как защитить ребенка от травли?
1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
— Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
— Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности — я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
— Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…
— Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…
Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Буллинг в школе: что делать — видео советы учителя
Дети нередко проявляют жестокость по отношению друг к другу. Особенно актуальной эта проблема становится среди подростков, когда один из них пытается самоутвердиться за счет более слабого сверстника.
Заслуженный учитель России, академик РАО и директор московской школы № 109 Евгений Ямбург рассказал 5-tv.ru, как справиться с буллингом.
Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга
С травлей в школе чаще всего сталкиваются дети, которые не вписываются в привычную систему или не могут дать отпор: необщительные и закрытые, выделяющиеся какими-то особенностями во внешности или поведении, слишком умные или даже ребята с более низким интеллектом, а также отличающиеся по социальному статусу (например, из многодетной или малообеспеченной семьи).
Обычно буллинг начинается с психологических нападок, постепенно перерастая в физический, сексуальный или кибербуллинг (травля с использованием цифровых технологий. — Прим. ред.).
Многие думают, что наиболее опасными зачинщиками издевательств над другими детьми в школе бывают мальчики. Это не совсем верно.
«По моему опыту девушки гораздо более жестоки, чем ребята. Был случай, когда девочка одолжила поносить чью-то дорогую вещь, а потом прожгла ее сигаретой. Так потом одноклассницы заставили ее лизать сапоги, да еще сняли это на камеру! Тогда я принял решение перевести девочку в другую школу, чтобы там она заново построила отношения с коллективом»
Затрагивает тема травли не только непосредственную жертву, но и взрослых. Сами же школьники далеко не всегда рассказывают о сложностях подобного рода.
«Буллинг — вечная проблема. Здесь главную роль играют родители. Даже если они постоянно на работе, они должны заметить, что с их ребенком что-то не так — снизилась успеваемость, появились перепады настроения или, наоборот, замкнутость. Важно не пускать на самотек, а спросить прямо. Ребенок должен знать, что вы на его стороне, что бы ни случилось», — считает эксперт.
Также маркером наличия проблемы буллинга со стороны сверстников служат некоторые другие сигналы:
- Нарушения сна, проявление признаков аутоагрессии (причинение вреда самому себе. — Прим. ред.), нервозность;
- Ребенок старается избегать посещения школы, с большой неохотой идет туда, пропускает уроки без предупреждения родителей;
- Отказ от участия в общих мероприятиях;
- Сын или дочь ничего не рассказывает о школьной жизни.
Указанные признаки, конечно, не являются полностью достоверным подтверждением буллинга. Однако при их наличии стоит уделить ребенку больше внимания, поговорить и узнать все наверняка. Если он отказывается от разговора на эту тему, тогда пришло время посетить школу и обсудить возникшие опасения с учителями и школьным психологом. Они находятся в гуще событий, поэтому знают намного больше о происходящем.
Педагог Евгений Ямбург — об отмене ЕГЭ, учебе через TikTok, стрельбе в школах и буллинге
Что делать взрослым, если ребенок подвергся буллингу
Если подозрения родителей по поводу травли подтверждаются, важно начать спокойно и последовательно решать проблему. Не стоит игнорировать буллинг, особенно в случае обращения вашего ребенка за помощью. Сама по себе подобная ситуация вряд ли разрешится. Жертва буллинга должна знать, что маме и папе не все равно. В противном случае существует угроза, что ребенок замкнется в себе. Тогда все станет еще опаснее.
«Издевательства игнорировать нельзя, потому что отчаявшийся ребенок может совершить суицид. Иногда службам спасения удается вычислить по профилям в интернете потенциальных жертв и предотвратить ужасные последствия. Обычно после индивидуальных консультаций с родителями мы предлагаем ребенку обратиться к психологу», — рассказал педагог Ямбург.
Разговор с детьми на тему буллинга нужно вести мирно, узнать максимум информации (причины конфликта, имена обидчиков). Он должен довериться и открыться, почувствовать себя в безопасности.
www.globallookpress.com / Thomas Koehler
При этом попытки самостоятельных разборок в школе с обидчиками могут только навредить. Важно донести информацию до руководства учебного заведения. Если есть доказательства происходящего буллинга, их стоит показать классному руководителю и директору. Как минимум они могут поговорить с ребятами в классе, рассказать о недопустимости травли, вероятных последствиях и о переживаниях тех, над кем издеваются. Также у них есть возможность пообщаться с родителями обидчика о поведении их сына или дочери. Взрослые часто не знают, что творят их дети в школе со своими сверстниками.
Ситуацию нужно постоянно держать на контроле, потому что вмешательство сотрудников школы — не панацея от буллинга.
«Учителя также могут быть неправы по отношению к ребенку, которого унижают в классе, и по глупости усугубить ситуацию», — уточнил эксперт.
Еще одним важным шагом на пути решения проблемы издевательств в школе может стать новое занятие для ребенка (спорт, музыка, театр или что-то другое). Основной смысл здесь заключается не в отпоре обидчикам через новое увлечение (например, бокс), а в поднятии своей самооценки благодаря развитию новых навыков и поиск новых друзей по интересам.
Неоценимую пользу в решении проблемы буллинга в школе окажет хороший психолог. Специалист с высоты своего профессионального опыта подберет варианты действий как для ребенка, так и для его родителей.
В наиболее тяжелых случаях буллинг можно остановить только через перевод в другое учебное заведение, где школьник начнет все сначала. При этом важно разобраться с причинами, которые привели к травле, и устранить их по возможности. Здесь тоже может помочь психолог, который поработает с ребенком и сгладит углы.
Последствия буллинга бывают катастрофическими вплоть до суицида или стрельбы в школе. У таких детей во взрослой жизни наблюдаются многочисленные проблемы с психикой. Важно не допустить подобного развития событий, не довести ситуацию до точки кипения и разобраться с ней своевременно.
Что такое издевательства | StopBullying.gov
Запугивание – это нежелательное агрессивное поведение среди детей школьного возраста, которое связано с реальным или предполагаемым дисбалансом власти.
Чтобы считаться запугиванием, поведение должно быть агрессивным и включать:
- Дисбаланс власти: Дети, которые запугивают, используют свою власть — например, физическую силу, доступ к смущающей информации или популярность — для контроля или вредить другим. Дисбаланс сил может меняться со временем и в различных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.
- Повторение: Агрессивное поведение происходит более одного раза или может повториться более одного раза.
Запугивание включает в себя такие действия, как угрозы, распространение слухов, физическое или словесное нападение на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.
- Виды травли
- Где и когда происходят издевательства
- Частота издевательств
Типы травли
Существует три типа травли:
- Словесная травля говорит или пишет неприличные вещи. Вербальная травля включает в себя:
- Поддразнивание
- Обзывание
- Неуместные комментарии сексуального характера
- Насмешка
- Угроза причинить вред
- Социальное издевательство , иногда называемое издевательством над родственниками, предполагает нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям. К социальному буллингу относятся:
- Умышленное оставление кого-либо
- Говорит другим детям не дружить с кем-то
- Распространение слухов о ком-то
- Опозорить кого-то на публике
- Физическое издевательство включает причинение вреда телу или имуществу человека. К физической травле относятся:
- Удары/пинки/щипки
- Плевок
- Отключение/толкание
- Брать или ломать чьи-то вещи
- Подлые или грубые жесты руками
Где и когда происходят издевательства
Издевательства могут происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.
Частота издевательств
Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи:
- Дополнение о школьных преступлениях за 2019 год к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) указывает, что в масштабах страны около 22% учащихся в возрасте 12–18 лет подвергались издевательствам.
- Система наблюдения за рискованным поведением молодежи за 2019 год (Центры по контролю и профилактике заболеваний) указывает, что по всей стране 19,5% учащихся 9–12 классов сообщают о том, что в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу, подвергались издевательствам на школьной территории.
См. также «Частота киберзапугивания».
Факты о травле | StopBullying.gov
В этом разделе собрана основная информация о травле, в том числе:
- Определение
- Исследование травли
- Статистика издевательств
- Запугивание и самоубийство
- Законы о борьбе с травлей
Определение запугивания
В 2014 году Центры по контролю за заболеваниями и Министерство образования выпустили первое федеральное определение запугивания. Определение включает три основных элемента:
- нежелательное агрессивное поведение
- наблюдаемый или предполагаемый дисбаланс мощности
- повторение или высокая вероятность повторения агрессивного поведения
Это определение помогает определить, является ли инцидент запугиванием или другим типом агрессивного поведения, или тем и другим.
Исследования травли
Предотвращение травли — это растущая область исследований, в которой исследуются сложности и последствия травли. Важные области для дополнительных исследований включают в себя:
- Распространенность издевательств в школах
- Распространенность киберзапугивания в онлайн-пространствах
- Как травля влияет на людей
- Факторы риска для людей, которые подвергаются издевательствам, для людей, которые запугивают других, или для тех и других
- Как предотвратить травлю
- Как средства массовой информации и их освещение влияют на издевательства
Что мы узнали о запугивании
- Запугивание затрагивает всю молодежь, включая тех, кто подвергается издевательствам, тех, кто издевается над другими, и тех, кто становится свидетелем издевательств. Последствия издевательств могут продолжаться и во взрослой жизни.
- Нет ни одного профиля молодого человека, причастного к издевательствам. Молодые люди, которые запугивают, могут иметь хорошие социальные связи или быть маргинализованными, а также могут подвергаться травле со стороны других. Точно так же те, над кем издеваются, иногда запугивают других.
- Решение проблемы издевательств не простое. Наиболее многообещающие подходы к предотвращению издевательств решают проблему со многих сторон. Они вовлекают все школьное сообщество — учащихся, семьи, администраторов, учителей и персонал, такой как водители автобусов, медсестры, столовая и персонал приемной — в создание культуры уважения. Нулевая терпимость и изгнание не являются эффективными подходами.
- Прохожие или те, кто видит издевательства, могут иметь огромное значение, когда вмешиваются от имени того, кто подвергается издевательствам.
- Исследования также показали, что взрослые могут помочь предотвратить издевательства, рассказывая детям об издевательствах, поощряя их заниматься любимым делом, демонстрируя доброту и уважение и обращаясь за помощью.
Статистика запугивания
Вот федеральная статистика о запугивании в Соединенных Штатах. Источники данных включают Показатели школьной преступности и безопасности: 2019 г. (Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) и Система надзора за рискованным поведением молодежи 2017 г. (Центры по контролю и профилактике заболеваний).
Насколько распространены издевательства
- Около 20% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам по всей стране.
- Учащиеся в возрасте 12–18 лет, сообщившие о том, что над ними издевались, сказали, что, по их мнению, те, кто издевался над ними:
- Обладал способностью влиять на восприятие себя другими учащимися (56%).
- Обладал большим социальным влиянием (50%).
- Были физически сильнее или крупнее (40%).
- Было больше денег (31%).
Издевательства в школах
- По всей стране 19% учащихся 9–12 классов сообщают, что подвергались издевательствам на школьной территории за 12 месяцев до проведения опроса.
- Следующие проценты учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в разных местах школы:
- Коридор или лестничная клетка (43,4%)
- Класс (42,1%)
- Кафетерий (26,8%)
- На территории школы (21,9%)
- Онлайн или текст (15,3%)
- Ванная или раздевалка (12,1%)
- В другом месте в здании школы (2,1%)
- Приблизительно 46% учащихся в возрасте 12-18 лет, которые подвергались издевательствам в течение учебного года, сообщили взрослому в школе об издевательствах.
Киберзапугивание
- Среди учащихся в возрасте 12-18 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в течение учебного года, 15 % подвергались издевательствам в Интернете или посредством текстовых сообщений.
- По оценкам, 14,9% старшеклассников подвергались издевательствам с помощью электронных средств в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.
Виды издевательств
- Учащиеся в возрасте 12–18 лет подвергались различным видам издевательств, в том числе:
- Быть предметом слухов или лжи (13,4%)
- Высмеивают, обзывают или оскорбляют (13,0%)
- Толкнули, толкнули, споткнули или плюнули (5,3%)
- Исключение/исключение (5,2%)
- Угрожают причинением вреда (3,9%)
- Другие пытались заставить их делать то, чего они не хотели (1,9%)
- Имущество было уничтожено намеренно (1,4%)
Государственная и местная статистика
Перейдите по этим ссылкам для получения данных штата и местных властей по следующим темам:
- Издевательства на территории школы, 9–12 классы
- Киберзапугивание, 9-12 классы
Международная статистика
По данным Статистического института ЮНЕСКО:
- Одна треть молодежи земного шара подвергается издевательствам; этот показатель колеблется от 7% в Таджикистане до 74% в Самоа.
- Низкий социально-экономический статус является основным фактором травли молодежи в богатых странах.
- Молодежь, рожденная иммигрантами в богатых странах, чаще подвергается издевательствам, чем местная молодежь.
Запугивание и самоубийство
Связь между запугиванием и самоубийством сложна. СМИ должны избегать чрезмерного упрощения этих вопросов и намеков или прямого заявления о том, что издевательства могут привести к самоубийству. Факты говорят о другом. Неточно и потенциально опасно представлять издевательства как «причину» или «причину» самоубийства или предполагать, что самоубийство является естественной реакцией на издевательства.
- Исследования показывают, что постоянное издевательство может привести к возникновению или усугублению чувства изоляции, отверженности, изоляции и отчаяния, а также депрессии и беспокойства, которые могут способствовать суицидальному поведению.
- Подавляющее большинство молодых людей, над которыми издеваются, не склонны к суициду.