Что такое абсолютный слух в музыке: Что такое абсолютный слух

Что такое абсолютный слух

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т. п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».
И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.
Музыка – как письменность – это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т. д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.
Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.
Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть – спели и попали. Чуть ниже – тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.
По голосу существует специальный курс, он называется «Учимся петь чисто». Это тоже плод долгих разработок и тестирований (чуть меньше года).

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

Всё.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Виды музыкального слуха: что к чему?

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук. Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

************************************************************************

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок. Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

************************************************************************

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

************************************************************************

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

************************************************************************

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

************************************************************************

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

************************************************************************

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Автор – Вячеслав Блохин




Что такое идеальный слух? | The University of Chicago

Серия объяснений

Узнайте больше о прорывах, сделанных впервые в Чикагском университете

К Макс Витинский

Идеальный слух относится к способности человека идентифицировать любую музыкальную ноту по названию после ее прослушивания, без привязки к другим нотам. Идеальный слух, также известный как абсолютный слух, также может относиться к способности некоторых певцов петь заданную ноту по сигналу.

Хотя абсолютный слух считался редкой способностью, которая зависела в первую очередь от раннего музыкального обучения в «критический период» чувствительности в детстве, исследования слухового обучения в Чикагском университете и в других местах показали, что некоторые люди могут научиться распознавать музыкальные ноты.

на слух даже в более позднем возрасте.

Перейти к разделу:

  • Что такое идеальный слух?
  • В чем разница между совершенным слухом, абсолютным слухом и относительным слухом?
  • Можно ли научиться совершенному слуху?
  • Насколько редок абсолютный слух и является ли он генетическим?
  • Чему нас научили исследования абсолютного слуха в отношении слухового обучения?

Что такое абсолютный слух?

Идеальный слух относится к способности человека правильно идентифицировать музыкальную ноту, услышав ее. Например, если бы кто-то сыграл ноту до-диез (C#) на фортепиано, человек с абсолютным слухом смог бы назвать ноту, не видя, какая клавиша была нажата. Певцы с абсолютным слухом также могут спеть заданную ноту по сигналу, не услышав ее.

Известные музыканты, в том числе Элла Фицджеральд и Вольфганг Амадей Моцарт, обладали абсолютным слухом, который считался редкой способностью. Однако исследования, проведенные в Чикагском университете в области слухового обучения, усложнили представление о том, что абсолютный слух — это способность «все или ничего», которую могут приобрести лишь немногие избранные, если они изучают музыку в раннем возрасте в «критический период». чувствительности. Вместо этого его можно развить даже во взрослом возрасте, и он может зависеть от более общих слуховых и когнитивных способностей.

В чем разница между абсолютным слухом, абсолютным слухом и относительным слухом?

Идеальный шаг и Абсолютный шаг по сути являются одними и теми же понятиями. Идеальный слух — это неофициально используемый термин, в то время как абсолютный слух — это более технический термин, часто используемый в исследованиях, посвященных науке о слуховом восприятии.

Оба термина относятся к способности человека идентифицировать сыгранную вслух ноту, не видя, как она была сыграна на инструменте, и без ссылки на другую ноту. Идеальный слух может также относиться к способности воспроизвести заданную ноту по сигналу при пении.

Относительный слух отличается от абсолютного/абсолютного слуха тем, что люди с относительным слухом могут различать ноты, но только относительно друг друга. Например, с помощью сольфеджио, в котором слоги до, ре, ми, фа, со, ля, ти, до применяются к нотам гаммы, человек может определить, насколько выше или ниже одна нота по отношению к другой. . Относительный слух более распространен среди музыкантов, чем абсолютный.

Как люди с абсолютным/абсолютным слухом, так и люди с относительным слухом часто могут воспроизводить музыку «на слух», то есть воспроизводить песню только на слух. Однако те, у кого абсолютный/абсолютный слух, всегда могут сказать, была ли песня перенесена в другую тональность из ее исходной записи, тогда как те, у кого относительный слух, могут не иметь такой возможности.

Можете ли вы выучить абсолютный слух?

Люди действительно могут научиться различать музыкальные ноты на слух, но есть некоторые оговорки.

Ранее считалось, что приобретение абсолютного слуха зависит от «критического периода» в раннем возрасте, в течение которого дети могут приобрести абсолютный слух при обучении, или что только некоторые дети с особым генетическим даром могут приобрести абсолютный слух в этот период. Считалось, что взрослые не могут приобрести абсолютный слух после закрытия окна развития.

Однако в исследовании 2013 года утверждалось, что препарат под названием вальпроат может «снова открыть» этот критический период, позволяя некоторым взрослым научиться распознавать ноты на слух с помощью тренировок. Более поздние исследования, проведенные в Чикагском университете профессорами Говардом Нусбаумом, Шеннон Хилд, Стивеном Ван Хеджером и Рашель Кох, показали, что наркотики могут и не понадобиться: после краткого обучения некоторые взрослые научились запоминать ноты и могли правильно идентифицировать их даже несколько месяцев спустя с большей точностью, чем они были в состоянии заранее.

Хотя лишь немногие люди могут стать такими же точными, как люди, которые всю жизнь обладали абсолютным слухом, согласно Нусбауму, «абсолютный слух» может быть более гибким, чем считалось ранее. Идеальный слух, вероятно, связан со слуховой рабочей памятью человека, другими словами, с его способностью запоминать и придавать значение таким звукам, как музыкальные ноты.

Другое исследование, проведенное Ван Хеджером, Хилдом и Нусбаумом, показало, что даже люди с абсолютным слухом могут быть перестроены или «обмануты», заставив их думать, что музыка настроена, хотя на самом деле она фальшивая, если они сначала послушают произведение. музыки, которая постепенно расстраивается на треть ноты в течение нескольких минут.

Родной язык человека и его предыдущий опыт работы с музыкой и звуками также могут влиять на его способность различать музыкальные ноты и вероятность наличия у него абсолютного слуха. Например, некоторые данные свидетельствуют о том, что носители тональных языков, таких как мандарин, в которых одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от тона, в котором оно произносится (где тон относится к частоте или высоте звука, а не к эмоциональному качеству), может быть больше шансов развить способность.

Те, кто научился играть на инструментах с раннего возраста, также могут иметь абсолютный слух.

Согласно недавнему исследованию, проведенному в лаборатории Нусбаума под руководством докторанта Кэтрин Рейс, лучшим предиктором абсолютного слуха является мера реакции мозга, называемая «частотой следования за реакцией», которая дает моментальный снимок общей целостности способности человека обрабатывать и классифицировать звуки.

Предупреждение, однако, заключается в том, что частота, следующая за самой реакцией, не является неизменной. Хотя это может показаться «фиксированным», люди могут улучшить эту реакцию с практикой, и люди как с абсолютным слухом, так и без него лучше называют ноты, воспроизводимые на фортепиано, в отличие от звуков, сгенерированных компьютером, что позволяет предположить, что знакомство с тембрами музыкальных инструменты важны.

Насколько редок абсолютный слух и является ли он генетическим?

Обычно приводится цифра, согласно которой примерно один из 10 000 человек, или 0,01% людей, обладает абсолютным слухом. Однако на самом деле абсолютный слух может быть значительно более распространенным явлением: согласно одному недавнему обзору, 4% студентов-музыкантов обладают такими способностями, а людей с абсолютным слухом можно найти среди населения в целом, если знать, как их искать, согласно Нусбауму. , ведущий эксперт в области слухового обучения.

Исследование, проведенное в Чикагском университете, также показало, что абсолютный слух не может быть врожденным, неизменным навыком, потому что некоторые люди могут научиться различать ноты с помощью тренировок, в то время как тех, у кого абсолютный слух, можно «обмануть» повторной настройкой. Тем не менее, существует вариабельность способности людей распознавать ноты на слух, как с обучением, так и без него, что может быть связано с экологическими, генетическими или неврологическими различиями, такими как слуховая рабочая память и частота, следующая за реакцией.

Нусбаум считает, что наличие или возможность приобретения у человека абсолютного слуха может быть результатом сочетания его музыкальной подготовки и общей способности слуховой рабочей памяти и перцептивного внимания. Например, в то время как некоторые люди, которых экспериментально обучали запоминать ноты в течение восьми недель, в конечном итоге достигли того же уровня точности, что и те, у кого от природы был абсолютный слух, другие этого не сделали.

Чему нас научили исследования абсолютного слуха в отношении слухового обучения?

Ученые, изучающие абсолютный слух в Чикагском университете, применили свои исследования к психологии как часть растущего массива данных, которые бросают вызов представлению о том, что способности людей являются врожденными, генетическими: вместо этого они утверждают, что эти способности более гибкие. В случае аудиального обучения — языков, музыки и других звуков — это означает, что люди могут иметь больше возможностей развивать свои способности в более позднем возрасте, чем считалось ранее.

По словам Нусбаума, много лет изучавшего слуховое обучение: «То, как вы начинаете что-то изучать, меняет то, как вы обращаете на это внимание». Если люди вынуждены изучать новый язык, например, путем погружения в языковую среду — из-за того, что они изолированы от других эмигрантов или потому, что от этого зависят их средства к существованию, — они с большей вероятностью станут беглыми гораздо быстрее, чем те, от кого не требуется уделять внимание точно так же, кто может обойтись без этого.

Нусбаум описывает этот компромисс как возражение против теории «критического периода», которая предполагает, что люди имеют ограниченные возможности развития для приобретения новых навыков, и поддержку теории «критической массы», которая предполагает, что объем обучения, которое происходит с течением времени, может влияют на уровень и тип внимания, уделяемого человеком той или иной области знаний. Таким образом, практика и погружение играют важную роль в развитии навыков: практика, в некотором смысле, действительно делает «совершенным».

В чем разница между относительным и совершенным слухом?

10 сентября 2019, 10:09 | Обновлено: 10 сентября 2019, 10:37