Система психических процессов — Юридическая психология (Психология)
Система психических процессов.
Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую систему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление — это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий — с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений.
_____________________________________________________________________________
* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957, с. 264.
Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:
Сенсорные (от лат. sensus — ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический результат этого действия называется ощущением.
Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психические образы этих предметов и явлений называются восприятием.
Мнемические (от греч. mneme — память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.
Интеллектуальные (от лат. intellectus — разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания.
Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.
В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).
Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека,
В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п.
Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и синтезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представлений от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.
Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внешних объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внешних объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, формы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.
Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.
Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолированно от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сигналами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назначение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмысливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.
_____________________________________________________________________________
* Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964, с. 11-12.
В настоящее время психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего научно-техничного прогресса нередко приходится допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемого и обвиняемого об информации, полученной через новейшие средства связи. В последние годы в производстве следственных органов возникают новые категории уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в восприятии, переработке сигналов от приборов и технических установок свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.
Важное значение для успешного исследования показаний потерпевших и свидетелей имеет знание основных вопросов психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В каждом из этих моментов процесса формирования показаний свидетелей и потерпевших в силу самых различных причин объективного и субъективного свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достоверности показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально.
Один из важнейших вопросов психологии — это проблема внимания, под которым понимается направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Однако не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В связи с этим отметим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем самым отвлекается от других. В практической деятельности те внешние раздражения, которые не сосредотачивают нашего внимания, или вовсе не доходят до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем незначительный и легко забывающийся след.
Бесплатная лекция: «13. СУБД MS Access» также доступна.
Отметим, что направленность внимания определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую он выполняет. Следует отметить и зависимость качества восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или слуха, впечатлительность обоняния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, локализовать звук, определять время и пространство.
Естественно, что известного рода физические недостатки, в частности неполноценность зрения, слуха и т. п., могут препятствовать восприятию тех или иных фактов либо существенно влиять на достоверность восприятия. Однако следует заметить, что лица, обладающие тем или иным недостатком органов чувств, весьма часто и не подозревают о своем недостатке.
Восприятие всякого конкретного предмета — явление сложное. Достаточно сложным является восприятие человека: будущий участник следствия охватывает и осмысливает не только его целостный облик и отдельные «физические» качества. Здесь в этот процесс включается также истолкование присущих ему качеств: по особенностям речи, произношения, по облику и поведению делается суждение о национальности, возрасте, роде занятий, характере, свойственном ему эмоциональном отношении к людям. Точность восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и опять-таки зависит от жизненного опыта.
Содержащиеся в устной речи людей сведения воспринимаются также благодаря взаимодействию двигательных, слуховых и зрительных ощущений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. На практике одним из непременных условий правильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является понимание слова. Полное понимание достигается тогда, когда обе стороны: и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, имеют в виду одно и то же. Непонимание одним человеком другого может происходить по многим причинам. Это зависит не только от языкового барьера, но и от индивидуальных особенностей лица, как произносящего, так и воспринимающего речь. Первый может произносить слова невнятно, не выговаривать некоторые звуки. Второй же может иметь пониженную слуховую восприимчивость или плохо владеть языком, на котором идет речь. Большое внимание на восприятие могут оказывать «предвзятые мысли», например заранее сложившееся представление о том, какой смысл имеют слова и поступки говорящего. Безусловно, сказанное относится не только к восприятию свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но и к деятельности следователя, когда он слушает рассказ последних во время допроса.
Следует отметить, что в допроцессуальной стадии формирования показаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обуславливается не только наличными периферическими раздражениями органов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего. Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты «накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Мы считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.
В заключении этого параграфа следует отметить, что психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы -ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции — рассматриваются как особые формы действий.
Расшифровка скрытых психических процессов: принятие решений
Принятие решений — это внутренний процесс, который не привязан во времени к наблюдаемым сенсорным входам или поведенческим выводам. Это затрудняет исследование нейронных процессов, лежащих в основе принятия решений. В своей статье Nature Neuroscience Эрин Рич и Джони Уоллис использовали подход декодирования для идентификации и отслеживания нейронных представлений двух вариантов, оцениваемых для принятия решения.
Нейронное декодирование — это вычислительный подход, который обычно используется для понимания сенсорного восприятия или моторного поведения и успешно применяется для управления нейронными протезами. Он редко использовался для изучения нейронных сигнатур скрытых когнитивных процессов, таких как память, внимание и принятие решений. Рич и Уоллис использовали декодирование для исследования процесса принятия решений, основанного на ценностях, в орбитофронтальной коре головного мозга — удивительной области мозга, которая объединяет сенсорные, эмоциональные данные и входные данные памяти для присвоения ценности вариантам выбора.
Декодирование выявляет скрытые когнитивные процессы, лежащие в основе принятия решений
Рич и Уоллис зафиксировали активность нейронов в орбитофронтальной коре обезьян, когда животные делали выбор, основанный на ценностях. Во время тренировок животным предлагался выбор между двумя картинками, каждая из которых была вероятностно связана с наградой в виде сока определенной суммы. В ходе обучения они узнали, какие изображения с большей вероятностью принесут большую награду. Во время сеансов записи животному предлагалось два типа испытаний, оба из которых приводили к вознаграждению: испытания с выбором, в которых предъявлялись два варианта изображения, и испытания с одним изображением, в которых предъявлялось только одно изображение.
Данные испытаний с одним изображением использовались для обучения алгоритма идентификации нейронных сигнатур, связанных с оценкой каждого изображения. Затем данные из испытаний выбора были переданы алгоритму для декодирования наличия и силы нейронных представлений каждого варианта.
Рассмотрение двух вариантов происходит быстро, 75% вариантов делается в течение полсекунды. Даже в течение этого короткого промежутка времени подход к декодированию успешно извлекал нейронные подписи, связанные с оценкой каждого представленного варианта, и отслеживал их представление с течением времени.
Варианты выбора рассматриваются последовательно, а не одновременно
Предоставлено Эрин Рич
При рассмотрении двух вариантов зарегистрированный ансамбль нейронов орбитофронтальной коры чередовался между сигнатурами, связанными с каждым вариантом. Обычно это происходило несколько раз, прежде чем был сделан выбор, и эти чередования можно было наблюдать даже на уровне отдельных нейронов в виде быстрых колебаний частоты возбуждения. Однако ни один нейрон не доминировал в нейронном представлении вариантов или переходов между ними, поскольку систематическое исключение нейрона из данных ансамбля мало влияло на эти паттерны. В целом кажется, что один и тот же ансамбль нейронов в орбитофронтальной коре последовательно оценивает доступные варианты. Это противоречит предыдущим предположениям о том, что каждый вариант может быть представлен различным ансамблем нейронов, которые одновременно их оценивают.
Подход к декодированию позволил Ричу и Уоллису отслеживать представление вариантов в рамках испытания с одним выбором вместо усреднения между испытаниями. Это большое преимущество, так как чередование вариантов является стохастическим процессом, который различается в каждом испытании, а усреднение испытаний приведет к потере информации о представлении вариантов.
Об ученом
Эрин Рич
Эрин Рич получила степень доктора медицины и доктора философии в Медицинской школе Икана на горе Синай, прежде чем поступить в Калифорнийский университет в Беркли в 2010 году. Она защитила докторскую диссертацию в лаборатории Мэтта Шапиро, где она изучали, как префронтальная кора грызунов способствует координации стратегий памяти во время пространственной навигации. Для получения постдока она присоединилась к лаборатории Джони Уоллис, профессора психологии и члена Института неврологии Хелен Уиллс в Калифорнийском университете в Беркли, что было естественным переходом, учитывая ее интерес к когнитивным явлениям высокого уровня.
В мае 2017 года она вернется на гору Синай в качестве доцента кафедры неврологии и Института мозга Фридмана. Ее исследовательская программа будет сосредоточена на обработке вознаграждения в контексте обучения, ожидания и принятия решений. Она намерена расширить свои методы записи, чтобы она могла записывать данные с большего количества нейронов и нескольких областей мозга одновременно, чтобы связать то, что происходит в орбитофронтальной коре, с другими областями мозга. В настоящее время она набирает талантливых постдокторантов.
Berkeley Neuroscience задает пять вопросов
Джорджан Сак: Как вы думаете, какой результат этого исследования был самым интересным?
Эрин Рич: На уровне одного выбора вы можете видеть, как нейронная активность колеблется между этими многочисленными вариантами, между которыми выбирает субъект. И это то, чего мы не видели раньше, и в некотором смысле не обязательно предсказывали.
GS: Что было самым сложным в этом исследовании?
ER: Вероятно, сбор данных, который занимает очень много времени. Не было большого препятствия, но вы можете собирать только около 10-20 нейронов в день, поэтому, чтобы получить полный набор данных, вы возвращаетесь день за днем и заставляете все работать как надо, так что вы получаете нейронные сигналы, и вы получаете поведение животного и все такое. Поэтому я думаю, что это самая сложная часть. На самом деле это то, что мы пытаемся улучшить с точки зрения техники — идем по дорогам, где мы можем записывать больше сигналов одновременно, иногда в хроническом смысле.
GS: Какие предыдущие исследования вдохновили вас на собственные?
ЭР: Есть известная статья Камилло Падоа-Шиоппы в Nature 2006. По сути, именно там он впервые сформулировал идею, в каком-то аморфном смысле, что нейроны OFC кодируют то, что он назвал экономической ценностью, что по сути является субъективной ценностью. Это определенно стало отправной точкой для многих моих исследований.
«Теории выбора человека и животных имеют краеугольный камень в концепции ценности. Рассмотрим, например, обезьяну, которая предложила одну изюминку вместо одного кусочка яблока. Поведенческие данные свидетельствуют о том, что животное выбирает, присваивая значения двум вариантам. Но где и как ценности представлены в мозгу? Здесь мы показываем, что во время экономического выбора нейроны орбитофронтальной коры кодируют ценность предлагаемых и выбранных товаров».
Из статьи Nature «Нейроны в орбитофронтальной коре кодируют экономическую ценность», авторы Камилло Падоа-Шиоппа и Джон А. Асад.
GS: Как это исследование продвинет наши знания о том, как работает мозг, и почему это важно?
ЭР: Одна из причин, по которой я пошел по этому пути, и одна из причин, по которой я занимаюсь большей частью своих исследований, — это фундаментальные вопросы о том, как работает эта схема, как работают эти нейроны. Я думаю, что одним из вкладов этой статьи является рассмотрение набора данных с другой точки зрения, чтобы получить более высокое временное разрешение. Подход декодирования обычно используется в двигательном обучении или сенсорных задачах и гораздо реже применяется в когнитивной сфере, но я думаю, что на самом деле это идеальное приложение. При таком подходе вы можете просматривать скрытые переменные. По сути, вы пытаетесь декодировать информацию, которую нельзя наблюдать извне, и это почти определение когнитивной обработки.
GS: Есть ли в вашем исследовании какие-либо открытые вопросы, на которые вы хотели бы ответить со стороны специалиста с другим опытом?
ER: Да. Лаборатория заинтересована в том, чтобы попытаться посмотреть на эту динамику выбора в реальном времени и вмешаться, поэтому я думаю, что было бы очень интересно использовать другие методы, которые действительно могли бы проникнуть туда и манипулировать схемой, такие как оптогенетика. В настоящее время оптогенетические методы более доступны для грызунов. До сих пор остается открытым вопрос, наблюдается ли это у грызунов, реагирует ли эта область мозга или коррелят у грызунов одинаково при сходных обстоятельствах. Если это так, было бы здорово внедрить оптогенетический подход, чтобы посмотреть, сможете ли вы воздействовать на определенные клетки в популяции и увидеть, какие из них имеют решающее значение для изменения остальной популяции или изменения выбора.
Дополнительная информация
- Прочтите исследовательскую статью в журнале Nature Neuroscience «Расшифровка субъективных решений из орбитофронтальной коры» Эрин Л. Рич и Джонатан Д. Уоллис.
- Прочтите соответствующую статью Nature Neuroscience News and Views «Динамическая природа решений, основанных на ценностях», написанную Кэтрин Э. Конен и Камилло Падоа-Шиоппа.
- Лаборатория Уоллис
- Эрин Рич
Джорджан Сак
Изучение психических процессов: биологическая психология
ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение психических процессов: биологическая психологияISSN: 2472-0496
Открытый доступ
Отправить рукопись arrow_forward arrow_forward
Краткий отчет — (2022) Том 8, Выпуск 1
Ким Ралука *
* Корреспонденция: Ким Ралука, Психологическая клиника, Ломбардия, Италия, Электронная почта:
Информация об авторе
Краткий отчет
Биологическая психология, часто известная как биопсихология, представляет собой применение биологических концепций к изучению психических процессов и поведения, или психология как изучение физической механики . Основное предположение области биологической психологии состоит в том, что психологические процессы имеют биологические связи. Психологи в этой области надеются раскрыть информацию, которая обогатит понимание людьми собственных психических процессов, а также предоставит ценные данные, которые помогут медицинским работникам лучше лечить пациентов с различными расстройствами, как физическими, так и психическими, с использованием различных методов исследования.
Биопсихология была популярной психологической дисциплиной в Европе и Северной Америке с момента ее зарождения и остается таковой во многих странах. Биопсихология исследовала новые подходы к решению старых вопросов, взялась за решение новых важнейших проблем и отказалась от некоторых проблем, которые не были определены должным образом на протяжении последних двух столетий. Его продвижение во многом зависело от хорошо разработанных поведенческих тестов и передовых биологических процедур. Биологическая основа поведения, идей и эмоций, а также взаимные отношения между биологическими и психологическими процессами составляют предмет психологии. Он также охватывает такие вопросы, как травмы головного мозга, изменяющие поведение, химические реакции в мозге и генетика мозга. Поведенческая неврология, клиническая неврология, когнитивная неврология, поведенческая эндокринология и психонейроиммунология — вот некоторые из рассматриваемых дисциплин.
Следующие темы входят в сферу современной биологической психологии: Контроль и координация движений и действий; контроль и координация поведенческих состояний (мотивация), в том числе сексуального и репродуктивного поведения, и регуляция внутренних состояний; биологические ритмы и сон; эмоции и психические расстройства; нейронные механизмы обучения и памяти, языка и познания; и восстановление функций. Такие поля, как генетика поведения и гормоны, и поведение развились из биологической психологии и перекликались с ее аспектами. Биологическая психология — оптимистичная область, которая может многое предложить в плане повышения качества жизни благодаря всем этим методам.
Вычислительные модели используются для разработки решений реальных проблем с использованием компьютера. Хотя этот метод чаще всего используется в компьютерных науках, он также применяется в других областях обучения. Одной из таких областей, например, является психология. Исследователи в области психологии могут использовать вычислительные модели, чтобы лучше понять, как работает и развивается нервная система. Примерами методов являются моделирование нейронов, сетей и систем мозга, а также теоретический анализ. Вычислительные подходы служат целому ряду целей, включая разъяснение исследований, проверку гипотез и получение новых знаний. Эти методы приобретают все большее значение в эволюции биологической психологии. Биологическая психология как научное исследование возникла в восемнадцатом и девятнадцатом веках из ряда научных и философских оснований. Проблема разума и тела, или объяснение отношений, если таковые существуют, между разумом, или психическими процессами, и телесными состояниями или процессами, является одной из первых проблем в философии. Дуализм — это набор представлений о том, как взаимодействуют разум и физическая материя [1-5].
Конфликт интересов
Нет.
Ссылки
- Biselli, Tom, Susen Sophie Lange, Lynn Sablottny and Johannes Steffen, et al. «Оптогенетическое и хемогенетическое понимание нейросхем депрессивного поведения: систематический обзор». Eur J Neurosci 53 (2021): 9-38.
- Халед, Мона, Джеффри В. Корнер, Алисса Моррис и Шрея Хавалдар и др. «Физиологическая связь во время беременности: кортизол пар, негативное конфликтное поведение и послеродовая депрессия». BioPsychol 161 (2021): 108075.
- Мерфи, Дженнифер, Ребекка Брюэр, Мишель-Пьер Колл и Дэвид Планс и др. «Я чувствую это своим пальцем: измерительное устройство влияет на интероцептивную точность сердца». БиоПсихол 148 (2019): 107765.
Проиндексировано по адресу , Google Scholar , Crossref
Google Scholar , Crossref
Проиндексировано по адресу , Google Scholar , Crossref