Играем в ученых: собираем гербарий с детьми
Создание гербария — отличный способ поиграть в ученого-ботаника, больше узнать о растениях и выявить в ребенке исследовательскую жилку. А кроме того, гербарий позволит проявить и навыки рукоделия, ведь это почти скрапбукинг, только с познавательным эффектом.
Сегодня это увлечение незаслуженно забыто, а ведь когда-то каждую осень мы собирали красивые желтые листья и складывали между страницами книг. В магазинах продавались специальные альбомы для гербария, а на уроках ботаники шла борьба за самый информативный и разнообразный гербарий. Предлагаем вспомнить, как это было, и привлечь для сбора гербария ребенка.
1. Сбор и идентификация растений
Собирать растения можно и в дикой природе: в поле, в лесу, в горах, и даже у себя во дворе. Ребенок будет удивлен огромному многообразию растений: раньше он мог и не замечать, как их много.
Осенью у многих растений есть не только листья и цветы, но и коробочки с семенами – их тоже можно собрать для гербария. Постарайтесь уделить внимание всем частям растения: плодам, корням, стеблям.
Идентификация растения – этап сугубо исследовательский. Если вы сомневаетесь в определении, откройте с ребенком энциклопедию, поищите растение в интернете или поспрашивайте у знакомых. Делайте акцент не только на внешнем виде растения, но и на его свойствах. Расскажите ребенку, что бывают лекарственные растения, а бывают вредные для здоровья.
Этап второй. Сушка
После того, как вы собрали гербарий, его необходимо высушить. Лучше и проще способа, чем сушка в книгах, еще не придумали.
Книжные страницы забирают много влаги, и растения за короткий срок становятся сухими и ровными.
Этап третий. Создание альбома для гербария
Теперь сделаем альбом для гербария. Для этого вам понадобится картон с отверстиями, клей, а также несколько страниц из кальки или пергамента. Можно даже использовать пергамент для выпечки.Вклеивайте высушенные листья, цветы и плоды растения на страницы альбома, а затем подпишите название растения.
В нашем случае альбом делал ребенок 5-ти лет. Если гербарий делает ребенок постарше, то он может подписать русское и латинское название, а также описать место, где было собрано растение.Можно сделать и более развернутое описание: указать запах, вкус, лекарственные свойства.
Во время сборки альбома каждый лист картона перекладывайте листом пергамента. Вклеивать растения принято только на одной стороне разворота. Затем скрепите альбом кольцами или лентами.
Ребенку будет интересно собирать гербарий где-то в путешествии: там, где растения не похожи на те, что растут в его родном городе. К тому же, такой гербарий будет отличным воспоминанием об отпуске.
Делаем гербарий вместе с ребёнком | Развлечения
Создание гербария — прекрасная возможность провести время вместе с ребёнком с пользой, расширить кругозор и даже развить в малыше исследовательскую жилку. Кроме того, гербарий — это отличный тренажёр для мелкой моторики, развития навыков рукоделия и воспитания у ребёнка эстетического восприятия. В начале учебного года многих ребят в школе ждёт аналогичное домашнее задание. Конечно, готовиться к выполнению такой задачи лучше заранее. И мы расскажем, как!
Правила сбора природных материалов
Что такое гербарий? Это уникальная композиция из засушенных природных материалов, собранная по определённым правилам. Гербарий собирается с целью показать красоту окружающего мира, которая видна в листиках, веточках, ягодах, травах, цветах.
Гербарий часто используют в декоре, а многие юные ботаники любят собирать из них коллекции, особенно если среди материалов есть редкие экземпляры нашей флоры. Конечно, ребёнку необходимо объяснить, что редкие растения рвать не стоит: они находятся под особой охраной и занесены в Красную книгу. Брать редкие растения для гербария можно только в одном случае: если их стебли (или листья) уже обломлены дождём или ветром.
Чтобы создание гербария с ребёнком принесло только позитивные эмоции, лучше следовать некоторым правилам. С их помощью удастся на долгий срок сохранить красоту композиции. Мы записали всё самое важное:
Инвентарь. Для сбора природного материала необходимо взять ножницы и садовый материал (например, лопатку), а также ёмкость с водой, чтобы сразу промыть растения от пыли и комков земли. Лучше складывать материал в большую плоскую коробку, чтобы самые красивые элементы будущей композиции не сломались, не помялись и не порвались.
Обработка. Правильная обработка элементов композиции — половина успеха. Все принесённые материалы следует ещё раз хорошо промыть, а после осторожно промокнуть их бумажкой салфеткой до полного впитывания лишней влаги.
Правильная засушка. Засушивать материалы для будущего гербария следует между листами большой толстой книги. Кто-то использует другой пресс — ёмкости с водой и даже утюг. Благодаря прессу, все цветы, травинки и листики станут плоскими, но при этом сохранят свою красоту и очертания. Если хочется сделать гербарий с более объёмными элементами, засушивать растения рекомендуется в тёмном, сухом и прохладном месте, где температура не превышает +15. На солнце материалы для композиции сушить не стоит: от солнечного света красивые оттенки выгорают, а сами растения сморщиваются.
Время. Собирать растения следует в сухую погоду. Если собирать материалы после дождя, то даже при хорошей просушке есть большой риск, что они почернеют и испортятся. Оптимальное время для качественной подготовки материалов — 2-3 недели. За этот период из растений испаряется вся внутренняя влага.
Разнообразие. Старайтесь сделать свой «банк» засушенных заготовок разнообразным. Не останавливайтесь только на листьях и цветах. Покажите ребёнку, что в мире много замечательных растений с причудливыми завязями, стебельками, корешками, плодами и почками. Даже самая обычная сорная трава может удивительно удачно дополнить композицию.
Форма бутонов. Если ребёнку хочется сохранить красоту цветов в их первозданном виде, то засушивать розы, тюльпаны или другие цветы следует вверх ногами (например, подвесив их за нитку) в тёмном сухом месте.
Обычно гербарий без указателей и этикеток не имеет ценности как научная композиция, однако для личного пользования их можно и не прикреплять. Перед тем как приступить к непосредственному созданию гербария, следует решить, какой тип оформления будет самым оптимальным для собранных и высушенных вами растений. Возможно, этикетки действительно будут лишними и нарушат стиль детской задумки.
Существуют разные по классификации гербарии. Например, ребёнок может сделать периодический гербарий (растения собраны или осенью, или летом в период цветения), тематический гербарий (только лекарственные или только злаковые растения), систематический (по определённой системе, к примеру, по алфавиту или размеру), флористический (собираются растения конкретного региона).
Варианты идей для гербария с ребёнком
Создание гербария с детьми — процесс очень творческий. Игра воображения начинается уже с момента выбора самой идеи, ведь в случае с гербарием есть где развернуться.
Альбом. Классический альбом с бумажными листами позволяет гербарию дольше храниться, а оформлять его очень интересно: странички можно дополнительно расписывать, разукрашивать. Ребёнку достаточно прикрепить образцы на клей или специальный малярный скотч — на нём же можно делать пометки (название растения, его семейство и вид, год сбора). Для создания такого альбома подойдёт даже обычная папка-скоросшиватель, куда можно вставлять образцы с листами, вставленными в прозрачный файл. Для альбома оптимально подойдут плоские образцы — листики, лепестки, стебли. Многие дети вместе с родителями даже оформляют полноценные альбомы, куда вставляют не только засушенные заготовки, но также фотографии растений и рисунки по их мотивам. Получается очень красочно, эффектно и увлекательно: настоящее хобби для юного ботаника.
Картина, аппликация или панно. В паре с ребёнком можно сделать удивительное украшение интерьера или поделку для школы — гербарий-панно. Делается такая картина на обычном бумажном листе, раскладку удобнее выполнять от центра. Предложите ребёнку самому проявить фантазию и сделать декор, а потом поместить готовую композицию в рамку для сохранности и эстетики. Удобно, что в таком формате можно использовать даже объёмные природные материалы — бутоны, ветки, ягоды.
Открытки. Открытка-гербарий, сделанная своими руками, станет оригинальным знаком внимания. Изготавливать такую открытку лучше всего на плотном картоне, а закреплять заготовки следует надёжным клеем. Придать композиции законченный вид поможет самоклеящаяся плёнка для книг — она защитит открытку от механических повреждений. Достаточно просто накрыть ею композицию, плотно прижать и разгладить (по инструкции).
Декоративные венки. Венок тоже станет прекрасным украшением интерьера, к тому же ребёнку будет приятно видеть своё творение на видном месте. Такая композиция требует множества засушенных заготовок, поэтому идеально подойдут объёмные цветочные бутоны, а также крупные листья (клён, папоротник) и длинная сорная трава. Каркас можно сделать из проволоки, а приматывать сами растения к основанию лучше прозрачной пищевой плёнкой — она незаметна и достаточно крепка.
Дайте ребёнку возможность самостоятельно оформить композицию в соответствии с его вкусом и желаниями. Возможно, ему захочется дополнительно оформить к гербарию красивые рамки из лепестков или нарисовать подходящий фон.
Попробуйте вместе найти информацию о растениях из собранной коллекции: где растут «экземпляры», когда цветут, как долго живут, кем и когда опыляются, плодоносят ли. Это можно отыскать в многочисленных справочниках или интернете, а умение работать с подобной литературой станет очень ценным навыком для ребёнка.
Outreach
Outreach EffortsМы активно участвуем в просветительских мероприятиях, направленных на людей всех возрастов. От участия в мероприятиях под руководством университета до проведения индивидуальных или групповые туры в Гербарий, наша конечная цель — создать возможности для людей из всех слоев общества, чтобы узнать о важности гербариев, растений и наших природное наследие.
Ежегодные событияФестиваль науки МГУ |
Мы гордимся тем, что принимаем участие в Фестивале науки Университета штата Мичиган, бесплатном мероприятии. посвященный STEAM (науке, технике, технике, искусству и математике) в весна. Мы делимся уроками и опытом в области биоразнообразия растений, осведомленности и Управление путем создания веселых и интерактивных мероприятий для людей всех возрастов. Некоторый из мероприятий, которые Гербарий проводил в прошлые годы, включают экскурсии по Гербарию МГУ и консерватория с информацией об истории, важности и коллекциях; Руки по исследованию микроскопических частей растений и лишайников; обучающие раскраски; смонтируйте свои собственные образцы деятельности; экспонаты о ядовитых и тропических растениях. |
День открытия Дарвина |
Каждый февраль, в день рождения Дарвина (12 февраля), музей МГУ принимает Дарвина День открытий. Гербарий МГУ собирает образцы и другие материалы, посвященные тема, касающаяся биоразнообразия растений, осведомленности и управления. Наши экспонаты в прошлые годы включали защиту растений, опылителей и пассифлору, флуоресценцию лишайников, и наша меняющаяся флора на лесном участке Бейкера МГУ. |
Также весной в Мичиганском государственном университете проходят практические занятия в области науки и искусства. посвященный растениям в День очарования растений. Гербарий МГУ присоединяется к развлекайтесь, принося с собой образцы растений, чтобы посетители могли испытать свои способности сопоставьте семена с образцами в веселой мини-игре и узнайте об адаптациях, используемых семенами рассеять с помощью микроскопов. |
Участие в начальной и средней школе
Мы хотим, чтобы дети были увлечены биоразнообразием растений и гербариями. Наши просветительские усилия ориентированные на детей младшего и среднего возраста, включают доставку образцов в школы для занятий в классе и научных ярмарок, а также предоставления ресурсов и один на один помощь учителям в деятельности, связанной с гербарием.
Экскурсии по гербарию
Мы приглашаем всех студентов или классы университетов, классы начальной или средней школы, общественные группы, семьи или отдельные лица, чтобы связаться с нами, чтобы организовать тур по МГУ Гербарий. Мы проведем вас через Гербарий, расскажем о растениях, биоразнообразии, и истории, подготовьте дополнительные мероприятия и ответьте на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть о растениях или гербарии!
Посетите нашу страницу контактов, чтобы связаться с нами по поводу планирования тура.
Социальные сети
Здесь, в Гербарии МГУ, мы делимся нашими коллекциями, знаниями и радостью растений в наших социальных сетях. Найдите нас в Твиттере @MSU_Herbarium , Facebook @MSUHerbarium и на YouTube Мичиганский государственный университет Гербарий !
Гербарий МГУ Раскраска |
Интерактивная тематическая книжка-раскраска с раскрасками, выпускаемая еженедельно в определенные дни. времена года. Титульная страница, оборотная сторона, инструкция по составлению книги, образец линейки и их метки доступны для бесплатного скачивания с Twitter, Facebook, или наш сайт. Просто распечатайте и раскрасьте! Посетите страницу «Раскраски», чтобы начать. |
Обучающие видео |
Основатель гербария UCR жертвует 900 тысяч долларов на сохранение своего будущего
Гербарий Калифорнийского университета в Риверсайде, основанный более 60 лет назад, представляет собой незаменимую библиотеку образцов растений.
Профессор Франк Васек и его жена Максин.Теперь завещание в размере 900 000 долларов от его основателя Фрэнка Васека и его жены Максин гарантирует, что ресурс останется доступным для многих поколений будущих ученых-растений, и что он получит необходимый ремонт и реорганизацию.
Васек, который создал гербарий, потратив огромное количество времени, энергии и заботы, хотел обеспечить его долговечность. Он является домом для впечатляющей коллекции из более чем 273 000 растений из Западного полушария, от Аляски до Огненной Земли, некоторые из которых в настоящее время вымерли в дикой природе. Но у этой коллекции было очень скромное начало. На вопрос о его значении для ботанических исследований куратор гербария Эндрю Сандерс объяснил: «Мы — складские служащие биосферы».
Когда Васек прибыл в 1954 году — в том же году, когда впервые начались занятия в УЦР, — предполагалось, что это будет неполный рабочий день, на временной основе. Специалист по калифорнийской флоре, Васек заканчивал свою диссертацию, когда его наняли преподавать полевую ботанику.
Поскольку кампус находился в зачаточном состоянии, ресурсы, необходимые для исследований, еще не были созданы.
«Меня беспокоило то, как я буду вести свой курс без гербария, с которым студенты могли бы ознакомиться, — сказал Васек. «Это необходимый инструмент для ученого-исследователя, столь же необходимый для ботаника, как библиотека для других ученых в университете».
Чтобы заполнить пробел, Васек потребовал, чтобы каждый из трех его учеников в этом году собрал по 50 растений. В конце семестра они передали эти коллекции в металлический канцелярский шкаф Васека, где несколько лет хранился гербарий.
Посетители теперь найдут специальный гербарий в юго-восточном углу кампуса. Но заставить его вырасти от первоначальной итерации до нынешнего статуса четвертой по величине коллекции калифорнийских растений в мире было непростой задачей.
В те ранние годы Васеку приходилось совмещать создание гербария с полной нагрузкой преподавания, проведением исследований ботанической таксономии, публикациями и попытками стать полноценным профессором.
Он также возглавил немалую задачу по созданию ботанического сада UCR, руководил первыми насаждениями на участке площадью 4 акра и был его первым директором. Васек сравнил свое жонглирование в те дни с тем, что он был родителем.
«Время от всего этого было трудно», — сказал он. «Нельзя пройти через интенсивную борьбу, не привязавшись к ней — привязанной на всю жизнь. Я смотрю на гербарий как на одного из своих детей».
Аналогия основана на личном опыте. Старшая дочь Фрэнка и Максин, Чери, окончила Калифорнийский университет в Дэвисе; а самая младшая, Синтия Энгель (ранее Васек), имеет три степени UCR.
Наследие кампуса семьи Васек имеет много ветвей. Максин два года проработала дипломированным специалистом по анатомии растений, а затем работала лаборантом в отделе микробиологии и патологии растений УЦР.
До того, как 40 лет назад его наняли куратором гербария, Сандерс был одним из учеников Фрэнка Васека.
«Он всегда производил на меня глубокое впечатление, — сказал Сандерс. «Он был дружелюбным и ободряющим, хотя он также был пугающе умным».
Плодотворная карьера Васека как ученого-исследователя привела к написанию 50 технических документов и еще 50 статей, написанных для различных организаций. Однако его собственная работа никогда не шла за счет его обучения.
«То, как доктор Васек вел свои занятия, действительно заставило вас задуматься», — сказал Сандерс, отметив, что Васек бросил ему вызов, когда он был студентом 19-й школы.70-е годы. «Он никогда не увлекался зубрежкой. Он призывал глубоко взглянуть на мир природы и увидеть сходство в структуре вещей».
«Он был очень предан образованию и уделял преподаванию гораздо больше внимания, чем многие профессора, которых я знал», — сказал Сандерс. «Я считаю, что именно поэтому он сегодня поддерживает гербарий — это так важно для обучения студентов».
Гербарий также является ресурсом для широкой публики, консультантов и различных агентств, у которых есть вопросы о растениях. Любой желающий может принести материал и идентифицировать его. Сандерс и остальные сотрудники также работают над тем, чтобы вся коллекция была сфотографирована, сопоставлена с правильными записями и размещена в Интернете.
Хотя в Интернете есть ресурсы, которые могут помочь в идентификации растений, ни один из них не может заменить гербарий.
«Многие онлайн-сервисы содержат тонны дезинформации. Они не надежны. Гораздо лучше иметь физическую коллекцию, которую можно проверить», — сказал Сандерс. «Кроме того, никто еще не придумал способ извлечения ДНК из цифровых записей».
Коллекция может похвастаться множеством образцов местных растений, которые больше не встречаются в данной местности, экземпляров, которых никогда не видели в Северной Америке, а также некоторых, которые считались вымершими, но были обнаружены заново.
Помимо помощи в идентификации, персонал ежедневно готовит образцы для включения в коллекцию, сказал Сандерс. Пожертвование Васека гарантирует, что эта работа может продолжаться и в будущем.
Патрисия Спрингер, профессор и заведующая кафедрой ботаники и растениеводства UCR, сказала, что гербарий является незаменимым ресурсом как для кампуса, так и для широкой публики.
«Обширная коллекция растений Южной Калифорнии представляет собой каталог редких и исчезающих видов и играет важную роль в идентификации растений для общественности», — сказал Спрингер. «Мы так благодарны Васекам за этот щедрый подарок».
Завещание приобретает все большее значение сейчас, когда мир переживает такие неопределенные времена. Это гарантирует, что это учреждение, над которым Васек работал, как если бы это было его собственное детище, будет продолжать помогать ученым в более глубоком понимании окружающей среды.
«Гербарий — это активная, живая и продуктивная деятельность, — сказал Васек, — это то, что мне нравится, и я хочу, чтобы оно оставалось таким».