Что такое психические процессы: Психические процессы | это… Что такое Психические процессы?

Содержание

Эффект превосходства слова и интегративные психические процессы — тезисы доклада

В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.

 

скрыть

  • Автор: Фаликман М.В.
  • Сборник: Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов
  • Тезисы
  • Год издания: 2008
  • Место издания: Изд-во Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербург
  • Первая страница: 192
  • Последняя страница: 194
  • Аннотация: К числу сквозных психических процессов Л. М. Веккер (1998) относил такие интегративные процессы, как внимание и речь, указывая на то, что «организация процессов внимания… является эффектом конвергенции общих, исходных закономерностей структуры психического времени и психического пространства и более частных закономерностей организации речевых процессов, на основе которых осуществляется избирательная активность и произвольная регуляция актов внимания» (с.589). Устанавливая таким образом связь между функционированием внимания и речевыми процессами и относя к последним в том числе и «образы слов», не только слуховые, но также зрительные и тактильные, Веккер задает один из возможных векторов исследования внимания – изучение его в связи с речевой регуляцией и языковым опосредствованием познания. В рассмотрении проблемы внимания Веккер отталкивается от детального анализа классических работ В. Вундта и отмечает стремление Вундта установить связь временной и пространственной структуры сознания с организацией актов внимания, неоднократно подчеркивая выявленную еще в то время органическую взаимосвязь характеристик внимания с закономерностями организации психического пространства и психического времени.
    Ярким примером подобного рода организации является полученный в конце XIX в. в лаборатории Вундта Дж.М. Кеттеллом эффект превосходства слова – повышение скорости/успешности опознания отдельных букв в составе слова (Cattell, 1886). Этот эффект был переоткрыт на другом классе задач спустя 80 лет (Reicher, 1969; Wheeler, 1970), а в начале XXI в. вновь привлек интерес исследователей в контексте проблемы нисходящей регуляции процессов обработки зрительной информации. Процессы нисходящей регуляции (или синтеза «сверху-вниз» в терминах Веккера), насквозь пронизывающие ход человеческого познания, важно осмыслить в свете единой теории психических процессов. В частности, Веккер указывает, что широко понимаемая речевая регуляция выступает как средство расширения объема внимания, которое достигается за счет «укрупнения величины соответствующих информационных единиц». К речи же как к собственно психическому процессу относятся «образы словесных кодов», взаимодействующие с разными уровнями когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов и осуществляющие интеграцию как внутри этих классов, так и между ними.
    В этом случае возможным механизмом эффекта превосходства слова как укрупнения структурных единиц зрительного восприятия будет «переход временных последовательностей в непрерывно-целостные симультанно-пространственные схемы» (1998, с.625). Особенно актуально обсуждение этого гипотетического механизма в отношении ошибок восприятия и зрительного внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов и предъявления с маскировкой. В работах последних лет психологи и нейрофизиологи активно ищут и обнаруживают эффекты превосходства слова в широком спектре задач на опознание зрительных изображений в затрудненных условиях восприятия: напр., при латеральной (Fine, 2001) и метаконтрастной маскировке (Luiga et al., 2002). С использованием регистрации вызванных потенциалов головного мозга показано, что слово оказывает влияние на опознание отдельных букв в его составе на ранних этапах обработки зрительной информации (Martin et al., 2006). В наших исследованиях установлено, что принадлежность отдельных зрительных стимулов-букв к слову влияет на организацию зрительного внимания как в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов, вызывающих эффект «мигания внимания» (Фаликман, 2001), так и в задачах пространственного зрительного поиска (Pantyushkov et al.
    , 2008). Эффекты объединения отдельных букв в слова в этих классах задач представляют собой примеры соответственно временной и пространственной организации психики, закономерности которых, по Веккеру, органически связаны с природой внимания. Мы предполагаем, что подобные эффекты можно обнаружить и в других типах задач на внимание, за исключением отдельных феноменов, не связанных с решением определенной задачи в отношении целевых стимулов – напр., феномена «слепоты, вызванной движением», для которого эффекта превосходства слова не наблюдается (Devyatko, Falikman, 2008). Таким образом, предположительно эффекты превосходства слова связаны с активной организацией познающим субъектом своей перцептивной деятельности и представляют собой следствие сквозной интеграции познания.
  • Добавил в систему: Фаликман Мария Вячеславовна

Психические процессы во время занятий физической культурой

Психические процессы во время занятий физической культурой

Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В этом случае двигательная деятельность будет занимать важное место в педагогическом процессе. Физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. Многообразие форм и методов, использованных мною на уроках и во внеурочной работе, преследует цель снижения отрицательных психических образований у школьников. Между развитием двигательных качеств и развитием психических процессов существуют определенные взаимные связи.

Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении технике держания и владения предметами происходит восприятие их величины, формы и объемности: мячей круглых, овальных, больших и маленьких, тяжелых и легких; воланчиков, лент, гимнастических палок, обручей, ракеток, гранат, ядер ,гирь и др. Ребенок не только видит, но и осязает предметы. А в ходе овладения техникой, делает сравнительный анализ.

Вторым уровнем является восприятие пространства. Это, прежде всего, зрительное восприятие мест проведения занятий: стадиона, спортзала, спортплощадки. Затем их размеров: длины и ширины легкоатлетической дорожки на стадионе, размеров площадки волейбольной, баскетбольной, футбольного поля. В процессе обучения происходит реальное восприятие высоты волейбольной сетки (для переброса мяча через нее), футбольных ворот (для забивания гола), баскетбольного кольца (для попадания в него), ширины гимнастического бревна (для постановки ног), его высоты (держания равновесия) и т. д.

Третьим уровнем восприятия можно считать восприятие времени. Вся деятельность на уроке физкультуры осуществляется во времени, что подтверждается его основными характеристиками, как ритм и темп движений, быстрота и скорость реакций, длительность и периодичность функциональных состояний учащегося. Это понимание времени, отводящегося на выполнение упражнения и его ритма. «Чувство времени» также представляет собой сочетание скорости и точности (передачи, броски, удары по мячу в спортивных играх, подбросить и поймать предмет в гимнастике, выйти со старта по сигналу в спринте и т.д.). Следует учителю при постановке техники движений опираться на уравновешенность ученика, его сосредоточенность и хорошее состояние здоровья. Любое недомогание или предпосылки к заболеванию влечет за собой снижение длительности индивидуальной минуты по сравнению с нормой. Для таких обучаемых время выполнения как бы увеличивается. Также, необходимо учитывать темперамент и эмоциональность учеников, от этих составляющих зависит темп выполнения упражнений и выработка стереотипа. Контрольные уроки необходимо ставить 3 или 4 в расписании, т. к. биологическая активность самая высокая в 10.00 и 17.00.

Одним из сложных уровней восприятия — это восприятие движения. При обучении двигательным действиям имеет место характер движения. В эстафетном беге при передаче эстафетной палочки, принимающий палочку, видя приближение передающего, начинает медленно убегать, избегая столкновения. Ученик учится четко различать и усваивать форму движения: прямолинейное (бег 60м) и круговое ( бег 400м), направление (бросок мяча вверх или удар в пол, продолжительность ( прыжки со скакалкой 30 сек или 1 минуту), скорость (полет мяча в футболе короткий быстрый или замедленный дальний), ускорение в беге резкое (догоняет соперник) или прерывистое с видимыми замедлениями(«фартлек»), амплитуду («луна», «солнышко»).

Представление — воспроизведенный образ предмета или явления, а также психический процесс формирования этого образа. Особая роль на уроках физической культуры принадлежит представлениям в управлении движением. Обучение технике ведения мяча, бегу, прыжкам в длину, кувырку вперед, удару по мячу и т.д. всегда начинается с создания у обучаемых представления об изучаемом действии. Образом реального действия служит показ учителя или используемые видеоматериалы. Затем следует выполнение двигательного действия каждый учеником так, как он его себе представляет. А вот правильное или неправильное выполнение будет зависеть от сочетания программирующей и регулирующей функций: информация — кора головного мозга — сравнение с представлением -анализирование — внесение корректив — выполнение. В процессе урока и внеурочной деятельности всегда использую идемоторный метод. Ученик мысленно многократно повторяет свои действия, используя алгоритм: будь то метание мяча на дальность или проигранная игра. В результате происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной. При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).

Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания учителя и сверстников.

Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Разные движения заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий: ориентация на площадке, стадионе, выполнение действий налево, вниз, вверх, направо, составление комбинаций и т.д.; еще легче — временные параметры движений: длительность выполнения упражнения. Всегда учитываю особенности запоминания параметров движений согласно возрасту. Так, учащиеся начальных классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений (они, ведь, непоседы) по сравнению со старшеклассниками.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения (поигранная эстафета или игра из-за твоих действий).

Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее (победа личная или командная).

Из всех видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений. При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления. Чаще всего, оно проявляется в условиях соревнований и направлено на решение конкретных тактических задач. Участник соревнований сначала анализирует возникшую ситуацию и только потом осуществляет непосредственные действия. Например: попал в «коробочку» в беге на 1000м, что делать, ждать, когда кто-то из соперников ошибется и «нырнуть» в освободившееся пространство. Оперативное мышление всегда опирается на память. Чему научился, то и применяешь. И интуитивные действия (как бы бессознательные) тоже опираются на богатый соревновательный опыт, знание правил соревнований, умений наблюдать за действиями соперников и предвосхищать его действия. Реакции на опережение отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В игровых действиях они осуществляются на основе восприятия летящего мяча или движения игрока, в легкой атлетике: на основе памяти, мышления, воображения (кроссовый бег). Особенно много на уроках спортивных игр уделяю с учениками проработке многих игровых ситуаций, созданию новых неожиданных комбинаций. А в модуль «Легкая атлетика» мною включены темы: «Попеременное лидирование», «Тактика лидера», «Тактика выжидания».

У занимающегося физической культурой школьника в процессе обучения формируется способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение. Простое решение двигательной задачи: как сделать движение правильно, быстро, точно, как исправить допущенную ошибку – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние и на развитие психических функций — восприятие, память, представление, мышление.

Таким образом, активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на уроках физической культуры является, безусловно, первоочередной целью школьных уроков физкультуры.

Литература

1. Лебедев А. В., Жигалов Ю. А. Психические процессы и состояния: СПб.: СПбГАХПТ, 1999.Метод. пособие для студентов всех спец. 124 с

2. Бабушкин Г. Д., Смоленцева В. Н. Психология физической культуры и спорта. Учебник для высших физкультурных учебных заведений Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издат ельский центр «Академия», 2000. – 288с.

СибГУФК, 2007. – 270 с

4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

Имплицитные участники мыслительного процесса: анализ функциональной грамматики

Оглавление

= 768 && window. innerWidth

Имплицитные участники мыслительного процесса: анализ функциональной грамматики

2019 // DOI: 10.25157/jall.v3i2.2421

DOI: 10.25157/jall.v3i2.2421

Гартика Рахмасари, Иис Курния Нурхаяти

Метрика

  • 11 Просмотры
  • 2 загрузки

11 просмотров // 2 загрузки

Цитата

Рахмасари, Гартика и Иис К. Нурхаяти. «Неявные участники умственного процесса: анализ функциональной грамматики». Журнал прикладной лингвистики и грамотности , том. 3, нет. 2, 2019 г., doi: 10. 25157/jall.v3i2.2421.

Скачать файл цитаты:

РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)

БибТекс (LaTeX)

Посмотреть оригинал

Abstract

Психические процессы представляют собой процесс восприятия и реализуются глаголами познания, аффекта, восприятия и воли. Эти типы глаголов являются переходными глаголами, что означает, что им нужен объект. Это означает, что есть кто-то, кто ощущает (Чувство), и есть что-то, что ощущается (Феномен). Есть три типа явлений: Феномен вещи, Феномен действия и Феномен факта. Эти два участника — Сенсор и Феномен — всегда присутствуют в процессах, явно или неявно. Однако некоторые предложения, являющиеся психическими процессами, не включают ни одного из участников, ни Чувство, ни Феномен. Есть даже некоторые данные, которые не включают обоих участников. Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы исследовать неявные участники, которые могут существовать в психических процессах, используя в качестве метода контент-анализ. В результате неявные участники, а именно имплицитный сенсор и имплицитный феномен, могут быть извлечены из предложения, предшествующего мыслительным процессам. Затем психические процессы были перефразированы и деконструированы, чтобы сформировать законченные психические процессы, включающие обоих участников, Сенсера и Феномен.

Полный текст

 

Еще из этого журнала

Эффективность использования Padlet в обучении написанию описательного текста

Открытый доступ 2018

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторы

Ильхам Сукма Тауфикурохман

Опыт студентов в изучении английского языка вне классной комнаты

Открытый доступ 2019

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторов

Лутфиятун Тойибах

Идентичность учащихся в движении за школьную грамотность: к дискурсивной перспективе обучения грамоте в Индонезии

Открытый доступ 2021

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»>

+

другиедругие

×

Авторы

Дерис Нурджамилиатул Афифа, Фуад Абдулла, Арини Нурул Хидаяти, Агис Андриани

🧐 Просмотреть все из этого журнала

[PDF] Сканирование памяти: психические процессы, обнаруженные в экспериментах на время реакции.

Характеристика хода принятия решений при обнаружении изменений.

  • Антея Дж. Бланден, Дилан А. Хаммонд, П. Хоу, Дэниел Р. Литтл
  • Психология, информатика

    Психологический обзор

  • 2021

В этой работе предлагается новая модель моделирования для характеристики временного хода обнаружения изменений на основе информации, хранящейся в кратковременной зрительной памяти (VSTM). обычно ограниченная в обеих задачах, архитектура варьируется от параллельного самозавершения в задаче ИЛИ до последовательного самозавершения в задаче И.

Когнитивные пространственно-моторные процессы

Наивных субъектов-людей просили переместить манипуландум на плоскости в направлениях, отличных от движения прямо к визуальному стимулу, просили произвести движение под углом от направления стимула, которое варьировалось в 2-мерном (2-D) пространстве от испытания к испытанию псевдослучайным образом.

Когнитивные пространственно-моторные процессы

Среднее время реакции в тестовых испытаниях увеличивалось как линейная функция количества движений S в списке, что позволяет предположить, что задание включает сканирование памяти зрительно-моторных элементов списка.

Физиологические показатели хирургической сложности и требования к многозадачности во время роботизированной хирургии Навыки

  • Чихо Лим, Хуан Антонио Барраган, Джейсон М. Фэрроу, Дж. Вакс, К. Сундарам, Денни Ю
  • Психология

    Датчики (Базель, Швейцария)

  • 2023

Предыдущие исследования в области роботизированной хирургии (RAS) изучали когнитивную нагрузку путем изменения сложности хирургической задачи, и многие из этих исследований опирались на самооценку рабочей нагрузки…

Исследование параметров наклона времени реакции и латентности P3 в задаче сканирования памяти Штернберга – подход модели фиксированных связей

  • Хенрике М. Юнгеблут, Д. Хагеманн, Кристоф Лёффлер, Анна-Лена Шуберт
  • Психология

    Journal of cognition

  • 2021

FLM оказался подходящим для исследования связи между скоростью сканирования кратковременной памяти и интеллектом и не обнаружил доказательств линейного увеличения, но общее увеличение от наименьшего размера набора к два больших.

Изменения связности кортикальной сети, зависящие от нагрузки на рабочую память, оцениваемые с помощью машинного обучения 2020

Модальность Влияние на Лексическое кодирование и репрезентация произносимых слов в памяти

  • Л. Бельски, Л. Бём, П. Ф. Зейтц, К. В. Грант
  • Психология

    Ухо и слух

  • 2019

Поддерживается гипотеза о том, что модальность представления речевых входов (AV, AO или VO) влияет на то, как пожилые взрослые слушатели с потерей слуха кодируют, запоминают и извлекают то, что они слышат.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts