Нравственное воспитание школьника в условиях профильного обучения
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из главных проблем. В современных условиях она приобретает особое значение. В целом нравственное воспитание понимается как специально организованный процесс становления моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения при их соответствии общечеловеческим социально-культурным и личностным, нравственным ценностям. А нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.
В развитии прогрессивных идей нравственного воспитания основоположник научной педагогики К.Д.Ушинский, высказал мнение о том, что развитие ума, укрепление физических сил обучаемого должны быть подчинены формированию нравственности, составляющей основу воспитания. Такое же мнение имеет И. Гербарт. Он утверждал, что «единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Развитие личности в подростковом возрасте определяется новыми отношениями – потребностью социального самоутверждения.
В настоящее время особенно важна воспитательная работа по нравственному воспитанию, которая необходима для гуманизации современной цивилизации, гармоничного сосуществования людей с различными культурными воззрениями.
Н.А. Заруба считает, что профильное обучение – это вид дифференцированного обучения в старших классах, который предполагает углубленное изучение предметов стандарта образования [4.]. В раскрытии сущности профильного обучения заслуживает внимания исследование, проведенное М.И. Губановой [2.]. Раскрывая разновидность профильного обучения, автор отмечает его своеобразие, заключающееся в более демократичной и широкой форме фуркации школы III ступени.
В целом целью профильного обучения школьников, по нашему мнению, является удовлетворение и развитие интереса учащихся в определенной области знаний, углубленное изучение отдельных предметов, подготовка их к осознанному выбору профиля обучения. Указанные тенденции предъявляют современные требования к обучению и воспитанию школьников.
- Максимальное развитие способностей обучающихся.
- Новые требования к личности обучаемого: ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к выборам, сформированность ценностей и основных социально значимых компетенций.
Учебная деятельность в процессе профильного обучения нами рассматривается как специфическая деятельность, направленная на овладение обобщенными способами действий на уроках, а также развитие личностных качеств, в том числе и развитие нравственности, познавательных способностей. Таким образом, исследование показало, что содержание, различные формы и методы обучения, ориентированные на раскрытие творческих способностей, развитие личностных важных качеств, создают основу нравственного развития личности.
Кроме этого, следует особо отметить, что профильное обучение имеет следующие предпосылки, способствующие формированию и развитию нравственности личности [7.]:
— дифференциация и индивидуализация обучения;
— многопрофильность направлений и классов;
— разноуровневость обучения;
— разнообразие профилей трудовой и профессиональной подготовки и т.д.
В нравственном воспитании значительное место занимает трудовое воспитание. Так в системе нравственного воспитания Френэ органически сочетаются трудовая деятельность учащихся и их нравственное формирование. Он считал, что моральный опыт и сознание должны развиваться одновременно в процессе трудового и нравственного общения учащихся. Изложенное выше положение послужит, на наш взгляд, принять данное положение как исходную фундаментальную базу теории воспитания. Учебная деятельность личности учащихся — есть трудовая деятельность.
Однако нравственное развитие личности определяется не только учебной деятельностью. Не меньшее значение имеет их социальная направленность. Здесь следует отметить о трудностях социализации молодого человека. Как отмечает профессор Б.А. Чагин, что « нет абсолютной гармонии в развитии личности и общества». Социальная зрелость молодежи, связанная с самостоятельным трудом и усвоением нравственного опыта для гуманизации общественного сознания и практики, становится проблемой.
Рассмотрим понятие направленность личности, определяющее нравственность.
Л.И. Божович считает, что для нравственной характеристики и развития личности в целом наиболее большое значение имеют ее направленность с точки зрения отношения к себе и к обществу [1. ]. Понятие направленности личности А.Г. Ковалев рассматривает как систему побуждений, определяющую избирательность отношений и различную степень активности человека в разнообразных видах деятельности. Под направленностью личности В.Н. Мясищев понимает отношение человека к миру, людям, себе [5.]. Многие авторы рассматривают направленность личности как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы. С.Л. Рубинштейн считает, что направленность является важнейшей стороной личности, определяющей ее социальную и нравственную ценность[6.].
Следовательно, направленность личности рассматривается различными авторами, как систему побуждений (А.Г. Ковалев), социальную и нравственную ценность (С.Л. Рубинштейн), отношение человека к миру, людям, себе (В.Н. Мясищев). Из вышеизложенного следует, что направленность личности представляет собой сложное психологическое, системно-генерализованное образование, отношение человека к миру, себе, системное свойство личности, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора действий с заданной целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание приобретает новый облик, порожденный новой социокультурной ситуацией, переориентация образования на личность школьника.
Нравственное воспитание ребенка: основа будущей жизни
Лучшим местом для обучения ребенка нравственному поведению является дом, в котором он живет. Ежегодно педагоги и родители посещают различные семинары, чтобы улучшить свои навыки по воспитанию. Но этого не придется делать или, по крайней мере, в меньшей степени, если ознакомиться с предложенной статьей, в которой представлено 10 советов, составленных профессиональными консультантами в сфере образования.
Вся ответственность на родителях
Если стоит цель, то нужно ее добиваться, в данном случае – это правильно воспитать чадо.
Но для этого необходимо принимать в этом личное участие и не бросать начатое дело.
Ведь родители, которые заботятся о своем ребенке и думают о том, как грамотно это сделать, добиваются хороших результатов, так как не бояться брать на себя ответственность и прикладывают определенные усилия.
Родитель – пример для подражания
Каждый родитель должен задумываться о том, является ли он примером для своего ребенка, а точнее положительным примером. Ответ зачастую носит поучительный характер. Ведь для детей первыми и лучшими должны быть его родители, потому как это именно то общество, в котором они находятся постоянно. Ребенок замечает все поступки, перенимая поведение своих родных.
Поэтому чтобы ребенок воспитывался в нужном направлении, надо быть уверенным в том, что родители являются образцом поведения для него. То есть необходимо иметь стремление правильно показать детям, как надо себя вести в той или иной ситуации.
Познание и общение с ребенком
Родители должны осознавать, что перед тем, как они будут воспитывать ребенка, им нужно познать себя и понять, во что они верят, с чем они согласны по отношению к нравственному воспитанию. Достаточно выделить определенное количество времени для того, чтобы обдумать все свои принципы и убеждения. А уже после делиться ими с детьми. Это делается для осознания ребенка, чтобы он понял какие-либо действия, совершенные родителями.
Великолепные квесты для детей всех возрастов
Если с ним не делиться своими мыслями и убеждениями, то ребенок будет заполнять эти пробелы с помощью других источников, чаще всего при помощи интернета, но не все в нем является достоверным.
Родители должны быть самым лучшим и надежным источником информации.
Можно использовать различные фильмы или статьи для обсуждения нравственных проблем.
Текущие моменты – лучшее обучение
Человек лучше запоминает те моменты, которые случились спонтанно и неожиданно, а не те, которые планировались до этого. И нужно этим пользоваться. То есть произошла какая-либо ситуация, родитель должен заметить нравственные моменты и поговорить об этом с ребенком. Это поможет не только ребенку правильно поступать в будущем, но также это будет определять его поведение в течение жизни.
Использование дисциплины по назначению
Дисциплина – очень важная вещь в воспитании. Ей не нужно пренебрегать, но и чрезмерно применять не следует. Она должна быть эффективной, чтобы ребенок понимал, что он сделал неправильно, и думал о дальнейшем – то есть анализировал случившееся и не повторял ошибок.
Очень важно учить детей задавать себе вопросы об их поведении.
Таким образом он не перестанет совершать ошибок вообще, нет, он будет их делать, но главное, будет учиться на них. Осознание того, что ребенок сделал что-то не так, как нужно, и понял почему – очень важная ступень в его нравственном развитии.
Ожидание
Если родители будут ожидать нравственности от ребенка, то он будет поступать именно так, как они хотят, это показывают результаты проведенных исследований. Нужно устанавливать нравственные нормы дома и постепенно усиливать их до тех пор, пока ребенок не будет считать их своими и, соответственно, выполнять их. Это поможет также ему понять, что является ценным для родителя.
Аниматоры для детского праздника
Демонстрация результатов
В воспитании важно показать ребенку результаты его поведения. Если он повел себя как-то не так и кого-то обидел, нужно сказать ему об этом и постараться донести до него чувства обидчика. Или же, наоборот, указать на его положительный поступок.
Демонстрация плодов поступка ребенка – это неотъемлемый фактор в его нравственном развитии.
Ребенок должен иметь в себе такое качество как сострадание и быть чувствителен к другим людям, окружающим его. Он должен понимать, как его поведение влияет на них, но для этого требуется помочь ему осознать, что чувствуют другие после его поступков.
Закрепление
Само собой, важно также закреплять нравственные поступки и делать это в тот момент, когда ребенок этот поступок совершил. Это является одним из самых простых способов освоения нравственности ребенком. Нужно вовремя хвалить ребенка и объяснять, за что именно его поощрили.
Регулярность
Нельзя научиться быть нравственным, если только читать об этом книги. Но ведь есть более надежный способ – совершать добрые дела. Нужно приучать ребенка помогать другим людям и поощрять его за это, чтобы он ощутил те приятные эмоции, которые возникают у него при этом. Как и говорилось, ребенок должен быть чувствительным к другим, в данном случае ему необходимо чувствовать положительные эмоции, которые возникают в результате совершенных им действий.
Чудесные шоу-программы для детей и взрослых
Но добиваться нужно того, чтобы ребенок становился более самостоятельным и все меньше зависел от указаний взрослых. В этом достигнут успеха те родители, которые будут регулярно показывать, как это важно, а их дети будут снова и снова практиковать свою нравственность.
Золотое правило
Уже давно люди упоминают и пользуются одним простым правилом, которое называется «золотым».
Можно научить ему ребенка, чтобы он относился к другим так, как ему хочется, чтобы они относились к нему.
И опять же, нужно приучить ребенка задавать себе вопросы и анализировать происходящее. Вопросы помогут ему вести себя более нравственно, ибо он будет думать о своем поведении и о его результатах. Желательно, чтобы это стало главенствующим правилом для семьи.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитаниеРеклама
1 из 22
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения офлайнОбразование
Духовное
Реклама 90 003
Реклама
Реклама
Нравственное воспитание
- Репортер: Айрин Синонг
- Знаете ли вы, что… В 20 веке педагоги уточнение используемых значений и когнитивно-развивающая мораль образование как подходы в решение моральных проблем из студентов?
- Что такое нравственное воспитание? Нравственное воспитание – это руководство и обучение хорошему поведению и ценности. Этому учат молодых детей в школах, обеспечивая их с чувством вежливости и законность.
- Что такое нравственное воспитание? Под нравственным воспитанием мы подразумеваем внедрение утонченных идеалов, ценности, принципы с целью принести целеустремленный изменение поведения среди обитатели этой вселенной».
- Где должно быть нравственное воспитание начинать?
- Что такое нравственное воспитание? Нравственное воспитание становится все более популярная тема в области психологии и образование. СМИ сообщают о рост насильственной преступности среди несовершеннолетних, подростковая беременность и самоубийство заставил многих объявить мораль кризис в разных странах.
- Какие бывают случаи в нашей стране, что свидетельствует моральный кризис?
- Вы верите что ребенок родился со встроенным в моральном совесть?
- Бык (1969)
«Ребенок не рождается с
встроенная моральная совесть. Но он
рождается с теми естественными,
биологически целевые способности
которые делают его потенциально
нравственное существо» (стр.
- Уилсон в Wilson et al, 1967 г. «Учителя и родители должны поставить ребенка перед своим собственные моральные кодексы в очень ясной и определенным образом, чтобы, принимает он или отвергает код, по крайней мере, он знает, что он принимает или отвергает» (стр. 132).
- Каким будущим родителем быть? это то, что вы должны дайте своему ребенку, что бы помочь ему вырасти как личность с хорошие ценности?
- Уилсон в Wilson et al, 1967 г. «Ребенку нужны другие вещи, такие как любовь, эмоциональная безопасность, еда, тепло, достаточный сон и скоро. Все эти вещи, а также рамки правил необходимо (, стр. 129)».
- Уилсон, 1967 г. «Если мы хотим показать что некоторые виды образования производить «нравственно воспитанных» люди, мы должны сначала определить «нравственно воспитанный» человек что мы знаем, какие типы образование, которое нужно искать (1967, с.191)».
- Важность нравственного воспитания (Доктор Н.К. АРДЖУНАН) Ценностно-ориентированное образование необходимо для развивать нравственные качества, такие как скромность, правдивость, честность, вежливость, терпимость, жертвенность и т. среди молодежи.
- Обучение ценностям необходимо для развитие демократических качеств такие как достоинство личности, социальная справедливость, свобода, равенство, братство и др. Только ценностное образование приведет нам достичь нашей конечной цели мир на Земле.
- Роли учителя в морали Образование
- Учитель — философ. Когнитивное развитие подход к нравственному воспитанию также призывает учителя стать специалистом по развитию.
- Подходы в обучении морали Образование Подход к общественным работам — этот подход является осознанным стремление дать учащимся возможности, руководство и практиковаться в том, чтобы быть моральными актерами.
- Подходы в обучении морали Образование Достоинство подхода месяца — где вся школа сообщество уделяет особое внимание внимание на такое качество, как сотрудничества или доброты. пример: информационные бюллетени, бюллетени
- Подходы в обучении морали Образование Проблемный подход — учащиеся могут сделать самостоятельно выбор по учебной программе и вовлечение их в Процесс принятия решений.
- В качестве будущих значений Воспитатели, как ты собираешься изменить в вашей студенты?
- Ссылки http://teachermayah.blogspot.com/2011/01/moral- значения для планирования урока.html http://answers.ask.com/Society/Philosophy/what_is _моральное_образование http://education.stateuniversity.com/pages/2246/Mo ral-Образование.html http://tigger.uic.edu/~lnucci/MoralEd/overview.htm л http://wiki.answers.com/Q/Importance_of_moral_ed образование http://www.jstor.org/pss/1475175 http://dare.uva.nl/document/96408 http://www.answers.com/topic/moral-education
Реклама
Женский подход к нравственному воспитанию (примечания) – Jenny Connected
На самом деле книга Нел Ноддингс (опубликована в 1984 году) называется Забота. Женский подход к этике и нравственному воспитанию. В книге восемь глав. В общих чертах главы 1–3 и 7 посвящены заботе, главы 4–6 посвящены этике заботы и этическим идеалам, а глава 8 посвящена нравственному воспитанию, хотя во всех главах упоминаются все эти темы.
Это второй раз, когда я читаю книгу Ноддингса, и на этот раз я сделал обширные заметки, которыми делюсь в двух постах в блоге. В этом посте я поделюсь своими заметками о последней главе о нравственном воспитании. Мои примечания к главам 1–7 см. в моем предыдущем посте «Нель Ноддингс: женский подход к этике и нравственному воспитанию» (примечания). Если вы не знакомы с работами и идеями Ноддингса, вам может быть необходимо прочитать первый пост, чтобы полностью понять этот пост — и, конечно же, чтение заметок не заменит чтение исходного текста.
Что такое нравственное воспитание?
Ноддингс говорит нам, что нравственное воспитание — это образование, которое стремится соответствовать всем нравственно и укрепляет этические идеалы тех, кто обучается. Этический идеал состоит в том, чтобы заботиться об одном и нравственно встречать другого. Она считает, что основной целью каждого образовательного учреждения и любой образовательной деятельности должно быть поддержание и усиление заботы; родители, полиция, социальные работники, учителя, проповедники, соседи, тренеры и старшие братья и сестры должны взять на себя ответственность. Принимать и быть принятым, заботиться и быть окруженным заботой — вот основные реалии человеческого существа и его основные цели. Когда мы ведем себя этично как заботливые, мы не подчиняемся моральным принципам, хотя они и могут руководить нашим мышлением, но мы встречаемся с другим в искренних встречах заботы и заботы. Нравственное воспитание не исключает мышления и рассуждений. Обучение интеллекту и нравственность не должны быть разделены, но нравственное воспитание признает аффективное «я должен», а интеллектуальные задачи и эстетическое восприятие должны быть намеренно временно отложены в сторону, если их выполнение ставит под угрозу этический идеал. Ученик всегда ценнее и бесконечно важнее предмета.
Заботливый как Учитель
Ноддингс считает, что обучение — это не роль, а особое отношение заботы. «Как учитель я в первую очередь заботлив». Опекаемый встречается как «Ты», а не как «Оно», и учитель ищет участия опекаемого. В то время как учитель считает ученика более важным, чем предмет, учитель не обязательно снисходителен. В первую очередь она должна взращивать этический идеал ученика. Она ведет и влияет на ученика, но в конечном итоге он учится тому, что ему нравится. Как однозаботливый, учитель встречает ученика непосредственно, но не на равных. Особый дар учителя состоит в том, чтобы принять ученика и вместе с ним рассмотреть предмет. Она предана ему, тому, о ком заботятся, и благодаря этому обязательству он освобождается для осуществления своих законных проектов. Она живет по этике одной заботы, устанавливая отношения со студентом. Путем диалога, моделирования, предоставления практики и определения наилучшего мотива заботливый учитель взращивает этический идеал. Преподаватель должен тотально и неизбирательно присутствовать перед учеником, когда он к нему обращается. Временной интервал может быть коротким, но встреча тотальной.
Вклад ученика в заботу состоит в том, чтобы вознаграждать своего учителя отзывчивостью, вопросами, усилиями, комментариями и сотрудничеством. В то время как опекаемый (ученик) волен принимать или отвергать заботу, опекаемый важен для отношений. Отзывчивость ученика завершает заботу.
Воспитание этического идеала через диалог, практику и подтверждение
Ноддингс предполагает, что тремя великими средствами взращивания этического идеала являются диалог, практика и подтверждение.
Для диалога можно обсудить что угодно, например. религии, ценностей, верований, мнений и чувств. Говорить, слушать, делиться и отвечать жизненно важно во всех аспектах образования. Цель диалога – соприкоснуться с идеями и понять, встретить другого и проявить заботу.
Учащимся необходимо практика по уходу. Они могут делать это посредством настоящей добровольной работы, например, в больницах и садах, или с пожилыми людьми или животными, не для того, чтобы овладеть навыками в качестве профессиональной цели, а для того, чтобы увидеть, как приобретенные навыки способствуют компетентности в уходе. Это напоминает мне о том, что когда я учился в последних классах средней школы в начале 60-х годов, такая волонтерская работа была обязательным требованием. Ноддингс считает, что эти задачи, в которых учащиеся участвуют в обучении по уходу, должны иметь такой же статус, как и другие задачи в образовании. Мы должны создавать возможности для заботы учащихся.
Когда мы приписываем обожаемому наилучший из возможных мотивов, созвучный с реальностью, мы подтверждаем его, т. е. раскрываем ему достижимый образ самого себя, более прекрасный, чем тот, что проявляется в его нынешних поступках, но оценить его трудно учителя и ученики. Оценка — это вторжение в отношения между тем, кто заботится, и тем, о ком заботятся. При выставлении оценок учителей просят смотреть на ученика как на объект, вещь, к которой можно приложить мерную линейку. Выставление оценок нарушает отношения между учеником и учителем. Чтобы облегчить этот конфликт, Ноддингс считает, что важно сосредоточиться на том, что должно быть достигнуто / изучено, а не на том, когда это будет достигнуто. Выставление оценок и оценок, когда учителя рассматривают учеников как объекты, не должны производиться учителями. Заботливый учитель оценивает, но ему не нужно подводить итоги для всего мира или информировать других об успехах ученика. Заботливый учитель не может утвердить ребенка, если она не разговаривает с ним и не занимается с ним совместной практикой. Она должна увидеть и принять ученика, увидеть, что он на самом деле сделал, и получить те чувства, с которыми это было сделано. Ответ ученика остается в основе подтверждения для учителя.
Организация школ по уходу
У Ноддингс есть определенные идеи по организации школ, которым она уделяет внимание на последних страницах своей книги. Она считает, что школы могут быть созданы для поддержки заботы о детях, и что традиционная учебная программа является мужской и должна быть женской. Вот некоторые из предложений, которые она делает.
Чтобы воспитывать заботу, школы должны быть меньше, чтобы они могли создавать цепочки и круги заботы (см. предыдущую публикацию для информации о цепочках и кружках заботы). По моему собственному опыту, в небольших школах легче установить заботливые отношения между учителем и учеником.
Для развития содержательного диалога между учителями и учениками между ними должен быть установлен расширенный контакт, который может быть поддержан учащимися, остающимися с одним и тем же учителем в течение нескольких лет. Опять же, мой опыт показывает, что это часто имеет место в небольших школах с меньшим количеством учителей и классов.
Классы должны работать сообща, и ученики должны учиться друг у друга. Ноддингс настороженно относится к резким возрастным различиям. Опять же, в небольших школах часто бывают классы для учащихся разного возраста. Там, где я живу (Камбрия, Великобритания), до сих пор есть очень маленькие начальные школы, где все дети в возрасте от 4 до 11 лет или от 4 до 7 и от 7 до 11 могут учиться в одном классе.
Студенты должны постоянно участвовать в служении.
Объем предмета должен быть широким. Это не означает, что предметов должно быть много, а скорее то, что предметы должны располагаться по всему диапазону человеческого опыта и учитывать культурные, личностные и психологические аспекты предмета. Мы должны демонтировать структуры, разделяющие нас на узкие специализации.
Непосредственное обучение четко определенным навыкам и изучение таких навыков являются лишь частью процесса. Они служат для того, чтобы дать учащимся свободу исследовать, чтобы у них была возможность познакомиться с предметом без заранее поставленных целей.
Учителя должны быть внимательными и хорошо осведомленными в своем предмете, если они хотят практиковать инклюзивность. Они должны хорошо знать свой предмет, если они собираются следовать за учениками в течение трех-четырех лет. Учителя-ученики могут работать с мастерами-учителями, а родители и другие взрослые должны быть частыми гостями в классах.
Не должно быть штрафов за нарушение правил. Карательные меры работают против субъективного развития, а подчинение закону просто не является надежным ориентиром для нравственного поведения. Должно быть приглашение к диалогу.
В школах не должно быть иерархии. Вместо этого должны быть круги и цепочки отношений с возможностью перехода от кругов к цепочкам.