это, определение слова, понятие. Что такое Акмеология, значение, словарь, энциклопедия
Акмеология [греч. akmē — вершина + logos — наука, учение] — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости. Создателями А. были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина. В их представлении зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») — это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее, насколько он состоялся как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист-труженик в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т. п. Это состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека с позиций разных наук позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Время выхода человека на уровень акме как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности часто не совпадает (либо можно говорить лишь об относительном совпадении), поскольку наблюдаются разные темпы изменений в этих характеристиках.
В акмеологических исследованиях устанавливается сходное и различное в индивидных, личностных и творческих характеристиках разных людей, проясняется действие факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости и такие особенности акме человека, как его содержание, продуктивность, время наступления, широта, продолжительность и др. А. выясняет также, какие предпосылки должны быть сформированы у человека на предшествующих зрелости этапах возрастного развития для того, чтобы он по-настоящему смог состояться как индивид, как личность, как субъект деятельности, став взрослым. Поэтому А. прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо- и микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др. ), природной среды и самого человека на процесс собственного развития, ставя и решая задачу разработки таких рекомендаций стратегии организации его жизни, реализация которых позволила бы ему оптимально объективировать себя на ступени зрелости и внести свой индивидуально неповторимый вклад в обогащение ценностей жизни и культуры.
Наряду с расширенным толкованием А., некоторыми авторами предлагается иная, более специальная трактовка понятия А., как знание о высшем уровне профессионального мастерства или профессионализма человека. При этом на междисциплинарном уровне рассматривается содержание феномена профессионализма, прослеживается зависимость между профессионализмом и другими особенностями человека, пути и условия достижения профессионализма, а также способы предотвращения профессиональной деформации. При решении этих задач в А. изучается труд профессионалов экстракласса в разных областях деятельности, выявляется, что их объединяет и что различает, насколько различия обусловлены конкретной областью труда. Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать, несхожесть технологий, которые используются, чтобы получить высокий результат, определяют своеобразие содержания и формы профессионализма в таких системах деятельности, как: человек — живая природа- человек — техника и неживая природа- человек — человек- человек — знаковые системы- человек — образы искусства (классификация Е.А. Климова) или в таких сложных областях, как политика, экономика, управление, предпринимательство, военное дело и др. Помимо этого, А. исследует процессы переподготовки, когда человек меняет профессию и в новой области труда ему необходимо достигнуть максимального профессионализма, выявить новые грани своего «акме».
В зарубежной психологии выделение А. как относительно самостоятельной области исследований не принято: психология зрелости рассматривается лишь как один из разделов психологии развития. В отечественной психологии, наряду со сторонниками такого выделения, имеются и его противники, полагающие методологически некорректным объединение разнородных научных дисциплин только на основе общности изучаемого объекта (высшие достижения человека).
А.А. Бодалев, А.Л. Венгер
Акмеология
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(от греч. akme – пик, вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила), область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
(от греч. akme — высшая степень, вершина) — комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.В 1-м (широком) смысле этот…
Акмеология
Психологическая энциклопедия
, изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступени зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого акме.
Поделиться:
АКМЕОЛОГИЯ — это что такое АКМЕОЛОГИЯ
(от аkme — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого lоgos — учение)
— наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «А.» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.
Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
(Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))
— наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.
(Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. — Великий Новгород, 2002. С. 109)
— интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.
(Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1999. С. 4)
— наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.
(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. — СПб., 2002. С. 3)
— наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.
(Рэм Федорович Жуков. — СПб., 2002. С. 28)
См. также Жуков, Рэм Федорович, Педагогическая акмеология, Самообразование
Ч30в2
Ч443(2)
Ю937.234
Синонимы:
педагогика
Информационные технологии как средство акмеологического воздействия в контексте самореализации личности
Серия: Успехи исследований в области экономики, бизнеса и управления
Авторы
И.В. Балынин, Н.Н. Нижнева, А.Г. Михайлова
Автор, ответственный за переписку
И.В. Балынин
Доступен в Интернете 5 мая 2020 г.
- DOI
- https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.211Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- коронавирусная инфекция, дистанционное обучение, самореализация, информационные технологии, акмеологический подход, социально-психологические качества
- Реферат
Исследуемая в данной статье проблема актуальна для системы профессионального образования, так как изменения в системе высшего образования внесли некоторые коррективы в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов при переходе на дистанционное обучение с целью предотвратить угрозу возможного заражения новой коронавирусной инфекцией, что связано с социально-психологической адаптацией человека к новым социальным условиям существования.
- Copyright
- © 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту» (MTDE 2020)
- Series
- Advances in Economics, Business and Management Research
- Publication Date
- 5 May 2020
- ISBN
- 978-94-6252-962-5
- ISSN
- 2352-5428
- DOI
- https ://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.211Как использовать DOI?
- Copyright
- © 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью АУ — И.В. Балынин АУ — Н.Н. Нижнева AU — А.Г. Михайлова ПГ — 2020 ДА — 05.05.2020 ТИ — Информационные технологии как средство акмеологического воздействия в контексте самореализации личности БТ — Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту» (MTDE 2020) ПБ — Атлантис Пресс СП — 1271 ЭП-1275 СН — 2352-5428 УР — https://doi.
org/10.2991/aebmr.k.200502.211 СДЕЛАТЬ — https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200502.211 ID — Балынин2020 Скорая помощь —скачать .riscopy в буфер обмена
Акмеологический подход к подготовке будущих педагогов в вузе — Социосфера — 2011. № 1. 3
Социосфера
2011. №. 3, 29–34
ISSN: 2078-7081
‘; для (var i = 0; i
1164
Реферат
Повышение квалификации и квалификации будущих учителей, связанное с сознательным восхождением личности на высокий уровень компетентности и профессионального мастерства, возможно с помощью новой и перспективной науки – педагогической акмеологии. Реализовать акмеологический подход в подготовке педагогов означает осуществить акмеолого-педагогическое воздействие на учащихся таким образом, чтобы у них сформировалась акмеологическая направленность личности как стержневое свойство и ключевой показатель профессионализма личности. Модель акмеологической направленности личности студентов в процессе реализации акмеологического подхода к профессионально-педагогическому образованию системно описывает выявленные психолого-педагогические условия, сочетает в себе методологические установки, педагогические подходы, средства, приемы и формы организации образовательного процесса в вузе, этапы их организации и критерии сформированности. Проблема качества образования будущих учителей может быть решена с помощью акметехнологий, изучения теории и апробации акмеологических принципов.
Ключевые слова: акмеология; профессиональный обучение; качество образования; учителя.
Рубрика журнала: Психология
Тип статьи: научная статья
Для цитирования: Величко Е. В. Акмеологический подход к подготовке будущих педагогов в вузе. Социосфера = Социосфера, 2011. №. 3, стр. 29–34. (на рус., реферат на англ.)Ссылки
- Антропова Л. В. Акметтехнологии в адаптивной подготовке педагогических кадров // Школьная технология. – 2003. – № 6. – С. 25.
- Бедерханова В. П. Личная профессиональная позиция в контексте развивающая гуманистическая реальность в образовании // В поисках гуманистической реальность: сб. научных трудов / научный редактор В. П. Бедерханова. – Краснодар: КубГУ, 2007. – 382 с.
- Бернс Р. В. Самоконцепция педагога // Педагогическая психология: читатель / комп. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – св. СПб, 2006. – 346 с.
- Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Педагогические условия профессионального
личности будущих учителей // Сборник научных трудов «Естествознание».
и гуманизм» / под ред. проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. – Том 2.
Выпуск 5.
- Зобнина Т. В. Акмеологические аспекты преподавания педагогической психологии // Актуальные проблемы педагогики личности и акмеологический подход к образование. – Санкт-Петербург: изд-во Балтийской педагогической академии, Кафедра педагогической акмеологии, 2010. – Вып. 105. – 173 с.
- Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональная деятельность профессионала. – Санкт-Петербург – Коломна – Рязань, 2008. – С. 76. .
- Мажарова Н. А. Образовательная программа как средство профессионального самоопределение учащихся: Автореф. Дис. …кандидата педагогических наук: 20.04.2005 защищен. – Оренбург: Экспресс-печать, 2005. – 24 с.
- Медведев В. П. О роли педагогической акмеологии в современном профессиональное образование // Фундаментальные исследования. – 15.05.2011. – С. 32–34.
- Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / общая редакция А. А. Деркача, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАЭ.