Что такое безусловные рефлексы: Что такое безусловный рефлекс? — Мед факты Ютеки

Содержание

2. Безусловные рефлексы. Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства]

2. Безусловные рефлексы

В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции — так называемые безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс — это врожденный рефлекс, стойко передающийся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами. Для проявления безусловного рефлекса необходимы, во-первых, вызывающий его раздражитель, во-вторых, наличие определенного проводникового аппарата, т. е. готового нервного пути (рефлекторной дуги), обеспечивающего прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе).

Если собаке влить в рот соляной кислоты слабой концентрации (0,5 %), она энергичными движениями языка будет пытаться выбросить кислоту изо рта, причем одновременно с этим польется жидкая слюна, предохраняющая слизистую оболочку рта от повреждения кислотой. Если нанести болевое раздражение на конечность собаки, она непременно отдернет, подожмет лапу. Эти реакции собаки на раздражающее действие соляной кислоты или на болевое раздражение проявятся со строгой закономерностью у любого животного. Они безусловно проявляются при действии соответствующего раздражителя, поэтому они и были названы академиком И. П. Павловым безусловными рефлексами.

Безусловные рефлексы вызываются как внешними раздражителями, так и раздражениями, идущими из самого организма. Все акты деятельности новорожденного животного являются безусловными рефлексами, обеспечивающими первое время существование организма. Дыхание, сосание, мочеотделение, калоизвержение и т. д. — все это врожденные безусловно-рефлекторные реакции; причем раздражения, их вызывающие, идут в основном от внутренних органов (переполненный мочевой пузырь вызывает мочеотделение, наличие кала в прямой кишке вызывает потуги, приводящие к калоизвержению и т. д.). Однако по мере роста и созревания собаки появляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов, К таким безусловным рефлексам относится, например, половой рефлекс.

Присутствие около кобеля суки в состоянии течки (в пустовке) вызывает со стороны кобеля безусловно-рефлекторную половую реакцию, которая проявляется в виде суммы довольно сложных, но в то же время закономерных действий, направленных на совершение полового акта. Собака не обучается этой рефлекторной реакции, она закономерно начинает проявляться у животного в период полового созревания в ответ на определенный (хотя и комплексный) раздражитель (сука в течке) и потому должна быть также отнесена к группе безусловных рефлексов. Вся разница между, например, половым рефлексом и отдергиванием лапы при болевом раздражении заключается лишь в различной сложности этих рефлексов, принципиально же они друг от друга не отличаются. Поэтому безусловные рефлексы можно разделить по принципу их сложности на простые и сложные. Однако надо иметь в виду, что в проявлении сложного безусловного рефлекса участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая безусловно-рефлекторная реакция даже только что родившегося щенка осуществляется при участии целого ряда более простых безусловных рефлексов — актов сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез Желудка.
При этом один безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления следующего, т. е. совершается как бы цепь рефлексов, лоэтому говорят о цепном характере безусловных рефлексов.

Академик И. П. Павлов обратил внимание на некоторые основные безусловные рефлексы животных, указывая в то же время на то, что этот вопрос разработан еще весьма недостаточно.

Во-первых, у животных имеется пищевой безусловный рефлекс, направленный на обеспечение организма пищей, во-вторых, половой безусловный рефлекс, направленный на воспроизведение потомства, и родительский (или материнский) рефлекс, направленный на сохранение потомства, в-третьих, оборонительные рефлексы, связанные с защитой организма. Причем оборонительные рефлексы бывают двух родов — активно (агрессивно) оборонительный рефлекс, лежащий в основе злобности, и пассивно оборонительный рефлекс, лежащий в основе трусости (рис. 93 и 94).

Рис. 93. Активно-оборонительная реакция собаки

Эти два рефлекса диаметрально противоположны по форме своего проявления; один направлен на нападение, другой, наоборот, на убегание от вызывающего его раздражителя. Иногда у собак активно и пассивно оборонительные рефлексы проявляются одновременно: собака лает, бросается, но в то же время поджимает хвост, мечется и при малейшем активном действии со стороны раздражителя (например, человека) убегает. Наконец, у животных имеется рефлекс, связанный с постоянным ознакомлением животного со всем новым, так называемый ориентировочный рефлекс, обеспечивающий осведомленность животного о всех изменениях, происходящих вокруг него, и лежащий в основе постоянной «разведки» в окружающей его обстановке.

Рис. 94. Пассивно-оборонительная реакция собаки

Помимо этих основных сложных безусловных рефлексов, имеется ряд простых безусловных рефлексов, связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержеыием и другими функциональными отправлениями организма. Наконец, каждый вид животных имеет ряд своих, присущих только ему, сложных безусловно-рефлекторных актов поведения (например, сложные безусловные рефлексы бобров, связанные с постройками плотин, домиков и т.  д.; безусловные рефлексы птиц, связанные с постройкой гнезд, весенними и осенними перелетами и т. д.). Собаки также имеют ряд специальных безусловно-рефлекторных актов поведения. Так, например, в основе охотничьего поведения лежит сложный безусловный рефлекс, связанный у диких предков собаки с пищевым безусловным рефлексом, который оказался у охотничьих собак настолько видоизмененным и специализированным, что выступает в качестве самостоятельного безусловного рефлекса. Причем у разных пород собак этот рефлекс имеет различное выражение.

У подружейных собак раздражителем является, в основном, запах птицы, причем совершенно определенных птиц: куриных (глухарь, тетерев), куликов (бекас, вальдшнеп, дупель), пастушковых (коростель, болотная курочка и др.). У гончих собак — вид или запах зайца, лясы, волка и др. Причем сама форма безусловно-рефлекторных актов поведения у этих собак совершенно различна. Подружейная собака, найдя птицу, делает над ней стойку; гончая собака, попав на след, гонит с лаем по нему зверя.

У служебных собак нередко встречается выраженный охотничий рефлекс, направленный на преследование зверя.

Чрезвычайно важен вопрос о возможности изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Показательный опыт в этом направлении был проделан в лаборатории академика И. П. Павлова. Два помета щенков были разделены на две группы и воспитаны в резко различных условиях. Одну группу воспитывали на свободе, другую — в условиях изоляции от внешнего мира (в закрытом помещении). Когда щенки выросли, оказалось, что они резко отличаются друг от друга по поведению. Те, которых воспитывали на свободе, не обладали пассивно-оборонительной реакцией, те же, которые жили в условиях изоляции, обладали ею в резко выраженной форме.

Академик И. П. Павлов объясняет это тем, что все щенки в определенном возрасте своего развития проявляют рефлекс первичной естественной осторожности на все новые для них раздражители. По мере знакомства с окружающей средой у них происходит постепенное торможение этого рефлекса и переключение его в ориентировочную реакцию.

Те же щенки, которые в период своего развития не имели возможности познакомиться со всем многообразием внешнего мира, не изживают этот щенячий пассивно-оборонительный рефлекс и остаются на всю жизнь трусливыми.

Проявление активно-оборонительной реакции было изучено на собаках, воспитывающихся в питомниках, т. е. в условиях частичной изоляции, и у любителей, где щенки имеют возможность больше соприкасаться с многообразием внешнего мира. Собранный по этому вопросу большой материал (Крушинский) показал, что собаки, воспитывающиеся в питомниках, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, воспитывающиеся у частных лиц. Подрастающие щенки в питомниках, куда ограничен доступ посторонних лиц, имеют меньше возможностей к развитию активно-оборонительной реакции, чем щенки, воспитывающиеся у любителей. Отсюда и то различие в активно-оборонительной реакции, которое наблюдается у собак обеих этих групп, воспитанных в разных условиях.

Приведенные примеры подтверждают огромную зависимость формирования пассивно- и активно-оборонительных реакций от условий воспитания щенка, а также и изменяемость сложного безусловно-рефлекторного поведения под влиянием тех внешних условий, в которых живет и воспитывается собака. Эти примеры указывают на необходимость внимательного отношения к условиям воспитания щенков.

Изолированные или частично изолированные условия воспитания щенков способствуют формированию собаки с пассивно-оборонительной реакцией, что непригодно для некоторых видов службы собак. Создание правильных условий воспитания щенков, которые обеспечивали бы им постоянное знакомство со всем многообразием внешнего мира и давали возможность щенку проявлять свою активно-оборонительную реакцию (первые проявления которой начинаются уже в 1 1/2 — 2 месяца), помогает выращиванию собаки с развитой активно-оборонительной реакцией и отсутствием пассивно-оборонительной.

Однако необходимо иметь в виду, что у отдельных собак, воспитывающихся в одних и тех же условиях, наблюдается различие в проявлении оборонительных реакций, что зависит от врожденных индивидуальных особенностей, свойственных родителям. Поэтому, улучшая условия воспитания щенков, необходимо обращать особое внимание и на подбор родителей. Безусловно нельзя использовать в качестве производителей для получения служебных собак животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Мы рассмотрели роль индивидуального опыта собаки в формировании сложного безусловно-рефлекторного оборонительного поведения. Однако формирование и других безусловных рефлексов в ответ на определенные раздражители находится в тесной зависимости от индивидуального опыта собаки. Возьмем для примера пищевой безусловный рефлекс. Каждому должно казаться очевидным, что пищевая реакция собаки на мясо является безусловным рефлексом. Однако опыты, проведенные одним из учеников академика И. П. Павлова, показали, что это не так. Оказалось, что собаки, воспитанные на рационе, лишенном мяса, при даче им в первый раз куска мяса не реагировали на него как на съедобное вещество. Однако стоило такой собаке положить один-два раза кусок мяса в рот, как она его проглатывала и после этого уже реагировала на него, как на пищевое вещество. Таким образом, проявление пищевого рефлекса даже на такой, казалось бы натуральный, раздражитель, как мясо, требует хотя и очень короткого, но все же индивидуального опыта.

Таким образом, приведенные примеры показывают, что проявление сложных безусловных рефлексов находится в зависимости от предшествующей жизни.

Остановимся теперь на понятии инстинкта. Под инстинктом понимают сложные действия животного, приводящие без предварительного обучения к наилучшему приспособлению его к определенным условиям среды. Утенок, впервые встретившийся с водой, поплывет совершенно также, как и взрослая утка; птенец стрижа, вылетевший впервые из гнезда, обладает совершенными приемами полета; молодые перелетные птицы с наступлением осени отлетают на юг — все это примеры так называемых инстинктивных действий, которые обеспечивают приспособление животного к определенным и постоянным условиям его жизни.

Академик И. П. Павлов, сравнивая инстинкты, со сложными безусловными рефлексами, указывал, что никакого различия между ними нет. Он писал: «как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и потому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово рефлекс, потому что ему с самого начала придан строго научный смысл». Могут ли эти врожденные, безусловно-рефлекторные акты поведения животного полностью обеспечить его существование. На этот вопрос приходится ответить отрицательно. Несмотря на то, что безусловные рефлексы способны обеспечить нормальное существование у только что родившегося животного, они совершенно недостаточны для нормального существования подрастающего или взрослого животного. Это ясно доказывается опытом с удалением у собаки полушарий головного мозга, т. е. того органа, который связан с возможностью приобретения индивидуального опыта. Собака с удаленными полушариями головного мозга ест и пьет, если подносить к ее рту пищу и воду, проявляет оборонительную реакцию при болевом раздражении, совершает мочеотделение и калоизвержеыие. Но в то же время такая собака является глубоким инвалидом, совершенно неспособным к самостоятельному существованию и к приспособлению к условиям жизни, ибо такое приспособление достигается только с помощью индивидуально приобретенных рефлексов, возникновение которых связано с корой больших полушарий головного мозга.

Безусловные рефлексы являются, таким образом, той базой, тем фундаментом, на котором строится все поведение животного.

Но они одни еще недостаточны для приспособления высшего позвоночного животного к условиям существования. Последнее достигается при помощи так называемых условных рефлексов, которые формируются в процессе жизни животного на основе его безусловных рефлексов.

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные

3.4.2. Условные рефлексы

3. 4.2. Условные рефлексы Условный рефлекс — универсальный механизм в организации индивидуального поведения, благодаря которому в зависимости от изменений внешних обстоятельств и внутреннего состояния организма связанные по тем или иным причинам с этими изменениями

Половые рефлексы и проведение случки

Половые рефлексы и проведение случки К этим рефлексам у самцов относятся: обвинительный, рефлекс эрекции, совокупления и эякуляции.Первый рефлекс выражается в садке на самку и обхватывании ее боков грудными конечностями. У самок этот рефлекс выражается в готовности прл

Пищевые рефлексы

Пищевые рефлексы Во 2–4-е сутки опытов аппетит собак был плохим: они либо ничего не ели, либо съедали 10–30% суточного рациона. Вес большинства животных в это время снижался в среднем на 0,41 кг, что для маленьких собачек было существенно. Значительно сокращалось

Пищевые рефлексы. Вес

Пищевые рефлексы. Вес В переходный период собаки ели и пили плохо, мало или совсем не реагировали на вид еды. Взвешивание показало несколько меньшее, чем при первом способе тренировки, снижение веса животных (в среднем на 0,26 кг). В начале периода нормализации животные

3. Условные рефлексы

3. Условные рефлексы Общее понятие об условном рефлексе. Безусловные рефлексы являются тем основным врожденным фундаментом в поведении животного, который обеспечивает (в первые дни после рождения, при постоянной заботе родителей) возможность нормального существования

Наследуются ли условные рефлексы?[30]

Наследуются ли условные рефлексы?[30] Вопрос о наследовании условных рефлексов — индивидуальных приспособительных реакций организма, осуществляющихся посредством нервной системы, — частный случай идеи о наследовании любых приобретенных признаков организма. Эта идея

Безусловные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение

Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое безусловный рефлекс, как он формируется и чем отличается от условного.

Что такое безусловный рефлекс?

Безусловный рефлекс – это реакция живого организма на определенный раздражитель, заложенная на генетическом уровне и проявляющаяся у каждой особи внутри популяции, независимо от того, где и в каких условиях она выросла. Ими управляет нервная система, и для их проявления не требуется специальных условий. И всё же при разных обстоятельствах интенсивность реакции может меняться (например, пищевой рефлекс зависит от степени сытости).

Поскольку безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне и проявляются у всех особей одного вида, независимо от жизненного опыта, их также называют «врождёнными».

Едва появившись на свет, детёныш любого животного уже обладает набором безусловных рефлексов, которые помогают ему выжить. У каждого вида есть специфические рефлексы. К примеру, детёныши сумчатых (коала, кенгуру) имеют очень цепкие лапки и сразу же после рождения добираются по шерсти матери к сумке. Если котенка поднять за шкуру на шее, он скручивается и спокойно позволяет себя держать – это тоже рефлекс, позволяющий кошке переносить котят в зубах (он частично сохраняется даже у взрослых котов).

Безусловные рефлексы не зависят от больших полушарий мозга. Мы можем осознанно оказывать незначительное влияние на некоторые из них, но контролировать их невозможно.

Автором термина «рефлекс» считается французский исследователь Рене Декарт (1586-1650). Он достаточно точно описал суть явления, но не смог правильно истолковать его природу из-за ограничений науки того времени. Он предположил, что сигнал от рецептора отражается так же, как луч света (слово «reflexus» переводится с латыни как «отражённый»).

Пониманием того, как действуют рефлексы, современная наука обязана троим российским учёным: Ивану Сеченову, Владимиру Бехтереву и Ивану Павлову. Дальше всех продвинулся Павлов, который смог понять разницу между условными и безусловными рефлексами, впервые разделив данные понятия. Также он высказал предположение, что безусловные рефлексы закрепляются в генах эволюционным отбором в течение тысячелетий.

Отличительные признаки безусловных рефлексов

Безусловный рефлекс – это постоянная (стереотипная) реакция на определенный раздражитель, свойственная всем особям определенного вида. Такие реакции возникают и закрепляются в генах в ходе эволюционного развития. В связи с этим они называются также «видовыми» рефлексами.

Ключевые особенности безусловных рефлексов:

  • Неподконтрольность сознанию и воле. Мы, конечно, можем осознанно заставить сработать определенный рефлекс (представьте, например, как откусываете кусочек лимона). Однако подавить его гораздо сложнее, и при наличии раздражителя он сработает независимо от вашего желания (если в действительности откусить кусочек лимона, сдержать обильное слюноотделение не получится, как ни старайся).
  • Специфичность. Безусловные рефлексы проявляются при воздействии на конкретные рецепторы. Так на ярком свету зрачки мгновенно сужаются, а запах и вкус пищи активируют пищеварительную систему.
  • Полное покрытие популяции. Врожденные рефлексы присутствуют у всех представителей вида. При этом они могут быть специфичными для одного вида, а могут распространяться и на более крупные таксономии (например, сосательный рефлекс, присутствующий у всех млекопитающих).
  • Гибкость. В зависимости от некоторых условий, интенсивность рефлекторной реакции может существенно отличаться. К примеру, состав слюны и желудочного сока зависит от вкуса еды. Это связано с тем, что для переваривания белков, жиров и углеводов нужны разные ферменты.

Безусловные рефлексы – это естественные реакции, необходимые, чтобы обеспечить выживание отдельной особи и всего вида, поэтому они надёжно закреплены в генах. Условные рефлексы обычно формируются на основе безусловных. К примеру, в известном опыте Павлова пищеварительная система собаки реагировала на звонок или зажёгшуюся лампочку. Это срабатывал обычный пищевой рефлекс, который посредством обучения был привязан к раздражителю, изначально не имеющему ничего общего с пищей.

Примеры и виды безусловных рефлексов

Павлов предложил использовать для классификации биологический смысл реакций и специфические особенности провоцирующих их раздражителей. Данный подход позволяет отнести любой рефлекс к одному из четырёх основных типов:

  • Пищевой. Данный рефлекс возникает при возбуждении вкусовых и обонятельных рецепторов химическими веществами, обладающими необходимым вкусом и запахом. Нервный импульс, возникающий в рецепторах, передаётся в нервные структуры пищевого центра. Там формируются ответные реакции, приводящие к активизации пищеварительной системы. Начинается интенсивное слюноотделение, а в желудке вырабатывается желудочный сок – так пищеварительная система готовится к перевариванию пищи.
  • Половой. Это рефлекс, обеспечивающий размножение. Важно не путать его с соответствующим инстинктом. Половой инстинкт – это сложная модель поведения, включающая брачные игры, образование пары и спаривание. Рефлекс же необходим только для приведения половых органов в готовность и обеспечения полового акта.
  • Защитный. По сути, это обширная группа безусловных рефлексов, призванных защищать живое существо от множества разных опасностей. Сюда относится и отдергивание руки от обжигающей поверхности, и прищуривание на ярком свету, и даже учащение дыхания при недостатке кислорода в крови.
  • Ориентировочный. Любое животное, в том числе и человек, услышав неожиданный шум, рефлекторно настораживается и поворачивает голову в сторону его источника. Это происходит неосознанно и практически мгновенно, благодаря чему животное получает больше времени на выбор реакции (бежать, нападать, обороняться, игнорировать и т.п.).

Все безусловные рефлексы могут участвовать в формировании условных. Это происходит, когда раздражитель, провоцирующий безусловный рефлекс, сочетается с каким-то другим воздействием. При регулярном подкреплении взаимосвязи возникает условный рефлекс, аналогичный безусловному и действующий так же быстро.

Появление и развитие безусловных рефлексов

Современные исследования показывают, что безусловные рефлексы начинают проявляться уже на стадии внутриутробного развития. При этом на разных этапах развития плода можно наблюдать различные стадии формирования безусловного рефлекса. И к моменту рождения все жизненно необходимые рефлексы оказываются полностью сформированными. Некоторые рефлексы требуют согласованной работы нескольких систем организма, но при этом даже у новорожденного они уже достаточно консолидированы для этого.

Наблюдая, как ведёт себя плод человека в период внутриутробного развития, ученые обнаружили, что некоторые рефлексы проявляются уже на 4 месяце беременности. В частности, у 3-месячного плода появляется хватательный рефлекс. Если к его ладони приложить какой-то предмет, он пытается схватить его. При этом исследователи уже достаточно подробно изучили, как формирование рефлексов связано с дифференциацией и миелинизацией (покрытие изолирующим белком «миелином») нейронов нервной системы плода.

Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.

Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.

Если у вас есть аквариумные рыбки, вы наверняка приучили их реагировать на постукивание по стеклу. Стоит легонько постучать, и они выплывают в предвкушении кормления. Это не потому, что они «запомнили и знают», а потому что на основе пищевого (безусловного) рефлекса у них выработался условный.

Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.

Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.

Заключение

Безусловный рефлекс – это врожденная реакция на определенный раздражитель, свойственная всем представителям одного вида (или большей таксономии). Такие рефлексы вырабатываются на протяжении тысячелетий в процессе эволюции, из чего можно заключить, что они важны (или были важны) для выживания отдельных особей и популяции в целом. Но поскольку внешние условия постоянно меняются, они дополняются также условными рефлексами, которые вырабатываются у каждой особи индивидуально, помогая ей приспосабливаться к обстоятельствам.

§1. Условные и безусловные рефлексы

Отличия условных рефлексов от безусловных. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.

Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.

Биологическое значение условных рефлексов. Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.

Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.

При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие. Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.

Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.

Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом. Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка. Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.

Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.

Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).

Механизм образования условного рефлекса. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).

Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?». Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм). Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой. При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникнет (замкнется) временная связь.

В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков. Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры. Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.

Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.

Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться. Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.

Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь.

Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения. Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи.

Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула. Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.

Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.

Безусловное, или внешнее, торможение. Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса. Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.

Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.

К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.

Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.

Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.

Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.

Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.

Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.

У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.

Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!

Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель—сигнал (например, звонок), а через 1—5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2—3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2—3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.

Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.

Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.

Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм. В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли. После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.

Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. ;г Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.

Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке. Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.

Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.

Разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем

Ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем заключается в том, что условный раздражитель вызывает заученный ответ на ранее нейтральный раздражитель, в то время как безусловный раздражитель вызывает ответ без какого-либо предварительного обучения.

Стимул — это любой внутренний или внешний объект, который заставляет нашу нервную систему реагировать на него. Они вызывают реакцию в органе или клетке. В результате раздражители вызывают поведенческие реакции у человека или животного. Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, которые вызывают реакции у людей или животных. Условный раздражитель – это выученный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это любой раздражитель, который естественным образом и автоматически вызывает определенную реакцию. Эта реакция не является продуктом усвоенного поведения, как условный раздражитель.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое условный раздражитель
3. Что такое безусловный раздражитель
4. Сходство между условным и безусловным раздражителем
5. Сравнение бок о бок — условный раздражитель и безусловный раздражитель в табличной форме
6. Резюме

Что такое условный раздражитель?

Условный раздражитель является нейтральным стимулом к ​​переживанию. Это продукт усвоенного поведения. Более того, это один из компонентов кондиционирования. Реакция на условный раздражитель вырабатывается с течением времени после многократного воздействия. Условные раздражители также называются классическое кондиционирование или кондиционирование по Павлову . Наиболее распространенным примером является эксперимент, проведенный русским ученым Иваном Павловым с собаками. Во время своего эксперимента он заметил, что у собак начиналось выделение слюны в ответ на тон (звук колокольчика). Он понял, что звук сочетается с подачей еды. Этот процесс был обусловлен выученной реакцией. В этом эксперименте звук является условным раздражителем, а слюноотделение — условной реакцией.

Рисунок 01: Классическое кондиционирование

Другой пример классической обусловленности можно объяснить следующим образом. У некоторых есть привычка ходить на кухню перекусить всякий раз, когда идет рекламная пауза во время просмотра любимого телешоу. Это происходит из-за классического кондиционирования.

Что такое безусловный раздражитель?

Безусловный раздражитель — это все, что естественным образом и автоматически вызывает реакцию. Ответ является безусловным ответом, который происходит без какого-либо предварительного обучения. Другими словами, это происходит автоматически. Нет необходимости учиться реагировать на безусловный раздражитель.

Рисунок 02: Безусловный раздражитель

Например, если вы случайно дотронетесь до горячей сковороды, вы немедленно уберете руку. Непосредственная реакция, которую вы дали, является безусловным ответом на безусловный раздражитель. Другой пример — чувство голода при запахе еды. Запах пищи — безусловный раздражитель, а чувство голода — реакция. Другим примером безусловного раздражителя является поцелуй, повышающий частоту сердечных сокращений. Здесь повышенная частота сердечных сокращений является безусловной реакцией. Во всех трех примерах реакция происходит естественно и автоматически.

Каковы сходства между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

  • Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, вызывающих реакции в нервной системе человека и животных.
  • И условный, и безусловный раздражители вызывают одинаковую реакцию.
  • Когда нейтральный раздражитель ассоциируется с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем.

В чем разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

Условный раздражитель — это ранее нейтральный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это раздражитель, который вызывает естественную и автоматическую реакцию. Итак, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Более того, условный раздражитель вызывает заученную реакцию, а безусловный раздражитель вызывает реакцию, которая не требует предварительного обучения.

В таблице ниже приведены различия между условным раздражителем и безусловным раздражителем.

Резюме – условный раздражитель в сравнении с безусловным раздражителем

Условный раздражитель вызывает усвоенную реакцию, тогда как безусловный раздражитель вызывает естественную и автоматическую реакцию, которая является врожденной и не требует предварительного обучения. Таким образом, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Кроме того, за условным раздражителем следует безусловный раздражитель. Когда нейтральный раздражитель связан с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем. Наконец, он производит условный ответ.

Ссылка:

1. «Определение условного раздражителя и его роль в психологии | Лучше помогите». Betterhelp.Com, 2020, доступно здесь.
2. «Что такое безусловная реакция в психологии?». Verywell Mind, 2020, доступно здесь.

Изображение предоставлено:

1. «Классическая диаграмма кондиционирования» Салехи.с — собственная работа (CC BY-SA 4.0) через Commons Wikimedia
2. «Imgnotraçat arc reflex eng» Марта Агуайо — собственная работа (CC BY-SA 3.0) через Commons Wikimedia

Собака Павлова — Новое онлайн-обучение

Иван Павлов (1849–1936) был русским психологом, интересовавшимся изучением животных и человека, который разработал концепцию обусловленности для описания психологических процессов обучения. Он получил Нобелевскую премию по медицине в 1904 году. Павлов проводит различие между безусловным (инстинктивным) и условным (окружающим и выученным) рефлексом в ответ на раздражитель. Здесь Э.Л. Торндайк описывает эксперимент Павлова.

Собак оперируют и отверстие одного слюнного протока пересаживают из его естественного места на слизистой оболочке рта на наружную кожу таким образом, чтобы секрет одной слюнной железы стекал в трубку, где количество и скорость расход можно измерить. Затем этих собак приучают стоять в упряжке в комнате, свободной от каких-либо образов, звуков или запахов, кроме тех, которые дает экспериментатор.

В силу врожденного или безусловного или безусловного рефлекса или склонности собака увеличивает поток слюны, когда определенные вещества, такие как пища или неприемлемые объекты, такие как кислота, попадают ей в рот. Предположим теперь, что животному предъявляется определенная ситуация, скажем, звук электрического зуммера, и пока этот звук продолжается, ему предъявляется пища, и что его соединение повторяется ежедневно или все чаще и чаще. Затем, если звучит только зуммер, слюноотделение усилится (Thorndike, E.L. 19).31 (1968). Человеческое обучение. Нью-Йорк: Johnson Reprint Corporation. стр. 104-105.).

Одна из собак Павлова, хранится в музее Павлова, Санкт-Петербург

Это выводы Павлова:

Оба факта [реакция на пищу или кислоту и реакция на зуммер, который стал ассоциироваться с едой или зуммером] одинаково точны и постоянны; и к обоим следует применять один и тот же физиологический термин «рефлекс»… Но в то же время разница между двумя рефлексами также очевидна… [A]s можно ясно увидеть из приведенных выше опытов, первый рефлекс был произведен без какой-либо подготовки , без каких-либо условий, а второе было получено в силу специальной процедуры. .. [Мы] можем с полным правом назвать постоянную связь между внешним агентом и деятельностью организма, вызванной в ответ на него, «безусловным рефлексом», в то время как временную связь можно определить как «условный рефлекс». …

Животный организм как система существует в окружающей природе только посредством постоянного уравновешивания этой системы и среды, т. е. посредством определенных реакций живой системы на поступающие к ней извне возбуждения, которые в случае высших животных осуществляется главным образом посредством нервной системы в виде рефлексов. Основными средствами обеспечения этого равновесия, а следовательно, и целостности как отдельного организма, так и его вида, являются простейшие безусловные рефлексы вообще… а также сложнейшие безусловные рефлексы, обычно именуемые инстинктами, — пищевой инстинкт, оборонительный инстинкт, половой инстинкт и т. д. Эти рефлексы вызываются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними агентами, благодаря чему может быть обеспечено совершенство равновесия. Однако равновесие, достигаемое с помощью этих рефлексов, было бы совершенным только в том случае, если бы окружающая среда была абсолютно постоянной. Но так как среда, кроме того, что она чрезвычайно разнообразна, постоянно колеблется, то безусловные связи, носящие постоянный характер, оказываются недостаточными и должны дополняться условными рефлексами, т. е. временными связями… То же можно сказать и о все, что может быть необходимо для обеспечения благополучия организма или вида как в положительном, так и в отрицательном смысле, т. е. ко всему, что должно быть удалено из окружающей среды или от чего следует защищаться.

Не нужно большого воображения, чтобы сразу увидеть, какое бесчисленное множество условных рефлексов постоянно употребляет сложнейшая система человека, помещенная в часто весьма разнообразную общеприродную среду и, кроме того, в особую социальную среду, которая в своем крайнем предел может означать все человечество. Рассмотрим тот же пищевой рефлекс. Какое количество различных условных временных связей, как природных, так и особенно социальных, необходимо для обеспечения достаточного снабжения пищей, — и все это по существу условные рефлексы.


Павлов, И.П. 1941. «Условный рефлекс». Стр. 166–185 в Лекции по условным рефлексам: Vol. 2. Условные рефлексы и психиатрия, , под редакцией У. Хорсли Ганта. Нью-Йорк: Международные издатели. стр. 168–170. || WorldCat


безусловная, условная, врожденная (слабость или отсутствие рефлексов)

Содержание

Двадцать восемь дней — ровно столько длится неонатальный период, в течение которого организм ребенка проходит адаптацию к совершенно новым для него сейчас условиям utero, поэтому большую роль здесь играют рефлексы новорожденного ребенка.

Рефлексы новорожденного

Это объясняется тем, что совсем недавно появившийся на свет малыш еще лишен многих полезных навыков — об этом позаботится природа.

Основные рефлексы

В этот период у малыша вырабатывается только безусловных рефлексов — то есть те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы также можно назвать «личным опытом» ребенка, так как они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания головного мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы?

Клинически значимых безусловных рефлексов у младенца целых пятнадцать – и «судьба» у них самая разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после рождения), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь

Детские неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечение общей нормальной жизнедеятельности (дыхательных, сосательных, глотательных, а также спинномозговых рефлексов)
  2. Направлены на защиту организма ребенка от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для движения по родовым путям матери.
Щелкните для увеличения (Основные рефлексы)
Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательный рефлекс и способность проглатывать съеденную пищу — глотание .

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: ребенок захватывает губами соску, рожок бутылочки и ритмично их сосет — примерно так с точки зрения физиологии выглядит нормальный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс — Другой тип оральных рефлексов. Если легко прикоснуться к губам младенца, они забавно выпячиваются в трубочку — прямо как хобот слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Хоботковый рефлекс исчезает к двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-оральный) — смешанная форма реакции ребенка, при которой он открывает рот на легкое нажатие большими пальцами обеих ладоней. Лучше всего он выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать, а затем и вовсе исчезает.

Рефлекс Куссмауля (поиск) — попытка найти пищу: если дотронуться до уголка рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Он исчезает довольно быстро – через три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск пищи происходит зрительно – малыш видит сундучок или бутылочку.

Спинномозговые рефлексы. Обследуя ребенка сразу после рождения и на протяжении всего периода новорожденности, педиатр обращает внимание на спинномозговые рефлексы — Совокупность реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Одним из важнейших безусловных рефлексов, возникающих с первых часов жизни, является верхний защитный рефлекс. Проявляется, если положить новорожденного на живот: сразу голова поворачивается набок, и малыш пытается ее приподнять. Это защита от возможной дыхательной недостаточности: таким образом ребенок восстанавливает воздух в дыхательных путях. Рефлекс исчезает через полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка появляются, когда он крепко обхватывает пальцы матери (врача) обеими руками и способен удерживать их настолько крепко, что его можно даже приподнять в Сюда. Они выражены до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте свидетельствует о существующих неврологических проблемах.

Рефлекс Бабинского — его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, при этом стопы сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценки являются энергичность и особенно симметричность движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов — отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро — двухфазная реакция, при которой ребенок реагирует на достаточно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза — малыш разводит ручки в стороны и разжимает пальчики, при этом выпрямляя ножки.
  • Второй этап — возврат на предыдущую позицию. Иногда ребенок может даже как бы обнять себя, поэтому рефлекс Моро имеет другое название – «рефлекс объятий».

Произносится до пятимесячного возраста ребенка.

Рефлекс Кернига — реакция тазобедренных и коленных суставов на попытку разжать их силой после сгибания. Обычно это не удается. Полностью исчезает через четыре месяца.

Рефлекторная «автоматическая» походка , представляющая собой очень забавное зрелище, заключается в попытках новорожденного действительно ходить, если его приподнять и слегка наклонить туловище вперед. Критерием оценки является степень полноты опоры при «ходьбе» всей стопы. Опора на пальцы и обхватывание стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекторная опора — попытка ребенка встать на ноги, когда его осторожно держат, кладут на ровную поверхность (на стол, например). Это двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ножки в коленях, а затем становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматическая» походка сохраняются в течение полутора месяцев.

Бауэровский рефлекс (самопроизвольное ползание) можно наблюдать, положив ребенка на живот и прижав ладошки к подошвам: он начинает ползать, отталкиваясь от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 день, этот рефлекс исчезает через 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта — реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине гребня, то ребенок сгибает спину, при этом разгибая ногу со стороны раздражителя.

Различают также позотонические рефлексы новорожденных — попытки перераспределения мышечного тонуса при изменении позы тела при отсутствии возможности держать голову, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна — реакция разгибательных и сгибательных мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голова ребенка повернута набок. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, наоборот, загнуты. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает, что некоторые рефлексы у малыша включаются поздно или проявляются не очень ярко. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, с заболеваниями, а также быть индивидуальной реакцией на некоторые лекарства.

Также слабые оральные и спинномозговые реакции обычно наблюдаются у недоношенных детей и у родившихся с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском пищи и ее поглощением (сосание и глотание), можно объяснить только тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Самая страшная ситуация, когда вообще нет рефлексов. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка является поводом для проведения немедленных реанимационных мероприятий, которые должны проводиться только специалистами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts