Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
Невозможно говорить о положительном результате обучения и о полноценном овладении системой знаний, умений и навыков без учета таких составляющих, как логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Любой учебный процесс строится на основе логики учебного процесса, которая является одним из принципиальных предметов его содержания.
Следует отметить, что логика учебного процесса не является обычной логической связью между логикой учебного материала, его содержанием и программой обучения, а представляет собой некий симбиоз логики сути учебного предмета и психологических аспектов его восприятия учащимися.
Именно логика учебного процесса и структура процесса усвоения учебного материала является одной из основных задач педагога. В частности, учителю важно понять, какая должна быть поставлена задача перед учащимися, как это сделать с тем, чтобы она была понята ими, какой фактический материал и в каком объеме следует предлагать к обучению, на основе каких уже имеющихся у учеников знаний будет базироваться изучение нового материала.
Также в аспекте усвоения учебного материала важно правильно определиться с тем, какие задания и виды самостоятельной работы следует предложить с данной целью, какие факты описать или продемонстрировать учащимся для наблюдения и построения ими собственных выводов.
В современной педагогической науке стала традиционной логика обучения от восприятия конкретных предметов, фактов и явлений к образованию представлений о них и от обобщения конкретных представлений к определенным понятиям. Эту логику можно считать универсальной, поскольку данная концепция справедлива по отношению к изучению любого учебного предмета. Например, при изучении физики ученику известны представления о холоде или тепле. Соответственно, на основе из сравнительного анализа и на основе представленной информации учителем формируется такие понятия, как «температура», «низкая температура», «высокая температура», «градус как единица измерения температуры». Или другой пример: при обучении школьников русскому языку им известно о том, что такое слово. Однако известно и то, что слова сами по себе не существуют и не могут выразить какую-то мысль. На основе сформулированного учителем толкования термина «предложение» у учеников формируется понятие о предложении и о том, что предложение – это группа слов, связанных грамматически и по смыслу и выражающая законченную мысль.
Виды восприятия учебного материала
Однако учебный материал и его части, а также базовые представления, на основе которых формируются понятия и заключения, воспринимаются по-разному: это зависит и от самого предмета или явления, и от личности ученика, и от того, к какому способу объяснения учебного материала обращается учитель. Существуют два наиболее известных способа восприятия предметов и явлений:
- Чувственное познание,
- Абстрактное мышление.
Чувственное познание предполагает познание того, что затрагивает все органы чувств и весь мыслительный аппарат человека. При этом существуют два вида такого познания: ощущение и восприятие. Например, ощущение того, что это – незнакомое литературное произведение, того, что сейчас ученику будет предложено выполнить письменное задание. Или восприятие произведения «Герой нашего времени» как прозаического, а не как поэтического, восприятие незнакомого слова на изучаемом иностранном языке на слух. Однако все это основывается на познании чего-либо конкретного: определенных событий, фактов, предметов или явлений. В то же время существуют такие понятия, которые не могут быть восприняты чувственно. К ним относятся, например, этика, совесть, культура, нравственность. Все это – абстрактные понятия, которые могут быть восприняты лишь сквозь призму абстрактного мышления.
Абстрактное мышление – это восприятие посредством образного мышления. Иными словами, абстрактное понятие всегда воспринимается как совокупность неких явлений, которые можно понять чувственно, и которые вместе составляют единое целое. Например, ученик понимает, что такое кража – присвоение чужого имущества, глубоко недостойный порядочного человека поступок и преступление. Что происходит в результате кражи? – В результате нее тот, у кого украли, лишается того, что являлось для него ценным. Встает следующий логический вопрос: как этот поступок согласуется с представлениями о порядочности и нравственности? – Ответ очевиден: кража полностью им противоречит. Отсюда и возникает понимание понятия «нравственность» посредством абстрактного мышления.
Структура усвоения учебного материала
Качество любого обучения определяется по уровню сформированности тех или иных навыков и умений и по степени достижения поставленных целей и задач. Поэтому главным критерием здесь является структура усвоения учебного материала и его закрепления. Причем критерием успешного усвоения материала является готовность к его использованию в дальнейшем на практике (и не обязательно только в поле учебного процесса). А закрепление материала предполагает повторное переосмысление и неоднократное повторение ранее изученного, а также введение этого материала в личный жизненный опыт ученика. В педагогической науке нет единого представления об универсальной структуре усвоения учебного материала, она в каждом случае варьируется от конкретного учебного предмета и характера материала. Тем не менее, наиболее признанным средством усвоения и закрепления учебного материала является система упражнений.
Однако упражнения – не единственная часть структуры усвоения учебного материала: это во многом – и практическая деятельность. Так, например, на занятиях по биологии, химии или физике высокую ценность в аспекте закрепления изученного материала имеют лабораторные и исследовательские работы, а также работа на пришкольном участке с целью формирования навыков и умений трудовой деятельности и (или) наблюдения за живой природой, что помогает глубже овладеть учебным материалом по таким предметам, как биология и география.
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же логика учебного процесса — один из принципиальных вопросов теории обучения. Она не является простой проекцией логики учебного предмета, его программы и содержания. Логика учебного процесса — это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.
В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.
В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходимость применения в обучении как индуктивно-аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их тесном взаимодействии. При этом почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.
Чувственное познание (живое созерцание). Созерцание следует рассматривать в широком гносеологическом смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т.е. дополнительной информации.
На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.
Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом.
Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). Образы и представления как результаты деятельности восприятия всегда имеют определенное смысловое значение. Это объясняется тем, что восприятие теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. соотнести с определенной группой, классом предметов, обобщить его в слове (В. П. Зинченко, П.И.Зинченко).
Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.
Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.
Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.
Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.
Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике.
Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на производстве и т.п.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Главная страница =>педагогика=>оглавление
Грамматика, логика и риторика – Тринити-школа в Гринлоне
«Не является ли большой недостаток нашего образования сегодня… что, хотя нам часто удается обучать наших учеников «предметам», в целом мы прискорбно терпят неудачу в обучении их тому, как думать : они учатся всему, кроме искусства учиться».
Дороти Сэйерс, Утерянные инструменты обучения
Основная обязанность учителя в Trinity School — воспитывать в вашем ребенке широкое чувство удивления, любопытства и исследования.
Но учащиеся также учатся учиться только тогда, когда их образование представлено им в упорядоченной форме, с большей сложностью, основанной на прочном фундаменте основ. С этой целью мы используем классическую последовательность тривиума (грамматика, логика и риторика), чтобы упорядочить нашу образовательную программу.
Грамматика
От поэзии до языка и науки грамматика дисциплины является ее основополагающим принципом. Таким образом, обучение начинается с изучения грамматики. Однако это не означает зубрежки и сухих уроков. Например, грамматика науки возникает из непосредственного наблюдения и записи. Ваш ребенок будет проводить много времени в свои ранние годы, отмечая вещи, ведя дневники, выявляя закономерности и задавая вопросы.
Этот этап обучения — больше, чем ступенька к более позднему обучению. Это интересно само по себе. Этап обучения грамматике должен быть полон удивления и воображения для вашего ребенка, поскольку он или она учится собирать информацию об окружающем нас мире посредством наблюдения, опыта и размышлений.
Логика
После первой встречи с субъектом ваш ребенок начнет задавать дополнительные наводящие вопросы. Ответы на эти более глубокие вопросы требуют более систематического подхода. Это требует от учащихся перехода к логической стадии своего расследования. На этом этапе значительное внимание уделяется системам мышления. Изучая такие системы, как биология, химия, исчисление или политическая теория, ваш ребенок не только получит глубокое понимание того, как устроен мир, но и разовьет инструменты, необходимые для дисциплины его или ее собственных исследований.
Логический этап обучения должен пробудить у взрослеющих учеников силу самой мысли, поскольку они учатся абстрагировать, анализировать и синтезировать собранную информацию.
Риторика
Со временем ученики захотят собрать все воедино. Они хотят синтезировать то, что они узнали, в последовательное представление о мире. Они хотят делать свои собственные выводы, мыслить элегантно и делать свое обучение своим.
На этом этапе исследования ваш ребенок получит последний плод свободного и дисциплинированного обмена идеями. По мере того, как у учащихся развиваются способности открывать истину, вместо лекций и презентаций заменяется обсуждение. Студенты обращаются к важным вопросам о том, как на самом деле устроен мир, что значит быть человеком, как мы должны жить в обществе друг с другом и что для нас значит быть в отношениях с Богом.
Преподавание логики учащимся начальных классов – почему и как
Логика – это начало мудрости, а не ее конец – Леонард Нимой
Логике, можно ли ее научить? Или это что-то естественное? На самом деле этому можно научиться! Вздохните с облегчением. Это один из самых важных навыков для обучения в начальных классах, поскольку он является основополагающим навыком критического мышления. Обучение логике учащихся начальной школы требует использования рассуждений и дедукции для объективного изучения проблемы, что позволяет сделать рациональный вывод. Как учитель, вы постоянно используете логику, когда анализируете факты для решения проблемы. Логика готовит учащихся к жизни. Это вооружает их навыками рассуждения, необходимыми для того, чтобы ориентироваться в неприятных жизненных ситуациях. И это начинается прямо в вашем классе.
Что такое логика? Каковы его преимущества?
В двух словах, логика — это наука о рассуждениях, позволяющая определить возможный исход или лучший выбор. Это не только важный навык для применения в реальной жизни, но и в равной степени важный в классе. Преподавание логики младшим школьникам имеет много преимуществ. Во-первых, логика расширяет возможности и позволяет учащимся принимать информацию, которую им дают, и опираться на нее. Во-вторых, это краеугольный камень математики. Наконец, логическое мышление побуждает студентов думать самостоятельно, экспериментировать и даже задавать большие, нестандартные вопросы.
Самое приятное в обучении логике в классе то, что оно не должно быть скучным! Существует так много интерактивных головоломок, игр и занятий, которые помогут учащимся быть вовлеченными и подключенными. Некоторые из моих любимых включают «Волшебные квадраты», судоку, аналогии, матричные логические головоломки и «Какой из них не принадлежит?». головоломки. Студенты любят решать подобные головоломки и даже не осознают, что они создают и формируют новые навыки рассуждения. У меня есть несколько советов по включению логики в ваши инструкции.
- Спросите «почему?» часто. Научите своих учеников думать самостоятельно, а не всегда принимать все, что они слышат, за чистую монету. Помогите им научиться применять аргументацию и доказательство к своему мышлению. Ответы на вопросы «почему» помогут учащимся продумать логику, которую они использовали для решения проблемы или прийти к выводу. Помогите им научиться обосновывать свои ответы.
- Используйте структурированный целенаправленный подход. Сделайте это частью своего ежедневного расписания и сделайте его УДОВОЛЬСТВЕННЫМ! Студентам нужно время, чтобы потренироваться. Помогите своим ученикам понять силу мышления и захотеть стать лучше.
- Играйте в игры, которые поощряют использование стратегии и логическое мышление. Существует множество забавных игр, которые помогут детям развить свои логические способности. Помните игру Морской бой, в которую мы все играли в детстве? Эти упражнения можно использовать со всей группой утром в качестве ежедневного задания, в небольших группах или в математическом центре. Они отлично подходят для ранних финишеров!
Хотя логика является важным базовым математическим навыком, ее можно изучать по любому предмету. Логические рассуждения могут быть включены в ELA, науку или даже социальные науки. Это может стать частью утренних собраний, на которых вы проектируете логическую задачу. Например, вы можете дать детям изображение четырех предметов, таких как футбольный мяч, бейсбольный мяч, баскетбольный мяч и теннисный мяч. Спроси их» Какой из них не принадлежит?» Теперь начинается самое интересное, потому что нет единственно правильного ответа. Футбольный мяч — единственный некруглый, а бейсбольный — единственный, не наполненный воздухом. Что действительно здорово, так это то, что ваши дети могут придумывать причины, о которых вы даже не думали.
Такие головоломки отлично подходят для дискуссий. Чтобы еще больше увеличить его, вы можете использовать четыре, казалось бы, не связанных между собой предмета, таких как карандаш, лопата, фен и мягкая игрушка. Вы будете удивлены рассуждениями, которые дети используют, чтобы решить, какой из них не принадлежит. Ключевым моментом здесь является то, что рассуждение определяет, является ли ответ правильным. Если рассуждения логичны, ответ правильный.
Хотя существует множество типов логических головоломок, важно представить их таким образом, чтобы они бросали вызов вашим детям и занимали их. Вы можете предложить учащимся работать независимо или в парах при обучении логике учащихся начальной школы. Логические головоломки также являются отличной альтернативой для тех, кто рано закончил.
Мои любимые логические ресурсыМне нравится включать критическое мышление в любое время года или мероприятие. Я создал логические головоломки, чтобы ваши ученики занимались и думали каждый сезон.
Во-первых, с помощью этих зимних логических головоломок учащиеся могут укреплять и развивать навыки решения задач, а также делать выводы, делать выводы и даже сравнивать и сопоставлять. Используйте во время центров, в качестве утренней разминки или назначьте быстрым финишерам. Существует также цифровая версия для тех, кто преподает удаленно. Этот ресурс-головоломка идеально подходит для классов K-2. Чтобы узнать о других зимних уроках, ознакомьтесь с этой записью в блоге.
Во-вторых, вашим ученикам понравится ловить лепрекона, используя этот ресурс по логической головоломке ко Дню Святого Патрика. Студенты укрепят навыки чтения и математики, а также разовьют логическое мышление. Распечатайте и заламинируйте для веселых тематических центров! Доступен как в цвете, так и в черно-белом варианте. I цифровая версия будет добавлена в феврале.
И, наконец, для учащихся, закончивших обучение раньше, или для тех, кто уже освоил основы, сложение и вычитание, эти математические головоломки на весеннюю тему идеально подходят! Этот ресурс содержит 24 карточки с логическими задачами на сложение и вычитание, которые помогут вашим учащимся эффективно решать задачи, сочетая математику с дедуктивными рассуждениями. Бросьте вызов своим ученикам в интерактивной форме! Им это понравится.
Критическое мышление необходимо в классе
Критическое мышление Занятия можно легко усилить ежедневной практикой. Когда вы учите студентов, как регулярно применять эти упражнения, вы начнете наблюдать, как они естественным образом подходят к повседневным решениям с более логичной точки зрения. Когда учащиеся вырастут и столкнутся с реальными проблемами, они будут лучше подготовлены к их решению, если у них будет сильное критическое мышление и навыки решения проблем. Они будут готовы мыслить нестандартно. Какой вид деятельности вы выберете?!
Вы можете бесплатно получить образец логического задания, подписавшись на мою рассылку ниже. Если вы не хотите пропустить ни один из предстоящих уроков! Вы можете присоединиться к моему списку адресов электронной почты, чтобы получать уведомления обо всех предстоящих интерактивных уроках! Присоединившись к списку рассылки, вы также получите бесплатные подарки для эксклюзивных подписчиков электронной почты!
Присоединяйтесь к мыслительному клубу Keep ‘Em!
Получите бесплатные ресурсы, советы по обучению по электронной почте и эксклюзивные предложения.