Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка). Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1]. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны. Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида. Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи). Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида. Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности. Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение). Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей. Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3]. Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся. 1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385. 2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV. 3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.
|
Что такое личность человека и каждый ли ею становится
Приветствуем вас, уважаемые читатели!
Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения.
Постараемся простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.
Определение личности в психологииЛичность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе.
Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.
Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний.
Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.
На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.
Определение личности в обиходеВы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?
Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.
Индивид, индивидуальность, личностьС понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.
Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.
Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.
Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.
Каждый ли человек становится личностьюИсходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.
Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.
Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными. Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут. У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.
Компоненты личностиИз чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура.
Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.
Давайте рассмотрим их все подробно.
СпособностиСпособности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.
Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.
Существует несколько классификаций способностей.
По структуре способности подразделяются на:
- Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
- Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.
По распространенности:
- Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
- Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.
По характеру деятельности бывают:
- Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
- Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.
Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.
ТемпераментТемперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.
Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?
Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки.
Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.
Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.
Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.
Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.
Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.
ХарактерХарактер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.
В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.
Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера.
Выделяют три группы таких черт:
- Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
- Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
- Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.
Загляните также в наши статьи про положительные и отрицательные качества человека.
ВоляВоля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень.
Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.
В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.
Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.
ЭмоцииЭмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.
Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.
В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:
- Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
- Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
- Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
- Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
- Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
- Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.
Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.
МотивацияМотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.
Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.
Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.
Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.
Концепции и теории развития личностиТема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда ФрейдаОсновоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
- Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
- Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
- Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава ЮнгаВ основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение.
Их называют архетипами.
В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
- Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
- Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
- Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал.
Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей.
По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личностиСогласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
ЗаключениеДавайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.
Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды.
Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация.
Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.
Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.
А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать?
Может понадобиться много времени, чтобы принять свой темперамент. Зато это даст мощнейший толчок в развитии и становлении личности.
До встречи в следующей статье!
Что такое личность в психологии: определение и теории?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 18 июня 2020 г.
- Категория сообщения: личность
В общепринятом языке личность определяется по-разному. Это может означать известного человека или знаменитость или может относиться к физическим характеристикам человека. Например, когда мы видим красивого человека, мы часто говорим о том, что он/она обладает очаровательной личностью. В психологии под личностью понимают качества, характеристики человека, которые помогают ему реагировать на людей и ситуации. Гордон Олпорт дал самое известное определение личности. В своем определении Олпорт не только фокусируется на внутренних качествах и поведении человека, но и подчеркивает внутренние качества. Определение следующее:
Откуда Слово Личность происходит от м?Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде.
Гордон Олпорт, 1937
Личность происходит от латинского слова persona , обозначающего маску, которую в основном использовали актеры римского театра для смены грима на лице. Маска определяет роли, которые актеры собираются исполнять, а также качество или характеристики роли. Однако люди не всегда ведут себя на основе ярлыков, которые мы им даем, например, застенчивые, интроверты, чувствительные. Поведение людей меняется в соответствии с требованиями внешней ситуации. Чтобы они лучше приспосабливались к окружающей среде. Это потому, что люди делают то, что от них требуется, чтобы гарантировать их выживание.
Особенности личности в психологии
Личность – это уникальные и устойчивые качества, характеризующие поведение человека в различных ситуациях на протяжении определенного времени. Например, честный человек, скорее всего, останется честным независимо от ситуации. Таким образом, поведение, последовательное в разных ситуациях и периодах, характеризует личность. Личность имеет следующие черты:
- Она имеет как физическое, так и психологическое измерение.
- Основные черты личности постоянны и устойчивы.
- Иногда некоторые особенности поведения человека меняются в зависимости от ситуации, то есть для адаптации к окружающей среде.
- Выражение личности уникально для каждого человека.
Что такое теории личности?
Личность можно понять с помощью теорий, разработанных психологами разных школ. Некоторые теории объясняют происхождение и состав личностей. Другие сосредотачиваются на одном или двух вопросах, таких как влияние наследственности. Все теории личности подразделяются на подходы, составляющие основу теории личности. 9Теории личности Теория черт личности фокусируется на конкретных психологических атрибутах , по которым люди имеют тенденцию последовательно и стабильно различаться.
Различные теории личности в психологии
Вот список теорий личности, которые мы изучаем в психологии личности:
Заключение:
Понимание личности людей помогает нам предсказывать их поведение в различных обстоятельствах. Это также помогает нам вести себя с людьми лучше и приемлемым образом. Например, если мы знаем, что ребенок чувствителен или не уверен в себе. Более приемлемым способом обращения с такими детьми является обращение с ними иначе и более бережно, чем с другими детьми.
Теги: Личность, личность и автобиографические воспоминания, теории личности
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
определение личности по Медицинскому словарю
Также найдено в: Словарь, Тезаурус, Юридический, Финансовый, Идиомы, Энциклопедия, Википедия.
личность
[per″sŭ-nal´ĭte]характерный способ мышления, чувств и поведения человека; относительно стабильная и предсказуемая часть мышления и поведения человека; он включает в себя сознательные установки, ценности и стили, а также бессознательные конфликты и защитные механизмы. Черты личности — это простые черты нормальной и ненормальной личности. Типы личности — это категории, применимые как к нормальным, так и к ненормальным личностям; обычно они принадлежат к последовательной типологии, такой как интроверт/экстраверт или оральный/анальный/фаллический.
Ранняя жизнь и личность. Новорожденный приходит в мир полностью зависимым от других в удовлетворении индивидуальных базовых потребностей человека. Чувство безопасности в отношениях с матерью или ее адекватным заменителем является краеугольным камнем психического здоровья в последующие годы.
По мере развития детей им необходимо учиться, решать повседневные жизненные проблемы и справляться с ними. При решении этих задач человек выбирает решения из многих возможностей. Психологи изучили, как делается этот выбор, и используют для его описания специальные термины, такие как вытеснение и сублимация. Выбранные модели поведения приводят к определенным чертам характера, которые будут влиять на то, как ребенок знакомится с миром: будет ли ребенок вести за собой или следовать за ним, будет ли он сознательным или безрассудным, подражает ли его или ее родителям или предпочитает отличаться от них, насколько это возможно, или выберите реалистичный, гибкий путь между этими крайностями. Сумма этих черт представляет собой личность.
Хорошо приспособленная личность. Хорошо приспособленный человек – это тот, кто приспосабливается к окружающей среде. Если адаптация невозможна, индивид предпринимает реальные усилия по изменению ситуации, конструктивно и успешно используя личные таланты и способности. Уравновешенный человек реалистичен и способен смотреть фактам в лицо, независимо от того, приятны они или неприятны, и имеет дело с ними, а не просто беспокоится о них или отрицает их. Хорошо приспособленные зрелые люди независимы. Они формируют аргументированные мнения, а затем действуют в соответствии с ними. Они ищут разумное количество информации и советов, прежде чем принимать решение, и как только решение принято, они готовы столкнуться с его последствиями. Они не пытаются заставить других принимать решения за них. Способность любить других типична для хорошо приспособленного человека. Кроме того, зрелый, хорошо приспособленный человек также способен получать любовь и привязанность и может мириться с разумной зависимостью от других.
альтернирующая личность множественное расстройство личности.
компульсивное расстройство личности обсессивно-компульсивное расстройство личности.
циклотимическая личность темперамент, характеризующийся быстрыми, частыми перепадами настроения между грустным и веселым; см. также циклотимическое расстройство.
расстройства личности группа психических расстройств, характеризующихся устойчивыми, негибкими и неадекватными чертами личности, которые заметно отклоняются от культурных ожиданий, проявляются в широком диапазоне ситуаций и являются либо источником субъективного дистресса, либо причиной значительных нарушений в социальное, профессиональное или иное функционирование. Как правило, их трудно как диагностировать, так и лечить.
Хотя люди с расстройством личности могут вести повседневную жизнь, им эмоционально и психологически мешает неадекватная природа их расстройства, и их шансы на формирование хороших отношений и реализацию своих возможностей невелики. Несмотря на свои проблемы, эти пациенты отказываются признавать, что что-то не так, и настаивают на том, что это остальной мир идет не в ногу. Очень часто их поведение крайне раздражает окружающих.
Расстройства личности возникают в результате неразрешенных конфликтов, часто восходящих к детству. Чтобы облегчить тревогу и депрессию, сопровождающие эти конфликты, эго использует защитные механизмы. Хотя защитные механизмы сами по себе не являются патологическими, у лиц с расстройствами личности они становятся неадекватными.
Категория включает: антисоциальное расстройство личности, избегающее расстройство личности, пограничное расстройство личности, зависимое расстройство личности, истерическое расстройство личности, нарциссическое расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство личности, параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности. Отличить одно расстройство от другого может быть сложно, потому что различные признаки могут проявляться более чем в одном расстройстве. Например, пациенты с пограничным расстройством личности и пациенты с нарциссическим расстройством личности могут иметь склонность к вспышкам гнева и могут быть затруднены в формировании межличностных отношений, поскольку они часто эксплуатируют, идеализируют или обесценивают других. Симптомы расстройства личности могут также проявляться как признаки другого психического расстройства. У одного и того же человека может существовать более одного расстройства личности.
Поскольку пациенты отказываются признать, что с ними что-то не так, расстройства личности труднее поддаются лечению, чем другие психические расстройства. Однако во многих случаях можно сделать очень многое, если терапевт сможет преодолеть защитные механизмы пациента и помочь ему разрешить лежащий в основе конфликт.
раздвоение личности ( раздвоение личности ) диссоциативное расстройство личности.
истерическая личность прежнее название истерического расстройства личности.
множественная личность диссоциативное расстройство, при котором человек попеременно принимает две или более личности. См. Расстройство множественной личности.
раздвоение личности устаревший термин, ранее использовавшийся в разговорной речи для обозначения либо шизофрении, либо диссоциативного расстройства личности.
Энциклопедия и словарь Миллера-Кина по медицине, сестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения, седьмое издание. © 2003, Saunders, издательство Elsevier, Inc. Все права защищены.
личность
(per’sŏn-al’i-tē),1. Уникальная самость, совокупность чьего-либо сознательного и бессознательного познания и межличностного поведения и связанных с ними эмоциональных реакций; сумма интегрированных и неинтегрированных личностных черт, используемых человеком для установления отношений с другими.
2. Человек с определенным типом личности.
Медицинский словарь Farlex Partner © Farlex 2012
личность
(pûr′sə-năl′ĭtē)номер. пл. личностей
Медицинский словарь American Heritage® Copyright © 2007, 2004, компания Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin. Все права защищены.
личность
Поведенческие и психические черты, отличающие людей друг от друга.Медицинский словарь Сегена. © 2012 Farlex, Inc. Все права защищены.
личность
Психиатрия Отличительные черты человека или характерный образ мыслей, чувств, поведения; укоренившаяся модель поведения, которую сознательно и бессознательно вырабатывает каждый человек, образ жизни, образ жизни при адаптации к окружающей среде Черты/«суперфакторы» личности1. Экстраверсия – например, положительная эмоциональность.
2. Нейротизм – например, отрицательная эмоциональность.
3. Добросовестность – например, принуждение.
4. Доброжелательность – например, агрессия.
5. Открытость – например, поглощение. См. Пограничная личность, Склонная к раку личность, Взрывная личность, Множественная личность, Обсессивно-компульсивная личность, Тип личности A, Тип личности B.
Краткий словарь современной медицины McGraw-Hill. © 2002 г., компания McGraw-Hill Companies, Inc.
личность
(pĕr’sŏn-al’i-tē)1. Уникальное я; организованная система установок и поведенческих предрасположенностей, с помощью которых человек чувствует, думает, действует, производит впечатление и устанавливает отношения с другими.
2. Человек с определенным типом личности.
Медицинский словарь медицинских профессий и сестринского дела © Farlex 2012
личность
Совокупность психических и поведенческих характеристик человека, измененных опытом и образованием. Личность определяет уникальную, узнаваемую личность и развивается в результате взаимодействия наследственных элементов и жизненной среды.Медицинский словарь Коллинза © Robert M. Youngson 2004, 2005
Личность
Организованная модель поведения и отношения, которая делает человека отличительным. Личность формируется в результате постоянного взаимодействия темперамента, характера и среды.
Упоминается в: Расстройства личности
Медицинская энциклопедия Гейла. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
личность
(pĕr’sŏn-al’i-tē)Уникальная самость, совокупность чьего-либо сознательного и бессознательного познания и межличностного поведения и связанных с ними эмоциональных реакций.
Медицинский словарь для стоматологов © Farlex 2012
Обсуждение личности пациента
В. Знаете ли вы кого-нибудь, страдающего аутизмом? Верно, я согласен, что у 1 из 150 диагностирован аутизм. Вы лично знаете кого-нибудь, кто страдает аутизмом?
A. Да, согласно последней статистике в США, 1 из 150 рожденных детей страдает аутизмом. Я знаю 5 детей, все друзья семьи; все мамы принимали лекарства от бесплодия, чтобы получить стр. Очень грустный. Двое детей — близнецы, и помимо аутизма у них церебральный паралич.
В. Алкоголизм становится привычкой у человека? Как алкоголизм становится привычкой человека?
A. Если вы все время думаете об алкоголе и вам он нужен для хорошего самочувствия, то это проблема.