Наблюдение как метод психологии
Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.
Определение 1Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.
Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито.
Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Скрытое включенное наблюдение
Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения.
В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.
Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В. Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.
Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.
Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.
Техника наблюдения
Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.
Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.
Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.
Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.
Замечание 1Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.
Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.
Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.
Определение 3Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.
Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.
Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза
Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения.
Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.А – область эмоциональных выражений позитивного характера;
В,С – области постановки и решения задачи;
D – область эмоциональных выражений негативного характера;
а – ориентационные проблемы;
b – проблематика оценки мнений;
c – проблематика контроля;
d – проблематика нахождения решения;
e – проблематика преодоления напряженности;
f – проблематика интегрирования.
К недостаткам метода можно отнести:
- высокий процент субъективизма при сборе данных;
- качественный характер выводов наблюдения;
- низкую степень обобщения результатов.
Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.
СодержаниеВведение……………………………………………………………………..31. Характеристика психологического метода наблюдения……………….42. Особенности научного наблюдения……………………………………..7 3. Виды наблюдения………………………………………………………..12Заключение………………………………………………………………….14Литература…………………………………………………………………..15Введение Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов. Наблюдение — старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. В нашей стране (в 20-е гг. XX в.) наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой. Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. 1. Характеристика психологического метода наблюдения Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии. Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин » техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. М. Я. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется:
Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений. Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М. Я. Басов называет вообще наблюдать, наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы. Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления). Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории. В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения является запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а сразу эти единицы подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколе наблюдения. При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков. Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми. Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы. 3. Виды наблюдений Систематическое наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями,определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин «систематическое» часто употребляется в значении «систематизированное», определение которого введено в этом текоте ранее. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно. ЗаключениеВ заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается: проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей; не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации; стараться быть беспристрастным; Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в — рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные. Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается. Литература
Каталог: upload Скачать 58.5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
[Решено] Задание по естественному социальному наблюдению в классе психологии …
Ответ на вопрос JusticeScience3372 on coursehero.com
Задание по естественному социальному наблюдению в классе психологии истическое наблюдение. Ответить двум одноклассникам.
Следуйте приведенным ниже инструкциям.
1) Решите, что вы будете наблюдать, и разработайте гипотезу — Что, по вашему мнению, вы увидите во время наблюдения. Например, «предполагается, что 60% женщин будут смотреться в зеркало, в то время как только 25% мужчин будут смотреться в зеркало, проходя мимо».0003
2) Выберите настройку и время наблюдения. Вы должны провести примерно пятнадцать-двадцать минут, наблюдая и делая подробные записи субъекта (ов), собирая данные, которые «начнут» проверять вашу гипотезу. Спланируйте свой наблюдательный «метод» так, чтобы быть уверенным, что вас не «обнаружат» (чтобы не было потеряно «натуралистическое» качество наблюдения). Делайте заметки обо всем, что вы можете наблюдать о предмете (ах). Прикрепите заметки к своему сочинению. (Примечания не нужно печатать.)
После того, как вы закончите наблюдение, 3) сообщите о своих наблюдениях. Старайтесь быть максимально объективным, но не стесняйтесь делать аргументированные выводы об увиденном. Ваш отчет должен включать следующее:
Параграф 1 Введение, в котором рассказывается, о чем наблюдение. Вы должны объяснить, как вы пришли к своей гипотезе и почему вы выбрали конкретную обстановку и предмет (ы) для проверки.
Параграф 2-3 Необходим подробный отчет об объекте(ах) и поведении, которое вы наблюдали. Должен включать данные в виде процентов или необработанных чисел.
Параграф 4-5 Обсуждение любых выводов, которые вы можете сделать из наблюдения, должно быть включено. Наконец, также требуется оценка (или критика) вашего наблюдения с упоминанием любых проблемных областей, в которых, по вашему мнению, вы могли бы улучшить свои результаты. Вы могли бы, например, объяснить любые недостатки вашего «метода», которые привели к неточным данным.
Возможные идеи (но, пожалуйста, ТВОРИТЕ!)
Если вы ничего не можете придумать, используйте возможные идеи, перечисленные ниже:
- Посмотрите, как бездомный просит денег, сколько людей помогает?
- Наблюдайте за учениками, выходящим из школы, прогуливающимися по торговому центру или сидящими в ресторане, сколько разговаривают по мобильному телефону?
- Сколько водителей разговаривают по мобильному телефону?
- Сколько человек проезжает на желтый свет?
- Наблюдать за поведением родителей. Сколько повышают голос?
- Наблюдайте за детьми, взаимодействующими на игровой площадке. Какие типы поведения они демонстрируют?
- Понаблюдайте за определенной «социальной группой». Какое сходство они показывают? Какие различия они показывают?
- Сколько людей протирают тренажерный зал после использования?
- Сколько людей возвращают свои тележки в корзину?
- Какой процент людей заказывают воду, а не безалкогольные напитки? Есть ли корреляция в размерах тела?
ПОМНИТЕ — ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ НИ ЗА КЕМ ШПИОНИТЬ! ЕСТЬ РАЗНИЦА. ВЫ МОЖЕТЕ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЛЮДЬМИ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. НЕ ВМЕШАЙТЕСЬ НИКОМУ И НЕ ДАЙТЕ ИХ ЗНАТЬ, ЧТО ВЫ СМОТРИТЕ ЗА НИМ… ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ЭТО НАБЛЮДАЕТ И ПРИНИМАЕТ НА ЗАМЕТКУ.
Искусство и гуманитарные науки Философия
Ответ от президентаHyenaPerson848 на сайте coursehero.com
sectetur adipi
sec
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante,sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nsectetur Разблокировать доступ к этому и более
10 000 пошаговых объяснений
Есть учетная запись? Войти
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia p
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante,
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar torto
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pelle
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus an
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit a
Что такое контролируемое наблюдение? — Психология уровня A (AQA) Revision-Up Learn
В прошлый раз мы видели, что когда исследователи наблюдают за участниками и измеряют или записывают их поведение, мы называем это…
Мы называем это наблюдением техника.
Есть три ключевых решения, которые исследователи должны принять, когда они используют технику наблюдения:
Им необходимо решить тип наблюдения, насколько осведомлены участники, и 0076 роль будет играть исследователь.
Итак, прежде всего, исследователи должны решить, какие типа наблюдения проводить.
Существует два типа наблюдения: контролируемое и естественное наблюдение.
Сначала мы рассмотрим контролируемые наблюдения.
Например, вот Эмма, исследователь сна.
Эмму интересует связь между количеством часов сна ученика и количеством социальных взаимодействий учеников со своими друзьями.
Чтобы исследовать связь между сном и количеством времени, которое студенты проводят, общаясь со своими друзьями, Эмма приглашает участников в свою лабораторию.
Сначала она измеряет количество времени, которое студенты спят.
Затем, на следующий день, также в лаборатории, она наблюдает, сколько времени они проводят, общаясь со своими друзьями.
Эмма проводит корреляционное исследование.
Теперь, в ходе своего исследовательского эксперимента, Эмма решает, где и когда ученики будут спать, и следит за тем, чтобы уровни освещения и шума были одинаковыми для всех участников.
Другими словами, она контролирует свое окружение или переменные ситуации.
Теперь в своем эксперименте Эмма тщательно контролирует свое окружение.
И когда исследователи проводят наблюдения за участниками в такой контролируемой среде, мы называем это контролируемым наблюдением.
Так вот, контролируемые наблюдения не должны проводиться в лаборатории, хотя они очень часто
Вместо этого мы говорим, что наблюдение контролируется, если исследователь может решить , которые участников для наблюдения, , где и , когда происходит наблюдение, и может контролировать окружающую среду и использовать стандартную процедуру.
Итак, какое из них является контролируемым наблюдением?
Это контролируемые наблюдения, но это не так.
И это тоже не так, потому что исследователи использовали анкеты, метод самоотчета.
Итак, Эмма использует контролируемое наблюдение для изучения связи между сном и социальным взаимодействием.
Но с ее учебой есть несколько проблем…
Поскольку студенты спят в незнакомой лаборатории вместо своих кроватей, они спят хуже, чем обычно.
В своих собственных комнатах, когда они спят, они привыкли к разным уровням света и шума, к разным матрасам, поэтому смена обстановки нарушает их сон.
И когда Эмма измеряет взаимодействие между учениками и их друзьями, она наблюдает за ними в лаборатории…
Но студенты чувствуют себя странно из-за того, что находятся в исследовательской лаборатории, где исследователь наблюдает за каждым их шагом, поэтому они отстраняются и говорят меньше, чем обычно.
Это означает, что поведение учащихся в учебе может не обобщаться на то, как они вели бы себя в повседневной жизни!
Другими словами, исследованию не хватает экологической достоверности.
Поскольку ее исследованию не хватает экологической достоверности, Эмма решает изучить второе наблюдение, которое на этот раз будет натуралистическим наблюдением.
И мы увидим, что это значит дальше, но сначала, если обобщить, контролируемое наблюдение — это…
Контролируемое наблюдение — это когда исследователи проводят наблюдения за участниками в контролируемой среде.
При контролируемом наблюдении исследователь выбирает, за какими участниками наблюдать, где и когда их наблюдать, и стандартизирует процедуру.