Что такое абсолютизм это: Абсолютизм. Большая российская энциклопедия

Содержание

Абсолютизм. Большая российская энциклопедия

Исторические (цивилизационные) периоды (эпохи)

Области знаний:
История Европы. Государство и его институты, Интеллектуальная история Европы
Историческое государство:
Французское королевство, Священная Римская империя, Англия, Испания Габсбургов, Испания Бурбонов, Пруссия, Российская империя
Исторический период:
Новое время, Раннее Новое время

Абсолюти́зм (франц. absolutisme, от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие

Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 в., однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Французской революции 18 в. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien régime). В 18 в. получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» – приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизм сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшейся на весь 19 в. В нём была заложена идея исторического развития – от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма

Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 в. Домиция Ульпиана: princeps legibus solutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в Средние века и широко распространилось в 16 в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15–17 вв. было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Коммин, К. де Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15–16 вв. в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532). К концу 16 в. слово «государство» (stato, état, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве – создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576), т. е. высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришельё, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16–17 вв. воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории

Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями, – важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизму, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 в. английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй

Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13–14 вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании и Португалии, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 – начале 16 вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 в., тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество

В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики – в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то, и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, – всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 18 в. «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура

Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм

Хотя во 2-й половине 17 в. абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 в. появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 в. он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики т. н. просвещённого абсолютизма – заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы А. Р. Ж. Тюрго во Франции в 1774–1776), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18–19 вв. привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками.

О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, см. Самодержавие.

Копосов Николай Евгеньевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2005.

Дата публикации:  1 июля 2022 г. в 16:52 (GMT+3)

АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – без­ус­лов­ный, не­ог­ра­ни­чен­ный), гос. строй в странах Зап. Ев­ро­пы на поз­д­нем эта­пе до­ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся от­ка­зом от со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных уч­реж­де­ний и пре­дель­ной кон­цен­тра­ци­ей вла­сти в ру­ках мо­нар­ха. На­ря­ду с по­ня­ти­ем А. в лит-ре бы­ту­ет пер­вич­ное по от­но­ше­нию к не­му по­ня­тие «аб­со­лют­ная мо­нар­хия», упот­реб­ляе­мое в ши­ро­ком (ни­чем не ог­ра­ни­чен­ная власть го­су­да­ря), а так­же в уз­ком, стро­го на­уч­ном, смыс­ле, сов­па­да­ю­щем с по­ня­ти­ем А.

Абсолютизм как историческое понятие

Тер­мин «А.» по­лу­чил рас­про­ст­ра­не­ние с сер. 19 в., од­на­ко то, что этот строй пред­став­лял со­бой це­ло­ст­ное яв­ле­ние, вклю­ча­в­шее не толь­ко ин­сти­ту­ты влас­ти, но в зна­чит. сте­пе­ни и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, осо­зна­ва­лось уже на­ка­ну­не Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции. Тог­да суть это­го яв­ле­ния вы­ра­жа­ло по­ня­тие «ста­рый по­ря­док» (An­ci­en ré­gi­me). В 18 в. по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние так­же тер­ми­ны «дес­по­тизм» и «фе­о­даль­ный по­ря­док» – приб­ли­зит. си­но­нимы «ста­рого по­ря­д­ка». По­ня­тие А. сло­жи­лось для обо­зна­че­ния ухо­дя­ще­го в прош­лое строя и для борь­бы с ним, за­тя­нув­шей­ся на весь 19 в. В нём бы­ла за­ло­же­на идея ис­то­рич. раз­ви­тия – от уг­не­те­ния и не­ве­же­ст­ва к сво­бо­де и про­све­ще­нию, от са­мо­вла­стья к кон­сти­туц. строю. Бла­го­да­ря А. де Ток­ви­лю («Ста­рый по­ря­док и ре­во­лю­ция», 1856) А. стал рас­смат­ри­вать­ся так­же и в со­цио­ло­гич. кон­тек­сте не толь­ко как цен­т­ра­ли­за­ция влас­ти, но и как спо­соб ни­ве­ли­ро­ва­ния со­слов­ных (со­ци­аль­ных) раз­ли­чий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма

По­ня­тие аб­со­лют­ной мо­нар­хии как фор­мы ор­га­ни­за­ции влас­ти го­раз­до древ­нее, чем по­ня­тие А. как эпо­хи ев­роп. ис­то­рии. Оно во­схо­дит к рим. пра­ву, к фор­му­ле юри­ста 2 в. Уль­пи­а­на: prin­ce­ps le­gi­bus so­lutus (или ab­so­lu­tus) est (го­су­дарь не свя­зан за­ко­на­ми). Оно упот­реб­ля­лось в средние ве­ка и ши­ро­ко рас­про­ст­ра­ни­лось в 16 в. , став фак­ти­чес­ки са­мо­на­зва­ни­ем аб­со­лю­ти­ст­ских ре­жи­мов. Фо­ном для раз­ви­тия тео­рий аб­со­лют­ной мо­нар­хии в 15–17 вв. бы­ло фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия го­су­дар­ст­ва. В ан­тич. и ср.-век. по­ли­тич. мыс­ли гос­под­ст­во­ва­ла вос­хо­див­шая к Арис­то­те­лю син­кре­тич. мо­дель: со­ци­аль­ный, по­ли­тич., этич., пра­во­вой и ре­лиг. уров­ни ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва не впол­не раз­ли­ча­лись. На уче­ние Арис­то­те­ля об иде­аль­ном го­су­дар­ст­ве опи­рались кон­цеп­ции «раз­дель­но­го су­ве­рени­те­та» (Ф. де Ко­мин, К. Сейс­сель и др.), объ­е­ди­няв­шие не­ко­то­рые чер­ты мо­нар­хии, арис­то­кра­тии и де­мо­кра­тии при при­ори­те­те силь­ной ко­ро­левской влас­ти, про­ти­во­по­ла­га­е­мой ти­ра­нии. В 15–16 вв. в свя­зи с ос­во­бо­ж­де­ни­ем по­ли­ти­ки от ре­ли­гии и мо­ра­ли раз­ви­ва­ет­ся и по­ня­тие го­су­дар­ст­ва (осо­бую роль сыг­рал трак­тат Н. Ма­киа­вел­ли «Го­су­дарь», 1532). К кон. 16 в. сло­во «го­су­дар­ст­во» (stato, état, state, Staat) на­чина­ет обо­зна­чать не со­сло­вие или «поло­же­ние» ко­ро­ля, но не­ко­то­рую аб­ст­ракт­ную сущ­ность, во­пло­ще­ние пуб­лич­ной вла­сти.

Важ­ней­ший этап в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о го­су­дар­ст­ве – со­зда­ние франц. юри­стом Ж. Бо­де­ном тео­рии не­раз­дельно­сти су­ве­ре­ни­те­та («Шесть книг о рес­пуб­ли­ке», 1576), т. е. выс­шей гос. вла­сти, ко­то­рая це­ли­ком при­над­ле­жит мо­нар­ху, при этом пред­по­ла­га­лось, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия со­вмес­ти­ма с пра­ва­ми и сво­бо­да­ми под­дан­ных и не мо­жет по­ся­гать на их соб­ст­вен­ность. Аб­со­лют­ная мо­нар­хия про­ти­во­пос­тав­ля­лась вост. дес­по­ти­ям, где го­су­дарь про­из­воль­но рас­по­ря­жа­ет­ся жиз­нью и иму­ще­ст­вом под­дан­ных. Да­же са­мые по­сле­до­ва­тель­ные при­вер­жен­цы её, не ис­клю­чая кар­ди­на­ла Ри­шельё, счи­та­ли, что на­ру­шать пра­ва под­дан­ных пра­ви­тель име­ет пра­во толь­ко в край­них случа­ях, во имя спа­се­ния го­су­дар­ст­ва (тео­рия «гос. ин­те­ре­са»). Т. о., А. прак­ти­че­ски раз­ви­вал­ся как сис­те­ма чрез­вы­чай­но­го управ­ле­ния, свя­зан­но­го преж­де все­го с вой­на­ми, вы­зы­вав­ши­ми по­треб­ность в уве­ли­че­нии на­ло­гов. В то же вре­мя в А. от­ра­жал­ся и ха­рак­тер­ный для эпо­хи об­раз мыс­ли: лю­ди 16–17 вв. вос­при­ни­ма­ли все­лен­ную как ие­рар­хию иде­аль­ных сущ­но­стей, в ко­то­рой ко­роль и при­ви­ле­ги­ро­ван­ные слои об­ра­зо­вы­ва­ли кон­ти­ну­ум, а че­ло­ве­че­ская во­ля бы­ла ог­ра­ни­че­на рам­ка­ми бо­го­ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка. В идео­ло­гии А. на­ря­ду с ра­цио­на­ли­стич. по­ли­тич. тео­рия­ми боль­шое ме­сто за­ни­ма­ла идея Бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории

Тео­ри­ям аб­со­лют­ной мо­нар­хии про­ти­во­стоя­ли идеи ти­ра­но­бор­че­ст­ва и обществ. до­го­во­ра. В эпо­ху Ре­фор­ма­ции 16–17 вв. по­ли­тич. кон­флик­ты час­то при­ни­ма­ли ре­лиг. фор­му. Вер­ность ис­тин­ной ре­ли­гии (на­ря­ду с пра­вом соб­ст­вен­но­сти) про­тив­ни­ки А., преж­де все­го в про­те­стан­тских кру­гах, счи­та­ли ос­но­вой об­ществ. до­го­во­ра, на­ру­ше­ние ко­то­ро­го ко­ро­лём да­ёт под­дан­ным пра­во на вос­ста­ние. А. не ус­тра­и­вал и «уль­тра­мон­тан­скую оп­по­зи­цию»: мысль о том, что ко­роль по­лу­ча­ет власть не не­по­сред­ст­вен­но от Бо­га, а из рук на­ро­да, ру­ко­во­ди­мо­го муд­ры­ми пас­ты­ря­ми,– важ­ней­ший те­зис кар­ди­на­ла Р.  Бел­лар­ми­на. Тра­гич. опыт гражд. войн по­ро­дил пред­став­ле­ние о том, что вер­ность ре­ли­гии вто­рич­на по от­но­ше­нию к об­ществ. по­ряд­ку. От­сю­да – идея абсо­лют­но­го ин­ди­ви­да (т. е. ин­ди­ви­да, взя­то­го до вхо­ж­де­ния в со­ци­аль­ные груп­пы, в т. ч. и в цер­ковь) как ос­но­вы об­ще­ст­ва. Ре­шаю­щий вклад в её раз­ра­бот­ку внёс англ. фи­ло­соф Т. Гоббс («Ле­ви­а­фан», 1651). По Гоб­бсу, аб­со­лют­ные ин­ди­ви­ды пре­бы­ва­ют в со­стоя­нии «вой­ны всех про­тив всех». По­дав­лен­ные стра­хом смер­ти, они ре­ша­ют пе­ре­дать аб­со­лют­ную власть го­су­дар­ст­ву. Гоббс дал наи­бо­лее ра­ди­каль­ное обос­но­ва­ние А., но вме­сте с тем за­ло­жил фун­да­мент ли­бе­ра­лиз­ма как по­ли­тич. и эко­но­мич. тео­рии. Идея аб­со­лют­но­го ин­ди­ви­да раз­ру­ша­ла об­раз все­лен­ной как ие­рар­хии иде­аль­ных сущ­но­стей, а вме­сте с ним и ин­тел­лек­ту­аль­ные ос­новы А. В кон. 17 в. англ. фи­ло­соф Дж. Локк ис­поль­зо­вал идеи Гоб­бса уже для обос­но­ва­ния кон­сти­туц. строя.

Абсолютизм как государственный строй

Аб­со­лют­ные мо­нар­хии при­шли на сме­ну со­слов­но-пред­ста­вит. мо­нар­хи­ям. В 13–14 вв. в Ев­ро­пе сло­жи­лась сис­те­ма ор­га­нов со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва (пар­ла­мент в Анг­лии, ге­не­раль­ные и про­винц. шта­ты во Фран­ции, кор­те­сы в Ис­па­нии, рейхс­та­ги и ланд­та­ги в Гер­ма­нии). Эта сис­те­ма по­зво­ля­ла ко­ро­лев­ской вла­сти по­лу­чать под­держ­ку зна­ти, церк­ви и го­ро­дов в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки, на ко­то­рую не хва­та­ло её собств. сил. Прин­ци­пом со­слов­ной мо­нар­хии бы­ла фор­му­ла: что ка­са­ет­ся всех, долж­но быть одоб­ре­но все­ми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Рез­кое уси­ле­ние ко­ро­лев­ской вла­сти на­чи­на­ет­ся во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., пре­ж­де все­го в Ис­па­нии, Фран­ции и Анг­лии. В Ита­лии и Гер­ма­нии, где нац. го­су­дар­ст­ва сфор­ми­ро­ва­лись толь­ко в 19 в., тен­ден­ция к уси­ле­нию гос. вла­сти реа­ли­зо­ва­лась пре­им. в отд. кня­же­ст­вах («ре­гио­наль­ный аб­со­лю­тизм»). Свое­об­раз­ные аб­со­лют­ные мо­нар­хии сло­жи­лись так­же в Скан­ди­на­вии (с со­хра­не­ни­ем не­ко­то­рых со­слов­но-пред­ста­вит. ин­сти­ту­тов) и в Вост. Ев­ро­пе (с не­раз­ви­то­стью со­слов­ных прав и кре­по­ст­ни­че­ст­вом). Раз­ви­тие А. со­стоя­ло в фор­ми­ро­ва­нии гос. ап­па­ра­та, рос­те на­ло­гов и ста­нов­ле­нии по­сто­ян­ной на­ём­ной ар­мии при од­но­вре­мен­ном упад­ке ср.-век. со­сло­вий. В Анг­лии, од­на­ко, по­сто­ян­ная ар­мия поч­ти не по­лу­чи­ла раз­ви­тия, а пар­ла­мент со­хра­нил кон­троль над на­ло­га­ми. В то же вре­мя ук­ре­п­ле­нию аб­со­лю­ти­ст­ских тен­ден­ций в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ло при­свое­ние мо­нар­хом функ­ций гла­вы сво­ей церк­ви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество

В сов. ис­то­ри­о­гра­фии воз­ник­но­ве­ние А. объ­яс­ня­лось клас­со­вой борь­бой кре­сть­ян­ст­ва и дво­рян­ст­ва (Б. Ф. Пор­ш­нев) или дво­рян­ст­ва и бур­жу­а­зии (С. Д. Сказ­кин). Сей­час ис­то­ри­ки всё боль­ше пред­по­чи­та­ют ви­деть в А. ре­зуль­тат со­ци­аль­ных и куль­тур­ных транс­фор­ма­ций эпо­хи гене­зи­са ка­пи­та­лиз­ма, не сво­ди­мых к еди­ной фор­му­ле. Так, раз­ви­тие тор­гов­ли ро­ж­да­ло по­треб­ность в про­тек­цио­нист­ской по­ли­ти­ке, на­хо­див­шей своё обос­но­ва­ние в иде­ях мер­кан­ти­лиз­ма, а рост гор. эко­но­ми­ки – в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии до­хо­дов от неё в поль­зу зна­ти. И то и дру­гое, а так­же ог­ром­ные рас­хо­ды на вой­ны, вы­зы­вав­шие уси­лен­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, – всё это тре­бо­ва­ло силь­ной гос. вла­сти. Дво­рян­ст­во ста­ло боль­ше за­ви­сеть от ко­ро­лев­ской служ­бы, рас­пад со­ци­аль­но­го един­ст­ва гор. об­щи­ны по­бу­ж­дал но­вые гор. эли­ты к сбли­же­нию со зна­тью и к от­ка­зу от гор. воль­но­стей в поль­зу мо­нар­хии, а воз­ник­но­ве­ние нац. го­су­дарств ста­ви­ло цер­ковь под кон­троль мо­нар­хии. А., рож­дён­ный из рас­па­да ср.-век. со­сло­вий, до кон­ца ос­та­вал­ся дво­рян­ским го­су­да­р­ст­вом, час­тич­но мо­дер­ни­зи­ро­ван­ным, но свя­зан­ным с ар­ха­ич­ным для 18 в. «об­ще­ст­вом при­ви­ле­гий».

Абсолютизм и культура

Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­ощ­ря­ли раз­ви­тие куль­ту­ры и нау­ки и од­но­вре­мен­но стре­ми­лись к кон­тро­лю над ни­ми. К эпо­хе А. вос­хо­дит гос. ин­сти­ту­цио­на­лиза­ция куль­ту­ры и нау­ки (соз­да­ние ко­ро­лев­ских ака­де­мий, на­уч. об­ществ). Куль­тур­ная по­ли­ти­ка бы­ла важ­ным сред­ст­вом ук­ре­п­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и «одо­маш­ни­ва­ния» дво­рян­ст­ва, ко­то­рое «дис­ци­п­ли­ни­ро­ва­лось» бла­го­да­ря при­двор­но­му эти­ке­ту. Со­вме­ст­но с цер­ко­вью А. до­би­вал­ся уси­ле­ния кон­тро­ля над мас­сой на­се­ле­ния, по­дав­ляя тра­диц. нар. куль­ту­ру и при­ви­вая на­ро­ду эле­мен­ты куль­ту­ры об­ра­зо­ван­ных элит. Ме­ж­ду раз­вити­ем А. и скла­ды­ва­ни­ем совр. ти­па лич­но­сти, ра­цио­наль­но кон­тро­ли­рую­щей собств. по­ве­де­ние, а так­же совр. пе­ни­тен­ци­ар­ной сис­те­мы, су­ще­ст­во­ва­ла не­сомнен­ная связь. А. уча­ст­во­вал в фор­ми­ро­ва­нии мен­та­ли­те­та и цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций че­ло­ве­ка Но­во­го вре­ме­ни (пред­став­ле­ние о дол­ге и от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред го­су­дар­ст­вом и др. ).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм

Хо­тя во 2-й пол. 17 в. А. про­дол­жал ук­ре­п­лять свои по­зи­ции в ря­де ев­роп. стран (Скан­ди­нав­ские го­су­дар­ст­ва, Бран­ден­бург-Прус­сия), с сер. 17 в. поя­ви­лись пер­вые при­зна­ки его кри­зи­са. Наи­бо­лее за­мет­ным его сим­пто­мом ста­ла Англ. ре­во­лю­ция, а в 18 в. он стал оче­ви­ден поч­ти по­все­ме­ст­но. Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­пы­та­лись при­спо­со­бить­ся к раз­ви­тию эко­но­ми­ки и свет­ской куль­ту­ры с по­мо­щью по­ли­ти­ки т. н. про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма – за­иг­ры­ва­ния с «фи­ло­со­фа­ми», от­ме­ны наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски вред­ных при­виле­гий (ре­фор­мы Тюр­го во Фран­ции в 1774–76), а ино­гда от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (Ио­си­фом II Габс­бур­гом в Бо­ге­мии, а за­тем и в др. про­вин­ци­ях Ав­ст­рии). Эта по­ли­ти­ка да­ла лишь крат­ко­вре­мен­ный эф­фект. Бур­жу­аз­ные ре­во­лю­ции и кон­сти­туц. ре­фор­мы кон. 18–19 вв. при­ве­ли к сме­не А. кон­сти­туц. мо­нар­хия­ми и бурж. рес­пуб­ли­ка­ми.

О фор­ме вла­сти в Рос­сии, род­ст­вен­ной ев­роп. А., см. Са­мо­дер­жа­вие.

Абсолютизм — Энциклопедия Нового Света


Термин «абсолютизм» имеет как моральное, так и политическое значение. С точки зрения морали «абсолютизм» относится как минимум к двум различным доктринам. Во-первых, абсолютизм может относиться к утверждению, что существует общепризнанная моральная система, применимая ко всем, осознают они это или нет. В этом смысле абсолютизм противостоит моральному релятивизму, отрицающему существование общеприменимых моральных принципов. Во-вторых, абсолютизм может относиться к утверждению, что моральные правила или принципы не допускают никаких исключений. Иммануил Кант, например, является абсолютистом (в этом смысле) в отношении лжи, потому что он считал, что лгать никогда нельзя. Эта разновидность абсолютистов не должна утверждать, что все моральные принципы абсолютны. Большинство современных защитников абсолютизма не считают ложь всегда недопустимой, но могут утверждать это (например, пытки).

С точки зрения политики «абсолютизм» относится к типу правления, при котором власть правителя абсолютна, то есть не подлежит никаким юридическим ограничениям. Европейские монархии, особенно французские, испанские и российские, между пятнадцатым и восемнадцатым веками представляют собой, пожалуй, самые яркие примеры абсолютного правления, хотя формы абсолютизма существовали в большинстве частей мира. Только в конце восемнадцатого века преобладание абсолютного правления в Европе начало ослабевать.

Содержание

  • 1 Метаэтический абсолютизм
  • 2 Нравственный абсолютизм
  • 3 Политический абсолютизм
  • 4 См. также
  • 5 Библиография
    • 5.1 Метаэтический абсолютизм
    • 5.2 Нравственный абсолютизм
    • 5.3 Политический абсолютизм
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общие философские источники
  • 7 кредитов

Слово «абсолютизм» не имеет совершенно единообразного значения в современных морально-политических сочинениях.

В этой статье описываются три основных использования этого термина, которые могут служить введением в тему.

Метаэтический абсолютизм

«Абсолютизм» (или «моральный абсолютизм») относится, во-первых, к учению о природе морали (метаэтике), согласно которому существуют истинные или оправданные моральные принципы, применимые к все или, по крайней мере, все моральные агенты (за исключением, например, младенцев и умственно отсталых). Иными словами, существуют нравственные правила, применимые ко всем людям, в том числе и к тем, кто не признает этих принципов, а живет по другим, ложным, принципам. Моральный абсолютизм в этом смысле стремится к существованию универсальных моральных принципов и по этой причине иногда называется универсализмом.

Нравственный абсолютизм в нашем первом смысле противоположен моральному релятивизму, который отрицает существование каких-либо моральных принципов, имеющих универсальное применение. Скорее, согласно релятивисту, моральные принципы применимы локально, то есть только к группам людей, которые их принимают.

В понимании спора между абсолютизмом и релятивизмом важно отличать вопрос «всеобщей применимости» от «всеобщего принятия». всеми. Он отрицает, что эти принципы применимы и к людям, которые их не принимают. Например, предположим, что в результате глобализации все в мире пришли к «принятию» (примерно) западного морального кодекса. (Это моральный кодекс, сформированный под влиянием иудаизма и христианства, которого придерживается большинство людей, живущих в Европе и Северной Америке). другие, такие как люди будущего, которые не поддерживали этот образ этического мышления. Таким образом, релятивист утверждал бы, что моральный кодекс может быть общепринятым, но не общепризнанным, и, следовательно, не может быть абсолютным.

Моральный абсолютизм предполагает объективизм — учение о том, что моральные принципы истинны или оправданы независимо от чьей-либо веры в их истинность или обоснованность. Это связано с тем, что общепринятые моральные кодексы не могут иметь универсальной значимости, поскольку они истинны только в той мере, в какой они считаются истинными. Во-вторых, хотя моральный абсолютизм стремится к тому, чтобы они были универсально действительным набором моральных принципов, он не стремится утверждать, что в настоящее время этот универсальный моральный кодекс известен кому-либо. Таким образом, хотя моральный абсолютист утверждает, что существует один и только один надлежащий моральный кодекс и что каждый должен жить по нему, ему не нужно утверждать, что этот кодекс известен. Однако он, по-видимому, должен быть познаваем, и как только он будет обнаружен, все морально обязаны жить в соответствии с ним. Читателя, однако, предупреждают, что абсолютисты часто пишут так, будто им известны некоторые из этих принципов, и по крайней мере один современный писатель характеризует абсолютизм как «знание» абсолютного морального кодекса (см. Cook 19).99).

Многие нормативные теории, которые обычно обсуждаются на вводных занятиях по этике, считаются разновидностями абсолютизма в нашем первом смысле. Например, утилитаризм представляет собой теорию морали, согласно которой действия являются правильными только в том случае, если они приносят большее общее благо, чем имеющиеся альтернативы. Это абсолютная трактовка морали, поскольку она подразумевает, что при любых обстоятельствах существует один правильный ответ на вопрос о том, что правильно делать. Это относится ко всем, даже к тем, кто не знал или не принимал утилитарного принципа. Точно так же теория Канта также является разновидностью абсолютизма, поскольку она утверждает, что моральное добро и зло в конечном итоге определяются основным принципом практического разума — категорическим императивом — и, следовательно, применимы ко всем рациональным агентам. Утилитаризм и кантианство — обе формы монизма, представления о том, что в конечном счете существует только один абсолютный и основной моральный принцип. Однако не все формы абсолютизма делают это предположение. Например, теория У. Д. Росса поддерживает множество абсолютных моральных принципов, ни один из которых не является более фундаментальным, чем любой другой (см. интуитивизм). Это по-прежнему абсолютистское понимание морали в нашем первом смысле, то есть в смысле, противоположном релятивизму, поскольку оно претендует на универсальное применение.

Обязанности У. Д. Росса prima facie предписывают, например, что нарушать обещание prima facie всегда неправильно. (См. также этика, нормативная этика)

Моральный абсолютизм

«Абсолютизм» (или «моральный абсолютизм») относится также к особому типу этической теории, то есть нормативной теории, согласно которой некоторые действия (типы действий) абсолютно запрещены. Абсолютизм в этом смысле говорит, например, что всегда дурно убивать, или всегда дурно лгать, или всегда дурно мучить другого. Однако важно отметить, что абсолютизм — это не теория о том, «какие» действия абсолютно запрещены или необходимы, а только теория о том, что «существуют» некоторые действия, абсолютно запрещенные таким образом. Абсолютизм поддерживает только формальное требование, что некоторые моральные принципы не допускают исключений, что есть некоторые моральные принципы, нарушать которые всегда неправильно. Это означает, что можно быть абсолютистом в отношении любого типа действий, хотя большинство абсолютистов отстаивают свою позицию с помощью пыток, убийств невинных и т.

д.

Моральный абсолютизм в этом втором смысле часто противопоставляется консеквенциализму. Консеквенциализм — это теория, согласно которой действия являются правильными только в том случае, если они повышают общую ценность по сравнению с другими альтернативами. Вывод из этой версии состоит в том, что никакое конкретное действие (или тип действия) не может быть абсолютно неправильным. Например, пытки маленького ребенка могут принести больше пользы (или меньше бесполезности), чем убийство целой нации. Следовательно, для консеквенциалиста мучить маленького ребенка ради спасения страны допустимо, если вообще не требуется. Напротив, моральный абсолютизм считает, что некоторые действия абсолютно неправильны; они никогда не могут быть правильными, какими бы последствиями они ни были. Итак, абсолютист сказал бы, что мучить ребенка ради спасения целой нации аморально. Абсолютизм говорит, что некоторые действия неправильны независимо от последствий. Или, опять же, моральный абсолютизм в отношении лжи сказал бы, что ложь всегда неправильна, какими бы ни были последствия.

Консеквенциализм иногда истолковывается как один из типов абсолютистской моральной теории: например, абсолютно неправильно не действовать таким образом, чтобы продвигать общую ценность.

Какие действия или виды действий традиционно считаются абсолютно неправильными? Исторически сложилось так, что философы были абсолютистами в отношении многих типов действий, таких как ложь, прелюбодеяние и содомия. Однако в современных условиях пытки и казнь невиновных — это два действия, которые чаще всего считаются абсолютными запретами. И это тоже самые правдоподобные случаи. Фактически, Конвенция Организации Объединенных Наций против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1987) поддерживает абсолютизм этой формы. «Никакие исключительные обстоятельства, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток» (статья 2). В этой резолюции говорится, что какими бы ни были ожидаемые последствия пыток — например, предотвращение бомбардировки Нью-Йорка террористами — пытки недопустимы.

Было бы морально неправильно пытать террориста, чтобы выяснить, где спрятана бомба, даже если последствия невыполнения этого требования были бы весьма катастрофическими.

Учитывая акцент на моральных принципах и противостояние консеквенциализму, может показаться неясным, чем абсолютизм отличается от деонтологии. Ответ заключается в том, что абсолютизм является разновидностью деонтологии. Абсолютизм поддерживает два утверждения: (1) некоторые действия по своей сути правильны или неправильны; (2) последствия действия такого рода (например, лжи) никогда не могут перевешивать его внутреннюю правильность или неправильность. Напротив, деонтологическая этическая теория привержена (1), но не (2). Таким образом, все абсолютистские теории являются деонтологическими, но не все деонтологические теории абсолютистские.

Хотя деонтологические этические теории не обязательно абсолютистские, некоторые важные деонтологи были таковыми. Печально известная дискуссия Канта о любознательном убийце предполагает, что он полагал, что деонтологическое ограничение лжи является абсолютным. В своем печально известном эссе «О предполагаемом праве лгать из альтруистических побуждений» Кант выступает против допустимости лжи даже человеку, о котором известно, что он находится в процессе покушения на убийство, разыскивая свою жертву. Кант говорил, что «быть правдивым (честным) во всех рассуждениях… есть священный и абсолютно повелевающий указ разума, не ограниченный никакой целесообразностью». Таким образом, Кант — абсолютист, ибо он выступал бы против лжи ни при каких условиях. Вот что делает его абсолютистом: ложь запрещена в любой ситуации; никогда не позволено лгать.

Подобным же образом видный современный деонтолог Чарльз Фрид поддерживает абсолютизм в следующем отрывке: несмотря ни на что… Это часть идеи о том, что ложь или убийство — это неправильно, а не просто плохо, что это то, чего вы не должны делать — несмотря ни на что. Это не просто негативы, которые входят в исчисление, чтобы быть перевешенным пользой, которую вы могли бы сделать, или большим вредом, которого вы могли бы избежать. Таким образом, нормы, выражающие деонтологические суждения, например, не совершать убийства, можно назвать абсолютными. Они не говорят: «Избегай лжи, при прочих равных условиях», а: «Не лги, и точка». (Жареный 1978) (См. также Элизабет Анскомб.)

Неабсолютистские деонтологи, такие как У. Д. Росс, считают, что в исключительных обстоятельствах можно нарушить деонтологические ограничения. Росс проводит различие между обязанностями prima facie и тем, что он называет собственно обязанностями. Понятие prima facie долга — это понятие долга, который, хотя и является существенной причиной для бездействия, не является абсолютным, а должен соизмеряться с другими обязанностями. Собственно обязанность относится к действию, которое должно быть выполнено, когда все prima facie обязанности рассмотрены и взвешены. Чтобы проиллюстрировать это, Росс считает, что у нас есть обязанности выполнять свои обещания и обязанности проявлять доброжелательность: тогда это обязанности prima facie. Поскольку эти prima facie обязанности вступают в противоречие (и нельзя сдержать обещание и действовать доброжелательно), необходимо решить на основе контекстуальных деталей, какая из этих обязанностей является наиболее неотложной. Поступок, который считается, с учетом всех обстоятельств, правильным, является собственно долгом. Теория Росса является примером умеренной деонтологии, то есть деонтологии без абсолютизма.

Политический абсолютизм

В политическом смысле «абсолютизм» — это теория законодательной власти. Он утверждает, что правитель, обычно король, обладает исключительной юридической властью, и, следовательно, законы государства есть не что иное, как выражение его воли (см. волюнтаризм). Только божественные и естественные законы ограничивают власть царя, которая в своем практическом значении почти не сводится к каким-либо ограничениям. В терминологии римского права король — это legibus solutus («свободный законодатель»). Европейские монархии, особенно французские, испанские и российские, между пятнадцатым и восемнадцатым веками представляют собой явные примеры абсолютистских государств, хотя многие другие, такие как династии Китая и Японии, также подходят под это определение. Только в конце восемнадцатого века преобладание абсолютного правления в Европе начало ослабевать.

В своей крайней форме абсолютизм интерпретирует власть короля и его право на власть как производные непосредственно от Бога. Это известно как Божественное право королей (см. Жак-Бенинь Босуэ). С этой точки зрения монарх получает свою власть как правитель непосредственно от Бога, а не от воли своих подданных, дворянства или какой-либо другой человеческой власти. Согласно второй форме абсолютизма, королевская законодательная власть проистекает из договора между правителем и подданными, по которому народ безвозвратно передает ему власть (см. Томаса Гоббса). Как только власть передана таким образом, народ больше не имеет права смещать своего правителя, хотя в определенных экстремальных обстоятельствах он может законно сопротивляться ему. Вероятно, самая умеренная форма абсолютизма восходит к трудам иезуитского юриста и теолога Франсиско Суареса, который утверждал, что власть правителя обуславливает делегирование власти ему народом. Это отличается от второй формы абсолютизма тем, что передача власти не является необратимой: люди могут законно, при некоторых обстоятельствах, вернуть себе полномочия, которые они делегировали. (См. также теорию общественного договора)

См. также

  • Антиномизм
  • Теория Божественного повеления
  • Этика
  • кантианство
  • Мораль
  • Моральный реализм
  • Деонтологическая этика

Библиография

Метаэтический абсолютизм

  • Кук, Дж. В. 1999. Мораль и культурные различия. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780585219066
  • Рэйчелс, Дж. 2006. Элементы моральной философии. Макгроу Хилл. ISBN 0073125474 ISBN 9780073125473

Моральный абсолютизм

  • Хабер, Дж. 1994. Абсолютизм и его консеквенциалистская критика. Издательство Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780847678402
  • Дэвис, Нэнси. 1991. «Современная деонтология» в , «Компаньон по этике», изд. . Питер Сингер. Оксфорд: Справочник Блэквелла. ISBN 9780631162117
  • Фрид, Чарльз. 1978. Правильно и неправильно. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674769052
  • Гевирт, Алан. Существуют ли абсолютные права?
  • Кант, Иммануил. 1964. Основы метафизики морали. Харпер и Роу. ISBN 0061311596
  • Кант, Иммануил. 1993. «О предполагаемом праве лгать из альтруистических мотивов». В г. Основание метафизики морали: с предполагаемым правом лгать из-за филантропических соображений. Индианаполис: Хакетт. ISBN 9780872201668
  • Корсгаард, Кристин. 1996. Создание Королевства Концов. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521496445
  • О’Нил, Онора. 1993. «Кантианская этика» в г. «Компаньон по этике», изд. . Питер Сингер. Оксфорд, Великобритания: Справочник по Блэквеллу. ISBN 9780631162117
  • Росс, В. Д. 1930. Правильное и хорошее. Оксфорд: Clarendon Press.

Политический абсолютизм

  • Андерсон, П. 1974. Родословная абсолютистского государства. Лондон: NLB ISBN 0
8165 ISBN 97808169
  • Босуэ, Ж. -Б. 1709. Politique tirée des propres paroles de l’Ecriture-Sainte, ed. Ж. Лебрен, Женева, 1967; изд. и транс. П. Райли, Политика, взятая из самых слов Священного Писания. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1990. ISBN 9780521362375 ISBN 9780521368070
  • Франклин, Дж. Х. 1973. Жан Боден и возникновение абсолютистской теории. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521200004
  • Гоббс, Т. 1651. Левиафан, изд. Р. Так. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • MacFarlane, LJ 1977. «Абсолютизм, тирания и минимальные условия конституционного правления». в правительство и оппозиция XII: 212-233.
  • Sommerville, JP 1991. «Абсолютизм и роялизм». в г. Кембриджская история политической мысли 1450-1700 гг., изд. Дж. Х. Бернс и М. Голди, Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 347–373. ISBN 9780521247160
  • Суарес, Ф. 1612. «Tractatus de legibus ac deo legislatore» (О законах), в Corpus Hispanorum de Pace, ed. Л. Перена. Мадрид: Consejo Superior de Investigaciones Cientificas, 1987, тт. 11-17, 21-22. ISBN 9788400066000 (на испанском языке)
  • Внешние ссылки

    Все ссылки получены 8 апреля 2021 г.

    • Август Хопкинс Стронг. Христос в творении и этический монизм, 1899 г.
    • Моральная и политическая философия Гоббса, Стэнфордская философская энциклопедия.

    Общие источники по философии

    • Стэнфордская философская энциклопедия.
    • Интернет-энциклопедия философии.
    • Проект Пайдейя Онлайн.
    • Проект Гутенберг.

    Кредиты

    Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

    • Мораль_абсолютизм  история
    • Самодержавие  история

    История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедию Нового Света :

    • История «Абсолютизма»

    Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

    Абсолютизм Определение и значение — Merriam-Webster

    аб·​со·​лют·​изм ˈab-sə-ˌlü-ˌti-zəm

    1

    а

    : политическая теория, согласно которой абсолютная власть должна принадлежать одному или нескольким правителям

    б

    : управление абсолютным правителем или авторитетом : деспотизм

    2

    : отстаивание правления посредством абсолютных стандартов или принципов

    3 9000 4

    : абсолютный стандарт или принцип

    абсолютист

    ˈab-sə-ˌlü-tist 

    существительное или прилагательное

    абсолютистский

    ˌab-sə-(ˌ)lü-ˈti-stik

    прилагательное

    Синонимы

    • автаркия
    • авторитаризм
    • самодержавие
    • Цезарьизм
    • царизм
    • царизм
    • царизм
    • деспотизм
    • диктатура
    • тотализм
    • тоталитаризм
    • тирания

    Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

    Примеры предложений

    относительно абсолютизм Лорд Актон однажды заметил, что «абсолютная власть развращает абсолютно»

    Недавние примеры в Интернете Опросы показывают, что подавляющее большинство американцев всех рас выступают против упразднения полицейских управлений, а абсолютизм некоторых активистов разочаровал многих сторонников реформы полиции, в том числе членов чернокожих сообществ с высоким уровнем насильственных преступлений. — Люк Могельсон, 9 лет.0310 The New Yorker , 25 октября 2020 г. Свобода слова абсолютизм есть ясный законный принцип. — Андре Пальярини, Новая Республика , 18 января 2023 г. Ее колонки об Армстронге и Бондсе исходили не из морального абсолютизма в отношении наркотиков, а из этого чувства справедливости, сказала Нэнси Куни, коллега из The Inquirer. — Кевин Дрейпер, 9 лет.0310 BostonGlobe.com , 21 января 2023 г. Ее колонки о Лансе Армстронге и Барри Бондсе исходили не из морального абсолютизма в отношении наркотиков, а из этого чувства справедливости, сказала Нэнси Куни, коллега из The Inquirer. — Кевин Дрейпер, New York Times , 21 января 2023 г. Религия все больше становится своего рода жестоким абсолютизмом, а не признанием человеческой ошибочности и Божьей благодати. — Робин Гивхан, 9 лет.0310 Washington Post , 13 декабря 2022 г. Его размышления о рабстве служат предупреждением об опасностях чтения религиозного текста, написанного тысячи лет назад с наивным абсолютизмом . — Солт-Лейк-Трибьюн , 19 июля 2022 г. Это фактически превращает страну в политическое сообщество с установленной церковью прогрессивного нравственного абсолютизма . — Дэймон Линкер, 9 лет.03:10 Неделя , 17 июня 2021 г. В детстве Амба сильно тянулась к религии, но абсолютизм христианства оттолкнул ее. — Хэнк Штимер, New York Times , 26 сентября 2022 г. Узнать больше

    Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «абсолютизм». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

    История слов

    Этимология

    абсолютный +-изм (в политическом смысле после французского absolutisme )

    Первое известное использование

    1823, в значении, определенном в пункте 1a

    Путешественник во времени

    Первое известное использование абсолютизма было в 1823 г.

    Посмотреть другие слова того же года

    Словарные статьи рядом с

    абсолютизм

    отпущение грехов

    абсолютизм

    абсолютный

    Посмотреть другие записи поблизости

    Процитировать эту запись «Абсолютизм.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts