Что такое мотив в психологии: Мотив (психология) | это… Что такое Мотив (психология)?

Мотив и мотивация. Теории мотивации.

Мотивы — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия организованность. Потребности — состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, ее отличием является избирательность реагирования живого на то, что составляет предмет потребностей. Характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Второе после потребностей — цель — непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека — причинное объяснение его поступков (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция представляет собой процесс, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных его поступков, а главное — на развитие у человека способности предсказывать их, что является очень важным в общении и взаимодействии людей. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач. Основателями являются Макклелланд, Аткинсон, и Хекхаузен. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой расценивается как успех (они рассчитывают на успех, получение одобрения за действия, характерна полная мобилизация своих ресурсов).

Люди мотивированные на избегание неудач проявляет неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения. Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе. Люди, приписывающие себе “ответственность” чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний. Другой особенностью являются требования, предъявляемые человеком к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха. Немаловажное значение имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решения задачи (в случае неудачи в деятельности меньше переживают те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты). Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность кроме мотива достижения играет тревожность (бывает личностная и ситуативная тревожность).
Тревожность возникает чаще всего тогда, когда многочисленные неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности. В этом случае у человека обнаруживается явное снижение мотивации, а также ощущается нехватка знаний, а также эмоционально — положительной стимуляции деятельности. Помимо всех перечисленных мотивов человека характеризуют потребность в общении — мотив аффилиации/мотив отвергания, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Для руководителя необходима мотивация быть руководителем. У разных типов людей она проявляется по разному: карьеристы — люди с ярко выраженной мотивацией быть руководителем, с низкой мотивацией к руководящей должности (таких людей не рекомендуют ставить на руководящую должность), мотивация самореализации для занятия должности (у молодых людей), гипермотивация (тоже неприемлема). Соотношение мотивации с возможностями: оптимальное соотношение высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей и низкой мотивации, не оптимальное соотношение низкой мотивации и высоких возможностей и высокой мотивации и низких возможностей.

Параметры мотивационной сферы: широта — качественное разнообразие мотивационных факторов — потребностей и целей. Гибкость — более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы. Иерархизированность — характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Интересы — особое мотивационное состояние познавательного характера. Задача — ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия. Желания и намерения — сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.

Теории — «теория принятия решений» в 17-18в. объясняющая на рационалистической основе поведение человека, и «теория автомата» — объясняющая на иррационалистической основе поведение животного.

Эволюционная теория Дарвина — под влиянием ее в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (Келер, Торндайк) и инстинктов у человека (Фрейд, Макдауголл, Павлов). Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми ранее наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой точки зрения стали теории инстинктов Фрейда, Макдауголла, предложенные в конце 19в. Они предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам, их было три — инстинкт жизни, смерти и агрессивности.

Бихевиористическая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности – поведенческая, развивалась как логическое продолжение идей Уотсона в теории объясняющей поведение. Кроме это Халл, Скиннер пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. Исследования, начатые Павловым, были продолжены Бернштейном автором оригинальной теории психофизиологической регуляции движений Анохина, предложившего модель функциональной системы на современном уровне описывающую динамику поведенческого акта.

Маслоу — у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:

1. Потребности физиологические (голод, жажда и пр.)

2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным).

3. Потребность в принадлежности и любви (находится рядом с любимым).

4. Потребность в уважении (компетентность).

5. Познавательные потребности (знать, уметь).

6. Потребности в самоактуализации (реализация своих целей).

Леонтьев — мотивационная сфера человека, как и другие психологические способности, имеет свои источники в практической деятельности. Эта концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека.

Когнитивный подход — значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека.

Фестингер — теория когнитивного диссонанса — утверждал, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию.

Аткинсон — общая теория мотивации, объясняет поведение человека, направленное на достижение определенной цели.

Что такое мотив? | Кочерыжкин | Психология

Мотив это совокупность внешних и внутренних факторов, которые сосредотачиваясь на материальном объекте приводят к наполнению деятельности смыслом, параллельно определяя направление движения индивида. В результате человек не просто осознаёт ценность того или иного действия, но и находит в себе силы для достижения поставленной цели.

Комплекс мотивов становится устойчивым поведением и укрепляет убеждения, которые необходимы для длительного и планомерного следования заданному сценарию. Такое состояние называют мотивированным. При нём индивид способен совершать множественные попытки, а в случае неудачи через фрустрацию накапливать силы и продолжать деятельность.

Казалось бы всё просто и ничего интересного в данном термине нет. Однако в большинстве случаев мы рассматриваем мотив как спусковой механизм и по этой причине игнорируем прочие факторы данного процесса. Например, часто можно услышать выражение из серии – мотивом убийства стала личная неприязнь. С точки зрения психологии формулировка в корне не верная.

Почему мотив это предмет, а не потребность?

Мотив, как было сказано выше, это комплексный процесс, который в результате подвязывается на материальный объект. Например, вы хотите есть и отправились в ближайший магазин, чтобы купить батон с колбасой. Затем пришли домой и с удовольствием пообедали. Именно батон с колбасой будет являться мотивом. И вот почему:

Потребность. В основе любого действия лежит потребность. Она может быть истинной или ложной, но факт остаётся фактом – у вас всегда возникает нужда в чём-либо. В данном случае голод является тем самым “зудом”, который не даёт покоя. Человек это ощущает, чувствует, осознаёт.

Цель. Как только индивид столкнулся с дефицитом чего-то очень нужного, психика начинает искать варианты решения проблемы. Результатом этой активности мозга является конкретная и четко сформулированная цель. Принимается решение – покушать.

Реализация задуманного. Каждому живому существу, включая человека, доступны ограниченные инструменты достижения цели. Голодная гиена не додумается заказать доставку в Яндекс еде, а крыса не закажет такси до магнита. Психика совершает трудоёмкий процесс, который основан на памяти, мышлении, зрении, аналитических способностях, знаниях и навыках.

В конце этого процесса вы вдруг вспомните о чудесном запахе свежего батона и испытаете ностальгию по вкусу докторской колбасы. Может быть вы подумаете о шашлыке или неожиданно вас осенит идея открыть холодильник, где лежит курочка.

После этого вы напялите на ноги башмаки, нацепите фуражку на голову и поспешите в магазин. Совершите покупку, вернётесь домой, нарежете бутерброды, заварите чай, слопаете всё это за милую душу. Всё вышеописанное является действиями направленными на реализацию цели. А мотивом стала колбаса с батоном, которые и вынудили вас всё это сделать.

Таким образом становится понятно, что потребность лишь побуждает к деятельности и действиям, но не определяет вид и форму реализации. Лев тоже проголодался, но он загрыз антилопу. А вы пошли в магазин. В этом вся разница. У вас всё происходило одинаково, за исключением одного – мотива.

Почему так важно правильно определять мотив?

Вспомните пример, который я приводил выше. Убийство совершено по мотивам личной неприязни. Я сказал, что данная формулировка в корне неверная. Теперь объясню почему. А начнём с того, чтобы по примеру советских психологов Алексея Леонтьева Сергея Рубинштейна пройдёмся по всей структуре мотива.

На первом этапе выявляем потребность, которая спровоцировала последующую активность. Чего не хватало и что он хотел получить в самом начале? Чем занимался и в какой момент почувствовал дефицит чего-либо. Было бы ошибочным считать, что человек просто так решил совершить преступление. В основе любого действия всегда лежит потребность, которую не удалось закрыть.

Далее следует понять какова была цель. Избавиться от опасности? Устранить конкурента за какие-либо ресурсы? Завладеть каким-то конкретным имуществом? Реализацию задуманного установят следователи пошагово, а мы с точки зрения психологии понимаем, что мотивом явился убитый. И это сильно меняет подход к наказанию.

Исправительные учреждения должны выявлять дефекты в мышлении индивида, погружать человека в среду, где он сможет пройти когнитивную терапию в том или ином виде. Чтобы научился распознавать свои и чужие эмоции,  получил навыки достижения целей различными инструментами, исключающими преступные способы.

Некоторые преступники отправляются на “дело”, чтобы достать денег на водку, а другие хотят избавиться от чувства собственной ущербности. Например завладеть богатствами с целью получения доступа к роскошной жизни. Есть и те, кто не нашел иного применения своим талантам. Убийство по мотивам личной неприязни слишком размытое понятие, важно знать причины возникновения этих чувств. Ненавидеть многие умудряются только за то, что у соседа всё получается, а преступник концы с концами еле сводил. Та же мизогиния построена на презрении к людям по половому признаку.

Исходя из всего вышесказанного мы можем констатировать широкое применение термина мотив. С точки зрения психологии это конкретный, материальный, ощутимый объект, который замкнул цепочку из потребности, цели и реализации. Определил путь, форму и вид деятельности.

А в широком смысле мотив это комплекс всего вышеперечисленного, где объект является лишь деталью. Поэтому в целом и та и другая трактовка будет являться верной, но психологическая даёт нам больше информации о человеке, а это в свою очередь позволяет не только наказывать, но и корректировать поведение, чтобы снизить вероятность повторения подобных происшествий в обществе.

Мотив и мотивация в психологии отношений

Ошибочная формулировка и здесь играет злую шутку. Бьёт значит любит. Если нужна, то будет ухаживать. Все влюблённые ведут себя как дураки. Подобные изречения приводят к тому, что мотивом странного, а порой даже опасного поведения, мы считаем любовь и высокие чувства. Угрожает, ревнует, подавляет, подчиняет, умоляет, выпрашивает, заслуживает и так далее, потому что нашёл свою королеву и никому не хочет отдавать.

Но пользуясь трудами талантливых, на мой взгляд, психологов, мы можем разобрать ситуацию детальнее. Если начать копаться в потребностях, то вероятнее всего мы там увидим критически низкую самооценку, зависимость, слабость, страхи. Не девушка такая принцесса, а мужчина настолько слаб, что вынужден спасать себя за её счёт. Присутствие ему необходимо для закрытия своих собственных, первостепенных потребностей.

Целью уже является присутствие партнерши и её согласие на какое-то взаимодействие. Может ему нужна физическая близость в любом варианте, а может покорность. Это тоже необходимо выяснить, потому что всё сваливать на какую-то там любовь как минимум глупо. Разберите потребности и цели, чтобы стали понятны планы. А теперь подумайте что вас ждёт, если у него всё получится.

На следующем этапе идёт реализация задуманного. Так как мотивом является объект зависимости, то есть девушка в нашем примере, то отталкиваясь от её характеристик будет выбран метод. Может быть тут подойдёт сталкинг, а может мужчина станет навязчивым и готовым на всё во имя своей цели.

Жертвами назойливых и агрессивных мужчин становятся далеко не все женщины. Многие с подобным даже не знакомы, а кто-то всю жизнь страдает от происходящего. И вся вышеописанная теория позволяет на понять почему это происходит.  Потому что поведение обусловлено исключительно мотивом. Не потребностью и не целью, а только лишь мотивом. Делайте выводы, господа.

Что такое мотив или мотивация в психологии?

Мотив или побуждение — это то, что заставляет нас действовать и вести себя определенным образом для достижения цели. Это причина, по которой вы делаете то, что делаете, или ее отсутствие, почему вы не делаете то, что намеревались сделать. Моей мотивацией при написании этой статьи является завершение гигантского списка тем, которые я придумал, и, написав эти точные слова, я на шаг ближе к совершению этого подвига.

Первоначальное значение на латыни — «движущийся», что довольно аккуратно. Есть исследования, которые предполагают, что наше отношение часто меняется после действия или движения, а не наоборот, так что, возможно, латиноамериканцы что-то поняли.

Что такое мотивация в психологии?

Мотивация — это внутренний процесс, который побуждает нас желать перемен либо в себе, либо в своем окружении. Это дает нам энергию и направление, необходимые для взаимодействия с миром адаптивным, открытым и решающим проблемы способом. Когда мы мотивированы, мы вынуждены двигаться и действовать для достижения наших целей.

На нашу мотивацию влияет наша потребность в выживании и благополучии. Физиологические потребности, такие как пища, вода и секс (да, секс!) необходимы для поддержания жизни и могут обеспечить удовлетворение. Психологические потребности, такие как автономия, мастерство и принадлежность, также определяют наше поведение. У нас также есть потребности в достижениях, власти, завершенности, значимости и самоуважении, которые могут стать для нас мотивами к действию.

Наше окружение и социальный контекст также могут играть важную роль в нашей мотивации. Мы можем быть мотивированы внешними факторами, такими как цели, ценности и желания испытать определенные эмоции, связанные с определенными конечными состояниями. Итак, давайте подключимся к нашему колодцу мотивации и идем к нашим целям!

Типы мотивации и примеры

Все люди разные, как и их поступки. Но почему мы делаем то, что делаем? Ну, краткий ответ заключается в различных типах мотивов, которые заставляют нас делать такие вещи, как физические упражнения. Вот куча примеров.

  • Внутренняя мотивация: Человеку так нравится танцевать, что он часами танцует вокруг своего дома, даже когда никто не смотрит.
  • Поток: Гитарист настолько поглощен игрой соло, что даже не понимает, что прошел час.
  • Внешние правила: Тяжелоатлет неохотно следует строгому режиму тренировок, установленному его тренером, чтобы убедиться, что он достигает своих целей на соревнованиях.
  • Цель: Бегун полон решимости пробежать марафон менее чем за четыре часа и усердно тренируется для достижения этой цели.
  • Стоимость: Человек ходит на ежедневную прогулку, потому что знает, что это помогает снизить риск сердечных заболеваний, и хочет сохранить здоровье в будущем.
  • Возможное я: Человек видит подтянутого и активного пожилого человека и решает, что хочет быть таким, как он, когда станет старше, поэтому начинает регулярно заниматься спортом.
  • Стремление к достижению: Лыжник хочет побить свой личный лучший результат в спуске с горы и продолжает тренироваться, пока не достигнет своей цели.
  • Компетентность: Тяжелоатлет чувствует себя сильным и уверенным в своих силах, поскольку видит, что со временем становится сильнее.
  • Процесс противника: Бегун чувствует боль и усталость во время бега, но полон решимости преодолеть это, чтобы в конце испытать эйфорию бегуна.
  • Положительный эффект: Человек гуляет по парку, а потом чувствует себя в гораздо лучшем настроении, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом.
  • Интроекция: Человек чувствует себя виноватым за то, что балуется нездоровой пищей, поэтому он заставляет себя ходить в спортзал, чтобы сжечь калории.
  • Личный контроль: У человека был напряженный рабочий день, но он чувствует контроль и структуру, когда идет в спортзал и следует привычному распорядку.
  • Родство: Группа друзей вместе отправляется в поход и наслаждается обществом друг друга, одновременно занимаясь спортом.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя мотивация относится к участию в поведении просто потому, что оно по своей сути доставляет удовольствие или приносит удовлетворение. Часто это вызвано личным интересом, удовольствием или любопытством человека к определенному виду деятельности. Внутренняя мотивация может привести к повышенной вовлеченности, творчеству и настойчивости в выполнении задач, поскольку люди мотивированы своими собственными внутренними желаниями и интересами.

С другой стороны, внешняя мотивация управляется внешними факторами, такими как вознаграждение, признание или наказание. При внешней мотивации люди участвуют в поведении для достижения определенного результата или цели, а не для внутреннего удовольствия от деятельности. Хотя внешняя мотивация может быть эффективной для достижения краткосрочных целей, она может быть не такой устойчивой, как внутренняя мотивация.

Важно отметить, что внутренняя и внешняя мотивация не обязательно исключают друг друга. Многие виды деятельности могут иметь как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию. Например, учащемуся может нравиться изучение предмета (внутренняя мотивация), но его также может мотивировать перспектива получения хорошей оценки (внешняя мотивация).

Понимание различных типов мотивации важно в различных условиях, включая образование, бизнес и личное развитие. Определив тип мотивации, которая движет поведением, люди и организации могут создавать стратегии для поощрения и повышения мотивации, ведущие к большему успеху и удовлетворению.

Первичные и вторичные мотивы

Мотивы можно разделить на первичные и вторичные мотивы. Первичные мотивы, по мнению К.Б. Мэдсен, являются врожденными или биологическими по своей природе. Они все о выживании. Такие вещи, как голод, жажда, сон и секс, являются примерами основных мотивов, обеспечивающих наше выживание и выживание нашего вида. Бегство от опасности, поиск надежного убежища и борьба, чтобы защитить себя, также являются основными мотивами, без которых мы не можем обойтись.

С другой стороны, вторичные мотивы бывают приобретенными или социальными.

В отличие от основных мотивов, они не являются необходимыми для выживания, но необходимы для нашего эмоционального развития как человека. Эти мотивы развиваются благодаря нашему взаимодействию с другими, они активизируют и направляют наше поведение. Примеры вторичных мотивов включают достижение, принадлежность и власть.

Итак, понимание разницы между первичными и вторичными мотивами имеет решающее значение для понимания мотивации. Первичные мотивы универсальны и необходимы для выживания, в то время как вторичные мотивы уникальны для нас, людей, и необходимы для нашего эмоционального роста.

А как насчет мотивов прокрастинации?

Кратко коснемся прокрастинации и избегания. На это поведение могут влиять различные факторы, включая наши потребности, познание, эмоции, окружающую среду и отношения.

Наши физиологические потребности, такие как голод и жажда, могут сильно влиять на наше поведение. Когда наше благополучие находится под угрозой, наше тело сигнализирует нашему мозгу, что может привести к избеганию или прокрастинации. Наши психологические потребности, такие как автономия, компетентность и привязанность, также являются важными факторами мотивации. Конфликт между выбранным нами поведением и необходимостью удовлетворения психологических потребностей может создать диссонанс, который может привести к прокрастинации или избеганию.

Неявные потребности, приобретаемые из нашего окружения в результате социально-эмоционального развития, также могут побуждать нас к поиску конкретных социальных стимулов. Эти потребности возникают без сознательного осознания, подобны чертам характера и устойчивы.

Наши познания, такие как конфликтующие цели или убеждения, также могут влиять на нашу склонность избегать или откладывать дела на потом. Эмоции, которые могут сигнализировать о важности определенного поведения, могут мотивировать или демотивировать нас.

Наше окружение может быть как идеальным и поддерживающим, так и препятствием для сохранения мотивации и достижения наших целей. И, наконец, наши отношения могут либо поддержать, либо демотивировать нас, когда дело доходит до изменений.

Мотивы и влечения в психологии – EruptingMind

В психологии мотив обычно определяется как состояние физиологического или психологического возбуждения, которое влияет на наше поведение. Например, физиологическое возбуждение, такое как голод или жажда, побуждает нас есть или пить.

Психологическое возбуждение, такое как потребность в любви и общении, побуждает нас искать компанию других людей и взаимодействовать с ними. И физиологическое, и психологическое возбуждение могут сочетаться друг с другом. Например, желание секса и желание любви.

Мотив классифицируется как « промежуточная переменная », поскольку считается, что он находится внутри человека и «вмешивается» между стимулом и реакцией. Таким образом, промежуточную переменную нельзя наблюдать напрямую, и поэтому ее необходимо наблюдать косвенно, изучая поведение.

Например, если вы видите, что кто-то покупает еду в магазине, вы можете прийти к выводу, что он голоден и поэтому им должно управлять физиологическое возбуждение.

Однако с таким же успехом этот человек может покупать еду для своего друга. Таким образом, хотя их поведение, казалось, было вызвано физиологическим возбуждением, на самом деле ими руководило психологическое возбуждение.

Чтобы понять, что может управлять чьим-то поведением, нам нужно наблюдать за их действиями. Иногда это может привести к неправильному толкованию.

Как видно из этого примера, понять, что действительно побуждает кого-то что-то сделать, может быть очень сложно и подвержено ошибкам, поскольку мы не переживаем их мотивы на себе.

Поэтому важно помнить об этом и собрать как можно больше доказательств, прежде чем прийти к твердому выводу о причине чьего-либо поведения.

Биологические факторы

Поскольку все мы живые организмы, неудивительно, что наша биология играет большую роль в нашем поведении. Побуждения, происходящие из нашей биологии, известны как « биологические побуждения », и их цель состоит в том, чтобы сохранить нам жизнь и избежать опасности.

Многие потребности тела создают различные биологические побуждения, которые во многом влияют на наше повседневное поведение.

Некоторые примеры биологических влечений включают голод, жажду, сон, температуру, боль и секс. Все эти побуждения могут выступать в качестве мотива, каким-то образом изменяя наше поведение.

Так, например, если вы испытываете жажду, у вас возникает мотивация пить, если вы голодны, у вас появляется мотивация есть, а если вы устали, у вас появляется мотивация спать.

Примечание. Большинство биологических влечений, которые мы испытываем, направляют нас к стимулу, например к еде. Однако некоторые побуждения, такие как боль, отталкивают нас от раздражителя.

Гомеостаз

Гомеостаз помогает поддерживать баланс.

Чтобы тело оставалось живым, нам нужно удовлетворять свои влечения в нужное время и прекращать, когда они удовлетворяются до адекватного уровня. Тело делает это посредством процесса, известного как гомеостаз, который в основном включает в себя поддержание баланса тела.

Давайте на примере еды продемонстрируем, как работает этот процесс.

Если вы какое-то время ничего не ели, уровень сахара в крови падает, что вызывает чувство голода. После того, как вы съели достаточное количество, чтобы утолить голод, уровень сахара в крови снова повышается, и вы больше не чувствуете голода.

Однако, если бы вы продолжали есть больше, уровень сахара в крови начал бы расти, и ваше тело начало бы вырабатывать инсулин, чтобы вернуть его к безопасному уровню. Без гомеостаза вы бы умерли просто от еды.

Гормоны

Гормоны, такие как тестостерон, могут усиливать половое влечение и делать его более агрессивным.

Гормоны могут иметь большое влияние на регулирование наших биологических влечений. Один очевидный пример этого происходит во время полового созревания, когда различные половые гормоны усиливают наше сексуальное влечение.

Другие гормоны, такие как мелатонин, могут влиять на то, когда мы спим или на то, насколько мы устали в течение дня.

Итак, несмотря на то, что биологические влечения могут влиять на то, как мы действуем, важно понимать, что биологические влечения также могут быть изменены, что может привести к усилению влечений ( повышающая регулировка ) или уменьшающаяся ( понижающая регулировка ).

Например, повышенный уровень тестостерона у мужчин может повысить их половое влечение, но снижение уровня тестостерона снизит их половое влечение.

Теория уменьшения влечения

Теория уменьшения влечения утверждает, что когда мы делаем что-то, что снижает напряжение, связанное с биологическим влечением ( то есть в состоянии возбуждения ), это действие усиливается. В результате теория снижения побуждений утверждает, что наши биологические побуждения играют большую роль в том, как мы учимся.

Хорошим примером этого может служить Б. Ф. Скиннер и его работа по оперантному обусловливанию. Если крыса голодна и при нажатии на рычаг получает пищу, то это действие ( нажатие рычага ) подкрепляется, поскольку она удовлетворила биологический драйв, находившийся в состоянии возбуждения ( голод ).

Следовательно, всякий раз, когда мы делаем что-то, что успешно удовлетворяет биологический драйв, это поведение, скорее всего, будет подкрепляться, и поэтому мы будем повторять это снова и снова.

Поведение (например, нажатие на рычаг) с большей вероятностью будет повторяться, если оно удовлетворяет биологическую потребность (например, чувство голода).

Например, когда вы голодны, вы узнаете, что, пойдя в магазин, вы можете купить еду, и тем самым удовлетворить свою потребность в еде. В результате вы повторите это поведение в следующий раз, когда проголодаетесь и у вас не будет еды.

Однако, если этот магазин внезапно закроется и вы не сможете достать еды, вам придется научиться новому способу утоления голода, например, научиться охотиться.

Подобно тому, как поведение крысы формируется ее биологическими побуждениями, так же и поведение человека.

Вообще говоря, снижение влечения относится ко всему, что связано с удовлетворением биологических потребностей, связанных с едой, водой, безопасностью и сексом. Все это примитивные животные инстинкты.

Вот почему люди часто ведут себя как животные, когда они в опасности или не имеют регулярного запаса еды или воды. По сути, их мозг переводит их в режим выживания, чтобы они делали все необходимое, чтобы сохранить свое тело в безопасности и живым.

Общие побуждения в психологии

Как и биологические побуждения, общие побуждения также являются врожденными побуждениями. Однако они отличаются от биологических влечений тем, что не действуют по принципу гомеостаза. Некоторые из основных общих побуждений включают стремление к любопытству, побуждение к активности и побуждение к любви.

Любопытство

Любопытство побуждает к новым открытиям и имеет жизненно важное значение для роста и развития мозга.

Стремление к любопытству заставляет нас искать новую информацию и опыт в окружающем нас мире. Это стремление впервые проявляется у маленьких детей, которые постоянно исследуют свое окружение глазами, руками и ртом.

Любопытство очень важно для поддержания здоровья мозга, так как для роста и развития мозг зависит от воздействия новых стимулов. Если бы мы не были любопытны, мозг не получал бы достаточной стимуляции и в конце концов начал бы атрофироваться.

Это именно то, что происходит при некоторых психических расстройствах, таких как депрессия или неврологические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера.

Пробуждение любопытства

Стремление к любопытству вызывается изменением стимуляции, например, когда мы сталкиваемся с чем-то, чего мы никогда раньше не видели в своей жизни. Если мы сталкиваемся с одним и тем же снова и снова, нам это очень быстро надоедает, потому что знакомые вещи плохо стимулируют мозг.

Хорошим примером любопытства могут служить «шоу уродов», где люди платят деньги, чтобы увидеть других людей со странными уродствами. Что вы заметите у этих людей, так это то, что, впервые увидев «уродца», они будут смотреть с широко открытыми глазами и ртом, как будто они застыли в трансе.

Наше внимание естественным образом привлекает странное или необычное.

Создается впечатление, что мозг максимально раскрывает чувства, чтобы получить как можно больше информации об этом новом стимуле. Некоторые люди могут так глубоко погрузиться в этот транс, что даже не слышат вас, когда вы пытаетесь с ними заговорить.

Сенсорная депривация

Потребность мозга в стимуляции информацией и опытом настолько велика, что в некоторых случаях это может заставить вас видеть или слышать вещи, которых на самом деле не существует.

Один из способов продемонстрировать это — в резервуаре сенсорной депривации, также называемом изоляционной камерой, который служит для минимизации или устранения информации, поступающей в мозг через ваши органы чувств.

Люди, находившиеся в резервуарах сенсорной депривации, сообщали о зрительных и слуховых галлюцинациях. Это похоже на то, как будто мозг пытается стимулировать себя, буквально придумывая реальность. Такой же эффект возникает, когда людей запирают в одиночных камерах для наказания или пыток.

Резервуар сенсорной депривации сводит к минимуму информацию, которую вы получаете через органы чувств. Часто это может привести к галлюцинациям и внетелесным переживаниям.

Примечание. Мое личное мнение состоит в том, что когда мозг не получает достаточно новой стимуляции из окружающей среды, это может привести к тому, что кто-то испытает то, что мы классифицируем как психическое расстройство.

Скорее всего, это произойдет у людей, которые проживают свою жизнь с очень небольшими вариациями, а это означает, что они изо дня в день сталкиваются с одними и теми же вещами.

Чтобы стимулировать себя, я считаю, что в некоторых случаях мозг может заставить человека слышать вещи, видеть вещи, чувствовать себя параноиком и создавать иллюзию величия.

Все эти вещи служат для стимуляции мозга, привнося в жизнь человека что-то новое, что-то, в чем они находятся в центре внимания.

Рискованное поведение

Рискованное поведение определяется как любое  поведение, которое подвергает вас ненужному риску получения физической травмы.

Некоторые примеры могут включать скалолазание, альпинизм, скоростные гонки и прыжки с парашютом. Одним из возможных объяснений такого рискованного поведения является любопытство в действии.

Некоторые люди могут жить такой скучной и умственно не стимулируемой жизнью, что их мозг начинает жаждать некоторой стимуляции. В результате мозг получает огромную дозу стимуляции, участвуя в рискованном поведении, которое, кажется, удовлетворяет его в течение определенного периода времени.

Когда человеку надоедает обычная рутина повседневной жизни, он часто делает что-то экстремальное, чтобы снова почувствовать себя живым.

Некоторые люди называют чувство удовлетворения, которое они получают от таких действий, «приливом», что интересно, потому что это буквально приток информации в мозг.

Альтернативное объяснение рискованного поведения может быть связано с постепенным процессом десенсибилизации, когда человек постепенно выполняет все более рискованные действия и хочет «усложнить» задачу, делая что-то более опасное.

Опять же, это логическое объяснение, так как со временем мозг становится слабо стимулируемым знакомыми задачами, какими бы сложными или простыми они ни были.

Активность

Побуждение к активности заставляет нас физически двигаться, даже когда наши биологические побуждения удовлетворены. Например, если сытую крысу поместить в клетку с беговым колесом, она побежит без всякой видимой причины, кроме как бежать.

У людей стремление к активности можно наблюдать у младенцев, которые временами кажутся беспокойными и двигаются только ради того, чтобы двигаться.

И людям, и животным свойственно стремление к активности.

Другой пример может включать в себя наблюдение за человеком, который сидит неподвижно в течение длительного периода времени, например, во время чтения или учебы. Если вы будете наблюдать за ними достаточно долго, вы увидите, что их руки и ноги время от времени двигаются. То же самое может происходить и тогда, когда человек лежит в постели.

Хотя кажется, что это движение происходит только ради движения, на самом деле оно может быть связано с биологическим влечением.

Например, известно, что если вы время от времени не двигаете своим телом, когда вы неподвижны и не двигаетесь, этот кровоток нарушается.

В конечном итоге это может привести к образованию тромба, который в крайних случаях может вас убить. Таким образом, стремление к активности может помочь поддерживать кровообращение в хорошем состоянии, гарантируя, что тело двигается, когда это необходимо.

Привязанность

Стремление к любви заставляет нас искать любовь и общение с другими людьми. Важность такого контакта с окружающими была продемонстрирована в ходе эксперимента психологом Гарри Харлоу.

Харлоу отделил группу обезьян от их матерей и вырастил каждую обезьяну в социальной изоляции. Он обнаружил, что многие обезьяны демонстрируют поведение, похожее на детский аутизм, который характеризуется отсутствием интереса к другим и саморазрушительным поведением.

Гарри Харлоу выращивал обезьян в социальной изоляции, в результате чего у них развились психические расстройства.

Психоаналитик Эрик Эриксон также верил в важность аффективного влечения. Он предположил, что первой стадией психологического и социального ( психосоциального ) развития является доверие против недоверия.

Если в течение первых двух лет жизни у младенца разовьется чувство доверия ( благодаря удовлетворению его потребности во внимании ), это благотворно повлияет на его будущее. Однако если младенец почувствует недоверие, это окажет негативное влияние на его жизнь.

Важность товарищеских отношений также можно увидеть у заключенных, которые заперты в камере или в одиночной камере. Некоторые из этих заключенных попытаются держать в компании насекомых или мелких животных, таких как птицы или крысы.

Известным примером этого был «Человек-птица» из Алькатраса, который держал птицу в качестве домашнего питомца, а затем начал заботиться о других птицах и изучать их.

Приобретенные мотивы в психологии

Приобретенные мотивы формируются в результате опыта и, как следствие, уникальны для каждого человека. Приобретенные мотивы также называют социальными мотивами, потому что они влияют на то, как мы взаимодействуем с другими людьми.

Ниже мы рассмотрим несколько различных типов приобретенных мотивов:

Достижение

Уровень достижения, которое вы надеетесь получить, будет определять, насколько высоко вы приложите усилия, чтобы его получить.

Потребность в достижениях – это мотив для достижения целей, которые вы ставите перед собой в жизни. Люди с высокой потребностью в достижениях, вероятно, будут амбициозны и сделают все возможное, чтобы достичь вершины.

Люди с низкой потребностью в достижениях, скорее всего, не будут ставить перед собой цели, а если и будут, то цели будут довольно неамбициозными. Они также, вероятно, будут довольны своей жизнью и не ожидают от нее слишком многого.

Автономия

Автономия — это способность делать что-то самостоятельно, чтобы стать самостоятельным.

Потребность в автономии — это потребность делать то, что хочешь, без вмешательства других. Человек с высокой потребностью в автономии, скорее всего, будет самостоятельным, будет заниматься своими делами в жизни и руководить другими людьми.

Человек с низкой потребностью в автономии часто зависит от других, следует за другими людьми и чувствует, что мало контролирует свою жизнь.

Приказ

Люди с высокой потребностью в порядке любят содержать вещи в чистоте и порядке.

Этот мотив определяет, хотите ли вы, чтобы в вашей жизни все было организовано. Человек с высокой потребностью в порядке, скорее всего, будет держать важные документы в порядке, а свое рабочее место и дом содержать в чистоте.

Человек с низкой потребностью в порядке не следит за важной информацией и часто живет в беспорядке.

Принадлежность

Принадлежность — это желание быть с другими людьми, у одних это желание больше мотивировано, чем у других.

Потребность в принадлежности является мотивом быть с другими людьми. Человек с высокой потребностью в принадлежности, скорее всего, будет иметь много друзей и будет общительным человеком. Человек с низкой потребностью в принадлежности обычно не имеет много друзей и большую часть времени любит проводить в одиночестве.

Доминирование

Доминирующий человек хочет установить свою власть над другими и контролировать их. Часто это может привести к агрессивному поведению.

Это мотив доминировать над другими людьми, контролируя их поведение. Человек с высокой потребностью в доминировании, вероятно, будет агрессивным и склонным к спорам. Этот тип людей обычно находится на руководящих должностях.

Человек с низкой потребностью в доминировании, скорее всего, будет чрезмерно покладистым и будет слишком стараться угодить другим. Они обычно также очень покорны.

Выставка

Если у вас есть острая потребность в выставлении напоказ, вы будете делать все, чтобы привлечь внимание других.

Потребность в демонстрации — это мотив быть замеченным другими. Люди с высокой потребностью в демонстрации, вероятно, будут громко говорить, одеваться по-другому или вести себя необычно, пытаясь привлечь внимание окружающих.

Человек с низкой потребностью в демонстрации, скорее всего, будет говорить и вести себя так, чтобы не привлекать к себе внимания.

Агрессия

Люди с высокой потребностью в агрессии склонны спорить и затевать драки.

Потребность в агрессии – это мотив спорить с другими людьми или как-то причинять им боль. Люди с высокой потребностью в агрессии склонны начинать споры, проявлять физическое насилие и становиться злобными или обиженными по отношению к другим.

Люди с низкой потребностью в агрессии предпочитают стараться сохранить мир и найти решение, которое всех устроит.

Бессознательные мотивы

Зигмунд Фрейд считал, что многие наши мотивы бессознательны и действуют вне нашего сознательного контроля ( эго ).

Эти бессознательные мотивы формируются всякий раз, когда определенная информация или опыт представляют угрозу для эго, а затем подавляются в бессознательном уме.

Зигмунд Фрейд считал, что большая часть нашего поведения мотивирована бессознательными желаниями.

Это может объяснить явление, известное как самосаботаж, когда люди неосознанно мешают себе достичь определенного уровня успеха или счастья или разрушают его, когда они действительно достигают успеха или счастья.

Запретные желания и побуждения

С точки зрения Фрейда, есть два вида мотивов, которые имеют тенденцию к вытеснению: запретные сексуальные желания и запрещенные агрессивные побуждения.

Слово «запрещено» относится к вещам, которые вы хотели бы делать, но знаете, что не должны этого делать, потому что такое поведение считается социально неприемлемым. Например, если человек хотел заняться сексом с родственником, то это было бы классифицировано как запретное сексуальное желание.

Или, если человек не любит своего начальника и хочет дать ему по морде, но воздерживается от этого, то это также будет классифицироваться как запрещенное агрессивное побуждение.

Запрещенные побуждения — это то, что вы хотели бы сделать, но не позволяете себе делать из-за предполагаемых нежелательных последствий.

Фрейд полагал, что для того, чтобы защитить себя от реализации этих запретных желаний и побуждений, мы формируем механизм самозащиты, который он назвал «

реактивным формированием 9».0114».

Так, например, если человек хочет заняться сексом с родственником, он может попытаться держаться на расстоянии от этого человека, преднамеренно грубя ему. Часто это оставляет другого человека в замешательстве относительно того, почему с ним обращаются таким образом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts