18.Учение Гегеля об абсолютной идее.
Абсолютная идея — это: единственно существующая подлинная реальность;первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием филосо¬фии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде¬ленного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са¬мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю¬щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя.
Гегель берет за первооснову всех явлений природы и общества “Абсолют”, т.е. некое безличное духовное начало, которое он называет то “мировым разумом, то “мировым духом”, то “абсолютной идеей”, которая существует, по Гегелю, до остального мира, природы и общества. Эта идея развивается через противоречия от абстрактного к конкретному состоянию, означающему полноту ее самореализации и достижение ею абсолютного тождества бытия и мышления, которое (тождество) на протяжении всего пути до конца системы было еще неполным, относительным, в определенной мере потенциальным. На этом пути “Идея” “отчуждает” себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческом мышлении и истории человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа.
Последний выступает в свою очередь в трех формах: искусство, религия и философия. Общие контуры системы изложены Гегелем в трех частях “Энциклопедии философских наук”.«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени:
1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания;
2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире — в природе;
3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира — «абсолютным знанием».
Абсолют творит мир, затем человека, а затем через человека осуществляется цель этого творения.
Посредством знания мы знаем больше о природе и о самих себе. Познание не может быть бесконечным. Абсолютная истина состоит из относительной. Мы все ближе к абсолютной истине. Познание всего означает конец истории, т.к. история – путь от незнания к абсолютному знанию.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы — «Философию духа». Здесь абсолютная идея становится по Гегелю «абсолютным духом». Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Развитие в системе Гегеля | Скрытый смысл
Мы продолжаем наше исследование понятий развития и отпадения и в этом видео мы рассмотрим, как эти идеи представлены в учении Гегеля.
Свои основные работы Гегель написал в начале 19 века, когда парадигма Модерна с ее идеей прогресса как бесконечного развития уже прочно укоренилась в сознании европейцев.
Напомню, что парадигма Модерна отличается от парадигмы Традиции в том, что в ней отрицается вечное бытие и существующим признаётся лишь становящийся чувственный мир. Конечно, люди, живущие в эпоху Модерна, могут верить в Бога, вечность или абсолютную истину, однако мировоззренческая парадигма данной эпохи всё равно будет оставлять свой отпечаток на их мышлении. Идея прогресса так или иначе будет проявляться в их взглядах, построениях и выводах.
Поэтому, хотя в системе Гегеля и присутствует вечная Абсолютная идея, тем не менее, в основе его философии лежит идея прогресса и развития человеческого разума, понятого как абсолютный субъект, Абсолютный дух. Вечное и совершенное бытие уже не является чем-то трансцендентным для человека. Такое бытие Гегель вполне по-модернистски отрицает. И всё достоинство божественного бытия приписывает человеческому духу, который трактует как Абсолютный дух.
Итак, Гегель следующим образом формулирует понятие развития:
«Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), potentia, δυναμις, второе есть для-себя-бытие, действительность (actus, ενέργεια).» [Гегель. Ист.филос., с.26].
То есть Гегель выделяет в понятии развития те же самые моменты, о которых говорили в прошлых видео: 1) потенциал как способность живого существа стать кем-то и 2) реализация потенциала как движение к цели.
Согласно Гегелю, действительность в целом имеет следующую структуру.
Роль вечной смысловой сферы здесь выполняет Абсолютная идея. Переходя в своё инобытие, Абсолютная идея становится природой. Возвращаясь из природы к самой себе через сознание и познание, Абсолютная идея становится Абсолютным духом.
Структура, как видим, очень похожая на платоническую, только здесь отсутствует Первоединое. Поскольку Гегель был рационалистом, для него абсолютом был Разум, тогда как Первоединое — это нечто иррациональное, выходящее за пределы мышления и потому абсолютно непознаваемое. Соответственно, учить об иррациональном и сверхлогическом истоке всего сущего Гегель не мог.
Следующее отличие гегелевского космоса от античного: надкосмический Ум, который понимался платониками как полнота бытия и самосознания, у Гегеля становится абстрактной идеей, логической формой, пустым логическим понятием, которое еще только нуждается в своём конкретном содержательном наполнении.
Соответственно, переход идеи в инобытие расценивается Гегелем не как отпадение от полноты бытия, а как закономерный процесс, необходимый для саморазвития идеи. А Мировая душа, которая неоплатониками мыслилась как убывающая полнота Ума, у Гегеля становится прогрессирующим в своём самопознании Абсолютным духом.
Таким образом, природа и человек в системе Гегеля — это, так сказать, «части» познающего самого себя Абсолюта. Абсолют здесь не является чем-то трансцендентным по отношению к человеку, независимым и самодостаточным. Напротив, он является имманентным человеку, а человек — имманентным Абсолюту. По Гегелю, Абсолютная идея есть не что иное как Бог-Отец христианской религии, природа — это Бог-Сын, а коллективное сознание человечества — Бог-Дух святой. По его словам,
«Бог как абстракция не есть истинный бог, истинным богом он является лишь как живой процесс полагания своего другого — мира; этот мир, постигаемый в божественной форме, есть сын божий, и лишь в единстве со своим иным, лишь в духе бог есть субъект.» [Энц., т.2, с. 24]
Понятно, что эта система вообще никоим образом не соответствует христианскому учению, где Бог является живым и истинным Богом совершенно независимо от сотворенного мира.
Интересно, что в отношении природы Гегель остался свободен от влияния эволюционистских идей. В природе, согласно Гегелю, не происходит никакого развития и никакой эволюции. Он говорит, что эволюция или эманация — это лишь два разных способа рассмотрения многообразия и иерархичности природы. И дело вовсе не обстоит таким образом, что из низшего происходит высшее или из высшего низшее. Ни хронологически, ни по смыслу. Поэтому, в богословских терминах, «мир сотворен, сотворяется теперь и будет вечно твориться» [Энц., т.2, с. 27].
Итак, природа, по Гегелю, не развивается. Прогресс происходит в Духе, т.е. в сознании и самосознании человека.
между духовным и природным миром существует, … еще и то различие, что последний постоянно лишь возвращается в самое себя, между тем как в первом, безусловно, имеет место также прогресс». [Энц., т.1, с. 418]
В природе мы видим, что живой организм начинается с зародыша, который содержит в себе организм в синкретической форме, затем переходит в свою противоположность, становится взрослой особью, и вновь возвращается к самому себе, создавая новый зародыш [Гегель. Ист.филос., с.26]. Здесь диалектический этап возвращения происходит лишь в новой особи, потому что конечное и ограниченное природное существо не может вернуться к самому себе в полной мере. Другое дело дух.
«он есть сознание, он свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. … дух, после того как он сделал себя иным, снова концентрируется в себя, снова возвращается в единство. Однако существующее в себе становится существующим для духа, и таким образом он становится для самого себя» [Гегель. Ист.филос., с.28].
То есть, мы, когда рождаемся, не осознаём, что мы суть воплотившийся дух, дух, в состоянии вне-себя-бытия. И только в процессе образования мы как бы «вспоминаем» себя, обнаруживаем, что мы — это не тело, что наша сущность лишь осуществляет себя в материи, но сама находится за ее пределами. И таким образом, наш дух достигает ступени для-себя-бытия, возвращается к себе, приходит к самосознанию себя как свободного существа.
«Развитие духа состоит, следовательно, в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе» [Гегель. Ист.филос., с.28].
Тот же процесс происходит, по Гегелю, и в глобальном масштабе. Абсолютный дух осознаёт себя в самосознании человечества, опредмечивая себя в искусстве, религии и философии — а также проявляет себя в различных формах государственного устройства, наивысшей из которых Гегель считает прусскую монархию. Таким образом, философская система Гегеля, по его мнению, являлась высшей точкой самосознания Абсолютного духа. В ней дух полностью возвращался к самому себе, достигая своего максимального развития.
«Это нахождение духа у себя, этот возврат его к себе, можно признать его высшей абсолютной целью. Все то, что совершается — вечно совершается — на небе и на земле, жизнь бога и все, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух себя познал, сделал себя самого предметом, нашел себя, стал для самого себя, объединился с собой» [Гегель. Ист.филос., с.28].
Моменты развития
Таким образом, развитие в системе Гегеля происходит, 1) в Абсолютной идее. Здесь происходит вневременное развитие как дифференциация — Абсолютная идея полностью различена внутри себя на всё множество необходимых категорий. Правда, как мы уже говорили, у Гегеля отсутствует необходимый момент единства, который обнимал бы собой все моменты идеального множества.
Далее, Абсолютная идея нуждается в реализации, и потому переходит в свою противоположность и становится природой. Традиционные учения о творении природы Богом или об эманации природы из надкосмического Ума Гегель считает не вполне верными и заменяет их на своё учение о том, что идея с необходимостью переходит в природу.
«Божественная идея именно и состоит в том, что она решается положить из себя это иное и снова вобрать его в себя, чтобы стать субъективностью и духом. … Идея определяет самое себя, т.е. полагает в самой себе различие, некое иное, но полагает его таким образом, что она в своей неделимости является бесконечной благостью и сообщает, дарит инобытию всю свою благость» [Энц. , т.2, с. 25].
И уже в человеческом сознании Абсолютная идея познаёт саму себя, становясь, таким образом, Абсолютным Духом. Идея возвращается к самой себе как к своей цели. Все необходимые диалектические моменты развития здесь налицо. Понятно, что ни о каком отпадении здесь речи не идёт, поскольку, по мнению Гегеля, Абсолютный дух через человека способен полностью и адекватно познать самого себя. То есть, логический этап возвращения здесь происходит без потерь и полное самозабвение духа в материи и его свободный отказ возвращаться в лоно Абсолютной идеи здесь невозможны.
В этом и заключается логическое ядро модернистской идеи прогресса. Для традиционного мировоззрения очевидно, что в сфере природно-психической, т.е. в становящемся мире триада развития не может осуществиться в полной мере: моменты исхождения и возвращения реализуют исходный потенциал лишь в очень малой мере. Ведь даже если бы мы жили бесконечно долго, мы всё равно не смогли бы реализовать весь свой потенциал, потому что актуализировали бы только одну из возможных для нас ветвей развития. А значит, в природном инобытии возможна лишь постепенная деградация, отпадение от полноты бытия.
Модернистское же мировоззрение полагает, что в материальном мире триада развития полностью реализуема: перешедшая в инобытие идея может полностью вернуться к себе, т.е. абсолютно полностью познать и осознать себя. Т.е. фактически, на материальный мир здесь переносятся свойства мира идеального и потому исхождение и возвращение трактуются как движение к идеалу, т.е. как прогресс.
Абсолютный идеализм | философия | Британика
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Похожие темы:
- гегельянство Абсолютная идея
Просмотреть весь связанный контент →
Абсолютный идеализм , философская теория, в основном связанная с Г.В.Ф. Гегель и Фридрих Шеллинг, немецкие философы-идеалисты XIX в. XX века, Джозайя Ройс, американский философ, и другие, но в своей основе продукт Гегеля. Абсолютный идеализм в целом можно охарактеризовать как включающий следующие принципы: (1) общий повседневный мир вещей и воплощенных разумов — это не мир, каков он есть на самом деле, а лишь такой, каким он предстает в терминах некритических категорий; (2) лучшее отражение мира находится не в физических и математических категориях, а в терминах самосознания; и (3) мысль есть отношение каждого частного опыта к бесконечному целому, выражением которого он является, а не наложение готовых форм на данный материал.
Идеализм для Гегеля означал, что конечный мир есть отражение разума, который только и является истинно реальным. Он считал, что ограниченное бытие (то, что возникает и исчезает) предполагает бесконечное неограниченное бытие, в котором конечное есть зависимый элемент. С этой точки зрения истина становится отношением гармонии или согласованности между мыслями, а не соответствием между мыслями и внешними реальностями. По мере продвижения от сбивающего с толку мира чувственного опыта к более сложным и связным категориям науки приближается Абсолютная идея, лишь частью которой являются все другие абстрактные идеи. Гегель считал также, что эта возрастающая ясность проявляется в том факте, что позднейшая философия предполагает и выдвигается из более ранней философии, приближаясь в конечном счете к тому, с чем связаны все вещи и что тем не менее самодостаточно, т. е. к Абсолютной идее.
Еще из «Британники»
Западная философия: XIX век
Шеллинг, хотя и сходный с Гегелем в том, что он тоже верил в Абсолютную Идею, отличался от него тем, что отождествлял Абсолют как недифференцированное или безликое единство противоположностей. Таким образом, в состоянии интеллектуальной интуиции субъект и объект, будучи противоположностями, теряются в анонимности Абсолюта. Гегель атаковал эту позицию в своем « Phanomenologie des Geistes».0032 (1807; Феноменология разума ).
Ройс предположил, что человеческий разум является фрагментом Абсолюта, но каким-то образом остается отдельным «я» и личностью. Он считал, что индивидуальные «я» (как части Абсолюта) способны, благодаря фундаментальной добродетели лояльности, искать свое все возрастающее и все расширяющееся значение и отождествляться с ним, таким образом приближаясь к Абсолюту.
Идеализм Гегеля лег в основу абсолютного идеализма многих философов (включая Ф. Х. Брэдли и Бернара Бозанке), сделавших абсолютный идеализм господствующей философией XIX в.век.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Абсолютный идеализм | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Абсолютный идеализм — онтологически монистическая философия, приписываемая Г.
Абсолютно-идеалистическая позиция господствовала в девятнадцатом столетии в Германии, Великобритании и, тем более, в Соединенных Штатах, породив движения, известные как немецкий идеализм , британский идеализм и объективный идеализм Джозия Ройс. Абсолютно-идеалистическую позицию следует отличать от субъективного идеализма Беркли, трансцендентального идеализма Канта или идеализмов Фихте и Шеллинга.
Содержание
- 1 Учения
- 1.1 Отношение к религии
- 1.2 Отношение к науке
- 2 Неогегельянство
- 2.1 Гегельянство после Гегеля
- 2.2 Немецкие неогегельянцы ХХ века
- 2.3 Другие известные неогегельянцы
- 3 Критика
- 3.1 Шопенгауэр
- 3.2 Мур и Рассел
- 3.3 Прагматизм
- 4 источника
Учения
Для Гегеля взаимодействие противоположностей диалектическим образом порождает все понятия, которые мы используем для понимания мира. Причем это развитие происходит не только в индивидуальном сознании, но и через историю. Например, в «Феноменологии духа » Гегель представляет историю человеческого сознания как путешествие по стадиям объяснения мира. Каждое последующее объяснение создавало проблемы и оппозиции внутри себя, приводя к напряженности, которую можно было преодолеть, только приняв точку зрения, которая могла бы объединить эти оппозиции в более высоком единстве. В основе духа лежит рациональное развитие. Это значит, что сам абсолют и есть такое рациональное развитие. Утверждение, что «вся реальность есть дух», означает, что вся реальность рационально упорядочивает себя и при этом создает противоположности, которые мы в ней находим. Даже природа не отлична от духа, так как она сама упорядочивается определениями, данными нам духом. Природа, как то, что не есть дух, так определяется духом, отсюда следует, что природа не есть что-то совершенно иное, но понимаемое как иное и потому не чуждое по существу.
Целью Гегеля было показать, что мы не относимся к миру так, как будто он отличен от нас, но что мы продолжаем находить себя снова в этом мире. С осознанием того, что и мой разум, и мир упорядочены в соответствии с одними и теми же рациональными принципами, наш доступ к миру стал безопасным, безопасность, которая была утрачена после того, как Кант провозгласил «Ding an sich» окончательно недоступным.
Отношение к религии
Некоторая форма идеализма, связанная с абсолютным идеализмом, всегда была любимой точкой зрения ранних религиозных мыслителей и философов. Он присутствует в мышлении многих важных христианских теологов, таких как Мейстер Экхарт. Это также основа индуизма адвайты и нескольких форм буддизма, включая дзен, йогачару и некоторые интерпретации Чистой земли, а также несколько школ исламского суфизма. Однако классифицировать эти направления под общим знаменателем «абсолютный идеализм» было бы неправильно, ибо это стерло бы различия, необходимые для понимания этих традиций как таковых.
Отношение к науке
Абсолютный идеализм или гегельянство в значительной степени повлияли на гуманитарные науки. По-немецки они называются «Geisteswissenschaften», а по-голландски «Geesteswetenschappen», что является прямым влиянием гегелевского понятия духа (Geist). В социологии, например, позиция известного социолога Ральфа Дарендорфа вдохновлена Гегелем.
В последнее время американский историк Фрэнсис Фукуяма был вдохновлен предполагаемым тезисом Гегеля, а именно «Конец истории», на написание чрезвычайно популярной книги. Однако то, что Гегель провозгласил конец истории, является мифом, популяризированным французским интерпретатором Гегеля Александром Кожевом.
Во многих философских кругах принято, что предлагаемая Гегелем натурфилософия устарела, хотя в то время, когда он ее предлагал, она была самой современной. Целую треть библиотеки Гегеля составляли справочники по естествознанию. В настоящее время такие авторы, как Ульгейт, утверждают, что гегелевская философия природы заслуживает более пристального внимания и была несправедливо отправлена на свалку философии.
Неогегельянство
Неогегельянство — это школа (или школы) мысли, связанная и вдохновленная работами Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, немецкого философа-идеалиста, работавшего около 1800 года.
Оно относится главным образом к доктринам идеалистической школы философов, которые были видными в Великобритании и Соединенных Штатах между 1870 и 1920 годами. Это название также иногда применяется для обозначения других философий того периода, вдохновленных Гегелем — ибо например, Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.
Гегельянство после Гегеля
Хотя Гегель умер в 1831 году, его философия жила. В политике еще до его смерти назревал раскол между правыми гегельянцами и левыми гегельянцами.
В философии религии влияние Гегеля вскоре стало очень сильным в англоязычном мире. Британская школа, называемая британским идеализмом и отчасти гегелевской по вдохновению, включала Томаса Хилла Грина, Уильяма Уоллеса, Ф. Х. Брэдли и Эдварда Кэрда. В первую очередь он был направлен на политическую философию.
В Америке развитие школы гегелевской мысли двигалось в сторону прагматизма.
Немецкие неогегельянцы ХХ века
В Германии существовало неогегельянство ( Neuhegelianismus ) начала ХХ века, отчасти развившееся из неокантианцев. Рихард Кронер написал одну из ее ведущих работ, историю немецкого идеализма с гегелевской точки зрения.
Другие известные неогегельянцы
- Фрэнсис Герберт Брэдли (1846–1924), британский абсолютный идеалист, адаптировавший «Метафизику» Гегеля.
- Джозайя Ройс (1855 — 1916), американский защитник абсолютного идеализма.
- Бенедетто Кроче (1866–1952), итальянский философ, защищавший теорию Гегеля о том, как мы понимаем историю. Кроче писал в основном на темы эстетики, такие как художественное вдохновение / интуиция и личное выражение.
- Бертран Рассел (1872–1970), влиятельный британский математик, философ и логик, работавший в основном в 20 веке. Рассел, однако, в ранние годы избавился от своего неогегельянства.
- Джованни Джентиле (1875-1944), видный философ фашистского движения. Призрак написал «Доктрину фашизма»
- Александр Кожев (1902–1968) породил новое понимание Гегеля во Франции в 1930-е годы.
Критика
Представители аналитической философии, которая была доминирующей формой англо-американской философии на протяжении большей части прошлого века, критиковали работу Гегеля как безнадежно темную. Экзистенциалисты также критикуют Гегеля за то, что он в конечном итоге предпочел эссенциалистское целое частностям существования. С эпистемологической точки зрения одна из основных проблем, преследующих систему Гегеля, заключается в том, как эти мыслительные определения влияют на реальность как таковую. Извечной проблемой его метафизики, по-видимому, является вопрос о том, как дух проявляет себя вовне и как порождаемые им понятия могут сказать что-либо верное о природе. В то же время придется, ибо иначе гегелевские системные понятия ничего не говорили бы о том, что само понятием не является, и система свелась бы лишь к замысловатой игре с пустыми понятиями.
Шопенгауэр
Шопенгауэр отмечал, что Гегель создал свой абсолютный идеализм после того, как Кант дискредитировал все доказательства существования Бога. Абсолют есть безличная замена концепции Бога. Это единственный субъект, который воспринимает вселенную как единый объект. Люди частично разделяют это восприятие. Поскольку вселенная существует как идея в сознании Абсолюта, абсолютный идеализм копирует панентеизм Спинозы, согласно которому все находится в Боге или Природе.
Мур и Рассел
Известно, что G.E. Восстание Мура против абсолютизма нашло выражение в его защите здравого смысла от радикально противоречащих интуиции выводов абсолютизма (например, время нереально, изменение нереально, разделение нереально, несовершенство нереально и т. д.). Г.Э. Мур также первым применил логический анализ против абсолютистов, который провозгласил Бертран Рассел, и положил начало всей традиции аналитической философии с ее использованием против философий своих непосредственных предшественников. Рассказывая о своем собственном умственном развитии, Рассел сообщает: «В течение нескольких лет после отказа от [абсолютизма] у меня был оптимистический бунт противоположных убеждений. Я думал, что все, что отрицал Гегель, должно быть правдой». (Рассел в Барретт и Адкинс 1962, с.477) Также:
Г.Э. Мур возглавил восстание, а я с чувством эмансипации последовал за ним. [Абсолютизм] утверждал, что все, во что верит здравый смысл, — это просто видимость. Мы впали в противоположную крайность и подумали, что реально все, что здравый смысл, не подверженный влиянию философии или теологии, считает реальным.
— Бертран Рассел; цитируется по Клемке 2000, стр. 28
Прагматизм
В частности, работы Уильяма Джеймса и Ф.К.С. Шиллер, оба основатели прагматизма, всю жизнь нападали на абсолютный идеализм. Джеймса особенно интересовал монизм, порождаемый абсолютным идеализмом, и его последствия для проблемы зла, свободы воли и морального действия. Шиллер скорее атаковал абсолютный идеализм за то, что он слишком оторван от нашей практической жизни и что его сторонники не смогли понять, что мышление — это просто инструмент для действия, а не для открытия абстрактного мира, который не может оказать на нас никакого влияния.
Абсолютный идеализм сильно изменил философский ландшафт. Парадоксально (хотя с гегельянской точки зрения, может быть, и вовсе не парадоксально) это влияние больше всего ощущается в порожденной им сильной оппозиции.