РАССУДОК | это… Что такое РАССУДОК?
форма мышления, в к-рой его всеобщая диалектич. природа осуществляется и проявляется превращенно – как специфически субъективная способность логически обрабатывать материал познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также как дискурсивное движение в нем. Р., в противоположность интуиции, представляется лишенным творч. функций, хотя на деле они лишь не находят в Р. явного выражения. Следует отличать Р. как филос. категорию от обыденного Р. (см. Здравый смысл).
В пределах Р. абстракции наделяются самостоят., самодовлеющим значением. Поэтому мышление, становясь рассудочным, выступает как якобы лишь абстрактное в противовес чувственности, к-рая представляется монополизирующей конкретность. Отсюда – характернейшие черты Р.: ориентация на абстрактное тождество, абстрактную всеобщность и т.п. Поскольку Р. выносит характеристики мышления как творч. процесса вне себя, он фиксирует лишь р е з у л ь т а т ы разрешения всякого диалектич.
Р. разрывает эмпирич. и собственно теоретич. способы применения мышления и превращает их в самостоят. «типы», из к-рых второй якобы не глубже проникает в предмет, а воспаряет над ним в абстракции. Для Р. характерны рядоположность, внешняя рефлексия. В особенности Р. свойственно гипертрофирование категории различия: с его т. зр. дистинкция есть высший символ научности. Языковое выражение, к-рое никогда не может быть единств. способом опредмечивания мыслит. деятельности, фетишизируется (знаковый фетишизм). Поэтому специфич. законам языковых операций процесса рассуждения придается значение законов будто бы самого познающего мышления. Отсюда иллюзия, будто логикой мышления должна быть не содержательная, а формальная логика. Р. гасит в знании, взятом как внешний результат, его собств.
характер генетич. процесса, подменяя строгость понимания строгостью изложения. Тем самым Р. придает понятию форму, «лишенную понятия» (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 1, В., 1960, S. 106; Bd 3, В., 1960, S. 197, 225, 382, 387, 428, 435, 869). P. свойственна иллюзия, будто возможна алгоритмизация мышления, его машинизация. На деле к движению по алгоритму не сводимо также и рассудочное мышление, ибо и здесь оно остается содержательным и подчиняется содержательной логике, хотя и в превращенной форме. Именно Р. выступает как «огрубляющее» мышление, ставящее созданную субъективной рефлексией связь на место явно предметной связи.Марксизм объясняет Р. как превращенную форму на пути анализа его с т. зр. социальной природы познания. Р. как самостоят. форма, не снятая разумом, а противостоящая ему, есть не вечная, а исторически преходящая форма, порожденная разделением деятельности, ее отчуждением. Особенность Р. и его предмета всецело определяется этими особенностями деятельности. Р. есть способ мышления, позволяющий использовать в формально-присвоенной, но творчески не освоенной форме гораздо большую теоретич.
Р. не способен отстоять науку от субъективистско-идеологич. элемента, напротив, он мирно уживается с ним, даже придавая ему респектабельный, наукообразный вид. Так, вульгарная политич. экономия, оставаясь в плену «отчужденных по отношению к внутренней связи форм проявления», «лишь вносит известный рассудочный порядок» в воспроизводящие их представления (см. тамже, Bd 3, S. 829, 885). Вульгарная т. зр. принимает формальную организованность фрагментарного знания за рациональность познания, а его универс. целостность и творч. характер – за нечто «иррациональное». Уже Гегель понял, что эта мнимая рациональность «…принадлежит на деле области рассудка», а это мнимое «и р р а ц и о н а л ь н о е» есть «начало и след р а з у м н о с т и» (Соч.
, т. 1, М.–Л., 1929, с. 336). Подчеркнув правоту этой мысли Гегеля (см. К. Маркс, в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 340–41), Маркс показал, что превращенные формы, фрагментарные и «лишенные понятия», суть объективно существующие иррациональные формы (см. тамже, с. 389). «Рассудок нисколько не спотыкается о них» именно потому, что сам он – столь же превращенная, полная иррациональности форма познания (см. К. Marx, Das Kapital, Bd 3, S. 829). Поэтому анализ Р. – ключ к критике иррационализма, как такой реакции на Р., к-рая, находясь в негативной зависимости от него, еще не способна его преодолеть.Р. есть несуверенное мышление, заведомо подчиненное внешней целесообразности. Р. – носитель стандартности, слепой нормативности. С подлинно филос. проблематикой Р. не справляется и сдает ее враждебным разуму силам.
В сов. филос. лит-ре развивается и иная т. зр. на Р. (П. В. Копнин), согласно к-рой Р. есть низшая, нетворч. форма всякого теоретич. мышления, общая человеку с нек-рыми животными и информац. машинами. Историко-филос. очерк и лит. см. при ст. Разум.
Г. Батищев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Что значит рассудок — Значения слов
рассудок в словаре кроссвордиста
рассудок
- Потеря безумца
- В нем бывает помутнение
- Ум
- Нормальное, обычное состояние человеческого сознания
- Психическая деятельность
- Ясное понимание действительности
- «ума палата»
- Способность логически мыслить
- Жертва страсти
- ,,источник здравого смысла,,
- Что теряют, слетев с катушек?
- Что потеряла шекспировская Офелия незадолго до гибели?
- Что теряют, «сходя с ума»?
- «Ума палата»
- Здравый смысл
- Его лишается влюблённый
- Охлаждает жар страстной любви
- Здравый смысл, который иные теряют
- Способность мыслить
- Иногда его лишаются
- Первая жертва страсти
- Житейский ум
- Ум, сознание
- Здравый смысл, разумность
- Способность к мыслительной деятельности
- Разум без крыльев
- Внутренний голос, не позволяющий человеку совершить дурной поступок
- То, что человеку желательно не терять в любой ситуации
Толковый словарь русского языка.
Д.Н. Ушаковрассудок
рассудка, мн. нет, м.
Мыслительная способность позволяющая логически осмыслять действительность, разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории рассудка.
Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. Я не совсем еще рассудок потерял от рифм бахических, шатаясь на Пегасе. Пушкин. Лишиться рассудка.
Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека. Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Грибоедов. Вот ты
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
рассудок
-дка, м.
Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться россу дка (сойти с ума).
Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль).
прил. рассудочный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
рассудок
м.
Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум.
Нормальное, обычное состояние человеческого сознания.
Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Рассудок
Рассу́док — часть мыслящего сознания , способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту ) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории . Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.
Важными характеристиками рассудка являются:
- строгое отделение понятий друг от друга
- способность правильно классифицировать воспринимаемое
- непротиворечиво систематизировать опыт и знание
Рассудок следует отличать от других форм сознания — самосознания , разума и духа . Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.
Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла .
Примеры употребления слова рассудок в литературе.
Он схватил Люриного альма своими потными ручищами, и несчастный Пан бился в них, почти теряя рассудок от безумного страха и отвращения.
Вероника, поднимая набожно глаза к небу и с живостью думая, какой студент Ансельм и теперь уже приятный молодой человек, даже и без рассудка!
Ах, теперь я понял, что так угнетало отцов церкви, а особенно Августина — эту непостижимость, унизительную не только для здравого рассудка, но и для чувств, они не смогли понять, упрятали свое изумление в догматы, отказались от собственного разума, не зная, что им явилась антиномия, заключенная в технике, а не в этике творения.
Она же глазиком блеснула И губки язычком лизнула Крысиным личком, как Лилит Прильнула к мне и говорит: Что, блядь, сука Пидер гнойный Говно недокушенное Вынь хуй изо рта А то картавишь что-то Тут необходимо авторское пояснение, что весь мат, объявляющийся на пределах текста не житейско-повседневного, представляет собой как-бы язык сакральный, ныне исчезнувший, изношенный в своей сакральности и обнаруживающийся как всплески неких чувств, неуправляемых обычным житейским жизнепроявлением, неразрешимых простым словоопределением, но и не складывающимся, по причине давней утраченности, затемненности первооснов, его породивших, в систему метафизической осмысленности, но лишь как изумление, ясное и недостижимо-несмываемое стояние перед лицом чуда, светящегося ликом женским, с набухшим теплым молоком мягкой груди, покрытой нежным, растянутой от внутреннего переполнения кожей, сквозь которую просвечивают чуть расплывачатые обрисовывающие мягкие изгибы форм, голубоватые прожилки, ключицы, кости плеч и предплечий смутно
Таким образом, в основе объяснения аподиктического и в то же время конструктивного характера действительного математического знания — и здесь одно как раз связано с другим — лежит именно идея схематизма нашего рассудка в отношении явлений.
Все осложнялось еще и тем, что Арман обнаружил такую нежность и признательность, такую ласку, выглядел таким веселым, преисполненным надежд, а она испытывала такое счастье, любуясь знакомыми чертами, сквозь которые, как уже казалось, проглядывали черты шевелившегося в ней ребенка, что, не в силах более терпеть эти противоречивые, лишавшие ее рассудка порывы, она бросилась в его объятия и разрыдалась у него на плече.
Иво хоть немного стал соображать только после жесткой посадки — он буквально потерял рассудок от страха, утешало лишь то, что Беатрикс чувствовала то же самое.
Ване вдруг отчетливо, под удары будто упавшего сердца, увиделся совсем еще молоденький, белобрысенький, изгложенный собственной виной и страхом, уже потерявший как будто рассудок солдатик.
И так изобретенное на заключение истины и просвещения в теснейшие пределы, изобретенное недоверяющею властию ко своему могуществу, изобретенное на продолжение невежества и мрака, ныне во дни наук и любомудрия, когда разум отряс несродные ему пути суеверия, когда истина блистает столично паче и паче, когда источник учения протекает до дальнейших отраслей общества, когда старания правительств стремятся на истребление заблуждений и на отверстие беспреткновенных путей рассудку к истине, постыдное монашеское изобретение трепещущей власти принято ныне повсеместно, укоренено и благою приемлется преградою блуждению.
Последние слова он проговорил сквозь зубы, а затем продолжал: — А как скоро я его обезглавлю и введу вас в мирное владение государством вашим, то вы будете вольны располагать собою по своему благоусмотрению, ибо память моя поглощена, воля пленена, и я потерял рассудок из-за той.
Какой человек со здравым рассудком, мысля по рациональности и желая мыслить в свободе, может поверить, что есть три Бога, равные по сущности, и что Божественное Бытие или Божественная Сущность может быть разделена?
И, тем не менее, должен он относить к себе Божественное, зная по Слову, что человек не может что-либо принять сам собою, если не будет это дано ему с Неба, зная также по Рассудку, что эта видимость ему дана, дабы он жил человеком, дабы он видел, что такое добро и зло, дабы он выбирал то или другое, дабы он усвоил выбранное, ради взаимного сочетания с Господом, ради своего преобразования, возрождения, спасения и жизни в вечности.
Брама, самый могущественный из четырех порядков богов и восемнадцати хозяев рая, Создатель всего, Господин Верховного Неба и всего под ним, из чьего пупа вырастал лотос и чьи руки вспенивали океаны, тот, кто в трех своих шагах заключал все миры, барабаны славы которого наводили ужас на его врагов, в чьей правой руке было Колесо Закона, тот, кто связывал катастрофы, пользуясь змеей, как веревкой — Брама все больше и больше чувствовал себя смущенным и теряющим рассудок после того, что явилось результатом данного им Госпоже Смерти необдуманного обещания.
Все три наши доктора дали мнение, что и за три дня пред сим больной мог уже быть как в бреду, и хотя и владел, невидимому, сознанием и хитростию, но уже не здравым рассудком и волей.
Тем, что на нашей земной планете втаинственной общей деятельности духов Формы, прошедших через нормальное развитие, с духами Формы, прошедших через отставшееразвитие, некогда была создана кавказская раса, этим была создана почва для того, чтобы вообще мог возникнуть Платон, В том, что в это вершение вступают нормальные и отсталого развития ар-хангелы и вплоть до ангелов мы видим процесс, который был необходим для возникновения Платона, который выступает перед нами, как человеческое существо, который открывает нам свой челове-ческий лик, который является нам с совершенно определенными свойствами рассудка, чувства и воли.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Разум | Britannica
- Ключевые люди:
- Александр Бейн
- Похожие темы:
- философия разума человеческий интеллект Память внимание психология
Просмотреть весь связанный контент →
разум , в западной традиции комплекс способностей, участвующих в восприятии, запоминании, рассмотрении, оценке и принятии решений. Разум в некотором смысле отражается в таких явлениях, как ощущения, восприятия, эмоции, память, желания, различные типы рассуждений, мотивы, выбор, черты личности и бессознательное.
Далее следует краткое описание разума. Теме разума посвящен ряд статей. Философскую трактовку западных концепций см. разум, философия. Для научной трактовки так называемых умственных способностей см. интеллект; обучение животных; теория обучения; Память; восприятие; мысль. Для трактовки восточных концепций в контексте соответствующих философских традиций см. Буддизм; Индуизм; и т.д.
More From Britannica
time: Время в философии биологии и философии разума 20-го века
В той мере, в какой разум проявляется в наблюдаемых явлениях, его часто рассматривали как специфически человеческое достояние. Некоторые теории, однако, постулируют существование разума не только у людей, но и у других животных. Одна теория рассматривает разум как универсальное свойство материи. Согласно другой точке зрения, могут существовать сверхчеловеческие умы или разумы, или единый абсолютный разум, трансцендентный разум.
Общие предположения среди теорий разума
Несколько предположений необходимы для любого обсуждения понятия разума. Во-первых, это предположение о мысли или мышлении. Если бы в мире не было признаков мысли, ум не имел бы большого значения или вообще не имел бы его. Признание этого факта на протяжении всей истории объясняет развитие разнообразных теорий разума. Можно предположить, что такие слова, как «мысль» или «мышление», не могут из-за своей собственной двусмысленности помочь определить сферу ума. Но каково бы ни было отношение мышления к ощущению, мышление, по-видимому, включает в себя нечто большее — почти для всех наблюдателей — чем простое получение впечатлений извне. Это, по-видимому, мнение тех, кто делает мышление следствием ощущения, а также тех, кто считает мышление независимым от чувства. Для обоих мышление выходит за пределы ощущения, либо как обработка материалов чувств, либо как схватывание объектов, которые полностью недоступны чувствам.
Второе допущение, которое, по-видимому, является корнем, общим для всех концепций разума, — это допущение о знании или знании. Это можно подвергнуть сомнению на том основании, что если бы существовало ощущение без какой-либо формы мысли, суждения или рассуждения, то существовала бы по крайней мере рудиментарная форма знания — некоторая степень сознания или осведомленности о той или иной вещи. Если принять точку зрения этого возражения, тем не менее кажется верным, что различие между истиной и ложью и различие между знанием, заблуждением и неведением или между знанием, верой и мнением неприменимы к ощущениям при полном отсутствии мысли. Любое понимание знания, которое включает в себя эти различия, по-видимому, подразумевает разум по той же причине, по которой оно подразумевает мышление. Существует еще одно значение ума в факте самопознания. Восприятие может быть осознанием объекта, и в этом смысле оно может быть своего рода знанием, но никогда не наблюдалось, чтобы чувства могли ощущать или осознавать себя.
Мышление представляется не только рефлексивным, но и рефлекторным, т. е. способным рассматривать себя, определять природу мышления и разрабатывать теории психики. Этот факт о мышлении — его рефлексивность — также, по-видимому, является общим элементом во всех значениях «разума». Его иногда называют «рефлексивностью интеллекта», «рефлексивной силой понимания», «способностью понимания размышлять над своими собственными действиями» или «самосознанием». Какой бы ни была формулировка, мир без самосознания или самопознания был бы миром, в котором, вероятно, не возникла бы традиционная концепция разума.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Третье предположение — это предположение о цели или намерении, о планировании курса действий с предвидением его цели или о работе любым другим способом для достижения желаемой и предвиденной цели. Как и в случае с чувствительностью, феномен желания без дополнительных уточнений не указывает на сферу ума. Согласно теории естественного желания, например, естественные тенденции даже неодушевленных и бесчувственных вещей являются выражением желания. Но не в том смысле желания принимается здесь предположение о цели или намерении как свидетельство существования разума.
Скорее на уровне поведения живых существ цель, по-видимому, требует наличия фактора сверх чувств, ограниченных представлением явлений. Его нельзя найти в страстях, которые имеют ту же ограниченность, что и чувства, ибо, если их не обуздать, они склонны к немедленной эмоциональной разрядке. Этот фактор, вызванный направленностью поведения на будущие цели, является либо элементом, общим для всех значений «разума», либо, по крайней мере, элементом, связанным с разумом. Иногда ее называют способностью воли — рациональным желанием или интеллектуальным аппетитом. Иногда его трактуют как акт воли, который, наряду с мышлением, является одним из двух основных видов деятельности ума или понимания; а иногда целеустремленность считают самой сущностью мышления.
Спорные вопросы
Эти допущения — мысль, знание или самопознание и цель — кажутся общими для всех теорий разума. Более того, они кажутся предположениями, требующими развития концепции. Конфликт теорий о том, что такое человеческий разум, какое у него строение, какие части ему принадлежат и какому целому он принадлежит, не исчерпывает всего круга споров по данному вопросу. И все же достаточно общего для всех теорий разума, чтобы можно было сформулировать некоторые другие вопросы: как действует разум? Как он выполняет то, что является его работой, и с какими внутренними достоинствами или недостатками? Каково отношение ума к материи, к телесным органам, к материальным условиям или одного ума к другому ( см. дуализм разума и тела)? Является ли разум общим достоянием людей и животных, или то, что можно было бы назвать разумом у животных, отчетливо отличается от человеческого разума? Существуют ли умы или разум помимо человека и всего мира телесной жизни? Каковы пределы так называемого искусственного интеллекта, способности машин выполнять функции, обычно связанные с разумом?
Понятность позиций, занятых в спорах по этим вопросам, зависит в некоторой степени от расходящихся концепций человеческого разума, из которых они проистекают. Выводы, сделанные в таких областях, как теория познания ( см. эпистемология), метафизика, логика, этика и философия религии имеют отношение к философии сознания; и его выводы, в свою очередь, имеют важные последствия для этих областей. Более того, эта взаимность применима и к ее отношениям к таким эмпирическим дисциплинам, как неврология, психология, социология и история.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Брайаном Дуиньяном.
определение человека+разум по Медицинскому словарю
Человек+разум | определение человека + разум по Медицинскому словарюЧеловек+разум | определение человека+разума по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
человек разум
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Иннатизм
- Этика (книга)
- Кодекс Вечности (сценарий)
- Совместная эпистемология
- tabula rasa
- Жанры, подкатегории и темы, связанные с научной фантастикой
- Разум I
- Загрузка разума
- Горилла Гродд
- Мерлин Дональд
- Биобомба
- Ирискам
- Сюзанна Лангер
- Центавр
- Лазерное оружие (Артемис Фаул)