Что такое психические процессы: Психические процессы | это… Что такое Психические процессы?

Процесс психический . Что такое «Процесс психический «? Понятие и определение термина «Процесс психический » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Процесс психический – процесс, благодаря которому происходит познание субъектом объективной реальности в результате деятельности центральной нервной системы (внимание, воображение, память, речь и так далее). В отечественной практике принято относить психический процесс, так же как и психические состояния и свойства, к видам психических явлений. Однако в последнее время это деление подвергается критике, поскольку является сугубо условным. Современные исследования сводятся к утверждению психических процессов в роли самостоятельного комплекса, который, по сути, и является психикой. Основой для этого заключения является положение о том, что все психические процессы тесно взаимосвязаны. Действительно, эта связь между процессами очевидна: восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если на психологическом тренинге делается акцент на развитии внимания, вместе с тем улучшается и память. Еще одной особенностью психических процессов является то, что их нельзя наблюдать в чистом виде, поскольку наблюдателем фиксируется не сама деятельность, а ее характеристики.

Психические процессы разделяются на три вида: познавательные, эмоциональные и волевые. Совокупность этих трех элементов представляет собой всю психическую деятельность человека. Познавательные психические процессы позволяют субъекту оперативно реагировать на проявления внешней и внутренней активности. Эта группа включает следующие элементы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы представляют собой опыт, связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями, – эмоции, чувства, аффекты, стресс.

Волевые психические процессы нацелены на управление эмоциями и утверждение жизненных установок для конкретного субъекта – борьба мотивов, принятие решения, постановка цели.

< Профессиограмма

Процессуально-ориентированная психотерапия >

Популярные термины

    Процесс психический

    Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели

    В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному, мало поддающемуся контролю. На самом деле умение проявлять чувства — важный навык, который можно и нужно развивать.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Парень бросил меня из-за переписки с другим»
    • «Меня мучают мысли о смерти. Боюсь потерять ребенка»
    • Лекарство от болезни Альцгеймера: при чем тут гормон любви — объясняют ученые
    • «Как пережить менопаузу? Она доведет меня или до развода, или до депрессии»
    • 3 главных секрета брака — узнайте, как сохранить любовь в длительных отношениях
    • Календарь с австралийскими пожарными — 2023: галерея и мнение психолога
    • Когда жизнь — трагическая постановка: почему мы так любим драматизировать
    • Коридор затмений предвещает беду: 5 главных мифов об астрономическом явлении

    Сегодня читают

    • «Из-за сексуальных фантазий мужа наши отношения вот-вот разрушатся»
    • 8 запретных тем для разговора
    • «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
    • Ни в горе, ни в радости: 5 признаков, что семья на грани развода
    • 8 неочевидных причин депрессии

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Психические процессы

    Психические процессы — Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые по определенной схеме преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. Если рассмотреть в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет запоминаемая информация и сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход — запомненная информация.

    Разные авторы приводят разные списки психических процессов. Вот наиболее распространенные:

    — внимание,

    — память,

    — эмоции,

    — чувства,

    — воля,

    — ощущение,

    — восприятие,

    — мышление,

    — речь.

    Психические процессы относятся к категории психических явлений — то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному. При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс «в чистом виде», а его характеристики, отклонения от нормы. Примеры:

    — человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом;

    — память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова;

    — один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого — удивления;

    — между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением;

    — в одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие — вял и апатичен и т. д.

    В отечественной общей психологии вообще выделяется три вида психических явлений:

    — психические процессы,

    — психические состояния,

    — психические свойства.

    Различия между этими явлениями временные. Психические процессы наиболее мимолетны, свойства — наиболее устойчивы во времени.

    В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. Это разделение обязано тому обстоятельству, что психология в двадцатом веке стала претендовать на звание полноценной науки. А в любой науке нельзя обойтись без анализа, без расчленения объекта исследования на более-менее самостоятельные единицы. Отсюда и появилась классификация психических явлений, психических процессов и т.п.

    В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны.

    Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

    Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Она выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память.

    Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно. Хотя бы потому, что их суть как психических явлений уж слишком очевидна. Следует также отметить, что критики психических процессов в силу каких-то причин убеждены, что процессы вообще должны быть полностью независимыми друг от друга, «параллельными», а не «пересекающимися».

    Поэтому, дескать, психические процессы и не процессы вообще.

    В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Эти общественные процессы протекают в социуме: дети учатся в школе, спортсмены готовятся к очередной олимпиаде, родители воспитывают детей, взрослые ходят на работу, алкоголики пьют спиртные напитки, полиция борется с преступностью и т.д. Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых.

    Умственная обработка непрерывна, а не как компьютер

    Теория о том, что разум работает как компьютер, в ряд отдельных этапов, была важным шагом в когнитивной науке, но она изжила себя, заключает новое исследование Корнельского университета. . Наоборот, разум следует рассматривать скорее как работающий так же, как и биологические организмы: как динамический континуум, переливающийся сквозь оттенки серого.

    В новом исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (27 июня — 1 июля), Майкл Спайви, психолингвист и доцент психологии Корнеллского университета, отслеживал движения мыши студентов бакалавриата во время работы в компьютер. Полученные данные убедительно доказывают, что понимание языка является непрерывным процессом.

    «В течение десятилетий когнитивные и нейрофизиологические науки рассматривали психические процессы так, как если бы они включали передачу дискретных пакетов информации в строго прямой связи от одного когнитивного модуля к другому или в виде цепочки отдельных двоичных символов — как цифровой компьютер, — сказал Спайви. «Однако в последнее время все больше исследований, таких как наше, поддерживают динамические системные подходы к разуму. В этой модели восприятие и познание математически описываются как непрерывная траектория через многомерное ментальное пространство; нейронная активация паттерны перетекают туда и обратно, создавая нелинейные, самоорганизующиеся, возникающие свойства — как в биологическом организме».

    В своем исследовании 42 студента слушали инструкции, чтобы нажимать на изображения различных объектов на экране компьютера. Когда студенты слышали слово, такое как «свеча», и им предъявлялись две картинки, названия которых не были похожи друг на друга, например, свеча и куртка, траектории их движений мыши были совершенно прямыми и направлялись прямо к свече. Но когда ученики услышали слово «свеча» и им представили две картинки с похожими по звучанию названиями, например, свеча и конфета, они медленнее нажимали на правильный объект, а траектории движения их мыши были гораздо более искривленными. Спайви сказал, что слушатели начали обрабатывать услышанное еще до того, как было произнесено все слово.

    «Когда возникала двусмысленность, участники ненадолго не знали, какая картинка правильная, и поэтому несколько десятков миллисекунд находились одновременно в нескольких состояниях. Они не доходили до одной картинки, а потом корректировали свое движение если они понимали, что были неправы, но вместо этого они путешествовали по промежуточной серой зоне», — объяснил Спайви. «Степень кривизны траектории показывает, насколько другой объект конкурирует за их интерпретацию; кривая показывает непрерывную конкуренцию. динамическая система».

    Компьютерная метафора описывает познание как находящееся в определенном дискретном состоянии, например, «включено или выключено» или в значениях нуля или единицы, и в статическом состоянии до движения вперед. Если была двусмысленность, модель предполагала, что разум торопится перейти к тому или иному состоянию, и если он понимает, что ошибся, то вносит поправку.

    «Думая о познании как о работе биологического организма, с другой стороны, вам не обязательно находиться в одном состоянии или  другом, подобно компьютеру, но вы можете иметь промежуточные значения — вы можете частично один штат и  другой, а затем, в конечном итоге, тяготеть к уникальной интерпретации, например, при окончательном распознавании произнесенного слова», — сказал Спайви. Модель предполагает, что сенсорный ввод обрабатывается непрерывно, так что даже частичный лингвистический ввод может начать «динамическую конкуренцию между одновременно активными представлениями».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts