7 принципов морали, которые актуальны для любой культуры и страны / AdMe
Недавно ученые провели исследование, основанное на более чем 600 записях о различных культурах, и выяснили, что их объединяют формы поведения, которые одинаково ценятся везде. Всего их насчитали 7. Эти правила относятся к универсальному моральному кодексу и играют большую роль для выживания и совместного проживания людей.
ADME провел свое собственное маленькое исследование и разобрался, почему же для самых разных обществ важны именно эти 7 правил поведения.
1. Помощь семье
Во все времена, начиная с доисторической эпохи и заканчивая прошлым веком, когда люди обрабатывали поля вручную, наличие крепкой семьи сильно повышало шансы на выживание в суровых условиях.
Постепенно разрастались города, и роль семьи для выживания уменьшалась, однако ее психологическая функция становилась все более важной. Эмоциональная поддержка, чувство спокойствия и уверенности в людях, которые рядом, — все это дает семья.
- Цените и уважайте своих родственников. Порадуйте их, купив вкусной еды или убравшись в доме. Ведь дружная семья — это крепость, где вы сможете спрятаться от любых жизненных невзгод.
2. Помощь своей общине
Помощь общине также в первую очередь связана с выживанием. Группой было проще охотиться на крупную добычу и защищаться от врагов, а также можно было распределять обязанности.
К тому же в человека самой природой изначально заложен альтруизм, что не раз подтверждалось различными исследованиями. Возможно, когда мы видим, что кто-то попал в беду, мы подсознательно переносим эту ситуацию на себя. Поэтому помощь другим людям является еще и настоящей потребностью, которую можно реализовать благодаря нашему окружению.
- Чтобы научиться помогать правильно, побольше наблюдайте за людьми. Тогда вы действительно сможете оказать нужную услугу в нужное время. И почаще разговаривайте с окружающими. Порой довольно легко понять, что именно человеку необходимо. А временами достаточно даже просто выслушать его.
3. Чувство благодарности
Человеку важно не просто жить в социуме, но и ощущать себя его частью. И как ни странно, это проявляется в том числе и в возможности отблагодарить в ответ. С этим связан и психологический феномен, называемый эффектом Бенджамина Франклина. Он заключается в том, что кто-то, уже сделав что-то хорошее для вас, с еще большим желанием поможет вам вновь в следующий раз, нежели если бы ему самому оказали услугу.
- Иногда, чтобы сделать приятное другому, вы можете попросить его о небольшой услуге. Оказав вам ее, человек и сам начнет радоваться. Только не переусердствуйте.
4. Храбрость
Почти все герои мифов отличаются смелостью, а о храбрости воинов слагали легенды. Почему же для людей так ценна данная черта характера?
В психологии смелость понимается как умение пересилить свой страх, взять на себя ответственность за собственный выбор, а также умение человека идти к поставленной цели, несмотря на трудности и опасности. Если вы не боитесь рисковать в обычной жизни, то и с нестандартными ситуациями вам будет легче справиться — даже в чужой стране вы сможете чувствовать себя уверенно и комфортно.
- Храбрость можно развивать. Возьмитесь за серьезный проект, который вам предложило начальство, но вы побоялись, что не справитесь. Прыгните с парашютом или с тарзанкой. Благодаря этому вы не только станете увереннее в себе, но и получите уникальный опыт и сможете добиться гораздо большего в жизни.
5. Подчинение начальству (уважение)
У всех социальных животных есть иерархия, которой они придерживаются. Это резко снижает количество конфликтов в группе, а те, что все же возникают, протекают менее агрессивно.
Человека также повсюду окружают отношения «начальник — подчиненный». Однако людям соблюдение иерархии и уважение к начальству дают не только психологический комфорт и стабильность, но и возможность развиваться. Наверху обычно находится тот, кто опытнее, умнее и сильнее. Соответственно, он может организовать тот или иной процесс так, чтобы добиться наилучшего результата.
- Во многом это напоминает отношения «учитель — ученик». Однако, если начальство не вызывает у вас уважения, то это приводит к психологическому дискомфорту и снижению продуктивности. Возможно, тогда стоит что-то изменить?
6. Разделение спорных ресурсов (справедливость)
Ученые доказали, что человек стремится к справедливости по своей природе. В мозге есть даже специальная область, отвечающая за это. И когда нам кажется, что какой-то ресурс распределен нечестно, внутри нас рождается буря эмоций и нам хочется поскорее это исправить.
Были даже проведены специальные эксперименты, в ходе которых участники отказывались от суммы денег, которую считали недостаточной для себя при делении между несколькими людьми. Однако если ученые искусственно снижали активность этой области мозга магнитным стимулятором, то человек, отказывавшийся от денег ранее, все же соглашался на предложенную сумму, хотя и продолжал считать ее слишком маленькой.
- Зная про эту особенность, вы всегда сможете обойти острые углы при распределении каких-либо ресурсов, а заодно узнаете возможную причину недовольства окружающих. Например, в семье кому-то просто может не хватать вашего внимания (а кому-то вы уделяете его слишком много), поэтому у него всегда плохое настроение.
7. Уважение права собственности
Право собственности — базовое право человека, известное еще с незапамятных времен. Каждый мог охранять то, что, как он считал, ему принадлежало. Это дает уверенность в себе и возможность планировать будущее, зная, что ты имеешь в своем распоряжении некие предметы и ресурсы, которые можешь использовать.
- Поэтому никогда не стоит брать чужую ручку без разрешения или лезть вилкой в тарелку другого человека, чтобы попробовать какое-то блюдо, даже если это ваш родственник или друг. Это может задеть человека, но он промолчит, хотя дискомфорт останется. Так что лучше спросите лишний раз, можно ли взять тот лакомый кусочек, который на вас так и смотрит.
А какой пункт в универсальный моральный кодекс добавили бы вы?
что такое мораль и как она меняется со временем
Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.
Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:
Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.
Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей», и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано. Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.
Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного
Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.
Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало.
То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:
Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.
Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.
Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.
Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.
Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.
Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.
Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.
Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.
Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений.
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Личные ценности и моральные устои общества
То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.
Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.
Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.
Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.
Новый язык морали в семейном праве Джейн С. Мерфи :: SSRN
96 страниц Опубликовано: 6 сентября 2009 г.
Просмотреть все статьи Джейн С. Мерфи
Балтиморский университет – юридический факультет
Дата написания: лето 1999 г.
Аннотация
исследовать смысл нравственного поведения. Этот раздел опирается на мнения различных современных философов-моралистов, которые, опираясь на классическую традицию, разработали более широкое определение морального поведения. Это обсуждение обеспечивает контекст для текущих дебатов о значении морали в семейном праве и моральном дискурсе в эпоху отсутствия вины. Часть первая также рассматривает историческую дискуссию о том, как закон должен обеспечивать баланс между продвижением коммунитарных ценностей и уважением автономии и прав личности. В статье утверждается, что конфликт, лежащий в основе этих дебатов, может быть преувеличен. Все законы имеют моральные последствия, и решения о законе, принимаемые гражданами, законодателями и политиками, обязательно предполагают выбор, который ставит одни ценности выше других. Регулирование членов семьи является особенно ценной задачей. Всегда будет существовать напряженность между защитой личной свободы и неприкосновенности частной жизни членов семьи и вмешательством государства в интересах общего блага. Однако это напряжение не требует отступления от концепции прав в семье; скорее, права можно понимать таким образом, чтобы продвигать моральное видение семейного права, используя права как инструмент для обеспечения защиты уязвимых членов семьи.
Ключевые слова: мораль, нравственное поведение, нравственное поведение, семейное право, неприкосновенность частной жизни, вмешательство государства, сексуальная мораль, развод, алименты, опека над детьми, сексуальные практики, сексуальное поведение, супружеское имущество
JEL Классификация: K19, K39 , К49
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Мерфи, Джейн С., Правила, ответственность и обязательства перед детьми: новый язык морали в семейном праве (лето 1999 г.). Обзор права Университета Питтсбурга, Vol. 60, выпуск 4, стр. 1111-1205, лето 1999 г., доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=1438698 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1438698.
Семь моральных правил, найденных по всему миру
Доктор Оливер Скотт Карри
Что такое мораль? И существуют ли общечеловеческие моральные ценности? Ученые обсуждали эти вопросы в течение тысячелетия. Но теперь, благодаря науке, у нас есть ответы.
Сходящиеся линии доказательств — из теории игр, этологии, психологии и антропологии — предполагают, что мораль — это набор инструментов для развития сотрудничества.
За 50 миллионов лет человечество и их предки жили в социальных группах. За это время естественно отбор снабдил их рядом приспособлений для осуществления огромного преимущества сотрудничества, которые дает социальная жизнь. Совсем недавно у людей построенный на этих доброжелательных биологических основах с культурными инновациями – нормы, правила, институты, которые еще больше укрепляют сотрудничество. Вместе эти биологические и культурные механизмы обеспечивают мотивацию социальных, кооперативное и альтруистическое поведение; и они обеспечивают критерии, по которым мы оценивать поведение других. И, согласно теории «морали как кооперация», именно эта совокупность кооперативных черт составляют человеческую мораль.
Более того, теория ведет нам ожидать, что, поскольку существует много видов сотрудничества, будет многие виды морали. Родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о наших семьях, и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (сила и безопасность в количестве), и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другие, отвечают взаимностью, чувствуют вину и благодарность, возмещают ущерб и прощают. И разрешение конфликтов объясняет, почему мы участвуем в дорогостоящих демонстрациях мастерства. такие как храбрость и великодушие; почему мы подчиняемся начальству; почему мы разделяем справедливо спорные ресурсы; и почему мы признаем предшествующее владение.
Мораль всегда и везде явление кооперативное.
И, как и предсказывал Теоретически, эти семь моральных правил универсальны для разных культур:
- любить свою семью
- помогать своей группе
- отвечать взаимностью
- быть смелым
- подчиняться авторитету
- быть справедливым 60 9052 уважать собственность других Мои коллеги и я проанализировали этнографические отчеты об этике из 60 обществ (содержащие более 600 000 слов из более чем 600 источников). Мы обнаружили, что эти семь видов кооперативного поведения всегда считались морально хорошими. Мы нашли примеры большинства из этих нравов в большинстве обществ. Важно отметить, что не было контрпримеров — не было обществ, в которых любое из этих поведений считалось бы аморальным. И мы наблюдали эти нравы с одинаковой частотой на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.
Например, у амхара, «пренебрежение родственной обязанностью считается постыдным уклонением, указывающим на злой характер». В Корее существует «эгалитарная общественная этика». взаимопомощь и сотрудничество между соседями [и] сильная внутренняя группа солидарность». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни Гаро [и] имеет очень высокое место в социальной структуре ценностей Гаро». Среди масаи, «Те, кто цепляется за воинские добродетели, по-прежнему пользуются большим уважением», и бескомпромиссный идеал высшего воинства [предполагает] аскетическую приверженность самопожертвование… в пылу битвы, как высшее проявление мужества верность». Бемба проявляют «глубокое чувство уважения к авторитету старейшин». «Идея справедливости» Капауку называется «ута-ута, половина, половина… [значение которой] очень близко подходит к тому, что мы называем справедливостью». А среди тараумара «уважение ибо собственность других является краеугольным камнем всех межличностных отношений».
«Нравственность как сотрудничество» не предсказывает, что моральные ценности будут одинаковыми в разных культурах. На напротив, теория предсказывает «вариацию на тему»: моральные ценности будут отражать значение различных видов сотрудничества при различных социальных и экологические условия. И, конечно же, у нас сложилось впечатление, что эти общества действительно различались по тому, как они расставляли приоритеты или ранжировали семь моральных принципов. ценности. Дальнейшие исследования, возможно, сбор новых данных о моральных ценностях в современных обществах, мы сможем исследовать причины этого вариация.
Таким образом, существует общее ядро универсальных моральных принципов. Мораль всегда и везде есть кооперативное явление. И все согласны с тем, что сотрудничать, продвигая общее благо, — это правильно. Понимание этого фундаментального факта о человеческой природе может способствовать взаимопониманию между людьми разных культур и тем самым помочь сделать мир лучше.
Вы можете следить за Оливером и его работой в Twitter, Google Scholar, LinkedIn, YouTube, ImpactStory и Open Science Framework.
Эта статья из проекта TVOL под названием «Этот взгляд на мораль: может ли эволюционный взгляд раскрыть универсальную мораль?» и был впервые опубликован на The Evolution Institute 17 мая 2018 года.