Человек и его интеллект: Интеллект, его строение и уровень развития

Интеллект, его строение и уровень развития

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.

Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.

Вот некоторые из определений. Интеллект — это:

  • способность к мышлению.
  • вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
  • характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
  • целостная характеристика познавательных процессов человека.
  • способность человека адаптироваться к окружающей среде.
  • понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
  • глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
  • относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В этой связи вносятся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д.

Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностыо» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум — это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.

Общий интеллект (фактор G, от англ. general — общий) — совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. special — специальный) — совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.

Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельности человека. Вот результаты этих исследований.

Наследуемость. Такая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.

Возраст. Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.

Семья. С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).

Активность личности. Установлено, что одаренные люди для решения задач привлекают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.

Адаптация. Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.

Обучаемость. Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.

Деятельность. Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить его мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.

Пол. При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.

Культурно-социальная среда. Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.

Абстрактное мышление. Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.

Нейропсихологические механизмы психики. В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:

  • вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
  • намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;
  • «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.

К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.

Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству — Нож

Интеллект — только часть разума: разум есть у всех, а интеллект отличает людей друг от друга, это часть нашей индивидуальности. Исследуют его сразу в нескольких направлениях: о чем мы говорим, когда говорим об интеллекте? как мы пытаемся измерить это «что-то»? насколько сильно «оно» нас отличает друг от друга? где в головном мозге прячется? Наследуем ли мы его от родителей или можем его развивать?

Строго говоря, интеллект — не свойство, а сумма свойств: способность осознать, понять, обдумать, запомнить, потом вспомнить, сделать вывод, экстраполировать или связать с чем-то абсолютно другим…

Человек, который хорошо всё это умеет, может стать ученым или продажным политиком, но для начала — научиться читать.

Что такое интеллект

Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.

Англичанин Чарльз Спирмен эмпирически высчитал, что люди, которые преуспевают в одном виде задач на интеллект, обычно хороши и в других.

Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.

Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.

В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн разрабатывают теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.

Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.

По Балтесу, старость — не причина весело упасть в маразм; «прагмативные» механизмы можно задействовать, компенсируя упадок «когнитивных». Он приводит в пример машинисток: те, что постарше, медленнее печатают, если им диктовать по букве… но быстрее читают текст, который нужно напечатать. В итоге разницы в процессе работы — никакой.

Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.

Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.

Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.

По мнению авторов, стоит выделить способности вербальные, к восприятию и к трактовке изображений, а из них уже следуют «широкие» когнитивные способности. При этом корреляция между этими тремя не так сильна: человек может показывать высокие способности в одном и низкие в двух других.

Есть еще теория множественных интеллектов Говарда Гарднера. Он отрицает g-фактор, а взамен насчитывает восемь «интеллектов». В них входит, например, народный русский интеллект — внутриличностный: способность к рефлексии и самоанализу. Позже Гарднер застенчиво предложил добавить еще девятый — экзистенциальный — интеллект. Это умение размышлять о бытии и ничто, дар философа или хотя бы директора по стратегии.

Как передают интеллект

Нет и не может быть одного-единственного гена, который кодировал бы интеллект и в теории мог бы передаваться или не передаваться ребенку от родителей. Да, интеллект — полигенный признак. Его составляющие, когнитивные навыки, тоже. Ткнуть пальцем и крикнуть: «Во, интеллект!» — не выйдет. Мы видим лишь частности: так, наблюдается связь между скоростью восприятия и IQ через общие генетические признаки. А ген FNBP1L связывают с и детским, и со взрослым интеллектом.

Наследуемость интеллекта изучали на семьях, на близнецах, на сиблингах (братьях и сестрах), в частности на усыновленных, а теперь еще на огромных массивах данных. Так, исследование интеллекта 2011 года было проведено на данных 3511 взрослых. Было изучено 549 692 снипа — однонуклеотидного полиморфизма (то есть отличия в ДНК в размере в один нуклеотид).

По итогам исследования 40 % вариаций «кристаллизированного» и 51 % вариаций «подвижного» интеллектов действительно связано с генетикой, то есть интеллектуальные различия частично обусловлены вариациями генов.

При этом авторы полагают, что индивидуальные эффекты конкретных снипов слишком малы, чтобы быть значимыми на уровне геномов, поэтому для их выявления нужна очень, очень большая выборка. Ученые всё ближе подбираются к ней. Так, в исследовании 2018 года исследуется уже 248 482 человека; 187 новых геномных локусов, 538 генов, связанных с интеллектом… Роскошно.

На протяжении жизни интеллект плюс-минус стабилен, если сделать поправку на маразм — спасибо исследованию интеллекта, которое испытуемые прошли дважды, в 11 лет и в 77.

Уровень наследуемости интеллекта при этом линейно варьируется из года в год: от 20 % наследуемости в детстве до 60 % во взрослом и 40 % в подростковом возрасте. С возрастом наши генетические различия всё сильнее определяют наш интеллект, а влияние окружающей среды сходит на нет.

Раньше в науке преобладал взгляд, по которому ребенка формировало окружение, какое бы ни дали. Теперь ученые полагают, что мы, становясь старше, начинаем сами создавать для себя среду, которая коррелирует с генетическими наклонностями, и интеллектуально меняться в соответствии с ней.

Раньше считалось, что, если профессоренка растить в хлеву среди поросят, точно вырастет кабан. Теперь выходит, что профессоренок, взрослея, будет устраивать вокруг университет, хотя ни разу аспиранта-то не видел.

То, что ты унаследовал от родителей, стало твоим собственным, лично выбранным.

Высокий интеллект напрямую связан с образованием. Образование, в свою очередь, — со здоровьем и жизнью: хуже образованные люди умирают раньше. А высокий интеллект и надежность обещают долголетие.

Параллельно умнеет всё человечество, это называется «эффектом Флинна». Именно Джеймс Флинн открыл, что за период с 1932 до 1978 года средний американец поумнел на 13,8 пункта IQ, а затем проверил, как с этим в других странах. Оказалось, тоже растет. Или рос тогда: сейчас эксперты предполагают, что в XXI веке IQ будет развиваться неравномерно. В регионах, где этот показатель в среднем невысок, он вырастет на 6–7 пунктов, но на Западе прибавит не больше одного, а в США вообще упадет на 0,45 пункта.

Как ваяют интеллект

Гены могут сказаться на интеллекте и неожиданным образом: получил от родителей наследственную склонность к алкоголю — при неудачном раскладе реализовал ее — пропил все мозги. Но валить всё на мамку не надо. Наследственность — это еще не всё.

Играет роль в формировании интеллекта и еда. Например, Ричард Линн, исследуя эффект Флинна, объяснял его доступностью пищи: беременные и дети питаются лучше, чем раньше, — вот IQ и увеличивается. Верно и обратное.

В тесте на интеллект дети, родившиеся с недовесом, по четырем из пяти параметров теста показали результаты хуже обычных детей. Ребенок действительно должен есть, чтобы развиваться. Бабушка была права!

А вот по грудному вскармливанию пока непонятно. В одном из исследований дети с аллелью G в гене FADS2 не показали прироста IQ от материнского молока, а у младенцев с аллелью C он вырос. Но последующие исследования роль FADS2 и вообще грудного вскармливания в развитии интеллекта не подтверждают.

Исследуя влияние питания грудью на IQ, исследователи делают поправку на образование матери. Дело в том, что это сам по себе значимый фактор (здесь и далее предлагается не забывать о сильной положительной корреляции образования и интеллекта). Пару лет назад газеты даже утверждали, что именно от материнского интеллекта зависит интеллект ребенка. Относилось это в основном к мальчикам. Мол, гены, отвечающие за интеллект, расположены на X-хромосоме, а дети получают ее от матери. Раз девочки наследуют X от мамы и X от папы, а у мальчиков X только от мамы, мальчики ровно так же умны, как их мамы. Новость оказалась фейком.

Но то, кто родители ребенка и как они живут, действительно важно для его интеллекта. Образование матерей сказывается на школьных успехах детей. Это распространяется не исключительно на мать, но на значимого взрослого — того, который в основном возится с младенцем.

Влияет на развитие когнитивных навыков ребенка время, которое мать проводит с ним в детстве. Отражается на интеллекте, образовании и успехах образование родителей — причем отражается в течение всей жизни. Исследование начала века Бетти Харт и Тодда Рисли о «тридцатимиллионном разрыве» утверждает: дети из бедных семей к трем годам слышали в среднем на 30 000 000 слов меньше, чем дети из обеспеченных семей. Наш словарь — это и словарь наших родителей… но наследственность тут ни при чем.

Мы могли бы верить в тренировки когнитивных навыков, но пока не видно, чтобы они давали однозначный результат. Кроме одного: к 2020 году индустрия приложений и программ по «тренировке мозгов» превысит 6 млрд долларов.

Так что если кто хочет раскладывать пасьянсы, пусть раскладывает. А тот, кто хочет запомнить что-то, пусть это учит, а не надеется на свой опыт раскладывания пасьянсов: специальные игры тренируют только навык игры, разгадывание судоку — только навык разгадывания судоку и т. д.

Как рассматривают интеллект

В своих исследованиях Флинн использовал тест Стэнфорда — Бине. Это первый тест на измерение интеллекта. Альфред Бине разработал его для проверки школьников. Усовершенствовал тест Лев Термен из Стэнфорда, отсюда и название. Бине рассчитывал, что можно будет вовремя скомпенсировать детей с недостаточным развитием и вернуть в стандартные классы, а вот Термен был пессимистичен и надеялся отделить асоциальные элементы от прочих. Он обрисовывает детей, которым потребуются специальные классы и методики, как «все трудные случаи: слабоумные, физически неполноценные, просто отсталые, прогульщики». Он же замечает, что тесты на интеллект позволяют определить связь умственной отсталости с деликвентностью и заранее оградить общество от таких детей.

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение, наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Тревога Термена за бедное общество, которое обидят глупые дети, демонстрирует потенциальную проблему всех исследований IQ разом.

Вот мы поймем всё об интеллекте. Мы будем точно его измерять, будем знать его природу. Эти знания помогут работать как с одаренностью, так и с умственными нарушениями. Или разрушить мир, каким мы его знаем.

С одной стороны, условные ультраконсерваторы смогут подхватить на знамя евгенику. Как позитивную — размножать умных, так и негативную — превентивно давить глупых. А не то мы, мол, получим мир «Идиократии».

С другой, общество не так давно согласилось принимать в расчет генетику. Исследователи Роберт Пломин и Йан Дж. Дири пишут:

«Битва за возможность утверждать, что различия между людьми наследуются, не так давно отгремела в психиатрии, чуть позже в психологии и до сих пор продолжается в сферах вроде образования».

В 1960-е годы научная среда в очередной раз обсуждает, чтó всё-таки формирует человека, окружающий мир или наследственность. В 1969 году Артур Дженсен публикует в Harvard Educational Review статью об IQ и школьной программе раннего образования. В ней он последовательно заявляет, что:

  1. Интеллект наследуется.
  2. В среднем афроамериканцы хуже показывают себя в тестах на абстрактное мышление и невербальных тестах, даже тех, что позиционируются «свободными от культурных предрассудков».
  3. Никто еще экспериментально не доказал, что интеллектуальные способности белого и черного детей можно уравнять, если обеспечить им равное образование и окружение.
  4. И вообще у афроамериканских детей хорошего социального статуса IQ в среднем на 2,6 пункта ниже, чем у белых детей низкого социального статуса, то есть дело не в бедности.

В общем, Дженсен погулял на всё. Тогда, конечно, не сейчас, но шины ему прокололи, угрозы отправляли, уволить требовали. Хотя он и говорил, что его неверно поняли. Артур Дженсен ошибся. Он воспользовался неверными источниками данных.

Но ученые, исследующие интеллект, всё еще ходят по тонкому льду: можно найти такое, от чего не отмахаться фенотипической тряпкой. Неважно, будет результат ангажирован группой А, группой Б или, может, корпорации пожертвовали на исследование пачку долларов — и его выводы вдруг оказались в 4–8 раз выгоднее для них, чем в независимых исследованиях.

Научный журналист Оливия Голдхилл цитирует Саскию Селзам, исследователя поведенческой генетики в Королевском колледже (Лондон):

«С точки зрения „левых“ все рождаются одинаковыми, и каждый может достигнуть того же, чего достигли другие. Генетические исследования показывают, что это не так».

Среда заедает или гены гнилые? Казалось бы, нет разницы, кто виноват, мы и так знаем, что делать: создавать благоприятную среду, ведь генетическая склонность к чему угодно — не приговор, а повышенная вероятность. Но там, где мы говорим об интеллекте, мы говорим о равенстве. Заслуживают ли одни люди больше шансов, чем другие? Почему я так стараюсь, а он всё равно умнее? Мама, мне поставили два, но я не дура, правда, не дура.

Интеллект остается самой лучшей, драгоценнейшей человеческой индивидуальностью. А правят им эмоции.

В прошлом году тролли из Иллинойского университета в Чикаго провели исследование, дав консерваторам и либералам почитать научные исследования с цифрами, но без их интерпретации. Оказалось, что консерваторы и либералы проделали один и тот же фокус: сделали выводы в пользу своих убеждений и отринули те, что противоречат им.

Мы думаем то, во что верим, и верим в то, что думаем. Да еще передаем это своим детям.

Интеллект человека: Способность рационального познания

Общие сведения

Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум») и по своему смыслу он тождествен ему.

Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией – это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

Сейчас особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

Определений интеллекту было дано много, здесь постарались и философы, и биологи и психологи. Я не стану приводить их. Чтобы определить интеллект следует указать на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.

Давайте вначале постараемся разобраться с тем, как оценивается интеллект, каким способом это делается.

Коэффициент интеллектуальности и креативность

С конца 19-го века в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития – с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.

Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.

Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном в 1911 году.

Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они имеют ограничения при определении способностей к различным видам деятельности.

В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.

Критика результатов тестирования с точки зрения когнитивной психологии более чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.

Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует творческому мышлению, которое очень трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.

Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен «перевернуть земной шар».

Однако нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.

Развитие интеллекта

С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта – это изменение когнитивных структур, процессов и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.

Но не может быть интеллект таким клубочком из русских сказок, который бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему «приз», не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.

Скорее интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.

Если сравним с ЭВМ то, скажем, чем больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.

Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее пути, по которым проходят воздействия его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.

Теория стадий Пиаже

Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) – два процесса адаптации.

Первая стадия – сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.

Вторая стадия – предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они уже могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

Третья стадия – конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

Четвертая стадия – формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях – это подход обработки информации.

Обработка информации

Информация, попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.

Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.

Ребенок не может выполнять сразу несколько дел, например, как Юлий Цезарь, или просто большинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость внимания развивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, тем доступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложных сенсомоторных действий.

При развитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, если маленький ребенок заучивает стихи, часто не понимая даже смысла многих слов, используя механическое повторение, то подросток может уже использовать специальные технологии заучивания.

Старшие дети уже могут регулировать свое мышление и могут ощущать, что они получают знания. Этого ощущения знания у маленьких детей еще нет. Когда человек начинает осознавать, как он решает когнитивные задачи, у него происходит такая обработка информации, которую называют метапознанием (мышление о мышлении).

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Верный человек развивает свой интеллект.

Начало из Книги Братства на этой неделе:

Вера требует знаний . Бог дал нам ум и ожидает, что мы будем использовать его. Поэтому…

Верный человек развивает свой интеллект.

Книга Fraternus, том 1 из 3, стр. 38.

Отдых, чтение и памятование о том, что такое человек

Автор: Джейсон Крейг информация. Большая часть этого, кажется, находится в форме того, что мы называем «данными», но есть также двусмысленное слово «контент», который заполняет наши экраны и серверы. Но, как это ни парадоксально, наши океаны информации сделали нас более мелкими в мышлении . Мы накапливаем факты, но не впитываем истину. Для христианина это не вариант. Жизнь нельзя свести к фактам, она должна созреть в любви к мудрости. Мудрость добывается с трудом, но только глупцы пренебрегают ею (Притчи 1:7). Мы понимаем интеллект как дар от Бога, и Он ожидает, что мы будем использовать этот дар. Безусловно, разум — это больше, чем инструмент для расшифровки данных, чтобы доминировать над миром и принимать решения об инвестициях.

Как сказал св. Павел, самый путь отвержения мира — это взращивание интеллекта, который ведет к познанию воли Божией:  «Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь  обновлением ума вашего , дабы вы могли познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

И «разум» больше, чем физический мозг. Человеческий интеллект — это настоящий мост между душой и телом, между небесной и земной реальностью. Наш разум и воля — это то, что мы разделяем с ангелами и Самим Богом — разум отличает человека от зверей. И хотя разум помогает нам добывать предметы первой необходимости, такие как пища и кров, эти «низшие вещи» не являются его основной пищей. Разум жаждет истина,  благородство жизни . И да, истину можно «применять», но это не обязательно, чтобы быть достойной нашего внимания.

Не думайте, однако, что это означает, что у нас есть еще одно дело, которое нужно добавить к и без того напряженному графику. Верно и обратное. Научиться учиться часто означает научиться отдыхать .

Истина для отдыха

Йозеф Пипер, известный своими работами о досуге и реализме, отмечает, что когда Бог дал заповедь о субботе, Он повелевает нам « помни  Шаббат и святи его». Одно это слово говорит нам о том, что до того, как появились заповеди и законы субботы, в этом божественном покое было что-то предсуществующее, что-то, что было заложено в нас, как людей, и, по-видимому, что-то, что мы можем забыть.

При сотворении мира интересно, что Бог творит человека по Своему образу и подобию на шестой день, , а затем «отдыхает» , на седьмой. Божья «суббота» происходит вслед за сотворением человека, почти так же, как Его первым действием в качестве нашего Отца было показать нам что-то существенное для того, чтобы быть сотворенными по Его образу. В субботу, когда Бог и человек «отдыхают» вместе, творение продолжает свою работу — волны продолжают разбиваться, птицы продолжают летать, а солнце продолжает свой марш. Другие твари подобны нам в том, что они твари, но они не подобны нам в том, что созданы по образу Божию и способны войти в Его жизнь, войдя в Его покой. «Ибо мы, уверовавшие, входим в тот покой» (Евреям 4:3).

Это говорит нам о том, что существует связь между человеком, обладающим интеллектом и волей, и человеком, которому приказывают отдыхать. Мы разделяем бремя телесного труда с другими созданиями, но у нас есть особая свобода в том, что мы можем иметь наши тела на земле, а наши мысли на небесах. Таким образом, кажется, что часть дара субботы состоит в том, чтобы напомнить нам, что, хотя земные заботы законны, они не являются конечной целью человека и должны быть «поставлены» на свои места, иначе они лопнут и не затопят все наше существование. . Пайпер назвал это «миром тотальной работы», где работа становится целью и единственным занятием человеческих способностей, когда «режим работы» становится нашим единственным способом. Мы были созданы не только для этого, что, кажется, является частью причины, по которой Бог повелевает нам давать отдых нашим телам и занимать наши души. Как еще сказал Пипер, человек работает, чтобы иметь досуг (отдых), у него нет досуга, чтобы у него была энергия, чтобы вернуться к работе. Работа создана для человека, а не человек для работы.

Новое смелое удовольствие

В наши дни мы живем между удовольствием и пользой. «Работай усердно и играй усердно» — таков девиз, который почти не оставляет места для отдыха, когда пробуждается наш интеллект, как предполагается в заповедях о субботе. Усердная работа фокусируется на вещах, которые, вероятно, заслуживают внимания, хотя, возможно, в наши дни это доходит до крайности. Кажется, что усердно играть означает предаваться удовольствиям, чтобы как бы «сбалансировать» суровость работы. Это просто не человеческий подход к вещам. Нил Постман считал, что поиск удовольствий был серьезным искушением, которое привело бы нас не только к глупости, но и к тому, чтобы нас контролировали из-за нашей неспособности регулировать себя и направить себя на полезное обучение. Вот его сравнение 9 Оруэлла. 0027 1984 и Хаксли Дивный новый мир, который, по его мнению, лучше показал нам, что именно наша «любовь» к удовольствиям погубит нас:

Оруэлл опасался тех, кто запретит книги. Чего Хаксли боялся, так это того, что не было причин запрещать книгу, потому что не было никого, кто хотел бы ее читать. Оруэлл боялся тех, кто лишит нас информации. Хаксли боялся тех, кто даст нам так много, что мы дойдем до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что от нас скроют правду. Хаксли боялся, что правда утонет в море неуместности. Оруэлл боялся, что мы станем порабощенной культурой. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой, озабоченной чем-то вроде чувств, оргий-порги и центробежных шмелей. Как заметил Хаксли в книге «Возвращение в дивный новый мир», сторонники гражданских свобод и рационалисты, всегда готовые выступить против тирании, «не смогли принять во внимание почти бесконечную тягу человека к развлечениям». В 1984, добавил Хаксли, людей контролируют, причиняя им боль. В «О дивный новый мир» ими управляют, причиняя удовольствие. Короче говоря, Оруэлл опасался, что то, что мы ненавидим, погубит нас. Хаксли боялся, что то, что мы любим, погубит нас.  (От  Развлекаемся до Смерти )

Этимология слова «развлечение» на самом деле показывает, что оно противоположно глубокому размышлению. Буквально это означает «отвлекать музу», муза — это та, которая размышляет. Кажется, первоначально он использовался как военный термин для отвлечения внимания солдата противника. Сообщение: вы не можете бороться с влиянием мира, пожирая мусор и отвлекаясь.

Когда дело доходит до развития интеллекта, то ничто не заменит отдых и чтение. Святой Павел говорит филиппийцам: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что приятно, что похвально, что только есть добродетель и что похвально, подумайте об этом » (Флп. 4:8). Разум должен есть. Нам нужно читать. В других переводах Филиппийцам 4:8 говорится: «Наполняйте свои мысли» этими вещами. В моем любимом переводе Рональда Нокса говорится: «Пусть эти вещи будут аргумент твоих мыслей », намекая на своего рода внутренний разговор о благородных вещах. Вероятно, у многих из нас в мыслях были «аргументы», которые были нечестивыми — способы, которыми мы могли бы обратить оскорбление в ответ на врага, способы показать нашему супругу, что мы были правы, или планы получить больше похвалы от человека. Но Нокс, вероятно, имел в виду диалог, который может происходить внутри нас между разумом, совестью и Богом.

Размышление о хорошем, истинном и прекрасном не только дает нам приятные для размышления мысли, но и действует как уникальное средство общения с Самим Богом. Вот почему верный человек развивает свой интеллект.

И еще…

И из катехизиса…

«Вера  ищет понимания »: присуще вере, что верующий желает лучше узнать Того, в Кого он поверил, и лучше понять что Он открыл; более глубокое знание, в свою очередь, вызовет большую веру, все больше воспламеняющуюся любовью. Благодать веры открывает «очи сердца вашего» к живому пониманию содержания Откровения, то есть всей совокупности замысла Божия и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром раскрытая тайна. «Тот же самый Святой Дух постоянно совершенствует веру Своими дарами, чтобы Откровение можно было понимать все глубже и глубже». По словам св. Августина, «верую, чтобы понять; и я понимаю, лучше верить».

11 Bible verses about Human Intellect

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

‹›

Most Relevant Verses

Луки 2:19

Понятия стиха

Но Мария дорожила всеми этими вещами, размышляя о них в своем сердце.

Бытие 6:5

Понятия стиха

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

1 ​​Царств 2:44

Понятия стиха

Царь также сказал Семей: «Ты знаешь все зло, которое ты знаешь в сердце твоем, которое ты сделал Давиду, отцу моему; посему Господь обратит зло твое на твою голову.

1 ​​Царств 3:9-12

Так дай Твоему слуге разумное сердце, чтобы судить Твой народ, чтобы различать добро и зло. Ибо кто может судить этот великий народ Твой?» Это было угодно Господу, что Соломон просил об этом. Бог сказал ему: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе рассудительности, чтобы разуметь правду, подробнее.
вот, я сделал по твоим словам. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.

1 ​​Царств 10:24

Понятия стиха

Вся земля искала присутствия Соломона, чтобы услышать его мудрость, которую Бог вложил в его сердце.

Иов 22:22

Понятия стиха

«Пожалуйста, примите наставление из Его уст
И утвердите Его слова в своем сердце.

Притчи 14:30-33

Спокойное сердце — жизнь для тела,
Но страсть — гниль для костей.
Тот, кто угнетает бедных, насмехается над своим Создателем,
А кто милостив к нуждающимся, чтит Его.
Нечестивый низвержен злодеянием своим,
А праведник найдет убежище, когда умрет.
подробнее.
Мудрость покоится в сердце понимающего,
Но в сердцах глупых это становится известно.

Притчи 16:1-9

Замыслы сердца принадлежат человеку,
Но ответ языка от Господа.
Все пути человека чисты в его глазах,
Но Господь взвешивает побуждения.
Поручи свои дела Господу.
И твои планы осуществятся.
подробнее.
Господь все сотворил для своего предназначения,
Даже нечестивого на злой день.
Всякий гордый сердцем мерзок пред Господом;
Безусловно, он не останется безнаказанным.
Милосердием и правдой замаливается беззаконие,
И страхом Господним удаляются от зла.
Когда Господу угодны пути человека,
Он даже врагов его примиряет с ним.
Лучше немногое с праведностью
Чем большой доход с неправдой.
Ум человека планирует свой путь,
Но Господь направляет его шаги.

Притчи 19:21

Понятия стиха

Много планов в сердце человека,
Но совет Господа будет стоять.

Притчи 20:5

Понятия стиха

План в сердце человека, как глубокая вода,
Но человек разумный черпает его.

Притчи 24:2

Понятия стиха

Для их умы изобретают насилие,
И их уста говорят о беде.

Библейский Теазаурус

  • Человек (514 экземпляров)
  • Интеллект (1 экз.)
  • Сердце, Человек
  • Еще 66 тем о Человеке
  • еще 1 тема на Интеллекте

    Активентность. Библия Copyright © 1960, 1962, 1963, 1968, 1971, 1972, 1973, 1975, 1977, 1995 Фонда Локмана, Ла-Хабра, Калифорния. Все права защищены. Для получения разрешения на цитирование информации посетите http://www.lockman.org

    © Copyright [2011 — 2022] Knowing-Jesus.com — Все права защищены

    Человеческий интеллект против Божьей мудрости

    Ум и интеллект человека — удивительная вещь. Это привело нас от пещерного жилища к современной цивилизации. Он отвечал за разработку и производство мощных компьютеров, полеты на Луну и лекарства от основных болезней. Но разум и интеллект человека также несут ответственность за некоторые очень опасные вещи, такие как войны, геноцид, культы и атомное оружие, которые могут уничтожить землю и цивилизацию. И самое опасное из них то, что разум способен привести вас к мысли, что Бога нет, что вы настолько умны, что не нуждаетесь в Боге, или что вы и есть Бог. В этих сценариях вы фактически становитесь своим собственным Богом, что является верхом высокомерия и гордыни. Как часто говорила мне моя мать: «Молодой человек, вы можете стать слишком умным для своего же блага».

    Недавно я услышал убедительное свидетельство одного из самых интеллектуальных людей, которых я когда-либо знал. Этот человек родился и вырос в еврейской семье. Он окончил Гарвард со степенью в области психологии. Большую часть своей юной взрослой жизни он искал более глубокие духовные смыслы Вселенной. Он был в основном вовлечен в восточные религии и движение Нью Эйдж, но так и не смог найти то, что искал. Но однажды он оказался в Святом присутствии Всемогущего Бога Иеговы. В этот момент он больше не мог отрицать, что Бог реален, и он отдал все свое существо (Тело, Душу и Дух) Творцу через Его сына Иисуса Христа. Эта встреча и последующая капитуляция навсегда изменили жизнь моего друга-еврея!

    В Библии много говорится о конфликте между человеческим интеллектом и Божьей мудростью:

    1 Коринфянам 1:20-21: «Где мудрый? Где писец (писатель)? Где спорщик мира сего (адвокат)? Не ослепил ли Бог мудрость мира сего? Ибо после того в премудрости Божией мир мудростью не познал Бога; благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

    1 Коринфянам 1:27: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых».

    Мне часто вспоминается библейская история Иова. Иов был очень зажиточным и благочестивым семьянином, который в один день потерял все. Он потерял своих семерых сыновей и трех дочерей и все свое огромное имущество (из-за нападения сатаны, а не Бога). Вскоре после этого Иова поразили нарывы ​​(от сатаны, а не от Бога) по всему телу, и его жена сказала ему просто проклясть Бога и умереть. Иов был глубоко в горе, когда трое его близких друзей пришли к нему с советом относительно его огромной потери. . Все они обвинили Иова в этом бедствии и выдвинули обвинения в том, что он или его дети, должно быть, согрешили, чтобы навлечь на себя это бедствие и суд от Бога (хотя нападение на самом деле было не от Бога, а от сатаны). Они обвиняли Иова во всем, от лжеца до очень тщеславного человека. В конце всей этой причудливой и длинной религиозной риторики со стороны его так называемых друзей Бог Сам обратился к Иову, имея в виду советы трех друзей, и сказал: «Кто это, омрачающий совет словами без знания?» Далее Бог задал длинный список вопросов, адресованных человеческому разуму, например, где ты был, когда Я закладывал основания земли, и где ты был, когда Я повелевал утру, сотворил звезды и образовал океаны? Бог не был доволен советом этих трех друзей, и мне часто напоминают о Божьих вопросах по этому поводу, когда я служу очень интеллектуальным людям.

    Интеллект человека может физически спасти жизнь, но не душу. Интеллект человека может достичь Луны и Марса, но не может достичь Неба. Интеллект человека может помочь в рождении новорожденного, но он не может заставить ваш Дух переродиться. Интеллект человека может изменять и формировать видимое, но он не может изменять и формировать невидимое (которое на самом деле более реально, чем видимое, поскольку оно вечно). В какой-то момент всей нашей жизни мы должны признать эти суровые человеческие ограничения и подчиниться единственному Богу, который создал нас и может открыть для нас эти двери. Страх Господень есть начало истинной мудрости! Я говорю о Боге Библии, а не о какой-то мистической силе! Он стоит у дверей всех человеческих сердец и стучит. Если вы не ответили на этот стук, мы призываем вас сегодня открыть дверь и позволить Царю Славы (Иисусу Христу) войти и наполнить вас Своей силой, мудростью и пониманием. «Спасение находится в нет  другой, ибо есть  нет   другое имя под небом, данное людям, которым мы должны быть спасены».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts