Что такое иллюзия восприятия: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Что это — иллюзия восприятия

Что такое иллюзия восприятия? Этим вопросом занимаются ученые не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит отметить, что данная тема представляет большой интерес и для обычных людей, не относящихся к кругу психологов. Вообще иллюзия восприятия представляет собой не совсем адекватное отражение свойств предмета или него самого при восприятии. Это может быть какой-либо серый предмет, который при помещении его на темный фон оказывается более темным, нежели при размещении его на абсолютно черном фоне.

Людям на сегодняшний день известно множество иллюзий. Это стробоскопическое, автокинетическое, индуцированное движения. Все это можно отнести к группе иллюзий движения. Кроме этого, в мире много иллюзий температурного типа, времени и даже цвета. Однако теории, которая бы все это объясняла, пока не существует. Большинство специалистов считают, что такие эффекты представляют собой результат работы наших механизмов восприятия, происходящей в необычных условиях.  

Иллюзия восприятия, точнее, ее природа, в большинстве случаев объясняется некоторыми особенностями строения глаз человека. Многие люди вообще считают, что весь наш мир представляет собой одну огромную иллюзию. На эту тему было написано множество книг. Иллюзии восприятия в психологии объясняются как искаженное восприятие чего-либо из нашего мира или вообще всей действительности. Иллюзии заставляют нас испытывать те ощущения, которые вообще не соответствуют реальности.

Наверное, многим известна зрительная иллюзия восприятия Мюллера — Лайера. Долгое время специалисты пытались объяснить такое искажение реальности. В результате именно эта иллюзия была намного лучше изучена, чем все остальное. Отличный пример иллюзии восприятия такого типа – это искажение каких-либо вещей или предметов при восприятии их через призму или обычную воду. Кроме того, в качестве примеров можно привести многочисленные миражи, которые нередко возникают в пустынях. Объяснить такие процессы при помощи психологии просто невозможно.


Перцептивный — это какой? Восприятие и перцептивная сторона…

Достаточно популярным предметом психологических исследований являются познавательные процессы…

Стоит отметить, что на данный момент пока не существует общепринятой единой психологической классификации подобного рода иллюзий. Кроме того, они могут обнаруживаться практически во всех модальностях сенсорного типа. Если говорить о вкусовых иллюзиях восприятия, то это, прежде всего, иллюзия контраста. То есть в результате употребления какой-либо пищи происходит наложение одних вкусовых ощущений на другие. К примеру, сахароза нередко придает воде горький вкус, а соль – кислый.

Что касается так называемой проприоцептивной иллюзии восприятия, то примером такого вида может служить особая или, как принято говорить, пьяная походка профессиональных моряков. В их случае палуба кажется человеку довольно устойчивой поверхностью. Если же моряк идет по ровной поверхности, то земля как будто уходит из под его ног.

Для того, чтобы объяснить иллюзии восприятия, учеными выдвинуто огромное количество разнообразных теорий. По одной из них иллюзия восприятия вовсе не является каким-то аномальным явлением. Этот процесс вполне ожидаем. Все дело в том, что непосредственно само восприятие человека зависит, прежде всего, от взаимодействия нескольких стимулов в зрительном поле. К примеру, если изучить какой-то нейтральный цвет, основанный конкретно на соотношении двух и более соседних областей, то можно ожидать иллюзорный контраст. То есть в данном случае все предсказуемо.

Существует еще одна теория, которая объясняет происхождение конкретных иллюзий, исходя из эффекта асимметрии. Именно сюда можно отнести иллюзию восприятия, о которой уже говорилось выше, под названием Мюллера – Лайера.

Иллюзии восприятия — Студопедия

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Чувственное познание мира и личность

Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны.

Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.

Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик – от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов – обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них – синестезия – обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности.

Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.

В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие – «низкий» и «темный».

В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего – из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение [2б].

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика – апперцепция, представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.

Таким образом, точность восприятия может определяться:

— прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

— значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

— профессиональной тренированностью воспринимающего;

— особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

— предпочитаемым стилем анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

— умственным уровнем субъект;

— эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира – наблюдение. Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностьюпод которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

Новая иллюзия восприятия раскрывает механизмы сенсорного декодирования

  • Опубликовано:
  • Мехрдад Джазаери 1 и
  • Дж. Энтони Мовшон 1  

Природа том 446 , страницы 912–915 (2007 г.)Процитировать эту статью

  • 3713 Доступ

  • 118 цитирований

  • 7 Альтметрический

  • Сведения о показателях

Abstract

Обычно считается, что иллюзии восприятия возникают из-за того, как сенсорные сигналы кодируются мозгом, и действительно часто используются для вывода о механизмах сенсорного кодирования 1 . Но иллюзии восприятия также могут быть результатом того, как мозг расшифровывает сенсорную информацию 2 , отражая стратегии, оптимизирующие выполнение определенных задач. В задаче на тонкое различение наиболее точная информация поступает от нейронов, настроенных вдали от границы различения 9.0010 3,4 , и наблюдатели, похоже, используют сигналы от этих «смещенных» нейронов для оптимизации их работы 5,6,7 . Мы задались вопросом, может ли использование сигналов от этих нейронов исказить восприятие. В задаче тонкого различения направлений с использованием движущихся стимулов в виде случайных точек мы обнаружили, что восприятие наблюдателями направления движения действительно смещено от границы. Это неправильное восприятие можно точно описать с помощью модели декодирования, которая предпочтительно взвешивает сигналы от нейронов, ответы которых лучше всего различают эти направления. В задаче грубой дискриминации, к которой применяется другое правило декодирования 4 , один и тот же стимул не воспринимается неправильно, что позволяет предположить, что иллюзия является прямым следствием стратегии декодирования, которую наблюдатели используют для вынесения точных суждений о восприятии. Таким образом, субъективное переживание движения не опосредовано напрямую ответами сенсорных нейронов, а развивается только после того, как ответы этих нейронов расшифрованы.

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Соответствующие статьи

Статьи открытого доступа со ссылками на эту статью.

  • Причинный вклад сигнала оптического потока в экстрастриарной зрительной коре макака для восприятия вращения

    • Вэньхао Ли
    • , Цзяньюй Лу
    •  … Юн Гу

    Связь с природой Открытый доступ 19 сентября 2022 г.

  • Нейронная структура сенсорного декодера для управления двигателем

    • Сет В. Эггер
    • и Стивен Г. Лисбергер

    Связь с природой Открытый доступ 05 апреля 2022 г.

  • Влияние порядка на память о времени события

    • Микеланджело Наим
    • , Михаил Катков
    •  и Миша Цодыкс

    Научные отчеты Открытый доступ 31 августа 2021 г.

Варианты доступа

Подписаться на журнал

Получить полный доступ к журналу на 1 год

199,00 €

всего 3,90 € за выпуск

Подписаться

Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.

Купить статью

Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.

32,00 $

Купить

Все цены указаны НЕТТО.

Рисунок 1: Комбинированный оценочно-дискриминационный эксперимент. Рисунок 2: Дискриминация и оценка ответов. Рисунок 3: Сводные данные по всем шести предметам. Рис. 4: Субъективные оценки в грубой задаче различения направлений.

Ссылки

  1. Иглман Д.М. Зрительные иллюзии и нейробиология. Nature Rev. Neurosci. 2 , 920–926 (2001)

    Статья КАС Google Scholar

  2. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг: психология зрения 5-е изд. (Oxford Univ. Press, 1997)

    Google Scholar

  3. Seung, H.S. & Sompolinsky, H. Простые модели для чтения кодов популяции нейронов. Проц. Натл акад. науч. США 90 , 10749–10753 (1993)

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar

  4. Джазайери М. и Мовшон Дж. А. Оптимальное представление сенсорной информации нейронными популяциями. Природа Неврологи.

    9 , 690–696 (2006)

    Статья КАС Google Scholar

  5. Паттерсон, Р. Д. Формы слуховых фильтров, полученные с помощью шумовых раздражителей. Дж. Акуст. соц. Являюсь. 59 , 640–654 (1976)

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar

  6. Риган, Д. и Беверли, К. И. Дискриминация постадаптационной ориентации. J. Опт. соц. Являюсь. А 2 , 147–155 (1985)

    Артикул ОБЪЯВЛЕНИЯ КАС Google Scholar

  7. Хол, К. и Треу, С. Различные популяции нейронов способствуют обнаружению и распознаванию визуального движения. Видение Рез. 41 , 685–689 (2001)

    Статья КАС Google Scholar

  8. Паркер, А.

    Дж. и Ньюсом, В. Т. Чувство и отдельный нейрон: исследование физиологии восприятия. год. Преподобный Нейроски. 21 , 227–277 (1998)

    Статья КАС Google Scholar

  9. Дин А.Ф. Изменчивость разряда простых клеток в стриарной коре кошек. Экспл. Мозг Res. 44 , 437–440 (1981)

    Статья КАС Google Scholar

  10. Толхерст Д. Дж., Мовшон Дж. А. и Дин А. Ф. Статистическая достоверность сигналов в одиночных нейронах зрительной коры кошек и обезьян. Видение Рез. 23 , 775–785 (1983)

    Артикул КАС Google Scholar

  11. Бриттен, К. Х., Шадлен, М. Н., Ньюсом, В. Т. и Мовшон, Дж. А. Анализ визуального движения: сравнение нейронной и психофизической деятельности.

    J. Neurosci. 12 , 4745–4765 (1992)

    Артикул КАС Google Scholar

  12. Хаттенлохер, Дж. , Хеджес, Л.В. и Дункан, С. Категории и особенности: Эффекты прототипа в оценке пространственного положения. Психолог. Ред. 98 , 352–376 (1991)

    Статья КАС Google Scholar

  13. Rauber, H. & Treue, S. Эталонное отталкивание при оценке направления визуального движения. Восприятие 27 , 393–402 (1998)

    Статья КАС Google Scholar

Скачать ссылки

Благодарности

Эта работа была поддержана исследовательским грантом от NIH. Мы благодарны Б. Лау, Э. Симончелли, Д. Хигеру, М. Лэнди и Н. Грэму за советы и обсуждение.

Информация об авторе

Авторы и филиалы

  1. Центр нейронных наук, Нью-Йоркский университет, 4 Washington Place, New York, New York 10003, USA,

    Мехрдад Джазаери и Дж. Энтони Мовшон,

Авторы

  1. Mehrdad Jazayeri

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

  2. J. Anthony Movshon

    Просмотр публикаций автора

    Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

Автор, ответственный за корреспонденцию

Мехрдад Джазайери.

Декларации этики

Конкурирующие интересы

Информация о перепечатках и разрешениях доступна на сайте www.nature.com/reprints. Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих финансовых интересов.

Дополнительная информация

Дополнительная информация

Этот файл содержит дополнительные методы, дополнительные рисунки 1–3 с условными обозначениями и дополнительное обсуждение. Дополнительная информация включает в себя два дополнительных рисунка, на которых подробно показано соответствие более полной модели данным, дополнительный рисунок, показывающий разбивку данных на рис. 4, и обсуждение возможной роли систематической ошибки ответа в сообщаемых результатах. (PDF 622 кб)

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Эта статья цитируется

  • Интеграция доказательств и уверенность в принятии решений зависят от согласованности стимулов.

    • Моше Гликман
    • Рани Моран
    • Мариус Ашер

    Природа Поведение человека (2022)

  • Нейронная структура сенсорного декодера для управления двигателем

    • Сет В. Эггер
    • Стивен Г. Лисбергер

    Nature Communications (2022)

  • Причинный вклад сигнала оптического потока в экстрастриарной зрительной коре макака для восприятия вращения

    • Вэньхао Ли
    • Цзяньюй Лу
    • Юн Гу

    Nature Communications (2022)

  • Эффективное кодирование чисел объясняет погрешность решения и шум

    • Артур Прат-Каррабин
    • Майкл Вудфорд

    Природа Поведение человека (2022)

  • Влияние порядка на память о времени события

    • Микеланджело Наим
    • Михаил Катков
    • Миша Цодыкс

    Научные отчеты (2021)

Комментарии

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь соблюдать наши Условия и Правила сообщества. Если вы обнаружите что-то оскорбительное или не соответствующее нашим условиям или правилам, отметьте это как неприемлемое.

Обнаружена неврологическая основа иллюзий восприятия

SciTech

Джулия Ева Наполитано | 17 апреля 2016 г.

Предоставлено Милтоном Лейте через Flickr Creative Commons

Оптические иллюзии, такие как лестница Пенроуза или спираль Фрейзера, изменяют наше восприятие реальности.

Представление о человеке, вечно поднимающемся по лестнице, но никогда не поднимающемся выше, или о перекрывающихся черных и белых дуговых сегментах, которые, кажется, образуют спираль, но на самом деле являются концентрическими кругами, достаточно, чтобы вызвать у любого головокружение. Но как мы можем видеть то, чего даже нет?

Новое исследование доцента биологических наук Университета Карнеги-Меллона Сандры Дж. Кульман показывает, что оптические иллюзии могут быть результатом реакции вашего мозга на обратную связь между нейронами в разных частях зрительной системы мозга. Понимание этой обратной связи может помочь ученым понять, как мозг интерпретирует сенсорные стимулы.

Треугольник Канижи — еще одна классическая оптическая иллюзия. Сквозь серию черных клиньев и линий вам кажется, что вы видите четкие очертания белого треугольника посередине.

«Мы видим и мозгом, и глазами», — сказал Кульман в пресс-релизе университета.

«Ваш мозг делает выводы, которые позволяют вам увидеть треугольник. Это соединение точек между углами клиньев. Оптические иллюзии иллюстрируют удивительные вещи, на которые способна наша зрительная система».

Эта зрительная система является результатом сложных взаимодействий между светом, нашими глазами и нашим мозгом.

Когда свет от объекта достигает наших глаз, он проходит через цепи нейронов в сетчатке, через таламус и в зрительную кору головного мозга.

Затем информация обрабатывается в несколько этапов и отправляется в префронтальную кору, где мозг решает, как реагировать на данный стимул. Но не все нейроны попадают в префронтальную кору. На втором этапе обработки некоторые нейроны отправляют информацию обратно на первый этап обработки в петле обратной связи, потенциально изменяя отправку сигнала в префронтальную кору. Команда коллег Кульмана решила изучить, как информация, перемещающаяся назад со второго этапа на первый этап, влияет на то, как она кодируется в зрительной системе.

Для этого им нужен был способ количественной оценки количества информации, отправляемой обратно на первую ступень. Они зафиксировали нормальное возбуждение нейронов на первом этапе, когда мышь смотрела на движущиеся модели, а затем отключили нейроны на втором этапе, используя модифицированную оптогенетическую технологию, остановив обратную связь на втором этапе и позволив им определить, насколько активна была активность на первом этапе. результат обратной связи.

Исследователи обнаружили, что около 20 процентов активности нейронов в зрительной коре было результатом обратной связи, что указывает на то, что некоторая информация, которую мы воспринимаем, является не прямой реакцией на зрительные стимулы, а тем, как стимулы воспринимаются высшими областями коры головного мозга.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts