Чем фантазия отличается от воображения: «В чем разница между фантазией, воображением и интуицией?» — Яндекс Кью

Фантазия и воображение | Методическая разработка по теме:

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?  

Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.  

         Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.  

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.  

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.  

Чем отличается фантазия от глупости?  

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.  

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения».

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.  

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.  

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.  

Способы развития фантазии и воображения.  

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?  

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.  

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.  

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

  1. в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
  2. в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы;
  3. в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.

Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

Приемы развития фантазии и воображения.

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.  

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.

 Консультация для педагогов

Фантазия и воображение

Подготовила

Педагог-психолог д/с №21

Глубокова Евгения Александровна

Определение воображения и представления

Определение

   Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение — (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

   До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно — образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь — это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

   Определяется четырьмя видами:

Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное
возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания.
действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

Представление разделяют:

— зрительные,

— двигательные,

— обонятельные,

— вкусовые,

— осязательные,

— интрацептивные,

— технические,

— топографические,

— музыкальные,

— и др.

Развитие процесса

   Первичной базой для воображения всегда остается реальность — жизнь.

Воображая человек, творит — художник — картины, конструктор — сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

 


См. также

Воображение и представление

  • Воображаемые модели и идеализация
  • Воображаемые модели и символы
  • Воображаемые модели как форма научного познания
  • Воображение и гипотезы
  • Воображение и мысленный эксперимент
  • Воображение и наглядное моделирование
  • Воображение и постановка задачи
  • Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
  • Воображение как способ получения нового знания
  • Воображение как средство научного открытия
  •     … и другое

 


   RSS     azps@azps. ru 

Разница между воображением и фантазией

Автор: Olivia

Воображение против фантазии
 

Все достижения в области технологий и продуктов являются результатом воображения и фантазии творческих, научных и творчески ориентированных людей. Способность думать и визуализировать концепции и продукты, о которых еще не думали, не говоря уже о том, что видели или слышали, лучше всего можно описать как полет фантазии. Все сказки и легенды, которые кажутся невероятными из-за их необычайной силы, считаются плодом богатой фантазии наших предков. Воображение представляет собой аналогичный процесс, так как включает в себя формирование мысленных образов, понятий и ощущений вещей, которых нет перед нами. Многих это смущает, так как между воображением и фантазией много общего. В этой статье делается попытка выделить различия между воображением и фантазией.

Воображение

Чего вы требуете от ребенка, когда просите его нарисовать предмет, которого нет перед его глазами? По сути, вы просите его вызвать в воображении образ предметов, чтобы он мог нарисовать фигуру на бумаге. Точно так же ученые используют свое богатое воображение, чтобы придумывать новые идеи и продукты. Все мы знаем, что, как и миллионы людей до него, Ньютон видел яблоко, падающее с дерева над его головой, но именно его воображение привело его к разработке ньютоновских законов движения.

С закрытыми глазами мы можем представить окружающие нас предметы. Возможно, это врожденная способность, данная нам Богом. Мы используем наше воображение, чтобы сказать название продукта, к которому мы вынуждены прикасаться в игре, где людям завязывают глаза. Слово «воображение» происходит от латинского слова imaginaire, означающего «рисовать образ».

Фантазия

Фантазия — продукт воображения, но в большинстве случаев она слишком далека от реальности. Это больше похоже на сон наяву, когда человек, когда он мечтает, переживает вещи и понятия, которые исчезают, когда он бодрствует и находится в сознании. Фантазии являются продуктом разума и возникают из разочарований, страхов, амбиций, желаний, депрессий и т. д. Согласно Фрейду, самому противоречивому психологу всех времен, фантазии — это проявления наших самых глубоких и самых темных внутренних побуждений.

Возможно, фантазия уникальна для людей. Во всех баснях и мифах есть персонажи, обладающие сверхспособностями, такие как драконы и монстры, изрыгающие огонь, и люди ростом более 10 футов, обладающие необычайной силой и отвагой. У нас также есть сексуальные фантазии, а также фильмы и картины, посвященные этому жанру, называемому фэнтези.

 

В чем разница между воображением и фантазией?

• Воображение – это сложение образов, ощущений и понятий в окончательную картину или идеи.

• Ощущение заставляет нас создавать образы посредством воображения.

• Воображение ориентировано на цель, в то время как фантазия свободно плавает и не требует соблюдения принципов науки и природы.

• Фантазировать об огнедышащем монстре легко и приемлемо, хотя это далеко от реальности.

• Воображение уступает место творчеству, ответственному за генерацию новых идей и продуктов.

• Фантазии проистекают из наших глубоких желаний и амбиций.

• Существует роль как воображения, так и фантазии в развитии умственных способностей детей.

 

Воображение против фантазии: полеты разума

  • Автор reComparison
  • 11738

Разница между воображением и фантазией

Хотя большинство людей время от времени склонны к периодам фантазии, не многие люди одарены воображением, которое можно воплотить в действие в «реальном» мире. Обе психические функции совершенно необходимы для счастливой и полезной жизни. Можно сказать, что воображение и фантазия являются проявлениями нашего разума, обращающегося к нашей душе за вдохновением. Иногда проявление ясное и красивое и открывает что-то в наших сердцах. В других случаях люди протягивают руку, но находят только разочарования, от которых сознание или подсознание не избавились по какой-то причине.

Фото spettacolopuro

Фото RLHyde

Определение

Слово «воображение» имеет латинское происхождение и его первоначальная форма imaginare определяется как «воображение». акт создания или представления изображения».0005

Цель

Важно отметить, что воображение — это не столько противоположность реальности, сколько метод, с помощью которого люди приспосабливаются к реальности. Основываясь на этой идее, можно сказать, что воображение является важнейшим аспектом реальности и не противоречит ей. На самом деле, некоторые скажут, что надлежащее психическое благополучие невозможно без здоровой дозы воображения. И большинство людей с творческим складом согласятся, что творчество вообще невозможно без воображения.

Фантазия, в свою очередь, является результатом процесса воображения. В большинстве случаев фантазия характеризуется воображаемой серией событий или мысленных образов, причем мечты наяву являются одним из наиболее распространенных проявлений. Фантазии также часто принимают форму истории, в которой участвует человек, фантазирующий, и он или она часто является главным героем фантазии.

По мнению психолога Зигмунда Фрейда, фантазия может служить удовлетворением того, что он назвал «импульсами Ид», которые определяются как самые скрытые желания человека. Они также могут функционировать как защитные механизмы для эго или «узнаваемого я», а в некоторых случаях даже замещать функции суперэго, создавая образ, на котором основываются представления о себе. Учитывая это определение, фантазия может формировать образ, который мы хотели бы спроецировать на других людей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts