Житейское и научное психологическое знание. Их соотношение и сравнительная характеристика.
7.10.2015
Любая наука имеет в качестве своей основы, в том числе и житейский эмпирический опыт, накапливавшийся на протяжении тысячелетий человеческой истории. В этом смысле психология не является исключением. Каждый человек в течение жизни приобретает опыт понимания других людей, учета их индивидуальных особенностей, влияния на их поведение и так далее. И когда мы характеризуем человека как «психолога», то обычно имеем в виду не факт получения им специального психологического образования, а умение хорошо «разбираться в людях». Чем же отличается это житейское знание от собственно научного?
Существует несколько признаков, по которым можно отличить житейское знание от научного. Житейское знание формируется в деятельности, не имеющей своей целью получение знания, то есть оно образуется стихийно и, как правило, не осознается. Этим объясняется его несистематизированный, противоречивый характер.
Житейское знание конкретно, то есть формируется и используется для решения реальных задач, возникающих перед человеком в повседневной жизни. Поэтому оно «приспособлено» для данного, единичного случая, а не для всей системы сходных задач в целом, как это бывает в науке. Психологическая наука — это организованная деятельность людей, целью которой является получение обобщённого знания о закономерностях психической жизни людей.
Есть отличие и в способах передачи этих видов знания. Житейское знание носит бесписьменный характер и передается при непосредственном контакте между людьми. Для трансляции научного знания в обществе имеются специальные каналы (учебные и научные заведения, библиотеки и т.п.). Для описания психической реальности ученые-психологи вырабатывают особый язык — категориальный аппарат. Он включает в себя специальные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства психологических явлений, общие связи и соотношения между ними.
Психологические понятия совершенно по-иному описывают человека, чем обыденный язык. Поэтому, изучая психологию необходимо чётко осознавать содержание каждого из понятий не полагаясь при этом на его «естественную» понятность.Например, когда мы говорим: «Этот человек с характером», то подразумеваем, что он обладает рядом качеств, существенно отличающих его от других людей в положительную сторону (целеустремленность, ответственность, обаяние и др.). Напротив, называя человека «бесхарактерным», мы имеем в виду отсутствие у него этих качеств. С точки зрения психологической науки понятием «характер» обозначается некая совокупность черт, присущих любому человеку и определяющих основные особенности его поведения. Поэтому, выражение «бесхарактерный» не имеет с этой точки зрения смысла. Безусловно, граница между житейским и научным знаниям не является непроницаемой. С одной стороны, наука позволяет давать объяснение многим феноменам, которые давно зафиксированы в житейском знании, например, в форме пословиц, поговорок, житейских «премудростей».
Ключевые слова: Наука
Источник: Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин, Е.А.Богомолова, К.А.Моисеев — Калуга: КГПУ им К.Э. Циолковского, 2005. — 249 с.: ил.
Материалы по теме |
---|
Краткая история развития психологии Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Предмет общей психологии Максименко С. Д., Общая психология |
Виды и типовые задачи психологического исследования … |
Предмет, задачи и методы социальной психологии Жуйкова И.В., Социальная психология |
Проблема предмета психологии Карпов А.В., Общая психология |
Методы научного познания Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с…. |
Социальная психология в системе наук Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
1.2. Научное и житейское психологическое знание
Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация. Исходя из полученных знаний производится построение образа мира (так называемая научная картина мира) и способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Помимо научного способа освоения действительности принято выделять обыденное познание, художественное познание и религиозное познание.
Обыденное познание осуществляется людьми в повседневной жизненной практике. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее они существуют одновременно.
Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени – своего рода житейский психолог. Объективную основу для возникновения житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.
Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения.2 Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.
1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов.
Принцип — основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения
2. Житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.
3. Далее, житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере (особенно это касается так называемой «чистой» науки) ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.
4. Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т.п.
5. Существенно различаются пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т.д.
От искусства (художественного метода познания) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя заметим сразу, что в психологии это не всегда так). Для искусства же основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира — именно это чаще всего представляет интерес в художественном творении. Кроме того, принято противопоставлять рационализм и интеллектуализм науки образно-эмоциональному характеру художественного творчества.
От религии науку отличает, прежде всего, готовность к самоопровержению, вплоть до базовых принципов, в то время как религиозное знание — в рамках той или иной конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры.
Важно и другое противопоставление: в религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке он рассматривается — даже при условии религиозности ученого — как относительно самостоятельная реальность, которую можно обсуждать как таковую (наиболее очевидно это проявляется в материалистической науке).
В последние годы из-за возросшего интереса общества к психологическому знанию возникла новая сфера — так называемая “поп-психология”. По мнению М. Гриффитса, ее можно обозначить как: “упрощенная психология”, “неакадемическая психология”, “психология для массового читателя”. Психология стала частью культуры, в том числе массовой. Расцвет «поп-психологии» неотделим от развития средств массовой коммуникации. Кроме того, рекомендации “поп-психологов” адресованы любому человеку и используются в повседневной жизни. “Поп-психологию” не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. Ее нужно рассматривать как элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, этиология которых не ясна. Названия книг “Как достичь успеха в жизни”, “Как женщине не остаться одинокой”, “Не давите мне на психику”, “Сила ума” говорят сами за себя.
К сожалению, научная психология вынуждена сегодня вести “войну на два фронта“: против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии и т. д.) и поп-психологии, вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований.3
Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающих своей спецификой. В то же время грани между психологией и искусством, психологией и религией иногда настолько условны, что при обсуждении некоторых психологических концепций отход от научной строгости неизбежен.
1.1 Методы познания – методы исследования в психологии
1.1 Методы познания
Цели обучения
- Описать 5 методов приобретения знаний
- Поймите преимущества и недостатки каждого из них.
Найдите минутку, чтобы подумать о том, что вы знаете и как вы приобрели эти знания. Возможно, вы знаете, что вам следует заправлять постель по утрам, потому что ваши мать или отец сказали вам, что вы должны это делать, возможно, вы знаете, что лебеди белые, потому что все лебеди, которых вы видели, белые, или, возможно, вы знаете, что ваш друг лжет вам, потому что она ведет себя странно и не смотрит вам в глаза. Но стоит ли доверять знаниям из этих источников? Методы приобретения знаний можно разделить на пять категорий, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны.
ИнтуицияПервый метод познания — это интуиция. Когда мы используем нашу интуицию, мы полагаемся на свою интуицию, наши эмоции и/или наши инстинкты, чтобы вести нас. Вместо изучения фактов или рационального мышления интуиция предполагает веру в то, что кажется истинным. Проблема с опорой на интуицию заключается в том, что наша интуиция может быть ошибочной, поскольку она обусловлена когнитивными и мотивационными предубеждениями, а не логическими рассуждениями или научными данными. Хотя странное поведение вашего друга может навести вас на мысль, что он/она лжет вам, возможно, он/она просто затаился или занят каким-то другим вопросом, который вас не касается. Однако взвешивание альтернатив и размышление обо всех различных возможностях может парализовать некоторых людей, и иногда решения, основанные на интуиции, на самом деле превосходят решения, основанные на анализе (людям, интересующимся этой идеей, следует прочитать книгу Малкольма Гладуэлла «Озарение») 9.0021 [1] .
АвторитетВозможно, один из самых распространенных методов получения знаний — через авторитет. Этот метод включает в себя принятие новых идей, потому что некоторые авторитетные лица утверждают, что они верны. К этим органам власти относятся родители, средства массовой информации, врачи, священники и другие религиозные авторитеты, правительство и профессора. Хотя в идеальном мире мы должны быть в состоянии доверять авторитетным фигурам, история научила нас другому, и многие случаи зверств против человечества являются следствием того, что люди беспрекословно следуют авторитетам (например, Салемские процессы над ведьмами, военные преступления нацистов). На более мягком уровне, хотя ваши родители, возможно, и говорили вам, что вы должны заправлять постель по утрам, заправленная постель создает теплую влажную среду, в которой процветают клещи. Открытые простыни создают менее благоприятную среду для клещей. Эти примеры показывают, что проблема с использованием авторитета для получения знаний заключается в том, что они могут ошибаться, они могут просто использовать свою интуицию, чтобы прийти к своим выводам, и у них могут быть свои собственные причины, чтобы ввести вас в заблуждение. Тем не менее, большая часть информации, которую мы получаем благодаря авторитету, потому что у нас нет времени подвергать сомнению и независимо исследовать каждую часть знания, которую мы получаем благодаря авторитету. Но мы можем научиться оценивать полномочия авторитетных фигур, оценивать методы, которые они использовали для своих выводов, и оценивать, есть ли у них причины вводить нас в заблуждение.
РационализмРационализм предполагает использование логики и рассуждений для получения новых знаний. Используя этот метод, формулируются предпосылки и следуют логическим правилам, чтобы прийти к обоснованным выводам. Например, если мне дали предпосылку, что все лебеди белые, и предпосылку, что это лебедь, то я могу прийти к рациональному выводу, что этот лебедь белый, не видя лебедя на самом деле. Проблема с этим методом заключается в том, что если посылки неверны или есть ошибка в логике, то вывод будет неверным. Например, предположение, что все лебеди белые, неверно; в Австралии есть черные лебеди. Кроме того, если вы не обучены правилам логики, легко сделать ошибку. Тем не менее, если посылки верны и логические правила соблюдаются надлежащим образом, то это надежный способ приобретения знаний.
ЭмпиризмЭмпиризм предполагает получение знаний посредством наблюдения и опыта. Опять же, многие из вас, возможно, поверили, что все лебеди белые, потому что вы когда-либо видели только белых лебедей. На протяжении веков люди верили, что мир плоский, потому что он кажется плоским. Эти примеры и множество зрительных иллюзий, которые обманывают наши чувства, иллюстрируют проблемы, связанные с опорой на эмпиризм для получения знаний. Мы ограничены в том, что мы можем испытывать и наблюдать, и наши чувства могут обмануть нас. Более того, наш предыдущий опыт может изменить то, как мы воспринимаем события. Тем не менее эмпиризм лежит в основе научного метода. Наука опирается на наблюдения. Но не просто любые наблюдения, наука опирается на структурированные наблюдения, известные как систематический эмпиризм.
Научный методНаучный метод — это процесс систематического сбора и оценки данных для проверки идей и ответов на вопросы. Хотя ученые могут использовать интуицию, авторитет, рационализм и эмпиризм для создания новых идей, они не останавливаются на достигнутом. Ученые делают еще один шаг вперед, используя систематический эмпиризм для проведения тщательных наблюдений в различных контролируемых условиях, чтобы проверить свои идеи, и они используют рационализм, чтобы прийти к обоснованным выводам. Хотя научный метод является наиболее вероятным из всех методов получения достоверных знаний, как и все методы приобретения знаний, он также имеет свои недостатки. Одна из основных проблем заключается в том, что не всегда возможно использовать научный метод; этот метод может потребовать значительного времени и ресурсов. Другая проблема с научным методом заключается в том, что с его помощью нельзя ответить на все вопросы. Как описано в следующем разделе, научный метод можно использовать только для решения эмпирических вопросов. Эта книга и ваш курс по методам исследования предназначены для того, чтобы предоставить вам углубленное изучение того, как психологи используют научный метод для улучшения нашего понимания человеческого поведения и разума.
- Gladwell, ME (2007). Блинк: сила мышления без размышлений. Как правильно мыслить о психологии (9-е изд.). Нью-Йорк: Литтл, Браун и компания. ↵
Что такое знания в психологии?
1. состояние знакомства с чем-либо или осведомленности о его существовании, обычно возникающее в результате опыта или изучения . 2. диапазон понимания или информации. В некоторых контекстах слова «знание» и «память» используются как синонимы.
Запрос на удаление |
См. полный ответ на Dictionary.apa.org
Что такое психология знаний сегодня?
В повседневном использовании знание относится к осведомленности или знакомству с различными объектами, событиями, идеями или способами ведения дел. Но, как веками отмечали философы, все довольно быстро усложняется. Рассмотрим, например, вопрос: что реально? Бутылка из-под колы на моем столе настоящая?
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте психологии сегодня. com
Почему знания важны в психологии?
По сути, психология помогает людям в значительной степени потому, что может объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе. Обладая таким профессиональным пониманием, психолог может помочь людям улучшить процесс принятия решений, управления стрессом и поведения, основываясь на понимании поведения в прошлом, чтобы лучше предсказывать поведение в будущем.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на udc.edu
Что такое базовые знания психологии?
Психология – это научное исследование того, как люди ведут себя, думают и чувствуют. Психологи изучают все, что связано с человеческим опытом, от базовой работы человеческого мозга до сознания, памяти, рассуждений и языка, личности и психического здоровья.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте психологии.uq.edu.au
Что такое знания в когнитивной психологии?
Когнитивное знание относится к хранимой человеком информации о человеческом мышлении, особенно об особенностях его собственного мышления.
Запрос на удаление |
См. полный ответ на link.springer.com
Рост знаний: ускоренный курс психологии #18
Как мы определяем знания?
: факт или условие осознания чего-либо. (2) : диапазон информации или понимания. ответил, насколько мне известно. : обстоятельство или условие постижения истины или факта посредством рассуждения: познание.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Какое лучшее определение знания?
/ˈnɑːlɪʤ/ существительное. Определение ЗНАНИЯ в Британском словаре. 1. : информация, понимание или навыки, которые вы получили благодаря опыту или образованию.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на britannica.com
Какие 4 типа знания существуют в психологии?
Психолог Дэвид Кратволь (2002) создал таксономию, которая помогает объяснить, как люди обрабатывают и усваивают объекты на аффективном или эмоциональном уровне. Он разделил знания на четыре типа: фактические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на linkedin.com
Какие два типа знаний существуют в психологии?
Какие есть 7 типов знаний?
- Явные знания.
- Неявное знание.
- Неявное знание.
- Процедурные знания.
- Декларативные знания.
- Апостериорное знание.
- Априорное знание.
|
Посмотреть полный ответ на getguru. com
Почему важны базовые знания?
Знания оттачивают наши навыки, такие как рассуждение и решение проблем. Сильная база знаний помогает мозгу работать более плавно и эффективно. Мы становимся умнее благодаря силе знаний и легче решаем проблемы. * Повседневная жизнь. Знание важно и полезно в повседневных событиях.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на toppr.com
Как мы приобретаем знания в области психологии?
Психологи используют научный метод для получения знаний. Чтобы применить научный метод, исследователь с вопросом о том, как и почему что-то происходит, предлагает предварительное объяснение, называемое гипотезой, для объяснения явления.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайтеcourses.lumenlearning.com
Как вы развиваете знания в области психологии?
Изучите академические подходы к психологии, слушая лекции. Вы также можете послушать лекции, записанные профессорами психологии. Лекции обычно более методичны и академичны, чем подкасты. Некоторые университеты записывают большое количество лекций и делают их общедоступными.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на wikihow.com
Что такое знания в социальной психологии?
Коллективное знание, производимое вашим сообществом или социальным кругом, известно как социальное знание. В социальном или культурном контексте социальные знания могут быть коллективной базой знаний небольших групп, таких как семья, или массивными и постоянно развивающимися знаниями, такими как Википедия.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте Study.com
Как Пиаже определил знание?
Пиаже считал, что знание — это биологическая функция, возникающая в результате действий человека посредством изменений. Он также заявил, что знание состоит из структур и возникает в результате адаптации этих структур к окружающей среде.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Что такое теория познания Пиаже?
Теория Пиаже основана на идее о том, что приобретение знаний представляет собой процесс непрерывного самопостроения. Знания изобретаются и изобретаются заново по мере того, как ребенок развивается и взаимодействует с окружающим миром (Дрисколл, 19 лет).94).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на home.gwu.edu
Что такое пример знания?
Знание простирается от холодных неопровержимых фактов до таких элементов культуры, как литература, мифы, искусство и музыка. Например, человек, который знает, как рассказать традиционную историю и понимает ее цель и смысл.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на simplicable. com
Какой отраслью знаний является психология?
Психология – это научное исследование разума и поведения. Психология включает изучение сознательных и бессознательных явлений, включая чувства и мысли. Это академическая дисциплина огромного масштаба, пересекающая границы между естественными и социальными науками.
Запрос на удаление |
Полный ответ см. на en.wikipedia.org
Каковы 3 отрасли знания?
Аристотель делит знание на три типа: эпистему, техне и фронезис. Эпистема означает научное знание, Техне означает знание ремесла, а Фронезис означает этическое знание.
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на рычаге.com
Каковы 3 различных вида знаний?
3 типа знаний
- Явные знания. Скорее всего, в вашей организации уже есть хранилище явных знаний. …
- Неявное знание. Неявные знания строятся на ваших существующих явных знаниях. …
- Неявное знание.
|
Посмотреть полный ответ на elium.com
Каковы 4 основы знаний?
Эпистемология, происходящая от греческого слова episteme, означающего знание или понимание, относится к природе и происхождению знания и истины. Эпистемология предполагает, что существует четыре основных основы знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на theedadvocate.org
Каково классическое определение знания?
знание. Согласно классическому определению, знание оправдано. истинная вера или истинное мнение в сочетании с разумом.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на jstor.org
Какими словами можно описать знание?
синонимы знания
- способности.
- осведомленность.
- образование.
- экспертиза.
- знакомство.
- хват.
- понимание.
- интеллект.
|
Посмотреть полный ответ на thesaurus.com
Какие слова описывают полноту знаний?
Синонимы знающего
- информированного.
- знаком.
- знакомый.
- в курсе.
- общ.
- вверх.
- в курсе.
- разбирается.
|
Полный ответ см. на сайте merriam-webster.com
Почему знание трудно определить?
Суть проблемы определения знания состоит в том, чтобы отличить его от веры. Знание относится к фактам или вещам, которые считаются истинными. Некоторые философы утверждали, что знания должны быть обоснованы, делая их разумными суждениями, основанными на доказательствах.
Запрос на удаление| Посмотреть полный ответ наrickle.