Фантазия и воображение | Методическая разработка по теме:
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения».
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
- в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
- в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы;
- в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазии и воображения.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.
Консультация для педагогов
Фантазия и воображение
Подготовила
Педагог-психолог д/с №21
Глубокова Евгения Александровна
1.2 Фантазия и воображение как смежные категории
Зачастую как в психологической, так и в литературоведческой литературе мы встречаем тот факт, что понятие фантазия модифицируется иными понятиями. Наиболее часто происходит замещение понятия «фантазия» понятием «воображение». В разных источниках говорится как о тесной взаимосвязи одного понятия с другим, так и о том, что одно понятие вытекает и является продуктом другого, и наоборот.
В связи с этим, мы уделим особое внимание этому вопросу и постараемся выяснить, насколько данные понятия смежны и справедливым ли является подмена одного понятия другим.
Как нам уже удалось выяснить, определения понятия «фантазия» весьма разнообразны. Несмотря на это, нам всё же удалось выделить основные черты, присущие данному понятию, и вывести своё определение, на которое мы сможем опираться и далее в ходе нашего исследования.
Фантазия прямо или опосредованно связана с процессом творческой деятельности, её продуктом является создание чего-то нового, что влияет, в свою очередь, на облик действительности, определённым образом преображая её.
Данная дефиниция при обобщении многообразных и многоликих определений фантазии является, на наш взгляд, наиболее верной, а потому данного определения мы будем придерживаться в ходе всего дальнейшего исследования.
Как мы уже отметили, зачастую проводится параллель между понятиями «фантазия» и «воображение». В связи с этим, попытаемся выяснить, насколько справедлив данный подход и правомерно ли выделять сходные черты у данных понятий, или же данные понятия являются если не диаметрально противоположными, то, по крайней мере, определяют абсолютно различные виды деятельности.
Воображением, то есть способностью представлять вещи, факты, события, визуализировать их, по сути, может обладать человек любой профессии – физик, историк, программист.
В нехудожественных произведениях может также прослеживаться богатое воображение автора.Например, Иосиф Эйгес в своей статье «Фантазия в поэзии» определяет фантазию как «основную способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода; она есть то, что обусловливает художественные качества произведения и существенно определяет их». (И.Эйгес, «Фантазия в поэзии»)
В свою очередь, Эйгес разделяет понятия «воображение» и «художественная фантазия».
По его мнению, зачастую произведение может быть написано даже талантливо и умно, но не художественно.
Например, в своей статье Эйгес ссылается на Белинского, который, по его мнению, придавал большое значение фантазии для построения художественного текста: «Душа и чувство есть необходимое условие поэзии, но не ими все оканчивается: нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения своего духа».
В то же время, И.М. Розет в своей работе «Психология фантазии» также уделяет особое внимание оппозиции понятий «фантазия» и «воображение». «Наряду с термином «фантазия», — пишет он, — широко употребляется в нашей речи термин «воображение». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными». (Розет, Психология фантазии)
И. М. Розет не только отмечает факт того, что фантазия находится в тесной взаимосвязи с воображением, он утверждает, что фантазия в некотором роде является продуктом воображения, призванным изменять облик действительности.
«Несмотря на многообразие родовых понятий, под которые подводится фантазия, видовой отличительный признак почти полностью совпадает во всех определениях: он содержит указание на то, что результатом этой силы, или способности, или функции является создание чего-то нового — новых образов, оригинальных идей, мыслей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей и т. д». [ Розет, Психология фантазии ]
В свою очередь, например, В.Вундт, рассматривая в своей работе «Фантазия как основа искусства» оппозицию «фантазия» и «воображение» подключает ещё одно понятие – «память».
«Память, — утверждает Вундт, — в качестве простой возможности возобновления понятий, совершенно мнимых, хотя и не измененных в своих существенных свойствах, рассматривается как функция первичная; а фантазия, которая произвольно или непроизвольно изменяет доставленный памятью материал, рассматривается как функция вторичная и несравненно более совершенная; само собой разумеется, что для того, чтобы могло произойти какое-либо изменение, необходимо, чтобы то, над чем это изменение должно произойти было налицо».
(Вундт, Фантазия как основа искусства)Художественную же деятельность воображения В.Вундт трактует как «наиболее ясную и совершенную форму возникновения фантазии». (Вундт, Фантазия как основа искусства)
«Фантазии являются низшими формами «силы воображения», то есть возможности создавать понятия, объекты которых не существуют реально, то, прежде всего, должна была бы существовать возможность представить себе что-либо вообще, то есть фантазия». (Вундт, Фантазия как основа искусства)
То есть, иными словами, фантазия, по Вундту, является одной из форм воображения, некой способностью представить себе вообще что-либо не существующее реально.
Сходного мнения об оппозиции фантазия-воображение придерживается и Л.С.Выготский, уделивший этому вопросу особое внимание в своей книге «Психология искусства». Во-первых, так же, как и В.Вундт, Л.С Выготский говорит о генетическом родстве воображения и памяти. Специфика воображения состоит, по мнению Л.
Итак, принимая во внимание мнения исследователей, можно сделать следующее обобщение: фантазия является, по сути, формой воображения. То есть воображение представляет собой более обобщенное понятие. Тем не менее, несмотря на тот факт, что многие исследователи разводят понятия «фантазия» и «воображение», всё же будет справедливым отметить, что данные термины имеют множество сходных черт, а, следовательно, данные понятия являются синонимичными, и данного утверждения мы и будем придерживаться в рамках нашего исследования.
Разница между воображением и фантазией
Автор: Olivia
Воображение против фантазии
Все достижения в области технологий и продуктов являются результатом воображения и фантазии творческих, научных и творчески ориентированных людей. Способность думать и визуализировать концепции и продукты, о которых еще не думали, не говоря уже о том, что видели или слышали, лучше всего можно описать как полет фантазии. Все сказки и легенды, которые кажутся невероятными из-за их необычайной силы, считаются плодом богатой фантазии наших предков. Воображение представляет собой аналогичный процесс, так как включает в себя формирование мысленных образов, понятий и ощущений вещей, которых нет перед нами. Многих это смущает, так как между воображением и фантазией много общего. В этой статье делается попытка выделить различия между воображением и фантазией.
Воображение
Чего вы требуете от ребенка, когда просите его нарисовать предмет, которого нет перед его глазами? По сути, вы просите его вызвать в воображении образ предметов, чтобы он мог нарисовать фигуру на бумаге. Точно так же ученые используют свое богатое воображение, чтобы придумывать новые идеи и продукты. Все мы знаем, что, как и миллионы людей до него, Ньютон видел яблоко, падающее с дерева над его головой, но именно его воображение привело его к разработке ньютоновских законов движения.
С закрытыми глазами мы можем представить окружающие нас предметы. Возможно, это врожденная способность, данная нам Богом. Мы используем наше воображение, чтобы сказать название продукта, к которому мы вынуждены прикасаться в игре, где людям завязывают глаза. Слово «воображение» происходит от латинского слова imaginaire, означающего «рисовать образ».
Фантазия
Фантазия — продукт воображения, но в большинстве случаев она слишком далека от реальности. Это больше похоже на сон наяву, когда человек, когда он мечтает, переживает вещи и понятия, которые исчезают, когда он бодрствует и находится в сознании. Фантазии являются продуктом разума и возникают из разочарований, страхов, амбиций, желаний, депрессий и т. д. Согласно Фрейду, самому противоречивому психологу всех времен, фантазии — это проявления наших самых глубоких и самых темных внутренних побуждений.
Возможно, фантазия уникальна для людей. Во всех баснях и мифах есть персонажи, обладающие сверхспособностями, такие как драконы и монстры, изрыгающие огонь, и люди ростом более 10 футов, обладающие необычайной силой и отвагой. У нас также есть сексуальные фантазии, а также фильмы и картины, посвященные этому жанру, называемому фэнтези.
В чем разница между воображением и фантазией? • Воображение – это сложение образов, ощущений и понятий в окончательную картину или идеи. • Ощущение заставляет нас создавать образы посредством воображения. • Воображение ориентировано на цель, в то время как фантазия свободно плавает и не требует соблюдения принципов науки и природы. • Фантазировать об огнедышащем монстре легко и приемлемо, хотя это далеко от реальности. • Воображение уступает место творчеству, ответственному за генерацию новых идей и продуктов. • Фантазии проистекают из наших глубоких желаний и амбиций. • Существует роль как воображения, так и фантазии в развитии умственных способностей детей.
|
Фантазия против воображения
tammayauthor
Фото: Fantasy Forest , оригинальная фотография RL Fantasy Design Studios, сделанная 15 июня 2010 года RL Fantasy. Обратите внимание, что на фото изображены существа, которых большинство людей считают невозможными, например фея и летающая лошадь: RL Fantasy Design Studios/Flickr/CC BY SA 2.0
Фото: Откройтесь воображению , снимок Райана Хикокса 9 сентября 2014 г .: RyanHicoxPhotography/Flickr/CC BY SA 2.0
которых нет, которых никогда не было и не будет» (Станиславский, стр. 60)
Приведенная выше цитата принадлежит одному из основоположников метода актерского мастерства Константину Станиславскому в его книге Актер готовит . Обратите внимание, что фэнтези здесь относится к более широкому определению этого слова как к чему-то иллюзорному и фантастическому, а не к более жанровой фэнтези, охватывающей мифическое, сверхъестественное или магическое. Я думаю, что многие люди считают воображение и фантазию почти одним и тем же, но, как указывает приведенная выше цитата, они могут быть совершенно разными.
Мнение Станиславского о фантастике может показаться резким, но он продолжает объяснять свои рассуждения:
«На этом0067 сторона этого [т. е. нашей сознательной жизни] у нас есть простота ограниченной фантазии; за пределами [нашей бессознательной и подсознательной жизни] — простота большого воображения. Наша свобода на этой стороне порога ограничена разумом и условностями; за оно, наша свобода смелая, своевольная, деятельная и всегда идущая вперед». может видеть, слышать и чувствовать. Воображение, с другой стороны, является частью бессознательного или подсознательного, психологическая реальность и, следовательно, возможности безграничны с точки зрения того, что мы можем испытать.
В каком-то смысле Станиславский прав насчет воображения. Некоторое время назад я написал сообщение в блоге о потенциале искусства , чтобы осуществить возможное через воображение. В своей книге «Роман о будущем » Анаис Нин подчеркивает, что «фантазия… пассивна, а воображение… активно…» и, следовательно, «воображение созидательно» (местоположение 649).). Она приводит прекрасный пример этого в рассказе, который она написала, когда ей было одиннадцать лет, о дочери, которая придумывает красивые фантазии о своей жизни со своим слепым отцом. Когда врач оперирует отца и снова восстанавливает ему зрение, он видит, что ее рассказы были чистым вымыслом и что их жизнь действительно уныла и бедна. Нин пишет:
«Трагедия? Нет, когда [отец] открывает глаза на жалкую реальность, он не падает духом и не чувствует себя преданным. Он говорит дочери: «Правда, ты описала то, чего не было, но ты описала это так живо, что теперь я могу приступить к построению нашей жизни такой, какой ты ее представляла». Мечту надо воплотить в жизнь». (локация 152)
Итак, в истории Нин воображение создало то, что могло произойти.
Однако я не верю, что фантазия — это всегда выдумка того, чего не может быть или никогда не будет. Иногда у фантазии есть жуткий способ предсказывать будущее. Научно-фантастический фильм под названием Soylent Green (1973) иллюстрирует это положение. Фильм представляет собой научно-фантастический апокалиптический триллер, действие которого происходит в Нью-Йорке в 2022 году. Видение этого великого города довольно удручающее: темнота, загрязнение, перенаселение и голод. Жители уже не знают, как выглядит настоящая еда. Вместо этого они представляют собой нормированную псевдопищу, которая не похожа ни на вид, ни на вкус, как та еда, которую мы знаем. Есть отличная сцена между Чарлтоном Хестоном и Эдвардом Дж.