Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика
‘; for (var i = 0; i
Аннотация
The article presents the problem of socialization in the changing world, identifies a number of studies and key areas of their results and discloses specifics of the socio-psychological analysis of a child and adult socialization with the category of objective and subjective changes.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант №11-06-00716 а)
Ключевые слова: личность, социализация, инстанция, адаптация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается центральной для ряда областей психологии. Изучение включения человека в различные группы и усвоения им специфичного для каждой в отдельности и общего для всех социально-психологического содержания важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени личность обретает свою социальность и как она регулирует свое поведение. В последние десятилетия в социальной психологии наметились тенденции расщепления исследований процесса и результата социализации с точки зрения фиксации определенных ее областей. Так изучаются политическая, экономическая, профессиональная и т.п. социализации личности. Совершенно ясно, что каждая из них представляет весомую проблему, решение которой предопределено современной общественной ситуацией, изменением всей системы норм и ценностей.
Между тем разные аспекты социализации весьма тесно взаимосвязаны, т.к. разные ее институты и агенты транслируют не только специфичные нормы, но и нормы, относящиеся к разным социальным сферам и сферам жизнедеятельности человека. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не только) поведение личности. Кроме того, необходимо понимать, что «отказ от норм» вовсе не означает и выведение из поведенческого арсенала соответствующих паттернов. Это значит, что новые нормы могут укреплять существующие, противоречить им (при этом сосуществуя с прежними), блокировать и замещать их, но не могут полностью заменить их, поэтому процесс социализации в связи с социальной активностью личности, включением ее в разнообразные сообщества усложняется. Мак-Даугалл считал, что человек, живя в обществе с разнообразными мнениями, оказывается способен к обретению нравственных норм и высшим типам поведения, благодаря влиянию которых возможен прогресс нравственных традиций.Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Каждое поколение обладает рядом специфичных социально-психологических характеристик, сформированных на основе социализации в определенную эпоху с соответствующими лишь ей конфигурациями ценностнонормативного содержания институтов и условий. В этом отношении социализация каждого поколения является уникальной и неповторимой. Личность, будучи «современником определенного поколения», вбирает эти специфичные черты через включение в современные ей сообщества (Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова и др.). В связи с этим невозможно полностью предсказать содержательные особенности социализации каждого последующего поколения. Однако ее эффекты имеют однородную и медленно изменяющуюся структуру. Это значит, что компоненты этой структуры могут меняться в значительной степени, но сама структура – в незначительной. Иначе говоря, существуют стойкие структуры эффектов социализации, более или менее обеспечивающие устойчивость личности в системе социальных отношений и, соответственно, социального поведения.
Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями (традиционно понимаемыми как таковые), но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности (пространственной и социальной), бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юношей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.
В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностносмысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.
В последние десятилетия проблема социализации личности все более активно изучается сквозь призму теоретических воззрений когнитивизма и конструкционизма. С. Московичи считает определенным результатом социализации сформированность социальных представлений (свойственных определенным группам). Представления личности о тех или иных явлениях в немалой степени детерминированы включенностью в группы, вырабатывающие собственный взгляд на те или иные социальные явления. Упорядоченная система этих представлений, в которых нормы вплетены в смысловые блоки, очевидно, предопределяет некую последовательность поведения личности. С точки зрения П. Бергера, Т. Лукмана, важным в социализации личности выступают конструируемые значения, основанные на представлениях (чувстве) неизбежности, однозначности, определенности в процессе первичной и рациональной и эмоциональной контролируемости, – в процессе вторичной социализации.
Обращаясь к проблеме социализации с учетом категории изменений, необходимо остановиться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. Прежде всего речь идет о различиях социализации детей и взрослых. В последние десятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошкольного и школьного детства.
Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации. В условиях российской действительности особую роль играют ключевые институты детской социализации – семья, школа и в немалой степени территориальное сообщество. Если в отношении первых двух имеется какая-то определенность в их типологии, прозрачных условиях, то территориальное сообщество практически всегда остается за рамками исследований. Между тем в исследованиях зарубежных психологов имеются некоторые попытки анализа этих условий с точки зрения их социализирующей роли. Однако зарубежный опыт не может с легкостью быть переложен на российскую действительность по ряду обстоятельств, среди которых, пожалуй, наиболее значимое – уникальная общественная психология. Памятуя о комплексности институциональных влияний, тем не менее следует обратить пристальное внимание на этот институт. Это становится особенно важно в связи с расслоением и компактным поселением групп с определенным статусом (этническим, экономическим, правовым и т.п.). Так, исследования социальных психологов показали тенденциозность социализации в условиях компактных поселений (например, исследования Л.
Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходимость в определении особенностей социализации личности ребенка и условий нормативной социализации уже в новой изменяющейся образовательной реальности. Существующее положение дел в этой области требует разработки программ нормативной ресоциализации личности с целью присвоения норм-регуляторов ее просоциального поведения. Важным их компонентом является критическое мышление, основанное на субъектной позиции, что, пожалуй, представляется самым сложным для трансляции и присвоения личностью.
Изучение социализации личности в период школьного детства связано не только с объективными изменениями содержания этого процесса в последние десятилетия, но и с тем, что происходят изменения в сфере институтов социализации.
Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 25849
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3
Социализация — Психологос
01 января 2010 г., 19:04
Фильм «Спирит: Душа прерий»
Фильм «Я и другие»
Фильм «Бинго Бонго»
Фильм «Бинго Бонго»
Социализация — пропитывание человека обществом.
По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».
Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте — игра, подражание, стремление быть «как все».
Социализация позволяет обществу получить социально адекватного человека, а человеку позволяет успешно функционировать в данном обществе.
А теперь вспомним, какое разное бывает это общество. И не всегда хочется, чтобы наши дети пропитались его нормами и его культурой, см.→…
Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Социализация делает ребенка — человеком, социальным индивидом, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумный винтик, массовую личность, живущую и думающую по шаблону. Станет ли человек из социального индивида еще и личностью — вопрос.
От чего зависит развитие человека, как личности — см.→
Исключительно позитивный или спорный результат социализации зависит от того, где выше уровень — у общества, окружающего нас, и конкретного человека (ребенка) с его особенностями.
Если в обществе — культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья), с установками, например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким проблемным установкам.
С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться ( в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.
Впрочем, иногда именно конформная установка, готовность некритично, без сопротивления воспринимать влияние окружения, может оказаться хорошей почвой для эффективного личностного развития. См.→
Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка также действует, по крайней мере, в двух разных направлениях. С одной стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. С другой стороны, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. См.→
- Социализация
- Автор Н.И. Козлов
- +
Комментарии (4):
Гость, 17 апреля 2012 г., 15:29
Николай Иванович, на мой взгляд, стоило бы еще добавить, что социализация — это обучение человека решать проблемы, которые в будущем встретятся в его жизни — в общении, в делах, в финансах, в любви и т.д. И проблема в том, что способы решения этих проблем часто устаревшие, потому как мир особенно в наше время быстро меняется, ну и т.д.
Гость, 17 апреля 2012 г., 16:42
Самая первая социализация ребенка происходит в его семье. И, от того, насколько крепкая основа (хорошая или дурная) будет здесь заложена, зависит дальнейшая социализация подрастающего ребенка.
Гость, 27 января 2017 г., 19:29
Авторы статей противоречат друг другу (или может автор противоречит сам себе?) Тут: «С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью», а в статье http://www. psychologos.ru/articles/view/gospitalizm написали: «Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо».
1
ответ
Гость, 31 января 2018 г., 22:39
Автор говорил о «подлинно человеческом» (по всей видимости — разум, мораль, патриотизм (автор сюда его относит, с чем я не соглашусь) и пр), а творческие и лидерские качества к этому не относятся, они и у животных есть, достаточно посмотреть на крыс, осьминогов, ворон и пр.
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Что такое маленький ребенок
Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?
2Подробнее
01 янв. 2010 г.
Дисциплинарный подход и свободное воспитание
Дисциплинарный подход тяготеет скорее к традиционному, нежели к свободному воспитанию, при этом утверждать, какой подход лучше «вообще» — затруднительно. Дисциплинарный подход ближе мужскому мировоззрению, свободное воспитание — женскому. И в том, и в другом подходе бывают воспитатели отличные — и плохие.
0Подробнее
31 дек. 2012 г.
Механизмы, условия и источники развития личности
Условия развития — это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне — выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.
1Подробнее
01 янв. 2012 г.
Нравственное состояние современного российского общества
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. — «моральная деградация»; используются разработанные количественные показатели — индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
22Подробнее
01 янв. 2013 г.
Развитие личности через нулевую или первую позицию
Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее? Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО — эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?
0Подробнее
Социализация и личность
Социализация и личностьРеклама
1 из 38
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения оффлайн
Технологии
Реклама
Реклама
Социализация и личность
- • Процесс, посредством которого культурное наследие социально передается от одного поколения к другой • Относится к непрерывному процессу обучения и переобучение по мере того, как люди переходят из разных стадиях роста и развития или от одной социальной группы к другой (Панопио, 1996)
- • Процесс, посредством которого мы приобретаем эти режимы мышления, чувств и действий, которые необходимы эффективно участвовать в жизни большого сообщества. • Является ли процесс, посредством которого мы приобретаем социальные идентичности и усвоить ценности и роли наш социальный мир. (Д. Лайт, 1995) • Является ли процесс, с помощью которого общество передает культурные ценности людям, чтобы они могут нормально функционировать как его члены. Это процесс, посредством которого человек приобретает и усваивает поведение, понятия, знания и навыки, необходимые для жизни в обществе. (Конклен, 1984)
- • Организован ли процесс приспособления? жизни и устоявшейся культурной традиции; это включает дополнительный процесс передача культурного и социального наследия и развитие личности. (Метла и Селзник, 1977 г.) • Является ли процесс обучения, когда человек приобретает статус, играет соответствующую роль и появляется с личностью.
- • Организация биологических, психологические, социальные, культурные и моральные факторы, лежащие в основе поведения человека. Это относится к более или менее устойчивой организации сил внутри человека, связанных с комплекс достаточно устойчивых установок, ценностей и способы восприятия, которые учитывают, в части, для индивидуальной последовательности поведение (Барроу 1963)
- • Относится к общей сумме всех физических или биологические, психологические или психические, социальные или культурные, эмоциональные и духовные черты человека, которые лежат в основе его поведения и которые делает его отличным, уникальным или отличным от всех другие. • Способ, которым люди взаимосвязаны через идеи, действия и отношения к нечеловеческие аспекты его окружения и биологическое наследие. Таким образом, понимание взаимоотношения личности и среды необходимо для лучшего понимания человеческого поведения (Дьюи и Хамбер, 19 лет).66)
- Личность является побочным продуктом социализации процесса и во многом определяется Взаимодействие наследственности и среды. 1. Биологическая наследственность или наследственность 2. Окружающая среда а. Географическая среда б. Культурная среда в. Социальная среда
- Наследственность и окружающая среда (природа и воспитание) взаимодействуют сложным образом в формировании нашего социального тождества. Наследственность обеспечивает сырье или возможности для роста и личности формирование. Окружающая среда дает возможность, заботу и стимуляция, которая определит, будет ли унаследованный биологический состав будет развиты или заторможены.
- 1. Теория социализации Фрейда Зигмунд Фрейд — венский психолог
- • Ид – вместилище сексуальных и агрессивных призывает. • Эго – это рациональная часть личности, которая интерпретирует информацию, полученную с помощью чувств, и это находит реалистичным и приемлемым Способы удовлетворения биологических потребностей. • Суперэго – обозначает интернализированные идеи. правильного и неправильного, традиционные ценности и мораль общества.
- 2. Теория культурного детерминизма — рассматривает культуру и культурную среду как главный фактор, определяющий человека поведение. Франц Боас: Личность развитие – это результат изученного пути группы. .
- Рут Бенедикт: индивидуальный личности членов общества являются крошечными копиями их общей культуры, с культурой как общая сумма их личности
- 3. Теория символического интеракционизма — личность есть результат взаимодействия между людьми, медитируемыми символами или язык. Мид: Самость состоит из двух частей, а именно: • «Я», активное, спонтанное и идиосинкразический. • «Я», которое является продуктом социализация, результатом которой является социальная самость. Этот относится к Я, которое приобрело социальный статус через социальное взаимодействие и признание статуса и роли других.
- Чарльз Хортон Кули (1964): называет социальное Я «зазеркалье себя». Это концепция самого себя или способность визуализировать себя через ответы других.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- 4. Теория биологического детерминизма — рассматривает унаследованные биологические структуры как главный фактор, определяющий человека поведение. 5. Теория маркировки — личность рассматривается как результат навешивание обществом ярлыков на человеческое поведение как на хорошо или плохо.
- (1991) 1. Группа передает свои ценности, обычаи и верований от одного поколения к другому. 2. Социализация позволяет человеку расти и превратиться в социально функционирующую человек. 3. Средства социального контроля, с помощью которых члены поощряются к тому, чтобы соответствовать способам интернализацией групповых норм и ценности.
- – относится к общей классификации человеческих существа как мужчины и женщины на основе различия их первичных половых органов и Их анатомо-биологические особенности.
- — обозначает физическое, социальные и культурные различия между самцы и самки.
- — относится к концепции что у нас есть себя мужчинами или женщины. — или социализация для половых ролей начинается с рождения.
- Девочек часто называют «слабый», «мягкий», «тонко- характерный», «нежный», «скромный» и «хрупкий».
- Мальчиков описывают как «сильный», «твердый», «большой электронные», «хорошо скоординировано» и «жесткий».
- Девушки должны быть красивая, нежная, чистая, аккуратный, сладкий, культурный, послушный, популярный и зависимый
- Мальчики должны быть умный, сильный, агрессивный, бесстрашный, напористый и независимый.
- Детей обычно готовят к работе соответствующие их полу (Pal 1956). Мальчики обучены следовать за работой отца, бегать выполнять поручения, собирать дрова, носить воду и т. д. Девочки помогают матери готовить, убирать дом, стирка и заботиться о младшем братья и сестры.
- Ожидается, что женщина будет «женственной», соблазнительной, красивой, образованной, а также быть спутница мужа, мать ей детей, так и на дому.
- Мужчина должен быть «мачо», то есть показывая сексуальное мастерство и быть властный, мужественный, мужественный, лицо, принимающее решение, и авантюрный. он ожидается быть хорошим поставщиком и кормилец, чтобы стать глава и хранитель семья. (Джокано, 1998)
- Существуют также специальные курсы колледжей для самцы и самки. Образование, домоводство, социальная работа, питание, секретарь и тому подобное считаются как женские курсы, а математика, естествознание, политология, инженерия, авиация, медицина и право считаются больше подходит мужчинам.
- Работа или занятия, считающиеся женскими занятия включают преподавание, уход за больными, работу в сфере продаж и маркетинг, помощь по дому за границей, секретарь работа, косметологи, парикмахеры, администраторы и Офицеры по связям с гостями, как правило, женщины. С другой стороны, мужской занятия включают административный и управленческие работы, высоко квалифицированный и технический профессии, военные и полицейская работа, аренда и сельскохозяйственный труд, транспорт и фермерская рыбалка.
Примечания редактора
- —
Реклама
Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10.3109/10826089809062220.
Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. goetting@lamar. colostate.edu
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/10826089809062220
E R Oetting et al. Неправильное использование Subst. 1998 мая.
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10.3109/10826089809062220.
Авторы
Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/10826089809062220
Абстрактный
Теория первичной социализации предполагает, что употребление наркотиков и девиантное поведение возникают в результате взаимодействия с первичными источниками социализации — семьей, школой и группами сверстников. Теория также постулирует, что личные характеристики и черты личности человека не имеют прямого отношения к употреблению наркотиков и отклонениям, но почти во всех случаях влияют на эти результаты только тогда, когда они влияют на взаимодействие между человеком и первичными источниками социализации. Интерпретация результатов исследования с точки зрения теории первичной социализации предполагает следующее: 1) такие характеристики, как депрессия, тревога и низкая самооценка, связаны с употреблением наркотиков и девиантностью только тогда, когда они оказывают сильное влияние на процесс первичной социализации; т. е. среди детей младшего возраста; 2) такие черты, как гнев, агрессия и поиск острых ощущений, связаны с употреблением наркотиков и отклонениями, поскольку эти черты с большей вероятностью влияют на первичный процесс социализации в любом возрасте; 3) психопатологии, которые в наименьшей степени препятствуют установлению связи с источниками просоциальной социализации, тревогами и большинством аффективных расстройств, реже имеют коморбидную наркотическую зависимость; и 4) Психопатологии, такие как оппозиционное расстройство, расстройство поведения, синдром дефицита внимания и антисоциальная личность, с большей вероятностью мешают первичной социализации, и литература показывает, что эти синдромы также, скорее всего, имеют двойной диагноз с наркозависимостью.
Похожие статьи
Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.
Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В.Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь;34(7):1013-23. дои: 10.3109/10826089909039393. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219
Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/10826089809056252. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.
Теория первичной социализации. Влияние общества на употребление наркотиков и девиантность. III.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж. Ф., Деффенбахер Дж.Л. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 июнь; 33 (8): 1629-65. дои: 10.3109/10826089809058948. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9680086
Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации.
Нурко Д.Н., Лернер М. Нурко Д.Н. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359217
Аннотация: Недавнее исследование, изучающее роль отношений со сверстниками в развитии психопатологии.
Дитер-Декард К. Дитер-Декард К. J Детская психологическая психиатрия. 2001 г., июль; 42 (5): 565–79. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11464962 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Факторы риска раннего подросткового возраста в криминальной карьере польских правонарушителей в свете теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпжак А., Пенкала-Войцеховская А., Хомчинский П., Ольшевский М., Марчак М., Козловский Р., Тимлер Д., Законник Л., Сенкевич К., Козловская Е., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 июня; 18 (12): 6583. дои: 10.3390/ijerph28126583. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34207331 Бесплатная статья ЧВК.
Возрастные переходы и поворотные моменты в криминальной карьере польских правонарушителей с точки зрения теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпшак А., Хомчиньски П., Ратайчак Ю., Марчак М., Козловски Р., Тимлер Д., Пенкала-Войцеховска А., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 3 июня; 18 (11): 6010. дои: 10.3390/ijerph28116010. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34205048 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние соседства, сверстников и родителей на незначительное и серьезное употребление психоактивных веществ латиноамериканскими и чернокожими подростками.
Сигал М., Росс Б.Дж., Бенке А.О., Планкетт С.В. Сигал М. и др. Дети (Базель). 2021 31 марта; 8 (4): 267. doi: 10.3390/дети8040267. Дети (Базель). 2021. PMID: 33807221 Бесплатная статья ЧВК.
Социальное взаимодействие в игре и игровое расстройство: взгляд из онлайн-социального капитала.