Что это нравственные ценности: Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и по городам Верхняя Пышма и Среднеуральску

36. Нравственные ценности. Моральные идеалы, нормы и добро-детели. Моральные императивы. Понятие о моральной личности.

Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою.

Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Этика — это безграничное расширение ответственности по отношению ко всему живущему. Альберт Швейцер

Этика — бесконечный перечень забавных и неразрешимых проблем дикаря, недоумевающего — чего ради он станет учитывать других, если куда приятнее заботиться непосредственно о себе… Александр Круглов

Единственно, что способно поддерживать нравственность общества — это оценка поступков моральных и аморальных. Раньше это делалось в душе и выполнял эту функцию страх божий. Теперь это должно делаться вовне путём гласности, правдивого описания и моральной оценки. по Александр Зиновьев

Первородный грех — долг отвечать за добро и зло, коль скоро мы научились их различать. Повинность перед божественным в себе. Александр Круглов

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро. Пьер Буаст

Суть всякой морали — рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры. Симона де Бовуар

Нравственный закон не есть само чувство долга, но лишь указывает на его объекты. Нравственный закон каждым индивидуумом приобретается заново, чувство долга прирождённо. Л. Квессель

Все стороны морали являются объектом научного исследования, кроме её сути. Суть морали относится к области веры. Илья Шевелев

«Нравственные устои» — это недискутируемые базовые принципы поведения, определяющие наши «можно и нельзя» независимо от «приятно и неприятно», «выгодно и невыгодно», «целесообразно и нецелесообразно». Александр Круглов

Мораль — это упрощение человека, позволяющее с помощью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира. Фридрих Ницше

Природа любой морали именно в том и заключается, что учит ненавидеть распущенность, слишком большую свободу и прививает потребность в сужении задач и горизонтов; учит, в известном смысле, ограниченности, как условию жизни и развития. Фридрих Ницше

* * * * *

Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Сократ

Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самообладание и нравственность. Платон

Ненасилие, правдивость, чистота, отсутствие зависти, доброта, мягкость — вот всеобщий долг. Древнеиндийское изречение

Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость. Древнеиндийское изречение

Дар, сопровождаемый добрым словом; учёность, свободная от кичливости; мужество, сочетаемое с мягкостью; богатство, сочетаемое с щедростью, — вот четыре редких блага. Древнеиндийское изречение

Добродетель — это победа великодушия над корыстью. Гастон де Левис

«Почему важно прививать нравственные ценности?» — Яндекс Кью

Развитие Личных Ценностей

Популярное

Сообщества

ОбразованиеКниги+3

Биби Петросян

Развитие Личных Ценностей

  ·

1,6 K

ОтветитьУточнить

Елена Шипулина

Образование

8

Педагогика, дошкольное образование, логопедия  · 29 янв 2022

По этим самым ценностям мы можем определить кем является человек, чем наполнена его сущность. Человек, рождаясь с определенным типом личности, имеет набор базовых характеристик. И чтобы их развить, усовершенствовать, мы и должны прививать нравственные ценности. Так он будет с каждым разом, с каждым уровнем, становится лучшей версией самого себя.

Биби Петросян

14 февраля 2022

Елена, спасибо за такой продуманный ответ. Соглашусь с вами, рождаясь, человек похож на чистый лист, на котором мы… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Николай Мигашкин,

Религия

109

философ, автор нормативной психологии и психоанализа  · 21 апр 2022

Прививают новые качества к  растениям. С древнейших времён фиксируют у человека наличие естественно-природной нормативности сознания. наличие чести, достоинства, совести и нормы отношений к людям, труду и воспроизводстве своей национальной культуре. Таковы результаты наличия разума у человека, где нормы морали, нравственности и права обеспечивают взаимную легитимность…. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Калиниченко

7

Пенсионер, увлекаюсь вопросами о семейной жизни, воспитание детей, отношениях между. ..  · 4 февр 2022

Нравственные ценности — это нормы, по которым вы решаете жить. К примеру, вы решили во всем быть честным. Тогда, скорее всего, вы захотите привить это качество своим детям. В наш век технологий нравственные ценности особенно важны. Сегодня дети могут подвергаться разлагающему влиянию, пользуясь любым мобильным устройством. Дети могут спокойно сидеть рядом и смотреть на… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Ульяна Левкина

81

Закройщик- портной,который интересуется абсолютно всем.  · 28 янв 2022

Потому что без нравственных ценностей человек не имеет формы,он шаток и носим.Нравственные ценности дают человеку точку отсчёта, опору в трудные времена.

Биби Петросян

1 февраля 2022

Ульяна, спасибо за короткий и простой комментари, правильно каждый человек должен иметь «рамки». Что вы имели. .. Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Анна Колесникова

27

Пытаюсь разобраться в тонкостях психологии человеческих взаимоотношений. Обожаю красивый…  · 12 февр 2022

Нравственные ценности — это крепкий фундамент личности, это именно та система координат, которая помогает не сбиться с жизненного маршрута, и иметь свое собственное мнение в ответ на каверзные обстоятельства.

Нравственные ценности — это про базу и вектор. Есть база — конструкция стоит уверенно и долго. Есть вектор — движение направленно и конкретно.

Комментировать ответ…Комментировать…

Надежда Музыка

83

Надежда Музыка, преподаватель, культуролог, музыкант.  · 21 янв 2022

Сначала надо определиться, какие нравственные ценности, и кому их важно прививать. С ранних лет детей социализируют в семье, детском саду, школе. ..»Что хорошо и что плохо» — в основе нравственных учений, не будь этого, не может развиваться цивилизованное общество. Другой вопрос: в каждом обществе могут вырабатываться разные моральные ценности, и что есть «хорошо» для… Читать далее

Биби Петросян

26 января 2022

Надежда, соглашусь с вами, у каждого человека своё понятие о нравственных ценностях. Но где же найти эталон таких принципов?

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

О сообществе

Развитие Личных Ценностей

Развиваешь свои Ценности, значит развиваешь будущее своего рода

Определение моральных ценностей — Институт межвузовских исследований

Перейти к содержимому

17 ноября 2020 г. Автор: Андреас Киннегинг

Ниже приводится выдержка из превосходной книги Андреаса Киннегинга «География добра и зла».


Много шума вокруг «ценностей». Но дискуссия не была ни ясной, ни глубокой. Многие из нас чувствуют, что что-то не так, что что-то не так с нашими ценностями, но мы редко можем выразить словами, что именно.

Начнем с разграничения наших терминов. Когда мы говорим о «ценностях», мы имеем в виду моральных ценностей. Не все ценности относятся к этой категории. Красивая картина, например, несомненно, ценна с экономической и эстетической точки зрения, но сама по себе не имеет моральной ценности.

Возможно, моральные ценности — это то же самое, что и моральные нормы? (Не все нормы являются моральными нормами. Оценки, измеряющие достижения учащихся в области математики, безусловно, являются нормами, но не моральными нормами.) Являются ли моральные ценности и моральные нормы разными терминами для обозначения одного и того же? На первый взгляд это может показаться правдоподобным. Но это не так. Ценности и нормы – это два совершенно разных понятия, которые не следует использовать как взаимозаменяемые.

Во-первых, моральные нормы устанавливаются, а затем навязываются извне. Моральные ценности есть нечто в самом человеке и в нем самом. У человека есть моральные ценности. Они часть его. Во-вторых, моральные нормы – это правила. Это команды или запреты. «Не лги» — пример моральной нормы. Моральные ценности – это принципы, а не правила. Честность – пример моральной ценности.

Моральные ценности и моральные нормы определенным образом соотносятся. Каждая моральная норма основана на моральной ценности. Норма «Не лги» основана на ценности честности. Логически моральные ценности предшествуют моральным нормам. Нормы являются выражением ценностей. (С педагогической точки зрения часто верно обратное. Нормы обычно предшествуют ценностям. С этой точки зрения ценности обычно являются интериоризированными, приобретенными нормами.) Моральная ценность, таким образом, является более фундаментальным понятием. Поэтому мы должны начать с более внимательного изучения этой концепции.

Как мы только что определили, не все ценности являются моральными ценностями. Красота, как характеристика женщины, например, тоже является ценностью, но уж никак не нравственной ценностью. Это эстетическое значение . Существует также такое понятие, как экономическая стоимость

— стоимость предмета, используемого в торговле. Еще одна категория включает в себя то, что иногда называют жизненными  ценностями: жизнь, сознание, активность, сила, могущество, счастье и тому подобное. Еще один тип состоит из религиозных ценностей . В этой связи мы могли бы подумать о вере и надежде, что однажды мы полностью поймем причину и причину нашего таинственного присутствия на этой земле. Религиозной ценностью по преимуществу является святость.

В чем заключается отличительная особенность моральных ценностей? Чем они отличаются от других стоимостных категорий? Полный ответ на этот вопрос не так прост. Тем не менее, все мы можем назвать примеры нравственных ценностей: справедливость, милосердие, отвага, верность, скромность, искренность, доброта и т. д. Возьмем это за отправную точку.

Когда мы размышляем об этих ценностях и пытаемся сформулировать определение того, что характеризует их как моральные ценности, мы должны заключить, что это можно найти в следующих двух основных характеристиках. В отличие от других ценностей, моральные ценности являются чисто личными ценностями в том смысле, что они относятся только к поступкам человека или его характеру. Например, мы имеем в виду честный поступок и честного человека. Это относится и к правосудию? Разве мы не имеем в виду справедливое общество? Да, но только в переносном смысле. Справедливое общество — это просто общество справедливых людей или, во всяком случае, общество, в котором люди действуют справедливо.

Во-вторых, моральные ценности обычно не являются предметом конкретных действий. Они отражаются в том, как мы выполняем эти действия. Денежные пожертвования отражают ценности щедрости и милосердия. Спасение тонущего ребенка с риском для собственной жизни свидетельствует о мужестве. Сопротивление искушению съесть вторую порцию еды свидетельствует о самоконтроле. Таким образом, моральные ценности управляют нашими действиями не напрямую, как цели, а косвенно. Они должны каким-то образом уже присутствовать в человеке до совершения действий, чтобы направить эти действия в нравственно приемлемое русло.

Как? В идеале, как голос совести. В противном случае, в нашем чувстве стыда.


Андреас Киннегинг, профессор философии права Лейденского университета (Нидерланды), в 2006 году был удостоен премии Сократа за лучшую голландскую книгу в области философии.

Ваше время в колледже слишком важно, чтобы получить поверхностное образование, в котором закрыты точки зрения и закрыты строгие дискуссии.

Исследовать интеллектуальный консерватизм
Присоединяйтесь к динамичному сообществу студентов и ученых
Защищайте свои принципы

Присоединяйтесь к сообществу ISI. Членство бесплатное.

Вам также может понравиться

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л.

Бин

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л. Бин

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвуйте, чтобы возродить корни Америки

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Что такое ценности, мораль и этика?

Гостевой пост от Джека Хобана.

Что такое ценности?

Согласно словарю, ценности — это «вещи, обладающие внутренней ценностью в виде полезности или важности для владельца», или «принципы, стандарты или качества, считающиеся достойными или желательными».

Однако важно отметить, что, хотя мы склонны думать о ценности как о чем-то хорошем, практически все ценности морально относительны — на самом деле нейтральны — до тех пор, пока они не уточняются вопросом: «Насколько это хорошо?» или «Хорошо для кого?» «Хорошее» иногда может быть просто вопросом мнения или вкуса, либо определяется культурой, религией, привычкой, обстоятельствами или окружающей средой и т. д.

Опять же, почти все значения являются относительными. Исключение, конечно, составляет ценность жизни. Жизнь есть универсальная, объективная ценность. Мы можем считать это само собой разумеющимся, но у всех нас есть жизненная ценность, иначе мы не были бы живы. Жизнь также двойственна: мы ценим свою жизнь и жизнь других.

Что такое мораль?

Моральные ценности — это относительные ценности, которые защищают жизнь и уважают двойную жизненную ценность себя и других. Великие нравственные ценности, такие как истина, свобода, милосердие и т. д., имеют одну общую черту. Когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но это все же относительные величины.

Наши относительные моральные ценности должны постоянно проверяться, чтобы убедиться, что они всегда выполняют свою миссию по защите жизни. Даже такие основные ценности корпуса морской пехоты, как «честь, отвага и самоотверженность», требуют изучения в этом контексте.

Мужество может превратиться в глупое мученичество, приверженность может стать иррациональным фанатизмом, честь может стать самодовольством, тщеславием и неуважением к другим. У наших врагов есть собственное знамя чести, у них есть мужество, и они, несомненно, привержены делу. Что нас отличает? Уважение к универсальной жизненной ценности отличает нас от наших врагов.

Что такое этика?

Человек, который знает разницу между правильным и неправильным и выбирает правильное, является нравственным. Человек, чья мораль отражается в его готовности поступать правильно, даже если это трудно или опасно, является этичным. Этика – это моральные ценности в действии.

Быть этичным — это императив, потому что мораль защищает жизнь и уважает других — всех остальных. Это образ жизни, который согласуется с универсальными ценностями человечества, сформулированными американскими отцами-основателями, — человеческое равенство и неотъемлемое право на жизнь.

Как воины, мы обязаны быть защитниками и защитниками ценности жизни и выполнять уникальную и трудную миссию по лишению жизней тех, кто действует аморально (против жизни), когда это необходимо для защиты жизней невинных других.

Когда приходится убивать, защищая жизнь, это все равно тяжело, но морально. Безнравственны те, кто убивает тех, кто не соблюдает их узкие относительные религиозные, этнические или криминальные ценности, другими словами, убивают из-за относительных ценностей. Стремление защищать жизненную ценность себя и других — всех остальных — делает этического воина особенным и нравственным.

Определения в действии — Образец истории: «Хулиган»

Если все это слишком философски, мы также создали эту виньетку, чтобы объяснить термины более приземленным способом. Мы называем это:

Ты ребенок на школьном дворе. Вы видите хулигана. Он думает, что он «главный пес». Это нормально. Это восприятие является относительной величиной. Но когда его относительная ценность превышает ценность жизни другого ребенка — другими словами, когда хулиган придирается к другому ребенку и/или бьет его кулаком — это неправильно и должно быть остановлено. Вот правило: относительные ценности, какими бы «великими» они ни были, не могут заменить ценность жизни.

Вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы чувствуете – нутром – что это неправильно. Поздравляю, вы моральны. (Кстати, большинство людей нравственны — они знают разницу между добром и злом)

Теперь… вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «зависание», преодолеваете смущение и идете рассказать об этом учителю. Поздравляем! Вы этичны. (Этика – моральные ценности в действии).

Теперь… вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «заморозку», преодолеваете страх и идете на помощь ребенку, над которым издеваются. Вы подвергаете себя риску. Поздравляем! У вас есть задатки Этичного Воина.

И это не заканчивается на школьном дворе. Почти все проблемы в нашем обществе и мире вызваны хулиганами — теми, кто заменяет жизненную ценность других своими относительными ценностями. Этические морские воины противостоят хулиганам.

См. тему бесплатной библиотеки управления:

  • Деловая этика

——————————————————————-

Картер Макнамара, MBA, PhD — Authenticity Consulting, LLC — 763-971-8890
Читайте мои блоги : советы, консалтинг и OD, и стратегическое планирование.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts