Биология 7 класс гербарий: «Гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка МКОУ «СКОШ»

Виртуальный гербарий — Биология — Планирование

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы  _____________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:                 Зам. директора по УВР  _______________

«___» ____________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»_________________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по биологии

для 7 классов

«Виртуальный гербарий»

Петеримовой Анны Федоровны

учителя биологии

 

 

2018 /2019 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа по биологическому краеведению для 7 классов составлена в соответствии с требованиями.

Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования — формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Цели программы:

  • Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах Республики Хакасия;

  • Развитие познавательных интересов, интелектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;

Воспитание любви к своему краю, стране и формирование основ экологической культуры.

Задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения растительного разнообразия в мире, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия региона;

  • Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах и экологических группах края, о необходимых мерах их охраны, мерах регионального использования хозяйственно-ценных видов в крае;

  • Овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, определителями растений; применять знания о видах растений, грибов, лишайников и о природных сообществах Республики Хакасия для их защиты;

Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и развитие интереса к изучению природы родного края.

Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности биологического и ландшафтного разнообразия Республики Хакасия, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений, использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению учащихся к творческой учебно-исследовательской деятельности.

В процессе реализации программы целесообразно использование ИТ: работа в системе Интернет для сбора информации о редких растениях, грибах и лишайниках республики.

Преподавание должно способствовать обогащению опыта использования учащимися для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень воспроизведения и описания информации:

  • Описывать морфолого-анатомические особенности растений Республики Хакасия;

  • Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников республики;

  • Узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего края; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения республики Хакасия;

  • Наблюдать примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интелектуальный уровень:

  • Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, республике Хакасия;

  • Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры края;

  • Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения;

  • Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы лишайников;

  • Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • Формулировать выводы на основе собранного материала;

  • Давать характеристику растениям различных систематических групп.

Творческий уровень:

  • Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Республики Хакасия;

  • Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ;

  • Использование знаний в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Республики Хакасия.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение (2 часа)

Проблема сохранения биоразнообразия. Международная конвекция о сохранении биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Республики Хакасия.

История изучения природы родного края. Природный комплекс и биоразнообразие Республики Хакасия. Отражение природно-климатических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы Республики Хакасия.

Тема 2. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Хабаровского края (11часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

Пр.р.№1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».

Лаб.р.№1 «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса».

Лаб.р.№2 « Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений луга».

Лаб.р.№3 « Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений водоемов».

Экскурсии (6 ч):

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса.

Жизненные формы растений и экологические группы растений луга.

Жизненные формы растений и экологические группы растений водоемов.

Тема 3. Деревья и кустарники Республики Хакасия (7 часов)

Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Республики Хакасия.

Голосеменные растения края. Лиственные деревья и кустарники Хабаровского края. Природные сообщества парков и скверов.

Пр.р.№ 2 Определение жизненных форм и экологических групп Голосеменных растений Хабаровского края».

Лаб.р.№ 4 «Лиственные деревья и кустарники Республики Хакасия».

Тема 4. Основные семейства Покрытосеменных растений Республики Хакасия (9 часов)

Характеристика, представители растений семейства Розоцветные Республики Хакасия. Характеристика, представители растений семейства Пасленовые, значимость в жизни человека. Растения семейства Бобовые. Кормовые Бобовые, выращиваемые в крае, их роль в сельскохозяйственной деятельности человека. Характеристика растений семейства Крестоцветные.

Отличительные особенности растений класса двудольные.

Однодольные растения, их особенности. Лилейные Республики Хакасия. Растения семейства Луковые, произрастающие в крае. Семейство Лилейные, представители класса. Особенности представителей семейства Злаковые.

Лаб.р. № 5 «Характеристика растений семейства Розоцветные Республики Хакасия».

Ла.р. №6 «Характеристика растений семейства Пасленовые Республики Хакасия».

Лаб.р. №7 «Характеристика растений семейства Бобовые Республики Хакасия».

Лаб.р. №8 «Характеристика растений семейства Крестоцветные Республики Хакасия».

Лаб.р. № 9 «Определение растений класса Двудольные по определителям».

Лаб.р. № 10 «Характеристика растений семейства Лилейные Республики Хакасия».

Лаб.р. № 11 «Характеристика растений семейства Луковые Республики Хакасия».

Лаб.р. № 12 « Определение растений семейства Лилейные по определителям».

Лаб.р. №13 «Характеристика растений семейства Злаки Республики Хакасия».

Тема 5. Охрана природы Республики Хакасия (5 часов)

Влияние деятельности человека на природу Республики Хакасия. Загрязнение окружающей среды. Сведение лесов. Усиление рекреационной нагрузки. Браконьерство.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Республики Хакасия: заповедники, памятники природы. Красная книга Республики Хакасия. Охраняемые растения Республики Хакасия и своей местности. Причины уязвимости видов, занесенных в Красную книгу и меры охраны.

Демонстрации

Растения Республики Хакасия, занесенные в Красную книгу России

Охраняемые растения своей местности.

Итоговое занятие: Защита презентаций «Виртуальный гербарий. Растения Республики Хакасия».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество практических и лабораторных работ

1.

Введение.

2

2.

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников

11

4

3.

Деревья и кустарники

7

2

4.

Основные семейства Покрытосеменных растений.

9

9

5.

Охрана природы

6

Итого:

35 часа

15

Ресурсное обеспечение:

  1. Учебник «Живой мир Приамурья»

  2. Учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»6 класс – М.: Дрофа, 2007

  3. Определители растений, грибов, лишайников.

  4. Атлас Хабаровского края.

Институт естественных наук и математики

«Herbarium praestat omni icone
nessesarium onni botanico»
(гербарий превыше любого
изображения и необходим
любому ботанику)

К. Линней, 1751 г.

Гербарий – это основа любого биологического исследования, связанного с растениями, это универсальный банк данных о растительном покрове, он бесконечен по своей информативности, поскольку все известное флористическое разнообразие хранится только в нем. Научная информация, заложенная в Гербарий не устаревает никогда, его ценность возрастает со временем.

Создание Научного гербария Хакасского государственного университета (до 1994 года – Педагогического института) начато преподавателями кафедры ботаники в 1961 году. Во время полевых практик, экспедиционных исследований по изучению флоры и растительности Хакасии и южной части Красноярского края были собраны богатые коллекции растений, которые в настоящее время составляют рабочий и научный фонды.

По инициативе кандидатов биологических наук, доцентов Полынцевой Нины Александровны и Максимовой Тамары Александровны было отведено и оборудовано помещение для размещения Гербария. Полынцева Н.А. приложила большие усилия в организации сборов коллекций растений, их систематизации и правильном оформлении гербарного материала.

В настоящее время Научный гербарий преобразовался, проведена инвентаризация всего накопленного материала и заведены каталожные карточки, выполнено размещение по системе Энглера. Основу Гербария составляют сборы из различных районов Хакасии и южной части Красноярского края. В составлении коллекций принимали участие 7 преподавателей, не считая студентов. Наиболее крупные коллекции высших растений были собраны: Полынцевой Ниной Александровной, Максимовой Тамарой Александровной, Утемовой Людмилой Дмитриевной, Деморенко Ниной Герасимовной, Анкипович Евгением Сергеевичем. В гербарном фонде имеются сборы, проведенные первыми преподавателями кафедры – Дырда Ниной Романовной и Брюхановой Александрой Иосифовной.   

Основной фонд Гербария состоит из представителей отделов высших растений, среди которых преобладают цветковые. На долю хвощей, плаунов, папоротников и голосеменных приходится незначительная часть гербарного фонда. Мхи и лишайники представлены единичными экземплярами.

Гербарий ежегодно пополняется коллекциями растений, собранными во время полевых практик, а также в ботанических экспедициях преподавателями и студентами биологического факультета ХГУ. Материалы научного гербария кафедры ботаники включены в международную базу данных (программа  Ildis).

Общий объем коллекций в настоящее время насчитывает около 17000 тысяч экземпляров, кроме сборов с территории Хакасии и юга Красноярского края, имеются небольшие коллекции растений с территорий республики Тыва, Китая, Гималаев, Никитского ботанического сада. 

Гербарий |История Гербария|Техника Гербария

Гербарий определяется как коллекция растений, которые обычно высушивают, прессуют и сохраняют на листах. Листы располагаются в соответствии с какой-либо принятой системой классификации (обычно системой Бентама и Гукера). Хранение листов образует репозиторий для будущего использования. Он обеспечивает быструю систему рефералов и весьма полезен для людей, занимающихся таксономическими исследованиями. Все институты, ведущие ботанические исследования, ведут свои гербарии.

Большинство всемирно известных гербариев были созданы в ботанических садах. Первый гербарий был создан в Пизе в Италии профессором ботаники Лукой Гини. Его ученики переплетали бумажные листы с прикрепленными к ним образцами растений в книжные тома и распространяли искусство гербария по всей Европе.

Линней начал складировать бумажные листы с установленными на них растениями стопками, и эта практика сохранилась и сегодня.

Гербарная техника

Для сбора образцов необходимо иметь при себе некоторые простые инструменты, такие как копатель для выкапывания корней, ножницы для обрезки веток, нож для одревесневших веток и шест с крюком для сбора частей высоких деревьев.

Вакуумные ящики и полиэтиленовые пакеты используются для временного хранения свежих побегов во избежание потери влаги и деформации в результате высыхания и сморщивания.

Сочные части, плоды, клубни, корневища консервируют во флаконах с ФАС (формалин+уксусная кислота+спирт). Некоторые из них также можно сушить и хранить в пакетах.

Образцы раскладываются в кратчайшие сроки. Их сушат, держа между складками старых газет. Эти бумаги необходимо менять через равные промежутки времени, чтобы избежать роста грибка. Целые экземпляры со всеми частями сушат в растительном прессе. Заводской пресс состоит из комплекта из двух досок с ремнями, которые помогают стягивать газетные листы с образцами между досками.

Высушенные экземпляры наклеивают на гербарные листы стандартного размера (29× 41 см). Образцы перед фиксацией держат в перевернутом виде на бумажном листе, наносят клей или клей, а затем монтируют на гербарный лист.

Все приклеенные образцы опрыскивают фунгицидами, такими как 0,1% раствор сулемы, пестицидами, такими как ДДТ, нафталин и сероуглерод, чтобы остановить рост грибков.

В Индии есть несколько флор, таких как Флора Британской Индии (Дж. Д. Хукер), Флора Дели (Дж. К. Махешвари) и Флора Симленсис (Х. Коллет).

Основные гербарии

Самые большие гербарии мира находятся в Королевском ботаническом саду Кью, Англия (6,5 миллиона экземпляров) и в Музее естественной истории в Париже (6 миллионов экземпляров).

В Индии самый большой гербарий находится в Индийском ботаническом саду, Шибпур, Калькутта, и называется Центральным национальным гербарием (2 миллиона экземпляров).

Роль гербариев

  • Хранилище образцов растений
  • Безопасность типовых образцов
  • Сборник флоры, руководств и монографий
  • Средство идентификации
  • Сохранение образцов ваучеров
  • Знание экологии разных мест.

Что такое гербарий? Как гербарий помогает в сохранении образцов растений?


Получение изображения
Пожалуйста, подождите…

Зарегистрируйтесь сейчас для получения специальных предложений

+91

Главная

>

Английский

>

Класс 11

>

Биология

>

Глава

>

1 Живой мир

>

Что представляет собой Герарий? How herb.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts