HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES
Ликсунова А. С.
Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Аннотация
Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия.
Ключевые слова
Liksunova A. S.
Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University
HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES
Abstract
The article is devoted to such moral categories as «honor» and «dignity» in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.
Keywords:
honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.
У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — хранители этого жилища. Их стража — осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.
Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство — этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.
Так, толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия — чести. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447]. Таким образом, в словаре Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.
Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815] . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.
Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.
Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение: «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) — пишет И. Кант, — само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.
Со временем понятие о достоинстве человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным. Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122]. Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека — вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].
Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека, а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].
Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство. Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь.
Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также Шталя.
В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:
-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;
-«Честь есть идеальная квинтесенция понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;
-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.
Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка личности (репутация).
Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:
-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;
-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;
-«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;
-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.
Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя, которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и половой чести, также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей. В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].
Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.
Литература
- Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
- Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
- Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль». Т. 4. Ч. II . 1783.- 544 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
- Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
- Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
- Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. — С.115 -169.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, — 640 с.
- Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.
References
- Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
- Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
- Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. — M.: «Mysl’». T. 4. Ch. II.- 544 s.
- Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
- Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
- Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.
- Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI — XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
- Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. — M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. — S.115 -169.
- Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo, — 640 s.
- Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. — 52 s.
§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузов
§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузовВикиЧтение
Юридическая этика: Учебник для вузов
Кобликов Александр Семенович
Содержание
§ 6. Достоинство и честь
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде Представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины TI 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться».
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
Честь, честность
Честь, честность Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.Демокрит 9, 157Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.Плавт 1, 182Честность и точность – близнецы.Симмонз 1, 182 Лишать чести
6. Высшее достоинство
6. Высшее достоинство Существует ли реальность по ту сторону личности? Некоторые персоналисты, например Мак-Таггарт, Ренувье и Хоуисон, дают отрицательный ответ. Для Ясперса же личностная реальность свидетельствует о существовании внутренней трансценденции, которая
К.
МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75]К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75] Митинг, созванный по случаю годовщины 18 марта 1871 г., принял следующие резолюции:IОн рассматривает героическое движение 18 марта как зарю великой социальной революции, которая навсегда освободит
Достоинство
Достоинство Шах со своими придворными охотился на краю пустыни. Незаметно спустилась ночь. Резко похолодало, и у шаха от дрожи зуб на зуб не попадал. Придворные заметили огонек, и вскоре все они стояли перед маленькой бедной хижиной. Из дверей вышел одетый в старые
§ 7. Достоинство
§ 7. Достоинство …мир этот связан Действием. Бхагавадгита, III, 9, с. 184 [Махабхарата, 1960] Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. [Евангелие от Марка. 11.20] И если мы выше уже так много говорили о смыслах, пытаясь показать, что и сам человек существует лишь
II. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни?
II. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? Философский спор32 о допустимости исследования эмбрионов в потребительских целях и преимплантационной диагностики до сих пор разворачивался в фарватере дискуссии по вопросу об искусственном прерывании
Главное достоинство.
Главное достоинство. Основная ценность подхода к правовым явлениям с позиций естественного права заключается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных (еще с «эпохи
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ На Востоке, как и во многих странах Запада, нет права первородства. Это означает, что сыновья королей и других титулованных лиц не наследуют автоматически высокий ранг, а должны его заслужить. Отец решает, кто из кандидатов наиболее достоин.Жил
250. ЧЕСТЬ
250. ЧЕСТЬ Я не так велик, как обо мне говорят, но не так и мал, как обо мне думают.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелКого чтят? Того, кто чтит.Бен Зома — Мишна, Абот, 4:1Там, где нет чести, нет и позора.Тиферет ИсраелВеличина оказываемой чести измеряется не величиной того, кому ее
5.4 Что такое честь
5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит
9.
Женская честь9. Женская честь Усиливающееся разрушение всех некогда непоколебимых истин затронуло сегодня старое и доброе понятие женской чести. Женщины, в которых новомодные веяния заглушили их лучшие чувства, утверждают, что понятие женской чести, в сущности, результат мужского
Достоинство (Dignité)
Достоинство (Dignit?) Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, – пишет Кант, – все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как
Честь (Honneur)
Честь (Honneur) Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и
Уважение человеческого достоинства — этические лидеры в действии
Уважение человеческого достоинства
Когда я зашел в продуктовый магазин, я услышал громкий комментарий двух мужчин, выходящих из магазина: «Маски — это смешно». Тон показался мне очень сердитым и немного театральным. Я был единственным человеком поблизости, и я был в маске. Я повернулся к ним и спросил: «Извините, вы со мной разговаривали?» и получил в ответ только молчаливые взгляды. Я попытался улыбнуться глазами. Я ушел, молча злясь, после этого момента случайной враждебности. Я задавался вопросом: как это может быть лучше? Что я могу сделать?
Размышления об этом обществе, в котором растут наши дети, часто вызывают у меня злость, печаль или разочарование. Возможно, гнев, грусть и разочарование — это основные чувства, которые сегодня испытывают американцы. Чего нам слишком часто не хватает, на мой взгляд, так это общего уважения к человечности других. Я думаю, мы можем улучшить это.
У меня нет генерального плана исправления общества. Я не могу убедить кого-то вдруг начать уважать достоинство других людей. Но если вы тоже считаете, что нам нужно больше человечности в обществе, больше уважения к человеческому достоинству, то следующая схема может помочь нам действовать в соответствии с этим убеждением. Ведь перемены начинаются с нас.
Дэвид Джаффе учит, что мы чтим достоинство наших собратьев, признавая бесконечную ценность, равенство и уникальность каждого человека . (Источник: Дэвид Джаффе, Изменение мира изнутри наружу.) Давайте посмотрим, что это значит.
Каждый человек имеет бесконечную ценность: неотъемлемая значимость сверх всякой меры. Это осознание должно определять, как мы относимся к другим: соседям, сотрудникам, клиентам, продавцам, путешественникам, пациентам, посетителям, жертвам несчастных случаев, подозреваемым, друзьям. Все человеческие существа, достойные нашего уважения и внимания.
Все люди равны в своей ценности. Этот принцип может быть обманчиво труден для воплощения в жизнь. Слишком часто легче уважать людей, с которыми мы согласны, и видеть человечность в тех, кто «больше похож на нас». По мере того, как линии, разделяющие нас, становятся все ярче, а неравенство в обществе становится шире, уважение ко всем людям становится все труднее и важнее.
Каждый человек уникален. Мы должны сделать паузу, чтобы понять, что делает каждого человека личностью с его собственным опытом и сложными убеждениями. Мы должны остерегаться тенденции отождествлять индивида с его групповой идентичностью или с некоторыми из его убеждений. Мы должны заменить предположения открытым интересом. У каждого есть не одна история.
Что это осознание может заставить нас делать по-другому? Если мы признаем, что все люди бесконечно ценны, равны и уникальны, мы более склонны уделять им внимание. Мы лучше умеем слушать, особенно тех, с кем у нас есть разногласия или разногласия. Таким образом мы демонстрируем уважение и создаем возможность для взаимного уважения и взаимопонимания.
Проявлять уважение и внимание по-прежнему трудно, особенно когда мы чувствуем неуважение или игнорирование. Но, отвечая на такие оскорбления тем же, мы только глубже погружаемся в цикл бесчеловечности. Действовать из уважения к человеческому достоинству предлагает конструктивную (хотя и вызывающую) альтернативу.
Представление о людях как о бесконечно ценных, равных и уникальных существах призывает нас вдумчиво взаимодействовать с другими. Это также требует, чтобы мы сопротивлялись некоторым очень естественным побуждениям. Мы должны заменить:
• Некоторые наши предположения на любопытство,
• Некоторые наши суждения на принятие и
• Некоторые наши разговоры на слушание.
Если мы сможем внести эти изменения постепенно, постепенно, мы обязательно улучшим качество своей жизни. У нас также есть хорошие шансы улучшить наш мир.
———————————————————
В компании «Этические лидеры в действии» мы считаем, что большинство, если не все люди, могут развить себя, чтобы играть лидерские роли во многих различных сферах как большой и маленький. В основе этого процесса развития лежит короткий, но мощный список добродетелей, которые можно развить и улучшить с помощью сознательных усилий. Для получения дополнительной информации не стесняйтесь воспользоваться Самооценкой добродетелей этического лидерства (VELSI), которая разбивает эти добродетели на функции, которые можно развивать индивидуально. Результаты ВЭЛСИ сопровождаются кратким справочником, который поможет вам понять, как добродетели и их индивидуальные особенности сочетаются друг с другом. https://ethinact.com/velsi/
Подпишитесь на блог ELA. https://ethinact.com/blog/e-mail-subscribe/
Применение достоинства, уважения, чести и прав человека к плюралистической, мультикультурной вселенной Орит Камир :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
30 страниц Опубликовано: 25 июля 2015 г.
Просмотреть все статьи Орит Камира
Юридический факультет Мичиганского университета; Еврейский университет в Иерусалиме — юридический факультет
Дата написания: июль 2015 г.
Abstract
«Человеческое достоинство» — это основа дискурса прав человека, который развился вокруг Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года. В последние десятилетия понятие человеческого достоинства было чрезмерно расширено, постепенно становясь расплывчатой, почти бессмысленной фразой «всеобъемлющее». В плюралистическом и мультикультурном мире 21-го века это развитие привело к двум тревожным тенденциям. Одним из них является формулировка любого требования, основанного на культурной идентичности, как затрагивающего право человека, основанное на человеческом достоинстве; такое чрезмерное расширение человеческого достоинства и основанных на человеческом достоинстве прав порождает растущий скептицизм в отношении полезности всего дискурса прав человека. Второй тенденцией является ошибочное представление основанных на чести требований культурных особенностей как прав человека, основанных на достоинстве. Такое вводящее в заблуждение изображение стирает границы между универсальным гуманистическим дискурсом прав человека, основанным на достоинстве, и культурно специфичным, часто сепаратистским и консервативным менталитетом, основанным на чести.
В попытке обратиться к этим тревожным тенденциям в данной статье определяется тесно связанное человеческое достоинство, которое отмечает абсолютную ценность/ценность общего знаменателя человечности во всех людях. Это человеческое достоинство порождает универсальные и абсолютные — хотя и минимальные — фундаментальные права человека. Концептуально оно отличается от того, что я называю «уважением», которое приписывает предварительную ценность/ценность уникальности каждого конкретного, конкретного выражения человеческого существования. В этой концептуализации уважение является основой предварительных, вторичных прав человека, в том числе тех, которые касаются многих конкретных притязаний на идентичность в плюралистическом, мультикультурном мире. В то время как «права, основанные на человеческом достоинстве», вытекают из самой сущности человечности и защищают ее, «права, основанные на уважении», защищают и расширяют исключительный личный выбор, который демонстрирует уникальность человека, включая самовыражение каждого человека вместо его или ее многочисленных связей. . Такая принадлежность часто связана с расой, полом, национальностью, религией, этнической принадлежностью, сексуальностью и/или культурой. Таким образом, права, основанные на уважении, относятся к большинству вопросов, возникающих в результате плюрализма и мультикультурализма. Достоинство и уважение тщательно разграничиваются с совершенно другим понятием чести, которое обозначает предварительную, сравнительную человеческую ценность/ценность, которая переплетается с уважением и престижем в определенном (обычно консервативном и сепаратистском) нормативном культурном контексте. Требования, основанные на чести, не обязательно представляют собой права человека, основанные на достоинстве или уважении.
Такая переосмысление дает четкое различие между абсолютными и универсальными фундаментальными правами человека, основанными на достоинстве, и предварительными, часто зависящими от культуры правами, основанными на уважении. Это позволяет сохранить различие между абсолютными, универсальными фундаментальными правами человека, основанными на достоинстве, и вторичными, условными, иногда конфликтующими правами, основанными на уважении. В нем подчеркивается разница между этими двумя категориями прав человека и любыми требованиями чести, основанными на культурных особенностях. Эти различия важны, если мы хотим поддерживать дискурс прав человека и приспосабливать его к миру, который становится все более плюралистическим и мультикультурным.
Ключевые слова: Достоинство человека; уважать; честь; права человека; Всеобщая декларация прав человека; плюрализм; мультикультурализм.
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Камир, Орит, Применение достоинства, уважения, чести и прав человека к плюралистической, мультикультурной вселенной (июль 2015 г.