АНТРОПОМОРФИЗМ | это… Что такое АНТРОПОМОРФИЗМ?
(от греч. ἄνϑρωπος – человек и μορφή – форма) – наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А. – одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н.э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу (Ксенофан, В 14, 15, Diels). Позднее эта мысль развивалась Спинозой («Этика», см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 396 и др.), Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1940, с. 88 и др.), Вольнеем («Руины, или размышления о революциях империй», 1928, с. 53, 99–100) и др. Наиболее глубоко вскрыл значение А. в религии Фейербах: «…природа там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,… а как человекоподобное, или, вернее, человеческое существо» (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти мысли Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин. Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: «…неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь» (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).
Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъестеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ. чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах и демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст. времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о «живом мертвеце», о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах «тотемических предков» переплетаются животные и человеч.
черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, андаманцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др.На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.
Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила – настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) традиция перешла и в христианство, где сохранилась, особенно в католич.
Развитие науч. знаний в новое время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный принцип. На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм, деизм, богоискательство, богостроительство и пр. сохраняющие, однако, в себе следы А.
А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот «поэтический» А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа «возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира – материалы и орудия труда – человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189).
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, М., 1958, с. 49–72; Тюменев А. И., Возникновение религии и первые шаги религиозного развития, «Зап. научн. об-ва марксистов», 1922, No 3, с. 60–85; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 4–12; Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.–Л., 1936; Никольский В. К., Происхождение религии, М.
С. Токарев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Антропоморфизм | Понятия и категории
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos и morphe: форма человека) — придание не-людям (например, Богу, ангелам, животным) человеческих признаков и качеств. Обычно считается, что антропоморфность придают образу Бога слаборазвитые несовершенные умы, привыкшие иметь дело с чувственным восприятием и не склонные воспринимать высшие идеи. В таком случае антропоморфные черты Бога следует считать не более чем метафорами. Однако, не унижает Бога речь о Нем как о Личности (Лице), имеющей волю, замысел, план и намерение.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antropos — человек и morpn — форма, вид) — одна из наиболее ранних и распространённых сторон религиозного сознания: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы: растения, животных, явления и силы природы — человеческого образа и человеческих свойств. Говоря о том, что человек создал богов по своему образу и подобию, древнегреческий мыслитель Ксенофан (6 век до н. э.) поставил под сомнение важный религиозный догмат: боги создали мир и человека. Литература: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthiopos — человек и morphe — форма) — уподобление человеку явлений природы, а также воображаемых фантастических, сверхъестественных существ (богов, добрых и злых духов, вроде лешего, домового, водяного и т. п.), т. е. перенесение человеком своего облика (формы), свойств и способностей на внешнюю природу и мифические существа.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 12.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ — Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (см.
Tags:
Психология
АНТРОПОМОРФИЗМ, приписывание человеческого облика и свойств Богу. Первобытное мышление наделяло природные явления и объекты некой разумной жизненной силой, подобной той, которую человек ощущал в себе самом. Эти воззрения получили название анимизма. Истоки религиозного мироощущения можно усмотреть в первых попытках человека воздействовать на эту одушевленную жизненную силу средствами убеждения или мольбы. Позднее объекты поклонения стали наделяться и человеческим обликом, поэтому большинство религий (особенно в их ранней народной форме) можно охарактеризовать как антропоморфные.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos — человек и morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С точки зрения материализма, антропоморфическое толкование поведения животных означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества.
Tags:
Философия
АНТРОПОМОРФИЗМ (ANTHROPOMORPHISME). Стремление придать человеческие черты тому, что не является человеком, в частности животным или богам. Именно это и происходит в баснях и в религиях. «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, — пишет Вольтер, — мы сумели ответить ему тем же».
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 42.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos — человек и morphe — форма) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в антропоморфизме особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение антропоморфизма в религии Фейербах.
Tags:
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ανθρωπος — человек и μορφή — форма) — наделение предметов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку; характерен для мифологического и религиозного сознания, однако и ныне сохраняет свою значимость не только в сфере искусства и народного фольклора, но и в области науки (см. Антропный принцип).
Tags:
Философия
Религия
АНТРОПОМОРФИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos ‘человек’ и morphe ‘вид, форма’), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Различаются следующие значения данного термина.
1. Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т. п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка. Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации. Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.
2. Прием поэтической речи, состоящий в том, что предмет изображения уподобляется человеку, либо наделяется человеческими свойствами, в частности, способностью вести беседу с человеком:
О временах простых и грубых
Копыта конские твердят
(О.Мандельштам)
В поэтической речи нередки случаи, когда все изложение ведется от лица неодушевленного предмета:
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог
(К.Случевский)
Антропоморфизм в поэтической и некоторых видах непоэтической речи представляет собой пример коммутации «лицо/не-лицо». Распространенность антропоморфизма в определенных родах прозы и поэзии настолько высока, что скорее отказ от видения в неодушевленных объектах и живых существах, не являющихся людьми, партнеров по диалогу станет считаться здесь отклонением от нормы: «баснописцы, любящие „говорящих» животных, а также философы, изучающие развитие сознания у растений и даже у материи вообще, сохранили многочисленных последователей» (Ж.Дюбуа. Общая риторика).
3. Риторический прием включения в аргументативный или убеждающий дискурс духовных и прочих воображаемых сущностей, умерших или еще не родившихся людей или персонифицированных неодушевленных предметов. В уста этих сущностей вкладываются аргументы в пользу отстаиваемой оратором точки зрения или выражение определенного отношения к сообщаемому. Так, в старопольской литературе популярны жалобы отчизны-матери на неблагодарность детей-граждан. Другие примеры: Наши славные предки стыдятся, глядя на вас, бросивших мечи и бежавших; Потомки доверили нам заботу о нашей голубой планете; Звери только скажут вам спасибо, если вы прекратите рубить лес в промышленных масштабах; Любой компьютер, отвечая на этот вопрос, покажет на экране код ассемблера.
4. Единицы языка, являющиеся результатом использования приемов, перечисленных выше (в этом значении термин антролпоморфизм употребляется также во множ. числе), т.е. обозначающие соответствующие «человеческие» признаки, качества, действия и отношения сходства между человеком и другими предметами и явлениями (растениями, животными, объектами неживой природы, мифологическими существами и т.д.).
Антропоморфизмы можно разделить на лексические и синтаксические. Антропоморфный характер первых присутствует в их словарном значении: это лексические единицы, представляющие наименования предметов, не являющихся частями тела человека или не обозначающих человеческие качества, но этимологически восходящие к наименованиям последних. К лексическим антропоморфизмам относится, в частности, богатый арсенал стершихся метафор: ручка (двери), носик (чайника), ушко (иголки), устье (реки) и т.п. Синтаксические антропоморфизмы представляют собой сочетания наименований предметов, не относящих к человеку и не обладающих в действительности человеческими качествами, с обозначениями качеств, действий и отношений, характеризующих людей или свойственных людям. Среди синтаксических антропоморфизмов четко различаются носители живой и стершейся образности (ср.: три гордые пальмы Лермонтова и устойчивые терминологические сочетания очарованные частицы, усталость металла и т.п.).
Некоторые лингвисты и философы считают, что изобилие антропоморфизмов в речи является одним из показателей того, насколько искажается истина в ходе употребления естественного языка. Х.Вайнрих отмечает: «языковая ложь, если понимать вещи буквально, – это большинство таких риторических фигур, как эвфемизмы, гиперболы,… слова-табу, антропоморфизмы и др.» (Язык и моделирование социального взаимодействия). Ж.Деррида пишет: «Что же, таким образом, представляет собой истина? – вопрошает Ницше, – марширующую армию метафор […] и антропоморфизмов […] Истины есть иллюзии, которые забыли об этой своей иллюзорной природе».
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Леон Иванов
антропоморфизм | религия | Британика
антропоморфизм
Все медиа
- Похожие темы:
- антропоморфный политеизм
Просмотреть весь связанный контент →
антропоморфизм , интерпретация нечеловеческих вещей или событий с точки зрения человеческих характеристик, например, когда кто-то чувствует злобу в компьютере или слышит человеческие голоса на ветру. Происходит от греческого антропос («человек») и morphe («форма»), этот термин впервые использовался для обозначения приписывания человеческих физических или психических черт божествам. Однако к середине XIX века оно приобрело второе, более широкое значение явления, происходящего не только в религии, но и во всех областях человеческой мысли и деятельности, включая повседневную жизнь, искусство и даже науку. Антропоморфизм может происходить сознательно или бессознательно. Большинство ученых со времен английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) сходятся во мнении, что тенденция к антропоморфизации мешает познанию мира, но она является глубоко укоренившейся и стойкой.
Во всех культурах люди приписывают божествам человеческие качества, часто включая ревность, гордость и любовь. Считается, что даже божества в животной форме или вообще без физической формы понимают молитву и другое символическое общение. Самый ранний из известных комментаторов антропоморфизма, греческий поэт и религиозный мыслитель Ксенофан ( ок. 560– ок. 478 до н. э.), критиковал тенденцию воспринимать богов в человеческом смысле, а более поздние теологи стремились свести антропоморфизм к религия. Большинство современных теологов, однако, признают, что антропоморфизм нельзя устранить, не устранив саму религию, потому что объекты религиозного поклонения должны иметь черты, с которыми могут иметь отношение люди. Например, язык, широко считающийся человеческой характеристикой, также должен присутствовать у божеств, если люди должны молиться им.
Подробнее по этой теме
религиозная символика и иконография: антропоморфные мотивы
Объект, который обычно изображается на религиозных картинах или скульптурах, является антропоморфным (человеческим) изображением. Человечество это…
Нерелигиозный антропоморфизм также проявляется во всем мире. На протяжении всей истории люди сообщали, что видели человеческие черты в формах рельефа, облаках и деревьях. Повсюду художники изображали природные явления, такие как Солнце и Луна, имеющими лица и пол. В литературе и графике такое изображение часто называют олицетворением, особенно когда речь идет об абстракции, такой как Смерть или Свобода. Антропоморфизм в науке широко критикуется, но не редкость. Например, первооткрыватели пульсара сначала приняли его обычные радиосигналы за сообщения из космоса, а Чарльз Дарвин (1809 г.–82), английский естествоиспытатель, разработавший теорию эволюции, описывал Природу как постоянно стремящуюся улучшить свои создания.
Традиционные объяснения того, почему люди антропоморфизируются, можно разделить на два типа. Одна точка зрения, которой придерживается, в частности, шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776 гг.), состоит в том, что это делается по интеллектуальной причине: чтобы объяснить незнакомый и таинственный мир, используя модель, которую люди знают лучше всего, а именно самих себя. Эта версия заслуживает внимания, но она не объясняет, почему люди антропоморфизируют знакомые объекты, такие как домашние животные и домашняя утварь, или почему люди спонтанно видят лица в случайном порядке. Второе объяснение, данное Зигмундом Фрейдом (1856–1819 гг.39) и других, заключается в том, что люди антропоморфизируются по эмоциональной причине: сделать враждебный или безразличный мир более знакомым и, следовательно, менее угрожающим. Это тоже заслуживает внимания, но не объясняет, почему люди антропоморфизируются таким образом, который их пугает, например, когда они слышат, как ветер хлопает дверью, и думают, что это незваный гость.
Третье и более общее объяснение заключается в том, что антропоморфизм является результатом неопределенности восприятия и практической потребности различать людей, человеческие сообщения и человеческие следы в хронически неоднозначном мире. Поскольку каждое ощущение может иметь любую из различных причин, восприятие (а вместе с ним и познание) является интерпретацией и, следовательно, выбором среди возможностей. Как отмечает историк и психолог искусства Эрнст Гомбрих (1909–2001), скажем так, восприятие делает ставку. Те ставки, которые потенциально могут дать наиболее важную информацию, являются наиболее ценными, а самая важная информация обычно касается других людей. Таким образом, люди предрасположены воспринимать формы, звуки и другие вещи и события с точки зрения человеческой формы или действия, как в бессознательном мышлении, так и в сознательном мышлении, которое оно порождает.
Абстракция и распознавание образов, включая аналогию и метафору, лежат в основе большей части человеческого мышления. Они позволяют людям воспринимать (среди прочего) элементы человеческой формы или поведения даже там, где люди не видят целого, например, когда они видят образ «человека на Луне». То, что видят люди, также зависит от контекста, включая культуру, так что, например, люди в некоторых частях мира вместо этого видят «женщину на Луне».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Когда интерпретация чего-либо как человеческого или человекоподобного заменяется интерпретацией этого как нечеловеческого, более ранняя интерпретация может быть понята как антропоморфизм. Например, люди могут сначала увидеть угрожающую фигуру в переулке, но позже понять, что эта «фигурка» — мусорный бак. При любом из трех рассмотренных выше объяснений антропоморфизм может быть описан как категория интерпретаций, ретроспективно считающихся ошибочными.
Стюарт Э. Гатри
Антропоморфизм – определение и примеры
Антропоморфизм – определение и примеры | ЛитЧартсОпределение
Примеры
Функция
Ресурсы
Антропоморфизм Определение
Что такое антропоморфизм? Вот краткое и простое определение:
Антропоморфизм — это приписывание человеческих характеристик, эмоций и поведения животным или другим нечеловеческим вещам (включая предметы, растения и сверхъестественные существа). К известным примерам антропоморфизма относятся Винни-Пух, Паровозик, который мог, и Симба из фильма 9.0017 Король Лев.
Некоторые дополнительные ключевые сведения об антропоморфизме:
- Персонаж является антропоморфным, если он не является человеком, но ведет себя как человек.
- Антропоморфизм может встречаться во многих видах историй, но особенно часто он встречается в народных сказках, фэнтези и детских сказках.
- Антропоморфизм связан с персонификацией, но отличается от , при которой вещи описываются фигурально (а не буквально) как имеющие человеческие характеристики.
Антропоморфизм Произношение
Вот как произносится антропоморфизм: ан-тро-пох- больше -физз-ум.
Объяснение антропоморфизма
Вполне вероятно, что некоторые из ваших любимых историй из детства так или иначе использовали антропоморфизм. Классические детские сказки, такие как «Сказка о кролике Питере» , «Медведи Беренштайн» , «Лев, колдунья и платяной шкаф» и «Дающее дерево 9». 0018 во всех антропоморфных персонажах. Антропоморфизм также занимает видное место в народных сказках, мифологии и религиозных историях: например, в библейской книге Бытия Ева искушается съесть плод с Древа познания говорящим змеем. Вот еще несколько важных фактов об антропоморфизме:
- Все физическое может быть антропоморфизировано. В то время как животные, возможно, являются наиболее часто антропоморфизированными существами, антропоморфизм также может использоваться для превращения других видов объектов и существ в персонажей с человеческими качествами. Например, французская сказка и диснеевский фильм 9.0017 Красавица и Чудовище, полон антропоморфной мебели, такой как часы и шкафы, которые ходят и разговаривают.
- Степень, в которой антропоморфные персонажи ведут себя как люди, также может различаться. Например, в романе Шела Сильверстайна «Дарящее дерево» дерево заботится о мальчике на протяжении всей своей жизни так же, как человек, и хотя дерево ограничено в способах, которыми оно может выражать свою любовь к мальчику. — он не может ходить или говорить, например, потому что это дерево — он тем не менее антропоморфен, потому что чувствует человеческие эмоции.
- Люди и антропоморфные персонажи могут существовать бок о бок. Тот факт, что в истории используется антропоморфизм для оживления нечеловеческих вещей, не означает, что в этих историях также не будет человеческих персонажей. В некоторых историях, таких как «Приключения Алисы в стране чудес » Льюиса Кэрролла и в фильме «Рататуй, », антропоморфизм используется для создания нечеловеческих персонажей, которые ведут себя человеческими способами и взаимодействуют с людьми в мире истории. В других рассказах антропоморфные персонажи заменяет людей . Например, в книжке с картинками и детском телешоу Артур, главный герой — трубкозуб, живущий в мире, полностью населенном антропоморфными животными. Некоторые из друзей Артура — антропоморфные собаки, кролики и т. д., но зрители должны понимать, что в мире истории эти животные — люди.
Антропоморфизм против персонификации
Антропоморфизм легко спутать с похожим литературным приемом, называемым персонификацией, но на самом деле они совершенно разные. Вот краткое изложение персонификации:
- Олицетворение — тип образного языка, в котором нечеловеческие вещи описываются как обладающие человеческими качествами, как в предложении «Дождь пролился на гостей свадьбы, безразличных к их планам». Описание дождя как «безразличного» является примером персонификации, потому что дождь не может быть «безразличным» и не может испытывать никаких других человеческих эмоций. Тем не менее, , говоря , что дождь чувствует себя безразличным, поэтически подчеркивает жестокое время дождя. Олицетворение может помочь писателям создавать более яркие описания, заставлять читателей смотреть на мир по-новому и лучше фиксировать человеческий опыт мира (поскольку люди действительно до часто интерпретируют нечеловеческие сущности мира как обладающие человеческими чертами).
И вот ключевые различия между двумя терминами:
- В антропоморфизме человеческие качества, приписываемые нечеловеческим а не просто образным способам их описания, как они есть в олицетворении.
- Скорее, в антропоморфизме нечеловеческие существа на самом деле делают человеческие вещи, такие как разговоры, влюбленности, шевеление бровями и вообще ведут себя так, как ведут себя люди.
Примеры антропоморфизма
Следующие примеры антропоморфизма взяты из детских книг, романов, а также фильмов. Другими словами, антропоморфизм довольно распространен во всех типах литературы и различных средствах массовой информации.
Антропоморфизм в
Приключениях Алисы в Стране Чудес Льюиса КэрроллаЛьюис Кэрролл использовал антропоморфизм для создания многих персонажей в Приключениях Алисы в Стране Чудес. В середине романа главная героиня Алиса встречает большую гусеницу, которая ведет себя очень похоже на человека:
Она вытянулась на цыпочках и заглянула через край, и ее глаза тут же встретились с глазами большой синей гусеницы, которая сидела на вершине, сложив руки на груди, тихо курила длинный кальян и не обращала ни малейшего внимания на ее или чего-либо еще.
Наконец Гусеница вынула изо рта кальян и обратилась к Алисе томным, сонным голосом.
«Кто ты?» — сказала Гусеница.
Гусеница в Приключения Алисы в Стране чудес явно не та гусеница, которую можно встретить у себя на заднем дворе: она курит, скрещивает руки на груди, говорит медленно и слегка снисходительно. Он действует как человек, а точнее, как мудрый и усталый старый профессор.
Антропоморфизм в
Скотный двор Джорджа ОруэллаСатирический роман Скотный двор, — это все о животных, ведущих себя как люди — и к лучшему, и к худшему. В начале романа свинья по имени Старый Майор призывает других животных восстать против мужчин, управляющих фермой, используя язык, напоминающий коммунистический манифест Карла Маркса:
Человек — наш единственный настоящий враг. Уберите Человека со сцены, и коренная причина голода и переутомления будет устранена навсегда. Человек — единственное существо, которое потребляет, не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб, чтобы тянуть плуг, он не может бегать достаточно быстро, чтобы ловить кроликов. И все же он повелитель всех животных. Он заставляет их работать, возвращает им тот минимум, который спасет их от голода, а остальное оставляет себе.
Но как только свиньи свергают людей, они становятся тиранами, которые эксплуатируют других животных так же, как когда-то люди эксплуатировали всех животных. В реальной жизни свиньи не могут выступать с политическими речами или устраивать восстания, но в «Скотный двор, » они это делают. Оруэлл использует антропоморфизм для критики того, как Советский Союз использовал марксистскую идеологию для угнетения многих людей, а не для их освобождения. Лицемерие свиней представляет собой неспособность Советского Союза создать государство, в котором власть действительно находилась в руках народа.
Антропоморфизм в
Похититель книг Маркуса ЗусакаРоман Маркуса Зусака Похититель книг рассказывает фигура Смерти, которая любезно и откровенно представляет себя читателю следующим образом:
Где мои манеры? Я мог бы представиться должным образом, но в этом нет необходимости. Вы узнаете меня достаточно хорошо и достаточно скоро, в зависимости от множества переменных. Достаточно сказать, что в какой-то момент я буду стоять над вами настолько добродушно, насколько это возможно. Твоя душа будет в моих руках. Цвет будет сидеть на моем плече. Я унесу тебя нежно.
Зусак антропоморфизирует Смерть, делая его говорящим персонажем с чувствами и чувством юмора. У смерти есть работа — он должен продолжать уносить людей, когда они умирают, — но это не значит, что он безразличен к страданиям людей, которых он уносит. Вместо этого Зусак делает Смерть одухотворенным свидетелем человеческой трагедии.
Антропоморфизм в кино
Во многих популярных фильмах и мультфильмах фигурируют антропоморфные персонажи, нечеловеческие объекты или существа, ведущие себя человеческим образом. Фильмы с антропоморфными персонажами, как правило, анимационные, но есть фильмы с живыми боевиками, в которых тоже есть антропоморфные персонажи. Вот лишь несколько примеров:
- Базз Лайтер и Вуди в История игрушек
- Симба в Король Лев
- Мистер Тинклз в Кошки и собаки
- Реми в Рататуй
- Аслан и мистер и миссис Бивер в Лев, колдунья и платяной шкаф
- Немо и Дори в В поисках Немо
- Бастер Мун (и все остальные персонажи) в ПЕТЬ
- Пиноккио в Пиноккио
Почему писатели используют антропоморфизм?
Вот несколько основных причин, по которым писатели используют антропоморфизм, чтобы оживить своих персонажей :
- Это помогает создавать ярких, образных персонажей, которые читатели могут понять, потому что они более человечны . (Например, не всегда легко установить связь с неодушевленными предметами.)
- Это предполагает, что определенные человеческие характеристики являются универсальными — общими для всех существ.
- Это позволяет писателям придумывать и рассказывать истории, отличные от тех, которые они могли бы рассказать о людях.
- В поисках Немо , например, это история, которую можно было бы рассказать только о рыбах, но не было бы истории, которую можно было бы рассказать, если бы персонажи морских существ не думали, действовали и чувствовали, как люди.
- Его можно использовать, чтобы добавить персонажу символического измерения и тем самым сделать историю более аллегорической.
- В Скотный двор, , например, свиньи представляют правящий класс, потому что свиньи ассоциируются с жадностью.
Другие полезные ресурсы по антропоморфизму
- Почему мы все любим животных?
- Уильям Вегман и его легендарные веймараны: Фотограф Уильям Вегман известен своими фотографиями, на которых собаки антропоморфизируются, показывая, как они занимаются человеческой деятельностью, например катаются на роликах, играют в твистер или носят комбинезон.
- Осьминог Инки и положительные стороны антропоморфизма : В этой статье исследуется значение человеческой склонности к антропоморфизации животных в повседневной жизни.
Что такое антропоморфизм?
Антропоморфизм — это литературный прием, изначально «предполагающий приписывание человеческих качеств божественным существам», хотя позднее этот термин также относился к природе и животным. В Писании есть много примеров этого приема, но какова его цель?
Антропоморфизм против персонификации
Приписывание качеств одной вещи другой вещи — обычная черта литературы. Писатели используют персонификацию для описания неодушевленных предметов и животных, как если бы они были людьми. В строке 17 своего стихотворения «Ода соловью» Джон Китс пишет о «мигающих пузырях». Пузыри не подмигивают, так что это случай персонификации . Путем олицетворения поэты стараются передать в сознании читателя то, что рисуют в своем воображении. Возможно, можно увидеть, как свет танцует на пузырях Китса так, что кажется, что они подмигивают. Письмо Китса не наполняло пузыри новой человеческой личностью или способностью выполнять что-либо, кроме их обычной функции. Поэты оживляют неодушевленные предметы с помощью олицетворения.
Антропоморфизм представляет собой понимание Бога с использованием человеческих дескрипторов. «Когда Господь закончил говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали закона завета, скрижали каменные, начертанные перстом Божьим» (Исход 31:18). Гигантский палец не появился буквально с неба, чтобы выцарапать слова на каменных скрижалях; тем не менее, ни один язык не отражает действия Яхве в достаточной мере. Он — великое «Я есть», чья способность делать или быть чем-либо находится за пределами нашего полного понимания. Даже если бы у Бога было ангельское слово для обозначения того, как Он высек заповеди на камне, люди могли бы его не понять. Его цель состояла в том, чтобы читатели поняли Его волю и повиновались ей, поэтому автору пришлось ограничить свое описание Божьей деятельности, чтобы оно соответствовало форме, которую могли бы распознать люди.
В то время как поэтические приемы, такие как олицетворение, расширяют воображение и дают жизнь вещам, которые не являются живыми, антропоморфизм предает границы воображения и человеческих слов, чтобы изобразить Всемогущего, Который есть жизнь.
Антропоморфизм в Библии
Библеисты делят антропоморфизм на два типа: телесный и личностный. Один тип пытается описать Бога как имеющего руки, ноги, ноздри и т. д. Другой характеризует Его поведение или природу в соответствии с такими чертами, как гнев, кротость и милосердие. Псалом 18 содержит многие из обоих примеров. Есть ссылки на «уши» (стих 6), «ноздри» (стих 8), «дыхание» (стих 15) и его «голос» (стих 13). Он «обрадовался» (стих 19), «милостивый» (стих 25) и «чистый» (стих 26).
Писатели стараются отличать антропоморфизм от теофании, в которой Бог является в телесной форме; где Писание не описывает невидимые элементы Бога тем, что они знают о человеческой внешности, но фактически говорит, что Бог был там. «Божественное обличье в человеческом обличии… не фигура речи», а антропоморфизм именно таков. В Числах 12:7-8 слово Бога говорит, что Моисей «верен во всем доме Моем. С ним я говорю с глазу на глаз, ясно и не загадками; он видит образ Господа». Он также появляется в видениях (Числа 12:6).
Какова цель появления во сне или лицом к лицу? Иногда человеческая форма Бога подразумевается такими терминами, как «Он сошел», как будто Бог ограничен телом и должен перемещаться из одного места в другое в смертном понимании времени. Так зачем же вдохновлять писателей на создание этих образов для будущих читателей? Поскольку Писание приходит по божественному вдохновению, у Бога должна быть цель для каждого слова.
Нужно начать с попытки понять цель или идею, обычно связанные с человеческим самовыражением — например, рука и рука обычно участвуют в каком-то действии, часто от имени других. В то же время разумно следить за возможными текстовыми подсказками в Писании, которые позволяют сделать вывод о том, что метафорически сообщается о Боге по аналогии (Рон Родс, Распознавание и интерпретация антропоморфного языка).
Другими словами, мы можем ассоциировать части тела с действиями и тем самым помнить, что Бог близок, Он реален и Он активен.
Антропоморфизм Психология
Хотя Всевышний «действует с нами в наше время», Он говорит: «Я возвещаю конец от начала, от древних времен, что еще будет» (Исайя 46:10). «Форма Бога [не] распространяется так, чтобы части Его существовали в каждом месте», но «Бог есть дух; У него нет физической формы. Он присутствует везде в том смысле, что все находится непосредственно в Его присутствии. В то же время Он присутствует повсюду во Вселенной. Никто не может спрятаться от Него, и ничто не ускользает от Его внимания» (Дон Стюарт, «Бог везде одновременно?»).
Антропоморфизм удовлетворяет потребность христианина в системе координат. Читатели фильтруют язык через границы экспериментального понимания, узнавая руки, кисти, ноги и их функции. У нас нет другого способа описать Господа, кроме человеческих качеств и поведения. Мы ограничены; Он не.
Что касается второго употребления антропоморфизма, то «человеческая личность может справедливо утверждать, что Бог сродни человеку, потому что Он открыл, что люди созданы по Его собственному образу». Предполагать, что характер Господа непознаваем, не имеет смысла. Такие черты, как «любовь, сострадание, справедливость и прощение», являются «трезвыми описаниями живого и истинного Бога». Мы присоединяем к ним прилагательные в соответствии с тем, как мы распознаем эти черты. Человеческий язык неадекватно отражает широту и глубину личности Бога, но мы распознаем черты, которые были встроены в нас, потому что мы были созданы по Его образу. Верующие также обладают плодами Духа: атрибутами, полученными непосредственно от Духа, которые отражают природу Христа.
Антропоморфный Бог?
Сочетание «антропо», означающего «человек», и «морфный», означающего «иметь форму», предполагает, что Бог не Дух, а имеет тело, что неверно. Меняется тело человека. Бог говорит нам, что Он есть «ГОСПОДЬ, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6). Поэтому термин антропоморфизм кажется аномальным, пока верующие не применят его к Иисусу.
Христианские ученые пишут, что «все осуждение идолопоклонства основывается на едином учении о духовной природе Бога», имея в виду, что у Него нет частей тела; что «Ветхий Завет нигде не представляет Бога как действительно обладающего телесной формой». У Бога нет «частей», которые можно возложить на алтарь и которым можно поклоняться; нужно поклоняться воскресшему Сыну посредством Святого Духа.
Когда Иисус воплотился, Он, наконец, воплотил в телесной форме образные ограничения, приписываемые Богу в Ветхом Завете. Христос родился от женщины и вырос в мужчину. У Него действительно были ноздри, пальцы и ступни, и Его тело изменилось. Он также открыл природу Бога Своей любовью, милостью, истиной и благодатью. «Во Христе вся полнота Божества живет телесно» (Колоссянам 2:9).