Одаренность: понятие, виды, метод идентификации
Сегодня при переходе общества к инновационной экономике к провозглашенным лозунгам: «модернизация» и «выращивание интеллектуальной элиты» добавился призыв к воспитанию конкурентоспособной личности.
Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. Поэтому в настоящее время особое внимание педагогов и психологов привлечено к поиску одаренной молодежи. В связи с этим актуальной становится задача теоретического обоснования понятия одаренности, поскольку пути ее развития и идентификация определяются ее пониманием.
Традиционное понимание одаренности
Новое содержание понятия одаренности как системного качества было раскрыто в отечественной «Рабочей концепции одаренности» [5], которая разрабатывалась по заданию Минобразования России. Это позволило на новом уровне решать проблему, тезискоторой был сформулированпраотцом данной проблематики Ф. Гальтоном [14]. По его мнению, гениальность отражает сплав трех важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя). В «широкую одаренность» Ф. Гальтон включил исключительную приверженность делу, характерную для деятельности одаренного человека. Следует поражаться проницательности Ф. Гальтона, поскольку он не просто предполагал наличие личностных черт в структуре одаренности, но, главное, четко осознал их функциональное значение, которое заключается в обеспечении реализации ума.
Когда сегодня сводят одаренность к умственным способностям «выше статистически среднего», то отмечают средство, но упускают суть того, что есть одаренность. Почему потеряна квинтэссенция этого понятия? Как ни грустно, но начало отхода от его понимания заложил сам же Ф. Гальтон. Для подкрепления своего доказательства наследования гениальности и полагая, что социальный статус является ее надежным показателем, Ф. Гальтон обратился к анализу выдающихся английских семейных кланов. Необходимо было формализовать этот массив данных. Для этого их нужно было, прежде всего, измерить, т.е. сопоставить большое число разнообразных признаков с соответствующими им «единицами». Материал для рассмотрения оборотной стороны высоких проявлений ума — потерю интеллекта — Ф. Гальтон нашел в работах психиатра Сегэна. Это позволило Ф. Гальтону выявить континуальность распределения природных способностей. Введение представления о континуальном распределении проявлений способностей в популяции было ключевым для формирования измерительного подхода. Ф. Гальтон установил совпадение содержательных интерпретаций репутации, как высшего выражения гениальности, и способностей. При сопоставлении двух классификаций — гениальности и способностей — он определил в целом сходные тенденции популяционных распределений их проявлений и на основании этого допустил, что преимущественно умственные способности репрезентируют гениальность. Исследование Ф. Гальтона, будучи действительно фундаментальным, отразило всю сложность проблемы и те исходные противоречия, которые сопутствуют ее решению с XIX по XXI в. Ф. Гальтон как бы наметил своего рода Сциллу и Харибду, между которыми мечутся все последующие ученые. Их понимание одаренности с необходимостью включало личность, а именно ее духовную зрелость [6, 13].Как нельзя более точноВ.М. Экземплярский указывает на «гордиев узел»проблемы: «Лишь недостаточность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально–волевой сферы и наоборот значительное развитие методики количественного исследования интеллекта ограничивают до сих пор по преимуществу интеллектуальной сферой разрешение проблемы. С этим ограничением естественно придется считаться и в самом принципиальном выяснении проблемы и путей к ее разрешению…» [12. С. 264]. Позиция В. Штерна последовательна — потребность измерения приводит к сужению понятия одаренности: «Мы не только ограничиваем умственную одаренность от эмоциональных и волевых свойств индивидуума, но отводим ей ясно очерченное место и среди интеллектуальных функций» [10. С. 58].
Проблема измерения одаренности
На многие десятилетия в психологии воцарилось редуцированное представление об одаренности и сведение ее измерения к IQ. Итак, раскрытие понятия одаренности завязано на способе ее измерения. В свою очередь это определяет замену измерения целого на измерение одного из его элементов. Так возник антитезис. Именно этот факт замены лежит в основе тенденции, которую Л.С. Выготский назвал поэлементным анализом — сведением целого к одной его части. Но «на пути отождествления целого с элементами проблема не решается, а просто обходится» [3. С. 12]. Вместе с тем данная тенденция четко прослеживается и далее на протяжении XX в. при классификации видов одаренности, что всё более уводит от решения проблемы.
В структуре Гилфорда [15] все факторы — независимые способности, что и создает объективную возможность их отдельного рассмотрения в тестах интеллекта «IQ» и специальных тестах креативности «Cr». Это, кстати, демонстрируют многочисленные сопоставительные исследования креативности и интеллекта на протяжении всей второй половины XX в. Подобные исследования проходят в триаде, в которую также включили обучаемость (или профессиональную успешность) как показатель жизненной валидности тестов интеллектаи креативности. Эти три показателя и легли в основу классификации одаренности на три отдельных вида:
академическую;
интеллектуальную;
творческую.
Думается, что предлагаемое деление одаренности весьма прагматично и скорее просто привязано к типу диагностической процедуры (отметкам, тестам «IQ», тестам «Cr»). Таким образом, способ измерения определяет объект, а не наоборот. При таком подходе не вскрывается сущность явления и в его основе лежит ориентация на частные признаки. С одной стороны, расщепление одаренности на три вида отражает само понимание природы творческих способностей. С другой — такое понимание одаренности от прямого отождествления с интеллектом перешло подчас к прямому их противопоставлению (критическое мышление тормозит генерацию идей).
Согласно новому подходу, факторы креативности существуют параллельно факторам, фиксируемым тестами интеллекта, и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Выделение Гилфордом показателя креативности Cr, отличного от IQ — коэффициента интеллекта, иллюстрирует тенденцию, которая заключается «в колебании от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости как между двумя различными процессами», что характерно именно для поэлементного анализа [3. С. 12]. Этот факт, с одной стороны, подтверждает прогностичность выдвинутого Л.С. Выготским методологического принципа и лежит в основе объяснения понимания творческих способностей и одаренности, которое складывалось на протяжении ХIХ—ХХ вв. С другой — его идея в том, что психология, желающая изучать сложные психические единства, должна заменить методы разложения на элементы методами анализа, расчленяющего на единицы [Там же]. Иными словами, для корректного раскрытия понятия одаренности требуется выделение единицы его анализа.
Новый подход к пониманию одаренности
«Развитие деятельности»
Основная трудность в понимании одаренности как системного качества заключалась в невозможности систематического наблюдения всех его компонентов: эмоциональных, мотивационных, волевых и др. Действительно, систематически наблюдаемыми трудно одновременно сделать отдельно все компоненты целого. Но это можно сделать, если мы «схватили» целое, выделив его «единицу анализа», что соответствует методологическим представлениям Л.С. Выготского. Все согласятся с тем, что одаренность проявляется в том, как человек овладевает деятельностью и далее ее развивает. В «Рабочей концепции одаренности» нашло отражение авторское понимание одаренности. Поскольку деятельность всегда осуществляется личностью, ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, например, если ученик готовит уроки только для того, чтобы его не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять свой престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно, и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт [5. С. 22]. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью, «приверженность к делу». В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя всё новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, т.е. проявляет познавательную самодеятельность. «Мне кажется, — писал М. Горький, — что <…> талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы…» [4. С. 30]. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самой личности, по мнению В.Д. Шадрикова [9], является операциональным раскрытием одаренности.Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что в конечном счете определяет ценность одаренности как таковой. Поскольку одаренность мы оцениваем через успешность овладения деятельностью и ее развитие, то при таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Творческая одаренность не рассматривается нами как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем развитие деятельности по своей инициативе (познавательная самодеятельность — ПС) является реализацией позиции субъекта деятельности, это и есть авторская позиция.
Метод «Креативное поле»
Наше понимание одаренности соответствует позиции С.Л. Рубинштейна, который писал, что одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции — даже, если это мышление. Одаренность так же, как и характер, определяет более синтетические, комплексные свойства личности.К аналогичному выводу приходит затем в процессе фундаментальных исследований способностей Б.М. Теплов:«В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество» [8]. Согласно Б.М. Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом способностей. Разбирая приемы творчества гениальных музыкантов, Б.М. Теплов указывает на особенности их личности. Значительным музыкантом, отмечает он, может быть только человек с большим духовным …содержанием.
Выше было показано, как редукция понятия одаренности определялась наличными методами измерения. Понятие не может быть рабочим, если оно не сопровождается процедурой его идентификации. Разработанный ранее (мною — Д.Б.) психодиагностический метод «Креативное поле» реально обеспечивает вычленение «в чистом виде» способности к развитию деятельности по собственной инициативе. Его разработка потребовала отказа не только от традиционных методов исследования, но и от стоящей за ними модели эксперимента, что обусловило построения новой модели. Она, в отличие от модели проблемной ситуации, в которой мысль движется как бы в одной плоскости (решение заданной задачи), должна быть объемной, чтобы проявилась другая плоскость для прослеживания хода мысли за пределами решения исходной задачи. В этом качестве может выступать система однотипных задач, содержащая ряд общих закономерностей. Такая система задач обеспечивает построениедвухслойной модели деятельности. Первый, поверхностный слой — заданная деятельность по решению конкретных задач. Второй — глубинный слой, замаскированный внешним слоем и неочевидный для испытуемого, — это деятельность по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся система задач, но для их решения не требуется раскрытие этих закономерностей. Требование решить задачу выступает в качестве стимула мыслительной деятельности до тех пор, пока испытуемый не находит и не отрабатывает надежный и оптимальный алгоритм решения. Дальнейший анализ материала, который не диктуется утилитарной потребностью выполнить требование (решить задачу), мы и называем образно вторым слоем. Однако познавательный поиск может стимулироваться не только внешними требованиями, но и чувством неудовлетворенности результатами собственной работы. Оно проявляется в ситуации, когда испытуемый не владеет достаточно надежным алгоритмом выполнения заданной деятельности.
Напомним, что наш подход требует создания условий для изучения деятельности, осуществляемой не как ответ на стимул. Реализация этого требования (первый принцип — отсутствие внешнего и внутреннего оценочного стимула) возможна именно в силу того, что второй слой не задан эксплицитно (т.е. не представлен в явном виде) в экспериментальной ситуации, а содержится в ней имплицитно, скрыто. Он вызывается к жизни и реально обнаруживает себя лишь как результат проявленной активности человека. Поскольку возможности испытуемого могут быть обнаружены лишь в ситуации преодоления и выхода за пределы требований исходной ситуации. Может быть ограничение, «потолок», но он должен быть преодолен, снят. Структура экспериментального материала должна предусматривать систему таких ложных, видимых «потолков» и быть более широкой, неограниченной. И чем богаче этот «слой» деятельности, чем шире система закономерностей, чем четче их иерархия, тем большей диагностической и прогностической силой обладает конкретная экспериментальная методика. Таким образом, второй принцип заключается в требовании отсутствия «потолка», ограничения деятельности в целом. Полноценная, методологически последовательная реализация перечисленных принципов возможна только в том случае, если деятельность испытуемого не будет ограничена во времени и эксперимент будет многократным. Это третий принцип метода, который мы условно назвали «Креативное поле». Его наличие позволило сделать одаренность в своей целостности систематически наблюдаемым феноменом.
Потенциальное присутствие второго слоя в любой деятельности еще раз подтверждает представление С.Л. Рубинштейна о мышлении как познании, а не просто решении задач. Фактически здесь совершается, говоря словами Ю.М. Лотмана, «выход за пределы семантического поля», поскольку по смыслу происходит уже другая деятельность.
Данный метод позволил экспериментально по одному объективному критерию выделить уровни, соответствующие овладениюдеятельностью, то, что в искусстве соответствует уровню «мастерства», а затем ее развитию, что расценивается уже как «искусство». Перечислим эти уровни.
— Стимульно-продуктивный уровень. Деятельность может выполняться очень успешно, но она всегда стимулирована извне. Задачи рассматриваются как частные. Это анализ на уровне единичного. Высшие проявления на этом уровне отражают лишь высокий уровень развития способностей, т.е. это уровень мастерства.
— Эвристический уровень. Овладев деятельностью, человек развивает ее далее по своей инициативе, благодаря чему выходит на открытие новых закономерностей, осуществляя анализ на уровне особенного.
— Креативный уровень. Открытые закономерности рассматриваются человеком как вставшая перед ним новая проблема, требующая своего доказательства, т.е. теоретически обосновывается. Это анализ на уровне всеобщего, который позволяет выявить сущность явления, а значит возможность прогнозирования качественных скачков в его развитии. Наличие этого уровня позволяет диагностировать также прогностические способности. В отличие от стимульно-продуктивного, последние два уровня идентифицируют одаренность.
Полная процедура принципиально индивидуального эксперимента представляет собой минимум 5 серий, занимающих в среднем от 20 до 40 минут, что отвечает четвертому принципу метода — длительности и многократности эксперимента, так как только многократность тестирования может контаминировать влияния привходящих факторов и, главное, обеспечивает возможность овладения предлагаемой в эксперименте деятельностью. Лишь при условии максимальной отработки испытуемым надежного алгоритма можно судить о наличии или отсутствии способности к нестимулированному извне развитию деятельности, что отражает наше концептуальное раскрытие понятия одаренности.
Метод «Креативное поле», кроме того, что он выявляет способность субъекта к развитию деятельности за пределами исходных требований, позволяет тщательно отслеживать все процессуальные составляющие. Это находит выражение в фиксации момента и характера проявления познавательной самодеятельности, в детальном шкалировании и иерархии всех способов действий в ходе овладения экспериментальной деятельностью и дальнейшего ее развития. Стиль и способ овладения новой деятельностью в эксперименте, время и динамика выхода во второй слой позволяют дать детальный анализ всего процесса, его операционального и мотивационного состава. Чем большее число параметров фиксируется экспериментатором, тем более детальный анализ предшествует выводам, тем он объективнее.
На начальном этапе эксперимента оцениваются умственные способности испытуемого по уровню их развития, культуре мышления и сформированности саморегуляции. Они оцениваются, прежде всего, по скорости и приемам овладения деятельностью. В этом качестве выступают
параметры обучаемости: самостоятельность, обобщенность способа действия, его характер, перенос, экономичность;
степень сформированности операционального и регуляторного аппарата: полнота анализа условий задачи, частичный анализ условий задачи;
степень планирования (стратегия поиска): хаотическая, направленная, оптимальная.
Обсуждение результатов
Надежность методик, построенных по принципу «Креативного поля», подтверждена в нескольких циклах исследований по четырем релевантным методикам. Коэффициент корреляции между ними колеблется от Q = 0,653 до Q = 0,87 при P < 0,01. Валидность метода коллективом, работающим под моим руководством, доказана экспериментально в течение 39 лет на более 8,5 тыс. испытуемых от 5 до 80 лет. Из них, свыше 6 тыс. учащихся из 48 школ разных регионов с первого по одиннадцатый классы и дошкольники, а также свыше 2 тыс. взрослых людей широкого спектра профессий.
Описание качественных различий ПС позволяет нам более содержательно, чем статистический анализ, обратиться к проблеме не только валидности метода «Креативное поле», но его прогностичности. Она доказана при отслеживании жизненного пути наших испытуемых, прежде всего, в ряде лонгитюдных исследований длительностью 6, 10, 18 и 39 лет. Благодаря лонгитюдному эксперименту мы смогли получить подтверждение своему прогнозу возможности роста ПС при изменении социальной ситуации развития в школьном возрасте. Более того, мы обнаружили, что данные, полученные в эксперименте, не только получили подтверждение в профессиональной деятельности наших испытуемых, но совпал характер и уровень их профессиональных достижений со стилем работы в эксперименте. Факт подтверждения прогноза, сделанного нами около 40 лет назад, говорит о прогностичности метода идентификации одаренности. (Например, среди учащихся 10 классов, обследованных в 1971 г. и показавших высокие результаты, ныне — академик РАН, директор института РАН, член союза композиторов России, член союза писателей Германии).
Изложенный метод «Креативное поле» интенсивно используется нами в условиях психологической службы и в рамках работы по федеральной программе «Одаренные дети».
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. —М.: МИОО, 2005.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2.
4. Горький М.Письма к рабкорам и писателям. — М., 1937.
5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 2003.
6. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
7. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. — М., 1948.
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
9. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М.: Логос, 2006.
10. Штерн В. Умственная одаренность. — СПб, 1997.
11. Эльконин Б.Д. Введение к развитию психики. — М., 1994.
12. Экземплярский В.М. Проблема одаренности. Измерение одаренности как теоретическая и практическая проблема // Что такое одаренность / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
13. Юнг К. Феномен одаренности // Что такое одаренность / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
14. GaltonF. Hereditary Talent and Character. MacMillan’s Magazin, vol. XII, 1865.
15. Guilford J.P. Three faces of intellect. American Psychologist, 1959, pp. 469—479.
Tweet
Что такое одаренность?
21 Ноября 2017
Как определить, что ваш ребенок одаренный? Нужно ли водить его на всевозможные кружки и регистрировать на олимпиадах? Об этом мы поговорили с Еленой Игоревной Щеблановой, доктором психологических наук, заведующей лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО.
Научно обоснованных теорий одаренности насчитывается несколько десятков, и они существенно отличаются друг от друга. Но в последние два десятилетия ученые пришли к более-менее общим выводам. Одаренность – это высокий творческий потенциал, который развивается в течение всей жизни. Когда проявляется одаренность, точно сказать нельзя, потому что в разных сферах деятельности начало проявления одаренности, пик ее развития и его возможный спад происходят в разном возрасте. Например, мальчики могут петь сопрано в первые годы жизни, и многие музыканты уверяют, что в этом возрасте у них можно развить «ангельский голос», но сохранить его крайне трудно – со временем голос ломается.
Сейчас психологи стремятся создать систему образования, которая обеспечит равные условия для развития всех детей, в том числе одаренных. Здесь возникает вопрос об идентификации одаренных детей. Идентификация – это не отбор и не диагностика, это процесс. Одаренность видоизменяется, это сложный многомерный конструкт, объединяющий не только специфические черты личности, но и их взаимодействие, которое постоянно видоизменяется.
В нашей стране главный критерий, по которому определяют одаренных детей, – это выдающиеся достижения. Но это всего лишь один из множества показателей одаренности. Чаще дети побеждают в олимпиадах или на соревнованиях в подростковом периоде. В раннем возрасте многие одаренные дети не могут проявить свою неординарность, как итог – их одаренность остается незамеченной.
Сложности работы с одаренными детьми
У многих одаренных детей проявляется асинхронность (неравномерность) развития, т.е. всю свою энергию они направляют в одно русло. Некоторых родителей это пугает: ребенок не социализируется, он замыкается на одном занятии. Тревожность мам и пап вызывает то, что одаренный ребенок может плохо учиться в школе, точнее, ниже своих способностей. Казалось бы, умный ребенок, но перебивается с тройки на четверку, иногда и вовсе получает неудовлетворительные оценки. Часто это происходит потому, что одаренным детям скучна школьная программа, они опережают развитие своих сверстников, как следствие, им даже не хочется делать домашнюю работу.
Одаренные дети эмоционально чувствительны, их легко задеть неаккуратным словом. Они могут страдать от того, что ощущают себя другими, не такими, как сверстники. К тому же взрослые, если замечают их способности, начинают много требовать. Высокие ожидания окружающих надламывают психику. Сами одаренные дети – часто перфекционисты, ставят перед собой завышенные цели и стремятся достичь их во что бы то ни стало, а когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.
Что делать?
По словам Елены Щеблановой, родителям следует прежде всего понять своеобразие и индивидуальность, сильные и слабые стороны своего ребенка. Не стоит навязать свой проект развития. Наоборот, нужно узнать, чем ребенок отличается от вас, что он любит и чем больше всего дорожит. Излишнее давление родителей приводит к тому, что в один момент ребенок бросает заниматься тем, что ему навязывают. Это может вызывать протест, а в крайних случаях приводить к асоциальному поведению.
Все ученые отмечают, что в раскрытии способностей ребенка большую роль играет мама. Если она внимательна к ребенку на всех этапах его взросления и поддерживает его творческие начинания, это обязательно благоприятно скажется на развитии его способностей. Велика также поддержка отца и других членов семьи. И даже если ребенок не будет получать награды в виде кубков и грамот, в будущем он полностью себя реализует.
Комментарий эксперта информагентства Марии Борисовой, кандидата психологических наук:
Посредством тестов выявлять одаренных детей сложно, потому что одаренность может проявляться на разных этапах и в разных сферах. Сейчас диагностика слишком ограниченна, например, тесты на IQ практически ничего не дают. Идентификация – это процесс, который помогает понять, что у ребенка есть потенциал проявить себя в каких-либо областях. Нет гарантии, что способности раскроются не завтра, а, например, через пять, через двадцать лет.
Тут возможен только индивидуальный подход. Одаренный ребенок – это не среднестатистический ребенок с высоким уровнем способностей, это человек, чьи способности выше на порядок. Одаренный ребенок совершенно по-другому мыслит, он может сам придумывать решение задач, находить нестандартные ходы.
У нас в стране традиционно одаренность определяют по одному критерию – по достижениям. Победа в олимпиадах может означать, что ребенок просто хорошо работает и хочет достичь каких-то результатов. А есть дети, которые по-настоящему одарены, но они сидят где-нибудь в углу и тихо занимаются своим делом. У них есть потенциал, но нет мотивации к достижению результатов.
Таким детям нужна помощь общества, потому что одаренные дети – сложные дети. Они могут быть капризными, эмоционально нестабильными, часто их не понимают сверстники, им могут завидовать. Взрослым нужно сконцентрировать внимание не на одаренности, а на ее признаках. Ведь ребенок может никогда не раскрыть свои способности, но при этом всегда будет думать, что он лучше других, как следствие, он сильно разочаруется в жизни.
Важно сохранить одаренность и во взрослой жизни. Мы знаем много спортсменов, музыкантов, которые, заканчивая карьеру, опускают руки. Надо показать, что развиваться можно всегда, можно передавать свой опыт или искать применение своего опыта в других областях.
Агата Коровина, информагентство Евразийского женского сообщества
Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрикиТеги: #ЕЛЕНА ЩЕБЛАНОВА #ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО #МАРИЯ БОРИСОВА #ПОРТАЛ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Texas Association for the Gifted & Talented
TAGT считает, что одаренные учащиеся из разных культур видят мир по-своему и развивают ум, который может найти инновационные ответы на самые сложные вопросы их поколения. При общении с администраторами, учителями, родителями, членами сообщества и самими учащимися важно подчеркнуть, что признание их одаренными и талантливыми – это не почетный знак, не повод для хвастовства и не награда за хорошее поведение. Это образовательная потребность. И после того, как определение определено, оно имеет важное значение для разработки услуг, которые позволяют учащимся G / T должным образом решать задачи.
Не существует всеобщего согласия по поводу определения того, что значит быть одаренным.
Определение штата Техас (Кодекс образования Техаса)
Это определение теперь закреплено в Плане штата Техас по обучению одаренных/талантливых учащихся (Агентство образования Техаса, 2009 г.). предназначен для одаренных и талантливых студентов в Техасе.
«Одаренный и талантливый учащийся» означает ребенка или подростка, который показывает или показывает потенциал для выполнения на очень высоком уровне успеваемости по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения и кто:
- демонстрирует высокие способности в интеллектуальной, творческой или художественной сфере;
- обладает необычными способностями к лидерству; или
- преуспевает в определенной академической области.
Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC)
«Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся способности (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетентность (документально подтвержденные результаты или достижения в 10% лучших или реже) в одной или нескольких областях. домены. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танцы, спорт)».
Федеральное определение
«Термин «одаренный и талантливый», когда он используется по отношению к учащимся, детям или молодежи, означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная , или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».
Колумбус Групп, 1991
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, качественно отличающихся от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
Отказ от ответственности: Размещение на этой странице не означает одобрения TAGT.
Что такое одаренность? — InterGifted
Ум одаренных людей варьируется от довольно сложного до чрезвычайно сложного: интеллектуально, творчески, эмоционально, чувственно, физически, экзистенциально или в сочетании этих факторов. Их уровень сложности может быть как волнующим, так и временами сложным как для них самих, так и для их социального окружения. Узнайте больше о том, как выглядит одаренность в реальной жизни, в статье ниже.
от директора-основателя InterGifted Дженнифер Харви Саллин
обновлено в январе 2023 г. 75 Обычно слово «одаренный» является сокращением от « интеллектуальная одаренность », но существуют различные способы, которыми любой человек — одаренный или нет — выражает свои умственные способности. По правде говоря, «одаренность» — это своего рода паттерн построения ума (неврологически, когнитивно и феноменологически говоря), который приводит к сложности и интенсивности мышления (а часто и к эмоциям), что является необычным. В нашей работе в InterGifted мы используем мою целостную модель интеллекта, которую я разработал, в частности, с учетом продвинутого развития одаренных взрослых. Моя модель работает с шестью областями интеллекта: интеллектуальной, эмоциональной, творческой, чувственной, физической и экзистенциальной. Глубокая и комплексная любознательность, любовь к знаниям и обучению, любовь к решению проблем, наводящие вопросы, поиск истины, понимание, знание и открытия, острая наблюдательность, запойное чтение, постоянные интеллектуальные усилия, любовь к теории и анализ, и независимое мышление. Глубина эмоциональных переживаний и привязанностей к отношениям, широкий спектр сложных эмоций, сильная память на чувства, высокая забота о других, обостренное чувство правильного и неправильного, несправедливости и лицемерия, эмпатия, ответственность и самоанализ . Подробная и сложная визуализация, яркие мечты, любовь к фантазии, творчеству, изобретательству, любовь к музыке и искусству, хорошее чувство юмора, предпочтение необычному и неповторимому. Сложный и глубокий сенсорный опыт зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых или тактильных раздражителей. Восприятие красоты и гармонии. Высокие физические навыки или ловкость, предпочтение быстрых действий, физическое выражение. Высокий и сложный фокус на значении, ценностях, этике, морали, экологической взаимосвязи и природе реальности. Интеллектуально одаренный человек имеет базовый уровень интеллектуального интеллекта выше среднего; то, как любая из других областей интеллекта сочетается и взаимодействует с их интеллектуальным интеллектом, проявляется в их собственной уникальной одаренности, «аромате» или «личности». Есть еще вопрос о уровнях одаренности , которые варьируются от легкой до глубокой и очень сильно влияют на выражение одаренности в человеке. Кроме того, иногда могут быть дважды- и множественные исключения , такие как аутизм, трудности в обучении или другие нейродивергенции (во многих случаях расширенные, чтобы включать проблемы с психическим здоровьем и физическую инвалидность), которые добавляют определенные проблемы или дополнительные «ароматы» к проявление своих высоких интеллектуальных способностей. Повышенная возбудимость , которые представляют собой области необычно высокой интенсивности (но которые не синоним одаренности , как это часто считают) добавляют дополнительные оттенки выразительности. Другие факторы, в том числе история травм и наш социальный контекст, также влияют на наше одаренное развитие и самовыражение. Другими словами, одаренность не является универсальной концепцией, и хотя все одаренные люди имеют базовый уровень сложного познания выше среднего, одаренные люди составляют очень разнородную группу. Вот почему человеку важно открыть свой собственный профиль одаренности, поскольку ваш одаренный ум и жизнь — это целая экосистема со своим особым составом, контекстом, потребностями и выражением. Интеллектуально одаренные люди составляют незначительное меньшинство населения в целом (мнения расходятся, но исследования показывают, что их доля ниже 5%), и это означает, что одаренные люди должны сталкиваться с общими проблемами развития меньшинств на протяжении всей своей жизни. . В академическом, профессиональном и социальном плане одаренные люди часто не следуют традиционным путям, проложенным большинством. К тому времени, когда они становятся взрослыми, они часто изучают (формально и / или самостоятельно) множество различных предметов и могут часто менять работу (как только задача изучения роли превращается в рутину, они чувствуют скуку и недостаточно увлечены) . Возможно, у них уже было три карьеры в возрасте 30 лет, или, возможно, они так и не решились сделать какую-либо карьеру. Или они успокоились и чувствуют, что продали и борются. В социальном плане они могут искать и пытаться создать напряженность и сложность в своих отношениях, продолжая разочаровываться или считать себя или других «неправильными», потому что они, кажется, не могут удовлетворить весь спектр своих интеллектуальных и эмоциональных потребностей независимо от того, что они делают. как сильно они стараются. И это только упоминание о проблемах, как мы видим их с точки зрения взрослого; все они по-своему распространяются на то, с чем мы столкнулись, когда были одаренными детьми. Дело в том, что одаренные люди любят исследования, а не рутину; и они нуждаются в гораздо большей интеллектуальной стимуляции, чем обычно. Для многих людей традиционные роли, правила и ожидания приятны и создают ощущение безопасности, но многие (если не все) одаренные люди чувствуют себя в плену рутины, традиций и основанных на правилах контекстов. Без возможности попробовать себя в разных ролях, напрячься и подвергнуть сомнению правила, проявить творческий подход и выйти за рамки традиционных ожиданий и ограничений, одаренные люди часто чувствуют себя некомфортно, непонятыми, заключенными в тюрьму, задыхаются и, в крайнем случае, даже экзистенциально паникуют. И без адекватной интеллектуальной стимуляции и глубины их отношений они могут почувствовать, что впадают в своего рода спячку/отключение; или, наоборот, впадают в своего рода овердрайв, пытаясь удовлетворить свои потребности в контексте и с людьми, которые не могут удовлетворить их должным образом. Кое-что из того, что я здесь описал, на самом деле может привести к тому, что мы называем «одаренной травмой». Это настолько важная тема в развитии и процветании одаренного человека, что мы посвятили ей целый подкаст, который вы можете послушать здесь: Беседы о травмах одаренных . Сложность всего этого в том, что многие люди не хотят считать себя одаренными, потому что это звучит как вопрос превосходства, и они не хотят верить или чувствовать, что они лучше чем другие. Но хотя не считать себя «особенным» и, следовательно, «превосходящим» — это здорово, также необходимо признавать и уважать то, как работает наш разум, и когда его уровень интенсивности отличается от нормы. Как упоминалось выше, те, кто более интенсивен, чем норма, но отказывается в это верить, рискуют искать напряженность и сложность в дружбе, отношениях, дискуссиях, сотрудничестве, ролях и системах, когда их просто нет; и они рискуют разочароваться и обвинить себя или других в «неуспехе». Они также рискуют подавить менее интенсивных людей своей интенсивностью и снова обвинить себя или других в несоответствии. Кроме того, если одаренный человек не осознает своих подлинных академических и профессиональных потребностей и пытается следовать традиционным академическим или профессиональным целям и распорядку дня, он может утомить учителей, одноклассников, коллег, начальников и даже семью и друзей своим хроническим неудовлетворенность и потребность в вызове и стимуляции. Если они необычайно чувствительны, над ними могут запугивать из-за их крайней эмпатии, крайнего чувства справедливости/несправедливости и неспособности «плыть по течению» или просто принимать вещи такими, какие они есть, проблемы и все такое. Или даже могут быть осведомлены обо всех потенциальных способах, которыми они могли бы помочь другим и стать своего рода «спасителем», потеряв себя в уборке чужого беспорядка (иногда который другие люди даже не хотели убирать, а иногда и для себя). ущерб). Еще один распространенный страх одаренных людей состоит в том, что если они признают свое отличие от других, это разрушит их отношения с неодаренной семьей и друзьями или каким-то образом поставит под угрозу их место в мире неодаренных господствующих. Это не будет. Это просто поможет вам более эффективно общаться, с большей легкостью понимать других в вашей жизни и понимать, где и с кем вы можете удовлетворить свои различные потребности как одаренных, так и не одаренных. Важным моментом является то, что чем лучше вы понимаете свой собственный разум и функционирование, тем лучше вы можете договориться о необходимых условиях для своего процветания. Этот процесс требует радикальной честности перед собой. Отрицание своей одаренности может быть трудным аспектом для преодоления, но оно того стоит, поскольку позволяет вам вступить в настоящие отношения с самим собой, с миром и другими людьми вокруг вас; позволяя вам исцелить старые раны неудовлетворенных потребностей и, таким образом, перенаправить использование вашего интеллекта на подлинные, целостные и взаимозависимые отношения, которые позволят вам удовлетворить свои потребности, уважая ограничения других. Если вы находитесь где-то в этом путешествии страха/отрицания/принятия, вам может быть полезна моя статья на эту тему: Этапы открытия взрослой одаренности . Конечно, многие из нас также знали людей, которые необычайно умны и любят выставлять напоказ этот факт и использовать его, чтобы смущать, манипулировать или иным образом унижать других, которые менее одарены когнитивными способностями. У этих людей также часто есть проблемы, с которыми нужно работать, так как где-то на этом пути они научились использовать свою одаренность как оружие против других и, в свою очередь, против самих себя. Их отношения страдают, и их разъединение, хотя и отличается по причине от того, кто находится в состоянии «отрицания одаренности», вполне реально. Даже одаренные люди часто путают «одаренность» с «гениальностью», воображая, что «одаренным гениям» легко. им легче учиться, чем среднему), но все, включая одаренных людей, должны систематически экспериментировать и применять свои знания с течением времени, чтобы добиться успеха, и должны иметь социальную и финансовую поддержку для продвижения к своему подлинному потенциалу9.0006 Одаренность не приводит к автоматическому успеху: как и у всех и вся, условия (внутренние и внешние) должны быть подходящими для процветания. Когда сложность и интенсивность одаренного человека поддерживается и хорошо управляется, у него есть надлежащее социальное отражение, а социальный и культурный контекст созрел, он может делать удивительные вещи. Когда им плохо управляют и не поддерживают (что понятно, учитывая цифры), такое же сложное мышление и интенсивность могут привести к неудовлетворительной работе и неудачам на протяжении всей жизни. Поиск правильной поддержки может быть проблемой из-за «несоответствия интенсивности», с которым иногда сталкиваются одаренные люди, когда обращаются в обществе, профессионально, а также за помощью и поддержкой. Это было основной причиной, по которой я создал InterGifted. Здесь вы можете узнать больше о некоторых из наших основных услуг поддержки: интеграция одаренных, коучинг и профессиональное наставничество одноранговое сообщество В нашем блоге и в нашей библиотеке ресурсов собрана обширная коллекция статей и других материалов, посвященных различным аспектам и нюансам одаренности.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ОДАРЕННОСТИ