Что это такое наблюдение: НАБЛЮДЕНИЕ | это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

Содержание

Эффект наблюдателя: что это, эксперименты и критика

Зная, что за ними наблюдают, люди начинают вести себя не так, как обычно. То же самое происходит с электронами. Рассказываем, как работает эффект наблюдателя

Что такое эффект наблюдателя

Эффект наблюдателя — это теория, что наблюдение за явлением изменяет свойства этого явления.

Рассматривая любой объект в мире вокруг нас, мы знаем, что этот объект остается одним и тем же — независимо от того, где, когда и как мы на него смотрим. Заявление о том, что время и способ, которым мы смотрим на предмет, меняют внешний вид или свойства предмета, звучит абсурдно в повседневной жизни. Но не для науки.

Эффект наблюдателя хорошо известен в квантовой механике: в зависимости от присутствия или отсутствия наблюдателя, электроны ведут себя двояко — как частицы или как волны. Проявления эффекта можно найти и в других областях, таких как социология, психология, лингвистика и компьютерные науки. Тем не менее, самые известные случаи относятся именно к физике. В других науках феномен менее изучен.

То, как наблюдатель влияет на ситуацию, важно не только для фундаментальных исследований, но для практического применения: например, в ситуационном менеджменте при учете влияния каждой конкретной ситуации на всю систему. Или в психологии, а также в любой деятельности, где важна связь между процессом наблюдения и наблюдателем.

Но иногда эффект наблюдателя — это просто следствие некорректного применения измерительных приборов или ошибок исследователя. Он исчезает, если использовать более эффективные инструменты или изменить методы наблюдения.

Эффект наблюдателя в квантовой физике

В квантовой механике «наблюдателем» является измерительный прибор, который фиксирует явление. Самые известные примеры «эффекта наблюдателя» в физике — мысленный эксперимент с котом Шредингера и опыт с двумя щелями Томаса Юнга.

Эксперимент с двумя щелями

Опыт с двумя щелями был проведен английским ученым Томасом Юнгом (Thomas Young) впервые в 1803 году. Он продемонстрировал его как подтверждение, что свет — это волна, а не поток частиц (корпускул). Впоследствии эксперимент Юнга повторяли другие ученые с разными объектами: электронами, отдельными фотонами и молекулами. Сейчас опыт Юнга — классическое доказательство того, что свет и материя в целом могут проявлять характеристики как волны, так и частицы.

Как действует «эффект наблюдателя» в эксперименте Юнга: если наблюдателя нет, то электроны, проходя сразу через две щели, ведут себя как волны. Когда наблюдатель возникает и пытается определить, через какую именно из щелей пролетели электроны, то они начинают вести себя как частицы (Фото: futurita.ru )

Вопрос, как электрон «узнает», что за ним наблюдают, и почему изменяет свое «поведение», кажется одним из самых трудных для понимания в квантовой механике.

Кирилл Половников, кандидат физико-математических наук, популяризатор науки:

«Квантовые частицы (электроны, атомы или молекулы) настолько малы, что любые измерительные приборы неизбежно оказывают на них влияние. И это не техническая проблема, а принципиальная — природа так устроена, что мы никак не можем устранить это влияние. Самим фактом измерения мы меняем состояние квантового объекта.

Чтобы пронаблюдать электрон, мы вынуждены его «подсветить», т.е. направить на него поток фотонов — частиц света. Это самое малое воздействие, которому мы можем подвергнуть частицу. Фотоны взаимодействуют с ним и неизбежно изменяют его характеристики. Причем это изменение будет тем больше, чем точнее наше измерение, т.е. чем сильнее было наше воздействие. Именно поэтому после наблюдения электроны начинают вести себя иначе».

Ученые института Вейцмана (Weizmann Institute of Science), повторяя эксперимент, обнаружили: если они меняют параметры прибора-наблюдателя, заставляя его «видеть» больше или меньше электронов, то меняется и поведение этих электронов. В микромире любая попытка наблюдения или измерения меняет всю квантовую систему.

Мысленный эксперимент с котом Шредингера

Мысленный эксперимент с котом предложил в 1935 году австрийский физик-теоретик Эрвин Шредингер. Очень упрощенно он звучит так: в стальном ящике заперта кошка — вместе со смертельным механизмом, который активируется при распаде радиоактивного атома внутри него. Если атом распадется в течение часа, механизм сработает и кошка умрет. Но есть 50%-ная вероятность, что через час атом не распадется, и тогда кошка останется жива.

Кот Шредингера в закрытом ящике в ожидании своей участи (Фото: dreamstime.com)

Мы узнаем, жива кошка или нет, только тогда, когда откроем ящик. До этого момента кошка, также как и радиоактивный атом, существует сразу в обоих состояниях: она и жива и мертва одновременно. С бытовой точки зрения звучит парадоксально, но в квантовой механике это обычное явление, когда физическая система находится одновременно в нескольких квантовых состояниях.

Такие состояния называются суперпозицией: в отсутствии наблюдателя кошка, сидящая в ящике, находится в суперпозиции состояния-1 «жива» и состояния-2 «мертва». Точно также как электрон из двухщелевого эксперимента, описанного выше, может проходить сразу через обе щели. Но если наблюдатель вмешается, т.е. физически воздействует на систему, то и кот, и электрон перейдут в какое-то одно состояние. Таким образом,

на микроуровне сам факт измерения «заставляет» объект выбрать конкретное состояние.

Эффект наблюдателя в психологии

Одним из самых первых проявлений эффекта наблюдателя в социальной психологии считается эксперимент на фабрике Western Electric в США. Группа ученых во главе с психологом Джорджем Элтоном Мэйо (George Elton Mayo) меняла условия труда на фабрике, пытаясь понять, какие именно из них оказывают наибольшее влияние на производительность. Эксперимент проводился в несколько этапов и длился в общей сложности 8 лет.

Даже в тех случаях, когда условия труда были тяжелыми и непривычными, рабочие фабрики сохранили производительность, а в некоторых случаях даже стали работать эффективнее. Исследователи пришли к выводу, что на поведение рабочих положительно повлияло присутствие наблюдателей и понимание, что они участвуют в важном эксперименте. Иными словами, люди изменяли свое поведение, потому что за ними наблюдали. Это феномен был позже назван «эффектом Хоторна» (Hawthorne effect).

У исследователей пока нет о нем единого мнения. Они до сих пор задаются, вопросами, при каких условиях он возникает и какого размаха может достичь. В 2013 году ученые рассмотрели 19 исследований с данными о феномене. Они указали, что, хотя проявления эффекта Хоторна действительно существуют, собранных материалов недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы.

Но эксперимент на фабрике помог психологу Мэйо сформулировать свою доктрину человеческих отношений. Один из главных ее принципов — важность сотрудничества между руководством и работниками. Мейо полагал, что межличностные отношения напрямую влияют на процесс производства и производительность. Сейчас доктрину человеческих отношений преподают в качестве учебной дисциплины в бизнес-школах и школах менеджмента.

Эффект наблюдателя в социологии

Гораздо менее приятное проявление эффекта наблюдателя — это «паноптикум» или, в современной трактовке, «общество наблюдения» (surveillance society).

В XVIII веке английский философ Иеремия Бентам предложил утопическое сооружение «паноптикум» (с греч. — «всевидящий»), предназначенное для исправления нарушителей — по сути проект идеальной тюрьмы. По его замыслу, заключенные находятся в круглом здании в полностью прозрачных камерах. При этом они не могут видеть охранников и не знают, наблюдают за ними или нет. Ощущение постоянного контроля создается за счет полной открытости и башни надсмотрщика, расположенной точно в центре круга. Бентам был уверен:

если человек думает, что за ним постоянно наблюдают, он меняет свое поведение в лучшую сторону.

Проект идеальной тюрьмы Бентама был воплощен во множестве тюрем Старого и Нового Света. На фото тюрьма Пресидио-Модело, Куба (Фото: flickr.com)

Современные исследования не полностью подтверждают идею Бентама: например, компании, установившие на рабочих местах устройства для контроля сотрудников, замечают впоследствии резкий рост текучки кадров, а не улучшение рабочего климата. А студенты, уверенные, что их посты и чаты мониторят сотрудники учебных заведений, меняют при общении в соцсетях стиль письма и круг обсуждаемых тем.

Технологические составляющие «общества наблюдения»: программы лояльности в розничной торговле, cookies на сайтах, национальные схемы идентификации, плановые медицинские осмотры и т.д., не вызывают у большинства резкой негативной реакции. Но их влияние на поведение людей недостаточно изучено, чтобы говорить о позитивном эффекте, в который верил Бентам.

Эффект наблюдателя в работе с данными

Еще одно интересное проявление феномена — так называемый вторичный эффект наблюдателя.

Когда разные исследователи отбирают и обрабатывают данные, каждый из них использует свои собственные методы. Но даже относительно безобидные различия на этапе отбора могут привести к разным результатам анализа одних и тех же данных. Такой эффект создают сами исследователи — прямо или косвенно. Например, в банке данных сведения за один период были ошибочно включены в другой и опубликованы в открытом доступе, а исследователь не обратил на это внимание или не перепроверил информацию по другим источникам. Похожим образом разные программы, которые используют один и тот же метод анализа, могут давать небольшие, но значимые отклонения.

При сборе и анализе данных ученые предлагают непременно принимать по внимание этот эффект: даже при небольших отклонениях в результатах последствия могут быть значительными

Эффект наблюдателя в лингвистике

В социолингвистике термин «парадокс наблюдателя» (observer’s paradox) был введен лингвистом Уильямом Лабовым (William Labov). Он заметил, что носители языка, общаясь с учеными-лингвистами и зная, что их речь будет использоваться в исследованиях, неосознанно искажают ее: начинают разговаривать формально и неестественно. Но именно естественная неискаженная речь нужна исследователю. Таким образом, **наблюдатель влияет на полученные данные: если бы он не присутствовал, говорящий использовал бы обычный народный язык.

Чтобы свести искажения к минимуму и обойти «парадокс наблюдателя», ученые используют особые приемы: например, наблюдают скрыто или называют носителям языка ложные цели исследования.

Критика эффекта наблюдателя

Влияние наблюдателя на результаты экспериментов до сих пор вызывает споры. Ученые критикуют и сам термин «наблюдатель» (ведь речь не всегда идет о человеке-наблюдателе, часто «наблюдатель» — это инструмент или прибор), и понятие «воздействие», под которым иногда подразумевается чуть ли не телепатическое влияние. Так, почему эксперимент с двумя щелями не доказывает, что эффект наблюдателя существует.

Кирилл Половников:

«Австрийские физики провели двухщелевой эксперимент с молекулярным соединением фуллереном. Молекула фуллерена имеет ту же двойственную природу, что и электрон. И чтобы ее проявить, фуллерену не потребовалось присутствия «наблюдателя». Изначально молекулы фуллерена вели себя как волны, проявляя только одну из своих характеристик. А потом их начали понемногу нагревать и они начинали вести себя уже как частицы. Это происходит потому, что нагретые молекулы начинают испускать инфракрасное излучение, по которому в принципе оказывается возможным определить, через какую именно щель пролетела та или иная эта молекула. Получается, что переход от волновых свойств к корпускулярным не требует присутствия наблюдателя.

Прежде чем пытаться ввести в физику наблюдателя и объявить, что он как-то влияет на результаты экспериментов, нужно обязательно указать, каким образом он осуществляет это влияние. Если наблюдатель будет сидеть в соседней комнате и просто думать «через какую щель пролетела частица?», мысленно представлять себе полет этой частицы или даже медитировать на нее, то на поведение частицы это не повлияет никак. А вот если наш наблюдатель попытается измерить ее состояния при помощи какого-то прибора, то есть окажет на нее хоть и малое, но реальное физическое воздействие, то частица будет вести себя иначе».

Эффект влияния экспериментатора на изучаемое явление (например, на поведение человека на рабочем месте) подтверждается научными данными. Но исследований пока недостаточно, чтобы сделать точные выводы о причинах и объеме этого влияния. Вполне возможно, что как и в случае с плацебо и ноцебо, эффект наблюдателя — это не однородный феномен, а несколько взаимосвязанных явлений.

Что это такое, виды и применение

Наблюдение за участниками широко используется в таких дисциплинах, как антропология, социология, коммуникационные исследования, политология, социальная психология и даже в маркетинговых исследованиях.

Чтобы помочь вам получить широкое представление об этой методологии, в этой статье мы собрали ее наиболее важные характеристики, ее значение и некоторые виды наблюдения за участниками, которые вы можете применить на практике для своего следующего исследования.

Что такое наблюдение за участниками?

Участниковое наблюдение — это методология качественного исследования, при которой исследователь изучает группу не только путем наблюдения, но и участвуя в ее деятельности.

В рамках этой методологии качественного наблюдения исследователь погружается в повседневную деятельность участников, чтобы зафиксировать их поведение в максимально возможном количестве сценариев.

Благодаря погружению в место исследования, исследователи могут наблюдать за повседневной жизнью людей: их обменом мнениями друг с другом, их формальными и неформальными разговорами, привычками и т. д.

Это дает исследователям возможность собрать честную и интимную информацию о людях. Однако эта информация фильтруется через точку зрения исследователей, которые, используя этот метод, рискуют потерять объективность и изменить своим присутствием поведение изучаемых групп.

Важность наблюдения за участниками

Участное наблюдение — это метод, который помогает увидеть и понять, что делают люди, и сравнить это с тем, что они говорят. Таким образом, вы помогаете исследователям узнать, действуют ли люди, с которыми вы проводите исследование, иначе, чем они описывают.

Кроме того, это позволяет исследователю лучше понять, что происходит в данной группе и ее культурной среде, что придает большую достоверность его интерпретациям наблюдения.

Кроме того, это позволяет исследователю собирать качественные данные с помощью различных видов интервью и количественные данные с помощью опросов и различных количественных методов наблюдения.

Характеристики наблюдения участников

Наблюдение участников исторически ассоциируется с формой полевого исследования, при которой исследователь надолго поселяется в небольшом сообществе.

Сегодня эта методология используется в самых разных условиях и в течение самых разных периодов времени — от одного взаимодействия до многих лет. Но обычно ее характеризуют следующие моменты:

  • Длительный характер взаимодействия между исследователем и участниками в рамках процесса полевой работы.
  • Широкий спектр динамики отношений, которые она изучает, например, различия в статусе двух сторон, различия во власти и различия в образовании, а также степени формальности. Различия во власти могут быть обусловлены полом, социальным классом, состоянием здоровья и другими аспектами.
  • Разнообразие обстановки, от тесного межличностного взаимодействия до наблюдения за общественными собраниями и реального участия в социальных событиях.
  • Во многих случаях исследования проводятся в незнакомой для исследователя обстановке, что сделает ее представление и взаимодействие с другими людьми особенно деликатным.
  • Могут существовать различные этические кодексы между исследуемыми группами и кодексы страны или учреждения происхождения исследователя. Они также могут отличаться от этических принципов, которым следует правительство принимающей страны, неправительственные организации в регионе или агентства, финансирующие исследование.
  • Изменение характера ролей и отношений исследователя с изучаемой группой с течением времени.
  • Использование технологий для документирования наблюдений, включая картирование, фотографирование, видео- и аудиозапись.

Типы наблюдения участников

Теперь, когда вы знаете, что это за метод и каковы его наиболее распространенные характеристики, мы познакомим вас с существующими типами.

Исследователи наблюдают и записывают поведение своих испытуемых в их собственной среде, не разговаривая и не взаимодействуя с ними каким-либо образом.

Многие исследования, использующие эту форму наблюдения за участниками, представляют собой исследования, в которых ученые наблюдают за поведением и общением людей в общественных местах, таких как рестораны, кофейни, транспортные узлы, и даже в Интернете с помощью инновационных методов, таких как

нетнография.

Таким образом, исследователи общаются со своими испытуемыми и участвуют в повседневной жизни изучаемых групп, включая их деятельность, обычаи, ритуалы, распорядок дня и т. д.

Степень приверженности исследователей этим группам различна. Некоторые исследователи ограничивают свое взаимодействие интервью, в то время как другие участвуют во всех аспектах жизни своих испытуемых.

Примерами этой формы наблюдения за участниками являются исследования, в которых исследователи жили в течение длительного периода времени среди различных этнических, культурных или религиозных сообществ.

  • Скрытое и открытое

При скрытом наблюдении за участниками исследователи не сообщают о своем присутствии испытуемым, а если и сообщают, то не называют себя исследователями, в то время как при открытом наблюдении за участниками они это делают.

Однако даже при открытом наблюдении исследователи часто не сообщают людям, с которыми они встречаются в ходе исследования, о конкретной цели исследования, а также не сообщают всем встречным, что они исследователи, поскольку это может без необходимости прервать разговоры и наблюдаемые события.

  • Скрытое и активное

Скрытое и активное наблюдение за участниками имеет ряд преимуществ. При таком типе наблюдения за участниками исследователи могут получить доступ к группе, которую они иначе не смогли бы наблюдать, и они могут прочувствовать практику группы так, как ее переживают члены группы.

Как правило, исследователи могут изменить поведение группы своим присутствием, но при такой форме наблюдения за участниками группы не будут сознательно менять свое поведение в ответ на присутствие исследователя, поскольку они не осознают, что за ними наблюдают.

  • Скрытое и пассивное

В случае скрытого и пассивного наблюдения за участниками исследователи вряд ли изменят поведение своих испытуемых, поскольку исследователи не активно взаимодействуют со своими испытуемыми и поскольку испытуемые также не осознают, что за ними наблюдают.

Кроме того, поскольку наблюдение является пассивным, у исследователей нет возможности самим наблюдать за жизнью своих испытуемых.

  • Открытое и активное

Если наблюдение открытое и активное, люди могут участвовать в деятельности своих испытуемых и переживать ее так же, как это делали бы их испытуемые, но при этом они рискуют как изменить поведение своих испытуемых через взаимодействие с ними, так и тем, что их испытуемые изменят свое поведение сами, зная, что их изучают.

Как и в случае скрытого и пассивного наблюдения за участниками, исследователи не рискуют тем, что их присутствие изменит поведение изучаемых групп в результате их взаимодействия с ними.

Однако, в отличие от скрытого и пассивного наблюдения, эффект подопытного кролика является проблемой для этой формы наблюдения, поскольку участники знают, что их изучают. Кроме того, исследователи не могут воспринимать мир таким, какой он есть, как это делали бы испытуемые.

Вывод

Как видите, наблюдение за участниками — это метод исследования, который позволяет получить ценную информацию о социальных и культурных отношениях в группе или сообществе с течением времени.

Получите информацию, которая имеет наибольшее значение. Используйте платформу исследования рынка для выявления сложных фактов, которые могут вывести ваш бизнес на передовые позиции в вашей отрасли.

Наблюдение за пределами наших глаз — Понимание науки

Главная → Понимание науки 101 → Как работает наука → Наблюдение за пределами наших глаз

    • Научные наблюдения могут быть сделаны непосредственно с помощью наших собственных чувств или могут быть сделаны косвенно с помощью инструментов.
    • В науке наблюдения используются в качестве доказательства, помогающего нам выяснить, какие из наших объяснений верны.

    Заблуждение:  Наблюдения ученых напрямую говорят им, как все работает (т. е. знание «считывается» природой, а не создается).

    Исправление:  Ученые накапливают знания посредством сложного процесса, который включает в себя выдвижение идей о том, как все работает, а затем проверку того, подтверждают ли наблюдения эти объяснения. Узнайте больше об этом.

    Обычно мы думаем о наблюдениях, как о том, что видели «собственными глазами». Но в науке наблюдения могут принимать разные формы. Конечно, мы можем проводить наблюдения непосредственно с помощью зрения, осязания, слуха и обоняния, но мы также можем расширить и усовершенствовать наши основные чувства с помощью инструментов: термометров, микроскопов, телескопов, радаров, датчиков радиации, рентгеновской кристаллографии, аппаратов фМРТ и т. масс-спектроскопия и т. д. И эти инструменты справляются с наблюдениями лучше, чем мы! Кроме того, люди не могут напрямую ощущать многие из явлений, которые исследует наука: сколько бы вы ни смотрели в экран этого компьютера, вы никогда не сможете увидеть атомы, из которых он состоит, или УФ-излучение, которое он излучает. В таких случаях мы должны полагаться на косвенные наблюдения с помощью инструментов. С помощью этих инструментов мы можем делать намного больше наблюдений, гораздо более точных, чем те, на которые способны наши основные чувства.

    Такие инструменты, как космический телескоп Хаббл, микроскопы и подводные аппараты, помогают нам наблюдать за миром природы. Фотографии предоставлены пользователем Flickr Hubble ESA, Wikimedia и Wikimedia.

    Наблюдения дают то, что ученые называют данными. Независимо от того, является ли наблюдение экспериментальным результатом, измерениями радиации, сделанными с орбитального спутника, инфракрасной записью извержения вулкана или просто замечанием, что определенный вид птиц всегда бьет ногой по земле во время кормежки — все это данные. Ученые анализируют и интерпретируют данные, чтобы выяснить, как эти данные влияют на их гипотезы и теории. Они поддерживают одну идею над другими, помогают опровергнуть идею или предлагают совершенно новое объяснение? Хотя данные могут показаться сложными и представлены в виде подробных графиков или сложных статистических анализов, важно помнить, что на самом базовом уровне это просто наблюдения.

    Наблюдения вдохновляют, поддерживают и опровергают научные гипотезы и теории. Однако теории и гипотезы (фундаментальные структуры научного знания) не могут быть непосредственно вычитаны из природы. Падающий мяч (независимо от того, насколько подробными могут быть наши наблюдения за ним) не говорит нам напрямую, как работает гравитация, а сбор наблюдений за всеми различными видами вьюрков на Галапагосских островах не говорит нам напрямую, как эволюционировали их клювы. Научное знание создается по мере того, как люди выдвигают гипотезы и теории, неоднократно проверяют их на основе наблюдений за миром природы и продолжают уточнять эти объяснения на основе новых идей и наблюдений. Наблюдения необходимы для процесса науки, но они являются лишь частью картины.

    • Наука в действии

    Когда структура ДНК была раскрыта, у ученых не было достаточно мощных микроскопов, чтобы изучить молекулу. Вместо этого они полагались на косвенное наблюдение и рентгеновскую кристаллографию. Узнайте всю историю этого важного открытия в  Структура ДНК: сотрудничество и конкуренция .

    Что такое, типы, плюсы и минусы + пример

    Исследователи могут собирать данные о клиентах различными способами, включая опросы, интервью и исследования. Но не все данные можно собрать, задавая вопросы, потому что клиенты могут не осознавать свое поведение.

    Именно тогда вступают в действие наблюдательные исследования. Это исследование позволяет узнать о людях, наблюдая за ними в их естественной среде. Такого рода исследования помогают исследователям выяснить, как люди действуют в различных ситуациях и какие факторы окружающей среды влияют на их действия.

    В этом блоге вы узнаете об исследованиях с наблюдением, в том числе о типах и методах. Давайте начнем.

    Указатель контента

    • Что такое обсервационное исследование?
    • Виды наблюдательных исследований
    • Методы наблюдательных исследований
    • Плюсы и минусы обсервационных исследований
    • Пример наблюдательного исследования
    • Заключение

    Что такое обсервационное исследование?

    Наблюдательные исследования — это широкий термин, обозначающий различные неэкспериментальные исследования, в которых поведение тщательно отслеживается и записывается.

    Целью данного исследования является описание переменной или набора переменных. В более широком смысле цель состоит в том, чтобы зафиксировать конкретные индивидуальные, групповые или установочные характеристики.

    Поскольку это не экспериментально и неконтролируемо, мы не можем сделать из него причинно-следственные выводы. Данные, собранные в исследованиях, часто являются качественными, но они также могут быть количественными или и теми, и другими (смешанные методы).

    Типы наблюдательных исследований

    Наблюдательные исследования могут принимать различные формы. Существуют различные виды этого исследования. Эти типы классифицируются ниже в зависимости от того, насколько исследователь вмешивается в окружающую среду или контролирует ее.

    1. Натуралистическое наблюдение

    Делать заметки об увиденном — простейшая форма наблюдательного исследования. Исследователь не вмешивается в натуралистическое наблюдение. Это просто наблюдение за тем, как люди ведут себя в своей естественной среде.

    Важно отметить, что при естественном наблюдении не предпринимается попытка модифицировать факторы, как это было бы при сравнении данных между контрольной и экспериментальной группами.

    1. Тематические исследования

    Тематическое исследование — это своего рода наблюдательное исследование, которое фокусируется на одном явлении. Это натуралистическое наблюдение, потому что оно фиксирует данные в полевых условиях. Но тематические исследования сосредоточены на конкретной точке отсчета, такой как человек или событие, в то время как другие исследования могут иметь более широкий охват и пытаться зафиксировать все, что происходит в глазах исследователя.

    Например, исследование конкретного случая одного бизнесмена может попытаться выяснить, как этот человек справляется со взлетами и падениями или потерями определенной болезни.

    1. Включенное наблюдение

    Включенное наблюдение похоже на естественное наблюдение, за исключением того, что исследователь является частью естественной среды, которую он изучает. В таком исследовании исследователя также интересуют ритуалы или культурные практики, которые можно оценить только путем обмена опытом.

    Например, любой может изучить основные правила настольного тенниса, посетив игру или следуя за командой. Совместное наблюдение, с другой стороны, позволяет людям принимать непосредственное участие, чтобы узнать больше о том, как работает команда и как игроки относятся друг к другу.

    Обычно исследователь присоединяется к группе, чтобы наблюдать за поведением, которое они не могли увидеть издалека. Включенное наблюдение может собрать много информации, от взаимодействия с людьми, за которыми наблюдают, до мыслей исследователей.

    1. Контролируемое наблюдение

    Более систематическое наблюдение предполагает запись поведения участников исследования в удаленном месте. Исследования типа «случай-контроль» больше похожи на эксперименты, чем на другие виды исследований, но в них по-прежнему используются методы наблюдения. Когда исследователи хотят выяснить, что вызвало определенное событие, они могут использовать исследование случай-контроль.

    1. Продольное наблюдение

    Это наблюдательное исследование является одним из самых сложных и трудоемких, поскольку требует длительного наблюдения за людьми или событиями. Исследователи должны учитывать лонгитюдные наблюдения, когда их исследования включают переменные, которые можно увидеть только во времени.

    В конце концов, нельзя получить полную картину таких вещей, как научиться читать или похудеть, за одно наблюдение. Продольные исследования отслеживают одних и тех же людей или события в течение длительного периода времени и ищут изменения или закономерности в поведении.

    Методы наблюдательного исследования

    При проведении этого исследования необходимо помнить несколько методов, чтобы убедиться, что исследование проведено правильно. Давайте изучим некоторые ключевые методы:

    • Иметь четкую цель

    Чтобы наблюдательные исследования были полезными, у них должна быть четкая цель. Это поможет направить наблюдения и убедиться, что они сосредоточены на правильных вещах.

    • Получить разрешение

    Получите разрешение от ваших участников. Очень важно получить явное разрешение от людей, за которыми вы будете наблюдать. Это означает, что они должны знать, что за ними будут наблюдать, цель наблюдения и то, как будут использоваться их данные.

    • Объективное наблюдение

    Важно, чтобы наблюдения были честными и непредвзятыми. Этого можно добиться, если вести подробные записи увиденного и не придавать данным никакого личного значения.

    • Скройте своих наблюдателей

    Держите своих наблюдателей скрытыми. Чтобы избежать потенциальной предвзятости в своих действиях, участники не должны знать о наблюдателях.

    • Документация

    Важно четко и ясно документировать наблюдения. Это позволит другим изучить информацию и подтвердить результаты наблюдательных исследований.

    • Анализ данных

    Анализ данных — последний метод. Собранные данные будут проанализированы исследователем, чтобы сделать выводы или подтвердить гипотезу.

    Плюсы и минусы наблюдательных исследований

    Наблюдательные исследования — отличный способ узнать больше о том, как ваши клиенты используют различные части вашего бизнеса. Есть так много плюсов и минусов наблюдательных исследований. Давайте посмотрим на них.

    Pros

    • Это обеспечивает практическое применение гипотезы. Другими словами, это может помочь сделать исследование более полным.
    • Вы можете видеть людей, например клиентов, действующих в одиночку или в группах. Итак, вы можете ответить на ряд вопросов о том, как люди действуют в качестве клиентов.

    Минусы

    • Существует вероятность предвзятости исследователя в наблюдательных исследованиях. Эксперты говорят, что это может быть очень большой проблемой.
    • Некоторые действия и поведение людей могут быть трудны для понимания. Мы не можем видеть воспоминания или отношения. Другими словами, существует множество ситуаций, в которых одного только наблюдения недостаточно.

    Пример наблюдательного исследования

    Исследователь наблюдает за покупателями, покупающими товары в торговом центре. Предполагая, что продуктом является мыло, исследователь будет наблюдать, сколько времени требуется покупателю, чтобы решить, нравится ли ему упаковка или он приходит в торговый центр, уже приняв решение на основе рекламы.

    Если покупатель медлит с принятием решения, исследователь сделает вывод, что упаковка и информация на упаковке влияют на покупательское поведение. Если клиент принимает быстрое решение, оно, скорее всего, предопределено.

    В результате исследователь будет рекомендовать больше и лучше рекламы в этом случае. Все эти выводы были получены в результате простого наблюдательного исследования.

    Как проводить наблюдательные исследования с помощью QuestionPro?

    QuestionPro может помочь в наблюдательных исследованиях, предоставляя инструменты для сбора и анализа данных. Это может помочь следующим образом:

    Определите цели исследования и типы вопросов, на которые вы хотите ответить с помощью своего обсервационного исследования. Используйте настраиваемые шаблоны опросов и вопросы QuestionPro, чтобы провести опрос, который соответствует вашим исследовательским целям и позволяет получить необходимую информацию. Вы можете распространить опрос среди своей целевой аудитории, используя онлайн-платформу QuestionPro или отправив ссылку на опрос.

    Благодаря функциям анализа данных и отчетности QuestionPro в режиме реального времени вы можете собирать и просматривать данные по мере того, как люди заполняют опрос. Используйте инструменты расширенной аналитики в QuestionPro, чтобы просматривать и понимать данные, а также находить идеи и тенденции.

    При необходимости вы можете экспортировать данные из QuestionPro в инструменты анализа, которые вам нравятся. Сделайте выводы из собранных и проанализированных данных и ответьте на вопросы исследования, которые были заданы в начале исследования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts