Что такое наблюдение в психологии определение: наблюдение это

Содержание

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Содержание:

  • Методы исследования в психологии
  • Классификация методов психологии
  • Основные методы психологии
  • Наблюдение
  • Эксперимент как метод психологии
  • Основные методы практической психологии
  • Краткая характеристика
  • Опрос как основной метод практической психологии
  • Консультация как метод практической психологии
  • Видео

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Воображение — что это в психологии, определение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики.

В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Перцепция — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их.
    Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Видео

XXI CENTURY Конфетка Помадка Душистая вода

266 ₽ Подробнее

Видеоняня Моторола MBP36S (цвет белый)

12900 ₽ Подробнее

Брюки мужские вельветовые

Автор:

Aннa Kyлинич

Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики.

Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений

Психологическая библиотека


 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.

М., 2001.

 



ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


РАЗДЕЛ VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений

Наблюдение и эксперимент — это общенаучные методы, с древних времен применявшиеся как в естественных, так и в гуманитарных науках. Применяя эти методы, психолог-диагност имеет возможность непосредственно фиксировать объективные параметры диагностируемого объекта.

Под наблюдением в методической литературе принято понимать целенаправленное непосредственное восприятие внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта с последующей фиксацией результатов в рабочих документах (протокол, карточка или дневник наблюдения). От обыденного наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

Помимо способов фиксации методики наблюдения могут различаться по другим основаниям. В методической литературе принято различать, в частности, включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение осуществляется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым, когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытым оно будет в том случае, когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклянной стеной, прозрачной в одном направлении (для наблюдателей) и непрозрачной — в другом (для наблюдаемых).

В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Ведь диагностируемые не преступники, за которыми с санкции прокурора по закону может быть установлено негласное наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект наблюдения (индивидов, группу) о записи их поведения. Правда, отечественная и зарубежная социальная психология и социология знают примеры включенного скрытого наблюдения [24].

Еще одним основанием, позволяющим различать виды наблюдения, является степень его формализации, стандартизации. В связи с этим различают полусвободное и формализованное наблюдение. Некоторые ученые выделяют еще по этому основанию и свободное наблюдение. Но последнее противоречит самому определению этого метода. Целенаправленность уже предполагает выделение для наблюдения и фиксации из всего многообразия явлений только те, которые соответствуют поставленной проблеме и цели диагностирования. Если в полусвободном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, эмпирических индикаторов, восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, а наблюдатели фиксируют только эти выделенные единицы и никакие другие.

В качестве примера формализованного наблюдения можно привести ставшую уже классической схему Р. Бэйлса, разработанную им для изучения взаимодействия членов группы в определенных фазах групповой деятельности [7]. Выделенные им 12 единиц наблюдения позволяют достаточно подробно описать действия каждого участника группы при выполнении ею группового задания. Известны и другие схемы формализованного наблюдения.

То же самое можно сказать и о так называемом социометрическом наблюдении, когда в качестве единицы наблюдения избирают частоту и направленность контактов. Регистрация контактов производится в определенной карте.

В методической литературе выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное — в искусственно организованных. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

В социальной психологии выделяют также метод наблюдения значимых ситуаций [13, 26]. Суть этой разновидности метода наблюдения, предложенной в отечественной психологии Е. С. Кузьминым, заключается в наблюдении за испытуемыми в особых, значимых для них, условиях [41].

Выделяют систематическое и несистематическое (случайное) наблюдение. При этом следует отметить, что термин «систематическое наблюдение» страдает некоторой неопределенностью: он характеризует как периодичность, так и всесторонность наблюдения за изучаемым объектом или же наблюдение за ним в различных ситуациях, состояниях.

С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т. е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени. В данном случае наблюдение наиболее тесно переплетается с биографическим методом изучения личности.

Заслуживает внимание карта наблюдения Д. Скотта, предназначенная для выявления дезадаптации школьников. Она позволяет установить: а) степень недоверия к новым людям; б) наличие депрессии; в) уход в себя; г) тревожность; д) враждебность; е) недостаток социальной нормативности; ж) невротические симптомы; з) неблагоприятные условия среды; и) сексуальное развитие; к) умственную отсталость; л) болезни и физические дефекты, а также некоторые другие характеристики.

При организации наблюдения следует учитывать, что в определенных ситуациях должны срабатывать как правовые, так и этические ограничения.

Метод наблюдения весьма тесно связан с методом эксперимента [8, 14, 15,21,32].

Сутью последнего является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый им объект (предварительно изученный и описанный) осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной), а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные, так и контрольные группы.

В реальной практике из всего множества параметров, характеризующих диагностируемый объект, выбирается ограниченное число наиболее значимых [20, 23].

В методической литературе выделяют эксперименты натурные, мысленные, полевые и лабораторные.

Натурный (естественный) эксперимент предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диагностирования.

Мысленный эксперимент предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с информацией о нем, его моделью. Однако для этого модель должна быть более или менее адекватна реальному объекту. Достичь такого подобия в социальной сфере очень трудно. Поэтому в настоящее время применяется в основном натурный эксперимент.

Полевой эксперимент отличается от лабораторного тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях. Он может проводиться на всех уровнях, во всех сферах социальной жизни. Но здесь помимо методологических трудностей возникает масса этических и даже правовых проблем. Главный этический принцип при проведении всех экспериментов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что экспериментальная ситуация, создаваемая специалистом, не должна ухудшать положение диагностируемых, вести к росту напряженности и конфликтам, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей (А.Н. Сухов, 1978). При проведении правового эксперимента необходимым условием является согласование (и разрешение) вопроса с правовыми органами, а в ряде случаев и законодательными.

Перечисленные выше методологические, организационные и этические трудности значительно сужают диапазон применения эксперимента в социально-психологической диагностике, так как нередко данные, полученные в лабораторных условиях, не «работают» в реальной жизни.

Практика ставит вопрос о теоретическом и правовом обосновании проведения социальных экспериментов. Уйти от проведения социальных экспериментов невозможно. Существует реальная потребность в социальных изменениях и инновациях. Дело остается за их грамотным, компетентным проведением.

Аппаратурные методы социально-психологической диагностики относятся к разновидностям экспериментальных методик. В основе этой группы методов лежат технические устройства, аппараты, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику диагностируемого объекта; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты диагностирования. Выполнение хотя бы одной из перечисленных функций позволяет относить методику к аппаратурной.

В работе ленинградских социальных психологов «Методы социальной психологии» раскрыты различные гомеостатические методики, «анализатор программ» средств массовой коммуникации и устройство полуавтоматизированной анкеты [20, 23].

Учеными были разработаны и коэффициенты — интегральные показатели успешности работы диагностируемых групп [20].

В лабораториях ЛГУ под руководством Е. С. Кузьмина, Н. Н. Обозова и других были созданы гомеостатические методики, основанные на электрических цепях и целой системе вспомогательных физических, электронных приборов. Принципиальной схемой большинства таких электрических гомеостатов явился классический в электротехнике «мост Уинстона» — четыре сопротивления, соединенные в виде ромба. Каждое «плечо» этого ромба делается из переменных сопротивлений (резисторов) [20].

В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций как гомеостатических, так и других аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф», «Групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и т. д. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу.

Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета») [20]. Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.





НАВЕРХ

Натуралистическое наблюдение: определение, примеры и преимущества

(последнее обновление: 2 мая 2023 г.)

Натуралистическое наблюдение — это метод психологического исследования, который включает наблюдение и запись поведения в естественной среде. В отличие от экспериментов исследователи не манипулируют переменными. Этот метод исследования часто используется в психологии, чтобы помочь исследователям исследовать человеческое поведение.

В этой статье исследуется, как натуралистическое наблюдение используется в психологии. Он предлагает примеры и потенциальные преимущества и недостатки этого типа исследований.

Включенное наблюдение

Пожалуйста, включите JavaScript

Включенное наблюдение

Содержание

Что такое натуралистическое наблюдение?

При естественном наблюдении исследователь наблюдает за поведением участников в их естественной среде, делая заметки об их поведении и взаимодействиях. Исследователь может использовать различные инструменты, такие как видео- или аудиозаписи, чтобы точно зафиксировать поведение. Исследователь может также использовать системы кодирования или другие количественные меры для систематической записи наблюдаемого поведения.

Естественные наблюдения можно использовать для исследования широкого спектра психологических явлений, таких как модели социального взаимодействия, родительское поведение или поведение животных.

Типы натуралистических наблюдений

Естественные наблюдения могут быть:

  • Неструктурированные или структурированные : Наблюдатель может либо наблюдать и записывать все, что происходит, либо иметь контрольный список или форму для руководства своими наблюдениями.
  • Участник или неучастник : Наблюдатель может быть активным участником, или он может оставаться отдельно от субъекта и наблюдать со стороны.
  • Открытое или скрытое : Наблюдатель может либо открыто наблюдать и записывать поведение субъектов, либо скрывать свое присутствие от человека или группы.

Конкретный тип натуралистического наблюдения, который используют исследователи, зависит от ситуации, того, что они исследуют, и доступных ресурсов. Независимо от типа, наблюдение должно происходить в естественных условиях, а не в экспериментальной лаборатории.

Как собирать данные при естественных наблюдениях

Существует ряд методов, которые могут использовать исследователи для записи данных о поведении и событиях, которые они наблюдают. Некоторые из них включают:

  • Ведение заметок : Исследователи могут предпочесть делать заметки о том, что они видят. Этот подход, как правило, неструктурирован, что позволяет наблюдателям определить, что, по их мнению, является важным, и включить идеи, которые могут оказаться полезными.
  • Счетчик : В других случаях исследования могут использовать более структурированный подход, когда они подсчитывают частоту поведения.
  • Аудиовизуальные записи : В других случаях исследователям могут понадобиться записи поведения участников. Это не только позволяет исследователям обращаться к записям позже, но также может быть полезно для обмена с другими.

Как отбираются данные при натуралистическом наблюдении

Хотя натуралистическое наблюдение не является экспериментальным планом, исследователи все равно хотят убедиться, что собираемые ими данные отражают то, что происходит в группе. Для этого исследователи должны собрать репрезентативную выборку. Когда выборка репрезентативна, это означает, что она точно отражает то, что происходит в данной совокупности.

Для этого исследователи могут использовать три основных подхода к выборке:.

  • Выборка событий включает в себя создание исследователем набора предопределенных категорий и моделей поведения, которые они будут наблюдать. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о конкретном поведении или событиях, что позволяет собирать более точные данные. Используя этот подход, исследование будет отмечать каждое проявление определенного поведения.
  • Выборка ситуации предполагает наблюдение за участниками более чем в одной ситуации. Этот подход может дать исследователям больше информации и позволить им определить, происходят ли определенные действия только в определенных контекстах или условиях.
  • Выборка по времени — это тип систематического наблюдения, при котором исследователь наблюдает и записывает поведение испытуемых через заданные промежутки времени. Этот метод полезен, когда исследователь хочет собрать данные о частоте и продолжительности определенного поведения.

Каждый метод сбора данных имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор метода зависит от вопроса исследования и характера наблюдаемых субъектов.

Примеры натуралистического наблюдения

Может быть полезно посмотреть на несколько разных примеров, чтобы узнать больше о том, как можно использовать натуралистическое наблюдение:

  • Исследователи могут наблюдать за детьми в классе, чтобы больше узнать об их моделях социального взаимодействия.
  • Естественные наблюдения также можно использовать для изучения поведения животных в их естественной среде обитания, например, наблюдение за шимпанзе в дикой природе, чтобы понять их социальное поведение.

Исследователи используют этот метод исследования в различных областях, включая исследователей животных и антропологов.

Работа зоолога Конрада Лоренца, например, основывалась на использовании натуралистических наблюдений. Лоренц наблюдал за поведением утят после того, как они вылупились, и отметил, что они привязались к первой возможной родительской фигуре, которую увидели, явление, известное как импринтинг. После того, как утенок запечатлелся на родительской фигуре, он следовал за ним и учился у своего родителя.

Из своих натуралистических наблюдений Лоренц выдвинул гипотезу о том, что сразу после вылупления наступает критический период, когда утята должны запечатлеться на родителе. Основываясь на своих наблюдениях, Лоренц провел дальнейшие эксперименты, подтвердившие его гипотезу.

Другие примеры:

Естествознательное наблюдение — метод исследования, обычно используемый в различных областях психологии.

  • Социальная психология : Естественные наблюдения могут дать ценную информацию о поведении людей в различных социальных ситуациях. Наблюдая за поведением людей в людных общественных местах, таких как торговый центр или вокзал, исследователи могут лучше понять, как устанавливаются и поддерживаются социальные нормы и как люди взаимодействуют в различных социальных группах.
  • Исследования потребителей : Исследования потребителей — еще одна область, в которой можно эффективно использовать натуралистические наблюдения. Наблюдая за покупателями в продуктовом магазине или торговом центре, исследователи могут изучить, как люди принимают решения о покупке в реальных жизненных ситуациях. Исследователи могут получить ценную информацию о поведении потребителей, анализируя, что привлекает их внимание, как они взаимодействуют с различными продуктами и как решают, что купить.
  • Психология развития : Наблюдение за детьми, играющими на игровой площадке или в классе, может помочь исследователям понять, как дети развиваются и осваивают новые навыки в естественных условиях. Исследователи могут получить представление о процессе развития, наблюдая за детьми, когда они взаимодействуют друг с другом и осваивают социальные навыки или изучают новые понятия и навыки в классе.
  • Когнитивная психология : Естественные наблюдения можно использовать для изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию в реальных жизненных ситуациях. Например, наблюдение за людьми, использующими компьютерную программу, может помочь исследователям понять, как люди ориентируются в ней и решают проблемы. Точно так же наблюдение за людьми во время разговора может дать представление о том, как они обрабатывают информацию и реагируют на нее в режиме реального времени.

Преимущества натуралистического наблюдения

Натуралистическое наблюдение предлагает ряд преимуществ, которые делают его хорошим выбором для исследования.

  • Экологическая достоверность : Одной из сильных сторон натуралистического наблюдения является его способность фиксировать поведение в естественных условиях, обеспечивая более точную и полную картину того, как люди или животные ведут себя в их повседневной среде. Это часто более реалистично, чем лабораторные исследования, поэтому оно может дать представление о том, как люди ведут себя достоверно в повседневных условиях и ситуациях.
  • Вдохновение для дополнительных исследований : Естественные наблюдения также могут генерировать новые гипотезы и идеи, которые нельзя получить с помощью других методов исследования.
  • Позволяет изучать поведение, которое невозможно воспроизвести в лаборатории. : Естественные наблюдения иногда являются единственным подходом к изучению поведения, которое невозможно воспроизвести в лаборатории по этическим причинам. Например, исследователи могут использовать этот подход для изучения поведения заключенных или социального воздействия домашнего насилия на эмоциональное здоровье. Это не те ситуации, с которыми они могут манипулировать в лаборатории, но они могут наблюдать за их влиянием на людей, переживших подобный опыт.

Недостатки натуралистического наблюдения

Хотя натуралистическое наблюдение может быть ценным инструментом, оно подходит не для каждой ситуации. Некоторые потенциальные недостатки включают в себя: 

  • Предвзятость и отсутствие контроля : Натуристическое наблюдение ограничено отсутствием контроля окружающей среды и возможностью предвзятости наблюдателя. Исследователи должны быть осторожны, чтобы свести к минимуму влияние своего присутствия на наблюдаемое поведение, и использовать систематические и объективные методы для записи и анализа данных.
  • Неспособность установить причину и следствие : Естественные наблюдения также ограничены своей неспособностью установить причинно-следственную связь между переменными.

Натуралистическое наблюдение и тематическое исследование

Натуралистическое наблюдение и тематическое исследование являются методами исследования, используемыми в психологии, но различаются по своему подходу и цели. Натуралистическое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения отдельных лиц или групп в их естественной среде без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. С другой стороны, тематическое исследование представляет собой углубленный анализ одного человека или небольшой группы людей, часто проводимый с помощью интервью, опросов и других форм сбора данных.

Ключевое различие между натуралистическим наблюдением и изучением конкретного случая заключается в том, что первое больше фокусируется на наблюдении и регистрации поведения и взаимодействий в том виде, в каком они происходят естественным образом, а второе — на сборе подробной информации о конкретном человеке или группе.

Естественные наблюдения часто используются для изучения социальных взаимодействий, групповой динамики и другого естественного поведения в реальных условиях. Напротив, тематические исследования часто исследуют сложные психологические явления, такие как психические заболевания, расстройства личности или необычное поведение.

Как натуралистические наблюдения, так и тематические исследования имеют свои сильные и слабые стороны. Выбор метода зависит от вопроса исследования, необходимого уровня детализации и возможности проведения исследования в конкретных условиях.

Идеи для натуралистических наблюдений

Существует множество потенциальных идей для исследований, связанных с натуралистическими наблюдениями. Вот несколько идей:

  • Наблюдение за поведением животных в их естественной среде обитания, изучение моделей их передвижения, поиска пищи и общения
  • Наблюдение за поведением человека в общественных местах, таких как парки или кафе, документирование моделей социального взаимодействия и общения
  • Сосредоточьтесь на поведении людей в определенных социальных группах или сообществах, изучая их взаимодействие и отношения во времени
  • Наблюдайте за поведением детей в классе могут дать представление об их процессах обучения и социализации

Часто задаваемые вопросы

Почему мы используем натуралистическое наблюдение?

Естественные наблюдения важны, поскольку позволяют исследователям лучше понять, как люди ведут себя в повседневной жизни. Наблюдая за поведением в естественной среде, исследователи могут получить более точное представление о том, как люди действуют и взаимодействуют друг с другом в своей обычной среде.

Этот метод особенно полезен при изучении социального поведения, поскольку он позволяет исследователям зафиксировать сложность и нюансы социальных взаимодействий, которые могут быть незаметны в лабораторных условиях.

Естественные наблюдения также могут дать ценную информацию о развитии определенных видов поведения, например, связанных с развитием ребенка или формированием социальных групп.

Самый известный пример натуралистического наблюдения?

Самым известным примером натуралистического наблюдения, вероятно, является исследование Джейн Гудолл шимпанзе в дикой природе. Гудолл провел годы, наблюдая за поведением шимпанзе в Танзании, документируя их социальные взаимодействия, использование инструментов и другие аспекты их жизни. Ее работа помогла революционизировать наше понимание этих животных и их места в мире природы.

Резюме

В заключение, натуралистическое наблюдение является мощным методом исследования, который можно эффективно использовать в различных областях психологии. Исследователи могут получить ценную информацию о человеческом поведении и познании, наблюдая за поведением людей в естественных условиях.

Каталожные номера:

Борнстейн М.Х., Чеа CSL. Аудиовизуальные записи, кодирование. В: Энциклопедия социальных измерений . Эльзевир; 2005: 103-110. дои: 10.1016/B0-12-369398-5/00400-X

Erdley CA, Jankowski MS. Оценка молодежи. В: Социальные навыки на протяжении всей жизни . Эльзевир; 2020: 69-90. doi:10.1016/B978-0-12-817752-5.00004-4

Helmchen H. Этические вопросы в естественных и контролируемых исследованиях. Диалоги Clin Neurosci . 2011;13(2):173-182. doi:10.31887/DCNS.2011.13.2/hhelmchen

Mehl MR, Robbins ML, Deters FG. Натуралистическое наблюдение за важными для здоровья социальными процессами: методология электронного регистратора в психосоматике. Психосом Мед . 2012;74(4):410-417. doi:10.1097/PSY.0b013e3182545470

Morrison C, Lee JP, Gruenewald PJ, Mair C. Надежность натуралистических наблюдений за социальной, физической и экономической средой баров. Теория наркозависимости . 2016;24(4):330-340. doi:10.3109/16066359.2016.1145674

Примеры обучения через наблюдение | YourDictionary

  • ОПИСАНИЕ

    наблюдательное обучение мальчика, играющего в доктора

  • ИСТОЧНИК

    Никола Стоядинович / E+ / Getty

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Обучение с помощью наблюдений происходит, наблюдая за другими. Открытый психологом-педагогом Альбертом Бандурой в 1986 году, этот тип обучения часто включается в стиль прогрессивного образования и может влиять на человека, группу людей, нацию или культуру. Продолжайте читать, чтобы увидеть примеры обучения через наблюдение как для детей, так и для взрослых.

Понимание обучения через наблюдение

Итак, что такое обучение через наблюдение и что такое имитация? Подражание происходит, когда человек копирует поведение другого человека, когда он это делает. Обучение через наблюдение происходит в результате наблюдения за другим человеком, но выполняется позже и не может быть объяснено каким-либо другим образом.

Четыре этапа обучения через наблюдение:

  • внимание — наблюдатель обращает внимание на поведение другого человека
  • удержание — наблюдатель сохраняет поведение в своей памяти причина воспроизвести поведение

Этот тип обучения также включает в себя концепцию избегания поведения. Когда наблюдатель видит, как другой человек ведет себя определенным образом и получает негативное последствие, он учится не вести себя так, чтобы избежать таких же последствий.

Реклама

Примеры обучения детей через наблюдение

Если вы войдете в дошкольную игровую кухню или на дорожку для трехколесного велосипеда, вы увидите результаты обучения через наблюдение на работе. Дополнительные примеры наблюдательного обучения для детей включают:

  • Младенец учится выражать и понимать выражение лица
  • Ребенок учится жевать
  • После того, как старший брат или сестра были наказаны за то, что он взял печенье без спроса, младший ребенок не берет куки без разрешения
  • Ребенок учится ходить
  • Ребенок учится играть в игру, наблюдая за другими
  • Ребенок показывает, что он научился основным этапам приготовления пищи, делая это на игровой кухне в своем классе
  • Ребенок изучает научную концепцию с помощью демонстрации учителя
  • Наблюдая за своей матерью, маленькая девочка показывает, что научилась держать ребенка, правильно ходить с ребенком на руках
  • Ребенок демонстрирует наблюдательное обучение тому, как водить машину, делая соответствующие движения, увидев родителя за рулем
  • Маленький мальчик размахивает бейсбольной битой без явного обучения после посещения бейсбольного матча
  • Девочка смотрит баскетбольный матч, затем бросает в кольцо без явного обучения тому, как это делать
  • Без предыдущего опыта, ребенок надевает роликовые коньки и катается на коньках без обучения
  • Ученица учится не жульничать, наблюдая, как другого ученика наказывают за жульничество
  • Девочка видит, как другой ребенок падает на лед перед ней, поэтому она не наступает на лед
  • Девочка учится стричь собственный газон, наблюдая, как соседи косят свои газоны

Реклама

Примеры обучения через наблюдение для взрослых

Большая часть обучения, которое происходит при обучении через наблюдение, происходит, когда дети наблюдают за взрослыми.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts