Что такое честь что такое достоинство: что такое достоинство и честь

Что такое честь, достоинство и деловая репутация?

Для реализации права на защиту чести достоинства и деловой репутации необходимо различать понятия чести, достоинства и деловой репутации. Физические лица могут заявлять иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, а юридические лица могут защищать только деловую репутацию.

Когда мы употребляем эти три термина, то не задумываемся, а что же они в действительности означают и есть ли между ними разница. Что понимать под этим своеобразным «триумвиратом» нематериальных благ?
У этих терминов существует много сложных формулировок, поэтому для простоты понимания мы определяем, что достоинство – это внутренняя оценка, которую человек дает своим действиям. Честь – это общественное признание поступков человека и его заслуг. А деловая репутация – оценка деятельности лица, с точки зрения признания его деловых качеств. При этом граждане вправе заявлять иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Такое право установлено Конституцией РФ. В свою очередь, юридическое лицо вправе обращаться за защитой исключительно деловой репутации, так как она является одним из условий успешной деятельности. Понятие «достоинство» вообще неприменимо к юридическому лицу, так как оно не обладает собственным сознанием и психикой, чтобы давать оценку своим действиям, а категория «честь» фактически совпадает с понятием «деловая репутация».

Если кто-то распространит порочащие сведения, несоответствующие действительности, затрагивающие честь, достоинство и деловую репутацию, то вы вправе обратиться в суд за защитой данных нематериальных благ. А суду нужно будет установить следующие обстоятельства:
• факт распространения спорных сведений;
• несоответствие их действительности;
• и порочащий характер.

Важно. Следует отличать защиту чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) от защиты иных нематериальных благ, перечисленных в (ст.

150 ГК РФ). Например, если фотографии из вашего семейного альбома, попали в сеть Интернет, то в таком случае, информация хоть и соответствует действительности и не порочит честь, достоинство и деловую репутацию, но ее распространение причинило вам моральный вред, и в суде можно требовать компенсацию (ст. 151 ГК РФ).

В следующей статье мы поговорим о распространении порочащих сведений.

Доверьте свой вопрос профессионалам

Оставьте заявку на консультацию

Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Услуги по теме

Защита чести и достоинства

Похожие статьи

Что такое порочащие сведения?Кто является надлежащим ответчиком по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации?Порядок обращения в суд при защите чести, достоинства и деловой репутацииКакой размер компенсации по искам о защите чести достоинства и деловой репутации?

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Ликсунова А.

С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

                                                                                                                Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия. 

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S. 

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as «honor» and «dignity» in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и  достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — хранители этого жилища. Их стража — осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство —  этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так,  толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия — чести. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447].  Таким образом, в словаре  Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815]  . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает  абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение:  «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) — пишет И. Кант, — само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве  человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным.  Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как  «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122].

   Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс  говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека — вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека,  а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство.  Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и  честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь.

При этом  внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также  Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит  Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также  Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение  внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция  понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение  в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка  личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

 -«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя,  которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь  должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и  половой чести,  также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей.  В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими  категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль».  Т. 4. Ч. II . 1783.-  544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. — С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, — 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
  2. Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
  3. Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. — M.: «Mysl’».  T. 4. Ch. II.-  544 s.
  4. Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
  6. Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”.-84s.
  7. Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI — XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
  8. Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. — M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. — S.115 -169.
  9. Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo,  — 640 s.
  10. Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. — 52 s.

Различия культур чести и достоинства в концепции ценности: последствия реакции на групповые оскорбления — Александрийская электронная научная библиотека

  • АДРЛ
    • Электронные тезисы и диссертации UCSB
      • Различия культур чести и достоинства в концепции ценности: последствия реакции на групповые оскорбления
Автор:
Паукетат, Джанет В. Т.
Обладатель степени:
Калифорнийский университет, Санта-Барбара. Психология
Степень супервайзера:
Дайан М. Маки
Место издания:
[Санта-Барбара, Калифорния]
Издатель:
Калифорнийский университет, Санта-Барбара
Дата создания:
2013
Дата выпуска:
2013
Темы:
Психология, Социальная
Ключевые слова:
Факторный анализ,
Культура чести,
Культура достоинства и
Групповые эмоции
Жанры:
Интернет-ресурсы и диссертации, академические
Диссертация:
MA – Калифорнийский университет, Санта-Барбара, 2013
Описание:

Культуры чести придают большое значение социальному достоинству, репутации и положительному социальному имиджу, которые могут быть предоставлены или отняты другими. Напротив, в культурах достоинства придается значение независимой от контекста, индивидуальной и неотъемлемой ценности, на которую меньше влияет социальное отношение других. Таким образом, реакция на оскорбления важнее в культурах чести, чем в культурах достоинства. В исследовании 1 сначала изучались реакции студентов на различные оскорбления со стороны группы преподавателей и группы студентов в ОАЭ (культура чести) и в США (культура достоинства). Это кросс-культурное сравнение забот о чести и достоинстве было предназначено для того, чтобы проиллюстрировать, имеет ли место повышенная реакция на групповое оскорбление в культурах чести. Результаты показали первоначальные доказательства различий в групповых реакциях на оскорбления в выбранных культурах чести и достоинства. Исследование 2 было посвящено измерению ценности чести и достоинства. Он стремился объяснить результаты исследования 1, включающие самоотверженное одобрение ценностей культуры чести или достоинства. Результаты продемонстрировали две отдельные базовые конструкции для ценностей достоинства и чести.

Физическое описание:
1 интернет-ресурс (88 страниц)
Формат:
Текст
Коллекция (ы):
Электронные тезисы и диссертации UCSB
Другие версии:
http://gateway.proquest.com/openurl?url_ver=Z39.88-2004&rft_val_fmt=info:ofi/fmt:kev:mtx:dissertation&res_dat=xri:pqm&rft_dat=xri:pqdiss:1552588
КОВЧЕГ:
ковчег:/48907/f37d2s7h
ISBN:
9781303731570
Каталожный номер системы:
9
153210203776
Авторское право:
Джанет Покетат, 2013
Права:
В авторском праве
Правообладатель:
Джанет Покетат
Доступ: Доступ к этому элементу разрешен только на территории кампуса. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами или свяжитесь с персоналом библиотеки UCSB, если вам нужна дополнительная помощь.

Достоинство, уважение, честь и мужественность

Мнения и редакционные статьи

Фото предоставлено МЫ СНОВА НАДЕЕМСЯ | Штатный писатель Колин Лэнг рассказывает о философии, которая управляет его жизнью, и почему, по его мнению, она должна управлять и вашей.


Достоинство, Уважение и Честь – понятия вековые. Они побуждают людей выходить за пределы своих ограничений, чтобы стать великими лидерами и достичь невозможного. Лично я обнаружил, что эти концепции чрезвычайно полезны в обучении тому, как вести себя в обществе и на работе.

Несмотря на то, что это старые понятия, я думаю, что они могут найти применение в современном обществе, особенно для других мужчин. Это не значит, что я считаю женщин неспособными вести себя с достоинством, уважением и честью; на самом деле, я имею честь знать многих, кто это делает. Тем не менее, я думаю, что мужчины могут получить более непосредственную пользу от демонстрации такого поведения. Любой может не согласиться — я просто говорю то, что может сработать с моей точки зрения и опыта.

Итак, давайте начнем с самого основного и простого: Достоинство. На мой взгляд, достоинство – это неотъемлемая часть каждого человека. Независимо от того, кто вы, где вы родились и что вы сделали, вы заслуживаете достойного отношения. Все мы люди, и никому из нас не нравится, когда с нами обращаются как с грязью. Итак, на самом деле следуйте Золотому правилу, и вы будете относиться к людям с достоинством. Это так просто.

Теперь пришло время взглянуть на более сложное: уважение. На самом деле сейчас существует тенденция, которая меняет понятия достоинства и уважения. Часто люди говорят: «Если вы меня не уважаете, я не буду уважать вас», когда они имеют в виду: «Если вы не смотрите на меня как на авторитет, я не буду относиться к вам как к авторитету». будучи человеком.» Очевидно, что в этом много неправильного.

Уважение включает обращение к кому-то за советом или внимательное обдумывание его или ее слов; эта часть правильная. Однако уважение — это не то, чего вы заслуживаете по своей природе, как достоинство. Уважение зарабатывается действиями людей, которые показывают, что они компетентны, всесторонне развиты и искренне привержены своим убеждениям.

Обратите внимание, что я не упомянул, что вы должны соглашаться со всем, что делает человек, чтобы уважать его. Вы можете уважать людей самых разных идеологий, религий и культур за целый ряд различных действий. Лично я уважаю людей из истории, таких как преподобный доктор Мартин Лютер Кинг-младший и древнеримский диктатор Цинциннат, а также современных людей, таких как бывший президент Барак Обама и доктор Джордан Б. Петерсон. Соглашусь ли я со всеми этими людьми — это отдельная история, но я уважаю каждого из них по нескольким причинам.

Последняя концепция, Честь, в моей интерпретации связывает две предыдущие вместе. Понятие чести имело в истории достаточно значений, чтобы на эту тему были написаны целые книги, но я буду обсуждать его более простую версию, поскольку меня сдерживает количество слов.
Честь основывается на достоинстве, чтобы создать кодекс, которого должен придерживаться человек. Этот кодекс должен помочь вам вести себя с теми, к кому вы относитесь достойно, и с теми, к кому вы относитесь с уважением; это также дает вам набор стандартов, по которым можно измерить себя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts