Мышление и его расстройства (В.В. Дунаевский)
Мышление
Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.
Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. — то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.
Таким образом был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий. Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями, описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).
Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.
Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.
Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.
Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.
Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.
Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.
Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.
Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)
Эта рубрика включает ряд нарушений способа мышления по форме: изменение его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.
Нарушения темпа мышления
Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления.
Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.
Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.
Нарушения стройности мышления
Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т. п.
При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.
Нарушение целенаправленности мышления
Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.
Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.
Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.
Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.
Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.
Расстройства мышления по содержанию
Включают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.
Бредовые идеи.
Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.
Первичный бред, или бред толкования, интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.
Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания). Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).
По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.
К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».
Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.
К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.
Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).
Бредовые синдромы
Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.
Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.
При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо, который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:
Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.
Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.
Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).
Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.
Парафренный синдром. Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред). При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.
Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения). Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).
Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойника заключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.
Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.). Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.
Сверхценные идеи
Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.
Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии. Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.
Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.
Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.
При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».
Навязчивые идеи
Навязчивые идеи, или обсессии, — это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания).
К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т. п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.
Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии, моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома. Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия), закрытых помещений (клаустрофобия), толпы и открытых пространств (агорафобия), смерти (танатофобия). Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия.
При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.
Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.
Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).
Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром. При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.
Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.
Нарушение мышления как симптом, при каких заболеваниях может проявляться
Мышление – одна из фундаментальных психических функций и способностей, в полной мере присущая только виду Homo Sapiens (во всяком случае, так полагают представители данного вида). По большому счету, именно мышление делает человека человеком, обеспечивая ему не только выживание, но и колоссальное, недосягаемое преимущество на планете. И именно мышление, становясь слишком амбициозным, ретивым или, наоборот, беспечным в некоторых областях (геополитика, экология, потребление природных ресурсов и т.д.), может полностью прекратить существование вышеупомянутой эволюционной линии приматов.
Нарушения мышления, – т.е. способности следовать общечеловеческой логике, вынося рациональные, рассудочные, здравые суждения и приходя к т.н. адекватным выводам, а затем действуя в соответствии с этими выводами, – тема поистине необъятная. Ей посвящены обширные специальные разделы в психиатрии, медицинской психологии и других науках психоневрологического направления. Нарушения мышления можно разделить на два больших класса: снижение уровня и искажения структурной логики. Первый тип нарушений, т.е. примитивность, конкретность (как антоним абстрактному мышлению), часто торпидность (тугоподвижность) или, наоборот, неустойчивость, – сопутствует врожденному и приобретенному слабоумию, соотв., олигофрениям во всем спектре и органическим деменциям (см., напр., «Сосудистая деменция»). Второй тип присущ «большим» психозам– прежде всего, шизофрении, биполярному аффективному расстройству (в частности, в маниакальной фазе начинается т.н. «скачка идей», резко ускоряется темп мышления и столь же резко падает его реальная продуктивность, результативность), а также эпилептическим, реактивным, соматогенным, интоксикационным психозам – в этом случае нарушения мышления входят в структуру полиморфных психопатологических симптомокомплексов.
Следует отметить специфическую особенность, существенно отличающую нарушения мышления от любой другой известной медицине симптоматики, а именно акритичность пациента. Как правило, человеку кажется, что он-то мыслит совершенно нормально, тогда как окружающие его «не хотят понять», «подтрунивают» или даже «издеваются». Здесь очень многое зависит от ближайших родственников, друзей, коллег по работе. Любые нарушения мышления – это симптом, и симптом во всех случаях серьезный. Благодаря феномену «интуитивной диагностики» мы, даже не будучи специалистами, можем распознать у другого человека остро развивающуюся или же нарастающую очень медленно трансформацию логики, тематики, уровня суждений. В такой ситуации крайне важно проявить деликатность, способность к убеждению (если у больного сохранна хотя бы формальная, частичная критика), а если понадобится, – то и решительность (напр., вызов «Скорой»), чтобы обеспечить максимально быстрое медицинское вмешательство и оказание адекватной помощи.
Болезни
Симптомы, диагностика и лечение расстройства мышления
Расстройство мышления — это дезорганизованный способ мышления, который приводит к ненормальным способам выражения речи при разговоре и письме. Это один из основных симптомов шизофрении, но он может присутствовать и при других психических расстройствах, таких как мания и депрессия.
Расстройство мышления является одним из наиболее трудных для диагностики и лечения психических расстройств, поскольку у многих людей время от времени проявляются симптомы расстройства мышления. Некоторые люди могут демонстрировать расстройство мышления только тогда, когда они устали.
Существует более 20 подтипов расстройства мышления. В этой статье мы разберем симптомы некоторых из наиболее распространенных типов. Мы также рассмотрим возможные варианты лечения, чтобы помочь вам или вашим знакомым справиться с этим расстройством.
Расстройство мышления впервые появилось в научной литературе в 1980-х годах, когда оно было впервые описано как симптом шизофрении. Его широкое определение — любое нарушение в организации и обработке идей.
Каждый тип расстройства мышления имеет уникальные симптомы. Однако нарушение взаимосвязи идей присутствует во всех типах.
Несмотря на то, что у большинства людей время от времени проявляются некоторые симптомы расстройства мышления, расстройство мышления не классифицируется до тех пор, пока оно не оказывает негативного влияния на способность к общению.
Вот некоторые из наиболее распространенных типов расстройства мышления:
Алогия
Люди с алогией, также известной как бедность речи, дают краткие и неразборчивые ответы на вопросы. Люди с этой формой расстройства мышления редко говорят без побуждения. Алогия часто наблюдается у людей с деменцией или шизофренией.
Блокировка
Люди с блокировкой мысли часто резко прерывают себя на полуслове. Они могут останавливаться на несколько секунд или минут. Когда они снова начинают говорить, они часто меняют тему разговора. Блокирование мыслей часто встречается у людей, страдающих шизофренией.
Обстоятельность
Люди с обстоятельностью, также известной как обстоятельное мышление или обстоятельная речь, часто включают в свою речь или письмо чрезмерные не относящиеся к делу детали. Они сохраняют свой первоначальный ход мыслей, но сообщают много ненужных деталей, прежде чем вернуться к основной мысли.0027 .
Лязг или ассоциация с лязгом
Человек с лязгающим мыслительным процессом выбирает слова, основываясь на звучании слова, а не на его значении. Они могут полагаться на использование рифм, аллитераций или каламбуров и создавать бессмысленные предложения. Нарушение мыслительного процесса — частый симптом мании.
Крушение
Человек с крушением говорит цепочками только полуродственных идей. Их идеи часто все дальше и дальше отходят от темы разговора. Например, человек с невменяемым мышлением может перейти от разговора о кроликах к волосам на голове и к вашему свитеру.
Отвлекаемая речь
Человек с отвлекаемым расстройством речи и мышления с трудом поддерживает тему. Они быстро переключаются между темами и отвлекаются на внутренние и внешние раздражители. Это обычно наблюдается у людей с манией.
Например, человек с отвлекающей речью может внезапно спросить, где вы взяли шляпу на полуслове, рассказывая вам о недавнем отпуске.
Эхолалия
Людям с эхолалией трудно общаться. Они часто повторяют звуки и слова, которые слышат, вместо того, чтобы выражать свои мысли. Например, вместо ответа на вопрос они могут повторить вопрос.
Другие типы расстройства мышления
В Справочнике по психиатрии Джона Хопкинса перечислены 20 типов расстройств мышления. К ним относятся:
- Парафазная ошибка: постоянное неправильное произношение слов или оговорки
- Неестественная речь: использование необычного языка, который является чрезмерно формальным или устаревшим Потеря цели: проблемы с поддержанием темы и невозможность прийти к сути
- Неологизм: создание новых слов
- Бессвязность: произнесение, казалось бы, случайных наборов слов, известных как «словесный салат»
Причина расстройства мышления недостаточно известна. Расстройство мышления не является симптомом какого-либо конкретного расстройства, но обычно наблюдается у людей с шизофренией и другими психическими расстройствами.
Причина шизофрении также неизвестна, но считается, что этому могут способствовать биологические, генетические факторы и факторы окружающей среды.
Расстройство мышления имеет расплывчатое определение, а симптомы сильно различаются, поэтому трудно найти одну основную причину. Исследователи до сих пор спорят о том, что может привести к симптомам расстройства мышления.
Некоторые считают, что это может быть вызвано изменениями в связанных с речью частях мозга, в то время как другие считают, что это может быть вызвано проблемами в более общих частях мозга.
Расстройство мышления является одним из определяющих симптомов шизофрении и психоза. Люди имеют повышенный риск развития расстройства мышления, если они также имеют:
- аффективные расстройства
- биполярное расстройство
- депрессия
- черепно-мозговая травма
- тревога
Согласно исследованиям 2005 года, у людей с эпилепсией повышен риск развития шизофрении и психоза по сравнению с общей популяцией.
Черепно-мозговая травма увеличивает риск развития шизофрении и других психических расстройств, таких как депрессия, биполярное расстройство и тревожные расстройства.
Следующие факторы риска также могут быть факторами риска шизофрении и, соответственно, расстройства мышления:
- стресс
- употребление наркотиков, изменяющих сознание
- воспалительные и аутоиммунные заболевания
- воздействие токсичных химических веществ до рождения нередко люди время от времени демонстрируют симптомы расстройства мышления. Однако, если эти симптомы часты или достаточно серьезны, чтобы вызвать проблемы с общением, рекомендуется поговорить с врачом.
Расстройство мышления может быть симптомом психического расстройства. Многие психические расстройства, такие как шизофрения, прогрессируют и не проходят без лечения. Однако люди с психическими расстройствами часто не знают о своих симптомах и нуждаются в помощи члена семьи или друга.
Если вы заметили какие-либо другие симптомы шизофрении у кого-то из ваших знакомых, вы можете порекомендовать ему обратиться к врачу:
- бред
- галлюцинации
- дезорганизованное мышление или речь
- пренебрежение личной гигиеной
- отсутствие эмоций
- отсутствие выражения лица
- уход от социальной жизни
непоследовательно.
Тест чернильных пятен Роршаха
Тест чернильных пятен Роршаха был впервые изобретен Германом Роршахом в 1921 году. В тесте используется серия из 10 чернильных пятен для выявления потенциального расстройства мышления.
Чернильные пятна неоднозначны, и пациент дает свою интерпретацию каждой из них. Затем ведущий психолог интерпретирует ответы пациента для поиска потенциально неупорядоченного мышления.
Индекс мыслительных расстройств
После вовлечения пациента в открытый разговор медицинский работник расшифровывает разговор и оценивает его с помощью индекса мыслительных расстройств.
Индекс расстройств мышления, также называемый дельта-индексом, является первым стандартизированным тестом для выявления расстройств мышления. Он измеряет 23 области потенциальных нарушений мышления и оценивает серьезность каждой из них по шкале от нуля до единицы.
Лечение расстройства мышления направлено на основное заболевание. Двумя основными видами лечения являются медикаментозное лечение и психотерапия.
Лекарства
Антипсихотические препараты могут быть назначены в зависимости от причины расстройства мышления. Эти лекарства могут сбалансировать химический состав мозга допамин и серотонин.
Психотерапия
Психотерапия помогает людям заменить свои мысли более реалистичными и научить их способам борьбы с болезнью.
Когнитивно-поведенческая терапия, форма психотерапии и терапия улучшения когнитивных функций могут быть полезны для людей с шизофренией.
Если вы подозреваете, что у близкого человека расстройство мышления, предложите ему обратиться за медицинской помощью. Доступны методы лечения, которые могут эффективно справиться с симптомами расстройства мышления, и врач может помочь определить правильный метод лечения в зависимости от основного заболевания.
Расстройство мышления — это неорганизованный способ мышления, который приводит к необычной речи и письму. Людям с расстройством мышления трудно общаться с другими людьми, и им может быть трудно признать, что у них есть проблема.
Если вы подозреваете, что у кого-то из ваших близких есть расстройство мышления, советуйте ему как можно скорее обратиться к врачу.
Симптомы, диагностика и лечение расстройства мышления
Расстройство мышления — это дезорганизованный способ мышления, который приводит к ненормальным способам выражения речи при разговоре и письме. Это один из основных симптомов шизофрении, но он может присутствовать и при других психических расстройствах, таких как мания и депрессия.
Расстройство мышления является одним из наиболее трудных для диагностики и лечения психических расстройств, поскольку у многих людей время от времени проявляются симптомы расстройства мышления. Некоторые люди могут демонстрировать расстройство мышления только тогда, когда они устали.
Существует более 20 подтипов расстройства мышления. В этой статье мы разберем симптомы некоторых из наиболее распространенных типов. Мы также рассмотрим возможные варианты лечения, чтобы помочь вам или вашим знакомым справиться с этим расстройством.
Расстройство мышления впервые появилось в научной литературе в 1980-х годах, когда оно было впервые описано как симптом шизофрении. Его широкое определение — любое нарушение в организации и обработке идей.
Каждый тип расстройства мышления имеет уникальные симптомы. Однако нарушение взаимосвязи идей присутствует во всех типах.
Несмотря на то, что у большинства людей время от времени проявляются некоторые симптомы расстройства мышления, расстройство мышления не классифицируется до тех пор, пока оно не оказывает негативного влияния на способность к общению.
Вот некоторые из наиболее распространенных типов расстройства мышления:
Алогия
Люди с алогией, также известной как бедность речи, дают краткие и неразборчивые ответы на вопросы. Люди с этой формой расстройства мышления редко говорят без побуждения. Алогия часто наблюдается у людей с деменцией или шизофренией.
Блокировка
Люди с блокировкой мысли часто резко прерывают себя на полуслове. Они могут останавливаться на несколько секунд или минут. Когда они снова начинают говорить, они часто меняют тему разговора. Блокирование мыслей часто встречается у людей, страдающих шизофренией.
Обстоятельность
Люди с обстоятельностью, также известной как обстоятельное мышление или обстоятельная речь, часто включают в свою речь или письмо чрезмерные не относящиеся к делу детали. Они сохраняют свой первоначальный ход мыслей, но сообщают много ненужных деталей, прежде чем вернуться к основной мысли.0027 .
Лязг или ассоциация с лязгом
Человек с лязгающим мыслительным процессом выбирает слова, основываясь на звучании слова, а не на его значении. Они могут полагаться на использование рифм, аллитераций или каламбуров и создавать бессмысленные предложения. Нарушение мыслительного процесса — частый симптом мании.
Крушение
Человек с крушением говорит цепочками только полуродственных идей. Их идеи часто все дальше и дальше отходят от темы разговора. Например, человек с невменяемым мышлением может перейти от разговора о кроликах к волосам на голове и к вашему свитеру.
Отвлекаемая речь
Человек с отвлекаемым расстройством речи и мышления с трудом поддерживает тему. Они быстро переключаются между темами и отвлекаются на внутренние и внешние раздражители. Это обычно наблюдается у людей с манией.
Например, человек с отвлекающей речью может внезапно спросить, где вы взяли шляпу на полуслове, рассказывая вам о недавнем отпуске.
Эхолалия
Людям с эхолалией трудно общаться. Они часто повторяют звуки и слова, которые слышат, вместо того, чтобы выражать свои мысли. Например, вместо ответа на вопрос они могут повторить вопрос.
Другие типы расстройства мышления
В Справочнике по психиатрии Джона Хопкинса перечислены 20 типов расстройств мышления. К ним относятся:
- Парафазная ошибка: постоянное неправильное произношение слов или оговорки
- Неестественная речь: использование необычного языка, который является чрезмерно формальным или устаревшим Потеря цели: проблемы с поддержанием темы и невозможность прийти к сути
- Неологизм: создание новых слов
- Бессвязность: произнесение, казалось бы, случайных наборов слов, известных как «словесный салат»
Причина расстройства мышления недостаточно известна. Расстройство мышления не является симптомом какого-либо конкретного расстройства, но обычно наблюдается у людей с шизофренией и другими психическими расстройствами.
Причина шизофрении также неизвестна, но считается, что этому могут способствовать биологические, генетические факторы и факторы окружающей среды.
Расстройство мышления имеет расплывчатое определение, а симптомы сильно различаются, поэтому трудно найти одну основную причину. Исследователи до сих пор спорят о том, что может привести к симптомам расстройства мышления.
Некоторые считают, что это может быть вызвано изменениями в связанных с речью частях мозга, в то время как другие считают, что это может быть вызвано проблемами в более общих частях мозга.
Расстройство мышления является одним из определяющих симптомов шизофрении и психоза. Люди имеют повышенный риск развития расстройства мышления, если они также имеют:
- аффективные расстройства
- биполярное расстройство
- депрессия
- черепно-мозговая травма
- тревога
Согласно исследованиям 2005 года, у людей с эпилепсией повышен риск развития шизофрении и психоза по сравнению с общей популяцией.
Черепно-мозговая травма увеличивает риск развития шизофрении и других психических расстройств, таких как депрессия, биполярное расстройство и тревожные расстройства.
Следующие факторы риска также могут быть факторами риска шизофрении и, соответственно, расстройства мышления:
- стресс
- употребление наркотиков, изменяющих сознание
- воспалительные и аутоиммунные заболевания
- воздействие токсичных химических веществ до рождения нередко люди время от времени демонстрируют симптомы расстройства мышления. Однако, если эти симптомы часты или достаточно серьезны, чтобы вызвать проблемы с общением, рекомендуется поговорить с врачом.
Расстройство мышления может быть симптомом психического расстройства. Многие психические расстройства, такие как шизофрения, прогрессируют и не проходят без лечения. Однако люди с психическими расстройствами часто не знают о своих симптомах и нуждаются в помощи члена семьи или друга.
Если вы заметили какие-либо другие симптомы шизофрении у кого-то из ваших знакомых, вы можете порекомендовать ему обратиться к врачу:
- бред
- галлюцинации
- дезорганизованное мышление или речь
- пренебрежение личной гигиеной
- отсутствие эмоций
- отсутствие выражения лица
- уход от социальной жизни
непоследовательно.
Тест чернильных пятен Роршаха
Тест чернильных пятен Роршаха был впервые изобретен Германом Роршахом в 1921 году. В тесте используется серия из 10 чернильных пятен для выявления потенциального расстройства мышления.
Чернильные пятна неоднозначны, и пациент дает свою интерпретацию каждой из них. Затем ведущий психолог интерпретирует ответы пациента для поиска потенциально неупорядоченного мышления.
Индекс мыслительных расстройств
После вовлечения пациента в открытый разговор медицинский работник расшифровывает разговор и оценивает его с помощью индекса мыслительных расстройств.
Индекс расстройств мышления, также называемый дельта-индексом, является первым стандартизированным тестом для выявления расстройств мышления. Он измеряет 23 области потенциальных нарушений мышления и оценивает серьезность каждой из них по шкале от нуля до единицы.
Лечение расстройства мышления направлено на основное заболевание. Двумя основными видами лечения являются медикаментозное лечение и психотерапия.
Лекарства
Антипсихотические препараты могут быть назначены в зависимости от причины расстройства мышления. Эти лекарства могут сбалансировать химический состав мозга допамин и серотонин.
Психотерапия
Психотерапия помогает людям заменить свои мысли более реалистичными и научить их способам борьбы с болезнью.
Когнитивно-поведенческая терапия, форма психотерапии и терапия улучшения когнитивных функций могут быть полезны для людей с шизофренией.
Если вы подозреваете, что у близкого человека расстройство мышления, предложите ему обратиться за медицинской помощью. Доступны методы лечения, которые могут эффективно справиться с симптомами расстройства мышления, и врач может помочь определить правильный метод лечения в зависимости от основного заболевания.
Расстройство мышления — это неорганизованный способ мышления, который приводит к необычной речи и письму. Людям с расстройством мышления трудно общаться с другими людьми, и им может быть трудно признать, что у них есть проблема.