Технологии акмеологические: 1.3.4. Акмеологические технологии

1.3.4. Акмеологические технологии

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диагностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая задача, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмеологии, – это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Концептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.

В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не касаемся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений.

В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологическая технология» или «психотехнология», родственное им – «психотехника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологических технологий направлено в первую очередь на изменение характеристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструментальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.

Психологические технологии стали активно применяться в психологических тренингах, направленных на решение личностных психологических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических технологий является психологическое воздействие, позволяющее изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности.

Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого психологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.

Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеологии. Акмеологическая технология – совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно разрабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продуктивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологическими, но близки они с ними только лишь с формальной и процессуальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологических технологий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздействия. Но их принципиальным отличием является направленность воздействия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осуществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало психологических воздействий, по сути, являются манипулятивными. Гуманистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности

1 [Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. – М.: РАГС, 1997].

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологические технологии всегда индивидуально направлены, они используются для личностно-профессионального развития конкретной личности.

Главным методом акмеологических технологий является внутренне или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.

Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психоло- гического?

Акмеологическое воздействие – это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное, прежде всего, на развитие личности или группы.

И в этом случае отличие состоит, прежде всего, в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия. Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития – объекта воздействия – и имеющее гуманистическую направленность. В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимента, является союзником субъекта развития, у них общие стратегические цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограничиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффекгивность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.

В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеологическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологиче-ских инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формирующего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.

Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует повышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему приведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышления значительной части населения и привычке переадресовывать ответственность.

Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.

Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целенаправленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие должно способствовать раскрытию творческого потенциала личности.

Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала. С технологической точки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значительным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по саморазвитию с помощью специальных программ и методик.

Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой1 [Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2002].

Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побудительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.

Создание теоретических и методических основ акметектоники является весьма перспективной акмеологической проблемой.

На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсивная разработка новых и совершенствование известных акмеологических технологий.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику научным категориям «технология» и «психотехнология».

2. Что такое акмеологическая технология, каковы ее сущностные характеристики и отличия от психотехнологии?

3. Что такое акмеологическое воздействие, его связи и отличия от воздействия психологического?

Продуктивно развивающийся человек как главный объект акмеологии. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов. ..

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и её внешней средой…

Интересное:

Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является…

Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы…

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Базовые детерминанты и закономерности, основные принципы и механизмы развития человека. Проблема соотношения общего, частного и единичного в развитии человека. Основные виды развития человека. Акмеологическая система координат развития, саморазвития, самоутверждения.

Предпосылки и основы продуктивного развития человеческой индивидуальности. Акмеологические пути и механизмы оптимизации, гармонизации и гуманизации процесса развития неповторимой человеческой индивидуальности. Акмеологические и психологические аспекты феноменологии развития взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности. Личностно-профессиональное развитие человека и его оптимизация. Зрелое профессиональное отношение к деятельности и развитию. Акмеологическое пространство личностно-профессионального самоопределения и развития. Психолого-акмеологические основы, предпосылки, условия и механизмы самоактуализации, самореализации и саморазвития человека в профессии. Непрерывное самообразование и личностно-профессиональное развитие. Представление о психолого-акмеологической помощи, содействии, посредничестве человеку в личностно-профессиональном развитии.

 

Профессионализм и психолого-акмеологическая компетентность.

Виды и общие межпрофессиональные компоненты профессиональной компетентности. Акмеологические показатели профессионализма. Феномен духовного наполнения профессии у профессионала. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Соотношение социализации и профессионализации в современной социокультурной ситуации.

Архитектоника социума и современные требования к субъекту труда. Акмеологическая составляющая трудовой, профессиональной деятельности. Акмеологическое воздействие. Профессиональная и акмеологическая компетентность. Структура акмеологической компетентности.

 

Научная специфика и стратегия акмеологического исследования.

Концептуальность акмеологического исследования. Общее и особенное в характеристиках акмеологического знания. Теоретическое и практическое акмеологические знания. Стратегия акмеологических исследований. Экспериментальная акмеология.

 

Акмеологические законы и закономерности.

Виды акмеологических закономерностей, их общие характеристики, сходство с психологическими закономерностями и отличия. Акмеологические закономерности личностно-профессионального развития в различных профессиональных сферах.

Законы акмеологии: личностно-профессионального развития; умножения личностного потенциала. Применение законов в акмеологической практике.

 

Акмеологические методы.

Отличительные особенности методов акмеологических исследований. Характеристика методов других наук, применяемых в акмеологических исследованиях. Метод сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Акмеологический, акмеографический, акмеоцентрический подходы. Акмеологические критерии и показатели. Акмеологические описания, разработка акмеограмм. Системная методология в построении акмеологических описаний и моделей. Акмеологическая экспертиза.

 

Акмеологические технологии.

Категория «технология» в психологии и акмеологии. Отличительные особенности акмеологических технологий. Виды акмеологических технологий. Акмеологическое воздействие в акмеологических технологиях.

Моделирование в акмеологии. Системные описания в процессе разработки акмеологических моделей. Виды акмеологических моделей. Особенности гуманитарно-технологического развития. Акметектоника. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности. Игромоделирование как особый вид акмеологической технологии. Акмеологические тренинги и технологии в развитии профессионализма личности.

Развивающие среды и образовательно-акмеологические технологии. Понятие развивающей среды и ее уровни. Прямой и побочный эффекты взаимодействий человека с действительностью. Психологические условия актуализации развивающего эффекта взаимодействий. Механизмы действия развивающей среды. Понятие образовательно-акмеологической технологии. Виды образовательно-акмеологических технологий. Основные психолого-акмеологические характеристики развивающих, предупреждающих и коррекционных методов воздействия на человека в соответствии с возрастом, родом занятий, образом жизни, особенностями среды обитания.

 

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…



Сущность акмеологических технологий

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 103Следующая ⇒

личностного и профессионального развития 407

1. Место технологии в системе науки и практики 407

Феномен «технология» 408

Феноменология «психотехнологии» 410

Сущность акмеологических технологий 412

Акметектоника 416

 

Глава IX

Методы качественной оценки и количественного измерения

личностного и профессионального развития 418

1. Методы измерения и оценки личностного и

профессионального развития 418

Количественные и качественные измерения 419

Основные направления измерения личного и

профессионального развития 424

Противоречия личностного и

профессионального развития 427

Личностное и профессиональное развитие и

его мониторинг 427

 

Глава X

Основные виды акмеологических технологий

Совершенствования личностного и профессионального

развития человека 430

1. Обучающие технологии 430

Акмеологические технологии в процессе обучения 431 Этапность и уровни обучения 432 Информационные технологии в обучении 433 Педагогические системы и

автоматизированные обучающие комплексы 435

Системы интенсивного автоматизированного обучения 436

Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий 439

2. Технологии игромоделирования 442 Функции игромоделирования

в развитии деятельности, личности и группы 444

Механизм игромоделирования 446

Моделирование развития в играх 447

Управление игромоделированием как акмеологическая

модель управленческой деятельности 450

Технологические формы управления

игромоделированием 451

Управление развитием профессиональных качеств

управленцев в игромоделировании 453

Игромоделирование в системе акмеологической службы

в управленческих структурах 454

3. Технологии психоконсультирования 456 Сущностные характеристики психолого-

акмеологического консультирования 457 Особенности запросов клиента 459 Стратегии психолого-акмеологического консультирования 460 Основные приемы консультативной работы 465 Схема сеанса индивидуального консультирования 469

4. Акметехнологическое обеспечение личностно-

профессионального развития человека акмеологической службой 470

Акмеологическая служба как форма обеспечения

личностно-профессионального развития человека 470

Структура целей и задач акмеологической службы 471

Направления деятельности и

функции акмеологической службы 473

Технологическое оснащение акмеологической

службы 475

Акмеолог как субъект деятельности

в акмеологической службе 478

5. Технологии развития аутопсихологической компетентности 478

Акмеологические технологии развития аутопсихологической

компетентности 479

Технологический модуль развития

аутопсихологической компетентности 479

Типовая структура развивающего модуля 480

Особенности поведения руководителя группы

аутопсихологического тренинга 481

Основные этапы тренинга 481

Предварительный этап — этап подготовки

аутопсихологического тренинга 482

Формирование тренинговой группы 482

Организационные вопросы 483

Основной этап проведения тренинга 483

 

Глава XI

Акмеологические технологии помощи человеку в организации и

Оптимальном осуществлении им своего личностного и

профессионального развития 485

1. Технологии ресурсосбережения 485

2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости 492

Направление акмеологического сопровождения

деятельности персонала 493

Развитие творческого потенциала руководителей,

активация саморегуляционной деятельности,

целевые программы оптимизации психической устойчивости 497

Заключение 506

 

 

Введение

В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека. Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.

Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.

Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. «акме» — вершина). Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал.

Учебник «Акмеология» подготовил авторский коллектив, представляющий московскую научную психологическую школу, и возглавляемую, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО А.А. Деркачом. Исследования этой научной школы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, продолжают традиции системного, субъектного, комплексного подходов к человеку на ступени зрелости и вместе с тем развивают понимание сущности и роли акме в личностном и профессиональном развитии.

Учебник отражает современное состояние акмеологии как науки, когда определил ее социальный статус ВАК (19.00.13 — психология развития, акмеология), принят паспорт специальности, намечены программы развития акмеологии как научной дисциплины.

В учебнике определены задачи акмеологии, прослежены исторические этапы становления акмеологии, систематизированы ее методологические, исходные принципы, разработан категориальный аппарат, отраженный в виде ключевых слов к каждому разделу книги, упорядочены специфические методы и технологии акмеологического анализа. Феномен «акме» описан в контексте возрастного, индивидного, личностного, профессионального и индивидуального развития. При этом гносеологическое понятие «акме» находится в процессе становления, в разных статьях сборника делается акцент на различных его аспектах. Превращение специалиста в профессионала высокого уровня прослеживается на материале деятельности человека в разных сферах социальной практики, что явилось основанием для построения ряда областей прикладной акмеологии. В данной книге представлены такие ее виды как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская, информационная, этническая акмеология. Показана специфика профессиональной деятельности, критерии высокого уровня профессионализма в разных профессиях. Акмеологические технологии описаны как программы, включающие системы задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости.

Учебник призван изложить совокупность акмеологических знаний, обеспечить эффективное освоение, а также помочь читателю сделать акмеологические знания средством решения профессиональных и личностных проблем, чему способствуют задания и упражнения в конце каждого раздела.

Фонд знаний, накопленный в акмеологии, с каждым днем оказывается все более востребованным. По этой причине коллектив авторов создал этот учебник. Кроме того, набирает силу подготовка специалистов-акмеологов на уровне высшей школы. И это вторая причина, побудившая авторов написать этот учебник.

Авторы будут благодарны за все замечания, советы и пожелания, которые поступят от читателей учебника, и учтут их при его переиздании.

© Деркач А.А., 2002

© Бодалев А.А., 2002

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩАЯ АКМЕОЛОГИЯ

 

Глава I

 

Предмет акмеологии и

ее место в системе наук

 

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

 

Поиск по сайту:

Современная наука акмеология: интеграция психологии и педагогики в образовании

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 101, 2021

SAHD 2021 — 5 Международная научно-практическая конференция 2021 «Современная наука: проблемы и перспективы развития (социально-гуманитарные направления)»
Номер статьи 03038
Количество страниц) 5
Секция Актуальные проблемы педагогики и психологии
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103038
Опубликовано онлайн 26 апреля 2021 г.
  1. Б. Г. Ананьев, Очерки психологии (1945). [Google ученый]
  2. Деркач А. А. Акмеологические основы профессионального развития (2004) [Google ученый]
  3. Е.Н. Жаринова, Психолого-акмеологические технологии в образовании, Монография (2015) [Google ученый]
  4. Да. Кузьмин, Основы социальной психологии (1967). [Google ученый]
  5. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (2012) [Google ученый]
  6. Н.В.Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева, Е.Н. Жаринова, Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста (2015) [Google ученый]
  7. Манойлова М.А. Акмеология этнической толерантности объектов фундаментального образования (2010) [Google ученый]
  8. Л. Е. Паутова, Методологические основы «акта стратегии» в профессиональной деятельности педагога, Акмеология: теория, практика и перспективы развития (2018) [Google ученый]
  9. С.Д. Пожарский, Психология развития, 1(3), 7 (2012) [Google ученый]
  10. С.А. Кравченко, Полис (Российская Федерация), 4, 185 (2018) [Google ученый]
  11. Н. Н. Нечаев, Культурно-историческая психология, 14(3), 57 (2018). [Google ученый]
  12. Н.Н. Пачина, В.П. Кузовлев, Н.В. Кузовлева, журнал перспективных исследований в области права и экономики, 8(22), 28 (2016) [Google ученый]

Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (полные просмотры статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Акмеологическое обеспечение развития профессиональных тренеров в системе дополнительного профессионального образования

Акмеологическое обеспечение развития профессиональных тренеров в системе дополнительного профессионального образования

ˑ: 

д.х.н., профессор В.Г. Тютюков 1
к.т.н., доцент Г.В. Сафонова 2
1
Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск
2 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

 

Ключевые слова: тренер, компетентностное сопровождение, профессиональная карьера, повышение квалификации, профессиональная карьера, повышение квалификации, профессиональная карьера.

Фон . В настоящее время все еще существует разрыв между высоким приоритетом физического воспитания и спорта в школьном и учебном процессе и недостатком теоретических знаний о психолого-педагогических аспектах ключевых участников процесса, т.е. учителей/тренеров физической культуры. Сложившаяся ситуация требует дальнейших комплексных исследований для облегчения процесса формирования профессиональных компетенций в данной профессиональной категории, включая акмеологическое сопровождение их профессионального роста. Систему акмеологического сопровождения можно охарактеризовать как специфическую форму образовательной деятельности с применением акмеоспецифического практического инструментария, способствующего продуктивному личностному росту и процессу формирования профессиональных компетенций. В данном практическом инструменте33 особое внимание уделяется акмеологическим технологиям конструктивного воздействия на компоненты самооценки, самопознания и саморазвития плюс акмеологический мониторинг для получения объективных данных для оценки воздействия акмеологических технологий на субъектов образовательного процесса. 1].

Целью исследования было внести вклад в процесс повышения профессиональной компетентности тренеров в процессе повышения квалификации (повышения квалификации) с помощью системы акмеологической поддержки.

Методы и структура исследования. Нами разработана и внедрена система акмеологического сопровождения профессионального роста тренеров на курсах повышения квалификации продолжительностью 144 часа в форме вечерних занятий. Система была разработана для поддержки стажеров в их усилиях по добросовестному управлению своими зонами прогресса в индивидуальной, социальной, профессиональной и технологической областях. В исследовании приняли участие 44 тренера с 5-10-летним практическим тренерским стажем, при этом часть группы (n=22) обучалась в Дальневосточной государственной академии физической культуры, а другая часть — в Школе искусств, культуры и спорта при Дальневосточном Федеральный университет, обе учебные программы одинаковы. Процедуры оценки прогресса в исследовании подразумевали усреднение показателей прогресса как в тестах прогресса тренеров, так и в процедурах самооценки.

Акмеологическое обеспечение курса повышения квалификации разработано на комплексной основе с анализом преимуществ повышения квалификации в процессе; ментальные и акмеологические тренинги, коучинг и игровое моделирование; процедуры оценки прогресса и анализы; и индивидуальные рейтинги качества портфеля. На рис. 1 ниже приведена каркасная схема акмеологической опорной системы.

Рисунок 1. Каркасная схема системы акмеологического сопровождения, применяемой в курсах повышения квалификации и дальнейшей профессиональной деятельности тренеров

I этап Акмеологического анализа как составной части процесса акмеологического сопровождения призван выявить ключевые акмеологические условия и факторы, механизмы и логики, способствующие или тормозящие профессиональный рост. Результатом этапа I стала типовая модель коучинга, разработанная в соответствии с действующим профессиональным стандартом, что подтверждено соответствующими показателями рейтинга прогресса с использованием инструментов прогнозирования нейронной сети. Последние дают возможность установить ключевые показатели успеваемости – оценить качества, черты, способности и компетенции обучаемых, наиболее важные для их профессионального роста.

Тесты Этапа II и Показатели прогресса были разработаны для сравнения темпов прогресса тренеров с характеристиками модели для поиска несоответствий в массивах данных. В процедурах тестирования и рейтингования широко применялись психологические тесты, биографический анализ, самооценки и экспертные оценки для профиля развития профессионально важных качеств и компетенций, дополнительно подтверждаемых практическими профессиональными достижениями.

Состояние III Проектирование и прогнозирование в процессе акмеологического обеспечения были направлены на прогнозирование групповых и индивидуальных путей профессионального развития и разработку их сценариев.

IV этап Реализация предполагала оптимизацию путей профессионального развития тренеров с применением соответствующих групповых и индивидуальных акмеологических технологий. Этот этап включал комплекс индивидуальных и групповых акмеологических тренингов, игрового моделирования и коуч-сессий.

Этап V Интегрированный рейтинг был разработан для оценки общего прогресса в сравнении с показателями достижения целей; оценить преимущества применяемых учебно-психологических средств и их соответствие заявленным целям профессионального развития; подвести итоги; и внести коррективы для дальнейшего прогресса.

Результаты исследования и обсуждение. Поскольку это совокупность поведенческих и исполнительских преобразований и новых компетенций, приобретаемых учащимися, которые можно рассматривать как практический продукт труда педагога; а современный физкультурно-спортивный функционал включает в себя разнообразные культурно-воспитательные, оздоровительные и соревновательные функции; успех тренера будет оцениваться с учетом индивидуальных трансформаций обучаемых, что подтверждается соответствующими показателями тестирования культуры, знаний и физического развития, а также индивидуальными спортивными достижениями [2, 4].

Приведенные выше тесты прогресса (оценка по 5-балльной шкале) дали следующие результаты в области улучшения здоровья: 3,2 балла до курса повышения квалификации против 3,6 балла после курса (через год после). В области качества образования показатели успеваемости составили 4,1 и 4,4 балла соответственно; а в области культурного прогресса показатели были оценены в 3,8 и 4,3 балла соответственно. Наивысшую оценку получил соревновательный прогресс обучающихся: первичная оценка 4,2 балла против итоговой оценки 4,5 балла. Суммарный профессиональный прогресс тренеров был оценен в 3,8 и 4,2 балла соответственно. Прирост показателей прогресса оказался статистически значимым при р<0,05 (критерий х²).

Предварительные и итоговые показатели профессиональной компетентности тренеров, прошедших курс повышения квалификации с использованием пилотной акмеологической системы, подтвержденные рейтинговыми тестами профессиональных компетенций (с использованием адаптированной версии методики М. Е. Инкова [3]), свидетельствовали о наивысший прогресс в психолого-педагогической, проектировочной, исследовательской, аналитической и акмеологической компетенциях (см. рис. 2). Как показали данные исследования, наиболее востребованными перед курсом повышения квалификации оказались следующие модули повышения квалификации: новые направления в современных системах спортивной подготовки; биомедицинское обеспечение для занятий спортом, включая компоненты питания и реабилитации; стандартизация спортивно-тренировочного процесса. Наименее востребованными оказались модули, включающие аспекты саморазвития, профессионального роста и оценки собственных ресурсов, а также тесты и исследовательские технологии, применимые в спорте. Выявлено, что по окончании курса повышения квалификации тренеры уделяют повышенное внимание раскрытию собственных профессиональных ресурсов, индивидуальному саморазвитию и профилированию прогресса.

Рисунок 2. Показатели тестирования профессиональных компетенций тренеров до и после поддерживаемого курса повышения квалификации

Заключение . Данные исследования и анализ показали, что предложенная система акмеологического обеспечения прогресса тренеров в периоды повышения квалификации эффективна, что подтверждается объективными тестами и темпами развития личности и профессионального роста обучаемых; с профессиональными компетенциями, проверенными на качественное улучшение, прогресс подтверждается профессиональными достижениями плюс позитивные преобразования в индивидуальных программах с более высоким приоритетом, отдаваемым постоянному профессиональному и образовательному прогрессу в профессиональной карьере.

Ссылки

  1. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Москва: РАКС, 1999. 392 с.
  2. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб.: ГАППО, 2005. 344 с.
  3. Инков М.Е. Диагностика профессиональной компетентности учителей в условиях повышения квалификации. Дис. канд. пед. Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации. Кандидат наук. дисс.]. Ростов-на-Дону, 2009 г., 149 с.
  4. Тютюков В.Г. Акмеология физической культуры и спорта. Учебник для вузов физической культуры. Учебник для вузов физической культуры. Хабаровск: ДВСАПК, 2006. 349 с.

Автор, ответственный за переписку: [email protected]

 

Реферат

В результате исследования получены ключевые данные, обобщающие практический академический опыт акмеологического сопровождения обеспечения прогресса тренеров в периоды дополнительного профессионального образования. Авторами разработана и внедрена система акмеологического обеспечения профессионального роста тренеров на курсах повышения квалификации объемом 144 часа в форме вечерних занятий. Система была разработана для поддержки стажеров в их усилиях по добросовестному управлению своими зонами прогресса в индивидуальной, социальной, профессиональной и технологической областях. В исследовании приняли участие 44 тренера, имеющие 5-10-летний практический тренерский стаж. Акмеологическое сопровождение программы повышения квалификации было разработано на основе комплексного анализа индивидуального профессионального опыта и включало психологические и акмеологические тренинги, коучинг, средства игрового моделирования, анализы и преддипломные квалификационные упражнения, контент-анализы портфолио обучаемых.

Результаты исследования показали успеваемость испытуемых, что подтверждается ростом ключевых компетенций и профессионально важных качеств и умений у тренеров на курсах повышения квалификации с особым акцентом на образовательный компонент, направленный на приобретение ими навыков добросовестного управления управлять своими зонами профессионального прогресса.

Психолого-акмеологическое сопровождение вынужденных переселенцев зрелого возраста — Материалы конференции «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ»

На протяжении многих веков мировое сообщество находится в эпицентре различных видов миграций. Миграционное движение в России, как и во многих странах, усилилось, и основную часть этого процесса составляют вынужденные переселенцы.

В ходе исследования были выделены этапы вхождения мигрантов как личностей в новую социальную среду: этап акклиматизационно-личностной интеграции, социально-психологической индивидуализации и этап функционирования структурно-динамической системы. Наибольшее значение для оптимального развития личности придается начальному периоду — этапу акклиматизации-личностной интеграции.

Феномены мигрантов порождаются нерегулируемыми условиями на данном этапе: феномен ошибочных ожиданий благополучия в долгосрочной перспективе, отсроченного будущего; явление эмоциональной привязанности к прошлому; явление утраты желаемого личного положения после переезда с неблагоприятным влиянием на всестороннее развитие личности.

Для их профилактики в паспортно-визовом управлении, миграционной службе должна быть внедрена программа психолого-акмеологического сопровождения мигрантов, состоящая из нескольких этапов.

На этапе «Психолого-акмеологическое погружение в ситуацию смены места жительства» (1-3 недели) проводится погружение мигрантов в мир кочевого движения: знакомство с рельефом, климатом и природными особенностями региона (тур по города, знакомство с флорой и фауной, посещение центра занятости, знакомство с вакансией, ведущими предприятиями и учреждениями района). Мигранты определяются по языковым курсам, при условии предоставления ориентиров для въезда на новое жилое пространство. Их информируют о юридических документах, правах и обязанностях. Им показаны примеры отрицательного и положительного влияния постмиграционных проблем на психологическое, физическое и экономическое самочувствие мигрантов. Важным становится вопрос определения места работы, формирования направленности на профессиональные достижения, превышение прежних результатов. Мигрантам оказывается помощь в поиске места жительства, воспитании детей, получении медицинской помощи. На этапе « Психолого-акмеологическое объяснение» (4-9недели). Мигрант внедряется в жизнь, начинает проявлять себя как член общества, в котором происходит постмиграционная социализация посредством неформального образования.

Третий этап «Созидание мигранта» (10-20 недель и далее) связан с созданием собственных проектов о миграционной жизни, определяющих цели интеллектуального, нравственного, художественно-эстетического развития. Опираясь на отечественный и мировой опыт, мигрант строит психолого-акмеологический план собственного продуктивного развития. Развивая знания о миграционном процессе в национальном и мировом масштабе России, вынужденные переселенцы овладевают новыми психолого-акмеологическими технологиями, формируют личный опыт по образцу других, например, великих переселенцев (Аристотель, К. Левин, Ж. Руссо, Ш. Чаплин, А. Шварценеггер, Ф. Шопен, Э. Эриксон и др.), мигранты татарской национальности (Г. Г. Баттал, М. Я. Бигиев, З. А. Валиди, А. Гайнуллин, Р. Г. Ибрагимов, Г. Г. Исхаки, У. Гиффат, Г. (Карими, С.Х. Максудов, Р.Х. Хамиди, С. Г. Чагатов, А. Ярулла и др.).

Неформальный образовательный процесс состоит из трех блоков с темами для обсуждения.

I. Естественнонаучный блок: «Роль рациона и питания в адаптации вынужденных переселенцев», «Упражнения по обеспечению оптимальной адаптации вынужденных переселенцев к новым условиям внешней среды», «Изменение климата», «Карта города, республики, страны». », «Миграция животных», «Мир родных планов», «Облик», «Промышленная рабочая сила края» и другие.

II. Гуманитарно-эстетический блок: «От поговорок и пословиц о переселении к культуре», «Образ переселенца в сказках», «Художественно-музыкальные произведения, скульптура о переселении», «Язык и его роль в адаптации», «Юмор переселенца». .

III. Общеразвивающий блок: «Ты и твое имя», «Мигранты: русские, татары, грузины и др.», «Вклад мигрантов в достижения страны», «Великие мигранты», «Миграционные процессы в Татарстане», «Правовая среда». как ресурс социального развития мигранта», «Психологические особенности личностного развития вынужденных переселенцев».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts