📖 Ситуативно–деловая форма общения, Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни, ГЛАВА 3. Формирование личности ребенка в общении. Лисина М. И. Страница 13. Читать онлайн
…
Ситуативно–деловая форма общения
Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности на это место выдвигается теперь предметно–манипулятивная деятельность детей. Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.
Мы сажали годовалого малыша за столик и разыгрывали перед ним крошечное и совсем непритязательное представление: игрушечная собачка скачет по дорожке (дощечке), находит тарелку с «косточкой» (кусочком поролона), грызет ее, а потом, довольная и сытая, укладывается спать. Ребенок наблюдал за представлением, затаив дыхание. Когда оно кончалось, он стряхивал с себя оцепенение, с улыбкой взглядывал на взрослого и нетерпеливо тянулся за игрушками. Как правило, ему не удавалось повторить с ними так понравившиеся ему действия, и он, немного повозившись, начинал настойчиво совать собачку в руки экспериментатора, умоляя повторить спектакль. А тем временем вокруг столика собирались другие воспитанники группы (дело было в яслях) и с увлечением следили за всем происходящим.
Что же за потребность опредмечивалась в описанных деловых мотивах? Мы пришли к выводу, что по своему содержанию это была коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохранялось. (Забегая вперед, скажем, что и во всех последующих случаях более раннее содержание потребности в общении всегда сохраняется, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение. В табл. 1.3 мы попытались изобразить свое представление о том, как это происходит.) Дети по–прежнему и даже еще более настойчиво требовали присутствия взрослого, протестовали против его ухода; они постоянно устраивались со своими вещичками и игрушками по соседству со взрослым, частенько даже приваливались к его ногам, опирались на его колени. Но в резком отличии от младенцев (то есть тех, кто моложе 6 мес.), начиная со второго полугодия дети уже не соглашались просто обмениваться с ним ласками. Если взрослый брал ребенка на руки, тот тут же либо затевал игру (прятался, шутливо отворачивался в сторону, а потом «пугал» взрослого, внезапно приближая к нему лицо), либо включал в прежнее «чистое», ничем не опосредствованное общение какие–либо объекты: показывал пальчиком на окно, на другого ребенка, приглашал полюбоваться своей пуговицей или иной безделицей.
Когда контакты со взрослым включались в дело и одобрение старших означало похвалу за какое–то достижение малыша (залез на диван, взобрался по ступенькам, сделал «куличик»), обнаруживалось, что описанные изменения не означают, будто дети теперь меньше ценят взрослых или не так дорожат их вниманием: нет, значение взрослых в их жизни полностью сохраняется, даже увеличивается, но качественно изменяется по своему характеру. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
В наших опытах (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974) мы сравнивали поведение 10–15–месячных детей в условиях различного взаимодействия со взрослым. В I серии опытов взрослый организовывал так называемый обращенный показ. Он развертывал перед ребенком представление с участием игрушек вроде той «пьесы» с собачкой, о которой рассказано выше. В ходе обращенного показа экспериментатор постоянно адресовался к ребенку по имени, часто взглядывал на него, ответно ему улыбался. Когда ребенок сам действовал с игрушкой, взрослый мимикой и словами поощрял каждую попытку малыша повторить показанные манипуляции. Во II серии с так называемым необращенным показом все оставалось по–прежнему, за исключением единственной детали: взрослый не обращался больше лично к ребенку. В III серии ребенку просто давали игрушку, ничего не показывали ему и предоставляли полную возможность заниматься с ней по своему усмотрению (серия без показа).
Сравнение поведения детей в трех сериях опытов показало, что меньше всего и беднее всего они манипулировали в серии без показа, там они быстро теряли всякий интерес к предметам. Показ взрослого стимулировал ребенка, вызывал у него прилив энергии. В опытах с необращенным показом активность ребенка имела характер беспорядочного возбуждения: дети многократно повторяли одно и то же примитивное действие (размахивали, стучали игрушкой о стену, стол, возили ею по столу), шумели, кричали. В экспериментах с обращенным показом повышенная активность детей была направлена на попытки повторить действия взрослого, а манипуляции здесь оказались и намного богаче, и качественно более высокими.
Установленные факты говорят о высокой чувствительности детей к личностному общению, но при условии включения их в совместные со взрослым деловые контакты.
Итак, при ситуативно–деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.
В главе 2 мы уже говорили о коммуникативных операциях предметно–действенной категории. Поэтому здесь ограничимся тем, что подчеркнем их ведущее положение в ситуативно–деловом общении. Как раз вследствие роли этих средств общения на втором уровне развития коммуникативной деятельности мы и называли некоторое время вторую форму общения «предметно–действенной». Однако позднее было решено в основу наименования форм общения класть не средства, а мотивы как более существенный аспект деятельности, а также упоминать степень ситуативности контактов. При второй форме контакты детей со взрослыми приурочены к данному месту и времени, они в высшей степени ситуативны. И это несмотря на то, что в середине 2–го года жизни многие дети начинают говорить. Они ухитряются даже речь подчинить ситуации и во многих случаях строят высказывания так, что понять их можно, только учитывая сиюминутные обстоятельства.
Подобно тому как ситуативно–личностное общение обусловливает адаптацию младенца к обстоятельствам его жизни и в конечном счете его выживание, так и ситуативно–деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В тесном взаимодействии со взрослым, имеющем практический характер и одновременно согретом теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», ребенку открывается редкая возможность постичь заложенное в предметах общественно–историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению и в соответствии с той функцией, для которой они были созданы. Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого его похвалы и упреки приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. Иначе говоря, существование ситуативно–делового общения это время, в течение которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем к культурно–фиксированным действиям с ними (Р. Я. Лехтман–Абрамович, Ф. И. Фрадкина, 1949). Процесс преобразования предметных действий был неоднократно прослежен советскими психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Психология детей…, 1964; Психология личности , 1965). Решающая роль общения в их преобразовании показана в ряде работ (В. В. Ветрова, 1975; М. Г. Елагина, 1977; Т. М. Сорокина, 1978; Д. Б. Эльконин, 1978).
Ситуативно–деловая форма общения. Формирование личности ребенка в общении
Ситуативно–деловая форма общения
Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 мес. до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Начать с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности – на это место выдвигается теперь предметно–манипулятивная деятельность детей. Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны – как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.
Мы сажали годовалого малыша за столик и разыгрывали перед ним крошечное и совсем непритязательное представление: игрушечная собачка скачет по дорожке (дощечке), находит тарелку с «косточкой» (кусочком поролона), грызет ее, а потом, довольная и сытая, укладывается спать. Ребенок наблюдал за представлением, затаив дыхание. Когда оно кончалось, он стряхивал с себя оцепенение, с улыбкой взглядывал на взрослого и нетерпеливо тянулся за игрушками. Как правило, ему не удавалось повторить с ними так понравившиеся ему действия, и он, немного повозившись, начинал настойчиво совать собачку в руки экспериментатора, умоляя повторить спектакль. А тем временем вокруг столика собирались другие воспитанники группы (дело было в яслях) и с увлечением следили за всем происходящим.
Что же за потребность опредмечивалась в описанных деловых мотивах? Мы пришли к выводу, что по своему содержанию это была коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохранялось. (Забегая вперед, скажем, что и во всех последующих случаях более раннее содержание потребности в общении всегда сохраняется, а новое для данного возрастного этапа содержание надстраивается над ним и занимает руководящее положение. В табл. 1.3 мы попытались изобразить свое представление о том, как это происходит.) Дети по–прежнему и даже еще более настойчиво требовали присутствия взрослого, протестовали против его ухода; они постоянно устраивались со своими вещичками и игрушками по соседству со взрослым, частенько даже приваливались к его ногам, опирались на его колени. Но в резком отличии от младенцев (то есть тех, кто моложе 6 мес. ), начиная со второго полугодия дети уже не соглашались просто обмениваться с ним ласками. Если взрослый брал ребенка на руки, тот тут же либо затевал игру (прятался, шутливо отворачивался в сторону, а потом «пугал» взрослого, внезапно приближая к нему лицо), либо включал в прежнее – «чистое», ничем не опосредствованное – общение какие–либо объекты: показывал пальчиком на окно, на другого ребенка, приглашал полюбоваться своей пуговицей или иной безделицей.
Когда контакты со взрослым включались в дело и одобрение старших означало похвалу за какое–то достижение малыша (залез на диван, взобрался по ступенькам, сделал «куличик»), обнаруживалось, что описанные изменения не означают, будто дети теперь меньше ценят взрослых или не так дорожат их вниманием: нет, значение взрослых в их жизни полностью сохраняется, даже увеличивается, но качественно изменяется по своему характеру. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
В наших опытах (М. И. Лисина // Развитие общения…, 1974) мы сравнивали поведение 10–15–месячных детей в условиях различного взаимодействия со взрослым. В I серии опытов взрослый организовывал так называемый обращенный показ. Он развертывал перед ребенком представление с участием игрушек вроде той «пьесы» с собачкой, о которой рассказано выше. В ходе обращенного показа экспериментатор постоянно адресовался к ребенку по имени, часто взглядывал на него, ответно ему улыбался. Когда ребенок сам действовал с игрушкой, взрослый мимикой и словами поощрял каждую попытку малыша повторить показанные манипуляции. Во II серии – с так называемым необращенным показом – все оставалось по–прежнему, за исключением единственной детали: взрослый не обращался больше лично к ребенку. В III серии ребенку просто давали игрушку, ничего не показывали ему и предоставляли полную возможность заниматься с ней по своему усмотрению (серия без показа).
Сравнение поведения детей в трех сериях опытов показало, что меньше всего и беднее всего они манипулировали в серии без показа, там они быстро теряли всякий интерес к предметам. Показ взрослого стимулировал ребенка, вызывал у него прилив энергии. В опытах с необращенным показом активность ребенка имела характер беспорядочного возбуждения: дети многократно повторяли одно и то же примитивное действие (размахивали, стучали игрушкой о стену, стол, возили ею по столу), шумели, кричали. В экспериментах с обращенным показом повышенная активность детей была направлена на попытки повторить действия взрослого, а манипуляции здесь оказались и намного богаче, и качественно более высокими.
Установленные факты говорят о высокой чувствительности детей к личностному общению, но при условии включения их в совместные со взрослым деловые контакты.
Итак, при ситуативно–деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.
В главе 2 мы уже говорили о коммуникативных операциях предметно–действенной категории. Поэтому здесь ограничимся тем, что подчеркнем их ведущее положение в ситуативно–деловом общении. Как раз вследствие роли этих средств общения на втором уровне развития коммуникативной деятельности мы и называли некоторое время вторую форму общения «предметно–действенной». Однако позднее было решено в основу наименования форм общения класть не средства, а мотивы как более существенный аспект деятельности, а также упоминать степень ситуативности контактов. При второй форме контакты детей со взрослыми приурочены к данному месту и времени, они в высшей степени ситуативны. И это несмотря на то, что в середине 2–го года жизни многие дети начинают говорить. Они ухитряются даже речь подчинить ситуации и во многих случаях строят высказывания так, что понять их можно, только учитывая сиюминутные обстоятельства.
Подобно тому как ситуативно–личностное общение обусловливает адаптацию младенца к обстоятельствам его жизни и в конечном счете его выживание, так и ситуативно–деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В тесном взаимодействии со взрослым, имеющем практический характер и одновременно согретом теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», ребенку открывается редкая возможность постичь заложенное в предметах общественно–историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению и в соответствии с той функцией, для которой они были созданы. Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого – его похвалы и упреки – приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. Иначе говоря, существование ситуативно–делового общения – это время, в течение которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем – к культурно–фиксированным действиям с ними (Р. Я. Лехтман–Абрамович, Ф. И. Фрадкина, 1949). Процесс преобразования предметных действий был неоднократно прослежен советскими психологами (А.
В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Психология детей…, 1964; Психология личности., 1965). Решающая роль общения в их преобразовании показана в ряде работ (В. В. Ветрова, 1975; М. Г. Елагина, 1977; Т. М. Сорокина, 1978; Д. Б. Эльконин, 1978).Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Внеситуативно–познавательная форма общения
Внеситуативно–познавательная форма общения В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствованна, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в
Внеситуативно–личностная форма общения
Внеситуативно–личностная форма общения К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая, и высшая для дошкольников форма общения со взрослым – внеситуативно–личностная.
Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общенияДеловая поездка
Деловая поездка «Страдалец». Когда он что-то просит, то строит фразы так, чтобы вызвать чувство вины у собеседника, надеясь, что тот поймет, скольким ему приходится жертвовать, и даст то, что нужно. Тогда «страдальцу» не придется прямо просить о чем-то. Ему трудно
Деловая игра «ЛИДЕР»
Деловая игра «ЛИДЕР» Представьте себе, что в вашем коллективе в одночасье исчезли все связывающие людей формальности. Среди вас больше нет начальников и подчиненных. Никто никому ничего не должен, не обязан. Никто не может ничего приказать. Любой член группы может уйти и
Деловая экономическая игра «Едем на Гоа»
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» Пояснительная запискаДеловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» предназначена для освоения и осмысления инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретной цели,
Деловая одежда
Деловая одежда «Ты – это то, что ты носишь», – гласит рекламный лозунг одной из фирм, выпускающей одежду. Конечно, в этой формуле содержится изрядная доля преувеличения. Тем не менее, впечатление о человеке в значительной степени складывается в зависимости от того, как он
Деловая вечеринка и ваше поведение
Деловая вечеринка и ваше поведение Прекрасным местом для неформального общения, является деловая вечеринка. Вы всегда сможете получить от нее удовольствие если воспользуетесь некоторыми советами. На вечеринке не оттягивайте весь разговор на себя. Но и не будьте
5. Деловая
5. Деловая Считается, что в популяции 10–15 % мужчин и женщин имеют тенденцию к трансформации роли. Так вот, деловых среди современных российских женщин – 16 %.Она слабо представляет, зачем нужны мужчины. Она сама по складу характера – мужчина. А раз мужчина, значит, и
Встреча через год. Деловая
Встреча через год. Деловая Я довольна тем, как провела с ним беседу. Довольна тем, что, когда начали разговаривать, я увидела, как далек мне сейчас этот человек. Я увидела, как мне неинтересны сейчас его красочные, образные и такие неконкретные речи. Я увидела, что все, что он
Деловая стерва и особенности ее имиджа
Деловая стерва и особенности ее имиджа Самое лучшее место для того, чтобы показать себя во всей красе, — это офис. Он есть в каждой фирме, будь то издательство, торговая фирма или завод по производству резинотехнических изделий. Сколько бы мне ни говорили о своеобразном
Деловая стерва и особенности ее имиджа
Деловая стерва и особенности ее имиджа Костюм должен быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, w достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди. Эдит Хед Самое лучшее место для того, чтобы показать себя во всей красе, – это офис. Сколько бы мне ни
Деловая стерва и особенности ее имиджа
Деловая стерва и особенности ее имиджа Костюм должен быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди. Эдит Хед Самое лучшее место для того, чтобы показать себя во всей красе, – это офис. Он есть в каждой фирме,
Деловая женщина
Деловая женщина Современная жизнь, когда женщина может заработать и обеспечить себя, создала этот стереотип женщины. Они не надеются на помощь и обеспечение мужчиной, как представительницы некоторых других стереотипов женского поведения. Эти женщины встали «на ринг» и
Межличностное и ситуационное общение®
Существует фундаментальное различие между межличностным общением и ситуационным общением ® . Последнее — это то, чем лидеры занимаются ежедневно, и для достижения желаемых результатов требуются знания, опыт и навыки, чтобы овладеть искусством ситуационного общения ® .
Является ли межличностное общение таким же, как ситуативное общение ® ?
Одним словом «НЕТ».
Что такое межличностное общение?
Мы все можем согласиться с тем, что любое общение с участием двух или более человек является некоторой формой межличностного общения . Верно? Но давайте попробуем определить его немного дальше…
Межличностное общение — это процесс, посредством которого люди обмениваются идеями, чувствами и мыслями с помощью вербального и невербального массажа. Люди обычно участвуют в межличностном общении для создания общих смыслов и достижения социальных целей. Как правило, это взаимодействие лицом к лицу, потому что для общения используются как устная речь, так и язык тела.
Взгляните на следующую таблицу. Обратите внимание, что межличностное общение может происходить в деловой или личной обстановке и обычно считается более социальным по своей природе (и обычно не касается деловых или профессиональных вопросов). Другими словами, это имеет тенденцию быть более спонтанным и неформальным — без запланированной выгоды. Думайте об этом как о вдумчивом занятии, которое чаще всего не требует усилий.
Что такое ситуационная коммуникация
® ?Ситуационное общение ® принципиально отличается от межличностного общения. Это четкая, краткая и целенаправленная стратегия общения и взаимоотношений, которая позволяет максимально сократить минимальное количество времени для достижения успешных результатов и эффективных отношений. Хотя он часто используется в личных целях, ситуационное общение ® в основном предназначено для деловых и профессиональных взаимодействий (особенно тех, которые являются сложными, когда точки зрения, интересы или предпочтительные решения коммуникаторов различаются или конфликтуют). Ситуационное общение ® — это именно тот тип коммуникационных лидеров, который должен уметь планировать и реализовывать, чтобы быть успешным и эффективным.
Эти взаимодействия сильно отличаются от обычных межличностных взаимодействий, которые, как правило, не требуют усилий и вдумчивы. Ситуационное общение ® представляет собой вдумчивое взаимодействие – с целью . В этом случае есть плановая выплата. Эти типы взаимодействия более формальны, структурированы и хорошо спланированы, требуют значительной энергии и внимания.
Закон Парето
Ситуационная коммуникация ® Закон Парето в действии. 80 % ваших наиболее важных взаимодействий с руководством происходят из 20 % ситуаций, в которые вы вовлечены. И эти ситуации представляют собой сложные сценарии с высоким риском, где чрезвычайно важны как ваши результаты, так и вовлеченные отношения.
Нахождение общего в трудных ситуациях
Найдите минутку, чтобы подумать о важных темах взаимодействия, которые возникают между вами и вашим начальством, коллегами, подчиненными, клиентами и другими. Теперь спросите себя: «Почему эти темы сложны и часто не позволяют достичь желаемых результатов?»0026 с , и не за счет вовлеченных отношений?» Вы обнаружите, что все эти темы взаимодействия имеют нечто общее: у участвующих сторон разные или конфликтующие точки зрения, интересы или предпочитаемые решения.
Это те типы взаимодействия, с которыми лидеры сталкиваются каждый день.
Даже если вы делаете умеете планировать и выполнять их успешно и эффективно, эти разговоры сложны, сопряжены с высоким риском и трудны. И когда ты не знает , как управлять ими, чтобы положительно повлиять на результат, это становится невероятно разочаровывающим и негативным опытом.
Чтобы быть успешным…
Лидеры должны уметь добиваться результатов, сталкиваясь лицом к лицу с такого рода проблемами и взаимодействиями, сосредоточивая свои способности на достижении желаемого результата таким образом, чтобы ценить, включать, поддерживать, прислушиваться и давать беспристрастное отношение к мнению других. И они должны делать это четко, лаконично и целенаправленно.
Чтобы быть актуальным…
Лидеры должны уметь успешно справляться с такими ситуациями и разговорами, чтобы постоянно получать результаты.
To Last…
Лидеры должны уметь эффективно управлять этими разговорами, чтобы развивать важные, коллегиальные и совместные отношения. Они должны быть такими лидерами, которые могут наступить на вашу обувь, не испортив ее блеска.
Они успешные/эффективные лидеры .
*******************
Чтобы узнать о различиях между Успешными/Эффективными и Успешными/Неэффективными лидерами , следите за нашим следующим блогом.
*******************
Доктор Дон МакРэй – автор и страстный руководитель ситуационной коммуникации ® и генеральный директор Lachlan Enterprises Incorporated (The Lachlan Enterprises Incorporated). Группа).
Знаете ли вы основную причину, по которой лидеры и потенциальные лидеры сегодня терпят неудачу? Это не из-за что они делают, а как они это делают – другими словами, их навыки работы с людьми . Узнайте, как улучшить свой успех и эффективность коммуникации, воспользовавшись БЕСПЛАТНОЙ версией веб-сайта/вебинара Situational Communication ® .
Ситуационная коммуникация®: Процесс коммуникации стратегического лидерства и стили взаимоотношений успешных/эффективных лидеров . Эмоционально интеллектуальные стратегии общения, переговоров и установления отношений, которые позволяют максимально сократить минимальное количество времени для последовательного достижения успешных результатов и развития эффективных отношений.
Повышайте авторитет, уважение, справедливость, гордость и коллегиальность в личном, деловом и профессиональном лидерстве. Научитесь общаться, договариваться и относиться к другим с личной силой, влиянием и убеждением каждый раз, особенно в трудных и сложных ситуациях.
Узнайте больше о том, что Ситуационное общение ® может сделать для вас, вашей карьеры, вашего лидерства, вашей организации и вашего профессионального развития. Свяжитесь с нами сегодня.
Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.
4 типа делового общения и их преимущества для вашего бизнеса
Каждый слышал фразу «коммуникация — это ключ», и она особенно актуальна в бизнесе. Независимо от того, являетесь ли вы менеджером, сообщающим о внутренних целях своей команде, или виртуальным администратором, работающим с клиентами, четкая и продуктивная деловая коммуникация может создать или разрушить успех компании.
Эффективная коммуникация необходима в бизнесе, но фокус в том, чтобы ваша команда всегда успешно общалась. Мы понимаем, что добиться этого нелегко, но мы были названы лучшими специалистами по обслуживанию бизнес-клиентов/клиентов в США, поэтому мы разбили различные типы делового общения, чтобы помочь вашей компании взаимодействовать более эффективно.
Мы расскажем вам о четырех типах делового общения, их сильных и слабых сторонах, чтобы ваша команда могла лучше адаптировать свое общение к любой ситуации.
4 типа делового общенияДеловое общение включает обмен информацией внутри организации и между организацией и внешними сторонами. Четыре основных типа включают восходящую связь , нисходящую связь , боковую связь и внешнюю связь .
Типы восходящей, нисходящей и боковой связи относятся к внутренняя деловая коммуникация или обмен информацией внутри организации. Это отличается от внешнего делового общения , которое относится к взаимодействиям, происходящим между организацией и внешней стороной.
Мы описали сильные и слабые стороны каждого типа делового общения и советы по успешному общению в каждом сценарии.
1. Коммуникация вверхКак следует из названия, коммуникация вверх касается любого взаимодействия, которое идет вверх по иерархии вашего бизнеса. Самый распространенный пример — когда непосредственный подчиненный общается с руководителем или менеджером. Другой пример — когда менеджер обращается к директорам или руководителям высокого уровня.
Этот тип делового общения позволяет высшему руководству быть в курсе того, что происходит в компании. Он также предоставляет сотрудникам возможность задавать вопросы, высказывать опасения или вносить предложения.
Примеры связи наверху:
- Непосредственный подчиненный менеджеру
- Менеджер высшему руководству
Сильные стороны связи наверху:
- 902 10 Обеспечивает обмен информацией между непосредственными подчиненными и высшим руководством
- Помогает руководству реагировать на потребности сотрудников и выявлять проблемы до того, как они обострятся. 9
- Связь затруднена существующая динамика власти, поскольку сотрудникам может быть неудобно делиться информацией или быть полностью открытыми и честными с начальством
- Сотрудники часто ограничены своим уровнем доступа к руководству, и им нужен четкий канал связи для успешного общения вверх по организационной иерархии
Советы для достижения успеха:
- Руководству следует поощрять и моделировать открытое общение путем запроса обратной связи и регулярного общения с сотрудниками
- пати, когда Прямые отчеты передают отзывы
- Использование нескольких каналов связи путем предоставления внутренних опросов или форм обратной связи, рабочих часов, сеансов вопросов и ответов, а также электронной почты или чатов
- Развитие корпоративной культуры, основанной на открытости, инклюзивности, честности и росте
Нисходящая коммуникация относится к обмену информацией от верхушки организации до нижних уровней организации иерархия. Хотя направление противоположно восходящему общению, эти два типа часто работают рука об руку.
Примеры нисходящей связи включают, когда менеджер передает инструкции непосредственному подчиненному по электронной почте, или руководитель сообщает бизнес-цели менеджеру. Этот тип связи позволяет руководству распространять информацию, делегировать обязанности и обеспечивать соблюдение стандартов.
Примеры нисходящей связи:
- Руководитель к менеджеру
- Менеджер к непосредственному подчинению
Сильные стороны нисходящей связи:
- Акции и распространяет информацию среди более широкой команды
- Помогает руководству делегировать обязанности и компании приоритеты
- Сообщает общую картину (например, бизнес-цели, миссию и т. д.)
- Обеспечивает соблюдение правил, которые необходимо соблюдать
- Решение о дисциплинарных взысканиях или продвижении по службе
Недостатки нисходящей коммуникации:
- Организационная иерархия может препятствовать эффективному общению, поскольку сообщения сверху вниз передаются медленно
- Сообщения могут искажаться при перемещении вниз по организационной иерархии
- Нисходящая связь без обратной связи сотрудники могут чувствовать себя разочарованными или недооцененными
Советы для достижения успеха:
- Используйте запланированные письменные сообщения , такие как бюллетени, заметки или объявления, для быстрого и четкого распространения информации
- Руководство должно предоставить открытый канал связи для вопросов, разъяснений или отзывов
- Руководство должно найти баланс между нисходящей и восходящей коммуникацией
- Менеджмент должен оставаться представительным, но профессиональным при общении
Когда сотрудники общаются между отделами или с коллегами того же ранга в организации, это считается латеральной или горизонтальной коммуникацией. Примеры боковой коммуникации включают в себя звонок коллеги другому коллеге или группу менеджеров, обсуждающих потенциального нового сотрудника.
Цель боковой связи — способствовать сотрудничеству и координации в организации. Без продуктивной боковой коммуникации организация может не достичь своих бизнес-целей.
Примеры горизонтального общения:
- Коллега с коллегой
- Менеджер с менеджером
Сильные стороны бокового общения:
- 90 210 Обеспечивает обмен знаниями и решение проблем
- Способствует командному и межведомственному сплочению и координации
- Происходит быстро и без необходимости одобрения на высшем уровне
- Поддерживает продуктивность и моральный дух сотрудников
- Помогает избежать конфликтов внутри и между командами
- Предотвращает разобщенность команд и способствует сотрудничеству
- Недостаток формальностей и позволяет работникам говорить открыто
Слабые стороны коммуникации:
- Существует потенциал для формирования мышления «мы против них» между отдельными командами 9 0211
- Конкуренция может помешать сплоченность команды и сотрудничество
- Отсутствие горизонтального общения может привести к возникновению барьеров, снижающих производительность
- Менее формальное общение может привести к недопониманию
Советы для достижения успеха:
- Руководство должно подчеркивать цели команды или более крупной организации, чтобы сдерживать конкуренцию s для повышения сплоченности команды и морального духа ( например, виртуальные «счастливые часы» или кофе-брейки)
- Внедрить программное обеспечение для управления проектами или инструменты для развития совместной работы и устранения узких мест
- Используйте личное или электронное общение , такое как видеоконференции или телефонные звонки, для прояснения недоразумений и решения проблем
Внешнее общение связано с обменом информацией внутри организации с внешними сторонами организации. Например, команда вашей компании может отправить клиенту предложение по проведению информационной кампании, или ваша организация может выпустить пресс-релиз для продвижения нового продукта или услуги.
Это также включает в себя любое электронное общение, которое происходит через веб-сайт, электронную почту или социальные сети от вашей организации к потребителям, клиентам или другим сторонам. Внешняя коммуникация вашей организации должна быть главным приоритетом, потому что она управляет репутацией вашего бизнеса и внешними отношениями.
Примеры внешней коммуникации:
- Организация A — организация B
- Веб-сайт — потребитель
Сильные стороны внешней коммуникации:
- Создает положительную репутацию для вашей организации
- Способствует развитию выгодных отношений между клиентами
- Способствует росту и успеху компании
Слабые стороны внешней коммуникации:
- Существует возможность нанести ущерб репутации вашей компании, используя некачественные внешние общение
- При внешнем общении меньше места для ошибок
- Если внутреннее общение требует доработки, внешнее общение может стать проблемой
Советы для достижения успеха:
- Адаптируйте этикет общения (например, тон, уровень формальности, язык) к тому, что лучше всего подходит для вашей аудитории и метода общения 902 10 Убедитесь, что сообщения внешним организациям ясный и целеустремленный
- Стремиться к устанавливать личные связи с клиентами или заказчиками
- Стремиться к обеспечивать поддержку и ценность во взаимодействии
- Аутсорсинг внешние службы связи доверенным профессионалам, таким как виртуальные секретари Smith. ai или круглосуточный чат-бот AI
Каналы делового общения, которые необходимо знатьТеперь, когда вы знаете различные типы делового общения полезно знать общие каналы связи, которые используют компании. На рабочем месте существует три основных способа общения: личное, электронное и письменное общение.
Общение лицом к лицуЭтот метод синхронного общения происходит, когда два или более человека взаимодействуют, но могут видеть лица друг друга. Традиционно это относилось к общению лицом к лицу, когда обе стороны делили физическое пространство (например, личная встреча). Однако с появлением виртуального рабочего места это также может относиться к личному онлайн-взаимодействию (например, к видеоконференции).
Электронная связьЛюбая форма обмена сообщениями с использованием электронных средств (например, телефона или компьютера) относится к категории электронных сообщений. Электронное общение может происходить в режиме реального времени или асинхронно.
Типичными примерами электронного делового общения являются электронная почта, онлайн-чат на веб-сайте, чат в Facebook или других социальных сетях, а также общение на платформах управления проектами.
Письменное общениеИнформация, которой обмениваются в одном направлении с использованием исключительно письменных слов, классифицируется как письменное общение. Этот канал широко используется в бизнесе и представлен в форме отчетов, служебных записок, контрактов, предложений, руководств, стандартных операционных процедур (СОП) и пресс-релизов.
Электронная почта, веб-сайты и сообщения в блогах также считаются электронными формами письменного общения на основании их однонаправленного характера.
Примечание:
Между этими каналами существует некоторое совпадение, и важно понимать, что некоторые методы связи не попадают в одну категорию. Например, электронная почта является формой как электронного, так и письменного общения. Вы можете использовать эти категории в качестве руководств, которые помогут вам в общении на рабочем месте.
Кроме того, общение может различаться по каналам в зависимости от различных факторов, таких как формальность, будь то вербальное или невербальное, синхронное или асинхронное. Эти факторы могут повлиять на деловые взаимодействия, поэтому важно помнить о них и при необходимости адаптироваться.
Как деловое общение влияет на успех вашей компанииУчастие в эффективном деловом общении способствует успеху и росту вашей организации. Мы обрисовываем некоторые из основных преимуществ практики хорошего делового общения как внутри, так и за пределами вашей организации.
Создает позитивную корпоративную культуруОткрытое и доступное внутреннее общение помогает формировать позитивную культуру в вашей компании. Нисходящая коммуникация от руководства влияет на то, насколько вовлечены сотрудники, и помогает поддерживать моральный дух, в то время как открытое восходящее общение помогает сотрудникам чувствовать себя услышанными.
Кроме того, совместная боковая коммуникация снижает конкуренцию между отделами и способствует сплоченности внутри команд. Это также полезно, когда дело доходит до решения проблем и уменьшения конфликтов.
Поощряет инновацииГоворят, что инновации происходят только через общение, и компании могут двигаться к инновациям, поощряя взаимодействие в команде. Боковое общение в форме мозговых штурмов и совещаний побуждает товарищей по команде обмениваться идеями и выплескивать свои творческие соки.
Открытое восходящее общение также помогает сотрудникам делиться идеями с высшим руководством и идти на риск, чтобы внедрять инновации внутри компании, в то время как нисходящее общение сообщает, каковы цели руководства в отношении инноваций. Как боковая, так и восходящая коммуникация также способствует обмену знаниями, а внешняя коммуникация используется для обмена инновационными идеями с общественностью.
Улучшает ваши деловые операцииЕще одним преимуществом хорошего делового общения является то, что оно может улучшить ваши деловые операции. Эффективная нисходящая коммуникация необходима для донесения целей компании до сотрудников и помогает вашей организации добиться большего успеха.
Деловое общение также помогает повысить производительность труда сотрудников. Отчет показал, что 60% бизнес-профессионалов каждый месяц сталкиваются с коммуникативным кризисом. Восходящая коммуникация помогает сотрудникам, когда им нужно руководство, а боковая коммуникация способствует синергии и сотрудничеству, поэтому команды могут решать проблемы и добиваться большего вместе.
Наконец, внешнее общение помогает наладить хорошие рабочие отношения с другими организациями, чтобы другие не мешали рабочему процессу вашей компании.
Делает сотрудников счастливымиВнутренняя коммуникация также является инструментом для поддержания удовлетворенности сотрудников, выполнения работы и снижения вероятности ухода с работы. Исследование показало, что удовлетворенность сотрудников внутренней коммуникацией предсказывала лучшую вовлеченность сотрудников и повышение привлекательности работодателя.
Поддержание открытых каналов связи между сотрудниками и руководством необходимо для развития хороших рабочих отношений и помогает руководителям быть в курсе того, что чувствуют работники.
В частности, доступное восходящее общение позволяет сотрудникам оставлять отзывы о болевых точках в их рабочем процессе или опыте сотрудников. Основываясь на любой обратной связи, руководство может улучшить процессы и увеличить удержание сотрудников.
Способствует удовлетворенности клиентовВнешняя коммуникация важна для создания привлекательного и ценного клиентского опыта.