Определение памяти
19.08.2012
Термин «память» применяется не только в психологии. Мы слышим о памяти вычислительных машин и соответствующих единицах ее измерения. Выясняется, что в условиях термообработки некоторые сплавы металлов могут «запоминать» и «воспроизводить» свою форму. Однако тут речь в лучшем случае идет о техническом моделировании (кстати сказать, весьма неполном) человеческой памяти. Память, которую нам предстоит изучать, следует также отграничить от видовой памяти, благодаря которой по биологическим законам (а не психологическим) происходит воссоздание любого организма — от растения до человека. Говоря иначе, это генетическая программа, с помощью которой организм наследует существенные черты своих предков. Инстинктивное поведение — это тоже реализация ресурсов видовой памяти. Предметом психологии является индивидуальная память человека (и аналогичная память животного) как один из важнейших регуляторов его поведения и деятельности.
Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память — это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Последнее важно подчеркнуть: память имеет смысл только в контексте использования опыта в будущем.
Работа памяти создает условия для усвоения человеком знаний и их использования в новых условиях, для освоения речи, развития мышления и воображения. Вне этой работы невозможно ни научение, ни учение. Что было бы, если бы образы предметов и явлений, возникающие в психике (сознании) тут же бесследно исчезали? Человек, по выражению И.М.Сеченова, оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Синонимом термина «память» можно считать слово греческого происхождения — « мнема», легко ассоциирующееся с именем богини памяти и девяти муз Мнемозины. Отсюда понятно широкое использование в психологии таких понятий, как «мнемическая функция» (функция памяти), «мнемическая задача» (задача на запоминание), «мнемоника» или «мнемотехника» (совокупность приемов запоминания) и др.
Самой старой теорией памяти является ассоциативная теория. Если впечатления возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает связь (ассоциация). В последующем актуализация в сознании какого-либо одного из элементов связи влечет за собой воспроизведение других элементов. От Аристотеля идет различение ассоциаций по сходству (встретившись с человеком, можно вспомнить другого, чем-то на него похожего), по контрасту (у школьника, слушающего рассказ о пустыне Сахаре, непреднамеренно «всплывают» в памяти ранее сложившиеся представления о Заполярье), по смежности (через несколько месяцев после посещения концерта человек по радио услышал песню, которая тогда исполнялась, и тут же вспомнил знакомого, которого встретил в антракте).
Учение об ассоциациях помогает понять многие явления, относящиеся к умственной активности человека и его мышлению. Разумеется, ассоциативные процессы имеют большое значение в учебной деятельности, в усвоении и воспроизведении учебного материала. Однако учение об ассоциациях следует отличать от ассоционизма, в классическом варианте которого понятие об ассоциациях стало объяснительным принципом всей познавательной сферы человека.
С развитием естественных наук стали раскрываться физиологические механизмы памяти. В частности, исследователей привлекли электромеханические изменения в синапсах (в областях контакта нервных клеток друг с другом) при прохождении нервного импульса по группе нейронов, а также факт многократного прохождения импульса через одни и те же синапсы. В этом факте был усмотрен процесс консолидации следа памяти как механизм перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.
Существует также «химическая гипотеза» памяти — о роли молекул РНК (рибонуклеиновой кислоты) в мнемических процессах. Предполагается, что эти процессы связаны с изменением последовательности оснований в указанных молекулах.Эти и другие аналогичные исследования не всегда приводят к согласующимся друг с другом результатам, что, вероятно, надо считать закономерным на пути формирования единой теории памяти.
Ключевые слова: Память
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Основные свойства памяти Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Филогенетические уровни биологической памяти … |
Механизмы памяти Ладанов И. Д., Практический менеджмент |
Структура памяти Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Память как психический познавательный процесс Маклаков А.Г., Психология XXI века. Том I |
Ассоциации и их физиологическая основа Теплов Б.М., Психология |
Память у детей с задержкой психического развития Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-… |
Память … |
Определение памяти
Определение
Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.Классификация
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная | 0,1 — 0,5 с | — удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память — образа). |
Кратковременная | до 20 с | — представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. |
Оперативная | до нескольких дней | — хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. |
Долговременная | Неогран. | — хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. |
Генетическая | — информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. | |
Зрительная | — сохранение и воспроизведение зрительных образов. | |
Слуховая | — запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. | |
Двигательная | — запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. | |
Эмоциональная | — память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. | |
Осязательная, обонятельная, вкусовая … | — удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание | |
Произвольное запоминание | — процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.
И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
См. также
Память
- Актуализация
- Амнезия детства
- Ассоциации как способ запоминания
- Вербальная память
- Виды памяти
- Виды памяти и их особенности
- Влияние впечатлений и эмоций на память
- Воспроизведение
- Вспышки памяти
- Долговременная память
- … и другое
Стадии памяти: кодирование, хранение и извлечение
«Память — это процесс сохранения информации во времени». (Матлин, 2005)
«Память — это средство, с помощью которого мы опираемся на наш прошлый опыт, чтобы использовать эту информацию в настоящем» (Штернберг, 1999).
Память — это термин, обозначающий структуры и процессы, участвующие в хранении и последующем извлечении информации.
Память необходима для всей нашей жизни. Без памяти о прошлом мы не можем действовать в настоящем или думать о будущем. Мы не сможем вспомнить, что мы делали вчера, что мы сделали сегодня или что мы планируем сделать завтра. Без памяти мы ничего не смогли бы узнать.
Память участвует в обработке огромного количества информации. Эта информация принимает различные формы, например изображения, звуки или значение.
Для психологов термин «память» охватывает три важных аспекта обработки информации:
Содержание
Кодирование памяти
система может справиться с тем, что она может быть сохранена.
Думайте об этом как об обмене денег на другую валюту, когда вы путешествуете из одной страны в другую. Например, увиденное (в книге) слово может быть сохранено, если оно изменено (закодировано) в звук или значение (т. е. семантическая обработка).
Существует три основных способа кодирования (изменения) информации:
1. Визуальный (изображение)
2. Акустика (звук)
3. Семантика (значение)
Например, как запомнить телефонный номер, который вы искали в телефонной книге? Если вы видите это, значит, вы используете визуальное кодирование, но если вы повторяете это про себя, вы используете акустическое кодирование (по звуку).
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что принципом системы кодирования в кратковременной памяти (СТМ) является акустическое кодирование. Когда человеку предъявляют список цифр и букв, он пытается удержать их в СТМ, репетируя их (устно).
Репетиция — это вербальный процесс независимо от того, представлен ли перечень предметов акустически (кто-то их зачитывает) или зрительно (на листе бумаги).
Принципиальной системой кодирования в долговременной памяти (LTM) является семантическое кодирование (по смыслу). Однако информация в LTM также может быть закодирована как визуально, так и акустически.
Хранение памяти
Это относится к характеру памяти, т. е. к тому, где хранится информация, как долго длится память (длительность), сколько можно хранить в любое время (емкость) и какого рода информация хранится.
То, как мы храним информацию, влияет на то, как мы ее извлекаем. Было проведено значительное количество исследований различий между кратковременной памятью (STM) и долговременной памятью (LTM).
Большинство взрослых могут хранить от 5 до 9 элементов в кратковременной памяти. Миллер (1956) выдвинул эту идею и назвал ее магическим числом 7. Он думал, что емкость кратковременной памяти составляет 7 (плюс-минус 2) элементов, потому что в ней есть только определенное количество «слотов», в которых элементы могут храниться. храниться.
Однако Миллер не указал объем информации, который может храниться в каждом слоте. В самом деле, если мы можем «собирать» информацию по кусочкам, мы можем хранить гораздо больше информации в нашей кратковременной памяти. Напротив, емкость LTM считается неограниченной.
Информация может храниться только в течение короткого времени в STM (0-30 секунд), но LTM может храниться всю жизнь.
Извлечение из памяти
Это относится к извлечению информации из хранилища. Если мы не можем что-то вспомнить, это может быть потому, что мы не можем это восстановить. Когда нас просят извлечь что-то из памяти, различия между STM и LTM становятся очень очевидными.
STM сохраняется и извлекается последовательно. Например, если группе участников дается список слов, которые нужно запомнить, а затем их просят вспомнить четвертое слово в списке, участники просматривают список в том порядке, в котором они его услышали, чтобы извлечь информацию.
LTM сохраняется и извлекается по ассоциации. Вот почему вы можете вспомнить, зачем вы поднялись наверх, если вернетесь в ту комнату, где впервые подумали об этом.
Систематизация информации может помочь в поиске. Вы можете организовать информацию в последовательности (например, в алфавитном порядке, по размеру или по времени). Представьте себе пациента, выписавшегося из больницы, лечение которого включало в себя прием различных таблеток в разное время, смену повязок и выполнение упражнений.
Если врач дает эти инструкции в том порядке, в котором они должны выполняться в течение дня (т. е. в последовательности времени), это поможет пациенту их запомнить.
Критика экспериментов с памятью
Большая часть исследований памяти основана на экспериментах, проводимых в лабораториях. Тех, кто принимает участие в экспериментах — участников — просят выполнить такие задания, как припоминание списков слов и чисел.
И обстановка — лаборатория — и задачи далеки от повседневной жизни. Во многих случаях обстановка искусственная, а задачи довольно бессмысленные. Имеет ли это значение?
Психологи используют термин экологическая валидность для обозначения степени, в которой результаты научных исследований могут быть обобщены на другие условия. Эксперимент имеет высокую экологическую достоверность, если его результаты можно обобщить, то есть применить или распространить на условия за пределами лаборатории.
Часто предполагается, что если эксперимент реалистичен или соответствует действительности, то вероятность того, что его результаты можно будет обобщить, выше. Если она нереалистична (если лабораторная обстановка и задачи искусственны), то меньше вероятность того, что выводы можно будет обобщить. В этом случае эксперимент будет иметь низкую экологическую валидность.
Многие эксперименты, направленные на изучение памяти, подвергались критике за низкую экологическую достоверность. Во-первых, лаборатория — это искусственная ситуация. Людей удаляют из их обычных социальных условий и просят принять участие в психологическом эксперименте.
Их руководит «экспериментатор» и они могут быть помещены в компанию совершенно незнакомых людей. Для многих людей это совершенно новый опыт, далекий от их повседневной жизни. Повлияет ли этот параметр на их действия? Будут ли они вести себя нормально?
Его особенно интересовали характеристики людей, которые, по его мнению, реализовали свой потенциал как личности.
Часто задачи, которые просят участников, могут показаться искусственными и бессмысленными. Лишь немногие люди попытаются запомнить и вспомнить список несвязанных слов в своей повседневной жизни. И непонятно, как такие задачи связаны с использованием памяти в повседневной жизни.
Искусственность многих экспериментов заставила некоторых исследователей задаться вопросом, можно ли их результаты обобщить на реальную жизнь. В результате многие эксперименты с памятью подвергались критике за низкую экологическую достоверность.
СсылкиMatlin, M.W. (2005). Познание . Крофордсвилл: John Wiley & Sons, Inc.
Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор , 63 (2): 81–97.
Штернберг, Р. Дж. (1999). Когнитивная психология (2-е изд.) . Форт-Уэрт, Техас: Издательство Harcourt Brace College.
Память | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.
Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.
Каждый вид памяти имеет свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью разных видов памяти.
В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.
Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .
Забывчивость и проблемы с памятью
Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.
Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти. Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.
Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.
Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .
Создание лучшей памяти
Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.
Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.
Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать огромное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.
Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .
Роль памяти в психическом здоровье
Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.