Что такое наблюдение это: НАБЛЮДЕНИЕ это

Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Определение 1

Наблюдение  представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

  • наблюдатель;
  • объект исследования;
  • условия наблюдения;
  • средства наблюдения (измерительные инструменты).

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать  явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения. Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя  тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.

Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено  на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя. 

Выделяют следующие виды наблюдения:

  • качественное;
  • количественное. 

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в  современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

 

Эксперимент как метод научного познания

Определение 2 

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента: 

  • лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
  • система, которая изучается исследователем;
  • протокол эксперимента;
  • реакции системы, которые  фиксируются с помощью необходимых приборов.

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент;
  • проверочный (контрольный) эксперимент; 
  • воспроизводящий эксперимент; 
  • изолирующий эксперимент;
  • качественный и количественный эксперимент; 
  • физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

  •  Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 
  • Умственный эксперимент — это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий.  

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Контролируемый эксперимент — это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.  Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В. Вундт), позднее —  в социологии.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

  1. Явления, которые изучаются, воспроизводятся по желанию исследователя.
  2. Эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях. 
  3. Варьирование условий предоставляет возможности  изолировать изучаемый объект  от усложняющих обстоятельств и приблизиться к его изучению в «чистом виде» с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях).
  4. В эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

  • Во-первых, он является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования.  Эксперимент опосредован теоретическим исследованием и его результатами, т.к. он основывается на теоретическом знании. Эксперимент ставит своей целью проверку научной гипотезы.  Так же в эксперименте используется различные познавательные средства, что приближает его к эмпирическому уровню познания. Результаты эксперимента – это установленные факты и эмпирические зависимости.
  • Во-вторых, эксперимент относится к  познавательной  и практической деятельности одновременно. Цель эксперимента — приращение знания, но так же он связан и с преобразованием окружающей действительности.

Автор: Валерия Дедова

Преподаватель философии

Наблюдение

ГлавнаяКниги по политологииПолитический анализ и прогнозирование: А.С. АхременкоНаблюдение

Наблюдение — это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий. Бесспорное достоинство наблюдения — прямое восприятие событий, отсутствие «посредников» между исследователем и реальной действительностью. Для политической науки это имеет особое значение, поскольку, как неоднократно отмечалось выше, политическая реальность в наибольшей мере подвержена сознательным и неосознанным интерпретационным искажениям.

В то же время наблюдатель сам является человеком из плоти и крови, с собственным политическим мировоззрением, предпочтениями, ценностными ориентациями. По природе своей наблюдение неизбежно избирательно, и даже самый беспристрастный наблюдатель фиксирует реальность под определенным углом зрения, зависящим от особенностей его личности. Поэтому наблюдение можно в целом охарактеризовать как достаточно субъективный метод, хотя и существуют специальные методики, нацеленные на смягчение действия субъективного фактора (о них ниже).

Другое важное достоинство наблюдения — глубина и насыщенность собираемой информации. В ходе наблюдения исследователь получает не только сухой фактический материал, но «живой» образ ситуации, он способен различить оттенки, полутона происходящего, не фиксируемые более объективными и строгими методиками. Конечно, это свойство наблюдения имеет и свою отрицательную сторону: все та же субъективность получаемых данных.

Надо отметить, что возможности использования наблюдения при сборе информации для политического анализа существенно ограничены. Наблюдать можно только четко локализованное политическое событие, например заседание Государственной думы, съезд политической партии, митинг или демонстрацию. Кроме того, наблюдение многих политических событий затруднено в силу их закрытого характера. К примеру, наблюдать неформальную встречу политического лидера с представителями его ближайшего окружения практически невозможно, не будучи частью этого окружения. Поэтому результаты наблюдения в большинстве случаев используются как дополнительная, а не основная составляющая информационного обеспечения. Так, при изучении определенной политической партии наблюдение ее съезда или конференции может оказаться чрезвычайно полезным, но лишь в сочетании с анализом ее программных документов, результатов участия в избирательных кампаниях, изучением посвященных партии материалов СМИ, мнений экспертов, данных опросов общественного мнения и т. д.

Существует несколько оснований классификации наблюдения. С точки зрения участия наблюдателя в процессе, который является объектом наблюдения, выделяют включенное и невключенное наблюдение. В первом случае исследователь непосредственно участвует в процессе, за которым наблюдает. Так, если объектом наблюдения является политический митинг, исследователь находится в толпе митингующих, вместе с которыми скандирует лозунги, выражает свое одобрение или неодобрение выступающим и т. д. Используя включенный метод, наблюдатель получает информацию о небольшом фрагменте реальности, которая непосредственно его окружает, но эта информация будет полной, глубокой, эмоционально насыщенной. Включенное наблюдение дает наиболее интересные, но при этом и наиболее субъективные данные: невозможно участвовать в какой-то деятельности, сохраняя по отношению к ней полную эмоциональную дистанцию. Особенно это касается массовых мероприятий, в ходе которых нередко проявляется феномен «передачи настроения»: наблюдатель неосознанно становится эмоционально сопричастным окружающим людям, испытывает те же ощущения, что и они (эмоциональный подъем, агрессию и т. д.).

Основание другой классификации — знание/незнание людей, которые являются объектом наблюдения, о том, что за ними наблюдают. По этому основанию выделяют открытое (наблюдаемые осведомлены о процессе наблюдения) и скрытое (наблюдаемые не осведомлены) наблюдение. Например, большинство заседаний Государственной думы проходит в ситуации открытого наблюдения: за работой палаты следит большое число представителей прессы, о чем сами депутаты прекрасно осведомлены.

Открытое наблюдение, как правило, гораздо легче организовать с технической точки зрения. В то же время оно несет в себе определенный риск получения неадекватных результатов: знание наблюдаемых о процессе наблюдения за их поведением может стать фактором, влияющим на это поведение. Классический тому пример, приводимый во многих работах по социологии, связан с изучением производительности труда на ткацких предприятиях. Группа социологов (преимущественно мужчин) вела открытое наблюдение за работой ткачих (исключительно женщин) с целью выявить факторы, влияющие на производительность их труда. Результат оказался неутешительным: основным таким фактором стало присутствие на предприятии группы наблюдающих за ткачихами социологов. В политике хорошо известен «эффект камеры»: многие политические лидеры в присутствии журналистов демонстрируют совершенно иное поведение, нежели в непубличных ситуациях.

Комбинированная классификация на основе двух приведенных выше оснований дает четыре вида наблюдений:

Включенное

Невключенное

Открытое

Включенное открытое

Невключенное открытое

Скрытое

Включенное скрытое

Невключенное скрытое

Еще одна классификация касается степени стандартизации процедуры наблюдения. Выделяют стандартизованное (структурированное, контролируемое) и нестандартизованное (свободное, неконтролируемое) наблюдение. В первом случае исследователь фиксирует наблюдаемый процесс в соответствии с заранее разработанной строгой процедурой. Ключевой момент подготовки к стандартизованному наблюдению — операционализация изучаемых признаков до уровня аудиовизуально наблюдаемых индикаторов.

Скажем, одной из задач прикладного исследования является определение степени авторитетности нескольких лидеров конкретной партии в среде партийной элиты (руководства). Методом измерения данного признака выбирается, например, невключенное открытое наблюдение. Наблюдаемым событием будет ежегодная партийная конференция, на которой будут выступать все интересующие исследователя партийные лидеры.

Примем в качестве исходной посылки, что авторитетность партийного лидера будет проявляться, в частности, во внимании и поддержке аудиторией его выступления. Далее необходимо привести неоперациональные понятия «внимание» и «поддержка» к эмпирически наблюдаемому виду, причем наблюдаемому аудиовизуально. Так, признак «внимание» может быть операционализирован через:

• уровень шума в зале в процессе выступления оратора;

• число выходящих из зала во время выступления;

• число людей, разговаривающих друг с другом;

•число людей, занимающихся посторонними делами (читающих газету, разговаривающих по мобильному телефону и т. д.).

Чем меньше значение каждого из операциональных признаков, тем выше уровень внимания к оратору.

Признак «поддержка» может быть операционализирован через:

• продолжительность аплодисментов по завершении выступления оратора;

• громкость аплодисментов по завершении выступления оратора;

• количество раз, когда выступление оратора прерывалось аплодисментами;

• количество одобрительных возгласов из зала;

• количество неодобрительных возгласов из зала и т. д.

Для каждого из операциональных индикаторов определяется единица счета. Например, продолжительность аплодисментов может измеряться в секундах (интервальная шкала), уровень шума в зале — на порядковом уровне (отсутствует, слабый, умеренный, громкий, овация).

Все операциональные признаки и соответствующие им единицы счета заносятся в специальную карточку наблюдателя, которая заполняется в процессе наблюдения. По итогам наблюдения мы сможем количественно оценить значения признаков «внимание аудитории» и «поддержка аудитории» применительно к каждому из выступающих. При этом необходимо будет сделать поправку на время выступления оратора, помня, что первый выступающий имеет дело со свежей аудиторией, последний — с уставшей.

Основное достоинство стандартизованного наблюдения заключается в том, что оно существенно снижает субъективность данной процедуры. В то же время значительно уменьшаются глубина и насыщенность получаемой информации — она в какой-то мере обедняется. Возникает риск упустить существенные особенности поведения наблюдаемых, не учтенные исследователем при разработке программы наблюдения. Это компенсируется наличием в карточках графы «Заранее не формализуемые пометки», но лишь частично: наблюдатель неизбежно будет концентрироваться на параметрах, обозначенных в карточке.

Свободное наблюдение не предполагает столь жестко структурированной процедуры фиксации данных, исследователь руководствуется лишь общим планом. При этом свободное наблюдение остается научным методом сбора информации, поскольку:

• оно подчинено четко сформулированным целям и задачам исследования;

• наблюдатель понимает, какие конкретно характеристики поведения ему интересны;

• результаты наблюдения в том или ином виде фиксируются;

• информация, полученная посредством наблюдения, поддается проверке на надежность.

Подход «Пойду посмотрю, что там происходит» принципиально не приемлем ни при каком научном наблюдении.

Наконец, различают индивидуальное и групповое наблюдение. В последнем случае наблюдение осуществляется несколькими людьми. При групповом наблюдении важно учесть два момента. Во-первых, необходимо четко определить пространственные позиции каждого из наблюдателей, чтобы все вместе они охватывали объект наблюдения целиком, а их индивидуальные сектора не пересекались. Во-вторых, до начала процедуры наблюдения следует определить правила и принципы, в соответствии с которыми отдельные наблюдения будут складываться в единую картину происходящего. Эффективное решение этой задачи возможно за счет использования стандартизованного наблюдения; использование иных методик с высокой вероятностью приведет к тому, что собрать отдельные фрагменты в единое целое будет попросту невозможно.

Что такое наблюдение? | ECLKC

Один онлайн-словарь 1 дает следующие определения для наблюдения (существительное):

  • Действие или случай наблюдения или восприятия
  • Действие или случай внимательного рассмотрения или наблюдения
  • Способность или привычка наблюдать или замечать
  • Информация или запись, защищенная таким актом

В соответствии со Стандартом эффективности программы Head Start (HSPPS) 45 CFR §1302.

33(b)(2), «программа должна регулярно использовать информацию из параграфа (b)(1) этого раздела вместе с неформальными наблюдениями учителей и дополнительной информацией из семье и персоналу, в зависимости от обстоятельств, для определения сильных сторон и потребностей ребенка, информирования и корректировки стратегий для лучшей поддержки индивидуального обучения и улучшения методов обучения в центрах и семейных детских учреждениях, а также для улучшения стратегий посещения на дому в моделях на дому».

Наблюдение за детьми является необходимой частью ежедневной работы учителей, патронажных работников и воспитателей в рамках программ Early Head Start (EHS) и Migrant and Seasonal Head Start (MSHS). Однако наблюдение — это нечто большее, чем просто наблюдение за тем, что делают дети, как описывает здесь воспитатель для малышей:

Джонни был рыжеволосым 2-летним ребенком, который мог опустошить полку с игрушками быстрее, чем любой ребенок, которого я когда-либо знал.

Я проводила дни, когда он приходил в детский сад, бегая за ним, пытаясь сохранить некое подобие порядка. Примерно в это же время мне пришлось пройти курс наблюдения в рамках моей учебы в [школе]. Я был расстроен. Я умел смотреть на детей. Я мог видеть, что они делали. Примерно через два месяца меня осенило: наблюдение касается не только того, что делают дети. Это было наблюдение за ними со стороны с целью попытаться понять, что они чувствуют и переживают внутри. Это откровение помогло мне узнать Джонни. 2

Если наблюдение — это больше, чем просто наблюдение за детьми, как его можно определить? История этого учителя содержит важный момент; наблюдение за детьми также требует внимания и цели. Стетсон, Яблон и Домбро (2009) определили наблюдение как «наблюдение и слушание, чтобы узнать об отдельных детях».

3 Сотрудники системы образования наблюдают и слушают детей и их семьи, чтобы узнать о развитии каждого ребенка и выяснить, что и как изучает каждый ребенок. Наблюдение также можно описать как пристальное внимание к поведению, взаимодействиям, действиям и интересам ребенка, а также замечание всех аспектов развития ребенка. 4 Оба определения подчеркивают важность наблюдения с намерением и наблюдения для того, чтобы узнать о ребенке.

1 «Observation», Dictionary.com , по состоянию на 19 февраля 2019 г., http://dictionary.reference.com/browse/observation?&qsrc=.

2 Джуди Джаблон, Эми Л. Домбро и Марго Л. Дихтельмиллер, Сила наблюдения за рождением до восьми лет , 2-е изд. (Стратегии обучения и Национальная ассоциация образования детей младшего возраста, 2007 г.), 3.

3 Шарлотта Стетсон, Джуди Джаблон и Эми Л. Домбро, Наблюдение: ключ к гибкому учебному пособию с DVD ( Вашингтон, округ Колумбия: стратегии обучения, 2009), 1.

4 National Infant & Инициатива по уходу за детьми дошкольного возраста, Учебная программа для младенцев и малышей и индивидуализация (Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения и социальных служб США, 2010 г. ), 19.

Подробнее:

Наблюдение за детьми, индивидуализация

, Скрининг и оценка детей

Тип ресурса: Статья

Национальные центры: Раннее развитие детей, преподавание и обучение

Последнее обновление: 13 ноября 2019 г.

Наблюдение Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Тест
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ ob-zur-vey-shuhn ]

/ ˌɒb zɜrˈveɪ ʃən /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: наблюдение / наблюдения на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

действие или случай наблюдения или восприятия.

действие или случай внимательного рассмотрения или наблюдения.

способность или привычка наблюдать или замечать.

уведомление: скрыться от наблюдения человека.

Действие или случай наблюдения или наблюдения за фактом или событием для какой-либо научной или другой специальной цели: наблюдение артериального давления при стрессе.

информация или запись, защищенная таким актом.

что-то, чему учат в процессе наблюдения за вещами: Мое наблюдение состоит в том, что такие облака означают бурю.

замечание, комментарий или утверждение, основанное на том, что человек заметил или наблюдал.

условие соблюдения.

Навигация.

  1. измерение высоты или азимута небесного тела для навигационных целей.
  2. информация, полученная в результате такого измерения.

Устарело. соблюдение, как закона.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ наблюдения

3 внимание.

8 заявление, мнение.

См. синонимы наблюдения на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА

Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!

Вопрос 1 из 7

Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.

Происхождение наблюдения

13:50–14:00; Среднеанглийский <латинское observātiōn- (основа observātiō), эквивалентно observāt(us) (причастие прошедшего времени observāre наблюдать) + -iōn--ion

синоним study для наблюдения

8. См. примечание.

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ наблюдение

ненаблюдение, существительноепре·наблюдение, существительноере·наблюдение, существительноесамонаблюдение, существительное

СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С наблюдением

наблюдение, наблюдение

Слова рядом с наблюдением

подобострастие, подобострастное, наблюдаемое, соблюдение, наблюдательный, наблюдение, наблюдательный, наблюдательная машина, наблюдательный пункт, обсерватория, наблюдать

Unridged Dictionary. На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, относящиеся к наблюдению

заключение, рассмотрение, исследование, опыт, информация, осмотр, исследование, знание, измерение, примечание, восприятие, замечание, исследование, обзор , исследование, наблюдение, взгляд, комментарий, находка, мнение

Как использовать наблюдение в предложении

  • Эксперт в области принятия решений Энни Дьюк и лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман предполагают, что это может быть связано с тем, что люди, привыкшие к данным, умеют собирать разрозненные наблюдения и факты в достоверное повествование.

    Как быть генеральным директором с справедливой оплатой труда|matthewheimer|25 августа 2020 г.|Fortune

  • Аверилл во время звонка Zoom от 23 июля повторил наблюдения Приджена о влиянии пандемии.

    Коронавирус усугубляет неравенство среди жителей Флориды с ВИЧ/СПИДом|Майкл К. Лейверс|19 августа.

    Долина Смерти достигла 130° F, самой высокой температуры на Земле с 1931 года|Кэролин Грэмлинг|17 августа 2020|Новости науки

  • Эти наблюдения выявили заметные провалы в определенных длинах волн ультрафиолетового солнечного света, поглощенного озоном , Янгблад, Арни и их коллеги сообщают онлайн 6 августа в Astronomical Journal.

    Хаббл наблюдал за лунным затмением, чтобы увидеть Землю с точки зрения пришельца|Мария Темминг|17 августа 2020 г.|Новости науки вышел из-под контроля» для исследования, проверяющего методику измерения, в котором рассматривалась только одна маска каждого типа.

    4 причины, по которым вам не следует выбрасывать гетры, основанные на новом исследовании масок|Джонатан Ламберт|12 августа 2020 г.|Новости науки

  • Барак Обама был не первым либералом, сделавшим это наблюдение.

    Либеральное дело против нелегальной иммиграции|Даг Макинтайр|25 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Новое наблюдение, кажется, показывает, что поведение черных дыр также зависит от их места в космической паутине.

    Танго черной дыры|Мэттью Р. Фрэнсис|24 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • В Алабаме арестованный 19-летний магазинный вор заболел гангреной и умер голым на полу «медицинского наблюдения».

    Вот реформа, с которой могут согласиться даже братья Кох и Джордж Сорос|Тина Браун|10 ноября 2014 г. |DAILY BEAST

  • не происходит.

    Одна либерийская проститутка заразила лихорадкой Эболу восемь солдат?|Кент Сепковиц|7 октября 2014|DAILY BEAST

  • Научные наблюдения, вместо того чтобы служить местом передышки от страха, сами по себе стали поводом для протестов.

    Одна либерийская проститутка заразила лихорадкой Эболу восемь солдат?|Кент Сепковиц|7 октября 2014|DAILY BEAST

  • У Бэкона опыт не всегда означает наблюдение; и может означать либо опыт, либо эксперимент.

    Средневековый разум (Том II из II)|Генри Осборн Тейлор

  • Я сам наблюдал восхитительный случай, когда гулял по Хэмпстед-Хит.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Поэтому он сделал, как сказал; больше ничего не заметил, но вел себя к своему молодому другу с серьезной дистанцией.

    The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер

  • Подражание может быть более легко достигнуто интеллектуально, требуя только внимательного наблюдения и силы имитации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts