Свойства внимания
Тема “Свойства внимания” из раздела “Психология познания человеком окружающего мира”, на изучение внимания по программе предусмотрено 6 часов – это второе занятие по теме. Главным этапом является изучение нового материала, с использованием метода-беседы опираясь на жизненный опыт учащихся).
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся со всеми свойствами внимания, опираясь на полученные знания данного познавательного процесса. Учить определять переключение и распределение внимания.
2. Развивать мышление, внимание.
3. Воспитывать желание познать себя и окружающий мир.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со свойствами внимания, стимульный материал для определения переключения и распределения внимания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
— Добрый день! Сегодня мы поговорим о знакомом познавательном процессе – внимание.
-Основными свойствами вниманий являются: ОБЪЕМ, КОЛЕБАНИЕ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, КОНЦЕНТРАЦИЯ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ.
Охарактеризуем содержание каждого свойства.
—ОБЪЕМ внимания – определяется количеством объектов, которые схватываются сознанием человека за малый промежуток времени (0,1 – 0,01сек.). исследование объема внимания обычно осуществляют путем предъявления нескольких объектов на небольшой промежуток времени. Для этой цели используют, как правило, прибор, который называется тахитоскоп ( от греческого тахито — быстрый, сконео — смотрю). Чему равен объем внимания человека? Ученый Мюллер определил, что он равен 7+2 разрозненных, несистематизированных объектов или предметов.
Если предметы представлены, например, так 1111111 111111111111, то человек охватывает сознанием 7+2 палочки.
Если этот ряд сгруппировать следующим образом, то сознанием охватывается группы 7+2111 111 111 111 111 111 111
Поэтому объем внимания сильно зависит от структуры и расположения воспринимаемых объектов. С другой стороны, объем внимания человека зависит от его индивидуальных способностей и, также, от специфики деятельности, которую выполняет человек. Например, объем внимания водителя будет больше, чем объем внимания часового мастера, так как деятельность у них различна и выполнение ее требует различия в объеме внимания.
— От чего может измениться объем внимания?
— Объем внимания может измениться в зависимости от требования деятельности, которую выполняет человек.
—УСТОЙЧИВОСТЬ внимания определяется прочностью и стабильностью удержания сознания на предметах в течение длительного времени. Поэтому это временная характеристика внимания. Устойчивость внимания развивается у человека в течение жизни и особенно развивается у тех людей, которые выполняют деятельность, где требуется это свойство.
— Пример – водители, операторы и т.д.
—КОНЦЕНТРАЦИЯ внимания определяется степенью сосредоточения сознания на объекте или предмете и отвлечением от побочных раздражителей. Можно сказать, что это характеристика помехоустойчивости психики человека. Многие виды деятельности, которые выполняет человек, требуют от него сильной концентрации внимания, требуют того, чтобы человек умел отвлечься от всего и выполнял только одну операцию, действие и т.д. Например, часовой мастер не сможет хорошо работать, если у него не будет сформировано это свойство внимания.
Концентрацию внимания можно формировать, упражняясь в этом.— РАСПРЕДЕЛЕНИЕ внимания определяется способностью человека распределять свое сознание на несколько предметов одновременно. Это свойство обратное свойству концентрации внимания.
— Представьте себе занятие, которое ведет преподаватель, у которого ярко выражено свойство концентрации внимания и отсутствует проявление свойства распределения внимания!
— Представьте водителя, который не может распределить внимание на возникающие ситуации на дороге, приборы и т.д. Это свойство развивается у человека в течении жизни.
—ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимание определяется временем, которое затрачивает человек на осознанный перенос внимания с одного предмета на другой. Например, вы писали в тетради. А дальше нужно слушать рассказ преподавателя.
— Что необходимо сделать?
— Перенести сознание с тетради, письма в ней, на рассказ.
— Сколько времени затрачивается на такой перенос сознания?
— Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей человека, и в большей мере, от его темперамента. Например, сангвиник переключится очень быстро, а флегматик – медленно.
— Вы встречались с такой ситуацией? Приведите примеры.
Мама очень быстрый человек, т.е. – холерик. Просит дочку что-то сделать, а дочь-флегматик. Она очень медленно встает, идет и начинает делать, в результате – конфликт.
В основе его лежит различие в переключении внимания.
— Во-вторых, переключение внимания зависит от возраста человека. Маленькие дети могут переключаться с одной деятельности на другую 10 и более секунд.
Время переключения внимания, бесспорно, уменьшается у человека в течении жизни, но нужно понимать, что оно будет различно в связи с различием в темпераментах людей.
—КОЛЕБАНИЕ внимания отличается своим содержанием от переключения тем, что его обусловливает неосознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Поясним это на простом примере. Вам предлагается рисунок усеченной четырехугольной пирамиды. Сосредоточьте свое внимание на центре пирамиды.
— Что вы замечаете? Одно время в поле зрения будет усеченная пирамида, затем в поле зрения появится “коридор”. Если вы будете смотреть на рисунок долгое время, то заметите очередность смены объектов в поле сознания.
— Какой механизм лежит в основе колебания внимания? Колебание внимания обусловливается физиологическими механизмами, т.е. особенностями работы нервных клеток мозга. Ученые доказали, что клетки мозга работают попеременно – часть клеток работает, часть находится в заторможенном состоянии. Поэтому в зависимости от смены работы клеток в зрительном центре коры головного мозга будет меняться фон и предмет воспринимаемого объекта, т.е. или пирамида, или “коридор”.
С другой стороны, время колебания внимания будет отличаться у различных людей, в связи с особенностями работы нервной системы.
У одних людей смена фона и предмета восприятия будет происходить быстро, у других – медленно. Это свойство изменить человек не может, так как оно определяется силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения в нервных клетках.— Давайте повторим все свойства внимания.
ИТОГ.
— Теоретически мы познакомились со всеми свойствами внимания, а сейчас проведем практическую работу на переключение и распределение внимания, сыграем в игру на концентрацию слухового внимания.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Изменение времени переключения внимания
Оборудование: Таблицы для исследования переключения внимания, секундомеры.
Ход работы: Учащихся необходимо разбить по парам, где один – испытуемый, другой – экспериментатор.
Инструкция испытуемому: Вам необходимо выполнить три задания:
- показать на таблице ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
- показать римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
- показать попеременно арабские цифры в возрастающем, а римские в убывающем порядке.
Например: 1, XXIV 2, XXIII 3, XXII 4 и т.д. экспериментатор засекает время каждого показа и следит за правильностью его выполнения. Данные заносятся в протокол.
Таблица для исследования времени переключения внимания
7 |
IV |
10 |
VI |
22 |
24 |
XII |
17 |
XIII |
19 |
8 |
II |
XVI |
XIX |
11 |
1 |
XV |
21 |
XXIII |
3 |
|
IX |
6 |
XVII |
V |
18 |
12 |
XXIV |
XIV |
25 |
13 |
9 |
XX |
I |
VII |
XXI |
III |
23 |
VIII |
15 |
14 |
XVIII |
16 |
5 |
XI |
2 |
XXII |
4 |
X |
ПРОТОКОЛ
t1(сек) |
t2(сек) |
t1 + t2 (сек) |
t3 (сек) |
Время переключения |
Обработка результатов:
t1 – время, затрачиваемое испытуемым на называние и показ 1 ряда;
t2 – время показа и называние 2 ряда;
t3 – время показа и название 1 и 2 рядов одновременно;
t переключения – время, затрачиваемое на одно переключение
t пер = t3 – ( t1 + t2 ) 24
ВЫВОДЫ: Сравните и проанализируйте время переключения, полученное у всех членов группы.
ТЕМА: Изучение распределения внимания.
Оборудование: лист бумаги, ручка, таблица.
Инструкция: Перед вами таблица, на которой числа от 1 до 40. но всего на таблице изображено 25 чисел, а 15 чисел пропущено. На контрольном листе у нас написан ряд чисел от 1 до 40. за 2 минуты постарайтесь вычеркнуть в контрольном листе те цифры, которые пропущены в таблице. (исправления не допускаются).
14 |
5 |
3 |
27 |
37 |
40 |
34 |
23 |
1 |
20 |
19 |
16 |
32 |
13 |
33 |
2 |
6 |
8 |
25 |
9 |
12 |
26 |
36 |
28 |
29 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
37 38 39 40
Оценка в баллах | 9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов | 15 |
14 |
12-13 |
10-11 |
8-9 |
6-7 |
5 |
4 |
3 |
Выводы: Оцените уровень сформированности распределения внимания.
33. Основные свойства внимания и их личностная обусловленность.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:
1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.
2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.
4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.
свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.
Объем внимания. Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной.
Различают два вида объема внимания – при одновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемом понимается максимальное количество объектов, которые можно удержать в поле ясного сознания за мгновение времени при одновременном его предъявлении. Во втором случае надо проявлять внимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с.
Устойчивость внимания – Устойчивость — та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.
Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.
Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.
Противоположностью сосредоточенности является рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.
Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе.
Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.
Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними.
? Объем внимания на зрительном материале обычно изучается с помощью тахистоскопа. Он представляет собой окошечко, отделенное от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени (10, 50 или 100 миллисекунд) число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания.
Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрационному полю в беспорядке, объем внимания не превышает 5-7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
? Устойчивость внимания чаще всего исследуют с помощью нескольких разновидностей таблиц. Таблицы Бурдона представляют собой беспорядочное чередование отдельных букв. По требованию экспериментатора необходимо вычеркивать определенные буквы. Иногда вводится отвлекающий фактор: вместо бессмысленного набора букв предъявляется осмысленный интересный текст. Для детей и взрослых, не умеющих читать, предъявляются кольца Ландтольдта, выполненные в виде колец с разрывом. Таблицы Крепелина построены на цифровом материале.
? Переключение внимания изучается с помощью таблиц Шульте и ее модификаций (например, красно-черные таблицы Горбова).
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаПсихологический эксперимент — Продолжительность концентрации внимания — prakasheducationblog
ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ:
Термин «объем внимания» относится к числу объектов, которые могут быть охвачены за одно короткое представление. Сэр Уильям Гамильтон (1859 г.) был первым, кто провел экспериментальные исследования в этой области. В дальнейшем были проведены серийные исследования по выявлению существенных фактов. Allerback (1929) изучал продолжительность концентрации внимания на точках, словах, цифрах и цветах и обнаружил, что они равны 8, 8, 7, 9, 3,9 и 3,0 соответственно.
Внимание определяется как процесс, заставляющий человека выбирать определенный стимул в соответствии с его интересом и отношением из множества стимулов, присутствующих в окружающей среде. Таким образом, вкратце, это избирательная деятельность сознания как процесс ясного представления объекта мысли перед умом. Объем внимания на самом деле говорит нам о том, сколько вещей может находиться в фокусе сознания одновременно у человека. Это относится к количеству объектов, которые можно понять за одно короткое представление. Промежуток зрительного восприятия наблюдается с помощью приборов, называемых тахистоскопом.
Тахистоскоп — это прибор, предназначенный для кратковременного экспонирования объектов. Испытуемому дается мгновенный взгляд от 1/5 до 1/10 секунды на правильные или неправильные группы точек или букв, и он должен сказать, сколько он наблюдал. Этот инструмент был изготовлен компанией Hamilton и впервые был использован Уипплом.
Тахистоскоп бывает четырех типов:
- Высокий тахистоскоп
- Ротационный тахистоскоп
- Маятниковый тахистоскоп
- Камера тахистоскоп
ВИДЫ ВНИМАНИЯ:
Аналитическое внимание: Когда наше внимание отвлекается на анализ проблемы и выяснение перспективы того, что происходит в настоящее время.
- Привычное внимание: Этот тип внимания определяется привычками.
- Идеационное внимание: когда внимание отвлекается на какой-то образ, статус или структуру, выбранную для объекта.
- Непроизвольное внимание: Здесь внимание внезапно отвлекается на стимул. Иногда это мешает процессу поиска цели, но не всегда. Внимание экс-во время учебы привлекает песня.
- Произвольное внимание: когда внимание добровольно отвлекается на объект.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Детерминанты внимания можно разделить на внутренние и внешние.
Внешними детерминантами концентрации внимания являются:
- Природа стимула
- Интенсивность раздражителя
- Местоположение стимула
- Контраст стимула
- Изменение стимула
- Изоляция стимула
- Продолжительность стимула
- Движение раздражителя
- Повторение стимула
Внутренние детерминанты концентрации внимания:
- Интерес
- Базовые приводы
- Ментальный набор
- Цель
- Значение
- Привычка
- Характер и темперамент
- Прошлый опыт
- Эмоции
- Социальные мотивы
Цель эксперимента:
Изучить объем внимания ученика.
Эксперимент
Экспериментатор: Объект:
Дата и время: класс:
Установка и аппарат:
. Тахистоскоп – это прибор, имеющий в средней части окно, называемое экраном. Окно закрыто алюминиевой пластиной, которая соединена с рычагом. При нажатии рычага экран открывается на 1/10 с или 100 мс. За этот короткий период испытуемый прочитал количество точек/алфавитов и сказал то же самое. Были использованы девять карточек с черными точками/алфавитами (от 3 до 11). Точки/алфавиты были сделаны черными чернилами на белом фоне. Размер карточек 12х8 см. Испытуемому давали стул, а прибор ставили на табуретку перед испытуемым так, чтобы испытуемый легко видел точки в окне.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТЕМА:
- Приготовиться к сигналу готовности
- Как только скажете «да», сосредоточьте свое внимание на экране, на котором вы увидите несколько слов.
- Что бы вы ни увидели, немедленно сообщите об этом
ПРОЦЕДУРА
Для определения объема внимания испытуемого просили сесть в изолированную камеру и через окно тахистоскопа показывали карточки с алфавитами (от 3 до 12). Испытуемому давали следующую инструкцию: «Вам на долю секунды покажут несколько карточек с алфавитами в окошке тахистоскопа. Вы должны назвать количество увиденных алфавитов».
Перед непосредственным началом эксперимента, чтобы ознакомить испытуемого с системой, ему были даны два демонстрационных испытания. Каждая карта подвергалась воздействию ясного фовеального зрения в течение 1/10 с.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Таблица наблюдений
S.9 No. | СЛОВ ПОКАЗАНО | СЛОВ ПОВТОРЯЕТСЯ | РЕЗУЛЬТАТ (/Х) | ПРОЦЕНТ (%) |
Пример: Если показано 20 слов, из которых 15 были повторены правильно, то вычисление будет следующим: показано
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Испытуемый смог прочитать точно все четыре алфавита бессмысленных слов, когда были показаны карточки, содержащие три или четыре алфавита бессмысленной программы, ответ был правильным, результат был три или четыре соответственно. Но когда была показана карточка, содержащая пять бессмысленных слогов, пять, все ответы были неправильными, и поэтому результат для пяти бессмысленных слогов был нулевым. Когда показывали карточку значимых слов, испытуемый реагировал на все показанные слова. Испытуемый ответил на все карточки, кроме двух последних алфавитов. Но испытуемый отреагировал, когда десятая карточка была показана во второй раз, испытуемый не ответил все три раза подряд, и исследователи остановили эксперимент со значащим словом. Полученный результат показывает, что объем внимания для осмысленного слова больше, чем для неосмысленного слова. Таким образом, объем внимания для
бессмысленное слово равно трем. На основании других экспериментов подтверждается, что объем внимания на осмысленное слово больше, чем на неосмысленное слово. Таким образом, на основании полученного результата проверяется гипотеза о том, что объем внимания на осмысленное слово больше, чем на
неосмысленных слов, процент осмысленного слова равен 75, а процент бессмысленного слова равен 66. Напряженная ситуация перед тестом, он немного расслабился, когда прочитал первое слово. Он удерживал все внимание окна тахистоскопа, когда первый тест осмысленного слова завершился, ему не терпелось узнать, сколько слов он прочитал правильно. Он остается в напряжении, завершая тест на бессмысленное слово. Субъект нашел тест интересным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Зная продолжительность концентрации внимания, следует давать внушение увеличить ее различными способами.
- Студенты могут быть разделены на группы, зная о концентрации внимания студентов для обучения ситуации обучения.
- Учебные материалы могут быть подготовлены лучше, что может увеличить объем внимания, они должны быть интересными и привлекательными, чтобы привлечь внимание.
Так:
Нравится Загрузка…
Пракаш Шринивасан
Доктор С.Пракаш работает директором Колледжа наставников Тиагараджара в Мадурае. Он получил степень бакалавра химии в Американском колледже в Мадурае и степень магистра химии в колледже Мадура в Мадурае. Он закончил B.Ed., M.Ed., M.Phil. степени в области образования Университета Мадурай Камарадж, Мадурай, и докторскую степень в области образования в Университете MS, Тирунелвели. Он имеет 13-летний опыт преподавания в педагогических колледжах. Он также работает на полставки в программах бакалавриата, предлагаемых Национальным открытым университетом Индираганди, Нью-Дели и Открытым университетом Тамилнаду, Ченнаи. Он является автором 12 книг, редактировал главы в 16 книг и опубликовано 50 исследовательских статей в национальных и международных журналах. Он участвовал в нескольких международных, национальных и государственных семинарах и представил 21 доклад. Он является утвержденным старшим членом Международного общества исследований и разработок (ISRD), Лондон. Он является членом редколлегии Международного журнала исследований в области образования и прикладных наук, издаваемого фондом ARSEAM, Бариелли, Уттар-Прадеш. Он подготовил материалы для электронного контента в рамках проекта MHRD, осуществляемого Центром образовательных мультимедийных ресурсов Университета Мадурай Камарадж.