Что такое нравственное воспитание: Нравственное воспитание: кто, как, зачем?

Нравственное воспитание: кто, как, зачем?

Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: «воспитание нравов», отсюда и название.

С точки зрения практической психологии, за словами «воспитание нравственности» стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности.

Традиционно существуют различия в мужском и женском подходе в воспитании нравственности: женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалость и другие ценности гуманистического подхода (подход В.А. Сухомлинского), в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга: требовательность, порядок и ответственность (подход А.

С. Макаренко).

Конкретное содержание нравственного воспитания во многом зависит от конкретной страны, конкретного общества, конкретной школы и даже конкретной семьи, где происходит воспитание этой самой нравственности. В религиозном обществе в нравственном воспитании будут в первую очередь заботиться о соблюдении религиозных заповедей, уважении к религиозным текстам и религиозным иерархам, в светском обществе воспитывают уважение к закону, полиции и в целом — ко взрослым людям, поддерживающим в обществе принятые нормы и порядки.

Можно спорить, рождаются люди изначально добрыми или нет (скорее всего, люди рождаются разными), история показывает, что, если нравы специально не воспитывать, люди только портятся. Жить нравственной жизнью, как порядочные люди, это некоторое напряжение, а обычным людям всегда хочется жить полегче и попроще. И когда от них отстают, они свою жизнь делают попроще. Нравы — снижаются.

Мужчины перестают бриться, женщины перестают причесываться, все начинают ругаться и считать, что во всех бедах виноват кто-то другой. ..

Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России — Серафим Саровский, Лев Толстой… В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь. Государство чисто экономически заинтересовано в том, чтобы лучше соблюдались законы и уменьшался криминалитет; кроме того, воспитание патриотизма, традиционно являющегося частью нравственного воспитания, укрепляет мощь государства и способствует успеху его внешней политики. Церковь обязана заниматься вопросами нравственности по своему уставу, хотя в большей степени заботиться не о нравственности вообще, а конкретно о воцерковлении прихожан.

Религиозная жизнь Израиля наглядно показывает, что между религиозными фанатиками иудаизма и сторонниками добропорядочной, нравственной жизни взаимопонимания нет. Если вы думаете, что мужчинам и женщинам можно быть рядом в общественном месте, или если вы в субботу решите поработать, пусть и на благо людей, у вас могут быть крупные неприятности. Вас будут избивать камнями, потому что религия и нравственность — не одно и то же.

В современной России почти единственной серьезной силой светского нравственного воспитания является, как ни странно, бизнес. В ситуации, когда нравственным воспитанием не занимается ни семья, ни школа, бизнесу приходится брать это на себя: из приходящих на работу непонятных мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, которым можно поручать проекты и которые могут цивилизованно взаимодействовать с другими цивилизованными людьми: могут договариваться и выполнять договоренности, умеют предотвращать конфликты с трудными людьми и встречать клиентов с искренней доброжелательностью.

К вопросу о нравственном становлении личности дошкольника

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.

Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных  качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

А.А. Бодалев отмечает, что в ряду первоочередных проблем нравственного развития существенное место занимает проблема объективных факторов, которые обеспечивают это развитие. И главной задачей в этой связи он считает выяснение, когда, как и какими своими сторонами они влияют на развитие личности и вместе с тем, как эти стороны должны изменяться, чтобы человек формировался не с любыми характеристиками духовного развития, а только с теми, которые отвечают высоким общечеловеческим идеалам.

О.И. Мантонина отмечает, что развитие нравственной структуры личности зависит от природы социальных условий и воспитания.

Личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта. Личность развивается только тогда, когда она овладевает той или иной формой поведения, поднимающей ее на новую ступень.

Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.

Усвоение ребенком нравственных отношений предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомством с ним ребенка, 2) раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении, 3) переходом имеющихся у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения, путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации [2].

Многие отечественные психологи (А.В. Запорожец,  Е.В. Суббот-ский, Р. К. Терещук, С.Г. Якобсон) считают, что для нравственного становления личности необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. При этом разные авторы уделяют большее внимание тому или иному компоненту этих систем, по-разному подходят к решению проблемы нравственного развития и воспитания.

Первоначальный этап нравственного становления личности характеризуется поверхностным овладением внешними механизмами моральной регуляции. Ребенок, руководствуясь внешними санкциями, не сразу вникает в освоение моральных требований. Саморегуляция на этом этапе развита слабо. Было бы ошибочным резко разделять во времени периоды овладения моральными ценностями и превращения их в личностные качества. Каждому этапу индивидуального нравственного развития свойственна своя мера превращения социальных требований в  нравственные устои личности.

В работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина подчеркивается, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения.

Л.И. Божович [2] рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации. Она пишет о том, что дошкольники в ряде случаев могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву.  Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит благодаря стремлению ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.

Эту мысль продолжает в своих исследованиях Т.М. Титаренко, когда пишет о том, что дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.

Т.В. Семеновских доказано, что мотивационная направленность поведения личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, то есть отражает доминанту, становящуюся вектором поведения. Положительная направленность мотивов поведения проявляется в доброжелательности как эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, как проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.

Анализ превращения моральных знаний ребенка в его убеждения, а следовательно, и в мотивы его поступков обнаруживает, что соответствующие знания должны ложиться на подготовленную нравственно психологическую почву. Эта почва создается в практике общественного поведения ребенка, где он не на словах, а на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах достижения общих для всего коллектива общественно значимых целей. В такого рода практике общественного поведения у детей формируется определенная система нравственных чувств и привычек, составляющих ту необходимую почву, на основе которой усвоение нравственных норм и правил происходит глубоко и не формально.

Развитие ребенка представляет собой  сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения – одна из важных задач.

Л.И. Рувинский [5] считает, что нравственные переживания могут стать мотивами поступков только в том случае, если человек имеет необходимый опыт нравственного поведения, условия для упражнения в нравственных поступках. По мнению автора, должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений. Это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности как устойчивое психическое состояние.

Идею включения деятельности по осуществлению нравственных норм и принципов применяли в своей практике известные педагоги В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко.

В.А. Сухомлинский предостерегал от превращения добрых чувств и добрых дел в показные «мероприятия»: «Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в воспитательной работе. Самое опасное то, что человеческие поступки ребенок ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью… Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».

А.С. Макаренко также считал, что выработка устойчивого привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий: «должно быть усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их».

Л.И. Рувинский указывает на то, что морально воспитанную личность характеризует внутреннее принятие нравственных норм, то есть внешние требования должны перейти в требования личности к самой себе. Автор видит эффективность нравственного воспитания в сочетании воспитания и самовоспитания, которое возможно, если ребенок может устанавливать связь между своим поступком и качествами (т.е объяснение своих поступков через личностные качества, а не через ситуацию).

В основе нравственного качества лежит взаимосвязь нравственного знания и соответствующего чувства. Вне связи интеллектуального и эмоционального в сфере личности невозможно психологически характеризовать их нравственные качества.

Польские педагоги З. Кшиштошек и Х. Свида пытались установить, что должно представлять собой то или иное нравственно психологическое качество личности, воплощенное в облике ребенка соответствующего возраста: каково должно быть его содержание и структура, в чем и как оно должно проявляться, иначе говоря, какова должна быть его возрастная характеристика. Если же то или иное качество вообще еще не доступно данному возрасту, то в какой деятельности, в каком поведении должен накапливаться то опыт отношений, который составляет предпосылку формирования данного качества.

Работа этих ученых представляется интересной в двух отношениях: во-первых, в ней отчетливо выступает поиск той психологической характеристики, которую имеет на данном возрастном этапе развитое качество личности взрослого человека. Во-вторых, в ней содержится предположение, что формирование нравственных качеств должно опираться на опыт собственных переживаний ребенка, на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми и прежде  всего со сверстниками.

Ученые делают вывод, что более высокий уровень воспитанности имеет более сложную структуру нравственных качеств личности. По мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.

Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности ребенка, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний, убеждений и пр. Каждое качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, то есть в зависимости от того, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано, а также в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.

Исследования индивидуальных особенностей в развитии отдельных детей обнаруживают, что какие бы воздействия ни оказывала среда на ребенка, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей ребенка, они не выступят действительными факторами его развития. Потребность же выполнить то или иное требование среды возникает у ребенка лишь в том случае, если его выполнение не только обеспечивает соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, то есть удовлетворяет его внутреннюю позицию.

Правильное представление о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе должны стать для ребенка образцами для подражания. Необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. От характера позиции ребенка и ее соотношения с его внешним положением и с его реальными возможностями зависит вся система переживаний и его дальнейшее психическое развитие.

Что такое нравственное воспитание? [Преимущества включены]

Понедельник, 14 октября 2019 г.

«Чтобы обучить человека, а не мораль — это обучение угрозы обществу»

— Теодор Рузвельт

Все мы выросли, услышав истории «Истории« Теодор Рузвельт

.

Жаждущая ворона» и «Лиса и виноград». Возможно, мы забыли истории, но ценности все еще остаются в нашей памяти.

С самого детства мы слышали о моральных ценностях. И да, они настолько драгоценны, что помогают нам стать хорошими людьми.

Моральные ценности — это набор принципов, которыми мы руководствуемся на протяжении всей жизни.

Моральные ценности направляют нас на верный путь в жизни. Передача их с первых дней помогает различать правильное и неправильное. Эти ценности включают в себя такие факторы, как любовь к другим, помощь другим, уважение к другим, нравственность, честность и т. д.

Наконец, это помогает воспитать возвышенного человека и следовать по пути праведности.

Человек может достичь правильного и добродетельного характера только в том случае, если он/она способен с полной честностью следовать моральным ценностям.

Нравственное воспитание должно включать умственное и нравственное развитие личности. По мере взросления мы продолжаем учиться и трансформировать себя, так же как и наша мораль.

Читайте также: 10 нобелевских лауреатов из Индии, которых вы должны знать

Мы должны иметь в виду тот факт, что нравственное воспитание может быть эффективно передано младшим в основном через примеры, а не через восприятие.

Поскольку дети хорошие наблюдатели, они замечают все, что мы делаем. Они продолжают наблюдать за нами, поэтому постарайтесь стать для них примером. Родители также должны знать, какие у них друзья.

Учителя и родители должны всегда следить за поведением детей. Они должны уметь применять моральные ценности в практической жизни. Окружение также может влиять на них в формировании моральных ценностей.

Старейшины должны не забывать поощрять и ценить их за моральные достоинства, которыми они обладают. Это мотивирует их всегда придерживаться этих ценностей. Со временем он становится их частью.

Основа должна начинаться с самого раннего возраста, из дома и переносится в школы, колледжи, а также на работу.

Преимущества получения морального образования:

  • Нравственное образование помогает различать правильное и неправильное.
  • Это отражается на личности.
  • Помогает построить хорошую личную и профессиональную жизнь.
  • Помогает устранить из жизни такие проблемы, как насилие, нечестность, ревность и т. д.
  • Он может стереть дурное влияние в обществе, такое как насилие, преступления, волнения, жестокое обращение с детьми, пренебрежение женщинами и т. д.
  • Это также помогает формировать позитивный подход к вещам, уверенность в себе и мотивацию.
  • Помогает узнать истинную цель жизни. Эти ценности помогают человеку быть преданным, бескорыстным, любящим и заботящимся о других.

Методика привития нравственных ценностей учащимся универсальна. Учителя и родители играют ключевую роль в этом. Если ребенок плохо себя ведет, люди часто обвиняют в этом своих родителей и учителей.

Дети обычно лгут для личной выгоды. Учителя должны давать им надлежащие указания и советы. Они являются самым большим источником вдохновения для студентов. Студенты всегда склонны смотреть на своих учителей как на идеальных. Таким образом, учителя должны быть в состоянии быть образцом для подражания для них, чтобы впитать моральные ценности. Чтение моральных историй также может помочь в развитии моральных ценностей.

Даже ученики из утонченных и культурных семей теряют моральные ценности, если их товарищи и школьная среда не соответствуют требованиям.

У детей должна быть прочная основа моральных ценностей. В нашу учебную программу обязательно должны быть включены биографии великих личностей, которые шли верным жизненным путем.

Читайте также: Пропановый автобус – плюсы и минусы

При эффективном внедрении нравственное воспитание поможет учащимся с инструментами вынесения суждений и подтолкнет их к принятию эффективных решений и выбора. Поэтому важность нравственного воспитания жизненно важна, и оно должно быть неотъемлемой частью школьной и университетской программы.

Наконец, моральные ценности дают нам счастье, огромное удовлетворение и уверенность в том, что мы можем смотреть в лицо жизни такой, какая она есть. Эти ценности помогают формировать нежных людей, красивых по ценностям и природе.

Моральное воспитание: следующий шаг к более светлым будущему

См. Больше блогов

Образование

от Salonibajaj8

Like118

Like

PostUbmit A Post

Image

.0002 Saloni Bajaj

Я построил эту пирамиду нравственного воспитания, чтобы точно проработать конечные результаты включения нравственного воспитания в наши учебные заведения и повсюду.

Самый важный и важный этап в жизни любого ребенка образование . Образование не только развивает физическое и социальное благополучие ребенка, но также воспитывает психологические и поведенческие аспекты и особенно влияет на его действия.

Мы все знаем о важности образования, но как насчет нравственного воспитания? После изучения фундаментальных наук, математики и языков следующей ценной дисциплиной, которую необходимо изучить, является «мораль» или, в более широком смысле, «нравственное воспитание».

Цель образования состоит не только в том, чтобы сделать учащихся грамотными, дать им хорошие оценки и, в конечном счете, найти им хорошо оплачиваемую работу, но и нечто большее. Посредством образования в школах мы воспитываем в ребенке дисциплину и другие качества хорошего ученика.

Но теперь пришло время расширить область образования до чего-то большего. Давайте учить наших детей, как делать мудрый выбор, давайте учить их семейным ценностям, общественным ценностям, ценности природы, ценности других существ и, самое главное, их собственной ценности.

Первый шаг к тому, чтобы стать нравственным и ответственным гражданином страны, начинается с характера. Характер нельзя создать за одну ночь, он требует времени, терпения, самопожертвования и многого другого. Чтобы начать нравственное воспитание, важно понять, что оно подразумевает.

Нравственное воспитание или мораль – это то, что прямо или косвенно связано с нашими действиями по отношению к другим и нашему обществу. Он взывает к нашим умственным способностям и добродетелям, чтобы определить последствия наших действий.

Включив нравственное воспитание в наши образовательные учреждения и наш образ жизни, т. е. в нашу повседневную деятельность, такую ​​как игры, просмотр телевизора, социальные сети, мы можем значительно повысить ценность нашего мира.

Является ли нравственное воспитание полезным только для учащегося? Нет. Это образование определенно повлияет на студентов, но оно окажет значительное влияние на будущий мир. Наша молодежь и будущие поколения будут помнить о последствиях и результатах своих действий.

Когда их моральное сознание пробудится, они будут ориентированы на природу, а не на прибыль. Они могут направлять свои действия в направлении, которое может сделать мир более счастливым местом для жизни. Их забота будет не только о человеческом сообществе, но и о нечеловеческих существах, таких как животные, растения, земля, вода и все, что есть на Земле.

Мы нужны нашим создателям будущего (тем, кто создаст будущее своими действиями).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts