Что такое чувство такта: Чувство такта | это… Что такое Чувство такта?

Чувство такта — С любимыми не расставайтесь… — LiveJournal

В музыкальной грамоте существует такт. Они — такты отделяют определённые ноты для соблюдения размера красивой музыки. Так и в физическом мире — каждый человек должен владеть чувством такта в отношениях к себе и к окружающим, чтобы размер говорящего не выходил за пределы разумной мудрости на том уровне, на котором диалоги будут улучшать понимание, ответственность за информацию и за результат речи.

Говорящий должен сказать так, чтобы ему за свои слова в последствии не было стыдно. Он должен иметь отличия истинной речи от лживой без наигранности, соблюдая при этом все возрастные общения. Говорящий ребёнку может сказать только то, что может знать и понять только ребёнок. Взрослому можно сказать только то, что поймёт этот взрослый для улучшения себя и окружающих. Можно учитывать его профессию, возраст, должность, интеллект, а также состояние здоровья.


Тактичное общение детей

Такт — является чувством приличия при общении с собеседником или коллективом. Знание такта в прежние времена в богатых семьях прививали с детского возраста специальными учителями. Например, ребёнок не должен присутствовать при взрослых разговорах, которые может младший интеллект расценить, как оскорбление для себя или нечаянно проговориться там, где не ожидали этой темы разговора потому, что эта тема была секретная для определенного круга лиц. Старший по званию должен относиться к младшему, как отец к ребёнку, чтобы воспитать свой авторитет, такт общения, личный пример и помочь младшему быть тактичным, мудрым в общении.

Тактичное общение детей и родителей поможет родителям не стесняться своих детей в обществе, а детям вести себя так, чтобы родители гордились мудростью их поведения. Каждая ситуация даёт дополнительные уроки для совершенствования общения. На работе у родителей дети должны вести себя так, чтобы многие и не догадывались, что это дети должностных лиц. Дети должны на работе обращаться к своим родителям по имени отчеству, как и все остальные сотрудники. На работе всегда работают, не отвлекаясь на шалости детей потому, что невоспитанность детей может сказаться на качестве работы. Взрослые родители, приходя на работу своих детей, также должны уважительно относиться к своим детям. Можно говорить о своих же проблемах от третьего лица, чтобы было понятно родителям и детям то, о чём они говорят, а окружающие могли услышать только определённые ситуации, которые решались по-взрослому родителями с детьми на рабочих местах.

Тактичное общение

От тактичности разговора зависит результат обсуждаемой темы. Если правильно разговаривают на тему не критикуя, своими нечаянными насмешками других лиц можно навредить своей тактичности, то при разговоре выявятся многие ошибки, которые были допущены раньше их можно исправить и улучшится качество работы собеседника. Не в споре рождается истина, а в мудром диалоге маленькая младшая истина должна вырасти в большую глобальную истину, которая понятна для любого окружения без заумностей на любом уровне.

Не тактично, когда собеседники в разговоре начинают кивать головой и, если на них вовремя не посмотреть, то нельзя узнать, как они реагируют на данный вопрос или данную ситуацию. Молчаливое кивание головой, а оно может быть разное, например в других странах наоборот кивают головой, когда соглашаются вертят головой по горизонтали, что означает «да» и качают головой по вертикали, что означает «нет». Поэтому лучше речь не заменять жестами и качанием головой, чтобы была понятна тема разговора окружающим.

Чувство такта развивается только тогда, когда человек хочет с любовью общаться с другими и желает увеличить свою мудрость и окружающих на уровне общения. Для этого нужно постоянно помнить, что окружающие так же, как и вы существуют для определённого развития и поэтому так же, как и к себе вы должны относиться к другим, которые слушают вас и желают узнать побольше информации на различные темы в пределах разумного такта общения.

Размер тактичности

Тактичность — это размер определённой информации, который необходим для познания истинной мудрости, для улучшения своего здоровья и здоровья окружающих. Не здоровым является разговор самого с собой потому, что говорящий разговаривает со своими мыслями, желаниями и действиями, комментируя их не всегда правильно. Разговор, даже мысленный, самого с собой не всегда получает результат нравственной мудрости и может приблизить болезнь шизофрении. Говорящий со своими мыслями подобен тому, кто придумывает сам себе безнравственные ситуации и отвечает на них безнравственными ответами. Лучше почитать сказки о том, как человек ещё не разбогател, а уже придумал сам себе, как он уже будет богатым. Обычно такие ложные выдумки заканчиваются трагично, либо психбольницей, либо отрезвляют всех тех, кто может оказаться в дураках, а «дурак думкой богатеет» — так говорят в народе. Лучше богатеть в реальной жизни, начиная с тех процессов, которые уже имеются в реальном времени иначе, можно долго ждать, то чего не имеешь потому, что для того, чтобы иметь реальность нужно нравственно реально действовать. Начинай с малого — получишь большее. Иногда малое может сразу оказаться большим. Все зависит от того, насколько правильно действовал собеседник и с кем!

Результат общения в семье

Тактичность общения в семье между мужем и женой даёт прекрасный результат только тогда, когда во взаимоотношениях не будет конкуренции между мужчиной и женщиной в своих познаниях, в своих делах потому, что эта конкуренция доведёт таких супругов до такой степени в общении, что они будут долго спорить чей орган мужской или женский лучше в половых отношениях при зачатии собственных детей. Каждый ребёнок является частью папы, частью мамы и также, как одно ухо не должно спорить с другим — правое с левым, так и мужчина с женщиной не должны спорить друг с другом, что они умеют в настоящее время лучше другого потому, что любое лучшее — это помощь супругам для улучшения их супружеского и семейного счастья, а не для того, чтобы они поссорились из-за денег, детей, кастрюлек, одежды, мебели для распада супружества и семьи.

Нетактичное отношение друг к другу мужа и жены приведёт к тому, что семья будет объектом обсуждений окружающими лицами с падением авторитета членов семьи. Всё, что касается мужа и жены тактично обсуждается на супружеском и на семейном совете потому, что вместо них, никто не сможет за них жить, общаться друг с другом, как супругов и как членов семьи. Выяснение отношений друг с другом должно быть в пределах такта общения для улучшения мудрого общения взрослых людей, а не для того, чтобы создать супружество, а потом долго вспоминать это супружество, как страшный сон.

Супружество и семья созданы не на один день и не на один час и нужно дорожить общением друг с другом. Постоянно ссорящиеся супруги могут навредить не только своему здоровью, но и здоровью младшего поколения. Поэтому тактичное общение друг с другом должно быть на столько мудрым, чтобы улучшить понимание супругов как собеседников на всех уровнях. Благодарность мужа должна быть жене, а жены мужу за улучшение половых актов, а для этого нужно научиться общаться так друг с другом, чтобы прелюдия (подготовка к половым актам) половых отношений в постоянно улучшающем варианте была сама жизнь. От такого общения женщины и мужчины молодеют, красивеют, мудреют, добреют, богатеют. Дети радуются общению родителей потому, что радость родителей от общения передаётся детям автоматически. Постоянные упрёки супругов друг другу даже в мыслях в детях проявляется хныканьем, недовольством на окружающий мир, капризами и нежеланием слушаться взрослых потому, что автоматически родители передают своё настроение друг к другу своим потомкам даже, если они это внешне не показывают и скрывают.

Тактичное отношение младших в семье

Тактичное отношение детей друг к другу в семье одного возраста или разного должно иметь мудрое продолжение отношений родителей к своим детям. Дети и родители направляют нравственное воспитание в сторону роста нравственности и увеличения такта в общении. Такие дети не конфликтуют друг с другом потому, что каждый занят своим тактичным действием, как член семьи каждый ребёнок чувствует себя хозяином положения на своём уровне, где старшие заботятся о младших, а младшие помогают старшим и учатся у старших мудрому такту общения, который увеличивает потенциал знаний и ускоряет обучение взрослой жизни. Такое впечатление, что младшие по-взрослому общаются друг с другом, но это не значит, что они «теряют» детство. Они не шалят, а играют игрушками для улучшения мудрости, для познания взрослого мира на своём уровне. Такие дети не создают дополнительные неприятности своим родителям, а наоборот, помогают родителям ещё лучше и качественнее общаться друг с другом потому, что дети на них смотрят, как на авторитет для себя и повторяют родителей в играх и общении.

Автор: Надежда Петровна Ленская

Сергей Арутюнов: «Чувство такта» | Литературный институт имени А.М. Горького

На портале Правчтение опубликована статья поэта, руководителя творческого семинара в Литинституте Сергея Сергеевича Арутюнова о литературно одарённых детях.

Проращивание таланта, литературной одарённости – дело настолько многотрудное, что я приступаю к некоторым методологическим заметкам с понятным страхом, опираясь при этом на опыт сколь почти 15-летнего преподавания в Литературном институте имени А. М. Горького, столь и трёхлетнего участия в работе Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва. Иначе вряд ли бы я имел право вообще брать слово

Первые симптомы

Как понять, что вы воспитываете не просто одарённого, а именно литературно одарённого ребёнка?

Если вы отмечаете его успехи в школьном предмете «литература» на протяжении хотя бы триместра – это, разумеется, повод заострить внимание на том, почему у него стало хорошо получаться писать и говорить.

В первую очередь, естественно, обратите внимание на то, как он говорит и пишет, непременно сделайте себе хотя бы мысленную пометку наподобие «Ничего себе! Как это у него так складно получается?»

Во вторую очередь знайте, что развитая устная речь не синонимична речи письменной. Ребёнок может прекрасно говорить, но с видимым трудом фиксировать мысль на бумаге, и ровно наоборот – чудно изъясняться на письме и при этом быть предельно застенчивым и немногословным, даже косноязычным (!!!) при ответах у доски и с места в классе, избегать литературных и иных дискуссий даже в семейном кругу. А дело в том, что устная и письменная речь могут как развиваться рука об руку, так и двигаться с принципиально различной скоростью, как угодно, только не синхронно.

Но именно литература-то как раз и образуется письменностью, так что второй случай (немногословная устная речь и удивительные глубины письменной) для литературной стези подходит несколько больше…

«Интроверту», «аутисту» «чистой письменности» нужны лишь темы для излияния. Молчаливо и видимо бесстрастно взирая на явления и предметы бытия, он способен проводить впечатляющую внутреннюю работу исключительно потому, что ему почти всецело подвластна письменная речь.

На таких детей в основном и обращают внимание, судя об их способностях по тому, как они отображают себя в тексте.

О наследственности

Наследственная теория почти не работает там, где речь идёт о литературных династиях. Да, сын или дочь лингвиста, поэта, писателя будет с детства окружён специфической атмосферой, «дискурсом»: отец и мать говорят о литературе, публикуются, гости дома также привержены словесности. Вслух читаются как отрывки, так и целостные произведения. О них говорят, порой жарко спорят…

И всё же литературно одарённый ребёнок вырастает именно в сопротивлении среде – он, если хотите, выстраивает вокруг себя литературу в качестве защитного барьера, средства выживания в мире, инструмента личных достижений, и потому особенно благоприятная обстановка к занятиям литературой не способствует появлению в ребёнке основных функций сражающегося за себя словесника.

Ближайший аналог – матери меня поймут – естественные мучительные роды или чуть облегчённое, но всё же кесарево сечение.

Словесность как гуманитарное направление исследовательской и познавательной деятельности представляет собой сферу, где можно искусственно вырастить приличного работника, всячески способствуя ему, но что касается поэзии – сопротивление жизни в ней неизбежно. Поэтому не следует, как видится, освобождать ребёнка от домашних и учебных обязанностей, выделяя ему «время для сочинения стихотворений»: поэзию такое отношение только погубит.

Развитие симптоматики

Единичная удача (сочинение, стихотворение, рассказ, рецензия на книжку, рассказ, повесть или поэтическую подборку, получившие высокую оценку учителя и тем более родственника, пусть даже и сведущего в литературе) не может однозначно свидетельствовать о том, что ваши дети литературно одарены. Увы, «случайности случаются»! Завтра ваше чадо уже может увлечься чем-то иным, прямо противоположным словесности – спортом, точными науками. И лишь когда случайности начинают происходить периодически и постоянно, они имеют шанс превратиться в систему.

Типичный диалог разочарованного родителя с ребёнком:

— Но у тебя же так хорошо получалось!

— Мама, мне интереснее карате-до.

Проверено: настаивать – не стоит.

«Раздувать огонёк» – дело и родительское, и учительское, но только при условии, что ребёнок сам образует себе условную матрицу понимания предмета. Только тогда появляется возможность наложить на его понимание своё видение дальнейших занятий, ни в коем случае не противоречащее взгляду ребёнка.

Также типичное заблуждение старших: периодичность получения от ребёнка текстов должна быть максимально интенсивной. Литературно одарённый ребёнок может месяцами жить

исключительно внутренней жизнью, напрочь игнорируя какие-то там «занятия литературой», написание непременных работ, свидетельствующих о том, что он её занимается.

Такт, так и ещё раз такт, которому в России следует учить отдельно и специально!

Глава о такте

Если уж речь идёт о нашем будущем, я полагал бы крайне необходимым ввод в школьную программу всего одного школьного предмета – такта и этикета.

При этом этикет вторичен, а такт первичен.

Такт – это умение способствовать человеку, опираясь на понимание его свободы, образ чувства и соответствующего поведения, не позволяющего относиться к ближнему, как к куску промасленной ветоши.

Такт есть воплощённое сочувствие, милосердное понимание, старание влезть в шкуру другого такое, что приходится вылезать из своей. Та самая Христова любовь к человеку, не душащая в объятиях, прохладная в жизненный зной и тёплая в жизненный же холод. Умение оставить человека наедине с собой, когда это нужно, и быть рядом, когда он не может быть один.

Такт есть то, что противостоит любому эгоизму, но именно эгоизм — в том числе национальный – сейчас и воспитывают. Как гадко насмехаются сегодня над теми, кто проявляет альтруистические задатки! Как подозревают их в хитрости, старании обойти!

Страну – рабочие и личные отношения – губит именно отсутствие такта, всеобщая подозрительность, зависть, ненависть к благородным порывам в мире будто бы окончательно победившего местничества и материалистического стяжания, неумение разглядеть в человеке главного, распознать его скрытую трагедию. Пролезая в него в грязных сапогах или выказывая полнейшее равнодушие, ближние убивают самые страстные, склонные к благородному самопожертвованию натуры. Гибнут подчистую не только поэты! Огромное количество не словесников мучатся от непонимания, конского жизнелюбия родни и друзей, отрицающего их муку…

У нас отчего-то (наследие и «крепостного права», и «монгольского ига», и всевластия князей и государей) принято не просто презирать ближнего, но считать его конкурентом в обладании жалкими холопскими благами.

Лишь такт, божественный такт способен свести на нет отношения «хозяин товаров и услуг против клиента-лоха» и «вечно правый клиент против вора-подонка-толстосума».

Как видно, корень зла – власть. Каждый из нас, признанный или непризнанный, разыгрывает на сцене своей судьбы маленькую властную трагедию, точно соответствующую его представлению о том, как реализуется власть в принципе, насколько она демонична или блага.

Такт постулирует власть как обязанность сбережения человеческой судьбы, но ни в коем случае не диктат над ней.

Речь о социальном согласии, и если предмет войдёт в жизнь, школьную программу, сделается нормой, общество может, наконец, цивилизоваться, задышать полной грудью. Легче станет и людям. На счету у бестактности – и судьбы, и жизни.

Об утилитаризме в понимании одарённости

При появлении зазоров в пониманиях литературы у ребёнка, родителя и педагога обнуление усилий неизбежно.

Причиной разлада часто может выступать утилитаризм и взрослых, и ребёнка. Вспомним трагические истории вундеркиндов: они ломаются на том, что внимание к ним с возрастом ослабевает. Привыкшие к гипертрофированному вниманию, как к психологическому наркотику постоянного одобрения и восхищения ими, что бы они ни делали, подросшие дети не выдерживают вакуума.

Так следует ли с младых ногтей методично-истерично растить «юного гения», буквально сдувая с него пылинки, навязывая себе роль секретаря при важной персоне, лично отбивая любые попытки дезавуировать талант сына или дочери, беспрерывно трезвоня в инстанции, требуя обратить внимание на детские экзерсисы?

Если у ребёнка изначально имеются какие-то изрядно отклоняющиеся от правды бытия престижные соображения о литературном ремесле («писать модно, все писатели беззаботны, им не приходится возиться в грязи, сиди и пиши себе, получай большие деньги»), они обязательно явят себя в работе. Зачастую их можно наблюдать в нервных реакциях ребёнка на непризнание его правоты и таланта. Здесь следует непременно объяснить ему, что его внутреннее чувство далеко не всегда может совпадать с отношением окружающих. Если не сделать этой важнейшей ремарки, конфликт выйдет за рамки понимания ремесла и превратится в гонку за званиями и наградами.

Ребёнок, игнорирующий само чудо словесности, благо самосовершенствования в слоге, будет целенаправленно работать только на награды, изучив «рыночную» конъюнктуру, станет, скача по верхам, производить из себя «беспроигрышные тексты», выискивая для них беспроигрышные темы и беспроигрышный же тон. Жалко бездомную кошечку, больную собачку, ветерана войны (именно в таком ряду)? Дави из читателя слезу, не стесняйся.

Если в творениях юного чада вы прозреваете готовую технологию выжимания эмоций, знайте, что вы растите бездушного карьериста. Раны на таком пути неизбежны, включая понятную «несправедливость судейства». Только кажущаяся несправедливость часто бывает вполне объективна: ребёнок увлечён вовсе не языковыми красотами, а холодно и цинично относится к слову лишь как к средству достижения известности, выступающей главным механизмом оказания влияния на всех без исключения окружающих, включая вас. Ребёнок-лауреат, как ему мнится, имеет право требовать себе исключительных благ и от учителей, и от родственников…

И вторая сторона медали: цепкий учитель или родитель, начинающие использовать ребёнка как средство достижения высшей ли квалификации, повышенных стимулирующих выплат. Цепкий родитель, как правило, реализует свою нереализованность. Не сложилась судьба – дети наверстают. Зардевшаяся мама выйдет на сцену и дополучит от общества внимание, которое ей не оказывали в детстве. Смутно мерещится женщине, упивающейся удачами своих отпрысков и превосходство над другими мамами класса, и некая присущая «элите» власть над «простаками», и внимание классных пап, и переезды в столицы, и иные туманные возможности, которые, как правило, никогда не реализуются. Потому что ребёнок – не рычаг, и ничьих судеб, кроме своей, поднять не в состоянии. Ему бы со своей справиться. Но миф о провинциальных «золушках», прорвавшихся в высшие слои общества, тем более живуч, чем изолированнее эти слои от судеб простых обывателей…

Ухватки утилитаристов в отношении ребёнка, попавшего к ним в объятия, стопроцентно медвежьи; никто из тех, кто хочет превратить ребёнка в средство достижения престижа, не думает о самом ребёнке, более того – попирает его свободу воли, порой так изощрённо жестоко, что травмы не заживают десятилетиями и иногда кончаются трагедиями.

Не следует готовить ребёнка к литературному поприщу, как скаковую лошадь: рано или поздно он соскочит с череды олимпиад по словесности и литературных конкурсов, не выдержав ни массированного изучения источников, ни встраивания, например, научного аппарата в структуру реферата, если не будет сам всерьёз увлечен словесностью. Как только график внешкольной деятельности станет слишком плотным, словесность станет ребёнку в тягость.

Выход единствен: чтобы не разрушить хрупкую прелесть словесности в ребёнке, следует развивать в нём саму рефлексию – мысль о человеке, его душе, впечатлениях, в которых отражаются личные мотивы, вырабатывается его и только его отношение к явлениям природы и общества.

И, разумеется, развивать следует слог: чем глубже мысль, тем она кажется проще, но всё дело состоит в том, каким образом она подсвечивается, чем подкрепляется, и какие выразительные средства языка используются для подтверждения мысли. Прежде всего, стоит отдать себе отчёт об используемых ребёнком выразительных средствах языка: метафоре, гиперболе, сравнении, помогающих выразить мысль полнее и глубже. Ответьте себе на вопрос, насколько чист детский язык, насколько прямо он идёт к цели, что в языке представляет для маленького автора наибольшую сложность – преамбулы или концовки, отождествления или прямая речь (диалоги), где его сильные, а где слабые стороны. Помните: мысль в художественном слове и есть само художественное слово, а мельчайшие детали стиля и есть стиль – он же основной смысл литературного мастерства.

Вместе с тем – хороший стилист уловит сразу же – не стоит полагать, что сложная метафора однозначно приводит к успеху. Слишком сложно выраженная мысль зачастую приводит ребёнка в такие дебри внутренних ощущений, из которых его потом придётся доставать с помощью психологов, если не психотерапевтов.

Главный показатель речевого развития – умение доступно излагать ветвящиеся ощущения, не отступая от общей канвы, строить фразу достаточно полнозвучную, отчасти символическую, но при этом поддающуюся расшифровке без особой сложности.

Временные трудности

Общаться с одарённым ребёнком следует, как с уже сформировавшейся личностью. Как со взрослым. При общении с наставником школьник либо чувствует, что вступил в серьёзнейший период своей жизни, либо по-прежнему ощущает себя «предвзрослым» и, соответственно, «предчеловеком». Словесность – что угодно, только не игра. Замешанная на евангельских истинах, она не терпит лукавства. Рано или поздно лжецы и особенно развязные глумливцы её замолкают, судьбы их претерпевают драмы, могущие быть отождествлёнными с возмездием за игры со Словом.

Будьте в курсе:

— Ляля, ты собиралась написать тютчевском стихотворении. Как там твоя работа?

— Мама, отец, мне разонравилась тема. Она слишком космична, я не понимаю отдельных выражений, возможно, неверно интерпретирую их. Мои гипотезы мало на чём основаны… Не могу объяснить лучше.

— Помочь тебе или, может быть, возьмёшь иную тему?

— Пожалуй, пусть пока полежит.

— Что ж, пусть.

Соглашайтесь с внутренним ритмом авторского осмысления. Не понукайте его: литературная работа, требующая вдохновения как стремления к работе и радостного, затмевающего все остальные впечатления ощущения, основана на постоянной мысли о предмете, которая может (и должна) время от времени исчезать, скрываться от исследователя.

Некоторые итоги и выводы

Итак, однозначно говорит о литературной одарённости:

— запойное чтение – не только по школьной программе.

NB: авторитарное ограничение круга чтения («тебе ещё рано читать Мопассана») даст скорее отрицательный эффект там, где круг чтения сужен в принципе – самой цивилизацией, переходящей на визуальные способы донесения информации.

Чтение в интернете можно при желании рассматривать как справочное, однако оно, как правило, таковым не является, а претендует на основное.

ИНТЕРНЕТ УСТРОЕН КАК СРЕДСТВО, ОТВЛЕКАЮЩЕЕ ОТ ЧТЕНИЯ (обилие параллельных ссылок, колонки справа, слева, вверху, внизу, по ходу текста, назойливая контекстная реклама, и т.п.), но если ребёнку удобнее читать с планшета, пусть он лучше читает с него, чем не читает вовсе.

Небольшая хитрость: вы можете попробовать скачать книги в отдельные файлы и распечатать их, привлекая тем самым ребёнка к переплётному искусству. Здесь и азы «хэндмэйда», то есть, развитие моторики, и закрепление отношения к чтению, как ритуалу познания.

Но просто чтения мало. О литературной одарённости говорит, естественно:

— желание говорить о прочитанных книгах: фактически, это подступы к литературоведению. Ваша задача – приучать подростка не просто отзываться о книгах, но вести более расширенный «читательский дневник», нежели требуется школьной программой.

Критик, литературовед – своеобразный гений рефлексии. Если вы недостаточно хорошо умеете отвечать на запрос ребёнка о смысле каких-то строк, толковать контексты, его рефлексия найдёт, куда устремиться за ответами. Возможно, он случайно набредёт в Интернете на приятное ему сообщество книголюбов, но уповать на такое чудо не следует. Вы, именно вы, родители и учителя, обязаны учиться отвечать на вопросы о смысле того или иного высказывания, героя или сюжета. Вне постоянного контакта со словесностью она превращается в протокольно-наводящие вопросы учебника и ими же исчерпывается.

Литературно одарённый ребёнок испытывает желание подражать потрясшим его авторам, преобразованное в стремление писать самому, и демонстрировать этот навык потенциальн

Микро-глава о подражании

Не следует бояться эпигонства (подражательности) тому или иному автору, из-под влияния которого ребёнок долго не может выйти. Он просто не знает, как обрести собственный стиль.

И точно так же не следует бунтовать против лишённых влияния проб, выглядящих поначалу неуклюже. Настоящая беда придёт, если неуклюжесть осознает себя как приём и начнёт ребёнком тиражироваться, как самобытность. Если всмотреться пристальнее в лики и новоявленных, и древних «авангардистов», без труда обнаружится, что все они – не выросшие дети языка, сделавшие свою стилистическую неприглядность своей единственной сутью. Заставь их рассказать обычным, понятным всем языком о том, что их волнует, они потерпят неудачу: взрослость, зрелость им просто не по плечу.

И подражательность, и самобытность – признаки поисков в языке самого себя. Отсутствие поиска обозначается стёртым стилем, попыткой выражаться самыми общими, почти канцелярскими фразами, неотвратимо губящими и смыслы, и самого автора. Литература признает что угодно, отчасти и «авангардную» эквилибристику, кроме скуки, газетной публицистики, рядящейся в словесность.

Во имя объективной оценки трудов

Идеально всегда иметь под рукой квалифицированного читателя, которыми могут считаться:

— преподаватель словесности в вузе,

— заведующая библиотекой,

— заведующий литературной частью местного театра,

— литературный критик,

— просто добрый знакомый, готовый дать отзыв на произведения ребёнка.

При внешнем отзыве, имеющем для ребёнка гораздо большее значение, чем мнение учителей и родителей, важно уберечь его от ВЗРОСЛОГО СКЕПСИСА. Оценка профессионала может быть не только восторженно удивлённой, но и объективной («что-то в этом есть, следует продолжать, однако…» (далее следуют указания на стилистические огрехи)).

О некоторой надежде может свидетельствовать:

— победа детского сочинения в общешкольных и вплоть до федерального уровня конкурсах. Однако не следует полагать, что конкурсы всемогущи, и каждая победа есть знак грядущего поступления в профильный вуз: оценочные шкалы конкурса и вуза совершенно не совпадают. Фактические знания (с учётом ЕГЭ, ГИА и других преобразований отечественной системы образования) и умение самостоятельно мыслить – вещи зачастую полярные. Кроме того, нельзя не учитывать и ошибок оценивающей стороны, и внезапных неудач подготовленного, уже с «набитой рукой» абитуриента. Его могут оставить силы, он может занемочь, не сфокусироваться достаточно для того, чтобы быть блестящим. Добросовестные домашние заготовки будут излагаться им топорно, без выдумки, и тогда экзамен превратится в пытку.

Но чего не стоит по результатам конкурсных усилий делать ни в коем случае – это использовать пачку ребячьих грамот и иных отличий как рычаг давления на приёмную комиссию. Противодействие окажется скорым и ассиметричным, а искомого результата вы точно не достигнете.

НАКОНЕЦ

Литературно одарённый ребёнок непредсказуем. Поступательное движение его к словесности может извне казаться дёрганым и неровным. Во множестве случаев дети могут «промолчать», сосредотачиваясь, несколько недель или месяцев, прежде чем начать выговариваться. И здесь на сцену судьбы вступает финальный герой – Терпение.

Смиритесь. Всё в воле Божьей. Сделаться словесником должен человек, имеющий волю к слову. Ребёнок, умеющий связно изъясняться, ещё не поэт, не прозаик, не критик, не переводчик и не драматург. Для того, чтобы сделаться ими, ему должно быть, что сказать.

Поступление в Литинститут школьников изрядно снизило уровень выпускников: у молодых людей просто нет адекватного словесности опыта живой жизни, на котором настаивал основатель института Максим Горький. В результате в двадцатидвухлетних выпускниках института сегодня мы не видим и пяти людей каждый год, согласных отдать словесности всю свою жизнь, беспрестанно, за грошовые гонорары или вовсе без них, присутствовать на страницах литературной прессы.

Научить профессии могут, простите за банальность, профессионалы. Ни один из них в качестве репетитора не способен «раздуть» из искры пожар мирового пламени. Не стоит уповать на прожжённого редактора, громоздящего из вашего чада ослепительного самородка: только ваш сын или дочь могут начать, продолжить и закончить свои рассказы и стихотворения. В воле наставников – предложить тему, не настаивая на ней, и увидеть результат, не правя в нём ничего, кроме орфографии и пунктуации. Стилистические советы – почти за рамками компетенции. Максимум – «эту фразу лучше слегка перестроить».

Дальнейшее – дарение судьбы – не в ваших силах, и никому из нас не поручено насильственно вручать её ни единому из малых сих.

Посему – терпите, терпите до тех пор, пока дар не созреет и не приоткроет себя в сочинении, заметке, дневнике. По прошествии многих лет вы скажете себе несколько примерно таких слов: «Я сделал то, что мне предназначено, любя и своего малыша, и словесность. Я не сводил их против их воли. Да повенчаются они в горних сферах, если на то будет воля Создателя».

Что такое тактичность в ABA?

Тактирование — один из основных вербальных оперантов. Согласно скиннеровскому анализу вербального поведения, язык должен определяться его функцией, а не его топографией. Таким образом, вербальные операнты, включая такты, используются для объяснения различных функций общения.

Что такое словесные операнты?

При общении с другими слова, которые мы используем, не всегда передают одно и то же. Чтобы понять это, рассмотрим ребенка, который учится говорить. Одним из первых слов, которые учат малыши, является «вода». Есть много причин, по которым нам нужно знать и понимать слово вода. Когда ребенок говорит «вода», что он пытается сообщить о воде? Ребенок просит воды? Отвечают ли они на чей-то вопрос с ответом «вода?» Повторяют ли они слово, которое услышали от кого-то другого? Или, возможно, они маркируют воду, которую видят. Каждая из них представляет различные функции коммуникации, также известные как вербальные операнты.

Тактирование

Тактирование является одним из основных вербальных оперантов. В приведенном выше примере ребенок, обозначающий воду, был бы тактом. Мы тактичны, обозначая окружающий нас сенсорный опыт. Подумайте о том, как часто вы маркируете запахи, образы, звуки, вкусы и текстуры, которые вы ощущаете. Когда вы маркируете эти переживания, вы действуете тактично. Тактирование включает в себя обозначение своих переживаний, думая про себя или говоря вслух. Например, когда вы выходите из дома утром, вы можете подумать про себя, как красиво сегодня выглядит небо. Или вы можете упомянуть, что солнце яркое, воздух пахнет свежестью, или любое другое количество тактов, касающихся ваших сенсорных переживаний.

Тактирование в АВА

Вербальное поведение является одним из методов АВА, поэтому на терапевтических сеансах ему часто уделяется внимание. Таким образом, профессионалы ABA часто ставят цели и внедряют программы для улучшения тактичности и других навыков вербального поведения, таких как мандинг и интравербальные действия.

В то время как программирование каждого ребенка индивидуально, осязанию как навыку часто сначала обучают, обозначая зрение простыми существительными, часто с помощью двухмерных карточек с картинками. Например, специалист по поведению может показать изображение обычного предмета, например, печенья или велосипеда (см. Карточки для изучения языка) и спросить: «Что это?» Как только ребенок научится обозначать первые нарицательные существительные на карточках с картинками, эти элементы можно будет обобщить на естественную среду. Оттуда ребенка учат обозначать более продвинутые предметы и опыт.

Помимо основ

Тактирование — это гораздо больше, чем простое маркирование простых объектов. Другие способы тактичности включают следующее:

  • Прилагательные, такие как цвет, форма, размер и т. д.
  • Местоимения, такие как ты, я, мы, они, она, он твой, мой и т. д.
  • Звуки, такие как лай собаки или звонок в дверь.
  • Чувства и эмоции, такие как счастье, грусть, усталость и безумие.
  • Предлоги, такие как вверх, вниз, позади, рядом с, перед и т. д.
  • Такие вкусы, как пряный, сладкий и кислый.
  • Текстуры, такие как мягкие, шероховатые, неровные и гладкие.
  • Действия, такие как ходьба, питье и еда.
  • Запахи, такие как корица или свежеиспеченное печенье

Все, что мы маркируем в отношении нашего опыта с чувственным миром вокруг нас, считается тактичным. Как только ребенок овладевает сильным репертуаром тактирования с простыми существительными, специалисты ABA обычно начинают ориентироваться на более продвинутые типы тактирования, такие как тактирование эмоций и предлогов. Ребенка также можно научить тактичности, используя фразу или полное предложение. Например, вместо того, чтобы просто говорить «мяч», ребенка можно научить говорить «я вижу мяч». Точно так же, вместо того чтобы тактильно воспринимать звуки, которые они слышат, такие как «звонок в дверь», ребенка можно научить говорить: «Я слышу звонок в дверь».

Такт против манд

Манд — еще один тип вербального операнта. Мандинг — это словесный оперант, который приравнивается к просьбе. Когда ребенок говорит «вода» и указывает на бутылку с водой, тактирует он или требует? Этот ответ зависит от функции их поведения в данный момент. Другими словами, что они пытаются сообщить, указывая и говоря «вода»? Если они просто маркируют предмет без какой-либо мотивации потреблять или получать воду, то вполне вероятно, что они тактичны. В качестве альтернативы, если они тянутся к воде или иным образом демонстрируют, что хотят воды, то они мандируют. Опять же, все зависит от того, какова функция их языка в данный момент.

Преимущества обучения тактике

Способность такта может значительно расширить словарный запас учащегося и улучшить коммуникативные способности. Обучение ребенка тактичным навыкам может помочь ему лучше делиться своим опытом с другими. Если ребенок не может тактично реагировать на свои эмоции, он не сможет сообщить о своих чувствах воспитателям. Если они не в состоянии тактично относиться к деятельности, они могут быть не в состоянии сообщать о событиях своего дня. Это может привести к проблемам с безопасностью и благополучием. Например, если ребенка толкает сверстник в школе, но у него нет словарного запаса, чтобы обозначить это действие словами «[имя сверстника] толкнул меня», их родители и, возможно, даже школьный персонал могут не знать об этой ситуации.

Впечатления каждого человека от окружающего нас чувственного мира очень индивидуальны. Каждый ребенок должен научиться тому, как передавать свой сенсорный опыт другим. Тактичность также может стать ступенькой к навыкам самоадвокации. Например, ребенка, который может обозначать неприятные сенсорные ощущения, такие как зудящая рубашка, острая пища или шумная обстановка, можно научить сообщать об этих дискомфортах и ​​требовать (просить) модификаций (например, новую рубашку, другую еду, наушники или тихое место).

Заключительные мысли

Мы все обозначаем наши переживания в окружающем мире, независимо от того, замечаем мы их как «такты» или нет. Сильный репертуар такта может принести огромную пользу в развитии речи маленького ребенка.

Resources

VB-MAPP Terminlogy (Part 2 of 8)

https://www.sidebysidetherapy.ca/autism-spectrum-disorder/tacting-4-things-to-know/

What is Tact in ABA?

Что такое такт в ABA? — Голые приложения для детей

Вратарь

Давайте разберемся! Тактное АВА — это то же самое, что учить ребенка говорить «собака», когда он видит собаку в парке, или «вкусняшка», когда пробует свое любимое мороженое. Все дело в сопоставлении слов с вещами и событиями в их мире. Это помогает им делиться с вами и другими тем, что они видят, чувствуют, пробуют на вкус, слышат или обоняют. Это как научиться рассказывать историю об их мире. Круто, правда?

Определение научной личности

В прикладном анализе поведения (ABA) «такт» — это форма вербального поведения, которая идентифицирует или описывает свойство объекта или события в ответ на определенные стимулы. Он включает в себя обучение человека ассоциировать определенное слово или ярлык с соответствующим стимулом окружающей среды.

Что такое Tact ABA?

Такт ABA — это метод обучения прикладному анализу поведения, который помогает детям научиться обозначать окружающий мир с помощью слов.

Как работает Tact ABA?

Он работает, обучая детей связывать слова с объектами, действиями и переживаниями, тем самым улучшая их языковые и коммуникативные навыки.

Кто может воспользоваться Tact ABA?

Такт ABA может быть особенно полезен для детей с задержкой речи или проблемами общения, в том числе в спектре аутизма.

Можно ли практиковать Tact ABA дома?

Да, Tact ABA можно практиковать дома, в школе или в любой повседневной среде, где ребенок взаимодействует.

Пример такта в ABA из реального мира

Поздоровайтесь с Сьюзи , яркой четырехлетней девочкой, которая начинает свое путешествие с Tact ABA . Вот краткий обзор ее дня:

  • Находясь в парке, Сюзи замечает птицу и восклицает: « Птица
  • Она откусывает хлопья во время завтрака и заявляет: « Хрустящие
  • Сьюзи прикасается к семейной собаке, щупает ее мягкую шерсть и говорит: « Мягкий ».
  • Когда над головой пролетает самолет, она показывает вверх и произносит: « Самолет
  • Перед сном она принимает теплую ванну и говорит: « Теплый ».

Благодаря  Tact ABA мир Сьюзи расцветает ярким гобеленом слов и переживаний, где каждый день приносит новые открытия. Веселье и обучение всегда на расстоянии одного слова.

Как работает такт в ABA?

Такт ABA — это сочетание слов с вещами или событиями. Вот как это происходит:

  • Увидеть кошку и сказать «кошка» : Учить детей называть то, что они видят.
  • Услышать автомобильный гудок и сказать «гудок» : Они учатся связывать звуки со словами.
  • Прикоснуться к холодному напитку и сказать «холодный» : речь идет о соединении чувств с языком.
  • Понюхать цветок и сказать «сладкий» : Они начинают описывать ароматы.
  • Попробовав лимон и произнеся «кислый» : Они начинают выражать вкусы словами.

Эти шаги сделают слова забавными и жизненно важными для ежедневных приключений вашего ребенка.

Давайте свяжем это с Goally. Goally, наш дружелюбный цифровой помощник, имеет ряд интерактивных приложений и действий, которые могут поддерживать Tact ABA. Это делает обучение соотнесению слов с окружающим миром приятным и полезным для вашего ребенка.

Вам недостаточно?

Читательский договор о любви

Мы всего лишь писцы, жаждущие твоей любви. Если вам нужно руководство, которому вы можете уверенно следовать, проконсультируйтесь с лицензированным специалистом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts