Что такое индивидуальное сознание: Индивидуальное сознание.

Содержание

Индивидуальное и общественное сознание. Их взаимосвязь

Человек не может развиваться и жить вне социума. От общественного мнения зависят все, даже те, кто говорят, что это не про них. Как же понять, где заканчивается индивидуальное сознание, мысли одного человека, и начинается влияние общественного мышления? Можно ли сохранить индивидуальность в рамках социума? Давайте разберемся.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое сознание
  • 2 Что такое индивидуальное и общественное сознание
  • 3 Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания

Что такое сознание

Сознание – многоуровневая система восприятия и отражения действительности. Сознание позволяет жить, согласно общественным нормам, видеть вещи такими, какие они есть:

  • Человек в сознании понимает, что в комнате он находится один. Индивид с психическими проблемами, не в себе, с искаженным сознанием думает, что в комнате присутствует кто-то еще.
  • Человек в сознании смотрит на стену и понимает, что она неподвижна. Измененное сознание заставляет стену двигаться.
  • Личность со здоровым самосознанием (элемент сознания) понимает, что в мире скрываются опасности, но это не значит, что не стоит совсем выходить из дома. Человек с некорректным самосознанием убежден, что весь мир ждет удобного момента, дабы навредить ему.

Сознание – отражение реальности, которую видит человек. Сознательные мотивы, мысли, поступки – те, в которых субъект отдает себе отчет, контролирует, понимает суть. Неосознаваемые мотивы тоже дают о себе знать, но контролировать их, оценивать, понимать гораздо сложнее.

Что такое индивидуальное и общественное сознание

Индивидуальное сознание – совокупность убеждений, ценностей, идей, оценок, чувств одного человека. Оно ярче, чем общественное, но оно уже. Индивидуальное сознание отражает внутренний мир одной личности. Но каждый человек по своей природе уникален, нельзя найти совершенно одинаковые варианты мышления.

Общественное сознание – совокупность убеждений, оценок и мнений всего общества относительно нынешней жизни.

Общественное сознание глубже и шире изучает любую проблему социума. Общественное сознание соединяет опыт, мышление всех людей и выдвигает нечто среднее.

Например, задумывались ли вы, откуда в общественном сознании возникла мысль, что молодежь теряет духовные ценности? Ведь нельзя же сказать, что все молодые люди такие: в жизни мы встречаем разных представителей. На этом и основано утверждение: встречаются разные, но тех, кто забывает о значении помощи, любви, дружбы, становится больше. Потому и можно сделать вывод, что в целом молодежь теряет ценности.

Общественное сознание бывает житейским и научно-теоретическим:

  • Первое подразумевает установку причинно-следственных связей и умозаключения на основе жизненного опыта.
  • Второй вид сознания – углубленный подход в изучении общественных явлений.

Основываясь на нашем примере, житейское сознание – мнение большинства бабушек на лавочке, подкрепленное спорами с парой нерадивых подростков. Научное сознание – социологические опросы, наблюдения, эксперименты, подтверждающие теорию о том, что нравственность молодежи падает.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания

Хотим мы того или нет, но мы идентифицируем себя с тем обществом, в котором живем. По крайней мере, психологически здоровые люди и зрелые личности понимают, что они в любом случае являются частью системы. В одном человеке умещается как индивидуальное, так и общественное сознание. Их взаимосвязь объясняется просто: они или гармонируют между собой, или входят в противоречие.

Примеры разной взаимосвязи:

  1. Человек понимает, что общественным сознанием правит потребительство во всех его мелких проявлениях, но сам индивид убежден, что кафе, клубы, безделушки, брендовая одежда не стоит такого внимания. Налицо конфликт: нужно как-то жить в этом мире.
  2. Общественное сознание поддерживает и пропагандирует полное равноправие полов, а какая-то женщина мечтает рожать, сидеть дома, вести хозяйство и быть за спиной мужа. Снова противоречие: ей нужно или найти мужчину со схожим индивидуальным мышлением, или учиться, развиваться, искать работу, самой себя обеспечивать.
  3. Пример гармонии общественного и индивидуального сознания: мы наблюдаем стремительную технологизацию, компьютеризацию мира. Гражданин Н очень рад этому, ведь ему нравится каждое решение и виртуальный прогресс в целом. С его точки зрения, мы движемся к прекрасному будущему с возможностями, открытиями, упрощенной и интересной жизнью.

С одной стороны, общественное сознание заставляет человека переосмысливать свое место в мире, свое индивидуальное сознание. Но с другой стороны, общество – это миллионы людей, которые имеют индивидуальное сознание. То есть общественное сознание состоит из множества индивидуальных? Нет, все не так просто.

Не все люди наделены индивидуальным мышлением, часть просто плывет по течению, подчиняясь сознанию большинства. Есть лидеры, которые транслируют свои убеждения через СМИ, а есть те, кто просто это поглощает. Так и возникает общественное сознание. По сути, это привнесенные в большие массы убеждения одной личности.

Кто-то их слепо принимает, кто-то анализирует. Из тех, кто анализирует, находятся согласные и несогласные люди. Среди несогласных выделяются активисты и пассивные оппозиционеры. Активные несогласные личности выступают со своими идеями, предлагают их массам. Потому общественное сознание менее стабильно, нежели индивидуальное. И в результате общественное сознание почти всегда противоречиво. Оно впитывает в себя все формы индивидуального сознания. И чем больше индивидуальных мнений, тем оригинальнее общественное сознание.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, пожалуй, никогда не будет разъединена. С одной стороны, в каждом из нас живут исторические традиции, идеалы, ценности, но с другой стороны, мы создаем новые ориентиры для других поколений.

понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя

Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание – это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание – это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание – это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой – оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание – понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми – в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  1. За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы – от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  2. Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание

Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Шпаргалки по философии

41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание

. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т. д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка — мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.  д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Основные термины

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной.

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ — система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

ИНДИВИД — отдельный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — нечто отдельное, своеобразно неповторимое.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.  д.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ — внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ — система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Труд как первейшее условие удовлетворения витальных потребностей, а также язык как средство общения обеспечили не только становление сознания, но и формирование общественного человека и человеческого общества. Труд и язык

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные

2.

 Общественное сознание и его структура

2. Общественное сознание и его структура Идеальное Переходя к анализу общественного сознания как совокупного продукта духовного производства, мы избавлены от необходимости повторять то, что было сказано об этом феномене в связи с кратким обзором материалистического

Общественное и индивидуальное сознание

Общественное и индивидуальное сознание На первый взгляд, выделение наряду с общественным сознанием сознания индивидуального, их подразумевающееся противопоставление друг другу может показаться непонятным. Разве человек, индивид, не есть существо общественное, а

9.1. Индивидуальное и общественное сознание

9.1. Индивидуальное и общественное сознание Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества). Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это

9.4. Общественное сознание в жизни общества

9.4. Общественное сознание в жизни общества В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» [22]. Такое состояние называется

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewußtsein), самосознание, сущее сознание.

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. — Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

Общественное сознание и его уровни

Общественное сознание и его уровни Оставаясь верными нашему примеру с «духовным» пирогом, можно условно сказать, что общественное сознание формируется из центральной части индивидуальных «духовных» пирогов, поскольку характерное для всего общества, сущностное для

34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза.

Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности

34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной

11. Общественное сознание и общественное бытие

11. Общественное сознание и общественное бытие Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет развить и

Общественное сознание и общественное бытие. Идеология

Общественное сознание и общественное бытие. Идеология Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т. е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет

Лекция пятая Сознание и мышление; «остаточное» сознание; от сознания опять к мысли; заключение

Лекция пятая Сознание и мышление; «остаточное» сознание; от сознания опять к мысли; заключение Эту лекцию я не начинаю с вопроса «возможно ли сознание?» — ибо в смысле позиций Возникновения Мысли и континуума мысли, изложенных в предыдущей лекции, сознание всегда есть. Но

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и

§ 1.

Общественное сознание и его исторические формы

§ 1. Общественное сознание и его исторические формы Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали и искусства, науки,

9.1. Индивидуальное и общественное сознание. Философия в схемах и комментариях

9.1. Индивидуальное и общественное сознание. Философия в схемах и комментариях

ВикиЧтение

Философия в схемах и комментариях
Ильин Виктор Владимирович

Содержание

9.1. Индивидуальное и общественное сознание

Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества).

Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это его духовный мир, его разнообразные чувства, знания, интересы, взгляды на окружающую среду и т. д., в которых отражается действительность – природная и общественная среда. Индивидуальное сознание складывается на основе личного опыта, непосредственных условий жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, образования, воспитания.

Выражая повседневные, ближайшие разнообразные интересы человека, его индивидуальное сознание не всегда способно отобразить все его бытие. Но индивидуальное сознание каждого отдельного человека имеет общие черты с сознанием других людей. Духовный мир отдельного человека представляет собою единство отдельного и общего. Индивидуальное сознание включает в себя не только его специфические (профессиональные, возрастные, половые) особенности, но и общие для его народа чувства, взгляды, теории. Индивидуальное сознание отражает факты жизни общества и оценивает их. Оценка зависит прежде всего от того, как отразились конкретные события на личной судьбе участников этих событий и их ближних.

Хотя общество – это совокупность индивидов, сознание общества не сводится к простой сумме индивидуальных сознаний. Дело в том, что общество в целом отражает действительность гораздо глубже, чем отдельные индивиды. Подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и сознание общества не есть простая сумма сознаний отдельных личностей. Оно – качественно особая духовная система, которая, будучи порождена социальной действительностью, живет своей относительно самостоятельной жизнью, оказывая влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум.

Мысль отдельного человека может стать фактом сознания общества, когда она выходит за пределы личного существования, становится достоянием других людей.

Носитель, материальный субстрат индивидуального сознания – конкретный человек. А кто или что является носителем сознания общества? Носителем сознания общества является, прежде всего, отдельный человек. Но его носителем является также вся система общества, социальные образования, вся совокупность созданных человеком социальных объектов, в которых «опредмечено» человеческое сознание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Труд как первейшее условие удовлетворения витальных потребностей, а также язык как средство общения обеспечили не только становление сознания, но и формирование общественного человека и человеческого общества. Труд и язык

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные

2. Общественное сознание и его структура

2. Общественное сознание и его структура Идеальное Переходя к анализу общественного сознания как совокупного продукта духовного производства, мы избавлены от необходимости повторять то, что было сказано об этом феномене в связи с кратким обзором материалистического

Общественное и индивидуальное сознание

Общественное и индивидуальное сознание На первый взгляд, выделение наряду с общественным сознанием сознания индивидуального, их подразумевающееся противопоставление друг другу может показаться непонятным. Разве человек, индивид, не есть существо общественное, а

9.1. Индивидуальное и общественное сознание

9.1. Индивидуальное и общественное сознание Стержнем духовной сферы является общественное сознание (или как его иначе называют – сознание общества).Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека – это

9.4. Общественное сознание в жизни общества

9.4. Общественное сознание в жизни общества В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» [22]. Такое состояние называется

V. Индивидуальное сознание и его отношение к объективному бытию и знанию

V. Индивидуальное сознание и его отношение к объективному бытию и знанию Отсюда чисто феноменологически уясняется отношение конкретного индивидуального сознания как к объективной действительности, так и идеальному единству чистого знания. Что касается первого

Общественное сознание и его уровни

Общественное сознание и его уровни Оставаясь верными нашему примеру с «духовным» пирогом, можно условно сказать, что общественное сознание формируется из центральной части индивидуальных «духовных» пирогов, поскольку характерное для всего общества, сущностное для

34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности

34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной

11. Общественное сознание и общественное бытие

11. Общественное сознание и общественное бытие Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет развить и

Общественное сознание и общественное бытие. Идеология

Общественное сознание и общественное бытие. Идеология Исследование роли материального производства в развитии общества, анализ его социальной формы, т.е. экономической структуры общества, образующей основу политической и правовой надстройки, – все это позволяет

ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества. В этой главе я рассмотрю, насколько оно преуспевает в достижении этой цели и какими элементами

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и

§ 1. Общественное сознание и его исторические формы

§ 1. Общественное сознание и его исторические формы Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали и искусства, науки,

3.

 Общественное сознание рисков: отсутствующий опыт из вторых рук

3. Общественное сознание рисков: отсутствующий опыт из вторых рук Для научно-критического цивилизационного сознания имеет силу обратное утверждение: опираться в конечном счете приходится на то, против чего приводятся аргументы, откуда черпает свое оправдание научная

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику

Индивидуальное сознание | это… Что такое Индивидуальное сознание?

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

  • Отличается самостоятельностью в поступках;
  • Способна нести ответственность и решать проблемы;
  • Контролирует поведение, обладает силой воли;
  • Способна изменяться с течением времени.

На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости: имеет ли личность неизменяемую сущность, или, напротив, сущность личности менять можно.

В философских школах определение личности (так же как и других понятий: разума, сознания, и т. п.) различается совсем кардинально, если вообще имеется. В быту под личностью понимают характер, всего человека целиком, но при этом надо отметить, что личность не является индивидуальностью или сознанием.

Содержание

  • 1 Личность, индивид и индивидуальность
  • 2 Атрибуты личности
  • 3 История взглядов на личность
  • 4 Личность в психологии
    • 4. 1 Проблема развития личности студентов
  • 5 Комплекс устойчивых компонентов личности
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература
  • 9 Примечания

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид выражает общие свойства человека как организма.
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
  • Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:
    1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
    2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
  • Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

У шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её отсутствие.

Атрибуты личности

  • Воля
  • Свобода
  • Разум
  • Чувство

История взглядов на личность

  • Личность в раннехристианский период:

Великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[1]

  • Личность как сущность Бога в средневековой философии
  • Личность как гражданин в новоевропейской философии
  • Личность как герой в философии романтизма.

Личность в психологии

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Проблема развития личности студентов

Во второй половине XX в. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания.

В зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С. Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В. Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях укрепляется положение о том, что личность — это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития. Значительное по времени и значимое по важности место в этом процессе занимает период обучения в высшем учебном заведении.

Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в вузе широко представлена в трудах отечественных психологов Б.  Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Е. А. Климова, Е. И. Степановой, А. В. Петровского, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой.

В работах отечественных авторов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов: развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний; выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; рост уровня притязаний в области будущей профессии; этическое, эстетическое и духовное развитие; повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности; повышение инициативы и творчества; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Особое внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности — как значимого направления развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Ф. Зеер «Развитие личности» М..: 2003 г.).

На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С. Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами».

Вслед за С. Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом. Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. «Значение предметов и явлений и их „смысл“ для человека есть то, что детерминирует поведение».

Современные отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути. Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе, как центрального периода становления личности. Б. Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности. Задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.

Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание студент начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности — важное условие профессионального и личностного развития студента. (С. Накайн. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.)

Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

См. также

  • Самосознание
  • Персонализм
  • Внутренний мир
  • Интегральная индивидуальность

Ссылки

  • Повышение эффективности личности
  • Юрий Семёнов «Личность, общество, культура»
  • Психологические тесты про личность

Литература

  • Е. Штейнер. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190

Примечания

  1. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология

Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание

Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание – это совокупность, которая включает в себя идеи человека, его взгляды и представления об окружающей действительности, а также чувства и верования, эмоции и настроения, которые формируются в рамках той или иной ситуации, а также в рамках той или иной социальной действительности.

Замечание 1

Именно в общественном сознании отражается вся природная составляющая, а также материальная жизнь общества, система общественных отношений, которая так или иначе влияет на общее состояние человека и группы, в которую он входит.

Общественное сознание тесным образом связано с индивидуальным, поэтому исследователи уделяют пристальное внимание тому, какие факторы оказывают влияние на формирование обоих уровней сознания, и как можно соотносить их, с помощью каких механизмов отделять друг от друга, чтобы избежать полного «склеивания».

Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга. В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует.

Индивидуальное сознание представляет собой духовный мир человеческой личности. В индивидуальном сознание отражается бытие, общество, его установки, воспринимаемые человеком в соответствии с его интересами, потребностями, чувствами и эмоциями, желаниями, симпатиями и антипатиями в тех или иных областях. Индивидуальное сознание всегда очень автономно, поскольку оно нацелено на формирование условий жизнедеятельности данного конкретного человека. К индивидуальному сознанию также относятся следующие компоненты:

  • Идеи;
  • Взгляды;
  • Чувства.

Замечание 2

Все они свойственны конкретным людям, которые по-разному переживают их, дают различные оценки как самим себе, так и окружающим. К тому же, в рамках индивидуального сознания формируются совершенно уникальные идеи. Если верным образом донести их, то индивид может оказать влияние на сознание других людей. Отсюда формируется еще одна форма сознания, о которой мы вели речь чуть выше – общественное сознание.

Таким образом, общественное сознание выстраивается на основании сознания, присущего отдельным личностям, но при этом общественное сознание нельзя назвать просто совокупностью индивидуальных сознаний. В них обязательно должна быть общность идеи и цели, концепция, нередко исследователи подчеркивают значимость идеологических компонентов. Общественное сознание может охватывать множество людей, которые готовы так или иначе прорабатывать идеи, выводить их на совершенно новый уровень. В общественном сознании можно реализовывать более структурированные, сложные вопросы, которые индивид не мог разрешить, используя лишь специфику своего индивидуального сознания. Так или иначе, сохраняется автономность мнений, которая обязательно учитывает особенности каждого отдельного человека. Деятельность, осуществляемая в рамках общественного сознания, не должна навредить: она должна наоборот привлечь, сплотить в собственные ряды большее количество людей, чтобы в дальнейшем осуществляемая деятельность давала свои плоды.

Уровни общественного и индивидуального сознания

Практика демонстрирует, что человек раскрывается на двух уровнях сознания — на индивидуальном, и через общественное сознание. При этом, данные уровни имеют свои подуровни, также имеющие довольно специфические черты и свойства, которыми обладают отдельные индивиды или более обширные социальные группы.

Например, в сознании принято выделять обыденное или эмпирическое сознание. По своей сути, данный вид сознания проистекает как раз непосредственно из того опыта, который индивид приобретает в своей повседневной жизни. С одной стороны, обыденное сознание – это непрерывный опыт социализации человека, то есть возможность приспособиться к постоянно изменяющимся общественным условиям. С другой стороны, как подчеркивают исследователи, благодаря такому уровню сознания индивид может осмысливать общественное бытие с точки зрения собственных уникальных интересов и потребностей, а также предпринимать попытки к тому, чтобы оптимизировать общественный опыт на повседневном уровне и учесть свои интересы.

Несмотря на свое многообразие, обыденное сознание все же называют низшим уровнем общественного сознания. Оно позволяет устанавливать некоторые связи между происходящими событиями и явлениями, строить наиболее привычные, простые умозаключения, открывать самые простые истины, которые не несут в себе глубокого научного контекста, что упрощает восприятие таких умозаключений со стороны других членов общества. При этом обыденное сознание не предполагает глубокое проникновение в сущность вещей и явлений, так как в нем не поднимаются серьезные теоретические обобщения.

Но есть и другой уровень сознания, который может соотноситься и с индивидуальным, и с общественным сознанием – это научно-теоретическое сознание исследователи подчеркивают, что это более сложная форма общественного сознания, которая не подчиняется обыденным, повседневным задачам, а в основном стоит выше них. В рамках научно-теоретического сознания индивиды приобретают более серьезный опыт и знания, которые, к тому же, не всегда можно применить в повседневной жизни, поскольку они носят более серьезный, профессиональный характер.

Таким образом, индивидуальное и общественное сознание достаточно сильно связаны друг с другом, что создает еще и некоторую зависимость. Так или иначе, люди обладают обоими формами сознания, поскольку это позволяет им осуществлять свою деятельность и на уровне повседневности, и с использованием более серьезных механизмов. Развивать нужно одновременно обе формы сознания, чтобы личность отличалась гармоничностью и развитостью, адаптировалась к постоянно трансформирующимся условиям окружающей действительности.

Индивидуальное сознание | Ридван

Доминирование Индивидуального Сознания, Поочередно, Эссенциальным Присутствием и Эго-Индивидуальностью

Реализация Личной Сущности — это не конец ее истории; на самом деле его история не имеет конца. Это непрерывный процесс роста и повышения зрелости. Мы разделяем этот процесс на две основные части: реализация и развитие. Реализация означает, что она становится постоянным личным достижением; Личная Сущность присутствует всякий раз, когда объективно указан способ ее функционирования. Жизнь человека становится богатой глубиной, красотой и радостью сущностной жизни. Однако это не обязательно указывает на полную трансформацию эго или полное разотождествление с его структурами. На этой стадии обычное состояние состоит в том, что всегда присутствует сущностное присутствие, но все еще присутствует некоторая идентификация со структурами эго. В индивидуальном сознании попеременно доминируют сущностное присутствие и эго-индивидуальность. Тождество с Сущностью чередуется с тождеством с эго. Чувствуется, что в своего рода диалоге есть две части: старая, знакомая личность с ее эго-состояниями и всегда свежая Личная Сущность с ее сущностным опытом и восприятием.

Жемчуг вне цены, стр. 339

Тайна нуждается в нашем индивидуальном сознании, чтобы познать ее

Именно через наше индивидуальное сознание мы всегда познаем тайну, даже когда переживаем себя как ее необъятность, ее размах, ее сияние. Это наш опыт, а не чей-то еще. Другими словами, это восприятие происходит через конкретное индивидуальное сознание, хотя мы и осознаем себя этой пустой безбрежностью. Это демонстрирует имплицитное присутствие индивидуального сознания, индивидуальной души. Никакое переживание или восприятие не может произойти без этого органа переживания, поэтому невозможно познать эту тайну с ее собственной точки зрения. Никто не утверждает, что тайна познает себя так, как мы не можем ее познать, ибо она нуждается в нашем индивидуальное сознание чтобы оно знало. Но, попросту говоря, тайна может познать себя только через определенное индивидуальное сознание и, следовательно, никогда не может познать себя абсолютно без него. Алмазный подход исходит из того, что учения различных духовных путей по-разному приближаются к знанию этой тайны, некоторые из них определенные и точные, другие — неопределенные и двусмысленные. Однако мы не видим оснований считать одно из них истинным, а другое — ложным. Различные учения могут каждое отражать объективную истину о реальности в ее чистоте из-за этой неопределимости тайны.

Алмазное сердце Книга пятая, стр.
xiv

Бытие ошибочно принимает Индивидуальное Сознание за то, чтобы быть Всем, Что Оно есть, быть Его Единственной Идентичностью

Другими словами, заблуждение точки зрения эго состоит в том, что Бытие отождествляет себя с органом своего опыта. Это значит, что Бытие в своей тайне, необъятности, волшебстве, неопределимых и неизмеримых качествах ограничивает себя, принимая себя за орган, посредством которого оно испытывает и воспринимает. Бытие ошибочно принимает индивидуальное сознание за то, что оно есть, за свою единственную идентичность. Так что проблема не в том, что есть орган восприятия, что есть индивидуальное сознание. Причина всех неприятностей — страданий и неудовлетворенности, незавершенности и бессмысленности, диссоциации, головных и сердечных болей — заключается в том, что мы принимаем индивидуальное сознание за все, что мы есть, сейчас и навсегда. Но на самом деле мы Бытие в его безбрежности, в то же время мы индивидуальность с ее неповторимостью. Это таинственное единство Бытия и индивидуума проявляется в бесконечных видах опыта и реализации, которые сигнализируют о возможной для человека свободе.

Реализация убегания, стр. 138

Быть Абсолютной Тайной

Я ощущаю себя мягкой, расслабленной и созревшей душой. Я индивидуальное сознание, которое я переживаю как присутствие. Я живое присутствие, свободное от сокращений, отождествлений или ментальных разработок. Я ясное и прозрачное присутствие, но чувствую себя живым и динамичным. В этом присутствии я ощущаю себя нежным и изысканно прекрасным. Чувство «я» или идентичности возникает изнутри, как врожденное самопознание. Он исходит из центра присутствия, который я вижу теперь как яркую светящуюся точку. Точка света живая и сверкающая, красивая и драгоценная. Тем не менее, как живое тонкое присутствие души и как блестящая точка света, я неотделим от небытия абсолюта, выражения того, что есть оно. Я — абсолютная тайна, безбрежность, проявившая себя внутри себя как прозрачная сфера сознательного присутствия, центром которой является сияющая точка света. Ощущаемый опыт — это легкость и близость, драгоценность и изысканность, полная личная уязвимость. Это квинтэссенция настоящего человека.

Путешествие светящейся ночи, стр. 110

Нисхождение колонны из пустого пространства над головой

При переживании отверстия на самом деле происходит то, что индивидуальное сознание находится в гармонии с измерением пространства в этой области головы. Поскольку пространство воспринимается как ничто, возникает впечатление дыры в черепе, как будто верхняя часть головы удалена хирургическим путем. Это не галлюцинация; это действительно точное восприятие измерения пространства, локализованного в этой области. Если человек более чувствителен, то он осознает, что отверстие на самом деле является частью пространственной колонны, которая начинается в черепе и идет вверх в пространство выше. Это восприятие является хорошим доказательством того, что пространство, которое мы обсуждаем, не является обычным физическим пространством, поскольку его можно отличить от физического пространства с помощью тонкой способности восприятия. Также более утонченное восприятие может ощутить начало переживания пространства как опускание колонны пустого пространства над головой. Когда он попадает в череп, у человека создается впечатление дыры. Это переживание, если человек не слишком напуган и готов к нему, автоматически разовьется как восприятие столба пространства, простирающегося вниз в голове. Теперь человек будет более определенно осознавать его как пустое пространство, а не как дыру. Ум воспринимается как чистый, пустой и ясный.

Пустота, стр. 56

Индивидуальное Сознание в Постоянном Живом Объятии с Присутствием и Пустотой

Таким образом, через практику мы углубляемся обратно к источнику и становимся каналом для его выражения. То, что начинается как высвобождение эмоционального заряда на поверхностном уровне нашего существования, становится выходом на свободу непрерывного энергетического обновления нашей природы в проявлении. Приливы и отливы нашего сознания являются выражением пульса жизни. Чем больше вы чувствуете свой живот и чем больше вы можете присутствовать, когда у вас возникают реакции или переживания любого рода, тем больше любое переживание может быть открытием лежащей в основе неподвижности с ее разумным, творческим динамизмом. Энергия, которая переносит и преображает нас, — это сияние безмолвной тишины, которая позволяет нашей жизни принять новую форму. Мы рождаемся заново каждое мгновение, выходя вперед как сияние и чистота, свободные от реактивного «я», основанного на прошлом. Мы свободны в таком состоянии. Это процесс, который продолжается бесконечно — индивидуальное сознание в постоянном, живом объятии с присутствием и пустотой, петляющее и спиральное как один живой вихрь, постоянно проясняющий и очищающий, познающий и опустошающий, желающий и любящий, смешивающийся и исчезающий и вновь поднимающийся. Этот процесс не сводится к достижению конечной цели или какого-либо конкретного состояния, когда вы говорите: «Хорошо, я дошел до своей неподвижности или динамизма, и все готово». Нет, снова и снова мы принимаемся и снова рождаемся в Бытие новыми способами. Этот потенциал верен и присутствует во всем опыте. Каким бы ни было ваше переживание, что бы ни происходило, в нем можно обнаружить свободу. Это открытие жизни настоящего человека.

Сила Божественного Эроса, стр. 206

Потенциал чувствительности нашего индивидуального сознания

Настройка — это способ, которым мы используем эмпатическую чувствительность; это действие, основанное на чувствительности к другому, чтобы ваша реакция соответствовала тому, что происходит с ним. Вы понимаете, откуда она исходит, и можете реагировать так, как это говорит. Чтобы отношения развивались, чтобы поле отношений открывалось и развивалось, мы должны сначала по-настоящему понять, что здесь тоже есть человек со своими собственными чувствами, своим собственным опытом. Чем больше мы присутствуем, тем более мы реальны, и чем больше открыто и доступно наше сердце, тем больше эта чувствительность нашего сознания способна чувствовать, где кто-то находится. И не исключено, что наше индивидуальное сознание может стать настолько чувствительным, что мы действительно чувствуем в себе то, что переживает другой человек, в его совокупности и специфике. Как часто вы заходили в комнату и сразу же говорили себе: «Хм, здесь как-то напряжно»? Затем вы узнаете, что кто-то там переживает трудные времена, и вы понимаете это. Или вы чувствуете приподнятое настроение в ту минуту, когда входите: «О, здесь так хорошо!» — и обнаруживаете, что в доме происходит что-то радостное. Нам не нужно на самом деле видеть кого-то и получать физические сигналы, чтобы почувствовать, что происходит. Наше сознание чувствительно. Наша человечность обладает чувствительностью к нему за пределами нервной системы. Сначала это скорее внутреннее чувство, но оно может проявляться как реальный набор ощущений, соответствующих определенным эмоциям и духовным состояниям сознания.

Сила Божественного Эроса, стр. 119

Индивидуальное сознание на самом деле является личным выражением безбрежного океана реальности

Тем не менее, с осознанной точки зрения, все переживания, включая физический, — просто волны в океане. С нашей ограниченной точки зрения духовные переживания — это чудеса, приходящие из какого-то другого, невидимого измерения, но когда мы познаем океан — когда мы познаем реальность непосредственно и полностью — мы увидим, насколько она более реальна. Это обнажает несостоятельность представлений, которые у нас есть, и раскрывает истину о том, что индивидуальное сознание на самом деле является личным выражением безбрежного океана реальности. Но человеку, усеченному от ее существенной основы, это кажется чудом: «О, у меня было это открытие. . . пришло это удивительное присутствие света, и я чувствовал себя так прекрасно. . ». Мы считаем, что это было необычное событие, что это было нечто иное, чем мы. Волна может более полно пробудиться к своей водности и источнику своего существования. Ощущение света — это одно. Пробудиться к нему и признать его истинным и познать его как свою природу — совсем другое. Когда волна знает, что источником является океан, это реализация. Когда волна чувствует океан и испытывает влажность, не зная и не узнавая этого, это духовный опыт, который остается необъяснимым, неизвестным и неосознанным. Это все еще часть сна. Это еще не пробуждение.

Сила Божественного Эроса, стр. 110

Индивидуальное Я Всем обязано Бытию

С этим осознанием я начинаю осознавать глубокую, глубокую печаль и горе. Глубина печали кажется бесконечной, бесконечным темным океаном слез. Это отпускание позволяет мне увидеть, что я должен отпустить все, потому что ничто из этого не принадлежит мне. Я, как индивидуальное сознание, ничем не владею, ничем не обладаю, являюсь ничем. Я чувствую себя таким пустым, таким бедным, таким лишенным, что не могу претендовать на обладание чем-либо, даже существованием. Это не состояние дефицита эго или самообесценивания, и в нем нет чувства жалости к себе. Это искреннее, непосредственное осознание фундаментальной истины индивидуальной души. Это признание объективной ситуации: индивидуальное «я» всем обязано Бытию, ибо Бытие есть истинный источник всего. Это Бытие обладает существованием, реальностью, разумом, качествами, способностями и так далее. Я, индивидуальное я, имею их в своем распоряжении только тогда, когда я открыт Бытию. Сам по себе я абсолютно нищий, совершенно беспомощный, совершенно безнадежный, совершенно неадекватный. Я не что иное, как вялый, пустой мешок.

Путешествие светящейся ночи, стр. 73

Когда мы распознаем истинную природу, это на самом деле истинная природа. Признание происходит

Важным моментом в признании этого динамизма в повседневной жизни является то, что в конечном счете это то, что нами движет; в конечном счете, это то, что движет нашими руками и ногами. В ограниченных ситуациях мы можем ощущать космический динамизм реальности как ощущение спонтанности, ощущение потока, ощущение легкости движения. Поэтому, когда мы что-то понимаем, у нас есть прозрение и мы признаем истинную природу, мы не считаем, что это делает мой ум. Мы понимаем, что это означает, что это динамизм истинной природы, проявляющийся через мой ограниченный ум в то время и открывающий себя самому себе. Мы можем видеть, как действует агентство, не превращая его в фигуру, которая приходит и учит меня чему-то. Скорее, истинная природа проявляется в индивидуальном сознании как способность к пониманию, проницательности, отзывчивости. Динамизм истинной природы проявляется как работа настоящего сердца, работа настоящего ума, работа настоящего действия. Вот как динамизм проявляется в индивидуальной жизни. Это тонкая вещь. В нашем учении мы видим, что наш нормальный ум просто не способен распознать истинную природу. Когда мы распознаем истинную природу, это на самом деле истинная природа делает распознавание возможным. С самого начала нашей практики истинная природа решила дать о себе знать через практику. Мы не практикуем и в какой-то момент осознаем истинную природу. Истинная природа действует с самого начала. Динамизм с самого начала — это то, что направляет нашу работу, то, что движет всем процессом.

Алмазное сердце Книга пятая, стр. 364

Вы, Индивидуальное Сознание, являетесь Средством, С помощью которого Истинная Природа Делает Свои Вещи

Многие из нас, возможно, обеспокоены и каким-то образом лишены своих прав. — Ты хочешь сказать, что хочешь, чтобы я отказался от любви к истине? Ты хочешь, чтобы я отказался от своего сострадания и своего служения? Если я это сделаю, я ничего не сделаю. Что значит, что любовь не моя?» Все это время вы верили, что именно вы делаете это, и что у вас есть собственная мотивация для этого, и что вы делаете это из-за этой мотивации. Когда мы начнем бросать вызов бреду мотивации, вы можете испугаться и сказать: «Ну, тогда я ничего не буду делать. Любовь все равно не моя». Но ваш страх также выражает ту же самую иллюзию присвоения, предполагая, что вы являетесь центром любого действия, любого действия или бездействия. Это правда, что любовь не ваша, но вы также не можете от нее отказаться. Вы можете почувствовать грусть и подумать: «Но я буду бессердечным, если не буду жить с точки зрения любви и сострадания. Я вообще не буду человеком». Ну, подумай еще раз! Когда мы любим истину ради нее самой, это истинная природа испытывает свою любовь через вас. Это реальность, выражающая свое сострадание через вашу особую, индивидуальную душу. Вы — то, чем вы себя считаете, индивидуальное сознание, — являетесь проводником, посредством которого истинная природа делает свое дело, и вы ошибочно принимаете это за то, что делаете свое дело. Итак, мы просто хотим все исправить! Вы не теряете ничего, что у вас было.

Реализация убегания, стр. 92

Индивидуальное сознание и коллективный разум на JSTOR

журнальная статья

Индивидуальное сознание и коллективный разум

Морис Хальбвакс

Американский журнал социологии

Vol. 44, № 6 (май 1939 г.), стр. 812–822 (11 страниц)

Опубликовано: The University of Chicago Press

https://www.jstor.org/stable/2769413

Чтение и загрузка

Вход через школу или библиотеку

Альтернативные варианты доступа

Для независимых исследователей

Читать онлайн

Читать 100 статей в месяц бесплатно

Подписка на JPASS

Неограниченное чтение + 10 загрузок

Товар для покупки

14,00 $ — Загрузить сейчас и позже

Чтение онлайн (бесплатно) основано на сканировании страниц, которое в настоящее время недоступно для программ чтения с экрана. Чтобы получить доступ к этой статье, обратитесь в службу поддержки пользователей JSTOR. Мы предоставим копию в формате PDF для программы чтения с экрана.

С помощью личного кабинета вы можете читать до 100 статей в месяц за бесплатно .

Начать

Уже есть учетная запись? Войти

Ежемесячный план
  • Доступ ко всему в коллекции JPASS
  • Читать полный текст каждой статьи
  • Загрузите до 10 статей в формате PDF, чтобы сохранить и сохранить
$19,50/месяц Годовой план
  • Доступ ко всему в коллекции JPASS
  • Читать полный текст каждой статьи
  • Загрузите до 120 статей в формате PDF, чтобы сохранить и сохранить
199 долларов в год

Купить PDF-файл

Купите эту статью за 14,00 долларов США.

Как это работает?

  1. Выберите покупку вариант.
  2. Оплатить с помощью кредитной карты или банковского счета с PayPal.
  3. Прочтите свою статью в Интернете и загрузите PDF-файл из своей электронной почты или своей учетной записи.

Предварительный просмотр

Предварительный просмотр

Abstract

Серьезным достоинством классической, ассоциативной и физиологической психологии является то, что они были ограничены изучением идолопоклонника. Даже когда человек искусственно отделяется от общества, он сохраняет его отпечаток, особенно в отношении своих интеллектуальных процессов. На самом же деле в нашем сознании существуют как воображаемая или воспринимаемая материя, так и социальные формы или образцы. Таким образом, психология будет либо психологией индивидуума как представителя вида, либо психологией коллективной. Коллективная мысль не является метафизической сущностью, которую следует искать в метафизическом мире, она существует только в индивидуальном сознании и представляет собой взаимодействующие состояния сознания нескольких индивидуумов, составляющих группу. Таким образом, возникают две части коллективной психологии: общее изучение характеристик и способов функционирования группового мышления, различающихся по содержанию в зависимости от группы; и частные коллективные психологии подгрупп, нации, семьи, класса и т. д. Область социологии устанавливается путем различения мыслей и чувств, с одной стороны, и их конкретных, внешних проявлений (техник), с другой; между психологическими и физическими аспектами институтов. Изучение последнего типа явлений (область социологии) необходимо, поскольку характерной чертой коллективных представлений является проявление их в материальной форме. Социология рассматривает социальные явления через призму коллективной психологии. Даже в демографических исследованиях население рассматривается с точки зрения состояний коллективного сознания. Коллективный разум дает человеческому сознанию доступ ко всему тому, что было достигнуто в отношении отношений и умственных установок в различных социальных группах.

Информация о журнале

Текущие выпуски теперь доступны на веб-сайте Chicago Journals. Прочтите последний выпуск. Созданный в 1895 году как первый в США научный журнал в своей области, American Journal of Социология (AJS) представляет собой новаторскую работу из всех областей социологии с упором на построение теории и инновационные методы. AJS стремится обращаться к широкому кругу читателей, изучающих социологию, и открыта для вклада представителей различных социальных наук — политологии, экономики, истории, антропологии и статистики в дополнение к социологии, — которые серьезно вовлекают социологическую литературу в разработку новых способов понимания социальных явлений. . AJS предлагает обширный раздел обзора книг, в котором указаны наиболее выдающиеся работы как начинающих, так и устойчивых ученых в области социальных наук. Время от времени появляются заказные обзорные эссе, предлагающие читателям сравнительный и углубленный анализ выдающихся названий.

Информация об издателе

С момента своего основания в 1890 году как одно из трех основных подразделений Чикагского университета издательство University of Chicago Press взяло на себя обязательство распространять научные знания самого высокого уровня и публиковать серьезные работы, способствующие образованию, способствовать общественному пониманию и обогащать культурную жизнь. Сегодня Отдел журналов издает более 70 журналов и периодических изданий в твердом переплете по широкому кругу академических дисциплин, включая социальные науки, гуманитарные науки, образование, биологические и медицинские науки, а также физические науки.

Права и использование

Этот предмет является частью коллекции JSTOR.
Условия использования см. в наших Условиях использования
Американский журнал социологии © 1939 Издательство Чикагского университета.
Запросить разрешения

индивидуальное сознание в предложении

Эти слова часто используются вместе. можно перейти к определению индивидуального или определение сознания. Или посмотрите другие комбинации с сознанием.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Наука не является ни зеркалом индивидуального сознания , ни отражением чистой, объективно данной реальности.

Из Кембриджского корпуса английского языка