Человек становится личностью в процессе: Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как человек проявляется как личность?»

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ

Малашихина В.В.

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ

Южный федеральный университет

 The article presents the analysis of the concept of personality and considers ideas of Russian and foreign scholars on it.

В статье представлен анализ понятия «личность», рассмотрены и проанализированы подходы отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов  к определению этого понятия.

Keywords: personality; subject; consciousness; individuality; freedom.

Ключевые слова: личность; субъект; сознание; индивидуальность; свобода.

Личность является одним из центральных понятий разных наук. В философской мысли понятие личности рассматривалось многими философами и трактовалось по-разному. Например, отечественные религиозные философы (Н. А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский и др.) подчеркивали божественное, духовное начало в личности. Cоциологистский подход отмечает социальную природу личности (П.А. Сорокин, К. Маркс, Р. Линтон, Т. Парсонс и др.). Человек здесь становится личностью в процессе социализации, которая проходит посредством образования и воспитания, где прививаются общепринятые ценности и нормы культуры, а также усваивается социально значимый опыт. А антропоцентризм рассматривает личность как меру индивидуализации человека в обществе.

 С точки зрения психологии под личностью, в широком плане, понимается интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Что же касается более узкого понимания личности, то в современной психологии  нет единой теории формирования и развития личности, поэтому существует множество определений этого понятия. Это вызвано тем, что по-разному определяется ведущее начало  в структуре личности. Среди наиболее разработанных теорий личности в зарубежной психологии следует отметить бихевиористскую концепцию (Д.

Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен и др.) в центре внимания которой лежала проблема научения и адаптации организма  различным условиям, психоаналитическую теорию личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлера и др.), теорию социальных ролей (Э.Берн и др.), где  каждый человек играет определенные социальные роли и эти роли характеризуют личность человека, гуманистическую теорию личности (Дж.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт и др.), в которой центральной является идея о ценности и уникальности личности.

В отечественной психологии существовали различные концепции и направления, в рамках которых понятие личности трактовалось также по-разному.  Выдающийся психолог, физиолог, ученый В.М. Бехтерев, его ученики и последователи рассматривали личность на стыке психологии и психиатрии. Его ученик В.Н. Мясищев рассматривал личность, прежде всего, как систему отношений человека к окружающей среде. В культурно-исторической концепции выдающегося психолога Л.С. Выготского понятие личности определяется как «первичное, что созидается вместе с высшими функциями» [1].

Личность – это социальное, надприродное. Она создается в процессе культурного развития.  Последователь Л.С. Выготского и основоположник теории деятельности А.Н. Леонтьев определял личность как «целостное образование особого рода» [2], где целостность обусловлена не генотипически, потому что личность человека создается общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе своей деятельности. Идея о том, что личностью не рождаются, а становятся присуща также известному психологу А.Г. Асмолову и выдающемуся ученому С.Л. Рубинштейну, последний пишет, что «в качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений» [3], но в тоже время С.Л.Рубинштейн добавляет, что личность не может быть без психики, без сознания, потому что психические явления регулируют деятельность личности.

Безусловно, проблема личности и механизмов её развития является одной из главных тем не только философии и психологии, но и, конечно же, педагогики.  Очевидно, что в основе всех педагогических концепций лежат те или иные психологические подходы или теории. Среди педагогических концепций XX века можно выделить концепции, которые носят социально-ориентированный характер и те, которые основываются на гуманистической психологии. В этих концепциях понятие «личности» трактуется по-разному. Например, в отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как социальное качество человека, как предмет проектирования и направленного формирования. В образовательном процессе ученик выступал  объектом воздействия, целенаправленного формирования. Основной задачей образования было формирование достойного члена общества, гражданина своей страны, патриота, способного ставить общественные интересы выше личных. Некоторые современный ученый (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) также полагают, что личностью не рождаются, а становятся, следовательно, человек становится личностью только в процессе социализации.

Личность, — пишет И.П. Подласый,-  «социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми» [4].

Гуманистическая педагогика понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности является здесь ключевым. Первостепенное значение приобретают индивидуальные качества учащегося. В контексте личностно-ориентированного воспитания академик Е.В. Бондаревская определяет, что «личность — это человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную социокультурную среду, обладающий свойствами субъекта, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска личностных смыслов и собственной индивидуальности» [5].

Проанализировав определения личности, которые были даны различными известными мыслителями, исследователями, философами, педагогами (Б. Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Н.А.Бердяев, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, А.А.Деркач, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), можно сделать вывод, что единого понимания данного понятия пока не существует. Принципиальным различием, на наш взгляд, здесь является понимание личности как однопланового, то есть сведение личности только к психологическому или только социальному, или многопланового образования, где психическое преломляясь через социальное, а социальное через психическое создают целостность, а именно: личность. Вслед за учеными Бондаревской Е.В., Роджерсом К., Олпортом Г., Бехтеревым В.М., Божович Л.И., мы полагаем, что в целом под личностью стоит понимать человека, который способен выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, целостность, который способен обращаться к самому себе и самосовершенствоваться. Считается, что человек является личностью, если у него есть своя система ценностей, критичность мышления, умение мыслить, совесть, воля, гражданственность, он творчески самореализуется, самодетерминируется, он обладает индивидуальностью, нравственностью и находится в процессе обретения жизненных смыслов.

Если проанализировать эти качественные характеристики личности, то условно можно выделить три составляющие, которые лежат в основе личности: сознание, индивидуальность и свобода. Они потенциально заложены в каждом человеке и благодаря им становится возможным приобретение и развитие необходимых характеристик. Следовательно, можно говорить о личности, если человек обладает:

— индивидуальностью, потому как именно индивидуальность указывает на отличное, уникальное в человеке. Быть индивидуальностью значит иметь свою собственную точку зрения, иметь свою собственную жизненную позицию, свою систему ценностей;

— свободой, внутренней свободой, поскольку только человек, который внутренне свободен, может выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, свою систему ценностей, гражданскую позицию, поступать по совести, совершать нравственные поступки, принимать волевые решения, самореализовываться, самосовершенствоваться, делать выбор. Свобода – это непременное условие возникновения и становления личности;

— сознанием.

Понятие личности неразрывно связано с понятием сознания. Именно наличие и проявленность сознания делает человека личностью. Воспринимать и оценивать человека как личность возможно только благодаря сознанию. Многие ученые, исследователи, давая определение личности, подчеркивают, что именно сознание дает человеку возможность стать личностью, потому как именно благодаря сознанию у человека формируется собственный образ, появляется способность самопознания, возможность оценивать происходящее вокруг него с точки зрения своих взглядов, ценностей, морали, благодаря сознанию мы можем оценивать свои собственные поступки, действия, мысли, критически мыслить. Сознание пронизывает духовный мир человека, чувственные, логические, волевые и эмоциональные процессы.

Итак, наличие сознания, свободы и индивидуальности являются необходимыми условиями становления личности и их потенциал заложен изначально, при рождении человека, поэтому каждый человек – это потенциальная личность, но не каждый человек реализует этот потенциал и становится действительной личностью.

Что необходимо для того, чтобы из потенциальной личность превратилась в действительную? Безусловно, необходимо развивать заложенный потенциал, развивать личность. Развитие личности – это процесс, который начинается сразу после рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь.

Литература:

  1. 1.    Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136с., ил. – (Библиотека всемирной психологии).

  2. 2.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.

  3. 3.   

    Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463с.

  4. 4.    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

  5. 5.    Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В психологии и социологии понятие «человек» отождествляется с понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность».


Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.

Индивид — единичный представитель вида Homo sapiens. 

 Индивидными признаками являются:

  • морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз)

  • психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)


Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

 Признаки личности: 

  • разумность, 
  • свобода, 
  • ответственность

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Индивид — это человек как отдельное живое существо, представитель вида Homo Sapiens («человека разумного»).

Этот термин был введен древнеримским философом Цицероном как своего рода «атом» человеческого общества. Другими словами, это и единичный представитель человечества как рода, и существо, обладающее своими уникальными, своеобразными особенностями.

Личность (от лат. «persona» — «особа») — это индивид, обладающий сознанием и совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Другими словами, личность — это совокупность психологических и физических индивидуальных особенностей человека, его привычек и предпочтений, социального опыта, характера и темперамента, определяющих его поведение в обществе.

Важнейшие свойства личности:

  • Знания о мире, обществе, себе;
  • Познавательные и практические умения;
  • Социальный опыт;
  • Моральные ценности и идеалы;

Структура личности:

  1. Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
  2. Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
  3. Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Личность формируется только в обществе, те. это социальная сущность человека.

Большинство людей ошибочно предполагают, что слабохарактерные и пассивные люди не являются личностью, а ведь это просто их особенности. Ученые и психологи исключают из этой категории лишь детей до трех лет, первобытных людей, не владеющих речью и психически неуравновешенных.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся на протяжении всей жизни. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включённость в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни.

Социализация — это процесс становления человека в обществе, усвоение им социального опыта предшествующих поколений и его последующее развитие.

В процессе социализации человек становится личностью, которая приобретает неповторимость, своеобразие, социально значимые отличия, непохожесть на других, т. е. индивидуальность.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие всех проявлений человека, подчеркивающее его исключительность, многосторонность и гармоничность (человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.) Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Восприятие — это реальность: Я-зазеркалье

Когда дело доходит до понимания самих себя, социальное взаимодействие играет более важную роль, чем многие из нас думают. По словам социолога Чарльза Хортона Кули, люди развивают свое представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают другие, понятие, которое Кули назвал «зазеркальем». Этот процесс, особенно применительно к цифровому веку, поднимает вопросы о природе идентичности, социализации и меняющемся ландшафте личности.

Зазеркалье

Зазеркалье описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие. Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других, для измерения собственной ценности, ценностей и поведения. Согласно книге «Я, символы и общество», теория Кули примечательна тем, что предполагает, что я-концепция строится не в одиночестве, а скорее в социальных условиях. Таким образом, общество и индивидуумы не являются отдельными, а скорее двумя взаимодополняющими аспектами одного и того же явления.

Базовые предположения

Согласно «Обществу в фокусе», процесс открытия зазеркалья состоит из трех этапов:

  1. Человек в социальной ситуации представляет, как он выглядит для других.
  2. Этот человек воображает, как другие оценивают его внешний вид.
  3. Индивидуум развивает чувства и реагирует на эти воспринимаемые суждения.

На практике процесс может выглядеть так:

Кто-то впервые встречает группу новых коллег по работе. Этот человек считает, что может легко продемонстрировать профессионализм и компетентность другим. Во время этого взаимодействия со своими новыми коллегами человек обращает внимание на язык тела своих коллег, выбор слов и реакцию на разговор. Если эти коллеги обеспечивают положительную обратную связь, например, поддерживают зрительный контакт или предлагают крепкое рукопожатие, вера человека в свой профессионализм будет поддерживаться. Однако, если коллеги дают отрицательную обратную связь, например, отводят взгляд или быстро прекращают разговор, человек может задаться вопросом, насколько они на самом деле профессиональны.

Процесс зазеркалья еще более усложняется контекстом каждого взаимодействия и характером вовлеченных людей. Например, не все отзывы имеют одинаковый вес. Люди могут воспринимать ответы тех, кому они доверяют, более серьезно, чем ответы незнакомцев. Сигналы могут быть неверно истолкованы. Люди также обычно принимают во внимание свои собственные системы ценностей, когда обдумывают любые изменения своего поведения или взглядов на себя.

В конечном счете, процесс зазеркалья — это процесс выравнивания. Люди постоянно стремятся создать согласованность между своим внутренним и внешним миром и, следовательно, продолжают воспринимать, приспосабливаться и стремиться к равновесию на протяжении всей своей жизни.

Роль социальных сетей

Развитие социальных сетей бесконечно усложняет процесс зазеркалья. Такие платформы, как Facebook, Twitter и им подобные, позволяют общаться с другими людьми способами, о которых раньше никто не мог и мечтать. Однако это разоблачение привело к постоянно увеличивающемуся количеству «зеркал», тем самым предлагая новые вопросы о развитии себя.

Социальные сети принесли с собой концепцию «кибер-я», объясняет Мэри Эйкен. Кибер-я — это версия самого себя, которую человек выбирает для представления на цифровой платформе. Как и в реальной жизни, кибер-я может взаимодействовать с другими людьми, получать социальную обратную связь и соответствовать социальным нормам. Однако различия между кибер-я и реальным я глубоки.

Например, человек может обладать многими версиями своего кибер-я. Он или она может представить себя профессионально в LinkedIn, случайно в Twitter или артистично в Pinterest. Кибер-я также продолжает существовать в социальных пространствах, даже когда люди не взаимодействуют с этими средами в режиме реального времени. Таким образом, пользователи социальных сетей никогда полностью не защищены от суждений и критики. И в отличие от реального «я», кибер-я гораздо более податливо, когда дело доходит до формирования, обновления и совершенствования.

Эти уникальные качества кибер-я вызывают множество психологических проблем и опасений, объясняет Эйкен. Люди могут испытывать большую потребность вернуться в цифровое пространство или остаться в нем. Они могут быть все более вовлечены в создание своей онлайн-личности, возможно, за счет развития своего реального «я». Множество задействованных цифровых платформ также ставит под вопрос, может ли быть расколота идентичность или возникнут проблемы с развитием. Все эти последствия более серьезны, когда цифровые пользователи молоды или находятся в подростковом возрасте.

Однако изменения социальной самости через цифровые платформы не всегда имеют такие негативные последствия. Исследование, опубликованное в Journal of Social Media and Society , например, описывает множество положительных результатов, возникающих в результате использования цифрового зазеркалья. Когда у продюсеров видео на YouTube брали интервью об их методах создания контента и его влиянии на их самоощущение, они давали ряд положительных ответов. Результаты включены:

  • Чувство обретенной уверенности
  • Повышенная креативность
  • Преодоление основных социальных барьеров
  • Повышение чувства собственного достоинства
  • Укрепление профессионального имиджа
  • Чувство альтруизма и «помощь другим» через их содержание
  • Взаимодействие в позитивном социальном пространстве

Будут ли цифровые платформы в конечном счете помогать или мешать самоидентификации, еще неизвестно. Человеческий разум по-прежнему остается на переднем крае современной науки. Однако для людей, которые хотят задавать психологические вопросы, важные для современности, правильная карьера начинается с правильной степени.

Дополнительные источники:  Человеческая природа и социальный порядок

Современная карьера в психологии

В Lesley University онлайн-программа бакалавриата психологии готовит студентов к успеху в этой постоянно развивающейся области. Хорошо продуманная учебная программа Лесли обучает учащихся различным предметным областям, включая познание, ненормальное поведение, развитие и многое другое. Обязательная лабораторная работа и стажировка означают, что студенты получают ценный практический опыт, который обеспечивает конкурентное преимущество после окончания учебы. Поскольку программа Лесли предлагается полностью онлайн, у студентов есть максимальная гибкость при получении степени.

Помощь инвалиду или инвалиду | Суды Калифорнии

Индекс: все страницы

В этом руководстве содержится информация о 

  • Определения, которые вам необходимо знать, чтобы понять параметры и права
  • Варианты помощи человеку с инвалидностью
  • Общее и ограниченное опекунство

В нем также есть пошаговое руководство по ограниченному опекунству.

 
 
Найдите ресурсы юридических и социальных услуг

 

Получите информацию о бесплатных и недорогих юридических ресурсах и государственных программах, которые могут помочь.

 

Получить ресурсы

 

 

Введите номер своего мобильного телефона

Десятизначный номер мобильного телефона, начинающийся с кода города (например, 4158654200)

 

Выберите оператора мобильной связи Выберите своего оператора мобильной связиBoost MobileCricket WirelessAlltelGoogle FiMetroPCSAT&TRepublic WirelessSprintT-MobileVerizonU.S. Сотовый Virgin Mobile

Мы будем использовать этот номер мобильного телефона только для отправки этой ссылки

Существует множество способов помочь кому-то 

Всем иногда нужна помощь. Некоторым людям, включая людей с инвалидностью или ограниченными возможностями, может потребоваться больше помощи, чем другим. Иногда у человека проблемы

  • Обеспечение личных нужд
  • Управление своими деньгами
  • Самостоятельное принятие важных решений

Есть много способов, которыми человек или другие люди, которые любят и поддерживают его, могут получить необходимую помощь. В большинстве из них не требуется обращаться в суд с просьбой назначить другое лицо для действий или принятия решений от лица, нуждающегося в помощи (называется опекунство ).

Определения, которые вам необходимо знать, чтобы понять варианты

Эти термины помогут вам понять, какой тип помощи лучше всего подходит для нужд человека.

Функция : конкретное действие или действие, которое человек делает или не может делать.

Нарушение : потеря функции; любое расстройство или состояние, влияющее на одну или несколько систем разума или тела.

Инвалидность : физическое или умственное расстройство, которое существенно ограничивает еще одну из основных жизненных функций.

Человек может иметь инвалидность, не имея инвалидности. У человека с инвалидностью может быть широкий спектр нарушений, от незначительных нарушений до более серьезных. Кроме того, у человека с нарушением или инвалидностью будут некоторые функции, которые он может выполнять, а некоторые нет. Это важно при выборе подходящего типа помощи. Из-за разнообразия потребностей существует столько же способов помочь, сколько людей нуждаются в этой помощи.

Вы должны изучить все варианты помощи, прежде чем обращаться в суд

Несмотря на то, что данное Руководство в первую очередь касается опекунства, судья предоставляет опекунство только в том случае, если не подходит менее ограничительная альтернатива. Важно помнить, что могут быть другие, менее ограничительные варианты для вас или вашего близкого человека, которые следует рассмотреть в первую очередь.

Когда вашему ребенку исполнится 18 лет, он получит законное право самостоятельно принимать большинство решений. Если у вашего ребенка нарушение развития и вы считаете, что ему может понадобиться помощь в переходе к самостоятельной жизни, у вас есть варианты.

В руководстве есть информация о том, как настроить опекунство, но сначала вы должны рассмотреть другие менее строгие варианты. Суд не может предоставить опекунство, если эти варианты не подходят.

  • Другие варианты

    Получите информацию о различных способах помочь кому-либо, например, о поддержке принятия решений и доверенности.

  • Найдите места, где можно получить помощь

    Получите информацию о местах, где вы можете получить поддержку

  • Узнайте об опекунстве

    Получите информацию о том, что такое опекунство, чем занимается опекун и как начать ограниченное опекунство.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts