Что такое чувство чести: что такое достоинство и честь

Содержание

что это, примеры из жизни, отличия от «достоинства»

Что такое честь?

Честь – это нравственное и социальное качество личности, подразумевающее высокий уровень самоуважения, а также хорошую и тщательно оберегаемую репутацию в обществе. Это обобщающее понятие, объединяющее такие добродетели как честность, смелость, справедливость, ответственность, принципиальность, чистота совести и душевное благородство.

У понятия чести есть две составляющих:

  • Внешняя честь. Это оценка моральных, нравственных и прочих качеств индивида окружающими. Она тесно связана с таким понятием как репутация. Здесь подходит определение, сформулированное Артуром Шопенгауэром: «Честь – это мнение других о нашей цене».
  • Внутренняя честь. Это совокупность внутренних качеств человека, его убеждения, принципы, осознание собственной полезности для общества, уровень ответственности, способность принимать правильные решения, руководствуясь здравым смыслом, а не инстинктами и сиюминутными желаниями.

Взаимосвязь между внешней и внутренней честью сложна и не всегда однозначна. К примеру, немецкий философ Йозеф Экштейн в книге «Честь в философии и праве» пишет: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». Но в той же книге он утверждает, что «Внутренняя и внешняя честь никак не связаны между собой».

Понятие чести и её высокую ценность можно считать культурными универсалиями, поскольку во все времена честь ценилась не ниже, чем человеческая жизнь (а в некоторых культурах и значительно выше). В частности, мотивом для большинства средневековых дуэлей служила именно защита чести и достоинства. Понятие чести существует во всех культурах, поскольку её внутреннее ощущение, потребность беречь и защищать её присущи каждому человеку от природы.

Примеры проявления чести из жизни

О чести, как о свойстве личности, часто говорят в художественной и исторической литературе, в кино и даже в повседневной жизни. В большинстве случаев с ней связывают такие качества как честность, добропорядочность, искренность, постоянство принципов, смелость и другие добродетели.

Рассмотрим несколько наиболее важных проявлений чести:

  • Уважение к окружающим. Человек, уважающий себя, уважает и окружающих. Он не станет демонстрировать презрения или даже простого пренебрежения по отношению к кому-либо.
  • Способность отвечать за слова. Человек чести всегда тщательно думает над тем, что говорит. Он не даёт невыполнимых обещаний, не позволяет себе импульсивных эмоциональных высказываний и не отказывается от собственных слов в ситуации, когда приходится признавать свою неправоту.
  • Сила личности. Как правило, честь свойственна очень сильным личностям, которые готовы отстаивать свои принципы и ценности в любых обстоятельствах. Именно эта черта обычно заставляет окружающих восхищаться такими людьми и брать с ним пример.
  • Хорошие манеры. Честь свойственна хорошо воспитанным людям, которые умеют правильно вести себя в обществе. Если же человек явно обделён хорошими манерами поведения, то и на наличие у него чести рассчитывать не приходится.
  • Умение нести ответственность. Способность признавать свои ошибки и брать на себя ответственность в современном обществе часто воспринимается как слабость. Но на самом деле, человек чести не может поступить иначе. И любой ущерб, возникший из-за его ошибок, он стремится устранить, не перекладывая вину на окружающих или на обстоятельства.

Отличия чести от достоинства

Достоинство – это самоуважение личности, основанное на субъективном восприятии своего социального статуса и своей значимости. Эти два понятия тесно связаны, их часто упоминают в одном предложении, а грань между ними не всегда понятна. Под достоинством обычно подразумевается представление индивида о своём положении в обществе, оценке своей персоны окружающими.

У достоинства есть две стороны:

  • Индивидуальная. Данную сторону обычно подразумевают, говоря о таком понятии как «чувство собственного достоинства». Это понимание индивидом собственной ценности для окружающих, восприятие своего статуса и способность ему соответствовать.
  • Социальная. Эта сторона определяется отношением окружающих к человеку – тем, как его оценивают и насколько ценят. Очевидно, что она не всегда зависит от него.

В основе чести и достоинства лежит нравственность. При этом главное отличие между ними состоит в том, что ключевая составляющая достоинства – это самооценка, субъективное мнение о себе, тогда как честь – это социальное свойство, стремление следовать идеалам. Честь отражает ожидания социума, стремление и способность человека соответствовать этим ожиданиям. Честь и достоинство – не одно и то же, и всё же эти понятия неразрывно связаны и редко встречаются по отдельности.

Почему честь так важна?

Люди считают себя вершиной эволюции (или венцом творения), и вряд ли кто-то станет оспаривать этот статус. Однако как в бытовой жизни, так и на уровне взаимодействия социальных слоёв, социальных групп и даже государств люди не слишком далеко ушли от животных. Честь – это одна из тех категорий, которые позволяют нам быть людьми, уважительно и справедливо относиться друг к другу, работать над собой и стремиться стать лучше.

Важно учитывать, что развитие человечества определяется не только научно-техническим прогрессом, но и моральными, этическими и нравственными принципами. Без них человек – всего лишь вспыльчивый и агрессивный примат, вооружённый передовыми технологиями. Таким образом, честь – это внутренняя сила, которая позволяет нам оставаться людьми, сдерживая примитивные инстинкты, заложенные в нашей природе.

Честь как правовая категория

Законодательство любого правового государства защищает честь и достоинство граждан (в России данные категории прописаны в статье 152 ГК). Это значит, что государство обязуется защищать честь и достоинство каждого гражданина. В частности, если кто-то распространяет информацию, порочащую гражданина, его обяжут опровергнуть её (или доказать, если это возможно).

Кроме того, данная статья предусматривает защиту чести и достоинства гражданина даже после смерти (по требованию заинтересованных лиц). При этом такая защита может осуществляться как ради памяти умершего гражданина, так и ради интересов третьих лиц (независимо от природы этих интересов).

Для юридических лиц аналогом понятия чести выступает деловая репутация. Любая организация вправе требовать публичного опровержения сведений, которые вредят её репутации (при условии, что ответчик не сможет доказать истинность опубликованных сведений). Как правило, компании пользуются данной статьёй, чтобы потребовать у СМИ опровергнуть и удалить опубликованные ранее материалы, если те мешают их нормальной деятельности.

Честь в современном мире

Читая рыцарские романы, средневековую литературу и даже обычные учебники по истории того периода, можно прийти к выводу, что в средние века представления о чести были чрезвычайно высоки по сравнению с сегодняшними. Судя по описаниям, честь ценилась выше человеческой жизни, ведь любой оскорблённый человек мог вызвать обидчика на дуэль. Представить нечто подобное сегодня невозможно.

Исходя из этого, может сложиться впечатление, что сегодня люди совсем забыли о чести. Все прощают друг другу обиды и никто никого не вызывает на дуэли. Однако стоит учитывать, что в средневековой литературе фигурирует фактически единственный социальный слой – представители высшего общества, чей социальный статус определялся значимостью рода. И если человек не отстаивал свою честь, это отбрасывало тень на весь его род.

В современном мире значимость человека определяется лишь его собственными заслугами, а защитой чести занимается судебная система. Поэтому сейчас нет причин вызывать кого-либо на дуэль, ведь за любое оскорбление можно подать на оппонента в суд, заставить его публично признать неправоту и компенсировать ущерб.

Поэтому рассуждения о том, что «люди забыли, что такое честь», бессмысленны. Современное общество стремится к тому, чтобы формировать в людях силу личности, ответственность, человечность, хорошие манеры и уважение к окружающим – те черты, из которых и формируется это качество. Стремление беречь и отстаивать свою честь заложено в нашей природе, а её наличие или отсутствие – это личный выбор каждого человека.

ЧУВСТВО ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА. Редакционные статьи

ЧУВСТВО ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

«Донские ведомости», № 93. 21 апреля (4 мая) 1919. С. 1

Бывают ушибленные места, к которым нельзя прикоснуться, чтобы не вызвать мгновенной и острой боли. А в непрерывной сутолоке жизни прикасаться приходится и надо. К таким больным, ушибленным местам нашего государственного бытия, нашей современной истории подходит вопрос о союзниках. По чьей вине ушиблись мы об этот вопрос — по чужой ли, или по своей собственной, — устанавливать нет особой надобности. Ушиблись — это несомненно. Теперь осторожно и осмотрительно приходится накладывать целительный пластырь на ушибленное место.

Английская миссия была в Новочеркасске, была на Донском фронте. Серьезная материальная поддержка со стороны Англии — несомненный факт, реальным свидетельством которого является огромное количество снаряжения, оружия, обмундирования, медикаментов и всяких технических средств, доставленных английскими кораблями.

Нам, русским, борющимся с разрушительными противогосударственными силами, разваливающими Россию, остается только разумно, вовремя и умело использовать это техническое богатство. И надо перестать обывательски надеяться на то, что кто-то должен еще повалить нашего врага, а уж с лежачим тогда мы и сами, пожалуй, справились бы…

Однако нудное нытье о «живой силе» нет-нет да и зазвучит в воздухе, насыщенном обывательской паникой, шкурничеством и соображениями об ориентациях, уже потерпевших чувствительный удар. Есть эта мечта, и никакие уроки жестокой действительности не преобразят шкурников разного вида и ранга в граждан, несущих в сердцах своих святой огонь самопожертвования. — «Это очень удивительно, что вы нуждаетесь в живой силе — а вы в ней действительно нуждаетесь, — говорил генерал Бриггс[18] в частной беседе, — состав корпуса у вас очень малолюдный. Но уверяю вас: если бы мне завтра дали полномочия, я в одном Ростове мобилизовал бы не менее двух корпусов здоровых, молодых, вполне годных для фронта людей.

Если бы у нас в Англии оказался хоть один такой человек, не бывший на фронте, ему никто не подал бы руки, женщины застыдили бы его как лишенного всякого чувства чести».

И когда это слово — «честь» — прозвучало в устах англичанина, в нем почувствовалась та полновесность и значительность, от которой мы за два года революционного пустословия совершенно отвыкли. Что-то дорогое, святое, когда-то близкое, а ныне полузабытое, напомнило это великое слово. В многозвучном прошлом казачества в дни тяжких испытаний, в полосу потрясений и бед умели дорожить им, этим словом, те, чье славное имя досталось нам в наследие, чьими трудами, потом и кровью создан наш казачий уклад.

Не в первый раз падает на плечи казачества тяжкая ноша бедствий и великого труда. И не впервые рядом с высоким героизмом, удивительным терпением, выносливостью и самопожертвованием ползает в тайных закоулках низость душевная, подлость, шкурничество и хитрой личиной прикрытое предательство. Был героизм, вызывающий восторг, была высокая доблесть, была слава. Прорывались и периоды развала и позора. Но никогда низость душевная не справляла такого торжества, как ныне. Никогда отсутствие простого здравого смысла, слепота и забвение чести не достигали таких вершин, как ныне. Самые подлинные паразиты — мошенники мысли и родинопродавцы — прикинулись друзьями трудового народа и, купленные немецкими деньгами, во время борьбы за отечество бросили в его темную усталую душу дьявольски-искушающую мысль, что борьба за родину есть выдумка владык, что германский народ не хочет войны, что оружие надо бросить, — и сам собой придет мир, благоденствие, обилие хлеба и всяких жизненных припасов. Усталая душа серых бойцов поверила и, отравленные лестью продажных иуд, они бросили защищать отечество, оставили на произвол судьбы Россию, огромные, созданные народным трудом средства. Заглушая стыд бессмысленным пустословием, разошлись серые шинели по домам, но вместо мира, спокойной работы и хлеба, получили новую войну — гражданскую, по бессмысленности, опустошительности и жестокости превосходящую всё доселе виденное.

С первого же дня переворота крайние социалистические листки вопияли о необходимости этой войны во имя нового общественного порядка, дающего людям якобы свободу, равенство, братство, земной рай…

И вот мы теперь — живые свидетели этого мира, братства, равенства, всеобщего благоденствия и земного рая.

Да, устали наши бойцы — это верно. Но разве не уставали наши деды и прадеды в годины бедствий? Разве не видали грозы над собой? Разве не лилась потоками их кровь? Но они паче своей шкуры дорожили родным краем, честью Тихого Дона. Не умом, а сердцем знали они, какая великая святыня — родина, ибо все близко к сердцу и драгоценно в ней все: и каждая борозда родной степи, и родной курень, пропахший кизечным дымом, и убогая младенческая колыбель, слезы матери, старая дедовская песня, простой казачий жизненный уклад и былая слава казачья… И когда могущественнейший государь своего времени — султан турецкий — погрозил однажды, что придет и сотрет казачество с его городками с лица земли, ответил на это (в 1682 году) атаман донской: «Зачем тебе так далеко забиваться? Мы люди небогатые, городки наши не корыстны, оплетены плетнями, обвешены терном, а добывать их нужно твердыми головами, на посечение которых у нас есть твердые руки и острые сабли»…[19]

Вот язык чести, и этим языком умели говорить наши предки с врагами грозными и могущественными. Мы забыли этот единственно достойный казачества язык. Мы позорно растерялись, распылились, разбежались перед человеческим отребьем.

И только изредка дойдет из серых рядов, стоящих перед численно превосходным врагом, зов чести к тем, кто скрывается за спинами родных героев и ноет о «живой силе». Вот простое, не очень грамотное, но драгоценное по содержательности письмо Войсковому Кругу казаков Березовской станицы, состоящих в конном дивизионе отряда полковника Сутулова: — «Если мы — донцы и есть у нас патриотизм к родине, будем стоять твердо, а не ожидать того, кто бы нам сделал, а не мы. Нет, хороший хозяин сам управляет в доме хозяйством, а на работника не полагается. Многие из нас ждут: вот придут союзники, которые расправятся с большевиками и устроят нам порядок… А сами стараются уклониться из строя, спасая свою личную шкуру в тылу и громко крича „война до победного конца“! Нет, станичники, храбрые донцы! надо дружно всем браться за это дело, чтобы сокрушить красных хулиганов, которые пьют нашу казацкую кровь, — тогда-то придут к нам на помощь те, которых мы ожидаем».

В этих простых словах слышится отзвук старого, забытого, единственно достойного казачества языка — умевшего громко и величаво говорить о чести и достоинстве имени казачьего…

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА Чувство собственного достоинства… Кроме этого ничего Не придумало человечество Для спасения своего.Булат ОкуджаваУникальность еврейства — в многовековой диаспоре, в его разноязычии, в особенностях развития различных его частей. Но

Путин вернул российскому народу чувство собственного достоинства

Путин вернул российскому народу чувство собственного достоинства (интервью Луи Алио, вице-президента партии «Национальный фронт» и гражданского мужа Марин Ле Пен, польскому изданию «Rzeczpospolita», 25 марта 2014 г. )Rzeczpospolita: Кремль обвиняет украинское руководство в фашизме, а

26. Смешанная связанная система: достоинства и недостатки

26. Смешанная связанная система: достоинства и недостатки Создатели российской избирательной системы образца 1993–2003 гг. руководствовались немецким образцом, но подошли к нему творчески. В результате получилось нечто совершенно иное. Тогда возникает вопрос: а почему бы к

Достоинства коммуны

Достоинства коммуны Трудоспособные граждане коммунистического общества не только имеют право на труд, они обязаны трудиться, т.е. они обязаны быть сотрудниками каких-то первичных деловых коллективов, должны быть прикреплены к ним. Это имеет свои недостатки: человек,

Достоинства и недостатки коммунизма

Достоинства и недостатки коммунизма Анализ самых глубоких основ коммунистического образа жизни обнаруживает, что добродетели и дефекты коммунизма имеют один и тот же источник. Более того, здесь дефекты являются неизбежными следствиями того, что на первый взгляд

Толерантность — это гибель чести, достоинства и отваги

Толерантность — это гибель чести, достоинства и отваги На свете существует немало людей настолько трусливых, что они даже другим не могут позволить рискнуть собой. Толерантность, сиречь терпимость к мерзости, если переводить на нормальный русский язык, — это их

НИЖЕ СВОЕГО ДОСТОИНСТВА

НИЖЕ СВОЕГО ДОСТОИНСТВА Оба мы закончили технический вуз, поэтому были отринуты от детального изучения политэкономии. Мы, конечно же, много на этом потеряли и в то же самое время нашли, потому что избежали углубленного проникновения в труды Ленина. А тяга к политэкономии

«Стремительная потеря чести и достоинства»

«Стремительная потеря чести и достоинства» В следующих своих авторских программах телеведущий ОРТ «бомбил» Лужкова уже привычно, уверенно, по-хозяйски, с беспощадной издевкой. — На этой неделе московский мэр стремительно терял честь и достоинство, — говорил Доренко в

Главные достоинства — аккуратность и исполнительность

Главные достоинства — аккуратность и исполнительность Повторю еще раз, с кем бы из людей информированных я ни говорил на тему о том, какие, собственно говоря, качества побудили Бориса Николаевича выбрать Путина на роль преемника, перечислялись в основном такие:

3. Чувство меры, чувство времени, алгоритмика, уникальность. Арийская наука

3. Чувство меры, чувство времени, алгоритмика, уникальность. Арийская наука В этом месте стоит сделать паузу в описании судьбы нашего предка. Остановим взгляд на пришедшем в приледниковье человеке. За его спиной ещё дымятся пожарища в субтропиках. Никто ему пока не

Глава 4 «Реплика (жить, не теряя достоинства/».

[52]

Глава 4 «Реплика (жить, не теряя достоинства/».[52] Читатель ХУ из СССР поднял ряд вопросов в письме редактору «Вестника РСХД», издающегося в Париже.[53] Он выразитель мнения близких ему микробратств. Они хотят получить ответ по существу, так как считают следующие проблемы

Чувство достоинства как материальная ценность О последней книге Бориса Акунина, о несъеденном галстуке девелопера Полонского, о Курском вокзале, Савойе и универсальном эквиваленте

Чувство достоинства как материальная ценность О последней книге Бориса Акунина, о несъеденном галстуке девелопера Полонского, о Курском вокзале, Савойе и универсальном эквиваленте http://www.podst.ru/posts/6703/Со мной приключились две истории: хорошая и плохая, с плохой и начну.На

Чувство мира — чувство вкуса

Чувство мира — чувство вкуса Чувство радости от постижения и ощущения мира или чувство брезгливости и отвращения от протухшего до рвотности воздуха и саднящего в горле привкуса нечистот. Чем живет сегодня человек? Как прекрасен этот мир, посмотри. Это слова из известной

Задевая чувство чести

Задевая чувство чести Среди молодежи, что в сентябре четырнадцатого года вместе со мной училась солдатскому ремеслу, был один дюжий молодец с дворянской частицей в фамилии, член Лиги патриотов, который раздавал всем брошюрки и присовокуплял к ним свои собственные речи,

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВА Эдуард ВолодинОХЛОСЗначительную, если не основную, часть народа сейчас составляет охлос (чернь, толпа) — люмпенизированные слои населения, ничего не воспринимающие сознательно, лишенные самоуважения, сделавшие своей заветной мечтой,

Воспитание достоинства

Воспитание достоинства Харпер Ли. Убить пере­смешника. — М.: АСТ, 2014. – 412 с. – 7000 экз. Эта книга, конечно, давно стала классикой – и уже успела попасть в ту классику, что подвергается активной ревизии. В последние пятнадцать лет озабоченная общественность США ломает

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры чести

честь

Фол в игре 21 был оскорблением его чести .

Из Атлантики