Что такое нигилизм правовой нигилизм: Правовой нигилизм | это… Что такое Правовой нигилизм?

Правовой нигилизм | это… Что такое Правовой нигилизм?

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Содержание

  • 1 Проявления правового нигилизма
  • 2 Значимость правового нигилизма
  • 3 Причины правового нигилизма
    • 3.
      1 Субъективистский подход
    • 3.2 Объективистский подход
  • 4 Пути преодоления
  • 5 Примечания
  • 6 См. также

Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствия уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом

Значимость правового нигилизма

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.

Причины правового нигилизма

Субъективистский подход

Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов[3].

Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции[4] Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьёзных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И. А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями[5]. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма[6] Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике.

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Примечания

  1. БСЭ — Правовой нигилизм
  2. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Он же. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). Саратов, 2009.
  3. Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека// Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148; Он же. Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
  4. Цветков А. О формировании правовой культуры в современной России // Власть. №1, 2007. С. 72
  5. Ефимов Е.Г. Правовой нигилизм как социокультурное явление (методологические аспекты) / Е.Г. Ефимов, С. Вардугина // Сборник научных трудов Волжского филиала МЮИ : матер. Недели науки, 22-29 мая 2009 г. / Международный юридический ин-т, Волжский филиал. — М., 2010. — С.119
  6. Горелик Д.С. Правовая культура гражданского общества // Известия Саратовского университета. Т.9. Сер.: Философия, психология, педагогика. Вып.1.2009. С. 67.

См. также

  • Нигилизм
  • Правовой идеализм
  • ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: «РОССИЯ — СТРАНА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА»
  • Коллекция материалов по теме «правовой нигилизм»
  • Э.Ю. Соловьев. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права

Правовой нигилизм | это… Что такое Правовой нигилизм?

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Содержание

  • 1 Проявления правового нигилизма
  • 2 Значимость правового нигилизма
  • 3 Причины правового нигилизма
    • 3.1 Субъективистский подход
    • 3.2 Объективистский подход
  • 4 Пути преодоления
  • 5 Примечания
  • 6 См. также

Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствия уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом

Значимость правового нигилизма

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.

Причины правового нигилизма

Субъективистский подход

Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов[3].

Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции[4] Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьёзных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И. А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями[5]. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма[6] Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике.

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Примечания

  1. БСЭ — Правовой нигилизм
  2. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Он же. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). Саратов, 2009.
  3. Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека// Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148; Он же. Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
  4. Цветков А. О формировании правовой культуры в современной России // Власть. №1, 2007. С. 72
  5. Ефимов Е.Г. Правовой нигилизм как социокультурное явление (методологические аспекты) / Е.Г. Ефимов, С. Вардугина // Сборник научных трудов Волжского филиала МЮИ : матер. Недели науки, 22-29 мая 2009 г. / Международный юридический ин-т, Волжский филиал. — М., 2010. — С.119
  6. Горелик Д.С. Правовая культура гражданского общества // Известия Саратовского университета.
    Т.9. Сер.: Философия, психология, педагогика. Вып.1.2009. С. 67.

См. также

  • Нигилизм
  • Правовой идеализм
  • ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: «РОССИЯ — СТРАНА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА»
  • Коллекция материалов по теме «правовой нигилизм»
  • Э.Ю. Соловьев. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права

Статья о легальном+нигилизме от The Free Dictionary

Правовой+нигилизм | Статья о легальном + нигилизме The Free Dictionary

Закон+нигилизм | Статья о легальном+нигилизме The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

юридический нигилизм

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • божественный закон
  • Моральный партикуляризм
  • сущность
  • Пьер Кластр
  • Аксель Хегерстрём
  • невероятность
  • Маркузе
  • Dispositio
  • Сабина Лойтхойссер-Шнарренбергер
  • Сексуальная этика
  • Список основных разделов философии
  • Беззаконие
  • Кристиан Дитрих Граббе
  • Конституционный суд Украины
  • закон Линча
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Юридическая сделка
  • Юридическая транскрипция
  • легальная передача
  • легальная передача
  • легальная передача
  • легальная передача
  • Юридические переводы
  • Юридические переводы
  • Юридические переводы
  • Юридический перевод
  • Юридическая ловушка
  • Юридический трактат
  • Юридическое ТВ
  • Юридическая единица
  • юридическая ветеринария
  • юридическая ветеринария
  • юридическая ветеринария
  • юридическая ветеринария
  • Правовые взгляды на самоубийство
  • Легальная ставка
  • Законный способ выйти из аренды?
  • Установленный законом трудоспособный возраст
  • правовая морщинка
  • юридические морщины
  • Юридическое письмо
  • Юридическое письмо
  • Юридическое письмо
  • Юридическое письмо
  • Юридическое письмо
  • Юридический год
  • юридический+нигилизм
  • юридический, Альберта
  • Юридический, Эммо
  • Юридический, информационный и надзорный отдел
  • Правовые, законодательные и нормативные положения
  • Правовые, нормативные и экономические документы
  • Правовые, религиозные и культурные взгляды на самоубийство
  • Правовые, религиозные и культурные взгляды на самоубийство
  • Правовые, религиозные и культурные взгляды на самоубийство
  • Правовые, религиозные и культурные взгляды на самоубийство
  • Правовые вопросы, вопросы безопасности и конфиденциальности
  • Юридический, социальный, этический и профессиональный
  • Юриспруденция, налоги и бизнес
  • юридический бигль
  • юридический бигль,
  • легальные гончие
  • юридический орел
  • юридический орел,
  • юридические орлы
  • размер Legal
  • Юридическая/статистическая область Описание Код
  • юридический язык
  • юридический язык
  • юридический язык
  • юридический язык
  • Юридический человек
  • легализация
  • легализация
  • легализация
  • легализация
  • легализации

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Разрушение нигилизма — Tulane Law Review

Статья Дэниела К. К. Чоу

Движение критических юридических исследований попыталось полностью подорвать основные идеи современной правовой мысли. Возглавляет эту атаку группа, которую как ее противники, так и сторонники называют нигилистическим крылом движения критических юридических исследований. В то время как все критически настроенные ученые-правоведы оспаривают легитимность нашей правовой системы, нигилисты доводят свои деструктивные аргументы до крайних пределов, чтобы разрушить сами концептуальные и философские основы современной правовой мысли. Нигилисты утверждают, что легитимность закона основывается на утверждениях, что закон объективен, детерминирован и нейтрален, и что все эти утверждения ложны. В результате нигилисты отрицают легитимность любого существующего или любого возможного закона или правовой системы.

Нигилисты утверждают, что претензии традиционной юридической науки на объективность, определенность и нейтральность ложны, поскольку в конечном счете они основаны на недостижимом метафизическом знании. Нигилисты утверждают, что, хотя метафизика претендует на то, чтобы предложить фундаментальные объяснения мира и человеческого опыта, включая описание того, как возможно объективное знание в математике, науке и праве, вся метафизика на самом деле является формой заблуждения, которое маскируется под знание. По мнению нигилистов, метафизика имеет тот же эпистемологический статус, что и мифология и суеверие, и точно так же должна быть отправлена ​​на свалку человеческих ошибок и заблуждений.

Нападая на метафизику современной теории права, нигилисты используют некоторые из тех же подходов, которые впервые были использованы юридическими реалистами начала двадцатого века. Юридические реалисты, например, разоблачили формализм девятнадцатого века как основанный на метафизике, постулирующей юридические понятия, уже существующие на неких платонических небесах. По мнению нигилистов, реалисты-юристы не зашли достаточно далеко, и нигилисты стремятся «поддержать реализацию реалистического проекта». Разоблачая метафизику господствующей правовой мысли на тех уровнях, куда правовые реалисты и не думали заглядывать, т. е. в самое ее основание, нигилисты полагают, что они раз и навсегда победили традиционную правовую теорию.

Как только мы освободимся от заблуждений, порожденных традиционной правовой теорией, нигилисты заявляют, что мы остаемся с трезвым миром «[в] холодном свете дня CLS», миром, лишенным спекулятивной метафизики. В таком мире нет ответов, существующих независимо от человеческого творения, вроде «манны небесной»; скорее мы остаемся наедине с собой, полностью ответственными за свою судьбу. Все аспекты социальной жизни, включая все законы и правовые институты, не являются продуктом какой-либо исторической, социологической или биологической необходимости, а являются случайными социальными условностями. Эти институты не основаны на каком-то всеохватывающем независимом основании разума или необходимости, а увековечены исключительно властью тех социальных групп, которые контролируют ситуацию. Нигилисты утверждают, что, поскольку эти институты созданы обществом, мы вольны реструктурировать или отказаться от них всех, включая существующую правовую систему. Это осознание должно вести не к отчаянию, а к ощущению освобождения и расширения возможностей. Нигилизм освобождает нас, потому что теперь мы понимаем, что говорим себе, что делать, и нигилизм дает нам возможность стать хозяевами своей судьбы.

Эта статья отвергает нигилизм как по философским, так и по прагматическим причинам. Заимствуя критическую технику, часто используемую критически настроенными правоведами, я займусь «внутренней критикой» нигилизма, т. е. серьезно отнесусь к нигилистической критике, а затем покажу, почему нигилизм терпит неудачу сам по себе. Или, если использовать более красочный термин, придуманный нигилистами, эта статья «разнесет» нигилизм.

Часть I этой статьи излагает нигилистический аргумент о том, что претензия традиционной правовой теории на то, что она является действительным и законным руководством для человеческого поведения, обманчива, поскольку в конечном счете основана на метафизике. Затем, во второй части, я опровергаю заявление нигилистов о том, что они избежали ловушек метафизики. Вопреки самодельным заявлениям нигилистов, они не предлагают нам трезвого мира, свободного от заблуждений метафизики. В то время как нигилисты отвергают традиционную юридическую мысль как основанную на метафизике, сами нигилисты просто заменяют метафизику традиционной правовой теории своей собственной метафизикой. Таким образом, по своим собственным критериям нигилизм как философская позиция ничем не лучше традиционной теории права. Таким образом, заявление нигилизма о том, что он победил традиционную правовую теорию, несостоятельно.

После того, как нигилизм разоблачен как просто альтернатива традиционной правовой теории, страдающий тем же недостатком, заключающимся в том, что он содержит противоречивые метафизические предположения, нигилисты теперь должны показать, почему нигилизм является превосходной теорией. В части III утверждается, что если мы вовлекаем нигилиста в метафизический спор, то мы должны отвергнуть нигилизм.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts