Тема Психология личности и ее роль в системе наук о человеке
жүктеу/скачать 274.49 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
Байланысты:
2 5415850470587502975
Тема 1. Психология личности и ее роль в системе наук о человеке Личность в английском языке происходит от латинского персона. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Особь – живое существо. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Личность — психологический носитель социальных свойств, принадлежность индивида к обществу (социальное качество). Человек — индивид — субъект (деятельности) — личность – индивидуальность. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это свойства, характеризующие человека как биологический организм и как социально типичные свойства. Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека; особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (свойств личности). Супер-Эго: 1.совесть — включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины 2. ЭГО – идеал. Человек выбирает для себя высокие стандарты, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Супер-Эго формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга (свойства нервной системы), фунциональная ассимметрия мозга. Вторичные свойства: динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Человек как личность. 1.Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. 2.Личность — это представитель определенного общества, гражданин. 3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. 4.Человек как личность включен в многообразные общественные группы — коллективы. 5.Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, свои поступки, поведение с позиций общественно принятых норм морали. «Субъект деятельности» занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. жүктеу/скачать 274.49 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз
34. Феномен борьбы мотивов и психологическая защита.
Насколько описанная ситуация сложнее известной ситуации «буриданова осла», помещенного на одинаковом расстоянии от двух одинаковых связок сена. Осел будто бы должен умереть с голода, так как действующие на него мотивы уравновешены и направлены в противоположные стороны. Именно разбирая эту ситуацию как наиболее простую модель для анализа волевого акта, Л.C. Выготский переводит проблему свободы воли из плоскости рассуждений в плоскость экспериментального исследования и намечает перспективные, но по сей день не реализованные пути ее решения.
Как поступит человек в ситуации, требующей личностного выбора? Как он разрешит конфликт между противоборствующими мотивами? Ответ на эти вопросы Л.C. Выготский находит с помощью разработанного им на основе анализа истории культуры инструментального историко-генетического метода изучения высших психических функций. «Человек на месте буриданова осла бросил бы жребий и тем самым овладел бы ситуацией», – пишет Л.C. Выготский. И далее продолжает: « Бросание жребия является рудиментарной формой культурной воли » [151] .
Поиск подобных рудиментарных форм воли в истории человеческой культуры важен по целому ряду причин.
Во-первых , находя в истории культуры подобные снятые формы воли, вроде различных ритуалов и церемоний, психолог может вооружить личность порой забытыми, но весьма действенными приемами овладения своим поведением в критических конфликтных ситуациях.
Во-вторых , изучение рудиментарных внешних форм воли в истории культуры даст возможность понять генезис различных внутренних интериоризированных приемов овладения собственным поведением, прежде всего различных механизмов психологической защиты , которые помогают осуществить бегство от выбора, «бегство от свободы» ( Э. Фромм ), в безвыходных ситуациях. Эти приемы защиты и компенсаторные механизмы, по мысли Б. В. Зейгарник, не рассматриваются в отечественной психологии как проявление антагонизма между личностью и обществом, а выступают как средства саморегуляции, овладения поведением личности.
Весьма своеобразным, изобретенным в истории культуры приемом преодоления конфликтных ситуаций и одновременно средством для раскрытия, актуализации личностно-смыслового отношения индивидуальности к миру является смех, точнее, используя выражение М.М. Бахтина, формы « смеховой » или « карнавальной » культуры. По своей функции в жизни личности смех вовсе не сводится к катарсису, очищению. Смех выступает для личности как средство выхода за границы нормосообразного поведения, преобразования мира значений в мир смыслов. Так, в своем исследовании «смеховой культуры» Древней Руси Д.С. Лихачев и А.М. Панченко отмечают: «Функция смеха – обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальное™, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества». С их точки зрения, психологически смех хотя бы на время снимает с человека обязанность вести себя по существующим в данном обществе нормам. Но означает ли это тот факт, что в смехе личность вообще выходит за пределы норм? Дело обстоит иначе.
« Смеховая культура » – это « иная культура » по отношению к высмеиваемому миру, выворачивающая его церемонии и нормы наизнанку, а тем самым строящая свою желаемую новую действительность, свои нормы. Подобный подход представляет для психологии личности интерес также и в том плане, что он со всей наглядностью демонстрирует ограниченность взглядов на самоактуализацию личности ( А. Маслоу ) как развертывание при сбрасывании «масок» и норм некоторого природного, таящегося в глубинах человека начала.
Почему мы изо всех сил пытаемся мотивировать себя
В прошлом уроке я представил простую метафору мотивации: действие всегда идет под откос. Благодаря удивительной схеме в наших базальных ганглиях мы берем миллиарды одновременно возбуждающихся нейронов в нашем мозгу и последовательно производим мысли и действия.
Тем не менее, выбор того, какое действие предпринять, не всегда является выбором нашего высшего Я. Наша мотивационная система, как известно, недальновидна и не способна подтолкнуть нас к вознаграждению, на получение которого уйдут месяцы и годы.
В этом упрощенном рассказе я не учел один аспект: почему наша мотивационная среда такая, какая она есть. Почему нам труднее совершать одни действия, чем другие? Другими словами, почему мы изо всех сил пытаемся мотивировать себя?
Толчок и тяга: две силы мотивации
soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/1012423018&color=%23219895&inverse=false&auto_play=false&show_user=true»>Есть две разные причины, по которым мы не можем себя мотивировать:
- Отсутствие драйва . Это может быть связано с тем, что объект наших целей просто недостаточно вознаграждает. Иногда мы даже обманываем себя, говоря о подлинности своей мотивации (подробнее об этом позже), и таким образом «застреваем» на целях, которые не вдохновляют, но от которых мы не можем отказаться, чтобы сделать что-то лучше.
- Боль от прогресса . В качестве альтернативы, может быть что-то особенно неприятное на пути нашего прогресса. Это могут быть страхи — как знает тот, кто хочет произнести блестящую речь, но страдает от боязни сцены. Но чаще всего это тяжелая работа, усилия или скука. Мы хотим блестяще сдать экзамен, но разгадывать наборы задач — это не очень весело.
Важно отметить, что эти два фактора мотивации могут действовать независимо друг от друга. Это означает, что мы можем оказаться в ситуации, когда у нас мало барьеров, но относительно слабый драйв, и, таким образом, мы застопоримся. Но мы также можем оказаться в ситуации, когда наша цель очень убедительна, но такая же большая боль мешает нам двигаться вперед.
Проблемы с драйвом
Может показаться парадоксальным говорить о цели, для достижения которой вы на самом деле не мотивированы. В конце концов, если у вас не было особого желания достичь цели, то почему она вообще ваша цель?
Одна из причин связана с тем, как мотивация формируется непредвиденными обстоятельствами подкрепления. В своей новаторской работе Ричард Райан и Эдвард Деси разработали эксперимент, противоречащий десятилетиям предыдущих исследований мотивации.
Ранние бихевиористские теории мотивации предполагали, что все мотиваторы являются аддитивными. Если вы дадите кому-то дополнительную причину что-то сделать, его мотивация должна возрасти. Это было подкреплено сложными теориями, которые утверждали, что мотивация — это просто выражение прошлого подкрепления. Если вы совершаете действие, это происходит из-за прошлого подкрепления, конца объяснения — сознание, эмоции и цели не нужны для понимания.
В своем эксперименте по внутренней мотивации Деси показал, что поощрение кого-то за приятное занятие, скажем, решение забавных головоломок, оказывает предсказуемый эффект на поведение — люди решают больше головоломок. 1 Но, как ни странно, это уменьшило мотивацию после завершения эксперимента. После этого люди меньше решали головоломки для развлечения.
В результате этого эксперимента дуэт предложил теорию самоопределения как более сложную модель человеческой мотивации. Эта теория утверждает, что важны не только награды, но и наше чувство автономии в отношении действий, которые мы предпринимаем.
Так что же это означает отсутствие драйва? Райан и Деси тоже элегантно объясняют это. В их системе поведение, мотивированное извне, действует в широком спектре: от чисто инструментальной деятельности, которую мы совершаем только для получения определенного вознаграждения, до всех частично интернализированных мотиваторов, которые мы чувствуем вину, когда не всегда достигаем их, до тех, которые полностью аутентичны. и интегрированы в нашу личность.
Это объясняет, почему цели иногда не мотивируют. Если стимулом для достижения цели является социально интернализированная норма «мне нужно получать хорошие оценки» или «мне действительно следует заниматься спортом каждый день», но она не ощущается полностью самопроизвольной, она часто может обеспечивать только непостоянную мотивацию. По сути, мы будем работать над этим достаточно, чтобы соответствовать нашему внешнему виду в глазах других, но часто не будем заниматься этим достаточно энергично, чтобы действительно добиться реального прогресса.
Обнаружение в себе этих псевдоцелей не всегда приводит к идеальному решению. Однако, если вы обнаружите, что ваша проблема заключается в том, что мотивация не полностью интернализована, вы можете либо поработать над тем, чтобы сделать ее более автономной (возвращая выбор и контроль обратно в область, продавая себя за свои цели, приводя их в соответствие с другими). значения) или вы можете отодвинуть его, чтобы поработать над чем-то другим.
Проблемы боли
Другая причина, по которой мы не можем мотивировать себя, заключается в том, что боль от действий может быть слишком велика. Это не всегда может быть буквальная боль, но страх, скука, неприятность или тяжелая работа.
Как отмечает исследователь прокрастинации Пирс Стил в своем обзоре литературы, неприятность задачи является одним из основных факторов, связанных с прокрастинацией. 2
Хотя это и не удивительно, но это также предлагает пути, которые мы можем улучшить в достижении наших целей. Один из них — просто изменить их дизайн, чтобы сделать их менее неприятными. Если проблема в том, что ваша цель требует идти вперед с чем-то, что вам действительно не нравится, может быть, вместо этого вы можете заняться чем-то, что вам нравится больше?
Еще один ключ к решению этой проблемы дает психология фобий. Экспозиционная терапия, при которой вы осторожно подвергаете себя воздействию пугающего стимула с течением времени, имеет высокую эффективность для уменьшения страхов. В той мере, в какой ваше отвращение к прогрессу вызвано иррациональным страхом или беспокойством, применение подобного метода может «облегчить» вам работу.
Хотя легко думать о боли в самых драматических выражениях, часто именно небольшие пощипывания и зуды действительно мешают прогрессу. Сколько людей не могут создать пенсионные счета, потому что мысль о попытке понять их программу 401k заставляет их чувствовать себя немного беспокойно? Сколько людей застревают на бесперспективных работах из-за того, что мысль о том, чтобы поговорить с несколькими людьми из разных областей карьеры, кажется неловкой?
Мотивация — сложная и увлекательная тема. В «Сделай это!» мы проводим шесть недель, обсуждая мотивационные стратегии для достижения ваших целей. Успех приходит от самосознания. Если вы сможете понять точки трения, сдерживающие вас, вы сможете начать получать результаты намного быстрее.
Я открываю регистрацию на новую сессию Make it Happen! на следующей неделе. В воскресенье я поделюсь последним уроком в этой серии разминки.
Сноски
- Деси, Эдвард Л. «Влияние вознаграждения, опосредованного извне, на внутреннюю мотивацию». Журнал личности и социальной психологии 18, вып. 1 (1971): 105.
- Сталь, Пирс. «Природа прокрастинации: метааналитический и теоретический обзор типичных неудач саморегуляции». Психологический бюллетень 133, вып. 1 (2007): 65.
Психология печали и борьбы
Перейти к основному содержанию
Хена Джавайд
Хена Джавайд
Врач-психиатр | Оказание первой помощи в области психического здоровья (аккредитовано)
Опубликовано 23 октября 2015 г.
+ Подписаться
Мне стало важно остановиться и подумать!!!
Когда я постоянно вижу себя занятым и нуждающимся в срочных делах, эти моменты побуждают меня задуматься о более глубоких слоях такого поведения. Было замечено, что постоянные усилия и борьба проистекают из двух типов мотивации; страх уйти от чего-то или мотивация чего-то достичь. Прошлая история лишений, потерь, неудач и дефицита сотрясает самую сокровенную часть человека. Эти переживания образуют частную основу, глубоко укоренившуюся в человеке. Страх лишений наполняет человека горечью и разочарованием, которые впоследствии могут привести его или ее к унынию и депрессии.
Лучшее и более ясное течение этого страха перед депривацией после депрессии можно объяснить.
Это ядро приводит в ужас своего носителя своим присутствием и влиянием. Оно вкрадывается, чтобы преобладать и окрашивать личность.
Душа, таящая в себе этот стержень лишения, всегда находится на грани того, чтобы попасть в темную дыру печали, носитель которой от ужаса и страха постоянно борется, чтобы уйти от ее воздействия.
Большую часть жизни носитель ищет обогащающий, удовлетворяющий и вдохновляющий опыт, который может компенсировать существование этого ядра лишений. Можно ли компенсировать ядро депривации достижениями? Можно ли заменить ту же самую суть насыщающей деятельностью, аплодисментами или успехом?
Или!!!
Угол печали останется уголком печали! Неважно, что происходит на периферии до тех пор, пока центр ядра не будет лишен дополнений, ничто не будет иметь никакого значения.
Дефект есть, ползет и распространяется. Однако боль поддерживает человека, заставляет его жаждать в поисках утоления желания. Несущая боль душа остается беспокойной; с другой стороны, на протяжении всего путешествия эта боль может проявить себя как резервуар энергии. Питает и восполняет силы. Он дает постоянное напоминание носителю о своем присутствии, чтобы человек не захотел остановиться или сделать перерыв; в этот момент напоминание не позволит такому эпизоду произойти.
Сила постоянного страха и страсти уйти подальше от удара этого ядра держит в мучительном напряжении; стремление и в конечном итоге истощение ресурсов, отсутствие комфорта и удовольствия ухудшают курс. Он возбуждает гнев, сеет меланхолию и опустошает. Последнее состояние скрывает от глаз идентичность истинного «я».
С этого момента жизненный путь можно изменить!!!
СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЗ -III
20 декабря 2016 г.
ЛАКУННЫЕ ПЕРИОДЫ
21 октября 2016 г.
ИСКУШЕНИЕ ЛЕГКОСТЬЮ
18 октября 2016 г.
Личность и свободное время
17 октября 2016 г.
Волшебник страны Оз — этапы человеческого сознания
13 октября 2016 г.
Социальный психоз — Часть 2
12 октября 2016 г.