, кем мы являемся, зависит от природы. С другой стороны, есть и другие, которые утверждают, что личность определяется социальной средой. Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и заботы, которые нас окружают.
До сих пор есть социологи, которые считают, что личность и социальное поведение являются комбинацией генетики и окружающей среды. Большинство утверждает, что именно факторы внешней среды оказывают наибольшее влияние на развитие личности. Наиболее влиятельными факторами являются наследственность, порядок рождения, родители и культурная среда.
Наследственность
Наследственность относится к генетической наследственности, полученной каждым человеком во время зачатия.
Эти гены являются реальными детерминантами наследственных характеристик, которые передаются от одного поколения к другому. Во время зачатия гены из хромосом отца и матери сливаются воедино и определяют черты будущего потомства.
Физические характеристики, такие как рост, вес, цвет глаз и кожи, социальное и интеллектуальное поведение определяются наследственностью. Различия в этих характеристиках обусловлены изменением передаваемых генов.
Effects of Heredity and Environment on our Personality
Наследственность также играет важную роль в формировании личности, устанавливая ограничения для отдельных лиц. Унаследованные характеристики ограничивают возможности. Они не будут определять, что человек будет делать.
Дополнительную информацию можно найти в следующих статьях:
http://www.nytimes.com/1986/12/02/science/major-personality-study-finds-that-traits-are-mostly-inherited. html
http://study.com/academy/lesson/is-personality-genetic-dnas-influence-on-temperament.html
Порядок рождения
На личность также влияет порядок рождения. Являетесь ли вы первенцем или единственным ребенком, ваш порядок рождения может повлиять на то, почему вы такой, какой вы есть. Хотя братья и сестры имеют одни и те же гены, они имеют разные черты и характеристики, которые отличают их друг от друга. В видео AsapTHOUGHT «Влияет ли порядок рождения на вашу личность?» ведущие Митчелл Моффит и Грег Браун углубляются в эффект порядка рождения и то, как он может повлиять на ваше поведение больше, чем вы думаете.
Родители, как правило, отличаются друг от друга в отношении каждого из своих детей, и нет двух детей, играющих одну и ту же роль. Первенцы обычно являются смесью инстинкта и проб и ошибок для родителей. У них может быть тенденция становиться чрезмерно невротичными, что приводит к желанию первенца быть перфекционистом. Теория, стоящая за этим, согласно AsapTHOUGHT, является самоисполняющимся пророчеством. Например, если на вас возлагаются более высокие ожидания, вы, скорее всего, будете работать усерднее и захотите оправдать эти ожидания.
Исследование, проведенное в 2014 году Институтом социальных и экономических исследований Университета Эссекса, показало, что в эффекте порядка рождения может быть доля правды. Первенцы, особенно девочки, с большей вероятностью будут амбициозными и успешными в жизни благодаря родительскому вкладу или заботе со стороны родителей. Тем не менее, родители, у которых есть несколько детей с разницей в четыре года, с большей вероятностью будут иметь высокие достижения в семье.
Когда дело доходит до среднего ребенка, мы часто думаем о нем как об обезьяне посередине. Поскольку родительское внимание обычно уделяется первенцу или малышу в семье, средний ребенок больше похож на человека-угодника и имеет большой круг друзей. AsapTHOUGHT говорит, что они, как правило, менее амбициозны и конкурентоспособны, чем их предшественники, и более спокойно относятся к жизни.
В отличие от первенцев, младшему часто все сходит с рук, и он более изобретателен, чем его старшие братья и сестры. У них есть такие черты, как обаяние и симпатия. Также, в отличие от первенца и среднего ребенка, они, как правило, менее ответственны.
Наконец, если вы единственный ребенок, у вас больше шансов быть способным к учебе, творческим и находчивым. Они склонны ненавидеть беспорядок и любят все контролировать. Хотя быть единственным ребенком означает, что ожидания всегда высоки, вам никогда не нужно бороться за внимание родителей. Единственный ребенок будет склонен подражать своим родителям в таких качествах, как ответственность, зрелость и очень структурированная среда.
Хотя существует множество теорий о порядке рождения, на это могут повлиять такие переменные, как пол, социально-экономический статус и разница в возрасте.
http://www.medicaldaily.com/pulse/birth-order-effect-how-siblings-may-influence-personality-traits-family-327346
Дополнительную информацию можно найти в следующей статье: The Achiever, Миротворец и жизнь партии: http://www.huffingtonpost.com/dr-gail-gross/how-birth-order-affects-personality_b_4494385.html
Характеристики родителей
На личность ребенка также сильно влияют характеристики родителей. Возраст родителей, воспитывающих детей, имеет большое значение. Если родителям немного за двадцать, а тем, кому за тридцать, их воспитание будет сильно различаться и, таким образом, будет влиять на развитие личности их детей. Другими важными родительскими характеристиками, влияющими на развитие личности, являются уровень образования, религия, профессия, экономический статус и культурное происхождение.
Темперамент и личность ребенка во многом зависят от биологии и передаются по наследству. С момента рождения очевидны личностные различия. Некоторые новорожденные легки на подъем, за ними легко ухаживать, в то время как другие суетливы и им трудно угодить. Несмотря на сильную генетическую связь с личностными характеристиками, условия окружающей среды, такие как стиль воспитания матери, могут привести к тому, что дети со схожим темпераментом будут действовать совершенно по-разному.
Дети, которые растут в «авторитетных» семьях — окружении, где царит любовь, поддержка, высокие стандарты и ожидания, постоянное соблюдение домашних правил и возможность высказывать свое мнение при принятии решений по дому, — живут в идеальных условиях. Дети, выросшие в таких условиях, скорее всего, будут уравновешенными, довольными, симпатичными, уверенными в себе и энергичными. Кроме того, учащимся начальной школы, чьи родители способствовали развитию речи, когда она была малышкой, может быть легче в школе, и ее считают более компетентной или умной, чем ее сверстники, отмечает Американская академия педиатрии. В то же время ребенок, воспитанный жестокими родителями или имеющий маму или папу, которые нещадно вмешивались во все стороны его жизни, более склонен враждебно относиться к своим сверстникам.
Родители могут влиять на своих отпрысков несколькими способами, и каждое взаимодействие так или иначе влияет на ребенка. Например, мама хвалит своего 4-летнего ребенка за то, что он убрал игрушки, папа предупреждает сына, что его видеоигры заберут, если он продолжит оставлять свой велосипед на тротуаре, или родитель называет незнакомый предмет, например, грязный стеклянное окно в книжке с картинками. Эти повседневные события представляют собой вознаграждение за желаемое поведение, наказание за нежелательное действие и передачу знаний, имеющих кумулятивный эффект. Игнорирование ребенка, который плохо себя ведет, связано с асоциальным поведением, а проявление искреннего интереса к интересам и занятиям ребенка связано с большей отзывчивостью ребенка
Характеристики личности, заложенные в детстве, имеют тенденцию сохраняться и могут сохраняться с некоторыми модификациями, происходящими в процессе взросления. Сложности человеческого развития слишком сложны, чтобы прямо утверждать, что родительское влияние несет исключительную ответственность за формирование личности ребенка. Личность также формируется выбором и действиями ребенка, а также опытом, с которым он сталкивается, когда взрослеет.
Родительские ценности и модель поведения родителей оказывают большое влияние на эмоциональное состояние их детей, их саморазвитие и то, как они ведут себя в обществе и в значимых отношениях. Психолог развития Эрик Эриксон в своей теории психосоциального развития утверждает, что для подростка важно иметь свободу исследовать свои возможности и принимать самостоятельные обязательства для достижения своей уникальной личности. Эриксон добавляет, что принуждение ребенка к вступлению в отношения или выбору определенного карьерного пути помешает ребенку достичь идентичности.
Родители влияют на развитие личности своего ребенка, отмечает Университет Крейтона: http://everydaylife.globalpost.com/parental-influence-personality-5605.html
Культурная среда
Установлено, что окружающая среда может влиять на личность. Одним из общих факторов окружающей среды, который, как было показано, влияет на личность, является культура. Культура может определить, какие черты и поведение считаются важными, желательными или нежелательными. Культура также связана с гендерными ролями и тем, как они, в свою очередь, влияют на личность и идентичность. www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/personality
Культурная среда ребенка также более непосредственно влияет на развитие личности, поощряя (т. е. социализируя) определенные виды поведения (Mendoza-Denton & Mischel, 2007; Mischel & Shoda, 1995). Например, многих детей в Китае воспитывают застенчивыми, тогда как многих детей в Замбии и Соединенных Штатах воспитывают улыбающимися и общительными (X. Chen, Rubin, & Sun, 1992; Hale-Benson, 1986; D. Y. F. Ho, 1986). , 1994; Хантсингер и Хосе, 2006).
Культурные нормы могут диктовать, какие черты считаются важными для личности. Исследователь Гордон Олпорт считал, что культура оказывает важное влияние на черты. и определил общие черты как признанные в культуре. Они могут варьироваться от культуры к культуре в зависимости от различных ценностей, потребностей и убеждений. Положительные и отрицательные черты могут определяться культурными ожиданиями: то, что считается положительной чертой в одной культуре, может считаться отрицательной в другой, что приводит к различным проявлениям личности.
Одним из хорошо задокументированных примеров того, как культура может влиять на личность, является различие между индивидуалистическими и коллективистскими обществами. Индивидуалистические культуры делают упор на личные достижения независимо от групповых целей, что приводит к сильному чувству конкуренции. Коллективистские культуры ставят семейные и групповые цели выше индивидуальных потребностей или желаний. Стереотипы «хорошего человека» в коллективистской культуре заслуживают доверия, честны и великодушны. Эта культура подчеркивает черты, полезные для людей, работающих в группах. «Хороший человек» в индивидуалистической культуре более напорист и силен, и обе эти характеристики помогают конкурировать.
Природа и воспитание взаимодействуют различными способами, формируя личность детей (Bates & Pettit, 2007; N. A. Fox, Henderson, Rubin, Calkins, & Schmidt, 2001; Keogh, 2003). Например, дети с энергичным темпераментом и склонностью к приключениям будут искать более широкий спектр впечатлений, чем дети спокойные и сдержанные. У детей, которые от природы жизнерадостны и общительны, будет больше возможностей, чем у застенчивых детей, для изучения социальных навыков и установления полезных межличностных отношений. Когда темперамент детей противоречит культурным нормам или родительским ожиданиям, они склонны вызывать негативную реакцию у других и заставляют родителей использовать более контролирующий, авторитарный стиль воспитания (N. Eisenberg & Fabes, 19).94; Маккоби, 2007 г.; Скарр, 1993; Стайс и Баррера, 1995).
Важность социализации
Мы только что отметили, что социализация — это способ изучения культуры, но социализация также важна по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.
В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядеть человеком, но она не будет действовать человеком. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.
Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место примеры из реальной жизни таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.
Одним из самых известных диких детей был Виктор Аверонский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и у него была несколько лет назад его бросили родители; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).76).Лейн, Х.Л. (1976). Дикий мальчик из Аверона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
В редких случаях дети выросли в крайней изоляции и в конечном итоге потеряли несколько качеств, которые делают их полноценными людьми. Это фотография Виктора Аверонского, который вышел из леса на юге Франции в 1800 году после того, как несколько лет назад его, по-видимому, бросили родители. Он не мог говорить, а его когнитивные и социальные навыки никогда не были выше, чем у маленького ребенка, прежде чем он умер в возрасте 40 лет.
Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Дэвис , 1940, стр. 554).Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565. После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.
Когда Анну нашли в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Davis, K. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565. Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого младенца, чем на семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени она умерла от желтухи примерно в 9 лет., она приобрела речь 2-летнего ребенка.
Вскоре после того, как Анна была обнаружена, другая девочка по имени Изабель была найдена при аналогичных обстоятельствах в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Дэвис, 19 лет).40). Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.
Случаи Анны и Изабель показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях задерживает их социальные, познавательные способности. и эмоциональное развитие. Серия известных экспериментов психологов Гарри и Маргарет Харлоу (1962) Харлоу, Х. Ф., и Харлоу, М. К. (1962). Социальная депривация у обезьян. Scientific American, 207, 137–146. подкрепил последнее утверждение, показав, что оно верно и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, кто был полностью изолирован. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав пагубные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.
Ключевые выводы
- Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
- Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.
Эта страница под названием 5.1: Развитие личности распространяется в соответствии с лицензией CC BY-NC и была создана, изменена и/или курирована Фондом CK-12 с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- СК12
- Лицензия
- CC BY-NC
- Программа OER или Publisher
- СК-12
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- Природа против воспитания
- источник@https://flexbooks. ck12.org/user:coachtgj/cbook/episd-социология
Влияние наследственности и окружающей среды на нашу личность
РЕКЛАМА:
Влияние наследственности и окружающей среды на нашу личность!
Каждый человек на этой земле отличается от другого. Ни один человек полностью не похож на другого человека.
РЕКЛАМА:
Каждый человек отличается от другого физически или психологически. Даже близнецы не являются исключением. Они отличаются в тех или иных аспектах. В частности, когда мы смотрим на людей с психологической точки зрения, эти различия совершенно очевидны. Во многих случаях даже дети отличаются от своих родителей.
У них будет некоторое сходство с некоторыми предками или дедушками и бабушками, а не с родителями. Что заставляет эти различия существовать? Каковы причины? Ответ на эти вопросы можно найти в двух факторах, а именно в наследственности и окружающей среде.
Основными источниками развития личности являются наследственность и среда.
1. Наследственность :Наследственность относится к генетической наследственности, полученной каждым человеком во время зачатия. Происхождение каждой человеческой жизни можно проследить до одной клетки, называемой зиготой. Образуется в результате слияния сперматозоида и яйцеклетки.
Сперматозоид и яйцеклетка будут содержать 23 пары хромосом, одна из которых будет хромосомой, определяющей пол. У самки будет 23 пары ХХ хромосом. У самца будет 22 пары XX и 2 одиночных, обозначенных как XY. X-хромосома от матери и Y-хромосома от отца приводят к потомству мужского пола, XX от обоих родителей дает начало женскому полу. В каждой хромосоме находится бесчисленное количество генов.
Эти гены являются реальными детерминантами наследственных характеристик, которые передаются от одного поколения к другому. Во время зачатия гены из хромосом отца и матери сливаются воедино и определяют черты будущего потомства.
Физические характеристики, такие как рост, вес, цвет глаз и кожи, социальное и интеллектуальное поведение определяются наследственностью. Различия в этих характеристиках обусловлены изменением передаваемых генов. Разнояйцевые близнецы также отличаются друг от друга, поскольку рождаются из разных генов. Однако мы находим больше сходства у однояйцевых близнецов, потому что они рождаются монозиготными.
2. Окружающая среда :Говоря простым языком, окружающая среда означает общество, сферы общества и даже весь мир. Но здесь слово «окружающая среда» ограничивается значением среды в утробе матери и только что родившегося, а также окружающей среды вокруг человека.
Как и наследственность, окружающая среда также играет очень важную роль в определении поведения и развития личности человека. Воздействия среды — это те, которые действуют на организм на более ранних стадиях развития, т. е. до, а также после рождения.
Окружающая среда включает все внешние силы, воздействия и условия, влияющие на жизнь, природу, поведение, рост, развитие и созревание живых организмов (Дуглас и Холланд).
Следовательно, мы можем сказать, что окружающая среда означает все, что находится вокруг человека. Зигота окружена желеобразным веществом, известным как «цитоплазма». Цитоплазма представляет собой внутриклеточную среду, влияющую на развитие. Хотя жизнь начинается с одной клетки, в процессе клеточного деления образуется несколько новых клеток и возникает новая внутренняя среда.
По мере развития плода формируются железы внутренней секреции. Гормональная секреция этих желез порождает другую внутриклеточную среду. Гормоны необходимы для нормального развития, но дефекты секреции гормонов, такие как чрезмерная или недостаточная секреция, могут привести к врожденным уродствам.
Растущий эмбрион окружен амниотической жидкостью в матке, что создает другую среду. Эта жидкость обеспечит необходимое тепло и защиту от опасностей, связанных с микроорганизмами и другими химическими воздействиями на плод.
Плод также связан с матерью пуповиной, по которой поступает питание. Необходимо достаточное питание от матери. В противном случае ребенок будет страдать от недоедания. Пороки матери, такие как наркомания или алкоголизм, курение, недоедание, диабет, эндокринные нарушения, маленькая матка и другие подобные проблемы, вызывают много проблем у ребенка.
Психологическое состояние матери в виде перевозбуждения, депрессии также может оказывать повреждающее воздействие на ребенка.
Через девять месяцев ребенок рождается и попадает в совершенно другую среду. Новая жизнь начинается в новой среде. Эта новая среда будет иметь другую культуру, идеологию, ценности и т. д.
Домашняя атмосфера, родительская любовь и привязанность, общение с братьями и сестрами, соседями, сверстниками, учителями и т. д. создадут совершенно другую и новую атмосферу. Это называется социальной средой. Все перечисленные выше социальные факторы формируют личность ребенка.
Существует давний спор о важности наследственности и окружающей среды. Сторонники наследственности говорят, что среда не может превратить собаку в козу.