Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение — что это, определение и ответ
Межличностный конфликт ‒ столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Межличностный конфликт всегда предполагает обязательное личное знакомство между конфликтующими субъектами.
Виды конфликтов:
Конструктивные ‒ стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений -> способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений;
Неконструктивные ‒ одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям -> препятствуют принятию обоснованных решений и эффективному взаимодействию.
По времени существования деление идет на:
Коля поругался с другом, а через два часа они помирились.
Никита поругался со своей девушкой и уже не общается с ней три дня.
Ольга поругалась со своей семьей и уже около двух лет они не общаются между собой.
Любая разновидность конфликтов может осуществляться в двух формах: скрытой и открытой.
Марина на уроке обществознания поссорилась со своей одноклассницей Ольгой и теперь при любом удобном случае негативно высказывается в ее адрес и провоцирует ссору.
Одного из сотрудников назначили руководителем подразделения, но в коллективе на эту должность претендовала другая сотрудница. Она недовольна, что ее обошли, но говорить об этом не принято. И развивается скрытый конфликт, основанный на мотивах самоутверждения. При удобном случае она критикует бывшего руководителя, но в то же время отмечает и его достоинства (раньше было больше порядка, было лучше обеспечение ресурсами.)
Уход от ситуации (избегание конфликта)
В данном случае действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии.
Подругам понравилось одно и то же платье в магазине, которые было в единственном экземпляре. Но, подруги поняли, что обычное платье не стоит того, чтобы вступать в конфликт и ссориться друг с другом.
Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс)
Характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.
Двое друзей не могли решить на какой фильм им пойти в кино, так как Дима любит комедии, а его друг Женя мелодрамы. Они решили не вступать в конфликт и выбрали третий жанр кино — ужастик.
Отношения «борьбы» (соперничество)
Действия направлены на то, чтобы настоять на своём пути открытой борьбы за свои интересы, применение власти.
Двое друзей поругались из-за того, что не смогли решить в какую игру они будут играть на улице. Один из друзей настаивал на футболе, а другой на баскетболе. Оба друга не хотели уступать друг другу, что привело к соперничеству между ними.
Арбитраж (посредничество)
Действия, направленные на привлечение третьей стороны для разрешения межличностного конфликта.
Маша и Света долго не могли решить неделю кто из них прав, а кто виноват в конфликте. Поэтому они решили призвать на помощь третье лицо свою подругу Настю, которая помогла им прийти к компромиссу помириться.
Сотрудничество
Стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.
Друзья долго не могли решить на какой жанр фильма им пойти, но оказалось, что в кино идёт фильм с пометкой «комедия, мелодрама». Друзья посоветовались и пришли к решению, которое одинаково устроило их всех. И никому в данном случае не нужно было идти на уступку. Конфликт исчерпан.
Что такое межличностный конфликт, какие особенности и стадии он имеет?
Ссоры, споры и выяснение отношений случаются у каждого в жизни. Когда наши интересы задеты, возникают противоречия, а, значит, и конфликт. Практически ежедневно мы можем спорить с другими людьми, доказывать свою точку зрения, стоять на своем, преследовать свои цели. Причем конфликтные ситуации могут возникать в любой сфере жизни — внутри семьи, коллектива, в компании друзей и других отношениях. Из этой статьи вы узнаете, что такое конфликтные взаимоотношения, на чем они основаны и в чем их отличительные особенности. А также вы поймете способы разрешения межличностных конфликтов.
Что такое межличностный конфликт
Конфликт в психологии – это один из способов решить проблему и убрать возникающие между людьми противоречия. Сущность конфликта заключается в том, что любое выяснение отношений всегда сопровождается негативными эмоциями, не конструктивным стилем поведения, а зачастую, таким, который выходит «за рамки» общепринятого.
Определение межличностного конфликта можно дать такое — это определенная форма конфронтации между двумя и более людьми, которая имеет определенные уровни развития и отражает определенные проблемы взаимоотношения между людьми
Особенности поведения в межличностном конфликте заключаются в том, что каждая из сторон занимает противоположную точку зрения, яростно ее защищает и не стремится принять мнение оппонента.
Мирно и быстро разрешить конфликты в межличностных отношениях бывает непросто, все зависит от причины его проявления и возникновения, длительности спора и на каком этапе конфронтации находятся «противники».
Важно! Если личностные интересы двух и более людей представляют собой противоположные позиции, и каждый участник спора стремится удовлетворить свои цели, то возникает межличностное противостояние.
Признаки межличностного конфликта
Если разбирать понятие конфликта и делать психологический анализ данного процесса, то можно выявить следующие отличительные особенности, которые выделяют межличностное противостояние в отдельную категорию споров :
- каждая из сторон рьяно доказывает свою правоту и не стремиться уступать;
- оппоненты опускаются до обвинений друг друга и не могут четко аргументировать свою позицию;
- каждый «противник» испытывает негативные эмоции, которые очень трудно контролировать;
- агрессия постепенно нарастает и чем дольше длятся конфликты, тем сложнее найти пути их решения;
-
если противоборство все-таки заканчивается, то после разрешения спора у оппонентов негативные эмоции не стихают.
Внутрисемейные конфликты имеют свои формы и причины возникновения. Часто внутри семьи можно наблюдать конфликты нескольких видов — интересов и поколений, которые возникают из-за разности семейных устоев, традиций, методов воспитания и особенностей характера.
Пример из жизни
Оксана живет в одной квартире вместе с мужем Дмитрием и его мамой — Елизаветой Петровной. Недавно у супругов родился сын, в воспитании которого новоиспеченная бабушка тоже желает принимать участие. Но советы свекрови по поводу пеленания, кормления, укачивания младенца Оксана воспринимает «в штыки» и на этой почве внутри семьи разгораются жаркие споры. При этом Дмитрий вынужден находиться между «двух огней» и это еще больше подталкивает его к скорейшему конструктивному разрешению конфликта. Поэтому, чтобы узнать о методах и путях решения спорных вопросов, он вместе с супругой Оксаной обратился к психологу.
Причины, приводящие к конфликту
Основные причины противостояния в социальной группе, в паре или в семье скрываются в ограниченности ресурсов (например, когда надо что-то разделить между участниками — премию, игрушку, телевизор и т. д.), то есть кому-то может достаться меньше, что заденет его интересы.
Остальные поводы для столкновения интересов рассмотрим кратко в таблице:
Причины межличностных конфликтов |
Описание |
Зависимость |
Здесь может быть связь как межличностная (зависимые отношения), так и зависимость полномочий и обязанностей (это больше касается трудовой деятельности). |
Восприятие |
Доказано, что много споров возникает из-за нарушенной логики, языковых ошибок, неправильной интонации и болезненной ответной реакции. |
Агрессия |
Она становится частой причиной выяснения отношений. Так, обидные слова, ехидные высказывания доводят обычный разговор партнеров до открытой конфронтации. |
Игнорирование |
Согласитесь, что когда вы обращаетесь к человеку и видите, что он вам открыто демонстрирует свое нежелание общаться, вам хочется повысить голос и возникают негативные эмоции, которые трудно сдерживать? |
Стремление к самоутверждению |
Иногда человек может нарочно провоцировать более слабое лицо на агрессию, чтобы самоутвердиться за его счет. |
Стоит отдельно отметить, что подростковые межличностные конфликты имеют свои психологические признаки и характеристики. Так, враждуя с родителями, ровесниками и родственниками, подростки защищают чувство собственного достоинства, которое в этот период у них завышено. Помимо этого, критике подвергается все, что идет «вразрез» понятиям и убеждениям подростка.
Важно! В подростковом возрасте возникает чаще всего конфликт поколений и причина этого, чаще всего, — подростковый максимализм, неспособность привести в баланс свои чувства и контролировать эмоции.
Этапы конфликта
Структура любого межличностного противостояния состоит из определенных этапов или фаз, которые стороны проходит по пути конфликта:
- Скрытая фаза. Это предвестник ссоры и выяснения отношений. Когда открытого противостояния еще нет, но одна из сторон чувствует определенную неудовлетворенность.
- Фаза напряженности. Она начинается в том случае, если после скрытой фазы неудовлетворенность не проходит. На этом этапе еще можно найти подходящие методы урегулирования конфликта.
- Фаза противостояния участников. Стороны конфликтуют и не хотят уступать, защищая свои интересы.
- Фаза окончания. Конфронтация заканчивается, когда стороны приходят к компромиссу или выбирают подходящее решение.
Способы разрешения и манеры поведения
Помните,что конфликт в самом начале проще всего погасить. До того момента, пока не наступила активная фаза противостояния, разрешить открытую конфронтацию можно в 90% случаев. Но если конфликт в самом разгаре, то для его завершения нужно найти то решение, которое удовлетворит обе стороны.
Приведем пошаговый план решения межличностных конфликтов:
- Для начала нужно выявить проблему
- Затем найти решение, выгодное для каждого из оппонентов
- Уточнить у каждой стороны, согласна ли она на предложенный вариант развития событий.
- Если есть аргументы, то внимательно выслушать, прояснить детали
- Донести полученную информацию до оппонента, спросить, понятна ли информация
- Забыть про критику и рекомендации, важно сохранять доверие между сторонами
- Использовать элементы невербального общения (кивки, поддакивания, зрительный контакт)
В межличностном конфликте сложнее всего не поддаваться эмоциям. Сложно контролировать гнев и агрессию, когда на тебя нападают и пытаются «прогнуть». Поэтому, если вы дали волю своим эмоциям, и наговорили лишнее, возьмите паузу и остыньте. После бури эмоций извинитесь за неподобающее поведение и скажите, что снова готовы обсуждать нерешенный вопрос, но уже с другим стилем общения. Искреннее извинение позвонит снять градус напряжения, а, возможно, и вовсе погасит конфликт.
Если вы столкнулись с активным противостоянием и пытаетесь защитить свои интересы, то высказывайтесь по существу вопроса, не стоит переходить «на личности» и оскорблять оппонента, даже если «он первый начал». Ведите себя как взрослый адекватный человек — только так вы сможете прекратить выяснение отношений. А если вам трудно справиться с эмоциями, то лучше обратиться к специалисту.
Получите консультацию психолога
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
ПодробнееFamily
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
ПодробнееPremium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
ПодробнееЧастые вопросы
О чем говорит межличностный конфликт?
+Межличностная конфронтация говорит о том, что между людьми есть разногласия, которые затрагивают интересы каждой из сторон.
Что значит прийти к компромиссному решению?
+Это значит получить частичное удовлетворение собственных интересов в угоду интересам оппонента. Пример разрешения межличностного конфликта в паре — сначала совместный шопинг (который не любит мужчина), а потом — просмотр футбола (к которому равнодушна жена).
Что такое конфликт интересов?
+Понятие межличностного противостояния включает в себя также и конфликт интересов — это конфронтация между людьми, которые имеют разные намерения, противоположные цели и планы. Чаще всего бывает в семье и в личных отношениях.
Сферы проявления межличностного конфликта?
+Противостояние между двумя или несколькими людьми может быть в любой сфере — профессиональной, личной, семейной и т.д. Даже самые близкие друзья могут начать выяснять отношения и до «хрипоты» защищать свои интересы.
Заключение эксперта
Есть отдельные личности — типы со склочническим характером, которые любят разборки. Но большинство людей не любят конфликтовать — после ссоры трудно прийти в себя, затрачивается большое количество энергии, организм находится в стрессе, и качество жизни падает. Поэтому, прежде чем, вступать в конфронтацию, подумайте, зачем вам это надо? Чего вы хотите добиться и какой ценой? Лучше дать эмоциям «экологичный» выход и после этого подходить к решению вопроса с трезвой головой.
Публикуем только проверенную информацию Автор статьи Монахова Альбина Петровна клинический психологСтаж 17 летКонсультаций 1439Статей 388Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Межличностный конфликт: как им управлять и извлекать из него уроки
Конфликт на рабочем месте — это жизненный факт. Важно то, как вы с ним справляетесь
Межличностный конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, конфликт может привести к большему творчеству, улучшению общения и лучшему пониманию точек зрения друг друга. С другой стороны, это также может привести к стрессу, гневу и разрыву отношений, если не принять эффективные меры. Важно научиться эффективным навыкам разрешения конфликтов, чтобы справляться с межличностными конфликтами и поддерживать здоровые отношения.
Что такое межличностный конфликт?
Межличностные конфликты возникают, когда два или более человека расходятся во мнениях по поводу таких вещей, как цели, ценности, убеждения, отношения и поведение. Итак, как вы справляетесь с межличностным конфликтом и чему можно научиться из него?
Типы межличностных конфликтов
Давайте поговорим о семи типах межличностных конфликтов:
Конфликт власти
Этот тип конфликта возникает, когда два или более человека имеют разные представления о том, кто должен иметь контроль или влияние на ситуацию или решение. Конфликты за власть могут возникать, когда ощущается дисбаланс власти или авторитета, когда одно лицо или группа стремится контролировать или доминировать над другим, или когда существуют конкурирующие интересы или цели, требующие переговоров или компромисса. Конфликты за власть могут быть открытыми или скрытыми, начиная от открытой конфронтации и заканчивая тонкими манипуляциями или принуждением.
Конфликт ценностей
Когда возникают разные взгляды на этику, религию, политику или культурные нормы, возникает конфликт ценностей. Эти конфликты представляют собой уникальные проблемы, поскольку они затрагивают глубоко укоренившиеся убеждения и ценности, лежащие в основе личности человека. Ценностные конфликты могут возникать на различных уровнях, таких как личный, социальный или культурный. Например, конфликт личных ценностей может возникнуть, когда человек считает, что честность всегда является лучшей политикой, в то время как другой человек считает, что ложь приемлема в определенных ситуациях.
Экономический конфликт
Может быть случай, когда разные интересы конкурируют за ограниченные ресурсы. Это называется экономическим конфликтом и может поднять свою уродливую голову, когда приближается продвижение по службе или если не хватает ресурсов для текущих или будущих проектов. Это можно увидеть на международном фронте в виде торговых споров или может затронуть ближе к дому, когда компании конкурируют за долю рынка.
Экономический конфликт — сложная проблема, которая может иметь далеко идущие последствия для отдельных лиц, предприятий и стран. Разрешение экономического конфликта часто требует сочетания переговоров, компромисса и сотрудничества.
Конфликт личности
Конфликт такого типа возникает, когда люди имеют разные личностные черты, стили или поведение, которые противоречат друг другу. Личные конфликты могут возникать, когда у людей разные стили общения, например, один человек ведет себя прямо и напористо, а другой более косвенно и пассивно. Другие примеры личностных конфликтов включают споры о тайм-менеджменте, принятии решений или стилях руководства. Точно так же могут возникать конфликты между людьми с разными стилями работы, например, когда один человек организован и сосредоточен на деталях, а другой более спонтанен и креативен.
Информационный конфликт
Разногласия по поводу сроков проекта, бюджетных прогнозов или рыночных тенденций составляют основную часть информационных конфликтов. В конечном счете, речь идет о людях, обладающих различной информацией, данными или представлениями о ситуации или решении. Конфликт может возникнуть, даже если информация или данные представляют собой мнение или точку зрения.
Информационные конфликты часто связаны с дебатами, аргументами или дискуссиями с целью убедить других принять определенную точку зрения. В то время как информационный конфликт может быть конструктивным процессом, ведущим к новым взглядам и идеям, он также может быть деструктивным процессом, ведущим к поляризации и недоверию.
Конфликт целей
Конфликт целей относится к ситуации, когда лицо или организация имеют две или более цели, которые несовместимы друг с другом или требуют различных действий для достижения. Другими словами, физическое или юридическое лицо должно выбирать между двумя или более целями, которые не могут быть достигнуты одновременно, и достижение одной цели может помешать или подорвать достижение другой цели.
Например, компания может стремиться увеличить прибыль за счет сокращения затрат, а также поддерживать высокий уровень удовлетворенности клиентов. Эти две цели могут противоречить друг другу, поскольку меры по сокращению затрат могут привести к снижению качества продуктов или услуг, что, в свою очередь, может негативно повлиять на удовлетворенность клиентов.
Экологический конфликт
Экологический конфликт относится к спорам или разногласиям, возникающим в связи с использованием, управлением или сохранением природных ресурсов и окружающей среды. Эти конфликты могут затрагивать отдельных лиц, сообщества, организации или правительства и происходить на различных уровнях, от местного до глобального. Экологические конфликты могут существенно повлиять на бизнес, включая ущерб репутации, правовые обязательства, финансовые потери и ограничение доступа к рынку. Существует множество систем экологического менеджмента, таких как ISO 14001, которые помогают предприятиям обеспечивать соблюдение экологических норм.
Стоит отметить, что эти типы конфликтов не исключают друг друга и часто могут пересекаться в реальных жизненных ситуациях. Эффективное управление межличностным конфликтом требует определения типа конфликта и выбора соответствующих стратегий его разрешения.
Как справляться с межличностными конфликтами
Конфликты являются естественной частью любых отношений, и обучение тому, как эффективно управлять ими, может укрепить отношения и привести к лучшим результатам. Хотя это может быть сложно, есть несколько стратегий, которые вы можете использовать для преодоления межличностных конфликтов:
- Оцените и перезагрузите свое мышление: Прежде чем реагировать, постарайтесь получить четкое представление о ситуации и связанных с ней эмоциях. Это может помочь вам определить основные причины конфликта и привести вас к разрешению.
- Участвуйте в открытом общении: Четко и уважительно излагайте свою точку зрения. В то же время убедитесь, что вы активно слушаете точку зрения другого человека и не перебиваете или игнорируете его чувства.
- Найдите точки соприкосновения: Найдите общие цели или интересы, которые разделяете вы и другой человек. Это может помочь сместить акцент с конфликта на поиск взаимовыгодного решения.
Компромисс: Вы слышали о беспроигрышных решениях? Иногда поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон, может потребовать компромисса. Будьте готовы изучить различные варианты и работать над решением, с которым согласятся обе стороны.
Получить помощь: Хотя это должно быть последним средством, вам может понадобиться совет третьей стороны, например, посредника, чтобы облегчить процесс.
Межличностный и внутриличностный конфликт
Хотя можно легко перепутать межличностных и внутриличностных конфликтов, они совершенно разные. Inter личные конфликты относятся к разногласиям между двумя или более людьми. Внутренние личные конфликты являются внутренними. Если разрешение конкретного конфликта включает в себя самоанализ, самоанализ и личностный рост, тогда оно является внутриличностным. Если вам нужно общаться с кем-то еще, чтобы решить конфликт, это межличностный.
Чему можно научиться из межличностных конфликтов?
Межличностные конфликты могут быть сложными, но они также могут предоставить ценные возможности для обучения и роста в таких областях, как коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, построение отношений, самосознание и навыки решения проблем. Подходя к конфликтам непредвзято и с готовностью учиться, люди могут превратить трудные ситуации в возможности для личного и профессионального роста.
Межличностные конфликты не просто нормальны: учитывая разнообразие культур и происхождения на рабочем месте, они неизбежны. Межличностные конфликты могут привести к разногласиям и напряженности, но при правильном управлении они могут укрепить отношения, улучшить навыки и способствовать культуре передового опыта. Когда вы научитесь преодолевать конфликты, вы сможете превратить трудные ситуации в возможности для роста и обучения.
Есть ли у вас опыт разрешения межличностных конфликтов на работе? Отображается ли эта информация в вашем резюме? Отправьте свой резюме для бесплатного обзора , и мы поможем вам убедиться, что ваши навыки разрешения конфликтов ярко сияют.
Рекомендуемое чтение:
Что такое социальные навыки и почему они важны при поиске работы?
Развивайте свой межличностный интеллект, чтобы способствовать успеху в карьере
совета, которые помогут вам выделить навыки адаптации в вашем резюме
Похожие статьи:
Разрешение конфликтов | SkillsYouNeed
Межличностный конфликт является фактом жизни и может возникнуть практически в любой сфере, от организаций до личных отношений. Поэтому научиться решать ее эффективно, не повышая уровень стресса, важно для всех. Те, у кого хорошие навыки разрешения конфликтов, обычно помогают организациям и группам работать более эффективно.
На этой странице дается определение межличностного конфликта и объясняются различные типы конфликтов, которые могут возникнуть. Наконец, в нем излагаются некоторые стратегии, которые можно использовать по отдельности или вместе, чтобы попытаться разрешить конфликты.
Что такое межличностный конфликт?
Межличностный конфликт в широком смысле определяется как конфликт между двумя или более людьми.
Словарь английского языка Chambers определяет конфликт как « насильственное столкновение: борьба или состязание: битва: умственная борьба ».
Таким образом, межличностный конфликт может начаться с простого разногласия. Однако, чтобы стать «конфликтом», участники должны обострить его за пределы этого разногласия до нечто значительно большее .
В рабочей ситуации межличностный конфликт обычно определяется как то, что происходит, когда одно лицо или группа людей препятствует или пытается помешать другому лицу или группе достичь своих целей .
Типы межличностных конфликтов
Первый шаг к разрешению конфликта — решить, какую стратегию вы собираетесь использовать для его разрешения. Однако прежде чем вы сможете это сделать, вам необходимо определить основной источник конфликта и, следовательно, его тип.
Существует три основных типа конфликтов.
Типы конфликтов
Существует три типа конфликтов: личные конфликты или конфликты в отношениях, инструментальные конфликты и конфликты интересов:
Личные конфликты или конфликты в отношениях обычно связаны с идентичностью или самооценкой или важными аспектами таких отношений, как лояльность, злоупотребление доверием, предполагаемое предательство или отсутствие уважения.
Инструментальные конфликты касаются целей, структур, процедур и средств: чего-то достаточно осязаемого и структурного внутри организации или для отдельного человека.
Конфликты интересов касаются способов распределения средств достижения целей, таких как время, деньги, пространство и персонал. Они также могут касаться связанных с ними факторов, таких как относительная важность или знания и опыт. Примером может служить пара, которая спорит о том, потратить ли бонус на отпуск или починить крышу.
Разрешение конфликта
Важно подчеркнуть, что урегулировать конфликт на ранней стадии обычно легче, потому что позиции не так укоренились, меньше вероятность того, что другие станут принимать чью-либо сторону, а негативные эмоции не будут столь экстремальными. Лучший способ разрешения конфликта на его ранних стадиях — это переговоры между участниками.
См. наши страницы по Навыки ведения переговоров и Общение в трудных ситуациях для получения дополнительной информации.
Позже конфликтующим, вероятно, потребуется помощь медиации или даже арбитража или судебного решения, поэтому гораздо лучше решить проблему заранее.
Существует пять основных стратегий разрешения конфликтов, каждую из которых можно рассматривать с точки зрения того, кто выигрывает, а кто проигрывает.
Как ясно показывает наша страница «Транзактный анализ», беспроигрышная ситуация всегда будет лучше для всех. Поэтому должно быть ясно, что некоторые стратегии будут значительно более успешными в долгосрочной перспективе.
5 Стратегии разрешения конфликтов
1. Соревнуйтесь или боритесь
Это классическая ситуация типа «выигрыш/проигрыш», когда сила и мощь одного человека побеждают в конфликте.
У него есть свое место, но любой, кто его использует, должен знать, что он создаст неудачника, и, если у этого неудачника нет возможности выразить свои опасения, это вызовет неприятные ощущения. Эту стратегию, вероятно, лучше всего использовать только тогда, когда дальнейшие контакты между заинтересованными лицами или группами минимальны или вообще отсутствуют.
2. Сотрудничество
Идеальный результат: беспроигрышная ситуация.
Тем не менее, это требует времени от участников, чтобы преодолеть трудности и найти способ решить проблему, приемлемый для всех. Это может быть тяжелой работой, особенно если позиции уже укоренились, но это также может быть наилучшей отправной точкой в начале конфликтной ситуации.
3. Компромисс или переговоры
Это может привести к лучшему результату, чем выигрыш/проигрыш, но это не совсем выигрыш/выигрыш. Можно назвать это нулевой ничьей.
Обе стороны отказываются от чего-то в пользу согласованного промежуточного решения. Это эффективно приводит к решению, которое никому не очень нравится, но, надеюсь, никого не оскорбит и не расстроит. Это занимает меньше времени, чем совместная работа, но, скорее всего, приведет к меньшей приверженности результату, потому что никто не предпочитает этот вариант.
4. Отрицание или избегание
Здесь все делают вид, что проблемы нет.
Эта стратегия используется на удивление часто и может быть весьма эффективной. Это особенно полезно, если участникам конфликта нужно время, чтобы «остыть» перед любым обсуждением, или если конфликт не имеет значения и просто разрешится сам по себе через некоторое время.
Однако его нельзя использовать, если конфликт просто не утихнет. В этих обстоятельствах использование этой стратегии создаст ситуацию проигрыша/проигрыша: по-прежнему будут нехорошие предчувствия, но не удастся прояснить ситуацию посредством обсуждения. В терминах транзакционного анализа это приводит к «, я не в порядке, ты не в порядке» . Это может привести к серьезному стрессу для участников.
5. Сглаживание проблемы
На поверхности сохраняется гармония, но внутри все еще существует конфликт.
Это похоже на описанную выше ситуацию, за исключением того, что один человек, вероятно, согласен с этим сглаживанием, в то время как другой остается в конфликте, снова создавая ситуацию выигрыша/проигрыша. Это может сработать там, где сохранение отношений важнее, чем разрешение конфликта прямо сейчас. Однако не очень полезно, если один человек или другие лица, не вовлеченные в конфликт, считают, что ситуация должна быть разрешена.
Эти пять видов поведения можно показать с точки зрения баланса между заботой о себе и заботой о других:
Основные навыки разрешения конфликтов
Существует множество полезных навыков разрешения конфликтов. Пожалуй, самое главное — это настойчивость.
Вы должны уметь четко и твердо выражать свое мнение, но без агрессии. Одна из моделей для использования: « Опишите ситуацию, Выразите свои чувства и Укажите , что вы хотите сделать», но для получения дополнительной информации и идей по развитию уверенности в себе см.0056 Настойчивость раздел.
Также полезно подумать о том, как вы сообщаете о ситуации. Когда вы хотите поговорить о последствиях конфликта или о поведении другого человека, наиболее эффективно использовать «я»-утверждения. Другими словами, вы должны объяснить влияние на вас определенного поведения или действий. Например:
«Когда вы сказали «х», я почувствовал «у».
Это гораздо легче услышать, чем « Ваше поведение ужасно» или даже « Ты плохой человек». Таким образом, можно упростить обсуждение проблемных областей, не создавая дальнейшего конфликта.
На нашей странице Предоставление и получение отзывов подробнее рассказывается об этом подходе и содержатся некоторые полезные идеи, которые помогут вам общаться так, чтобы вас могли услышать.
Вам также необходимо практиковать активное слушание , чтобы убедиться, что вы полностью понимаете позицию участников конфликта. Это верно независимо от того, являетесь ли вы активным участником или потенциальным посредником. Посетите нашу страницу на Active Listening для получения дополнительной информации.
Также полезно понимать и распознавать эмоции как в себе, так и в других.
Эмоции никогда не бывают хорошими или плохими, а просто уместными или неуместными. Полезным навыком управления конфликтом является умение помочь другим распознать, когда те или иные эмоции неуместны, а когда их можно выразить. Подробнее см. на наших страницах Управление эмоциями и Понимание других . Вам также может быть полезно прочитать наши страницы, посвященные Эмоциональному интеллекту .
Одна особая часть эмоционального интеллекта, которая может оказаться особенно полезной, — это эмпатия . Это умение поставить себя на место других людей и поддержать тех, кто в этом участвует.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Разрешение конфликтов и посредничество
Узнайте больше о том, как эффективно разрешать конфликты и урегулировать личные отношения дома, на работе и в обществе.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.
Наконец…
Улаживая конфликт как в качестве непосредственного участника, так и в качестве потенциального посредника, важно знать свои ограничения.
Если вы достигли точки, когда вы не уверены, что ваше вмешательство поможет, тогда можно сделать шаг назад и попросить о помощи.