Что изменилось в вашем речевом поведении: Речевой этикет в современном русском языке

Содержание

Речевой этикет в современном русском языке

Библиографическое описание:

Аманкараева, А. А. Речевой этикет в современном русском языке / А. А. Аманкараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7.1 (87.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16659/ (дата обращения: 05.06.2023).

Где бы мы с вами не находились — на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся, ну и, конечно, «говорим друг другу комплименты»! Умение уважительно и тактично общаться, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми, с друзьями, с возлюбленными, с начальником и т. д. В противном случае мы рискуем прослыть невежой и грубияном, не способным правильно войти в контакт, его поддержать, а также грамотно из него выйти.

Темой своей статьи я выбрала речевой этикет в современном русском языке. Считаю, что тема эта стала необыкновенно актуальна в наше время. Бескультурье — часто встречающееся явление. Широкое понимание культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.

Что такое речевой этикет?

Этикет (фр. еtiquette –ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям [1]. Этикет –это «установленный порядок форм обхождения» [2]. Заглядывая в историю, слово «этикет» -французское, впервые было употреблено при дворе Людовика ХІҮ, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.

Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает.

В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости типа: Здравствуйте! Извините, пожалуйста! Будьте любезны… Спокойной ночи! [3].

В разное время этикетные требования были различными. Сегодня остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Соблюдаются ли правила речевого этикета моими сверстниками, знакомыми? Каково мнение окружающих о необходимости соблюдения этих правил?

Цель моей работы –показать важность соблюдения норм речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. Выделяются несколько важных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту. Их я постаралась выявить и объяснить.

Какова же роль речевого этикета?

Во-первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.

Во-вторых, речевой этикет способен показать уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».

Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин [4].

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, овладевает культурой общения. Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил.

Но спросим себя честно: правильно ли, чисто ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами, грубостями, нелепостями? А как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чекаем» ли, не проглатываем ли отделные звуки, не бываем ли мы похожи на плохой автомат по «речевой стряпне»? Что и говорить, речь наша часто подвержена разнообразным негативным влияниям, в частности оскудению и засорению. Как заброшенное поле, так и небрежная речь сразу начинает «зарастать» различными «сорняками» да «бурьянами». Эти сорняки — вредоносные носители порчи языка, «раковые клетки» речи. Например, считается несолидным в газетной статье или очерке написать:

Мы решили больше не пытаться. Нет, непременно напишут: Мы приняли решение прекратить всяческие попытки... Или о работе экипажа космической станции: проводился забор проб выдыхаемого воздуха. Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: Космонавты брали пробы. И вот громоздятся друг на друга существительные в косвенных падежах, да все больше отглагольные (то есть образованные от глагола): Процесс развития движения за укрепление сотрудничества; С полным ошеломления удивлением участвовал он мгновение назад в том, что произошло... Этот казенный слог один из редкостных знатоков русского языка К. И. Чуковский заклеймил убийственным определением канцелярит. Канцелярит, утверждал он, это мертвечина. Заболевание «канцелярским вирусом» в основном свойственно людям, занимающимся бумажной деятельностью. Оно может проявляться и в путаном, невразумительном строе фразы, и в несчетных придаточных предложениях, вдвойне тяжеловесных и неестественных в разговорной речи, и в неуместном использовании так называемых отыменных предлогов: в части, по линии, в деле, за счет и т. д. Например: в деле повышения мастерства, в части удовлетворения вопросов населения, выступал по линии критики, в силу слабости культурной пропаганды. Канцелярские обороты лишают речь простоты, живости и эмоциональности, делают ее серой, однообразной, сухой.

Немало в нашей речи и лишних, ненужных слов, которые чаще встречаются у болтунов и демагогов. Многословие же, по всеобщему признанию, большой недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие всегда провоцирует совершать речевые ошибки и произносить бессмысленные фразы. Демагог может говорить правильные вещи, но неуместные в данный момент. Его пышнословие на самом деле демонстрирует не богатство языка, а настоящее его опустошение, к нему мало кто прислушается всерьез.

Многословие может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. плеоназмос — излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов: главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак. Разновидностью плеоназма является тавтология (от греч. тауто — то же самое и логос — слово) –повторное обозначение другими словами уже названного понятия: умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь, необычайный феномен, движущий лейтмотив. Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов: он просил рассказать рассказ Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! Скрытой тавтологией называют соединение иноязычного и русского слова, дублирующих друг друга по лексическому значению: памятные сувениры, впервые дебютировал, свободная вакансия, своя автобиогрфия, прейскурант цен. В последнее время вызывает тревогу обильное, если не жадное, употребление иноязычной лексики.

Конечно, заимствование слов из других языков — явление в языке закономерное и нормальное. Многие такие слова хорошо прижились и вписались в литературный русский язык. Однако, влечение «американизмами», наблюдаемое лингвистами с конца 80-х годов, безмерно засоряет нашу современную речь. Это происходит в тех случаях, когда в этом нет никакой необходимости. Не просто «законный», а «легитимный»; «выражать недовольство» -скучно, «наем» заменили на аренду; была контора — стал офис, а вместо «единообразия» солиднее звучит унификация.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера. С помощью речевого этикета мы демонстрируем уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую нам удалось достичь в процессе этого воспитания. Вежливость –это проявление уважения партнеров по общению друг к другу.

Она также ассоциируется с корректностью, учтивостью, почтительностью, тактом. Тем не менее, следует помнить, что подчеркнутая вежливость может установит непреодолимую дистанцию между собеседниками или даже сильно задеть и обидеть близкого вам человека.

В речевом этикете важна также интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Интонации и жесты, применяемые по отношению к отдельным людям, не позволительны по отношению к другим. Например, трудно представить учителя вашего сына или дочери, фамилярно похлопывающим вас по плечу при встрече, или недоумение того же учителя, если вы по прощании заключите его в свои объятия. И все-же главная функция речевого этикета –это правильное вступление в контакт, грамотное его поддержание и умение правильноиз него выйти. Овладев правилами речевого этикета, вы адаптируетесь в любом социальном коллективе, что является необходимым условием для успешной карьеры. Речевой этикет имеет свои национальные особенности, и даже если мы в совершенстве овладеем языком, не усвоив правил речевого этикета, принятого в данном языковом коллективе, наше общение с представителями той или иной культуры обречено на неудачу.

В странах Запада, например, на приветствие и вопрос «Как дела? Принято отвечать «Хорошо!», в России же ответ скорее нейтрален и менее эмоционально окрашен, они говорят «Нормально», «Ничего», «Помаленьку». Японцы никогда не заканчивают предложения в беседе первыми, чтобы не показаться бестактными, предпочитая, чтобы это сделал собеседник.

В заключение хочу сказать, что многим людям должно быть стыдно перед поколениями за свою речь. Каждый человек должен говорить на своем родном языке правильно. Данные моего исследования по этому вопросу почти совпадают с социологическими исследованиями, проводимыми в стране. Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению, русскому речевому этикету. Слово — очень сильное оружие, которым нужно правильно пользоваться.

 

Литература:

1.      Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь — справочник. М. : знание, 1995.

2.      Ожегов С. И. Словарь русского языка. –М.: ОНИКС, Мир и образование, 2005г.

3.      Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.–М.: Международные отношения, 1993.

4.      Энциклопедия для детей. Т.10 Языкознание. Русский язык. –М.: Аванта +,1998.

Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, друг, слово, культура общения, культура речи, правило, речь.

как правильно общаться в сети? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Ольга Лукинова уже несколько лет преподает в РАНХиГС дисциплину цифровые коммуникации и социальные медиа. А еще она стала автором книги и телеграм-канала «Цифровой этикет»

Тема цифрового этикета очень востребована для большинства людей, которые коммуницируют через онлайн-пространство с другими. Возможно, некоторые вещи в этом материале покажутся очевидными — это означает, что вы соблюдаете этикет, в том числе и цифровой, и придерживаетесь определенных норм поведения в сети. Но все же здесь вы наверняка найдете информацию, которую стоит взять на вооружение.

«Этикет позволяет нам не делать выбор каждую секунду, а действовать по накатанной и точно осознавать, что это будет одобряемым поведением».

Этикет миллениалов

Британцы провели исследование и спросили у людей, что, по их мнению, является самым грубым нарушением этикета.

1. мусорить — 72%
2. слушать музыку слишком громко — 56%
3. слишком громко разговаривать в транспорте — 53%
4. пользоваться телефоном за обеденным столом — 52%
5. читать чужие сообщения — 50%
6. занимать слишком много места в переполненном транспорте — 49%
7. смотреть в телефон, а не на собеседника — 47%
8. разговаривать с кем-то, не вынимая наушников — 42%
9. заварить себе чай и не предложить присутствующим — 36%
10. листать чей-то фотоальбом в сети без спроса — 33%

Как минимум 5 из 10 пунктов связаны с нашим цифровым поведением.

«Наше цифровое поведение имеет значение. То, как мы себя ведем в виртуальном пространстве, становится частью нашей идентичности».

И, конечно, когда мы говорим о цифровом поведении, нужно обязательно упомянуть две вещи:

  1. Цифровой этикет.
  2. Правила корректного, удобного и эффективного взаимодействия в цифровом пространстве.

Принципы цифрового этикета

Изображение: Woman photo created by rawpixel.com — www.freepik.com


Демонстрация позитивного отношения

Этот принцип пришел в цифровой этикет из повседневного этикета. Важно продемонстрировать, что я отношусь к людям хорошо. Поэтому я поставлю лайк знакомому, если увижу симпатичное фото в соцсетях, прореагирую на пост, который вызвал у меня внутренний отклик. Точно так же как при встрече с кем-то знакомым на улице — я поприветствую этого человека.

Субординация

Многим кажется, что интернет-пространство стирает грани и позволяет вести себя панибратски. Но цифровая среда неотделима от обычной жизни, поэтому субординация переносится и в цифровое пространство.

Симметрия

Когда мы начинаем общаться в цифровом пространстве, мы можем ориентироваться на то, как делает это наш собеседник. Если кто-то отправляет вам голосовые сообщения, стикеры, эмодзи, вы можете делать то же самое. Аналогично и со встречами в Zoom — обычно все договариваются, что встреча проходит со включенными, или, наоборот, выключенными камерами. Если же у одного из собеседников камера не работает, или ему просто не хочется демонстрировать себя сегодня, то он должен предупредить остальных.

Соблюдение личных границ

Как и в повседневном этикете, соблюдение личных границ очень важно. Не подходить к человеку слишком близко, не держать его за рукав, не хватать руками еду из его тарелки. Этикет позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Границы есть и цифровые. Это приватное пространство, которое важно уважать. Не надо, например, писать людям по ночам, не надо заходить на страницы в соцсетях и писать людям то, что сами они не хотели бы афишировать: «Ну что, ты уже развелась со своим?» или «Ты уже уволилась с этой дурацкой работы?».

Удобство и экономия ресурсов

Когда мы начинаем с кем-то общаться, мы должны подумать, как лучше сейчас коммуницировать с человеком и сэкономить время — свое и собеседника: позвонить, написать в мессенджер, записать голосовое сообщение, или отправить письмо по почте. Скажем, если это какая-то подробная инструкция со множеством файлов, ссылок и прочих вложений, то лучше отправить письмо по электронной почте — там слишком много детальной информации. А если вы пытаетесь объяснить проблему, например, связанную с машиной, то быстрее всего это сделать в голосовых сообщениях.

Традиция

Обычный этикет складывался на протяжении трех веков. И теперь мы не задумываемся, почему надо держать вилку в левой руке, а нож — в правой. А цифровой этикет складывается последние 26 лет, и, к счастью, пока не произошло ничего такого, что мы не могли бы объяснить при помощи здравого смысла. Например, в соцсетях не принято ставить лайк под своими постами. Если задуматься, можно предположить, что такое поведение может означать отсутствие интереса к другим людям: «Я ставлю себе лайк, потому что мои посты мне интересны, а вы уж как хотите».

Конвенциональность

Принцип договоренности. Самая приятная возможность, которой нужно пользоваться. «Тебе удобнее сейчас писать или звонить?», «Как будем отправлять друг другу тяжелые файлы?», «Давай не будем созваниваться после 23:00?».

Во время пандемии многое изменилось. Люди стали заново передоговариваться, устанавливать правила и структурировать свое общение в интернете.

Безопасность

Принцип, по которому мы все задумываемся о надежности паролей и о доступности той информации, которой мы делимся с другими.

Изменяемость

Цифровой этикет, которому всего 26 лет, меняется на глазах. Если раньше мы сообщали по телефону об отправке письма на электронную почту, таким образом проявляя заботу о человеке, то теперь этого делать не нужно — уведомление о новом письме обычно всем приходит на тот же смартфон.

Здороваться и прощаться при каждом контакте в чатах уже не нужно. Мы постоянно онлайн, поэтому общение упростилось.

Еще сегодня совсем не обязательно поздравлять всю свою телефонную книгу с Новым годом или другим праздником. Мы тонем в информационном потоке, поэтому отправлять поздравление нужно только тем, кому нам не лень написать отдельное уникальное поздравление, а не отправлять одну открытку, скачанную с какого-то сайта, всем подряд.

В некоторых статьях психологи и специалисты по цифровой коммуникации писали о том, чтобы люди не флудили в рабочих чатах, не отправляли видео, мемы и стикеры. Ближе к концу режима самоизоляции этот принцип перестал работать: сейчас рекомендуют отправлять шутки и эмодзи прямо в чат, ведь позитив при нехватке общения никому не помешает.

То же самое, например, с платформой Zoom. Во время конференции в зуме люди испытывают огромный стресс. Во-первых, потому что видят себя на экране. Во-вторых, во время общения с другими по видеосвязи мы постоянно задумываемся о том, как мы выглядим. В третьих, в видеозвонках есть задержка и иногда кажется, что люди не слушают, если реакция от них не поступает мгновенно.

Поэтому психологи начали говорить, что не обязательно каждое совещание проводить с видео. Эта норма изменилась за время пандемии.

Разный – в разных сообществах

В разных сообществах, социальных группах этикет устроен по-разному. Школьники, например, отправляют друг другу аудиосообщения, стикеры. Или, скажем, в деловой среде в Японии люди отправляют огромные сообщения по электронной почте, потому что всю первую половину письма они извиняются за то, что побеспокоили собеседника и просят уделить немного времени. У нас же все наоборот — чем лаконичнее письмо, тем уважительнее мы относимся к собеседнику: все кратко и по делу.

Поэтому просто помните, что каждый раз, когда вы будете общаться с коллегами или учениками, с друзьями или с руководством, ваши коммуникации будут разными.

Правила этикета при использовании гаджетов

Изображение: Technology photo created by freepik — www.freepik.com


  1. Сведите к минимуму использование телефона или планшета при личном общении с человеком. Поучиться этому можно у тех людей, которые занимаются продажами. Человек, с которым сейчас происходит контакт, важнее того, кто может позвонить или написать в этот момент.
  2. Соблюдайте меры безопасности. Изучите правила установки безопасного пароля, настройте двухфакторную аутентификацию.
  3. Не доставляйте неудобств окружающим (звук, вибрация, свет). По нормам делового этикета считается, что звонок телефона должен быть нейтральным — желательно тем, который по умолчанию установлен на смартфоне. Но лучше всего, конечно, выключить звук телефона, если вы находитесь на работе. И помните, что если вы пришли в театр, то лучше отключить и вибрацию — ведь в полной тишине она может быть слышна не хуже громкого звонка. В кинотеатре всегда минимизируйте яркость экрана.

Представьте ситуацию. У вас деловая встреча. Но в это же время вы ждете важный звонок. Что вы будете делать?

Предупредите человека, который должен позвонить, что вы не сможете общаться прямо сейчас. Либо скажите собеседнику, с которым у вас встреча, что ждете важный звонок. То же самое и со звонками в Zoom: если под столом вас треплет за ногу собака или рядом ползает ребенок, а вы делаете вид, что ничего не происходит, но при этом все равно заметно, что что-то не так, — лучше извинитесь перед коллегами и отвлекитесь на несколько секунд, чтобы наладить обстановку. Проговаривание порой спасает от многих неловких ситуаций.

Уместно ли сидеть в телефоне на обеде с деловыми партнерами, если почти не принимаешь участие в их разговоре?

Прежде всего, считается некорректным, если на обеденном столе лежит мобильный телефон. И не потому, что это именно телефон. Все вещи, которые не относятся к еде, не должны находиться на обеденном столе. Очки, кошелек, сумка, лекарство, расческа и т.д. — все эти предметы, согласно правилам столового этикета, не должны находиться на столе во время обеда.

Вывод: не создавайте неудобств для окружающих, минимизируйте использование гаджетов во время личного общения с человеком.

Правила переписки по электронной почте

Изображение: Business photo created by dashu83 — www. freepik.com


  1. Старайтесь минимизировать и сокращать текст письма. Следуйте простому принципу: письмо должно содержать информации не больше и не меньше, чем нужно.
  2. Ваш e-mail не должен содержать прозвищ, уменьшительно-ласкательных имен, нецензурных и оскорбительных слов. Не желательно добавлять в адрес почты год рождения.
  3. Каждое письмо должно содержать тему. Если мы захотим найти это письмо через неделю, месяц или год, тема очень поможет. Тема письма должна быть, прежде всего, информативной.
  4. Не путайте кнопки «Ответить» и «Ответить всем»!
  5. Корректно подписывайте пересылаемые файлы. Если это, к примеру, заявление на отпуск, назовите файл «Заявление на отпуск Ивановой МИ». Обязательно указывайте свою фамилию, чтобы в общем потоке документов ваше заявление не выглядело обезличенным.
  6. Избегайте обилия знаков препинания и избыточного форматирования, чтобы не отвлекать внимание от главного.
  7. Перечитывайте письмо перед отправкой. Оказывается, в цифровом этикете людей больше всего раздражают ошибки в сообщениях и письмах. Проверяйте, нет ли опечаток, не исправил ли некоторые слова Т9.
  8. Пишите «снизу вверх». Сначала прикрепляйте файл, потом пишите сам текст письма, а затем вписывайте имя отправителя в адресную строку.
  9. Не пишите на эмоциях. Написанное не исчезнет и корректировать последствия эмоционального письма куда сложнее, чем слова, высказанные вслух.
  10. Помните, что любое письмо может стать достоянием широкой публики. Возможно, цепочку писем с вашим участием перешлют кому-то еще или сделают скрин.
  11. Всегда обращайтесь к человеку именно так, как он представился. Не называйте его Дмитрием, если он представился Димой.

Формулировки с плохой репутацией

  • «Заранее спасибо» — фраза не оставляет шансов коллегам — вы ждете от них только положительного результата, не рассматривая другие варианты развития событий.
  • «Я вас услышал» — пассивно-агрессивная формулировка.
  • «Доброго времени суток» — никогда не приветствуйте коллег этой фразой. Это просторечное офисное выражение, которое, к тому же, используется в неверном контексте. Напишите нейтральное «Здравствуйте», «Добрый день».
  • «СРОЧНО!!!» — этой фразой вы обесцениваете всю работу сотрудников, которые сейчас тоже не сидят сложа руки. Лучше напишите конкретную дату и время, в которые нужно подготовить информацию: «Подготовьте, пожалуйста, отчет до 15:00 5 августа».

Правила использования мессенджеров

Изображение: People photo created by rawpixel.com — www.freepik.com


  1. Соблюдайте «Тихий час». Договоритесь с коллегой, когда ему можно писать в вечерние часы. Если конкретной договоренности с человеком нет, то не пишите раньше 9:00 и позже 22:00.
  2. Минимизируйте неинформативные сообщения. Не задавайте лишних вопросов, переходите сразу к делу.
  3. Смайлы, гифки и стикеры отправляйте, только если уверены, что вы и ваши собеседники понимают их одинаково.
  4. Голосовые сообщения отправляйте только по договоренности с собеседником. Вспомните принцип симметрии, который был упомянут выше. Можете уточнить у собеседника, нормально ли он относится к голосовым.
  5. Введите правила для группового общения. Важно, чтобы за порядком в чате следил администратор.

Правила позиционирования в соцсетях

Изображение: Logo photo created by freepik — www.freepik.com


  1. Помните — скрыть информацию невозможно. Не публикуйте те материалы (фотографии, картинки, тексты), которые будут вас компрометировать.
  2. Любая информация может быть использована против нас.
  3. Разделяйте приватное и публичное.
  4. Перечитывайте посты чужими глазами — полезное упражнение, которое поможет фильтровать контент прежде чем выкладывать его на всеобщее обозрение.
  5. Первое впечатление важно так же, как и цифровые следы. Чтобы сформировать первое впечатление о человеке в жизни, нужно полторы секунды, а чтобы сделать это в соцсетях, нужно семь секунд.
  6. Проверяйте тщательно, кого вы добавляете в друзья, на каких фотографиях вас отмечают, сверяйтесь с группами, в которые вступаете, пишите внимательно информацию о себе.
  7. Фактчекинг. Проверяйте то, что вы постите.

5 поведенческих изменений для улучшения ваших публичных выступлений (3 минуты чтения)

Харшита банка

Харшита банка

Стратег по PLG и цифровым CS | Лидер послепродажного обслуживания | Опубликовано Автор| DJ| Тренажер по пранической энергии| Инструктор по зумбе

Опубликовано 4 октября 2018 г.

+ Подписаться

Я посетил выступление Линн Киркхэм, организованное Пало-Альто Lean In Circle, на тему «Шаг в свое руководящее присутствие — найди свой голос» . Речь шла об определении того, что мешает нам эффективно говорить, вести позитивный образ и что удерживает нас от того, чтобы быть голосом навсегда. Это был отличный семинар, и я хотел поделиться некоторыми ключевыми выводами.

Что удерживает вас от исполнительного присутствия?

 |Уверенность| Страх перед тем, что не сможет заинтересовать аудиторию| Чувствую себя недостаточно хорошим| Потеря голоса| Ощущение бабочек в животе | Страх неодобрения/несогласия| Возможно, это не новаторская идея| так много других… они кажутся знакомыми?

Когда вы избавитесь от неуверенности в себе и обретете чувство собственного достоинства, вы окажете положительное влияние и заведете значимые связи, куда бы вы ни пошли. Сделав некоторые из следующих поведенческих изменений, вы можете заметить большую разницу.

  • Будьте тихим слушателем и найдите слушающего партнера : Иногда просто озвучивание своих страхов и того, что сдерживает вас, кому-то, кто просто слушает, не перебивая, помогает избавиться от этого. Помогает вам объективно определить свои недостатки и помогает осознать, что они могут быть даже не такими большими, как мы можем их себе представить. Так что найдите кого-нибудь, с кем вы сможете говорить без перерыва, и станьте непрерывным слушателем для кого-то другого! Эксперимент: запишите, что вас сдерживает> Станьте партнером человека (может быть совершенно незнакомого человека)> Посмотрите ему в глаза> потратьте 2 минуты, чтобы просто рассказать ему об этом> Слушатель тихо слушает> Попросите слушателя сказать вам: «Вы свободны». от всех этих проблем, сейчас»! > Поменяйтесь ролями
  • То, что вы говорите другим, себе, что вы думаете, имеет большое значение! Когда вы говорите/презентируете, мысли, которые вы несете, вы проецируете на аудиторию, что создает в них определенное сопротивление. Мысли типа «Я недостаточно хорош», «Я не уверен, что они послушают», «Поймут ли они?!». Итак, будьте уверены и позитивны в своем присутствии, потому что то, что мы думаем и говорим себе, имеет значение! Эксперимент доктора Эмото — Создал банку с водой, месяцами замораживал грязную воду, которая в итоге превратилась в грязные кристаллы льда. Однако, когда кто-то помолился над ним и сказал приятные слова, кувшин стал красивым. Таких экспериментов у него и спикера немало. Мы состоим из воды на 70-75%.
  • Контент без подключения неактуален! Подключить глаза для влияния . Потренируйтесь смотреть каждому в глаза. Вы когда-нибудь говорили кому-нибудь делать работу, глядя в пол? Нет. Итак, как мы можем не смотреть в глаза во время презентации? Когда мы разговариваем с большой группой, боимся ли мы зрительного контакта только потому, что другой человек может чувствовать себя некомфортно? Потратьте время, чтобы связаться с каждым человеком, когда вы говорите, а затем переходите к следующему. Мы провели групповой эксперимент, чтобы убедиться в этом.
  • Будьте самим собой: Будьте самим собой на работе. Чем больше вы сами на работе, тем лучше. У великих лидеров большое сердце! Откройте свое сердце и будьте собой. Не принимайте решения из головы, а двигайтесь в течение дня силой своей интуиции, сердцевины и сердца! Голова забита 500 мыслями и, скорее всего, решения будут неверными. Будь собой!
  • Увидеть людей такими, какие они есть: Будьте переменами, будьте заботливым лидером и смотрите на людей такими, какие они есть. Используйте свой голос во благо. Создайте безопасное пространство/место для окружающих! Найдите время, чтобы оценить их и заставить их чувствовать себя хорошо. Например: в Mind Valley они начинают свой день с того, что выбирают коллегу и говорят ему одну хорошую вещь. Мы провели эксперимент, и люди сообщили, что, когда людей видят такими, какие они есть, их ценят и рассматривают за пределами их слабостей, они чувствуют себя в БЕЗОПАСНОСТИ! Они чувствовали себя уверенно, счастливо и воодушевленно!
Всегда используйте эту мантру перед выступлением: «Я не знаю, что я собираюсь сказать, но что бы я ни сказал, это будет здорово »!

Что такое изменение поведения в психологии? 5 Модели и теории

Почему мы ведем себя так, а не иначе?

Может ли ответ на этот вопрос помочь нам изменить наше нежелательное поведение?

Изменение нежелательного поведения может помочь отдельным людям, сообществам и окружающей среде.

Однако поведение может быть глубоко укоренившимся и стать привычкой, которую мы выполняем автоматически, не задумываясь. Это создает серьезную проблему для изменения такого поведения.

Для разработки эффективных вмешательств, с помощью которых можно изменить поведение, полезно понимать теории и модели изменения поведения.

В этой статье будут рассмотрены ведущие теории и модели, а также интересное исследование и несколько простых техник, которые помогут вашим клиентам изменить свое поведение.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.

Эта статья содержит:

  • Что такое изменение поведения? 14 примеров
  • 2 психологических теории об изменении поведения
  • 3 Объяснение научных моделей и структур
  • Исследование изменения поведения: увлекательное исследование
  • Почему сложно изменить поведение?
  • Как добиться изменения поведения: 4 техники
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое изменение поведения? 14 Примеры

Изменение поведения связано с изменением привычек и поведения в долгосрочной перспективе. Большинство исследований поведения, связанного со здоровьем (Дэвис, Кэмпбелл, Хилдон, Хоббс и Мичи, 2015 г.), показывают, что небольшие изменения могут привести к значительному улучшению здоровья и продолжительности жизни людей. Эти изменения могут иметь косвенные последствия для здоровья окружающих (Swann et al., 2010).

Примеры включают:

  • Отказ от курения
  • Снижение потребления алкоголя
  • Здоровое питание
  • Регулярные тренировки
  • Безопасный секс
  • Безопасное вождение

Другими формами поведения, на которые нацелены изменения, являются те, которые влияют на окружающую среду, например:

  • Мусор
  • Оставить свет включенным
  • Не подлежит переработке

Некоторые изменения в поведении могут быть связаны с улучшением самочувствия, например

  • Уменьшение прокрастинации
  • Регулярная деятельность по уходу за собой
  • Быть более напористым на работе
  • Ложиться спать раньше
  • Практика внимательности

Это всего лишь несколько примеров изменения поведения, которые многие пробовали в какой-то момент своей жизни. Некоторые изменения могут быть легкими, но другие оказываются довольно сложными.

2 Психологические теории об изменении поведения

Существует множество теорий о поведении и изменении поведения.

В обзоре литературы Davis et al. (2015), исследователи определили 82 теории изменения поведения, применимые к отдельным людям. В этой статье мы обсудим наиболее часто встречающиеся теории и модели.

Теория запланированного поведения/обоснованного действия

Фишбейн и Айзен разработали теорию обдуманного действия в 1970-х годах. Эта теория утверждает, что поведение возникает из-за намерения, а на намерение влияет личное отношение и воспринимаемая социальная норма (Madden, Ellen, & Ajzen, 19).92).

Это означает, что чем более позитивно человек относится к изменению своего поведения и чем больше другие делают желаемое поведение или поддерживают изменение поведения, тем сильнее будет намерение человека изменить свое поведение и тем больше вероятность того, что он успешно изменит свое поведение это.

В 1980-х Айзен расширил эту модель, включив воспринимаемый поведенческий контроль как фактор влияния на намерение, а иногда и как прямое влияние на поведение (Madden et al., 19).92).

Воспринимаемый поведенческий контроль — это уверенность человека в своей способности выполнять поведение и в том, верят ли они, что могут преодолеть барьеры и проблемы. Эта расширенная модель известна как теория запланированного поведения и объясняет больше вариаций в изменении поведения, чем теория обоснованного действия (Madden et al., 1992).

Теории запланированного поведения/обоснованного действия

Изображение выше, адаптировано из Madden et al. (1992) серым цветом показана теория обоснованного действия, а коричневым цветом добавлен воспринимаемый поведенческий контроль для создания теории запланированного поведения.

Вот полезное объяснение теории запланированного поведения на YouTube.

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория, предложенная Бандурой в 1986 г., является расширением его более ранней теории социального научения, в которой он утверждает, что многие виды поведения усваиваются путем наблюдения за другими в нашем социальном окружении (Бандура, 19).99).

Чтобы принять поведение, мы должны обратить внимание на моделируемое поведение, запомнить его и воспроизвести. Нас могут вознаграждать за это, что подкрепляет поведение, или наказывать, что снижает вероятность того, что мы совершим это снова. Однако Бандура признал, что принятие поведения — это нечто большее.

Он расширил свою теорию, включив в нее личностные факторы человека: когнитивные, аффективные и биологические. Это включает в себя личные ресурсы и способности человека, его предполагаемую самоэффективность (способность выполнять поведение), его ожидания в отношении затрат и выгод от изменения своего поведения, а также предполагаемые барьеры и возможности, которые могут помочь или помешать им.

Бандура подчеркивает, что мы являемся агентами нашего собственного развития и изменений, и наша предполагаемая самоэффективность и ожидания результатов играют важную роль в определении наших действий. Наше социальное окружение может способствовать или препятствовать достижению наших целей, предоставляя возможности или налагая ограничения, что, в свою очередь, может повлиять на нашу предполагаемую самоэффективность и ожидаемые результаты в следующий раз (Bandura, 1999).

Модель этой теории показана ниже, подчеркивая двунаправленную связь между личными факторами человека, окружающей средой и его поведением, при этом каждый фактор влияет на другие.

Модель социальной когнитивной теории

На YouTube есть хорошее видео с обзором социальной когнитивной теории Бандуры.

3 Объяснение научных моделей и структур

Теории могут использоваться для создания моделей и структур, которые имеют более практическое применение и могут использоваться для разработки вмешательств. Ниже описаны три часто встречающиеся модели.

Транстеоретическая модель

Эта модель, также известная как этапы изменения, наиболее часто встречается в литературе. Транстеоретическая модель была разработана Prochaska и DiClemente в конце 70-х годов и предполагает шесть стадий изменения поведения (Prochaska, 19).79; Прочаска и ДиКлементе, 1982).

Определение стадии, на которой находится человек, помогает медицинским работникам, тренерам и терапевтам проводить целенаправленные вмешательства для этой стадии.

Шесть стадий изменения:

  1. Предварительное обдумывание
    Человек не намерен менять свое поведение. Они могут быть неосведомлены о последствиях своего поведения или не уверены в своей способности измениться, иногда из-за предыдущих неудачных попыток.
  2. Созерцание
    Человек намерен изменить свое поведение в течение следующих шести месяцев. Они видят преимущества внесения изменений, но также хорошо осведомлены о недостатках и проблемах, которые могут удерживать их на этом этапе.
  3. Подготовка
    Человек планирует изменить свое поведение в течение следующего месяца. Обычно они уже предприняли некоторые шаги, например, присоединились к группе поддержки, купили книгу по самопомощи, нашли тренера и т. д., и у них есть какой-то план.
  4. Действие
    Индивидуум значительно изменил свое поведение за последние шесть месяцев, что привело к другому результату в его здоровье и/или благополучии.
  5. Техническое обслуживание
    Человек продолжает изменять свое поведение в достаточной степени, чтобы предотвратить рецидив, но не тратит на это столько времени и усилий, как на этапе действия. любой из предыдущих стадий модели. Люди чаще всего возвращаются к созерцанию или подготовке к очередной попытке изменить свое поведение (Prochaska & Velicer, 19).97).
  6. Прекращение
    Человек больше не испытывает искушения использовать свое старое поведение в качестве метода выживания и чувствует уверенность в своей способности сохранить это изменение. Многие люди будут бороться за достижение этого конечного состояния.

Транстеоретическая модель/этапы изменений

Вот короткая анимация на YouTube о транстеоретической модели изменений.

Модель информации, мотивации и поведенческих навыков

Эта модель была разработана Фишером и Фишером (1992) после изучения литературы об изменении поведения, связанного с риском заражения СПИДом. Они предлагают три ключевых фактора, влияющих на изменение поведения:

  • Информация о поведении
  • Мотивация к поведению
  • Поведенческие навыки для выполнения поведения

Информация включает в себя автоматические мысли о поведении, а также сознательно полученную информацию. Мотивация включает в себя как личную мотивацию, стремление изменить поведение для себя, так и социальную мотивацию, стремление изменить поведение, чтобы вписаться в социальную среду.

Информация и мотивация влияют на поведенческие навыки, которые включают объективные навыки и воспринимаемую самоэффективность. Сочетание информации, мотивации и поведенческих навыков влияет на изменение поведения (см. изображение ниже).

Как специалисту, помогающему, увеличение объема информации, имеющейся у вашего клиента, помощь ему в поиске мотивации или улучшение его объективных поведенческих навыков или воспринимаемой самоэффективности может помочь ему изменить свое поведение.

Модель информации, мотивации и поведенческих навыков (Fisher & Fisher, 1992)

Колесо изменения поведения и модель COM-B

В 2011 году Мичи, ван Стрален и Уэст объединили различные схемы изменения поведения, чтобы создать колесо изменения поведения. . Цель этого состояла в том, чтобы предоставить руководство для политиков и тех, кто проводит поведенческие вмешательства, на основе существующих данных.

Колесо изменения поведения от Michie et al. (2011)

Ступица этого колеса, наиболее важная для нас часть, включает в себя три условия: способность, возможность и мотивация.

  • Способность включает в себя как физическую, так и психологическую способность выполнять определенное поведение, включая наличие необходимых знаний и навыков.
  • Возможность касается среды вокруг человека, которая либо способствует, либо препятствует поведению.
  • Мотивация — это побуждение и энергия для выполнения определенного поведения, включая привычки, эмоции и мысли.

Эти компоненты были объединены в модель COM-B, в которой возможности и возможности влияют на мотивацию, а все три фактора влияют на поведение. Улучшение любой из этих областей может помочь вашему клиенту изменить свое поведение.

Модель COM-B (Michie et al., 2011)

Исследование изменения поведения: увлекательное исследование

вероятно, будут эффективными, если они будут предприняты в период, когда уже происходят значительные изменения в жизни.

Они хотели выяснить, могут ли вмешательства, направленные на поощрение устойчивого поведения, с большей вероятностью вызвать изменение поведения у людей, которые недавно переехали.

Они изучили 800 участников, половина из которых переехала в течение предыдущих шести месяцев. Другая половина жила в тех же районах и имела одинаковые права собственности, размер дома, доступ к общественному транспорту и перерабатывающим предприятиям, но недавно не переезжала.

Исследователи провели интервенцию по устойчивому поведению для половины тех, кто двигается, и для половины тех, кто не двигается, и сравнили данные самоотчетов о поведении до и после вмешательства.

После учета экологических ценностей, поведения в прошлом, силы привычек, намерений, воспринимаемого контроля, личных норм и вовлеченности они обнаружили, что вмешательство оказало сильнейшее влияние на самоотчеты об устойчивом поведении тех, кто недавно переехал в течение последнего три месяца, так называемое «окно возможностей».

Это подтверждает гипотезу разрыва привычек: изменения в поведении более вероятны, когда люди уже претерпевают значительные изменения в жизни.

Загрузить 3 бесплатных набора целей (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Почему сложно изменить поведение?

Процесс перемен может показаться пугающим, и многим людям он кажется трудным. Важно помнить, что изменение — это процесс, а не разовое событие. Внести большие изменения за один шаг может быть сложно, но разбиение большой цели на более мелкие требует планирования и приверженности.

Трудно сохранять мотивацию, если награда за изменение поведения кажется отдаленной или неопределенной; например, больше заниматься спортом, чтобы снизить риск сердечных заболеваний в пожилом возрасте.

Если нет немедленных вознаграждений за изменение поведения или если есть немедленные затраты, такие как тяга к никотину при отказе от курения, это может затруднить сохранение мотивации. Вот почему полезно выявлять эти проблемы заранее и составлять планы на случай их возникновения.

Как описано выше в теориях и моделях, существует множество факторов, определяющих, насколько успешным будет изменение поведения. Наличие намерения не обязательно выражается в поведении (Гольвитцер, 19 лет).99). Метаанализ, проведенный Уэббом и Шираном (2006), показал, что изменение намерения от среднего до большого приводит к изменению поведения от небольшого к среднему, известному как разрыв между намерением и поведением.

К факторам, способствующим изменению поведения, относятся следующие (Gollwitzer, 1999):

  1. Цели должны быть как можно более конкретными, а не расплывчатыми.
  2. Цель должна быть в ближайшем, а не в отдаленном будущем.
  3. Причиной изменения поведения должна быть положительная выгода, а не потеря отрицательной.
  4. Причиной изменения поведения должно быть обучение, а не производительность/достижения.

Behavioral Change

Изменения сложны, и вы, вероятно, столкнетесь с неудачами в своем прогрессе. Привычки легки и помогают высвобождать ресурсы, принимая небольшие решения и не принимая решений. Нарушение привычек требует устранения триггеров, подавления автоматических реакций и замены привычных реакций более адаптивным и позитивным поведением (Orbell & Verplanken, 2020).

Как следует из этой цитаты, подлинные изменения происходят внутри нас самих, когда мы готовы изменить свое поведение.

Мотивация и устойчивость являются важными факторами в инициировании изменений, преодолении сопротивления и сохранении решимости. Полезно определить психологический капитал, доступный вам, чтобы поддержать вас на пути к изменению поведения. Несколько подходов направлены на то, чтобы помочь вам изменить свои привычки.

Планирование и постановка целей являются проверенными методами вмешательства в области психического здоровья для изменения поведения (Keyworth et al. , 2020).

Определение цели, например, SMART Goals, может эффективно мотивировать и направлять к достижению цели (Kremer, Moran, & Kearney, 2019).

Для достижения целей в долгосрочной перспективе важно установить новые хорошие привычки и избавиться от существующих вредных привычек (Clear, 2018).

Один из способов выработать новые привычки — изменить свое окружение. Если вы, например, хотите больше заниматься спортом, чтобы стать здоровее и стройнее, вы можете подготовиться перед сном, собрав свою спортивную одежду или другие предметы первой необходимости.

Самоотслеживание и самостоятельные контракты являются ценными инструментами для развития привычек. Мониторинг вашего прогресса помогает централизовать деятельность, связанную с достижением цели, и мобилизует ресурсы, чтобы оставаться приверженными (Locke & Latham, 2002).

Если мы хотим что-то изменить в своей жизни, мы, вероятно, изменим свое поведение. В противном случае мы получим больше того же самого. Тем не менее, мы хотим подчеркнуть, что вы также должны быть благодарны за прежние преобразования и гордиться нынешними положительными моделями поведения.

Как вызвать изменение поведения: 4 метода

Хотя модели обеспечивают полезную, основанную на фактических данных основу для поведенческих вмешательств, полезно иметь методы изменения поведения для применения этих идей.

Вот несколько примеров:

Намерения реализации

Намерения реализации связывают конкретное поведение с конкретной ситуацией: «Если произойдет X, я сделаю Y». Это означает, что если возникает конкретная ситуация, мыслительный процесс автоматически напоминает человеку о конкретном поведении, которое он намеревался применить.

Это способ выработки новых привычек, который оказался эффективным во множестве ситуаций (Gollwitzer, 1999). Например, можно сказать себе: «Если я увижу, что в пустой комнате горит свет, я его выключу». Это означает, что вы с большей вероятностью заметите эту ситуацию и что-то сделаете, когда она возникнет.

Мотивационное интервью

Мотивационное интервью помогает людям прояснить свои мысли и мотивы изменений, а также выявить препятствия на пути к изменениям, чтобы можно было рассмотреть решения. Это известно как изменить разговор .

Мотивационное интервьюирование — это процесс руководства, а не направления, помогающий клиенту определить свои сильные стороны и цели и улучшающий его чувство собственной эффективности и самостоятельности.

Этот подход особенно полезен для тех, кто не хочет или сомневается в изменении своего поведения и превосходит традиционные советы, помогая клиентам изменить свое поведение (Rubak, Sandboek, Lauritzen, & Christensen, 2005).

Вдохновитесь выступлениями TED

На TED проводится много замечательных выступлений об изменении поведения. Вот два примера.

В этом замечательном выступлении нейробиолог-бихевиорист Тали Шарот объясняет, почему обычный метод, используемый для поощрения изменения поведения, — угроза людям остаться такими, как они есть, — не работает: «Страх побуждает к бездействию, в то время как острые ощущения от выгоды побуждают к действию. ».

Она предполагает, что для изменения нашего поведения важны три ключевых фактора:

  1. Социальные стимулы
  2. Немедленная награда
  3. Мониторинг прогресса

В этом девятиминутном выступлении американский психиатр, нейробиолог и писатель Джадсон Брюэр предполагает, что осознанность может быть полезным методом изменения поведения. Он предлагает нам заметить нашу склонность к определенному поведению, поинтересоваться, почему у нас возникает эта потребность, и решить, действительно ли это поведение вознаграждает нас или мы можем отказаться от него.

  1. Обратите внимание на желание.
  2. Проявите любопытство.
  3. Почувствуйте радость отпускания.
  4. Повторить.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

На нашем сайте есть несколько бесценных ресурсов для реализации изменений в поведении. Чтобы помочь, ознакомьтесь с некоторыми из следующих материалов:

  • Рабочий лист абстракции
    В этом рабочем листе представлены три простых подсказки, которые помогут клиентам четко определить и проиллюстрировать желаемое изменение поведения и его последствия.
  • Мотивационное интервьюирование: исследование крайностей Рабочий лист
    Этот рабочий лист помогает клиентам систематически исследовать возможные негативные последствия продолжения текущего поведения и возможные положительные последствия изменения своего поведения.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • Рабочие листы для мотивационного интервьюирования
    Эти рабочие листы представляют серию вопросов для мотивационного интервьюирования в соответствии с Акронимом DARN, что означает Желаний , Способностей , Причин и Нужно .

Важная информация

Если ваша цель состоит в том, чтобы разработать мероприятия, которые помогут клиентам изменить свое поведение, то понимание теорий и моделей изменения поведения является полезным первым шагом.

Изменить поведение сложнее, чем иметь знания или даже правильные намерения вести себя определенным образом. В игре так много факторов, в том числе убеждения человека о своих возможностях и барьерах, а также факторы окружающей среды, такие как социальные нормы.

Мы надеемся, что эта статья дала вам руководство, вдохновение, методы и ресурсы, необходимые для того, чтобы помочь вашим клиентам осуществить изменения. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения целей.

  • Бандура, А. (1999). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Азиатский журнал социальной психологии , 2 (1), 21–41.
  • Клир, Дж. (2018). Как завести новые привычки, которые действительно приживутся. Получено с https://jamesclear.com/three-steps-habit-change.
  • Дэвис Р., Кэмпбелл Р., Хилдон З., Хоббс Л. и Мичи С. (2015). Теории поведения и изменения поведения в социальных науках и науках о поведении: обзорный обзор. Health Psychology Review , 9 (3), 323–344.
  • Фишер, Дж. Д., и Фишер, В. А. (1992). Изменение поведения, связанного с риском заражения СПИДом. Психологический бюллетень , 111 (3), 455–474.
  • Gollwitzer, PM (1999). Намерения реализации: Сильные эффекты простых планов. Американский психолог , 54 (7), 493–503.
  • Кейворт, К., Эптон, Т., Голдторп, Дж., Калам, Р., и Армитаж, К.Дж. (2020). Предоставление оппортунистических вмешательств по изменению поведения: систематический обзор систематических обзоров. Профилактическая наука, 21(3) , 319-331.
  • Кремер, Дж., Моран, А.П., и Кирни, С.Дж. (2019). Чистый спорт: спортивная психология в действии . Рутледж.
  • Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (2002). Создание практически полезной теории постановки целей и мотивации задач: 35-летняя одиссея. Американский психолог, 57(9) , 705.
  • Мэдден, Т.Дж., Эллен, П.С., и Айзен, И. (1992). Сравнение теории запланированного поведения и теории разумного действия. Бюллетень личности и социальной психологии , 18 (1), 3–9.
  • Мичи, С., ван Стрален, М.М., и Уэст, Р. (2011). Колесо изменения поведения: новый метод описания и разработки вмешательств по изменению поведения. Наука внедрения , 6 , 42.
  • Орбелл, С., и Верпланкен, Б. (2020). 13 Изменение поведения с помощью теории привычек. Справочник по изменению поведения, 178 .
  • Прочаска, Дж. О. (1979). Системы психотерапии: транстеоретический анализ. Дорси Пресс.
  • Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К.С. (1982). Транстеоретическая терапия: к более интегративной модели изменений. Психотерапия: теория, исследования и практика , 19 (3), 276-288.
  • Рубак С., Сандбок А., Лауритцен Т. и Кристенсен Б. (2005). Мотивационное интервью: систематический обзор и метаанализ. Британский журнал общей практики , 55 (513), 305–312.
  • Суонн, К., Кармона, К., Райан, М., Рейнор, М., Барис, Э., Дансдон, С., и Келли, член парламента (2010). Системы здравоохранения и изменение поведения, связанного со здоровьем: обзор первичных и вторичных доказательств. Национальный институт здравоохранения и клинического мастерства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts