Что такое креативность определение: Креативность — МГПУ

Креативность

Что такое креативность

Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Википедия

Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи, решения трудной задачи: добавить одну деталь или перевернуть все вверх ногами, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому нечто уже привычное, действовать вопреки сложившимся стереотипам или просто найти способ взглянуть на статические системы динамически…

  • Креативность – это создание это создание нового из того, что уже есть.
  • Креативность – это решение проблем совершенно новым неординарным способом.
  • Креативность – это отказ от стереотипного мышления.
  • Креативность – это гибкость и оригинальность.
  • Креативность – это предрасположенность к анализу и синтезу.
  • Креативность – это способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли.
  • Креативность – это умение генерировать большое количество идей.

Ведь креатив – не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации.

Преимущества креативности

  • Креативность помогает решать сложившиеся проблемы, ведь именно хорошая идея способна помочь найти выход из тупиковой ситуации.
  • Креативное мышление подталкивает личность находить самые необычные пути развития.
  • Креативность делает жизнь бесконечно разнообразной.
  • Креативность позволяет реализовать творческий замысел.
  • Креативность помогает найти пути для самореализации.

Проявления креативности в повседневной жизни

  • Реклама. Креатив не только делает рекламное послание уникальным и запоминающимся, но и способствует экономии средств.
  • Решение управленческих задач. Умение найти необычный ход, необычную мотивацию, инновационное решение – всё это способствует наилучшему ведению бизнеса.
  • Современное искусство. Многие считают, что в искусстве всё давно сказано, все темы исчерпаны. Новаторские идеи и произведения, неординарное креативное видение мира позволяет современным авторам по-новому раскрыть даже самые изученные темы.

Как развить креативность

Знаменитый Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Генрих Альтшуллер видел в креативности «вдохновение по заказу». Разработанные им методы, входящие в систему ТРИЗ, завоевали большое количество последователей. Именно с тех пор завязался ожесточенный спор между сторонниками творчества и технологий изобретательства.

Наверняка неоднократно многие из нас сталкивались с отсутствием вдохновения и идей. Предлагаем вам несколько методов, которые могут натолкнуть вас на нужную мысль.

  • Метод мозгового штурма. Один из самых распространенных и используемых методов. Несколько человек предлагают свои идеи и соображения по определенной проблеме. Основное, что нужно помнить, – идеи должны высказываться любые, без стеснения «ляпнуть что-нибудь не то». Этому должен содействовать модератор.
  • Метод синектики. Базируется на свойстве нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Используются 4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.
  • Метод фокальных объектов. Заключается в выборе любых предметов и присоединении их признаков к объекту, который мы хотели бы совершенствовать. Суть данного метода – в сочетании самых невероятных характеристик с объектом и дальнейшем их додумывании до состояния реальности.

Почитать подробнее про эти и другие методы вы сможете, например, здесь, тут или вот здесь.

Золотая середина

Шаблонность

Креативность

Вычурность

Крылатые выражения о креативности

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
— Пол Торренс —
Никогда не делайте так, как конкуренты. Никогда не делайте лучше конкурентов. Всегда делайте ИНАЧЕ, чем они.
— Виталий Ильинский —
Нет никакой разницы между ситуациями, когда у вас родилась хорошая идея, но так и осталась нереализованной, и когда идея вообще не появилась.
— Джек Фостер —
Вы никогда не достигнете известности и успеха, если не разработаете большую идею.
— Дэвид Огилви —
Если реклама не продает, значит, она не креативна.
— Дэвид Огилви —

Что почитать?

Матюшкин Л.М. / Загадка одаренности
В книге описана история исследований одаренности в России и за рубежом, популярно излагаются данные современных исследований и авторская концепция развития одаренности.
Альтшуллеp Г.С. / Как научиться изобретать
В эту книгу вошла краткая история развития ТРИЗ, описание алгоритма решения изобретательских задач с подробными разборами задач и некоторые приемы разрешения технических противоречий.
Викентьев И.Л. / Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS
В издании изложена апробированная методика создания рекламы и акций Public Relations: от постановки задачи до приемов её решения.
Иванов Г.И. / Формулы творчества, или Как научиться изобретать
На многочисленных примерах автор показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня. Книга может служить популярным учебным пособием для всех, кто желает развить свои творческие способности.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Режиссер креативный из Пскова

Стал проклятьем для рода людского:
Что ни фильм, то мятеж —
Исключительный треш,
Даже готы сбежали из Пскова.

Happiness lies in the joy of achievement and the thrill of creative effort. Franklin D. Roosevelt

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Креативность — Психологос

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу​ — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности:
  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить

  1. вербальную креативность;
  2. образную креативность;
  3. отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Креативность и интеллект

Между интеллектом и креативностью — нелинейная связь. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См. Интеллект и креативность


Дмитрий Чернышев, креативный директор, автор книги «Как люди думают». Его блог mi3ch.livejournal.com известен каждому, кто любит задачи на творческое мышление.

Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

1. Самое главное в творчестве – это вы. И вы должны прекрасно себя знать. Вам с собой придется потом работать. Вы должны знать, когда вам лучше всего думается, чтобы уметь входить в это состояние в нужный момент.

2. Вы должны награждать себя чем‑нибудь всякий раз, когда вам в голову приходит хорошая идея. Это нужно для того, чтобы научиться получать удовольствие от процесса придумывания.

3. Не надо относиться к процессу мышления как к тяжелой работе. Забудьте про звериную серьезность. Превратите это в игру. Тяжелой работой вы можете заниматься очень недолго, а играть можно часами напролет.

4. Не бойтесь совершить ошибку и выглядеть идиотом. Ошибка – это всего лишь действие, не предусмотренное системой, а любое гениальное решение сначала кажется идиотским.

5. Не переставайте читать. Какое бы прекрасное образование вы ни получили, его хватит ненадолго. Законченное высшее образование – это опасная иллюзия. Образование может быть только незаконченным.

6. Старайтесь общаться только с умными людьми. Это как с игрой в шахматы: прогресс возможен лишь при игре с сильным соперником.

7. Интересуйтесь вещами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Большинство прекрасных идей находятся на стыке разных областей человеческого знания.

8. Не бойтесь заимствовать чужие прекрасные идеи. Они специально предназначены для этого.

9. Внимательно читайте условие задачи. Решение находится именно в условии. Больше ему просто негде находиться. Если решение вас не устраивает – переформулируйте условие.

10. Ничего не бойтесь.

Творчество | Определение, типы, навыки и факты

Стив Возняк и Стив Джобс

Просмотреть все медиа

Похожие темы:
инновации изобретение изысканный бизнес инновации воображение

Просмотреть весь связанный контент →

творчество , способность создавать или иным образом создавать что-то новое, будь то новое решение проблемы, новый метод или устройство, новый художественный объект или форма.

Было показано, что ряд личностных характеристик связаны с творческой продуктивностью. Одним из них является автономия: творческие личности склонны быть независимыми и нонконформистскими в своих мыслях и действиях. Не менее важно овладение определенной областью, т. е. сферой деятельности или знаний, требующей высокого уровня способностей. Например, применив свои знания о компьютерах к разработке Apple II, изобретатели Стив Джобс и Стив Возняк произвели революцию в компьютерной индустрии, обратившись как к частным лицам, так и к компаниям.

Французский модельер Коко Шанель навсегда изменила стиль женской одежды, создав простую, но стильную одежду. С другой стороны, творческие люди могут не обладать одинаково сильными способностями во всем спектре человеческих способностей. (Заметным исключением был Леонардо да Винчи, чьи достижения в изобразительном искусстве, механике и технике раскрыли талант творческого эрудита.) Некоторые творческие люди проявляют интерес к кажущемуся беспорядку, противоречию и дисбалансу — возможно, потому, что им бросают вызов асимметрия и хаос. Творческие личности также могут проявлять высокую степень уверенности в себе. Некоторые обладают исключительно глубоким, широким и гибким самоосознанием. Другие показаны как интеллектуальные лидеры с большой чувствительностью к проблемам.

Нестандартность мышления, которая иногда встречается у творческих личностей, может быть отчасти сопротивлением аккультурации, которая может рассматриваться как требование отказа от своей уникальной фундаментальной природы.

Фактически, независимость имеет решающее значение для творческого процесса, поскольку творческие люди часто должны иметь возможность работать в одиночку, а также должны быть готовы выражать идеи или разрабатывать продукты, которые другие могут воспринять как радикальные. Однако следует отметить, что нонконформистский образ жизни не является существенным для творчества; действительно, многие творческие личности ведут вполне обычную жизнь, выражая свою автономию главным образом в своих нетрадиционных идеях и работе. Еще одна черта, характерная для творческих людей, — интроверсия. Хотя это не означает отсутствие социальных навыков, это предполагает, что творческие люди склонны к рефлексии и обращены внутрь себя; они обращаются к своей собственной интуиции, а не зависят от взаимодействия с другими, чтобы определить свое отношение и реакцию.

Третья важная характеристика сочетает в себе любознательность и поиск проблем. У творческих личностей есть потребность искать новизну и способность ставить уникальные вопросы. Например, в книге Defying the Crowd (1995) американские психологи Роберт Штернберг и Тодд Любарт сравнили сочетание автономии и решения проблем с покупкой подешевле и продажей подороже на «рынке идей». Под этим они подразумевали, что творческий человек определяет уникальную потребность — возможно, проблему или возможность, которую никто другой не признает. Это этап «покупки по низкой цене», потому что он обычно включает отказ от популярного решения и принятие неслыханного решения или идеи, которая не имеет ценности. Когда творческие люди находят лучшее решение, они работают над тем, чтобы «продать» концепцию другим. Этот процесс можно увидеть в работах таких изобретателей, как Маргарет Найт, разработавшая ряд бытовых и промышленных устройств, Рэймонд Курцвейл, разработавший текстовые сканеры и программное обеспечение для распознавания речи, и Дин Кеймен, чьи многочисленные изобретения включают медицинские устройства, водные -системы очистки и IBOT, моторизованная инвалидная коляска.

Высокий интеллект характерен для творческих личностей, однако, хотя они могут решать жизненные проблемы так же рационально, как и все остальные, их интеллект не управляет за счет интуиции или других, казалось бы, нерациональных влияний. Большинство исследований взаимосвязи креативности и интеллекта также показали, что высокий уровень общего интеллекта не обязательно способствует творчеству. Подобные открытия внесли свой вклад в «пороговую» модель интеллекта и креативности, которая утверждает, что выше определенного уровня интеллект мало коррелирует с креативностью, т. е. высокоинтеллектуальный человек может быть не таким высокотворческим. Возможно, интеллект устанавливает ограничения на количество информации, которую человек может усвоить и сохранить, а творческое мышление обеспечивает гибкость, необходимую для оригинального производства идей. Иногда проводится различие между конвергентным мышлением (аналитическое мышление, измеряемое тестами интеллекта) и дивергентным мышлением (примером которого является богатство идей и оригинальность мысли). Оба кажутся необходимыми для творческой деятельности, хотя степень каждого варьируется в зависимости от задачи или занятия (например, математик может демонстрировать больше конвергентного, чем дивергентного мышления, в то время как художник демонстрирует обратное).

Психологические эксперименты в области мотивации и обучения продемонстрировали силу новизны как побуждения к действию. Это происходит из-за напряжения, которое существует между регулярностью повседневной жизни и перерывами, которые приносят возможности нового опыта. Психологические исследования высокотворческих людей охарактеризовали это напряжение с точки зрения таких дуальностей, как интеллект и интуиция, сознательное и бессознательное, психическое здоровье и психическое расстройство, условное и нетрадиционное, сложность и простота.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Другие качества творческих личностей были выявлены американским психологом-педагогом Э. Полом Торрансом. Они включают беглость или способность быстро обдумывать множество идей; гибкость, способность использовать идеи и инструменты нестандартными способами; и оригинальность, способность думать о новых идеях и продуктах. В 1966 году Торранс и его коллеги разработали средство оценки, Тест творческого мышления Торранса (TTCT), который учитывает все эти навыки. TTCT стал одним из наиболее широко используемых показателей креативности. Торранс оказал дополнительную поддержку своему подходу в последующих исследованиях своих испытуемых через 7, 12 и 22 года, и время показало, что TTCT является одним из наиболее достоверных тестов на креативность.

Инновации | творчество | Британника

Похожие темы:
креативность распространение инноваций изобретение бизнес инновации

См. весь соответствующий контент →

инновации , создание нового способа выполнения чего-либо, независимо от того, является ли предприятие конкретным (например, разработка нового продукта) или абстрактным (например, разработка новой философии или теоретического подхода) к проблеме). Инновации играют ключевую роль в разработке устойчивых методов как производства, так и жизни, потому что в обоих случаях может быть необходимо создать альтернативы традиционным способам ведения дел, которые были разработаны до того, как экологические соображения стали центральными для большинства людей при принятии решений.

Поскольку инновации играют центральную роль в успехе бизнеса, а также в научном прогрессе, значительные исследования были сосредоточены на определении условий труда, которые могут привести к полезным инновациям. В целом ученые отмечают, что наилучшей моделью получения полезных знаний об эмпирическом мире (т. е. знаний, основанных на наблюдениях и экспериментах, а не на теории или убеждениях) является содействие работе многих относительно автономных специалистов, чья работа оценивается по ее достоинствам. а не его соответствие ранее существовавшим убеждениям или традиционным способам ведения дел. Это отражает отношение, которое позволяет создавать современную научную практику, отношение, которое можно проследить до Европы 17-го века.

Несколько подходов и практик того периода также применимы к содействию современным научным и техническим инновациям. Научный или инновационный вклад должен оцениваться на основе безличных критериев (то есть в соответствии с точностью описания мира и степенью, в которой он работает более эффективно, чем старый метод), а не в соответствии с тем, кто их произвел или личным опытом. характеристики (такие как раса, пол, национальность) человека, который их произвел. Знаниями следует делиться, а не держать их в секрете, чтобы другие могли применять их в своей работе и повысить общий уровень знаний. Кроме того, ученые должны действовать бескорыстно, стремясь расширить знания, а не сосредотачиваясь исключительно на личной выгоде, и научные заявления не могут быть сделаны на основе авторитета, но открыты для оспаривания и должны выдерживать проверку. Конечно, некоторые из этих правил несколько видоизменены в современном мире — например, люди извлекают выгоду из своих собственных открытий, как напрямую в плане обладания патентами, так и косвенно в плане карьерного успеха, — но основные принципы остаются верными.

В книге «Структура научных революций » (1962) американский философ и историк Томас Кун провел различие между тем, что он назвал нормальной наукой , и эпизодами научной революции . Он определил нормальную науку как процесс решения головоломок в рамках парадигм, установленных в настоящее время для конкретной науки. Например, в астрономии веками считалось, что планеты вращаются вокруг Земли (геоцентрическая модель), и были разработаны сложные модели и расчеты, чтобы попытаться объяснить наблюдаемые движения планет в рамках этой модели. Напротив, научные революции связаны с оспариванием или изменением доминирующих парадигм, как это сделал польский астроном Николай Коперник, когда предложил гелиоцентрическую Вселенную, в которой Земля, а также другие планеты вращаются вокруг Солнца. Большая часть науки в любой период времени — это нормальная наука, в которой люди работают в рамках существующей структуры, включающей методы, предположения о природе, символические поколения и парадигматические эксперименты. Даже наблюдения, которые кажутся не укладывающимися в существующую парадигму, будут объясняться в ней (как движение планет на протяжении столетий в геоцентрической модели) или игнорироваться как аномалии. Однако в какой-то момент противоречия и аномалии могут стать слишком очевидными и вызвать научную революцию, как это произошло в 16 веке в Европе (в частности, не признанной могущественным социальным институтом, католической церковью, до столетия спустя).

Большинство ученых и технических работников сегодня аналогичны обычным ученым, работающим над открытием практических приложений или освещением небольших областей знаний в рамках заданной научной модели. Например, многие ученые в Соединенных Штатах являются сотрудниками корпораций, государственных учреждений и т. д., и ожидается, что они будут работать в рамках принятых моделей, а не бросать им вызов. Это приводит к конфликту между стремлением ученого к автономии и стремлением организации к практическим результатам и может задушить инновации, которые в конечном итоге могут привести к большим прорывам. Один из способов решения этой проблемы состоит в том, чтобы люди специализировались либо в фундаментальной, либо в прикладной науке, с разными критериями оценки для каждой, и чтобы часть бюджета организации была зарезервирована для фундаментальных исследований, которые могут бросить вызов существующей парадигме, а не работать в ней.

Другим конфликтом между учеными и техническими работниками, особенно теми, кто работает в коммерческих компаниях, является их желание сообщить другим о своих открытиях по сравнению с желанием их работодателей сохранить конфиденциальность таких открытий, чтобы защитить их прибыльность. Патентный закон предназначен для удовлетворения обоих желаний. Целью патентной системы является стимулирование научных и технических изобретений путем сохранения права на получение прибыли от открытия в течение нескольких лет за патентообладателем (которым может быть физическое лицо или организация, например, компания или университет), а также информацию от публики открытий, чтобы другие могли учиться на ней.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts