Мышление в психологии как высшая функция психической деятельности
Способность головного мозга к мыслительной деятельности является одним из главных отличий высшей нервной системы человека от нервных систем других живых существ. Наиболее часто психологи и нейрофизиологи определяют мышление как непрерывный процесс моделирования и отражения в сознании индивида всех системных связей и взаимосвязей окружающего мира на основании определенных безусловных положений. Однако существуют и другие определения термина «мышление», так как практически каждый ученый, проводящий свои исследования в области когнитивной психологии, давал свое определение мышлению.
Основные характеристики мышления в психологии
Мышление в психологии является одной их высших функций психики человека, так как его можно охарактеризовать как психическую деятельность, имеющую мотив, цель, критерии, систему способов и действий, результат, а также контроль. Целью мышления в психологии всегда является поиск решения какого-то вопроса или задачи, ведь именно возникновение проблемы, требующей решения, и выступает причиной начала мыслительной деятельности. Неважно, на какой вопрос необходимо найти ответ: решить простую математическую задачу, придумать, куда поехать отдохнуть или как мотивировать сотрудников или коллег быстро закончить работу либо разработать принципиально новое техническое средство — во всех этих случаях используются одни и те же формы, стадии и операции мышления.
Психологи выделяют три основных формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это определение и систематизация всех существенных свойств и характеристик объектов, на которые направлен мыслительный процесс, а также выделение общих и специфических факторов и свойств для каждого из объектов мышления. Понятие дает возможность составить целостную картину об объектах мышления, их основных свойствах и взаимосвязях. Второй, не менее важной формой мышления, без которой невозможно полноценное понимание, является суждение — утверждение, или наоборот, отрицание какого-либо свойства объекта мышления либо взаимосвязи. На основании понятия и суждения делается умозаключение — вывод, который и является результатом мыслительного процесса.
Без умственных операций невозможно понимание и суждение; специалисты в области психологии и нейрофизиологии выделяют следующие операции мышления в психологии:
— сравнение — определение схожести и различий между объектами мышления;
— анализ — разделение объекта мышления на составляющие и определение свойств каждой отдельной части объекта;
— синтез — структурирование и соединение в одну систему различных объектов мышления, имеющих взаимосвязи;
— абстракция — намеренное игнорирование несущественных свойств объекта с целью выделения наиболее весомых характеристик;
— конкретизация — выделение частных характеристик для каждого из общей массы объектов мышления;
— индукция — определение выводов об общих положениях на основе известных данных о частных положениях;
— дедукция — умозаключения, основанные на применении общих положений в частных ситуациях;
— классификация — определение взаимосвязей между объектами мышления и их положения относительно друг друга;
— обобщение — выделение наиболее существенных свойств и связей, общих для всех объектов мышления.
Виды мышления в психологии
Огромное количество логических и мыслительных задач, которые ежедневно решает мозг человека, обусловило выделение нескольких видов мышления в психологии, которые отличаются межу собой по содержанию, по характеру задач и по оригинальности. Наиболее часто в психологии используется следующая классификация видов мышления:
По содержанию
1. Наглядно-образное мышление — его суть состоит в преобразовании образов восприятия в образы-представления. Такое мышление свойственно творческим людям, а также в простой форме — детям дошкольного возраста, которые в основном мыслят образами. Яркий пример результата образного мышления — нарисованная художником картина, изображающая его видение и понимание мира, созданный парфюмером аромат и др.
2. Наглядно-действенное мышление — тип мышления в психологии, в основе которого лежит наблюдение за объектом мышления и определение всех взаимосвязей в процессе непосредственного участия в ситуации, проведения эксперимента. Этот тип мышления используют дети: для того, чтобы определить свойства того или иного предмета, им нужно его рассмотреть, потрогать и др.
3. Абстрактное (дискурсивное) мышление — основанное на суждениях, умозаключениях и понятии; при нем человек не опирается на данные, полученные им опытным путем. Для того, чтобы понять математические теоремы, изучить практическое применение законов физики и химии, используется именно абстрактное мышление.
По характеру задач
1. Теоретическое — мышление в психологии, цель которого состоит в познании правил, законов и теорий, а также связей между и свойств абстрактных объектов мышления. Все математические формулы, философские законы, а также сводная таблица элементов Менделеева — это все наглядные результаты теоретического мышления
2. Практическое мышление — мыслительные процессы, направленные на физическое преобразование предметов из окружающей действительности. Изобретение и постоянное усовершенствование технических средств, новые открытия, делающиеся практически каждый день в лабораториях и НИИ — очевидные результаты практического мышления.
По оригинальности
1. Репродуктивное мышление — при нем человек применяет для решения своей задачи ранее придуманные другими людьми способы и методы
2. Продуктивное (творческое) мышление — заключается в определении собственных решений для поставленных задач, при чем человек в течении мыслительного процессе опирается только на свой опыт и собственные суждения, а не на умозаключения и схемы решения, придуманные другими.
Статистика по материалу: Мышление как одна из ключевых функций психической деятельности человека
Просмотров 15306 комментариев 3
это что такое в психологии, краткое и понятное определение мыслительного процесса человека
Содержание
- 1 Немного о понятии
- 2 Функции
- 3 Формы
- 4 Процессы
- 5 Расстройства
- 6 Развитие мышления
- 7 Разновидности
- 7.1 Критическое
- 7.2 Позитивное
- 7.3 Абстрактное
- 7.4 Логическое мышление в психологии – кратко об этом
- 7. 5 Клиповое
- 7.6 Креативное
- 7.7 Наглядно-образное
- 7.8 Системное
- 7.9 Пространственное
- 7.10 Стратегическое
- 7.11 Аналитическое
- 7.12 Творческое
- 7.13 Латеральное
- 7.14 Ассоциативное
- 7.15 Дивергентное и конвергентное
- 7.16 Нестандартное
- 7.17 Саногенное и патогенное
- 7.18 Рациональное и иррациональное
- 7.19 Понятийное
- 7.20 Научное
- 7.21 Стереотипное
- 7.22 Когнитивное
- 8 Заключение
Возможность мыслить – это один из главных инструментов, позволяющих познавать мир и определяющих взгляды на жизнь. С ее помощью человек получает информацию о действительности и явлениях в ней, в которых он не может принять непосредственное участие, а также решает будничные задачи, стараясь достигнуть максимальной эффективности. В этой статье я расскажу, что такое мышление, как это относится к психологии, дам определение и обозначу виды.
- Немного о понятии
- Функции
- Формы
- Процессы
- Расстройства
- Развитие мышления
- Разновидности
Немного о понятии
Это высочайший уровень человеческого сознания, способствующий ориентации в окружающей среде, накоплению опыта, формированию общего представления о предметах и реалиях. С его помощью личность может анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшее развитие событий, создавать модель закономерностей действительности.
Этой темой занимаются многие науки:
- Логика акцентируется на правильном, или как его еще называют, истинном мышлении.
- Психология в отличие от логических сфер берет также во внимание нарушенные формы, а также заинтересовано понятием, как основанием для получения результатов в определенной деятельности.
- Философия рассматривает его в качестве сознания или психики и пытается связать с бытием.
- Кибернетика настроена на создание искусственного интеллекта.
- Нейрофизиология пытается понять суть механизма.
Размышлять можно по-разному. Например, математик настроен на решение трудных уравнений, а писатель выстраивает в уме сюжет будущей книги. Бывают моменты, когда мы и вовсе не мыслим. Когда чистим зубы или открываем дверь. Так как эти манипуляции проводились миллионы раз, память выдает нужный алгоритм. Поэтому процесс действует только тогда, когда встают новые задачи.
Функции
Явление подразумевает умение:
- понимать и анализировать условия ситуаций;
- строить цепь действий, приводящих к разрешению проблем;
- ставить цель и выстраивать зависимость между известной и недостающей информацией;
- разбирать собственную разновидность мышления и деятельности, что позволяет индивиду взять под контроль свое поведение.
Формы
Структура включает в себя:
- Понятие. Это представление личности о предметах и реалиях, которые его окружают. С ее помощью можно объединить вещи по общим признакам. Модель разделяется на конкретную и относительную. Первая означает истинные объекты – квартира, стул. А вторые не имеют постоянной величины и зависят от индивидуального восприятия (счастье, любовь все объясняют по-разному). Стоит отметить, что содержание всех определений раскрывается через словесную речь.
- Суждение. Это отрицательные или утвердительные высказывания о действительности и ее частях. Получают его двумя путями: зрительное, слуховое, обонятельное восприятие или с помощью третьей формы.
- Умозаключение. Это создание нового мнения на основе уже существующих. Оно формируется в качестве цепи идей, а способность человека к ее выстраиванию зависит от развития мышления. Они разделяются на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (целая группа явлений объединяется в одно обобщенное).
Процессы
Это целенаправленное использование понятий и суждений с целью получить конкретный результат. Перед процедурой происходит определенная ситуация (она и становится условием задачи), а затем собираются данные и анализируются.
На завершающем этапе цепочки личность приходит к умозаключению, подразумевающему решение проблем, поиск выхода из обстоятельств и прогноз дальнейшего развития происходящего.
Цепь включает в себя несколько пунктов:
- приготовление;
- нахождение способа разрешения вопроса;
- достижение;
- пересмотр итогов.
Явление начинается с возникновения стремления разрешить то или иное затруднение. Затем следует собрать исходную информацию, оценить ее и вывести заключение.
Известные приемы размышлений:
- анализирование – задача разбивается на компоненты, выявляется ее «фундамент»;
- синтез – все части объединяются на основе обобщенных признаков, а после устанавливается связь каждой из них с целым. Этот метод противоположен первому;
- сравнение – выявляются сходные черты и отличия между предметами и реалиями;
- обобщение – это раскрытие общего среди разных объектов и объединение выявленного в отдельный класс;
- классификация – разделение на группы и подгруппы;
- конкретизация – отражение сути явления;
- абстрагирование – создание абстрактного образа.
Способов развития мышления существует довольно много. Но при этом необходимо брать в расчет и персональные особенности. Так, например, если у человека отлично развито воображение, то ему нужно обратить внимание на творческий подход к поиску решений. При склонности к последовательности и точности – совершенствовать следует именно эту сторону.
Расстройства
Это нарушения мыслительного процесса, разделяющиеся на два вида. Количественные связаны со сбоями речевого аппарата, интеллектуальной отсталостью и торможением нейропсихологического совершенствования.
Также выделяется качественный тип, имеющий несколько форм:
- Задержка психического развития наблюдается в раннем возрасте от 2 или 3 лет.
- Деменция связана с нарушением механизмов психики у взрослых и подростков.
- Олигофрения также диагностируется у детей и является отставанием в умственном прогрессе.
Все это связано со скоростью мышления, зависящего от работы головного мозга. Расстройства возникают ввиду значительного возбуждения или замедления мыслительной активности:
- Разорванность – мысли довольно быстро сменяются, что делает речь человека приближенной к абсурду: отсутствует логическая цепочка и последовательность рассуждений. Разговор представляет собой обрывки предложений и фраз, но при этом грамматика сохраняется. Встречается при шизофрении.
- Обстоятельность. Чрезмерное погружение в детали: индивиду сложно переключиться с одной темы на другую. Присуще эпилепсии.
- Аутическое в большинстве случаев наблюдается у замкнутых персон. Признаки расстройства: плохая адаптация и ориентация в обществе, отгороженность от действительности, полное погружение в собственный внутренний мир и переживания.
- Бредовое мышление. В этой ситуации появляются мысли, которые не поддаются переубеждению. Это может быть мнительность, беспричинные подозрения в измене, боязнь слежки.
- Обсессивный синдром. Характерной чертой является возникновение навязчивых идей. Больной не в состоянии от них избавиться даже несмотря на то, что мысленно он понимает весь их абсурд. Такие размышления несут угнетающее, разрушительное воздействие и вызывают страдания и негатив.
Отметим, что подобные патологии серьезно влияют на эмоциональный фон. Они провоцируют депрессию, апатичность или, наоборот, эйфорию. При возникновении нарушений следует обязательно обратиться к специалисту. В зависимости от обстоятельств он назначит медикаментозное лечение или курсы психотерапии.
Развитие мышления
Совершенствование мыслительных навыков берет начало с раннего детства. Новорожденный мыслить еще пока не умеет, но вот уже через год после рождения появляются зачатки процесса.
Чтобы умение прогрессировало, необходимо накопление опыта, знаний, а также требуется память. По мере взросления ребенок копит все эти составляющие путем познания окружающего его мира, начинают проявляться самые простые размышления.
Степень зависит от того, насколько хорошо родители взялись за воспитание своих детей. Ведь с малышом нужно регулярно заниматься, чтобы сформировать и закрепить эти навыки.
Каждый этап жизни человека имеет свои особенности в этом плане:
- У маленьких детишек преобладает наглядно-действенная разновидность. Все его действия направлены на достижение простейших целей: взять в руки машинку или куклу, достать с полки конфетку. Познавательный процесс проходит в форме игры.
- Когда ребенок уже научился говорить, его мышление выходит на новый уровень. Речь и мысли теперь тесно взаимосвязаны. Посредством нее взрослые передают информацию, а обучение становится гораздо проще.
- Развитие речевых умений способствует тому, что дети могут теперь использовать слова. В этот период набирает обороты воображение, проявляются творческие качества.
- В школе преподаватели учат оперировать полученными знаниями. На основе логики и опыта ученики понимают, как делать выводы, а различные школьные предметы и программы позволяют производить умозаключения на более высокой скорости.
- Старшеклассники обретают способности абстрактного размышления. Этому способствует изучение художественной литературы, развивающее фантазию.
Взрослея, ребенок задействует большее количество способов размышлять. А основным средством для их совершенствования является обучение.
Разновидности
Мышление человека — это высшая степень его познавательной деятельности. Процессы происходят не только на сознательном, но и на подсознательном уровнях. Благодаря им мы узнаем окружающий мир, можем объяснить происходящие события и явления и более продуктивно решать насущные проблемы.
Развитие этих навыков помогает личности стать успешной. Но для этого необходимо определить свой тип и уже отталкиваться от него. На моей консультации я готова помочь вам на пути саморазвития и сделать собственную жизнь гораздо лучше. А в качестве обзора приведу краткие определения основных видов.
Критическое
Оно способствует тому, что человек выбирает наиболее правильное решение проблемы и оценивает возможность его осуществления.
Позитивное
В этом случае во внимание берутся такие составляющие, как удача и доброта. Личность видит все в радужном свете, не отрекается от веры в лучшее и считает, что из любой ситуации всегда найдется выход.
Абстрактное
Позволяет увидеть картину в целостности, отбросив все детали, и должно развиваться с ранних лет. На ярко выраженную способность указывает огромная скорость размышлений и уникальный подход к достижению целей.
Особенная черта таких людей – быстро ориентироваться при любых обстоятельствах, даже если они являются незнакомыми. За короткий промежуток времени данные собираются и анализируются, а на их основе можно опосредовать умозаключение.
Логическое мышление в психологии – кратко об этом
Уклон делается на причинно-следственную связь. Благодаря этой разновидности можно применить уже имеющуюся информацию, обработав ее в определенной последовательности.
Результатом станет нахождение наиболее верного пути. Логика способствует быстрому получению выводов, определению последующей стратегии и разрешению задачи в ускоренном режиме.
Клиповое
Восприятие происходит исходя из наиболее заметных образов, вырванных из контекста. Рассуждение формируется из коротких новостей или отрывков. Все это позволяет выхватывать необходимые данные, не вдаваясь в подробности. Минусом является отсутствие способности изучить вопрос с разных сторон.
Креативное
Основное качество – нестандартный подход, отличный от ожидаемых решений. Такие люди всегда будут в плюсе перед теми, кто мыслит шаблонно. В творчестве это помогает реализовывать неповторимые идеи, а в бизнесе – решать задачи, кажущиеся неразрешимыми.
Наглядно-образное
Основывается на использовании зрительных образов и предоставляет возможность практически мгновенно обрабатывать информацию. Развивается преимущественно у детей. Для этого необходимо показать им предмет для запоминания, а потом попросить детальное описание.
Системное
Допускает определение взаимосвязей между разными предметами и реалиями. Способность видеть данные связи позволяет спрогнозировать итог в самом начале действий, предвидеть различные пути развития ситуации, выявить совершенные ошибки и исправить их.
Пространственное
Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, воспринимать местность, как единое целое, вспоминать расположение всех объектов между собой и относительно точки, где он находится.
Стратегическое
Индивидуум способен к прогнозу не только собственных результатов, но и своего оппонента. Он рассчитывает все действия противника и действует на опережение. Тем самым всегда оставаясь в выигрыше.
Аналитическое
Перед тем как начать действовать, личность все достаточно хорошо обдумывает. Способность из минимума материала «выжать» максимум данных позволяет рассмотреть ситуацию со всех ракурсов и найти самый подходящий выход.
Творческое
Это умение создавать нечто новое, с субъективной точки зрения, на основе уже известного. Кроме того, этот вид дает возможность находить решения, выходя за пределы привычного.
Латеральное
Такой человек при достижении целей опирается не только на накопленные знания, но и на интуицию и чувства. Он изучает объект с разных сторон, использует нестандартный подход и в итоге получает высокие результаты.
Ассоциативное
Это умение формировать яркие образы, связанные с предметом, что способствует анализу на эмоциональном и чувственном уровне, помимо понятийного. При хорошо развитом психологическом процессе индивид способен мысленно связать события, не имеющие общего с конкретным явлением. Например, ситуации из жизни с фильмом или книгой.
Дивергентное и конвергентное
Благодаря первому понятию можно найти массу выходов, основываясь лишь на исходном материале. Второе является прямо противоположным – внимание акцентируется только на одной версии, а остальные полностью отклоняются.
Нестандартное
Оно способствует нахождению необычного и уникального решения при любых обстоятельствах. Основное преимущество – решить задачу, которая кажется безвыходной.
Саногенное и патогенное
Люди с первым типом мышления устанавливают некий барьер от негатива, создают для себя комфортное эмоциональное состояние и не находятся в зависимости от стрессовых ситуаций. Вторая разновидность представлена, как разрушительная. Такая личность может сотню раз прокручивать в голове отрицательные события, уже давно прошедшие, и создавать при этом негативные эмоции: гнев, злость.
Рациональное и иррациональное
Еще одни противоположности. Основой рациональности является строгое следование логике и конкретной структуре, что позволяет выходить из большинства обстоятельств.
А иррациональности характеризуется обрывками суждений и невозможностью построить четкий мыслительный процесс. Такие индивиды часто переходят с одной темы на другую, а их мысли движутся в хаотичном порядке.
Понятийное
Присуще школьникам и проявляется в создании определенных истин, не требующих наличия доказательств. В этом случае исключается возможность рассматривать объект с разных сторон, так как уже сформирован некий шаблон.
Научное
Человек стремится узнать первопричину реалий, докопаться до сути. Характерные черты – системность, сбор доказательной базы, объективность. Плюс состоит в умении анализировать окружение и на основе полученных знаний приносить пользу людям или себе.
Стереотипное
События воспринимаются и оцениваются по установленным стандартам, а логика или творческий подход при этом не применяются. Это палка о двух концах. С одной стороны, индивидуум имеет возможность социализироваться, но с другой – теряет индивидуальность, становится частью массы. Главное оружие против этого направления – развитие фантазии.
Когнитивное
Включает в себя высочайшую степень прогресса всех мыслительных механизмов, что обеспечивает способность находить оптимальное решение с помощью сбора и анализа информации, оценки с разных ракурсов, а также интуитивных, эмоциональных и логических действий.
Заключение
В этой статье я постаралась понятно и кратко объяснить, что такое мышление. Совершенствовать этот процесс можно и нужно на протяжении всей жизни. И главное – не останавливаться, проявлять любознательность и не брать в приоритет бессознательное.
Что такое мышление в психологии?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 7 июня 2020 г.
- Категория должности: общая психология
Понаблюдайте за собой, чтобы увидеть, как вы используете слово «думать». Вы можете заметить, что вы используете думать по-разному, например, я не могу вспомнить его имя (синоним слова «воспоминание»), подумать об этом (для передачи внимания) или я думаю, что сегодня мои друзья придут ко мне в гости (чтобы передать неуверенность). ). Таким образом, мышление в психологии является основной предметной областью с полной собственной областью. Поскольку мышление является такой важной частью нашей жизни, почти все время бодрствования и даже во сне и во сне мы думаем. Трудно не думать. Когда вы читаете эту статью, вы думаете, когда вы перестанете читать это, вы все еще будете думать.
Мышление — это скрытый (внутренний) психический процесс более высокого порядка, который включает в себя манипулирование или преобразование информации, полученной из окружающей среды, а также той, которая уже хранится в нашей долговременной памяти. Например, когда вы видите картину, вы не просто поражены цветами или рисунком на холсте, вы смотрите за пределы этих цветов и рисунков, чтобы интерпретировать значение картины. Интерпретация картины опирается на знания, которыми вы уже обладаете, а также может дать новые знания, которые включены в ваши существующие знания. Таким образом, этот процесс мышления происходит посредством абстрагирования, решения проблем, суждений и принятия решений.
Характеристики T размышления в психологии- Мышление, как упоминалось выше, представляет собой скрытый психический процесс, но его можно вывести из скрытого (внешнего) поведения человека. Скажем, если вы наблюдаете за шахматистом, обдумывающим свой следующий ход, вы не сможете узнать, о чем он/она думает, пока он не сделает свой ход.
- Мышление в основном организовано, человек планирует стратегии и следует определенным шагам для достижения цели. Мы не сразу переходим к конечному шагу, мы тщательно делаем все шаги, основываясь на том, что сработало в прошлом и что не сработало, если задача знакома, и даже придумываем новые способы достижения нашей цели.
- Мышление — это форма обработки информации, происходящая в период между событием-стимулом и реакцией на него. Например, вы покупаете последний гаджет, прежде чем покупать его, вы можете получить доступ к преимуществам и недостаткам гаджета. Продавец показывает вам, основываясь на знаниях, которые у вас уже есть, прежде чем решить, покупать это или нет.
- Мышление – это целенаправленный процесс, все действия, требующие мышления, имеют конечную цель. От занятий, таких как приготовление пищи, до решения математической задачи.
Мышление зависит от предыдущих знаний, которыми мы уже обладаем, и эти знания представлены с помощью мысленных образов или языка. Язык и ментальное — это символы, которые используются в мыслительных процессах.
Мысленный образПроблема: откуда на земле вы прошли бы 1 милю на юг, затем 1 милю на восток, затем 1 милю на север и в итоге оказались бы точно там, где начали? При решении проблемы вы, возможно, использовали образы для решения проблемы. Сформированные образы обычно могут быть неполными, например, для решения вышеуказанной задачи люди представляют себе земной шар, но не весь земной шар, а только полярную область. В целом образы представляют собой абстракцию некоторых признаков прошлого опыта. Таким образом, образ — это мысленное представление чувственного опыта. Его можно использовать, чтобы думать о вещах, местах и событиях.
ЯзыкБольшая часть мышления происходит с помощью слов и использования грамматики для формирования осмысленных предложений. Некоторые психологи дошли до того, что заявили, что язык может фактически определять мысли, которые мы способны иметь (гипотеза лингвистической относительности — Бенджамин Ли Уорф, 1956). Таким образом, в основном это предполагает, что люди не могут думать ни о чем, если это не переведено в язык.
Какие процессы используются в мышлении ?В психологии процесс мышления включает в себя решение проблем, рассуждения и принятие решений и обсуждается ниже:
Решение проблемОсновная идея в том, что он направлен на достижение цели. В решении проблем есть начальное состояние (то есть проблема) и конечное состояние (цель). Эти две стадии объединены несколькими этапами, называемыми умственными операциями:
- Определение проблемы
- Представление проблемы
- Планирование решения: постановка подцелей
- Оценить все решения
- Выбрать одно решение и выполнить его
- Оценить результат
- Переосмыслить и переопределить проблемы и решения.
Есть три основных препятствия на пути к решению проблем:
- Ментальная установка : Это тенденция решать проблему с помощью уже опробованных умственных операций или шагов.
- Функциональная неподвижность : Это происходит, когда люди фиксируются на обычном функционировании вещи. Например, используя только утюг, используя железную коробку, чтобы размять одежду.
- Отсутствие мотивации.
Если вы видите человека, бегущего по дороге, вы можете сделать ряд выводов о его поведении, чтобы понять, почему он бежит. Этот процесс мышления, который включает в себя выводы о действиях других, называется рассуждением. Другими словами, рассуждение позволяет нам выносить суждения. Рассуждение делится на виды дедуктивного и индуктивного рассуждения. Дедуктивное рассуждение начинается с некоего общего предположения, которое мы считаем верным, а затем применяем его к конкретному поведению. Таким образом, это рассуждение от общего к частному. Принимая во внимание, что индуктивное рассуждение основано на конкретных фактах и наблюдениях. Индуктивное поведение делает вывод из конкретного наблюдения для населения в целом.
Принятие решенийПринятие решений — это своего рода решение проблем, при котором нам предоставляются определенные альтернативы, из которых мы выбираем, исходя из нашей личной значимости и путем анализа затрат и выгод каждой альтернативы. Например, когда вы выбираете между предметами, по которым будете получать высшее образование, ваше решение будет основываться на ваших интересах, перспективах на будущее, наличии университета и т. д.
Типы мышления в психологииВ психологии обсуждаются два типа мышления:
- Аутистическое мышление: — это очень личное мышление. Символы, используемые в этом мышлении, имеют личное значение. Например мечты.
- Направленное мышление: — это тип мышления, с помощью которого мы решаем проблемы нашей повседневной жизни. В творческом мышлении мы также используем направленное мышление. Это также то мышление, которое мы так ценим в ученых людях. Во время творческого мышления мы также используем направленное мышление.
Теги: мышление
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Как мысли о будущем делают жизнь более осмысленной
Осознанность сейчас в моде, и на то есть веские причины. Сосредоточение внимания на моменте может улучшить наше самочувствие, развить сострадание и помочь нашим отношениям. Как насчет того, чтобы выйти за пределы настоящего момента? Да, мысли о будущем могут вызвать тревогу, но все больше исследований показывают, что они также могут сделать нашу жизнь более значимой.
Не только люди обладают некоторой способностью предвидеть будущее, процесс, который ученые называют «прогнозированием». В конце концов, ваша собака приходит в восторг, когда видит, что вы держите поводок, потому что ожидает скорой прогулки; ваша кошка может проявлять такое же волнение при звуке открываемой банки. Есть даже доказательства того, что некоторые животные, такие как бонобо и вороны, могут выбирать и сохранять инструменты, которые они планируют использовать в будущем.
Но уникальные преимущества разведки для людей не ограничиваются преимуществами других животных. Мы не только фантазируем о своем следующем отпуске или решаем, что лучше — подняться по лестнице или подняться на лифте, — наша перспектива может заглянуть далеко в будущее: мы можем откладывать деньги на образование наших детей или планировать выход на пенсию через десятилетия. Мы можем делать прогнозы о собственном будущем, основываясь на том, что мы узнали об опыте других людей и даже от персонажей книг и фильмов. И мы можем рассмотреть несколько направлений, в которых может развиваться наше будущее.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Именно эта замечательная способность моделировать наше возможное будущее делает поиск особенным. Точно так же, как разведка золота может буквально сделать вас богатым, исследования показывают, что разведка вашего будущего может обогатить вашу жизнь по крайней мере четырьмя способами.
1. Помогает нам принимать более взвешенные решения
Возможно, одна из самых фундаментальных и важных функций прогнозирования заключается в том, что оно помогает нам решить, как действовать: размышления о том, что, вероятно, ждет нас в будущем, помогает нам решить, какой курс выбрать в настоящем -и сейчас. В нескольких исследованиях изучалось, как мысли о будущем влияют на принятие нами решений.
Исследователей особенно интересовала психология, которая управляет нашим процессом выбора между получением чего-то сейчас или получением чего-то более ценного позже. Как правило, люди склонны выбирать более мелкие, но более немедленные вознаграждения, а не более крупные вознаграждения, которых им приходится ждать, — явление, известное как «дисконтирование с задержкой».
Но они не всегда предпочитают краткосрочное вознаграждение долгосрочной выгоде. Например, исследования показали, что сегодняшняя связь с возможным будущим событием может противодействовать дисконтированию задержек. В одном исследовании, проведенном в Соединенном Королевстве, участникам было предложено либо живо представить себе, как они тратят 35 фунтов стерлингов в пабе через 180 дней, либо просто оценить, сколько, по их мнению, можно было купить за 35 фунтов. Участники первого условия показали повышенную готовность ждать более крупную награду в будущем, чем участники второго условия. Другими словами, визуализация конкретного возможного будущего противодействовала эффекту дисконтирования отсрочки.
Другое исследование показало, что участники, которые чувствовали себя ближе к себе в будущем, были более склонны ждать большей награды, чем те, кто ожидал перемен; то же самое было верно, когда их попросили принять решение от имени вымышленного персонажа, который, как они знали, должен был пройти через событие, которое изменит жизнь (например, обращение в религию или возвращение домой с войны).
Хотя это исследование само по себе интересно, оно может иметь важные личные последствия. Если бы людей можно было заставить чувствовать более непосредственную связь с их окончательным выходом на пенсию (и последующим падением дохода), они могли бы быть более мотивированы к принятию взвешенных решений.
Фактически, один эксперимент показал, что манипулирование тем, как люди думают о времени до выхода на пенсию (в днях, а не в годах), заставляло их планировать начать откладывать на пенсию раньше, потому что изменение временной перспективы заставило участников чувствовать себя более связанными с их будущие я. Исследование 2014 года показало, что просмотр реалистичных компьютерных изображений того, как они могут выглядеть в будущем, уменьшил их дисконтирование будущих вознаграждений и заставил их вносить больший вклад в гипотетический пенсионный счет.
2. Мотивирует нас на достижение наших целей (если мы делаем это правильно)
Перспектива имеет еще одно важное применение: она мотивирует нас на достижение наших целей. Но отношения здесь непростые. Работа психолога Габриэле Эттинген и ее коллег показывает, что то, помогают ли размышления о будущем нам на самом деле достигать наших целей, зависит от того, как мы думаем о будущем.
На самом деле, исследования показали, что позитивное мышление о нашем будущем может иметь неприятные последствия. Чем больше люди позитивно фантазируют об успешном достижении своих целей, тем меньше усилий они прикладывают для их реализации. Например, в одном исследовании люди, которые больше фантазировали об успешном похудении, на самом деле похудели меньше. Другое исследование показало, что студенты, которые фантазировали о своем переходе в профессиональную карьеру, были менее успешны в поиске работы, а студенты, которые больше мечтали о своей любви, с меньшей вероятностью завязывали отношения со своим возлюбленным.
Важно отметить, что оба этих исследования обнаружили противоположный эффект наличия положительных ожиданий («оценка желаемого будущего как вероятного»). Люди, которые ожидали похудеть, с большей вероятностью действительно похудели; студенты, которые ожидали, что найдут работу, с большей вероятностью ее найдут; и студенты, которые ожидали вступить в отношения со своим возлюбленным, с большей вероятностью действительно это сделали.
Вполне логично, что наличие позитивных ожиданий — по сути, оптимизма — может повысить нашу способность достигать целей, но почему на самом деле могут быть фантазии о будущем уменьшить шанс достижения того, что мы хотим? Потому что, как пишут Эттинген и Клаус Мишель Райнингер, позитивные фантазии «заставляют людей мысленно наслаждаться желаемым будущим здесь и сейчас и, таким образом, ограничивают инвестиции и будущий успех».
Но часто наши цели исходят из наших фантазий. Мы хотим преуспеть в работе, найти мистера или миссис Правильного или пробежать марафон. Как нам превратить эти фантазии в поведение, которое может помочь нам достичь наших целей? Исследования показывают, что, хотя оптимизм важен, также полезно провести контраст между нашими фантазиями и нашей текущей реальностью, что позволяет нам увидеть барьеры, которые необходимо преодолеть.
Например, в одном исследовании студентов просили мысленно сопоставить свои положительные фантазии о пользе от программы профессионального обучения с аспектами программы, которые могут помешать их прогрессу. Это размышление заставило студентов, которые ожидали, что преуспеют в программе, взять на себя больше обязательств, а тех, кто ожидал плохого результата, — меньше, что снова указывает на важность оптимистичных ожиданий для успеха. Но мысленное противопоставление также было ключевым: позитивные ожидания не повышали заинтересованность участников, которым не было поручено сравнить свою нынешнюю ситуацию со своими будущими желаниями.
Результаты более позднего исследования показывают, что эффективность мысленного противопоставления обусловлена «активизацией» — это означает, что, когда люди возлагают большие надежды на успех в чем-либо, рассмотрение того, что может помешать достижению их целей, дает им энергию, чтобы попытаться преодолеть эти барьеры. Другими словами, это помогает немного напрячься.
Умственное противопоставление, особенно когда оно используется в сочетании с «намерениями реализации» — составление планов, помогающих преодолевать потенциальные барьеры, — помогает людям достичь своих целей. Для описания этого процесса Эттинген и его коллеги используют аббревиатуру WOOP: Wish, Outcome, Obstacle, Plan. В исследованиях вмешательства типа WOOP помогли людям избавиться от вредной привычки перекусывать, больше заниматься спортом и улучшить успеваемость.
Таким образом, исследования показывают, что мысли о будущем могут мотивировать нас предпринять шаги, необходимые для достижения наших целей, но только если мы принимаем во внимание препятствия.
3. Улучшает психологическое самочувствие
Помимо того, что помогает нам принимать решения и достигать наших целей, существуют доказательства того, что проспективный взгляд может улучшить психологическое здоровье в целом. Это может даже помочь людям, которые борются с депрессией, и тем, кто восстанавливается после травмы.
Действительно, некоторые исследователи связывают плохую перспективу с некоторыми психологическими расстройствами, такими как депрессия.
«Мы рассматриваем ошибочное проспективное мышление как основной процесс, лежащий в основе депрессии», — пишут психологи Мартин Селигман и Энн Мари Ропке в книге Homo Prospectus . В частности, они отмечают, что люди с депрессией представляют себе возможное будущее более негативным, чем люди без депрессии. Более того, люди с депрессией склонны переоценивать риск и иметь более пессимистичные представления о будущем.
Подробнее о постановке целей
Узнайте, как улучшить достижение своих целей.
Откройте для себя четыре стадии изменения.
Узнайте, как создать правильную среду для изменения своих привычек.
Как выбирать цели, которые оживляют вас.
Возможно, поэтому исследования показывают, что борьба с негативными представлениями о будущем может быть полезной. Некоторые методы, используемые в когнитивно-поведенческой терапии, например, включают в себя коррекцию того, как люди думают о будущем, а некоторые исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия может улучшить перспективы. Существует 10-недельная программа под названием «Терапия, направленная в будущее», которая побуждает участников тратить меньше времени на размышления о прошлом или текущих проблемах. Вместо этого их просят уделять больше времени размышлениям о том, чего они хотят от будущего, одновременно развивая навыки для достижения этих будущих целей. Нерандомизированное пилотное исследование показало, что у пациентов с большим депрессивным расстройством, прошедших это вмешательство, наблюдалось значительное улучшение депрессии, тревоги и качества жизни по сравнению с пациентами, прошедшими стандартную когнитивно-поведенческую терапию.
Исследование, проведенное в 2018 году, предполагает, что для людей, восстанавливающихся после травмы, оптимистично писать о будущем — вмешательство, называемое перспективным письмом, — может способствовать посттравматическому росту (то есть положительному психологическому росту после травматического события в жизни). В этом исследовании взрослые, которые недавно пережили травму, были случайным образом распределены в группу предполагаемого вмешательства в письмо, контрольную группу фактического письма или контрольную группу без письма. На протяжении всего исследования те, кто входил в группу потенциальных писателей, показали большее улучшение в опросах, измеряющих аспекты посттравматического роста, включая качество отношений, смысл жизни, удовлетворенность жизнью, благодарность и религиозность-духовность. Две другие группы не показали такого же прогресса.
Есть еще одна техника, которая может помочь каждому улучшить свое психологическое здоровье: «упреждающее смакование». Потратив время на то, чтобы смоделировать положительный опыт заранее и насладиться им — будь то предстоящая еда, визит к друзьям или отпуск, — вы сможете дважды извлечь выгоду из этого опыта. Одно исследование, проведенное в 2018 году, показало, что возможность насладиться предстоящим опытом на самом деле увеличивает удовольствие людей как во время развертывания опыта, так и при его воспоминании позже.
Один из способов вовлечься в упреждающее смакование, предложенный Рёпке и Селигманом в недавней обзорной статье, состоит в том, чтобы изменить упражнение благодарности «три хороших вещи». Вместо того, чтобы писать три хороших вещи, которые произошли сегодня, вы можете написать три хороших вещи, которые, как вы ожидаете, произойдут завтра, и что вы можете сделать, чтобы повысить вероятность того, что эти вещи действительно произойдут. Для людей, которые борются, они предлагают также записать три метода, которые можно использовать, чтобы смягчить разочарование, если хорошие вещи на самом деле не случаются. Это могут быть стратегии преодоления трудностей (упражнения, общение с другом и т. д.) или альтернативные стратегии, позволяющие сделать что-то хорошее (например, если друг отменил обед, вы можете предложить пообедать на следующей неделе).
4. Делает нас более добрыми и щедрыми
То, как мы думаем о будущем, влияет не только на нашу жизнь. Это также может повлиять на то, как мы относимся к другим людям.
В частности, представление о том, что вы помогаете кому-то в будущем, может повысить вероятность того, что вы действительно это сделаете. Например, исследование 2018 года показало, что участники сообщали о большей готовности помогать другим людям, нуждающимся в помощи (например, человеку, который был заперт в своем доме или потерял свою собаку), если ранее их просили представить помощь человеку в беде. аналогичный сценарий. Люди, которых просили более ярко представить сценарий оказания помощи, представляя событие, происходящее в знакомом месте, были еще более готовы помочь. Один эксперимент даже показал, что люди, которые воображали, что помогают, на самом деле давали больше денег нуждающимся, когда им предоставлялась такая возможность.
Другое исследование показало, что, когда люди более широко думают о будущих последствиях помощи другим, они могут чувствовать вдохновение вести себя более просоциально. В ходе одного эксперимента исследователи попросили людей, которые вызвались добровольцами для оказания помощи пострадавшим от урагана «Катрина», представить себе значение и последствия своей поездки или конкретно подумать о том, как они будут помогать.
Может ли этот эффект абстрактного против конкретного иметь последствия в реальном мире? Исследователи думают так:
Мы считаем, что наши результаты предполагают вмешательство, которое можно использовать для стимулирования и поддержания просоциального поведения. В той мере, в какой люди избегают или прекращают просоциальные действия из-за конкретных затрат, предложение людям абстрактно интерпретировать эти действия может помочь им упорствовать в просоциальных действиях, которые имеют устойчивые личные и социальные выгоды.