Подростковый период у девочек психология: Переходный возраст у девочек — советы психолога

Содержание

Особенности подросткового периода



1 Подростковый период

2 Подростковый возраст – период развития

3 Особенности подросткового периода

3.1 Психологические изменения подростка

3.2 Физиологические особенности ребёнка в пубертате

3.3 Поведенческие особенности подросткового возраста

3.4 Особенности самооценки подростка

4 Подростково юношеский период

5 Подростковый период у девочек и мальчиков

6 Ведущая деятельность подросткового периода

7 Период жизни подросткового возраста

7.1 Похожие темы:

Подростковый период

С прогрессом развития технологий связано расширение временных рамок подросткового возраста – период между младщим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится всё более заметной и я вляется каким то особым способом существования между детством и взрослостью.

Анализируя подростковый период, А.А. Реан пишет о том, что одной из главных характеристик возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок всё больше входит в жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Подростковый возраст – период развития

Тайсон Р. и Тайсон Ф. рассматривают подростковый возраст как период вторичной индивидуации ребенка, которая включает в себя два взаимно переплетающихся процесса:

  • отделение, или сепарация;
  • отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Особенности подросткового периода

С.И. Розум говорит о том, что поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а так же сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Дейниченко Л.Б. пишет о том, что основная проблема подростков – это установление равноправных взаимоотношений с взрослыми в связи с появлением специфического новообразования самосознания подростка – чувства взрослости. Именно в подростковом возрасте начинает укрепляться протест против диктата взрослых, обостряется потребность эмансипации от родителей, что часто становится причиной нарушения подростками нормативного поведения.

Психологические изменения подростка

А.А. Реан отмечает, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности. Он же указывает на то, что в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

А.Г. Маклаков констатирует, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Физиологические особенности ребёнка в пубертате

А.А. Реан указывает на то, что в подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Он же обращает наше внимание на то, что развитие эмоциональной сферы протекает очень бурно: для подростков характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – всё это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы: она приобретает иерархический характер, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Наблюдается повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Так же наблюдается возникновение мотивов и потребностей, обусловливающих различные поведенческие отклонения, такие как наркомания, курение, алкоголизм, преступное поведение. В этот период у подростков активно формируется самосознание, самооценка и в целом Я – концепция.

Особенности самооценки подростка

А. А. Реан и Е.И. Петанова указывают на то, что подростковый период очень важен в развитии Я – концепции, в формировании самооценки, как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я – концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Д.И. Фельдштейн указывает на то, что психологические задачи формирования личности подростка обусловливают его эмоциональную, поведенческую и нормативную эмансипацию от родителей. Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако в целом большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.

С.И. Розум пишет о том, что стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается так же образование смешанных подростковых групп.

Он так же указывает, что актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако, по мнению автора, полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои права и поступки.

С. И. Розум отмечает, что на формирование личности в подростковый период существенное влияние оказывает процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающийся изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в этот период неуклюжими, неловкими.

Подростково юношеский период

Дандарова Ж.К. пишет о том, что в возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

Ж.К.Дандарова указывает на то, что в мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Она же говорит о том, что существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. Учёба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Этот же автор утверждает, что другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период у девочек и мальчиков

Розум С.И. говорит о том, что одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. Завершается окончательная сексуальная ориентация подростков. Появляются вторичные половые признаки. Так у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

А.А. Реан указывает на то, что в связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.

Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина и Т.Ф. Велента приходят к выводу, что подростку предстоит проити свои кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли дочери или сына становится уже недостаточно для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в её стабильности и надежности.

Таким образом, те качества и свойства личности, с которыми ребенок подходит к подростковому возрасту, в этот период качественно изменяются и перестраиваются. Подросток как бы систематизирует и фильтрует полученные ранее навыки, знания и способы взаимодействия, пропускает через призму своих ценностей и потребностей. Фактически в этот период что-то добавить и привнести уже поздно. Единственным социальным институтом, который реально еще может влиять и вносить коррективы в выстраивающуюся систему, является семья. Но положительное воздействие становится возможным только в случае сохранения дружеских и доверительных отношений между родителями и подростком.

Ведущая деятельность подросткового периода

Ключевыми занятиями в подростковом возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, являются интимное и личное общение со сверстниками. В раннем подростковом возрасте коммуникативная деятельность, сознательное переживание собственных отношений с окружающими (поиск друзей, выяснение отношений, конфликты и примирение, смена компании) выделяются в относительно независимой сфере жизни. Основная потребность этого периода – найти свое место в обществе и быть “важным”- достигается в сообществе.

Иной взгляд на природу основной деятельности подросткового периода у Д. И. Фельдштейна. Он считает, что социально полезная, признанная и одобренная обществом деятельность имеет первостепенное значение в умственном развитии подростков. Общественная деятельность может быть представлена как:

  • образовательная
  • педагогическая
  • промышленная
  • трудовая
  • организационная
  • социальная
  • художественная
  • спортивная.

Мотивация подростков к социально полезной деятельности заключается в том, чтобы быть лично ответственными и независимыми. Отношение к такой деятельности меняется на разных этапах подросткового периода.

В возрасте от 9 до 10 лет у детей развивается желание самоутверждения и самопознания во взрослом мире. Главное в 10-11 лет-это оценка других собственных способностей. Отсюда и поиск занятий, которые приносят реальную пользу и признаются публикой, с акцентом на классы, аналогичные классам для взрослых. Накопив опыт в различных видах социально полезной деятельности, дети 12-13 лет осознают свои права и необходимость быть включенными в общество при условии, что они играют определенные важные роли в возрасте 14-15 лет, подростки занимают определенные социальные позиции, которые демонстрируют их способности и реагируют на потребность в самоопределении. Прилагаются усилия, чтобы социально значимая деятельность как основной вид деятельности подростков должна быть сформирована намеренно. Особая организация, особое построение социально полезной деятельности, основанной на моральном сотрудничестве, мотивации новых уровней, реализации отношения подростка к системе “я и общество”.

Период жизни подросткового возраста

Анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения практически всех сфер личности ребенка. Происходит дальнейшее развитие познавательных процессов: наиболее существенные изменения наблюдаются в интеллектуальной сфере. Бурно протекает развитие эмоциональной сферы: характерна резкая смена настроении и переживании, повышенная возбудимость, импульсивность.


83 психологических методики для 

диагностики подростков от 11 до 17 лет 

в одном издании!

Стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.

Содержание сборника смотрите здесь


 

как меняются в разные возрастные периоды

Содержимое

  • 1 Психология и эмоции девочки: от рождения до подростка
    • 1.1 Раннее детство (0-3 года)
    • 1.2 Дошкольный возраст (3-6 лет)
    • 1.3 Младший школьный возраст (7-10 лет)
    • 1.4 Подростковый возраст (11-14 лет)
    • 1.5 Средний школьный возраст (15-17 лет)
    • 1.6 Поздний подростковый возраст (18-21 год)
    • 1.7 Эмоциональное развитие девочек и мальчиков: сходства и различия
    • 1.8 Распространенные проблемы с эмоциями у девочек
    • 1.9 Как помочь девочке развивать эмоциональную грамотность
    • 1.10 Роль родителей в эмоциональном развитии дочерей
    • 1.11 Когда нужно обратиться к психологу
    • 1.12 Видео по теме:

Статья о психологии и эмоциях девочек с рождения и до подросткового возраста. В ней рассмотрены типичные эмоции и их проявления, а также основные аспекты психологического развития девочек в различные периоды жизни. Полезный материал для родителей и педагогов, желающих лучше понимать и поддерживать маленьких девочек.

Девочки отличаются от мальчиков во многом, в том числе и в психологических особенностях и эмоциональной сфере. У девочек эмоциональность развивается намного быстрее, чем у мальчиков, что проявляется в их общении, поведении и характере. Кроме того, психологические особенности девочек меняются на разных этапах их развития, и понимание этих изменений помогает родителям, учителям и педагогам правильно воспитывать и обучать девочек.

Первые годы жизни девочек характеризуются обилием эмоций и чувств. Они часто проявляют сильные реакции на окружающий мир — радость, гнев, страх и т.д. Это связано с их возрастом и необходимостью адаптации к новым условиям жизни. Со временем, эмоциональный фон девочек становится более уравновешенным, но эмоциональность остается важной составляющей их личности.

В период подростковости девочки проходят через множество изменений в своем теле и психологической сфере. Они переживают сильный стресс, который связан с адаптацией к новым требованиям и ожиданиям. На этом этапе их эмоции могут быть непредсказуемыми и неустойчивыми. Важно помнить, что это нормальный процесс развития и девочки нуждаются в поддержке и понимании окружающих.

Раннее детство (0-3 года)

Психология и эмоции девочек в раннем детстве (0-3 года)

Первые годы жизни ребенка – это период, когда происходят фундаментальные изменения в его поведении и психологии. Возможности, общение, переживания и опыт, который получает ребенок в этом возрасте, сильно влияют на его развитие и будущее здоровье. При этом, психология и эмоции девочек в этот период идут по своим особенным путям.

Эмоциональный ряд девочек в раннем детстве

Как правило, девочки с большей частотой начинают проявлять эмоции в раннем детстве, чем мальчики. Возможно, это происходит потому, что девочки быстрее учатся выражать свои чувства на словах, а также потому, что их воспитание и связи с другими детьми отличаются от мальчикового. Раннее детство – это период, когда дети учатся понимать и выражать свои эмоции, а также учатся распознавать и понимать эмоции окружающих вокруг.

Взаимодействие с родителями и окружающими в раннем детстве

Взаимодействие с окружающими имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Родители – это главные и наиболее важные люди для девочки в раннем детстве, которые вносят огромный вклад в ее психологическое состояние. Они создают атмосферу дома, связывают ребенка с миром и влияют на его поведение и эмоции.

Заключение

Таким образом, девочки в раннем детстве проявляют свои эмоции чаще, чем мальчики, и родители имеют большое значение для их дальнейшего развития. Период раннего детства – это очень важный период в жизни ребенка, который влияет на все последующие этапы его развития, в том числе и на формирование его личности и эмоциональной сферы.

Дошкольный возраст (3-6 лет)

В дошкольном возрасте девочки активно начинают исследовать окружающий мир и узнают о себе все больше. Их эмоциональный мир очень насыщен, и они часто испытывают сильные эмоции без понимания, как справляться с ними.

Для девочек важно научиться управлять своими эмоциями и развивать навыки общения, чтобы справляться с конфликтами и устанавливать здоровые отношения. Родители и преподаватели должны помогать им в этом, предоставляя их потребностям и создавая подходящую атмосферу для развития и роста.

    • Ключевые характеристики:
      1. Эмоциональная насыщенность;
      2. Тенденция к интроверсии;
      3. Развитие автономии и независимости;
      4. Начало проявления капризности и характера;
      5. Развитие социальных навыков и заботы о друзьях.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

В младшем школьном возрасте девочки начинают становиться более социально активными. Они больше общаются со сверстниками, играют в командных играх и начинают понимать важность дружбы. Но в то же время, маленькие девочки могут продолжать испытывать страхи и боязнь одиночества.

Чувства справедливости и несправедливости в этом возрасте становятся более явными и отчетливыми. Девочки начинают реагировать на несправедливые действия со стороны других детей и взрослых. Важно помочь маленькой девочке научиться конструктивно выражать свои чувства и решать конфликты.

В этом возрасте у девочек начинают проявляться эмоции связанные с успехом и провалом. Стремление к успеху иногда сводится к боязни неудачи. Важно поддерживать ребенка и учить её переживать поражения на пути к цели. Объяснить, что поражения являются необходимой частью жизни и помогают расти и развиваться.

      • В младшем школьном возрасте девочки:
        • Общаются с большим количеством сверстников;
        • Играют в командных играх;
        • Чаще испытывают страхи и боязнь одиночества;
        • Проявляют чувства справедливости и несправедливости;
        • Стремятся к успеху, но могут бояться неудачи.

Как и в любом возрасте, девочки нуждаются в любви и поддержке. В младшем школьном возрасте ребенок часто испытывает трудности, и важно быть рядом и помогать её развиваться.

Подростковый возраст (11-14 лет)

Подростковый возраст – это период активного поиска своего места в жизни, когда девочка начинает выстраивать свои отношения с окружающими людьми. В этом возрасте девочки часто проявляют противоречивые эмоции, их настроение может меняться с минуты на минуту, что связано с переходом к новой стадии развития.

В подростковом возрасте у девочек может возникнуть интерес к общению со сверстниками, формированию с отношений в парах. Часто эти отношения имеют не столько эмоциональный, сколько внешний престижный аспект.

Необходимо учитывать, что в этом возрасте у девочек может возникать чувство неполноценности, неуверенности в своих силах, что отрицательно сказывается на уровне самооценки. Поэтому подростковым девочкам, помимо внимания родителей, необходимо помощь извне, например, со стороны педагогов и психологов-консультантов.

Важно подчеркнуть, что подростковый возраст – это преходный период, когда все благодаря своей изменчивости открывается новое и необычное. Правильно организованная среда и взаимодействие со взрослыми, могут помочь девочкам преодолеть кризис этого возраста и готовиться к новым достижениям.

Средний школьный возраст (15-17 лет)

В этот период наступает очень важный этап в жизни девочки — переход из детства во взрослую жизнь. Она начинает самостоятельно принимать сложные решения и формировать свои взгляды на мир.

Подросток становится более независимым и уверенным в своих действиях, но при этом сохраняется неопределенность и уязвимость, свойственные этому возрасту.

Важно понимать, что в этот период девочке нужна поддержка и подход со стороны взрослых, которые должны помочь ей справиться с возникающими эмоциональными и психологическими проблемами.

      • Возможные проблемы девочек в среднем школьном возрасте:
      • Принятие сложных решений, касающихся будущего и карьеры
      • Неопределенность в отношениях с противоположным полом
      • Сложности в общении со сверстниками и параллельными классами
      • Стрессовые ситуации на уроке и во время экзаменов

Однако, несмотря на возможные проблемы, девочки в этом возрасте обычно мотивированы достичь успеха в учебе и личной жизни.

Поздний подростковый возраст (18-21 год)

Поздний подростковый возраст — это период, когда девочки уже достигли совершеннолетия, но еще не стали полностью взрослыми. В этот период происходят существенные изменения в психологии и эмоциональном состоянии девочек, связанные с их переходом в более ответственный и самостоятельный этап жизни.

Главной задачей в этом возрасте для девочек становится определение своего места в жизни и поиск смысла. Они начинают задумываться о своих жизненных целях и планируют свое будущее. При этом они могут страдать от неопределенности и беспокойства, связанных с перспективами на будущее, что приводит к увеличению уровня стресса.

Одной из характерных особенностей позднего подросткового периода является нестабильное эмоциональное состояние девочек. Они могут быть как счастливыми и энергичными, так и пессимистичными и грустными, в одном и том же дне. Это связано с резкими изменениями уровня гормонов в организме, которые влияют на настроение и поведение девочек.

Важной задачей в позднем подростковом возрасте является установление баланса между личной свободой и ответственностью. Девочки должны научиться принимать решения, несмотря на возможные последствия, и понимать, что эти решения могут повлиять на их будущее.

      • В позднем подростковом возрасте девочки:
      • Определяют свои жизненные цели и планируют свое будущее.
      • Страдают от неопределенности и беспокойства, связанных с перспективами на будущее.
      • Изменчивы в своем эмоциональном состоянии.
      • Находят баланс между личной свободой и ответственностью.

Эмоциональное развитие девочек и мальчиков: сходства и различия

Сходства: Эмоциональное развитие у девочек и мальчиков имеет много общих черт. Например, оба гендера проходят через периоды стресса и волнения, являются обладателями различных эмоций и имеют возможность общаться с другими людьми. Также у девочек и мальчиков со временем развивается более сложная форма эмпатии. При этом, для каждой из этих категорий различные эмоциональные события или ситуации могут означать что-то индивидуальное.

Различия: Один из основных различий между девочками и мальчиками заключается в том, как они узнают о своих эмоциях. Широко принято, что девочки более экспрессивны в плане эмоций, и обычно им допускается показывать больше эмоциональных выражений, в то время как мальчикам часто стараются говорить, чтобы они скрывали свои эмоции в публичной среде. Однако это зависит от возраста, контекста, культурных и социальных обстоятельств.

Другие различия могут включать большее количество агрессивных поведений у мальчиков, что может быть связано с серией социальных и культурных факторов. Девочки, напротив, могут выражать больше симпатии и сочувствия. Однако, эти различия не являются промежуточными для каждого пола, и могут изменяться в зависимости от многих обстоятельств.

Таким образом, восприятие и выражение эмоций у девочек и мальчиков неразрывно связаны с культурой, социальным окружением, а также индивидуальными факторами и складом личности каждого ребенка. Как правило, родителям и взрослым нужно убедиться, что дети понимают свои эмоциональные состояния и владеют навыками регулирования эмоций, что может способствовать их здоровому развитию и дальнейшему благополучному людскому обществу в целом.

Распространенные проблемы с эмоциями у девочек

Девочки часто сталкиваются с различными эмоциональными проблемами в разных возрастах. В раннем детстве, наиболее распространенными проблемами являются тревога и страх. Они могут испытывать боязнь темноты, быть устрашенными незнакомыми людьми или вещами, не желать отпускать родителей.

В младшем школьном возрасте, проблема может проявляться в плохом настроении, отсутствии желания общаться с друзьями или проявлять интерес к учебе. Это может быть связано с проблемами в школе, со сложностями в учебе или личных проблемах с друзьями.

В подростковом возрасте девочки могут столкнуться с еще более сложными эмоциональными проблемами, такими как стресс, депрессия, тревога и проблемы с самооценкой. Переход во взрослую жизнь может вызвать панику, особенно если они не нашли свое место в обществе. Критическое мышление стало свойством идеальной личности, и это в конечном итоге может привести к антипатии к себе, снижению самооценки и стремлению к перфекционизму.

Эти проблемы могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, и очень важно, чтобы девочки могли обращаться за помощью в случае необходимости, будь то разговор с друзьями, родственниками, психологом или другими специалистами. Важно помнить, что эти проблемы могут быть преодолены при условии, что ребенок получит должную поддержку и понимание со стороны окружающих.

Как помочь девочке развивать эмоциональную грамотность

Девочки в разных возрастах проходят через разные этапы психологического и эмоционального развития. Для того, чтобы помочь ребенку развить эмоциональную грамотность, необходимо понимать, как работает ее разум и эмоции.

Один из способов помочь девочке развиваться — это учить ее находить правильные слова, чтобы выразить свои чувства. Расскажите ей о чувствах, дайте возможность поговорить о том, что она чувствует. Не бойтесь обсуждать с ней сложные эмоции, такие как злость, страх и грусть. Помогите ей находить слова, чтобы описать свои чувства.

Другой способ развития эмоциональной грамотности — это обучить девочку переживать эмоции и осознавать их значение. Попросите ее описать свои эмоции и спросите, что она чувствует внутри. Расширьте возможности ее эмоционального восприятия — рассказывайте о различных эмоциях, которые существуют, и примерах их проявления в жизни.

Важно научить девочку навыкам управления своими эмоциями. Помогите ей научиться расслабляться, дышать глубоко и справляться со стрессом. Проведите с ней упражнения на медитацию или йогу, чтобы она могла успокоиться в любой ситуации.

Не забывайте награждать девочку за усилия, которые она проделывает в развитии своей эмоциональной грамотности. Обратите внимание на ее достижения и повышайте ее самооценку и уверенность в себе. Развитие эмоциональной грамотности — это процесс, который требует времени и терпения, и выигрыш в виде возможности лучше понимать свои эмоции и эффективно управлять ими стоит затраченных усилий.

Роль родителей в эмоциональном развитии дочерей

Родители играют важную роль в формировании эмоционального развития дочерей. В первые годы жизни детей основной источник эмоций — это семья, а именно родители. Передавая эмоции ребенку, они создают условия для развития его эмоциональных навыков.

Самое важное, что родители могут сделать для развития эмоциональной сферы дочери — это принимать и поддерживать ее эмоции. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его чувства не игнорируются, а их можно выражать. Такой подход поможет дочери развивать уверенность в себе и повышать самооценку.

Кроме того, родители могут помочь дочери осваивать навыки регуляции эмоций. Например, они могут научить свою дочь распознавать и называть свои чувства, а также показать способы, как справляться с отрицательными эмоциями, например, гневом или страхом.

Родители также могут помочь дочери развивать социальную эмоциональную компетентность, то есть умение понимать и учитывать чувства других людей. Например, они могут научить свою дочь общаться с другими людьми, уважать их чувства, а также быть эмпатичной и сопереживающей.

В целом, роль родителей в эмоциональном развитии дочерей заключается в создании условий, необходимых для развития ее эмоциональных навыков, а также в обучении навыкам регуляции эмоций и социальной эмоциональной компетентности.

Когда нужно обратиться к психологу

1. Когда в жизни возникают серьезные проблемы

Временами в жизни могут возникать серьезные сложности, которые выходят за рамки нашего обычного уровня стресса — это может быть смерть близкого человека, развод родителей, конфликт в школе, психологический насилие и т.д. В таких случаях необходимо обратиться к психологу, который поможет справиться с болезненными переживаниями и восстановить эмоциональное равновесие.

2. Когда возникают проблемы со своей личностью

Девочки могут столкнуться с чувством неуверенности в себе, сомнений в своих способностях, проблемами с самооценкой. Если такие проблемы мешают нормальному функционированию в повседневной жизни, мешают учиться, общаться, наслаждаться бытом, то обратиться к психологу может помочь преодолеть неуверенность в себе и открыть новые горизонты.

3. При возникновении стрессовых ситуаций

Школьная жизнь девочек часто наполнена стрессовыми ситуациями. Любые изменения, конфликты, ссоры могут стать причиной стресса. Когда стресс настолько сильный, что самостоятельно справиться с ним не получается, стоит обратиться к специалисту.

4. При нарушениях эмоционального состояния

Девочки могут столкнуться с необъяснимыми перепадами настроения, агрессивностью, депрессивным состоянием, нарушением сна, аппетита. Если такие симптомы не проходят долгое время и мешают нормальной жизнедеятельности, то без помощи психолога не обойтись.

5. Когда нужен совет и поддержка

Иногда достаточно просто поговорить с психологом о своих проблемах, чтобы получить совет, узнать новый взгляд на них и получить моральную поддержку. В подростковом возрасте это может быть важным пунктом развития самосознания и самопонимания.

Видео по теме:

Клиническая психология и девочки-подростки в постфеминистскую эпоху

Содержание Описание книги отзыва критиков

    136 страниц 1 ч/б иллюстрации

    к Рутледж

    136 страниц 1 ч/б иллюстрации

    к Рутледж

    136 страниц 1 ч/б иллюстрации

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource0006
    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (учрежденческая покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Благополучие девочек-подростков находится под угрозой. Они сталкиваются с необходимостью достижения академических результатов, одновременно ведя переговоры о жизни, в которой доминируют социальные сети, безжалостное внимание к внешности, киберзапугиваниям, сексуальным домогательствам и легкому доступу к порнографии, характеризующейся насилием мужчин над женщинами.

    Социально-культурная среда представляет значительный риск для психического здоровья девочек, однако клиническая психология по-прежнему в основном ориентирована на личность. Культурные факторы также затмеваются постфеминистскими силами и новым акцентом на биологических детерминантах психологических половых различий. Клиническая психология и девочки-подростки в постфеминистскую эру возвращается к основным принципам и пересматривает вопрос о месте природы и воспитания в развитии детей в свете того, что мы теперь знаем о нейронной пластичности, динамических системах и гендерной социализации. Обсуждается феминизм и его иногда неудобная связь с психологией, а также значение и последствия «постфеминизма» и наличие у девушек «особых сильных сторон». Включены практические принципы и конкретные идеи для практики с современными девушками. Наконец, есть дополнительная глава о работе с мальчиками-подростками.

    Феминистские сочинения о психотерапии (с женщинами) достигли своего расцвета некоторое время назад, и некоторые считают мальчиков теми, кто сейчас нуждается в особом внимании.

    В этой книге утверждается, что меняющееся давление современного западного мира требует возрождения интереса к специализированной практике с девочками, с учетом современных теорий развития ребенка и изучения идеи расширения клинической практики за пределы личности.

    Предисловие

    Глава 1. «Что-то глубоко беспокоит благополучие девочек»

    Глава 2. Природа и воспитание в развитии ребенка и подростка

    Глава 3. Становление девочкой: гендерная социализация

    Глава 4. Становление политиком: феминизм, постфеминизм и клиническая психология

    Глава 5. Есть ли преимущество для девочек?

    Глава 6. Динамические системы и феминизм: практические принципы

    Глава 7. Принципы на практике

    Глава 8. Что насчет мальчиков?

    Постскриптум

    Биография

    Розалин Х. Шут , бакалавр наук (с отличием), доктор философии, адъюнкт-профессор Университета Флиндерс, Австралия. Бывший профессор университета и детский психолог, она опубликовала много публикаций о подростковом опыте агрессии и домогательств со стороны сверстников. Ее недавние книги для Routledge (совместно с Филиппом Сли) включают «Развитие ребенка: теории и критические перспективы» (второе издание, 2015 г.) и «Психическое здоровье и благополучие через школы: путь вперед » (совместно отредактировано, 2016 г.).

    Легкая для чтения книга Розалин Шут охватывает весь спектр феминизма с древних времен до наших дней, побуждая читательницу задуматься о своем личном, профессиональном и общественном опыте. Обязательна к прочтению студентам бакалавриата и опытным психологам, желающим обогатить свою профессиональную практику.

    Энн Ганнони, опытный практикующий врач-клинический психолог, Женская и детская больница, Южная Австралия.

    Добавить в корзину

    Психосоциальное развитие

    Предыдущий

    Подросток должен выполнить четыре задачи , чтобы стать хорошо приспособленным взрослым. Эти задачи подразделяются на: 1) независимость, 2) образ тела, 3) отношения со сверстниками и 4) идентичность.

    Подростковый возраст делится на три периода ; ранний (12-14 лет), средний (15-17 лет) и поздний (18-21 год). Некоторые подростки будут развиваться быстрее в одной задаче, чем в других. Некоторые проходят этапы гладко, в то время как другие делают это с большой суматохой. Конечно, никто не проходит подростковый возраст точно так, как может предложить модель.

    1. Независимость

    Стремление к независимости вызывает наибольшее беспокойство у родителей. Ранние подростки начинают отдаляться от родителей и меньше интересуются семейными делами. Например, подросток может отказаться пойти с семьей в кино или продемонстрировать свою волю, отказавшись выполнять работу по дому в соответствии с графиком родителей. Ранние подростки часто бывают капризными, то приветливыми, то неприятными по отношению к своим семьям. Обычно подросток в основном настроен враждебно по отношению к самому «контролирующему» родителю. Ранние подростки жаждут уединения и хотят контролировать свою личную информацию, поскольку они живут отдельно от жизни своих родителей.

    Подростки среднего возраста часто враждебно относятся к родителям и авторитетным лицам. Некоторые открыто восстают, в то время как другие тайно отстаивают свою независимость, когда не находятся под присмотром взрослых. Взрослые, в том числе врачи, считают, что многие решения, принимаемые подростками, вызывают беспокойство, и взрослые чувствуют разочарование из-за отсутствия контроля над подростком. Из-за своего бунтарского характера и рискованного поведения подростки среднего возраста представляют собой группу, которую общество «любит ненавидеть».

    К позднему подростковому возрасту большинство семей привыкают к индивидуальности подростка и его навыкам принятия решений. Подросток, приобретая уверенность с изменением роста, все чаще обращается к родителям за советом и руководством в принятии решений, хотя это не означает, что они всегда делают то, что хочет родитель. Взаимоотношения между родителями и подростками больше на уровне взрослых-взрослых.

    Врач должен принять во внимание этот шаг к независимости и помочь родителям надлежащим образом возложить на подростка ответственность за медицинское обслуживание.

    Например, подростку младшего возраста может потребоваться напоминание о ежедневном приеме лекарств, в то время как подростку среднего возраста этого делать не следует. К позднему подростковому возрасту пациента следует поощрять к тому, чтобы он сам записывался на прием, следил за потребностями в лекарствах и получал рецептурные препараты. Неспособность распознать этот шаг к независимости делает врача склонным к тому, чтобы выглядеть «агентом родителя» и может затруднить завоевание доверия подростка.

    2. Изображение тела

    Подростки осознают свое физическое развитие и тот факт, что оно предвещает взрослую жизнь. Большинство ранних подростков не уверены, что думать об изменениях в своем теле и сопутствующих гигиенических обязанностях. Запах тела, волосы в подмышечных впадинах, прыщи и менструальные спазмы не вызывают особого восторга. Быть «нормальным» очень беспокоит подростков младшего возраста и приводит к постоянным сравнениям с другими.

    Общие вопросы включают «достаточно ли длинный мой пенис?», «достаточно ли велика моя грудь?» и «нормально ли, что одно яичко свисает ниже другого?» Пубертатная гинекомастия или физиологические выделения из влагалища могут пугать подростка.

    Средние подростки легче переносят изменения и хотят максимально использовать свое «новое» тело. Одежда, украшения и макияж становятся популярными с этой группой. Забота о таких проблемах, как прыщи или нежелательные волосы (например, брови), становится первостепенной задачей. Тяжелая атлетика и диета также становятся важными. С обретением уверенности в себе приходит повышенный интерес к противоположному полу. Часто это начало свиданий и развитие навыков и поведения, связанных с сексуальными отношениями.

    К позднему подростковому возрасту подростки привыкают к изменениям в своем теле. Тазовые осмотры или проверки грыжи не так напряжены. Многие подростки теперь готовы решать такие вопросы, как контроль над рождаемостью. Сексуальные отношения становятся менее исследовательскими и эксплуататорскими, а более любящими и делящими.

    3. Отношения со сверстниками

    Сверстники становятся чрезвычайно важными в подростковом возрасте. Отдаляясь от своей семьи, подростки недостаточно сильны, чтобы стоять самостоятельно, и обращаются к своим сверстникам за советом и поддержкой. К середине подросткового возраста группа сверстников оказывает огромное влияние на подростка. В это время группы сверстников требуют, чтобы члены соответствовали друг другу, поскольку это снижает стресс, связанный с принятием решений. Если группа носит черную одежду и накрашена губной помадой, то все участники должны сделать то же самое. В противном случае это может привести к исключению из группы. К сожалению, это также включает рискованное поведение, такое как сексуальная активность или употребление психоактивных веществ, а также участие в бандах.

    Подростки среднего возраста могут иметь интенсивные личные отношения с группой. По мере того, как подростки привыкают к самостоятельному принятию решений и обретают независимость, группы сверстников начинают меньше влиять на них. К позднему подростковому возрасту группы сверстников уже не требуют такого же уровня соответствия. Можно пойти на вечеринку и не пить, когда пьют другие. Индивидуальность более приемлема. Часто поздние подростки скорбят о том, что их отношения с друзьями стали не такими близкими и менее напряженными.

    Полезной стратегией для поставщиков услуг является опрос друзей подростка о рискованном поведении, поскольку подросткам часто удобнее делиться информацией о друзьях, чем о себе. Это позволяет врачу исследовать чувства подростка и знания о рискованном поведении.

    4. Личность

    Развитие личности включает в себя появление абстрактного мышления наряду с личными ценностями и моралью. Ранние подростки, как правило, конкретны и видят вещи в черно-белых тонах. Девушку, которую учат, что она забеременеет, если займется сексом, предполагает, что ей не нужно беспокоиться о контроле над рождаемостью, потому что однажды у нее был незащищенный половой акт, и она не забеременела.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts